Добрые отношения между людьми как основа долголетия. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам Доброжелательное отношение друг к другу

Программное содержание.

  • Познакомить детей с содержанием рассказа «Шар в окошке». Раскрыть идейный смысл произведения. Учить отвечать полным ответом по содержанию рассказа.
  • Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми. Показать, как приятно дарить друзьям красоту мира. Учить отличать добрые поступки от дурных. Продолжать формировать положительные взаимоотношения между людьми. Побуждать их к добрым поступкам. Систематизировать и обобщать правила доброго вежливого поведения.
  • Воспитывать заботливость, ответственность, чувства товарищества причастности к общим делам, к д\с и сверстникам. Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим, и другие гуманные чувства по собственному побуждению.
  • Создать эмоциональный контакт с детьми по чтению художественного произведения, развивать воображение, эмоции, представления. Развивать интонационную выразительность речи.

Ход занятия.

Под музыку («Дружба») дети заходят на занятия.

Ребята к нам сегодня пришли гости, посмотрите на них, поздоровайтесь, а теперь будьте внимательны. Посмотрите на меня, сядьте, спины выпрямили, глаза смотрят только на меня.

Ребята, а какое у вас настроение?

Покажите, какое у вас настроение?

Хорошо, вижу, что вы готовы заниматься, настроение хорошее.

Загадка:

Кто всегда спешит помочь,

И в грозу, и в дождь, и в ночь,

Кто придет на день рождения

И подарит поздравления?

А сейчас я вам прочитаю произведение А. Митт « Шар в окошке»

Шар в окошке.

Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придет. Нельзя, заразится, могу.

Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лежа! Только небо. Редко когда самолет пролетит, да и только слышно бывает, а не видно.

И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дёргаться. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что такое? Не поймет Коля.

Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: « Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо. Кажется, пустяк – шарик в окошке, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за веревочку дёргает. А рядом, наверное, Катя стоит и смеётся. И все ребята, наверное, стоят, советы дают.

Хорошо, когда о тебе друзья помнят!

1. Ребята, о чем говорится в этом рассказе?

2. Что случилось с Колей, почему нельзя его навещать?

3. А что они придумали, чтобы порадовать Колю?

4. Какими словами можно охарактеризовать ребят, которые пришли к Коле? (заботливые, внимательные, хорошие..)

5. Как вы думаете, какое настроение стало у Коли. Когда он увидел шар в окошке? (он обрадовался, стал веселым, а был грустным. И мне кажется, поэтому он выздоровел.)

6. А как вы думаете?

7. А кто вам понравился вам в этом рассказе и почему?

Вывод: в этом рассказе видно, какие друзья у Коли. Внимательные, заботливые, изобретательные, надули шар, нарисовали рожицу на шарике, чтоб порадовать Колю.

Ребята, а вы знаете, положительные эмоции влияют на скорейшее выздоровление.

Ребята, а как вы думаете, кого можно назвать дружными?

Какие они дружные ребята?

А) которые относятся с уважением друг к другу.

Б) прислушиваются к мнению других.

В) не ссорятся, не ругаются, делятся игрушками, ходят, друг к другу в гости. Дарят подарки.

Ребята, а вы любите дарить подарки?

А какие можно дарить подарки друзьям?

Купленные в магазине или еще какие- то?

Но самый дорогой подарок, если вы сделайте своими руками

Мы же готовим подарок в д\с подарки мамам и папам

Ребята приятно не только получать, но и дарить, тогда другому вдвойне удовольствие.

Юля у тебя есть друг?

А почему ты считаешь, его другом и что в нем тебе нравится?

Ребята, а сейчас мы с вами отдохнем.

Ссорится не смейте

Без друзей нам не прожить

Ни за что на свете.

Не бросай друзей своих будь за них в ответе

Не давай в обиду их

Никому на свете.

А у нас в группе дружные ребята?

Ребята, дружба – это близкие отношения, привязанность интереснов, дружбой надо дорожить, дружбой народ силен, и поэтому в народе сложено много песен, стихов и пословиц.

Ребята, возьмем за правило в нашей группе «Другу всегда помогай, друга всегда выручай».

1. Дружба и братство, дороже богатства

2. Нет друга так ищи, есть береги

3. Человек без друзей, что дерево без корней

4. Друзья познаются в беде

5. Старый друг лучше новых двух

6. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

7. Другу всегда помогай, друга всегда выручай

Молодцы

Вывод:

Ребята, настоящий друг познается не только в радости, но и в беде, он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка. Никогда не обижай, ни словом, ни поступком, заботься о младших, помогай, защищай тех, кто слабее тебя. Живи, поступай так, чтобы окружающим взрослым и детям было радостно и приятно.

Ребята, покажите какое у вас настроение?

Молодцы, я рада, что у всех хорошее настроение.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.

Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни.

Если взрослые на протяжении первых шести лет оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо быстрее. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Важнейшими видами общения у людей, как известно, являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Благодаря ему человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью.

Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Вербальное же общение присуще только человеку, и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, культуры, доброты в воспитании ребёнка. Поэтому в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений необходимо уделять особое внимание именно становлению межличностного общения детей . .

Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.

Предлагаемые игры, надеюсь, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.

Игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению

“Кто говорит?”

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

Дети стоят в полукруге. Один ребёнок - в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

“Угадай, кто это”

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй - меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.

“Пожелание”

Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.

“Комплименты”

Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

“Закончи предложение”

Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего - педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч - ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка…
Мой лучший друг….
Моё любимое занятие….
Мой любимый праздник….
Мой любимый мультфильм….
Моя любимая сказка…
Моя любимая песня….

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

“Ласковое имя”

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

“Разговор по телефону”

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

“О чём спросить при встрече”

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего - эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков - сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” - “Хорошо”. “Как идут дела?” - “Нормально”. “Что нового?” - “Все по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

“Вопрос - ответ”

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” - “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” - “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” - “Ловишки” и т.д.).

“Прощай”

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

Игры на развитие навыков невербального общения

“Как говорят части тела”

Цель: учить невербальным способам общения.

Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

  • как говорят плечи “Я не знаю”;
  • как говорит палец “Иди сюда”;
  • как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
  • как говорит голова “Да” и “Нет”;
  • как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

“Зоопарк”

Цель: развивать невербальные способы общения.

Каждый из участников представляет себе, что он - животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

“Сделай подарок”

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

“День наступает, всё оживает…”

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

“Здороваемся без слов”

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

“Робот”

Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой - робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

“Эхо”

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определёенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4-5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

“Руки - ноги”

Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок - поднять руки вверх, на два - встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.

“Удержи предмет”

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар - животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

“Змея”

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок - “голова змеи”, последний - “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Игры на телесный контакт

“Дрозды”

Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд. (Показывают на себя.)

И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.) У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

“Возьмёмся за руки, друзья”

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

“Рисунок на спине”

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой - за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

“Ручеёк”

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

“Руки танцуют”

Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант - указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.


Введение

Глава 1. Теоретические основы воспитания доброжелательности у детей в старшего дошкольного возраста

1 Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников

2 Значение воспитания доброжелательных отношений в детском коллективе

3 Методы и приемы воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников

Глава 2. Практическое исследование освоения опыта доброжелательного отношения к сверстникам у детей 6-7 лет

1 Констатирующий эксперимент.Программа исследования

2 Контрольный эксперимент. Анализ и интепретация

Заключение

Список литературы


Введение


Доброжелательность - это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным. Доброжелательность означает не сомневаться в добрых намерениях, обращать внимание на положительные черты, питать благодарность, доверие и уважение к окружающим.

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, формируются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другому человеку. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.

Рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Педагоги в школах отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится больше, с ними труднее работать. Зачастую, учителя, родители просто не знают, как справиться с агрессивным поведением, так как традиционные методы воздействия не способствуют стойкому изменению поведения.

Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как непрост и сложен процесс вхождения в школьную жизнь. Трудности, подстерегающие ребенка уже в самом начале обучения в школе, многолики и прячутся буквально за каждым углом. Зазевается родитель на перепутье дошкольного и школьного возраста - и вот уже учитель записывает его ребенка в категорию "трудных". Тех, которые "...в целом абсолютно нормальны", а в систему обучения массовой общеобразовательной школы не вписываются.

Цель исследования - выявить особенности доброжелательного отношения детей 6-7 лет к сверстникам.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические основы воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей 6-7 лет.

Выявить особенности доброжелательного отношения детей6-7 лет к сверстникам.

Определить методы и приемы освоения опыта доброжелательного отношения детей 6-7 лет к сверстникам.

Объект исследования : Процесс освоения опыта доброжелательного отношения детей 6-7 лет к сверстникам.

Предмет исследования: Особенности доброжелательных отношений детей 6-7 лет к сверстникам.

Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиск более новых, более эффективных научно-обоснованных методик для изучения и формирования доброжелательности у детей.

При написании курсовой работы использовалась различная методическая и научная литература по изучаемым вопросам.Дополнить


1. Теоретические основы воспитания доброжелательности у детей 6-7лет старшего дошкольного возраста


.1 Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников


Интерес к другим детям начинает появляться у ребенка очень рано - уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у мамы, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки или лица. Однако в этом возрасте интерес к сверстнику неустойчив, детские контакты мимолетны, ребенок легко отвлекается и забывает о сверстнике. Ситуация меняется, когда малыш начинает делать свои первые шаги и расстается с прогулочной коляской. Теперь его начинает неудержимо тянуть туда, где играют дети. Но вот он оказывается рядом с ними на детской площадке или в яслях, и начинаются проблемы. То один ребенок дернет другого за волосы, то наступит на него, проходя мимо, то отберет игрушку. При этом негодование и плач ровесника часто оставляют ребенка равнодушным или вызывают у него искреннее удивление.

Подобное обращение с ровесником объясняется несколькими причинами. Психологи установили, что примерно до полутора лет ребенок относится к ровеснику скорее как к живой игрушке, чем партнеру по общению. Если посадить рядом с годовалым ребенком куклу и сверстника, можно увидеть любопытную картину: малыш поковыряет глаз у куклы, а потом попытается проделать то же самое со сверстником, похлопает куклу по голове - и повторит это же с другим ребенком. Он будет с любопытством ощупывать его одежду, пробовать на вкус его пальчики и совершать множество других действий чисто познавательного характера. Сверстник для него - пока всего лишь интересный объект для исследования. Почти до двух лет в детских контактах переплетаются человеческие и предметные отношения, затрудняя полноценное общение. А навыков равноправного взаимодействия у детей пока еще нет. Стоит одному из них взять игрушку, как сразу же возникает конфликт. Предмет заслоняет собой сверстника и становится яблоком раздора.

Но постепенно отношение детей друг к другу меняется. На смену обращению со сверстником как с игрушкой приходит новая форма взаимодействия. Бурно нарастает инициатива в контактах, идут на убыль действия с ровесниками как с неодушевленными предметами, отношение детей друг к другу становится более внимательным и деликатным. Другой ребенок все чаще воспринимается как партнер по взаимодействию. На третьем году жизни между детьми возникает особый род контактов: эмоционально-практическое общение. Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать действиям, без устали прыгать, кружиться, падать, кувыркаться, "строить рожицы", смеяться, визжать и бросаться игрушками.

На первый взгляд, перед нами обыкновенное баловство, скорее бесполезное, чем имеющее какое-то значение для развития ребенка. Однако если внимательно присмотреться к подобным действиям, можно заметить, с каким интересом дети смотрят друг на друга, как синхронно выполняют одни и те же движения, как чутко реагируют на инициативу партнера и сами проявляют инициативу, и наконец, какое удовольствие доставляют им подобные игры. Оказывается, что в ходе таких своеобразных игр дети учатся договариваться друг с другом на понятном им языке действий и сопрягать их с партнером, понимать состояния другого и адекватно реагировать на него, свободно выражать свои эмоции. Подобным образом малыши получают первые уроки общения с ровесниками. Других способов взаимодействия у них пока еще нет, поскольку сопрягать друг с другом действия с предметами они не умеют.

Но не только опыт взаимодействия получают дети в таких эмоциональных играх. Разглядывая ровесника, наблюдая за его действиями и подражая ему, ребенок как бы смотрится в зеркало на самого себя, познавая себя со стороны. Покажите двух-трехлетнему малышу фотографии плачущего, смеющегося или играющего ребенка - и он сразу же вспомнит эпизоды своей жизни, вызвавшие такие же состояния, сравнит себя с изображенным сверстником. Общение с ровесниками в этом возрасте - один из важных путей самопознания и познания другого, период формирования навыков межличностного взаимодействия с равноправным партнером.

Помимо чисто эмоционального общения в этом возрасте постепенно возникают и первые детские контакты по поводу предметов. Они пока еще очень просты по содержанию: играя рядом друг с другом, дети иногда обмениваются игрушками, подражают действиям сверстника. Однако подлинно совместной предметной игры еще не возникает.

Итак, на протяжении раннего возраста постепенно складывается и развивается общение детей со сверстниками. И все же в этот период детства потребность в общении с другими детьми не является главной для ребенка. Как только между детьми появляется игрушка, все внимание переключается на нее и на смену веселому и радостному общению часто приходит ссора. Малыши пока еще не умеют распределять свои действия, договариваться друг с другом. Потребность в действиях с предметами оказывается для детей важнее общения со сверстником.

Однако из этого вовсе не следует, что детские контакты не нужно поддерживать. Это тем более важно, если вы собираетесь отдать своего малыша в ясли или он уже посещает их.

С чего следует начинать? Для самых маленьких детей лучше всего организовывать эмоциональные контакты, которые сопровождаются взглядами в глаза друг друга, улыбками, поглаживаниями. Вспомните, как приятен доброжелательный взгляд собеседника, как многое можно выразить взглядом.

Малыши очень любят, когда мамы, папы или бабушки играют с ними в ладушки, сороку-ворону и другие игры-забавы. Их можно организовать и с несколькими детьми. Если к вам в гости пришли друзья с маленьким ребенком, уделите несколько минут совместной игре с малышами. Сядьте вместе с ними и поиграйте с каждым по очереди в сороку-ворону так, чтобы дети могли наблюдать за вашей игрой. А затем организуйте эту же игру между детьми, помогая им водить пальчиками по ладошке друг друга, загибать их, побуждая повторять слова присказки. Повторите игру несколько раз. Точно также можно поиграть и в другие подобные игры. Дети с удовольствием будут играть в "козу рогатую", "по узенькой дорожке", "цап!", прятки, догонялки. Все это будет способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми, развитию умения координировать действия.

Очень интересны детям и полезны подвижные игры, которые предполагают совместное выполнение одних и тех же действий. В такие игры можно играть с 2-3 малышами дома или на прогулке. Например, поставив детей в кружок, вы предлагаете им вместе попрыгать, потопать ножками, похлопать в ладошки, покружиться, показывая образец действия и задавая ритм движений, сопровождая их детским стишком или песенкой. При этом нужно обращать внимание детей друг на друга, называть их по имени, хвалить за то, как они хорошо и дружно играют. Детям постарше можно предложить самим придумывать какие-нибудь движения или действия с тем, чтобы другие им подражали. Подобные игры хорошо включать в небольшие сюжеты с элементами воображения. Например, дети могут кружиться "как снежинки", прыгать "как зайчики", топать "как медведи", тянуться ручками кверху "как цветочки к солнышку" и пр.

Сближению детей способствуют и хороводные игры. Их также хорошо организовывать с несколькими малышами. Даже самые маленькие дети с удовольствием будут играть в "карусели", "раздувайся пузырь", "каравай". Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова-припевки, приятные телесные ощущения - все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт.

Несмотря на то, что предметы и игрушки иногда вызывают ссоры детей, их не следует исключать из взаимодействия. Здесь также важно участие взрослого, который помогает малышам обмениваться игрушками, устанавливать очередности в действиях, достигать общей цели. Начинать такие игры лучше всего с предметов, которые хорошо знакомы малышам - это сократит вероятность конфликтов. К совместным играм с предметами относятся, например, игры с мячами, которые можно перекатывать, бросать, толкать ножкой друг к другу. Интересную игру можно организовать, если дать двум малышам одинаковые пирамидки и предложить им сначала разобрать и собрать их самостоятельно, а потом - вместе, подавая друг другу колечки и нанизывая их на один стержень. Из кубиков можно вместе построить башню, заборчик или длинный поезд, гараж или домик. С помощью лески и крупных бусин (макарон, колечек) можно сделать бусы для большой куклы и друг для друга.

Огромное удовольствие доставят детям игры с бумагой и красками. Разложите на полу или на столе большой лист ватманской бумаги или кусок обоев, приготовьте гуашевые краски, кисточки или поролоновые печатки по числу участников игры. Нарисуйте несколько домиков в разных углах листа, скажите детям, что это их домики, и что они могут ходить друг к другу в гости. Предложите им, макая кисточки в краску, делать следы на бумаге, "шагая" друг к другу. То же самое можно делать с помощью печаток или даже пальчиками. Эту игру можно разнообразить, например, нарисовать на бумаге озеро или лесную полянку с деревьями и с помощью тех же изобразительных средств вместе рисовать рыбок в озере или птичек на деревьях. Вы можете также обводить карандашом или фломастером детские ладошки, а малыши будут их сравнивать.

Совместные игры можно организовать с песком, изготавливая из него с помощью формочек куличики, делая горки или тоннели, с водой, пуская друг другу кораблики или мыльные пузыри.

Для расширения опыта общения с другими детьми очень полезно устраивать совместное чтение книжек. Малыши вместе с взрослым могут рассматривать иллюстрации, называть нарисованные предметы, обмениваться впечатлениями. Это будет способствовать не только развитию общения, но и речи детей.

Помогая детям наладить контакты, старайтесь участвовать в совместной игре в качестве равноправного участника. Поддерживайте инициативу малышей, радуйтесь вместе с ними полученному результату, привлекайте их внимание к действиям друг друга, поощряйте проявления сочувствия. Старайтесь хвалить детей и привлекать к похвале друг друга. Ведь самое важное в дружбе - это доброе и внимательное отношение.

В центр современного воспитательного процесса ставится личность ребенка с присущим ей своеобразием характера и поведения. Целью воспитательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, начиная с дошкольного возраста (Л.К. Артемова, Т.К. Ахаян, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, В.К. Котырло, В.А. Ситаров, С.Г. Якобсон и др.). Гуманистическая направленность представляет собой совокупность нравствен-но-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку (В.В. Абраменкова). Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Во все века ценились такие человеческие качества, как доброжелательность, милосердие, бескорыстие, умение сочувствовать, содействовать.

Величайшие мыслители - Демокрит (ок. 470 г. до н.э.), Сократ (469 г. до н.э.)» Аристотель (384 г. до н.э.) и др., сформулировали первые педагогические идеи и рекомендации нравственного воспитания детей. Философы древности представляли себе человека средоточием фундаментальных добродетелей. Сложилось даже понятие «калокагатии», т.е. гармоничное сочетание внешних физических и внутренних духовных достоинств человека как идеал воспитания. По мнению философов всех времен чрезвычайно важно развивать духовный мир человека в соответствии с критериями Гармонии, Добра, Красоты. В их трудах подчеркивается мысль, что источники развития личности заложены в ней самой, но для эффективности роста требуются благоприятные условия, стимулирующие и способствующие развитие в соответствии с названными критериями. В отечественной педагогике проблема воспитания гуманных и, следовательно, доброжелательных отношений традиционно занимала видное место. Анализ взглядов педагогов и мыслителей России, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др., позволил обнаружить наличие во взглядах понятия «направленность личности» как проявления доброжелательного отношения детей к окружающим под влиянием сформированных нравственных чувств.

Со времен Демокрита и до наших дней, развитие доброжелательных отношений человека это главная задача для формирования нравственности и занимает ведущее место в педагогической системе.

Материалы исследований в области дошкольной педагогики свидетельствуют не только о необходимости, но и возможности воспитания гуманного, а, следовательно, и доброжелательного отношения к сверстникам. Исследования показали, что детские отношения - это та сфера нравственного воспитания, которой необходимо заниматься, чтобы не упустить благоприятный период развития личности.

Учитывая то, что социальная направленность личности проявляется и формируется в отношениях (В.Н. Мясищев), чрезвычайно важно, чтобы доминирующими были гуманные отношения, одним из важных компонентов которых является доброжелательность. Доброжелательные отношения - продукт социально обусловленного содержания общения. Общение, будучи важнейшей социальной потребностью развивающейся личности, неотделимо от отношений. Исследования показали, что старшая дошкольная группа представляет собой сложный социальный организм, в котором действуют общие и возрастные социально-психологические закономерности. В процессе внутригруппового общения дети вступают в различные типы взаимоотношений друг с другом. Исследователи считают, что в дошкольной группе преобладающей является система личностных эмоциональных отношений, которые возникают в процессе общения, игры и других видов деятельности.


.2 Значение воспитания доброжелательных отношений в детском коллективе


Практика работы с детьми в детских коллективах и изучение трудов психологов В.В. Абраменковой, Л.Н. Башлаковой, Д.П. Лаврентьевой, М.И. Лисиной, Л.П. Почевериной, Е.В. Субботского и т.д. по проблемам взаимоотношений дошкольников в коллективе показывают, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных отношений, имеющих место во «взрослом обществе».

Дети тянутся к сверстникам, но, попадая в детское общество, не всегда могут установить конструктивное отношение с другими детьми.

Наблюдения показывают, что нередко в группе между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не формируют у детей гуманных чувств друг к другу, а, наоборот порождают эгоизм, агрессивность, как качества личности.

В каждой группе есть обычно несколько чрезвычайно активных детей, которых педагоги нередко считают «ядром» группы, поддерживают и опираются на них в своей педагогической деятельности. С другой стороны, в группе есть дети, которые находятся как бы в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно отражается на развитии личности и тех, и других. У первых развивается повышенная самооценка, стремление любой ценой быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех же детей, которые не входят в «ядро», развивается либо угодничество, стремление любой ценой обеспечить себе покровительство «главного», либо замкнутость, недоверие к людям и т.д. Такие дети чувствуют себя неуверенно, неуютно в группе сверстников и нередко с большой неохотой идут в детский коллектив.

В психологии взаимоотношений отмечается, что дошкольный возраст - начальный этап формирования взаимоотношений между детьми.

Одной из основных потребностей детей дошкольного возраста является потребность в общении, которая удовлетворяется при контактах ребенка со сверстниками.

Уже на третьем году жизни отношения между детьми приобретают избирательный характер: с определенными детьми младшие дошкольники чаще играют, разговаривают, делятся игрушками, хотя еще не могут объяснить свое тяготение к тому или иному ребенку, не предъявляют никаких требований к личным качествам сверстников. «Объект дружбы в этом возрасте часто меняется. Однако этот период дружбы важен и необходим, т.к. именно из него в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) вырастают вполне осознанные дружеские привязанности.

В возрасте детей 4-5 лет можно наблюдать парную дружбу, отличающуюся глубиной симпатии. Обогащается содержание дружеских взаимоотношений, изменяются и их мотивы. Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений на протяжении всего дошкольного возраста является игра, где ребенок познает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с другими детьми так, чтобы дольше сохранялись их взаимоотношения по поводу игры и сама игра.

Но в среднем (4-5 лет) и, особенно, в старшем (6-7 лет) дошкольном возрасте, наряду с игрой, большое значение начинают приобретать личные достоинства сверстников, их умения, способности, знания. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга.

Правда, дети отмечают не личные качества, привлекательные для них, а лишь внешние проявления. Это объясняется неумением ребенка анализировать собственные чувства.

На стыке среднего и старшего дошкольных возрастов происходит значительная перестройка дружеских отношений. Дети уже пытаются объяснить само понятие «дружба». Они придают большое значение нравственным качествам сверстников, проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Дети начинают оценивать поступки друг друга, пытаются даже разобраться в их мотивах.

Исследованиями обнаружено, что девочки в меньшей степени, чем мальчики, склонны проявлять гуманные отношения к сверстнице в различных ситуациях, в совместной деятельности. У девочек, чаще, чем у мальчиков расходятся вербальное и реальное поведения в ситуации совместной деятельности (говорят одно, а делают другое).

Мальчики больше ориентируются на группу сверстников, т.е. мнение, оценка сверстников для них более значимы, чем мнение и оценка взрослого.

Девочки же больше ориентируются на взрослых, на их мнение и оценку, хотят соответствовать эталону, который задает взрослый.

Для большинства дошкольников характерна позитивная оценка себя и позитивный образ себя. И дети не желают утрачивать этот образ.

Большинство дошкольников к пяти годам отчетливо знают, что хорошо, что плохо во взаимоотношениях, т.е. у них есть знания норм поведения.

В ситуации, когда педагог не занимается проблемами взаимоотношений, либо делает это неумело, у большинства детей до шести лет вербальное поведение расходится с реальным. В этой же ситуации большинство детей до шести лет отличаются ситуативностью, вариативностью поведения в одних и тех же случаях.

Переход к соблюдению норм поведения происходит не постепенно, а всегда в форме качественного скачка от систематического нарушения к устойчивому соблюдению норм поведения.

Дети дошкольного возраста на разных уровнях представления о правилах взаимоотношений, на разных уровнях овладения этими правилами в реальном общении со сверстниками. Правила сами по себе не задают детям взаимоотношения.

Важнее - стиль общения взрослого с ребенком. Если взрослый реализует по отношению к детям альтруистический стиль общения (ценностное отношение к себе и к другому человеку), то между детьми складываются подлинно-гуманные, нравственно-бескорыстные отношения. Нравственная самооценка ребенка становится регулятором его взаимоотношений с другими людьми.

Переломным моментом является возраст пяти лет. Это сенситивный период формирования нравственной самооценки, нравственного самосознания. Конфликт между осознанием и оценкой своих эгоистических действий, как недолжных, и желанием быть, как взрослый, который выступает для ребенка воплощением добра, достигает своей кульминационной точки, и итогом этого противоречия и является возникновение у ребенка элементов нравственной самооценки и основанного на этом мотиве нравственно-бескорыстного поведения.

Исходя из практических наблюдений за развитием взаимоотношений детей, собственных представлений о формировании этих взаимоотношений, мы предполагаем, что на формирование и развитие взаимоотношений влияют следующие факторы: взаимоотношения между взрослыми, взаимоотношения между взрослым и ребенком, уровень освоенности детских видов деятельности, возрастно-психологические особенности ребенка, развитие его эмоциональной сферы.

Развитие субъективности во взаимоотношениях - это длительный и трудный процесс, где человек развивается сам и развивает свои взаимоотношения.

Очень важно побудить педагога, взрослого к осмыслению своих взаимоотношений, встать в рефлексивную позицию по отношению к окружающим.

Если педагог не рефлектирует свои взаимоотношения, не развивается сам, не развивает свои взаимоотношения, он является тормозом в развитии взаимоотношений в детском обществе. Ребенок должен ежедневно обретать новый опыт взаимоотношений. Задача педагога - не препятствовать вхождению ребенка в разные типы взаимоотношений. Ссоры, конфликты, разные ситуации должны обыгрываться детьми, побуждать ребенка рефлектировать свое поведение. Это является мощным регулятором взаимоотношений, способом осознания этих взаимоотношений.

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. В большинстве существующих программ главным методом социально-эмоционального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов и драматизации дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей, начинают понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, что такое понимание вызовет соответствующие действия ребенка: например, узнав, что делиться хорошо, а жадничать плохо, он будет стремиться быть хорошим и начнет отдавать свои конфеты и игрушки. Однако жизнь показывает, что это далеко не так. Большинство детей уже в 3-4 года правильно оценивают хорошие и плохие поступки других персонажей: они прекрасно знают, что нужно делиться с другими, уступать и помогать слабым, однако в реальной жизни их поступки, как правило, далеки от осознаваемых правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся к выполнению определенных правил поведения.

Другой формой нравственного воспитания является организация совместной деятельности дошкольников - игровой или продуктивной. В этих методах дети строят общие дома, вместе рисуют картинки или разыгрывают сюжеты. Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывать навыки общения. Однако нередко такие занятия детей заканчиваются ссорами, недовольством действиями сверстника. Дело в том, что при отсутствии внимания к сверстнику и чувствительности к его воздействиям, ребенок не станет согласовывать с ним свои действия. Оценки его действий (фиксированные в вербальных определениях) обычно предшествуют видению и непосредственному восприятию другого, что сводит личность сверстника к представлениям о нем. Все это «закрывает» другого и способствует замкнутости, непонимания, обид и ссор. Обладание привлекательными предметами и превосходство в предметной деятельности являются обычной причиной детских конфликтов и традиционной формой демонстрации собственного Я.

Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении и коммуникативные навыки, но и, прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости, как свои.

Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств являются осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основным методом воспитания нравственных чувств, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике являются осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на себе самом, своих достоинствах и достижениях. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания, но эти предположения не оправдываются. Ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводят к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственное Я за счет развития внимания к другому ребенку, чувства общности и сопричастности с ним. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике.

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка являются главным методом социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что раннее развитие самосознания, положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое воспитание направлено на подкрепление положительной самооценки ребенка. В результате он начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.

Такая фиксированность на себе и собственных качествах закрывает возможность увидеть другого. В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник. Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей нравственного воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия нравственного воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание угодить взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике. Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстрацию, конкуренцию, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге - разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования нравственного начала важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкуренции.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок видит претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание детей на сверстников.

Еще одним поводом для ссор и конфликтов является словесная агрессия (всевозможные дразнилки, обзывалки и пр.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция и т.п.), то самым обычным и простым способом проявление отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательство, жалобы и т.д.). Поэтому работа педагога, направленная на развитие нравственных чувств, должны свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и т.д.

Кроме того, данная работа должна исключать какое-либо принуждение. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.

Таким образом, воспитание нравственных чувств на первых этапах должно базироваться на следующих принципах:

Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению (экспрессивно-мимическим или жестовым средствам) может способствовать безоценочному взаимодействию.

Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкуренцию и ориентацию на оценку окружающих, необходимо исключить игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

нравственный доброжелательность дошкольник сверстник


1.3 Методы и приемы воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников


Проблема этического развития, или формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему.

Как можно научить ребенка быть добрым?

С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям?

Многие отечественные психологи и педагоги пытались ответить на эти вопросы. Значительное число исследований посвящено проблемам становления моральных и нравственных основ личности, их истоки, развитие и возможности коррекции.

К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся:


Воспитание нравственных привычек;

Пример взрослого или других детей;

Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;

Организация совместной деятельности;

Совместная игра.

Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.

Настоящее время характеризуется чрезвычайной вариативностью и разнообразием программ дошкольного образования. Мы остановимся на наиболее популярных программах, утвержденных Министерством образования РФ. К ним относятся: «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки». При анализе программ нас будет интересовать не конкретное содержание и общая эффективность, а направленность той или иной программы на нравственное воспитание ребенка. Мы попытаемся, прежде всего, очертить цели и задачи, связанные с нравственным воспитанием детей, и те методы их решения, которые предлагают авторы.

В настоящее время достаточно широкое распространение получила программа «Развитие», разработанная Л.А. Венгером и его учениками. В ее основу легли два теоретических положения: теория А.В. Запорожца о само ценности дошкольного периода развития и концепция самого Л.А. Венгера о развитии способностей. Соответственно, целями данной программы является развитие умственных и художественных способностей, а также специфически дошкольных видов деятельности.

Авторы программы не ставят перед собой специальной задачи нравственного воспитания детей, считая, что оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей между собой».

Несмотря на отсутствие интереса авторов к сфере развития эмоционально-личностных отношений между детьми, в программе заложены предпосылки развития этих отношений через игру, изобразительную деятельность и ознакомление с художественной литературой. Однако вопрос о том, действительно ли нравственное развитие достигается данными средствами, остается открытым. Поэтому судить о степени эффективности данной программы для нравственного развития достаточно сложно. Можно полагать, что она, скорее, определяется личностью воспитателя, чем содержанием самой программы.

Достаточно большой популярностью пользуется в настоящее время программа «Радуга». Это - комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав. Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх).

Вместе с тем следует отметить, что программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех благородных целей и задач, которые в ней поставлены. За развернутой и обоснованной постановкой целей и общих путей их решения не стоит описание конкретных педагогических методов и приемов их достижения.

Достаточной популярностью пользуется сейчас программа «Золотой ключик», разработанная Е.Е. и Г.Г. Кравцовыми. Научную основу данной программы составляет выдвинутый Л.С. Выготским «принцип единства аффекта и интеллекта». Цель программы: «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждого ребенка».

Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно, эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы; именно эмоциональная привлекательность и насыщенность материала обеспечивает его усвоение и познавательное развитие детей. Исходя из этого, задача воспитания заключается в максимальной насыщенности жизни детей разнообразными волнующими событиями.

В детском саду дети объединены в разновозрастные группы (от 3 до 10 лет), по типу большой семьи. В каждой группе предполагается от 15 до 25 человек, с равномерным количеством детей всех возрастов. По мнению авторов программы: «решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и воспитателями, в сбалансированных коллективных, микро групповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях».

Основной упор делается на развитие знаний, умений и навыков. В «Критериях оценки развития детей к концу года» результаты развития эмоциональной сферы упоминаются лишь вскользь, да и то только в первом и последнем годах.

Провозгласив центральной целью программы развитие эмоциональной сферы ребенка и подчинив ему развитие других сфер, авторы программы не предлагают каких-либо специальных методов такого развития. Главным методом эмоционального развития выступает создание специальных условий жизни детей в одной группе, а также организация ярких впечатлений и событий.

В последнее время широкое распространение получила комплексная образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач. Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении со взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках».

Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.

Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре.

Во многих детских садах широко используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре. Данная программа в отличие от многих других направлена непосредственно на воспитание гуманистической направленности, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Формирование гуманных чувств, по замыслу авторов, достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.

Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Авторы предлагают следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников:

рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;

чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;

игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;

положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Отзывчивость характеризуется в программе как умение замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. В качестве основных методов воспитания отзывчивости авторы предлагают учить детей обращать внимание на эмоциональное неблагополучие сверстников и преодолевать свое и чужое эмоциональное неблагополучие. Так накапливается опыт практических действий, направленного на оказание помощи другому; дети побуждаются к проявлению отзывчивости и доброжелательности. Воспитатель разъясняет причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника, и непосредственно включается во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости.

Таким образом, несмотря на новизну заявленных целей программы, их реализация подразумевает старые средства и методы.

В настоящее время в детские сады активно внедряется базисная программа нового типа «Истоки». Целью программы является разностороннее и полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Одна из четырех линий развития дошкольника (наряду с физическим, познавательным и эстетическим) является социально-личностное развитие. В качестве основы такого развития выступает общение ребенка с взрослыми и сверстниками, которое является «главным условием усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания».

Для каждого возраста в программе выделены соответствующие задачи социального развития, а также варианты реализации этих задач на практике.

Задачи социального развития заключаются, с одной стороны, в развитии морального сознания (различать эмоциональные состояния взрослых и детей, формировать представления о том, что хорошо и что плохо, что можно, что нельзя), а с другой стороны - в формировании коммуникативных навыков (доброжелательно здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбами и пр.).

Следует отметить, что авторы программы «Истоки» многократно подчеркивают важность воспитания доброжелательных отношений ребенка с взрослыми и сверстниками. Основным методом формирования доброжелательных отношений является поощрение взрослого, его положительная оценка. Механизм социального научения является тут первостепенным.

Подводя итоги нашему краткому обзору методов морально-нравственного воспитания, можно отметить, что в большинстве рассмотренных программ наблюдается существенное расхождение между целями нравственного воспитания и методами их практической реализации. При сравнении задач и методов их решения обнаруживается, что, несмотря на многообразие и новизну целей инновационных программ, многие из них привлекают старые средства, которые использовались еще в типовой программе. Несмотря на то, что главной задачей воспитания в большинстве программ является развитие нравственных чувств и гуманных отношений между детьми, основными методами во всех программах остаются, с одной стороны, формирование коммуникативных навыков, с другой - правильных оценок и моральных суждений. Предполагается, что и формирование навыков поведения и знание нравственных норм является залогом нравственного развития. Однако это не так.

Формирование коммуникативных навыков и «нравственных привычек» предполагает автоматическое воспроизведение правила или образца поведения в известной ситуации. Это достигается, с одной стороны, подражанием модели (образцу), а с другой - через поощрение правильных и осуждение неправильных действий (т.е. научение). В результате формируется нечто вроде морального стереотипа (или навыка), который ребенок научается автоматически использовать в соответствующих обстоятельствах. Такое действие происходит помимо сознания ребенка, что приводит к тому, что он не различает правильные и неправильные действия. По-видимому, для морального развития такое различение необходимо.

Другой метод воспитания - формирование моральных оценок и суждений: представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках. Этот метод предполагает допущение, что морально-нравственные представления перерастают в мотивы собственных действий ребенка и становятся залогом и источником его альтруистического поведения. Данный метод является наиболее понятным и привлекательным с педагогической точки зрения, поскольку он предполагает традиционные и доступные педагогические средства: «объяснение», чтение литературы, приведение положительных примеров и пр.

Итак, в результате рассмотрения существующих методов нравственного воспитания мы видим, что эти методы довольно однообразны и недостаточно конкретны.

Несмотря на то, что главной задачей нравственного воспитания является развитие чувств ребенка, в качестве основных методов воспитания предлагается, с одной стороны, развитие коммуникативных навыков и умений, а с другой - моральных суждений ребенка. Считается, что нравственные чувства являются результатом или суммой навыков поведения и моральных суждений. Однако соответствует ли это положение действительности?


Глава 2. Практическое исследование освоения опыта доброжелательного отношения у детей 6-7лет к сверстникам


.1 Констатирующий эксперимент. Программа исследования


1 . Выявить особенности доброжелательного отношения к сверстникам детьми 6-7 лет.

2 . Проанализировать практику работы ДОУ направленную на освоение опыта доброжелательного отношения к сверстникам у детей 6-7 лет.

База исследования

Количество детей:

Для решения первой задачи нами была использована диагностика Репиной Г.А.

Как известно, дошкольное детство - важный период в развитии детей. Этот период дает множество преимуществ в формировании личности, социализации, а также социально-коммуникативного развития.

В дошкольной образовательной организации дети получают опыт по установлению взаимоотношений со сверстниками детьми младшего и старшего возраста, и взрослыми. Например, очень часто в отношениях между детьми появляются обиды и конфликты, в результате чего есть вероятность изменения социального статуса ребенка и изменения системы отношений со сверстниками в целом, что оказывает влияние на развитие его личности, а также на изменения положения ребенка в группе. Именно поэтому среди детей появляются «звезды», «принятые», «отверженные». Следовательно, важным вопросом становится развитие доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста .

На современном этапе задача развития доброжелательных взаимоотношений рассматривается в рамках социально-коммуникативного развития Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). Например, в стандарте отмечается такое психолого-педагогическое условие: педагоги должны уделять внимание формированию положительного и доброжелательного отношения между детьми, а также взаимодействию детей в разных видах деятельности. Можно утверждать из этой формулировки, что изучаемая нами проблема развития доброжелательных взаимоотношений у детей является актуальной и рассматривается на уровне обязательных требований к дошкольному образованию . На основании вышесказанного, считаем важным проанализировать программы дошкольного образования и проследить отраженные в них пункты продиктованные требованиями дошкольного образования, которые относятся к проблеме нашего исследования.

Большинство детских садов г. Кирова работают по программам: «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» (Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.); «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева); «Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада» (Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьёва). Проанализируем образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», представленную в каждой из вышеназванных программ, а в качестве критериев для анализа мы выделили: цель, задачи, содержание работы по социально-коммуникативному развитию с детьми 5-6 лет, с детьми 6-7 (8) лет, методы, приемы и средства. В таблице 1 представлен анализ программ дошкольного образования .

Таблица 1

Анализ программ дошкольного образования

Критерии

Общие и различные черты анализируемых программ

Общее

Различие

В программах «От рождения до школы», «Радуга» и «Детство» создаваемые условия в группе должны быть равными для всех воспитанников

В программах «Детство» и «От рождения до школы» в качестве цели выделяют воспитание гуманного отношения к окружающим.

В программе «От рождения до школы» акцент делается на развитие доброжелательных отношений, в программе «Детство» - на позитивную социализацию, а в «Радуге» на комфортно развивающееся сообщество детей

В программах «Детство» и «Радуга» выделяется задача по воспитанию доброжелательных взаимоотношений у детей.

В программах «Детство» и «От рождения до школы» общие задачи по формированию опыта сотрудничества со взрослыми и сверстниками и воспитания моральных и нравственных качеств

В программе «Радуга» выделяется задача по созданию позитивной атмосферы в группе через организацию добрых традиций: праздников, досугов и пр.

В программе «Детство» отмечается гуманистическая направленность, а в программе «От рождения до школы» - усвоение норм и ценностей»

В программах «Детство» и «От рождения до школы» разное содержание для детей 5-6 и 6-7 лет; Кроме того, в содержании реализуют задачи по формированию нравственных качеств и умению договариваться.

В программах «Детство» и «Радуга» для детей 5-6 лет выделяется формирование доброжелательных взаимоотношений, для детей 6-7 лет задачи решаются при поддержке педагога воспитанников.

Общее для всех программ - развитие совместной деятельности, оценивание каждого члена группы и себя.

В программе «Радуга» общее содержание для детей 5-6 и 6-7 лет, а акцент делается на формирование умения принимать критику.

В программе «От рождения до школы» акцент на формирование качеств: скромность, сочувствие, отзывчивость и пр.

Итак, в анализируемых нами программах «Радуга», «От рождения до школы», «Детство» отмечается важность развития доброжелательных взаимоотношений, а именно: необходимость поддержания атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к людям; формирования уважительного отношения к старшим; развитие дружеских отношений со сверстниками, формирование заботливого отношения к младшим детям. Большое внимание уделяется решению задачи развития доброжелательных взаимоотношений в работах таких исследователей как: Т.Н. Бабаева, Я.Л. Коломинский и др. В этих исследованиях делается акцент на то, что доброжелательные взаимоотношения развиваются у детей через деятельность детей через общение друг с другом. Также в работах отмечается важность того, что педагоги должны поддерживать комфортную психологическую обстановку и создание поучительных ситуаций, позволяющих накапливать опыт взаимоотношений .

Многие исследователи по-разному раскрывают структуру и проявления доброжелательных взаимоотношений, а также средства развития доброжелательных взаимоотношений (см. таб. 2), в связи с этим рассмотрим эти аспекты подробнее.

Таблица 2

Структура доброжелательных взаимоотношений

Исследователь

Структура доброжелательных взаимоотношений

Проявление доброжелательных взаимоотношений

Средства развития доброжелательных взаимоотношений

Гуманистический характер

Признание прав друг друга и подчинение правилам

Отрицательное оценивание своих «плохих» поступков

Проявление позитивных эмоций в поступках

Увлеченность детей друг другом

Вежливость при общении

Отзывчивость на радость и огорчения сверстников

Оказание посильной помощи

Благоприятная, положительная атмосфера

Коммуникативные способности

Способы разрешать конфликты

Т.И. Бабаева

Ю. Василькина

О.М. Гостюхина

Т.И. Ерофеева

О.Н. Ефимова

Я.Л. Коломинский

М.И. Лисина

А.А. Неверова

Н. Царенко

С.Г. Якобсон

Общее число выборов

Таким образом, в структуру доброжелательных взаимоотношений большинство исследователей (семь исследователей из одиннадцати) относят - принятие равных прав сверстников и общих правил и положительно-эмоциональная направленность поведения (шесть исследователей из одиннадцати). Что касается проявлений доброжелательных взаимоотношений, то восемь исследователей из одиннадцати относят к ним - отзывчивость на радость и огорчения сверстников. Как оказалось, не все исследователи в своих работах рассматривают средства развития доброжелательных взаимоотношений, но у четырех исследователей в качестве средства рассматривается благоприятная, положительная атмосфера, кроме этого три исследователя относят к средству - развитые коммуникативные навыки и два исследователя - знание способов разрешения конфликтов .

Во многих исследованиях отмечается важность аспекта развития доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста, но в изученной нами литературе нет общепринятого определения понятия «доброжелательные взаимоотношения», поэтому мы попытались дать его авторское понимание.

Доброжелательное взаимоотношение - это позитивное отношение детей друг к другу, которое предполагает открытость ребенка к окружающим его людям, а также оказание помощи другим детям, даже если их взгляды, мнения и интересы отличаются от его собственных. Доброжелательное взаимоотношение также отражается на развитии чувства эмоциональной привязанности между детьми, вызывая сочувствие и сопереживание детей друг к другу.

Мы полагаем, что важным звеном в развитии доброжелательных взаимоотношений детей со сверстниками является содержательное общение. Дети старшего дошкольного возраста постоянно общаются в разных видах деятельности, но чаще всего общение и взаимодействие происходит в игре.

На современном этапе, помимо игр в работе с детьми все большую популярность приобретает тренинг. О.Н. Истратова отмечает, что существует глубокая связь между тренингами и детскими играми. Общими чертами между ними являются: установка педагога, правила, характер соперничества, неожиданность результата, важность участия над окончанием игры, но и большой психологический смысл созидательного проживания, ведущий к получению и накоплению опыта .

Г.К. Селевко рассматривает тренинг, как психологическое занятие, проводимое с группой людей, под руководством тренера, в ходе которого осуществляется отработка личностных навыков, направленное на понимание себя и других . В классификацию тренингов входят тренинговые игры, которые включают в себя совокупность:

Ситуационно-ролевые - представляют собой разыгрывание этюдов с разнообразными ролями, иногда с диагностическим значением;

Дидактические - позволяет решить обучающую задачу повышения уровня социально-психологической компетенции;

Творческие - позволяют развить творческую коммуникацию;

Организационно-деятельностные - позволяют участникам выйти за пределы своих представлений о своих умениях;

Деловые - позволяют развить трудовые навыки и умения;

Имитационные - позволяют проиграть (отработать) какие-либо действия в ситуации, отличающейся от реальной .

В настоящее время понятие «тренинг», его организация и проведение раскрыты очень подробно, но «тренинговые игры», как один из методов в тренинге, включающие ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, имитационные игры - изучены недостаточно. Исходя из определений понятия «тренинг» мы попытались раскрыть и охарактеризовать понятие «тренинговая игра».

Тренинговые игры - специально организованные интерактивные игры, проводимые в комфортных, благоприятных условиях, способствующие открытию ее участников друг другу, установлению доброжелательных отношений между ними, благодаря наличию ритуалов приветствия и прощания, отработки различных техник общения и разрешения конфликтов, а также наличию традиций разработанных совместно детьми, объединенными в малые подгруппы с постоянным составом.

Тренинговая игра предоставляет возможность создания комфортного, благоприятного психологического фона, атмосферы раскрепощенности и безопасности. Эти возможности в совокупности со специально организованными педагогическими ситуациями, могут благоприятно влиять на развитие доброжелательных взаимоотношений.

Правильная организация тренинговых игр станет полноценным средством развития доброжелательных отношений. В связи с этим руководителям детских коллективов важно рассмотреть возможность применения тренинговой игры в развитии доброжелательных взаимоотношений детей дошкольного возраста. Поэтому возникает вопрос о том, какие педагогические условия необходимо создавать для плодотворной работы с детьми посредством тренинговых игр для развития доброжелательных взаимоотношений. Раскроем их в таблице 3.

Таблица 3

Педагогические условия организации тренинговых игр

Педагогические условия организации тренинговых игр

Исследователи

Количество выборов

В.С. Агеев

Е.В. Белинская

И.В. Вачков

Т.С. Гуляева

Ю.Н. Емельянов

О.Н. Истратова

Р.Р. Калинина

Е.И. Николаева

ГК. Селевко

Проводить тренинговые игры начиная со старшего дошкольного возраста

Системность, регулярность

Наличие постоянной группы (от 7 до 9 человек)

Правильная пространственная организация

Разнообразие пособий, оборудования

Взрослый - непосредственный участник игры

Получение обратной связи

Выработка единых ритуалов: приветствие, прощание и др.

Климат психологической безопасности

Оказание помощи в установлении взаимоотношений, исключая возникновение «отверженных» детей

Вовлечение всех детей группы в игры

Соблюдение принципов групповой работы

Тренинговые игры должны удовлетворять необходимость ребенка в общении, взаимодействии и проявлении чувств, эмоций социально-приемлемыми способами

Педагог должен исключить порицания и навязывания своей субъективной позиции

Объективность оценки

Тренинговые игры должны познакомить с правилами общения в группе

Тренинговые игры должны давать возможность детям воспользоваться своими знаниями о дружбе, о правилах общения, о взаимопомощи

Таким образом, из количества выбранных большинством исследователей педагогических условий, для плодотворной работы с детьми, необходимо придерживаться следующих: создание условий для эффективной обратной связи; организация комфортного эмоционального фона в группе; соблюдение ряда принципов групповой работы; избегать порицаний и навязывания своей субъективной позиции со стороны всех членов тренинговых игр; наличие постоянной группы (от 7 до 9 человек); вовлечение в деятельность всех детей тренинговой группы; правильная пространственная организация; выработка единых ритуалов: приветствие и прощание; удовлетворение потребности ребенка в общении и проявлении чувств, эмоций .

В заключении хочется отметить, что тренинговая игра является средством всестороннего воспитания и развития детей, в том числе и развития доброжелательных взаимоотношений. Основная особенность тренинговой игры это то, что она представляет собой проекцию мира вокруг ребенка, событий, взаимоотношений людей, позволяя пополнить детский опыт, а затем пользоваться полученными и отработанными навыками в повседневной жизни. В тренинговых играх у ребенка есть возможность сравнить себя с другими детьми, противопоставить себя сверстнику, что переходит во внутренние переживания ребенка. Все это дает возможность развить доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Поговорим о доброжелательности, это наша тема сегодня. Расскажем о значении, синонимах, а также о том, почему сначала людям все же лучше верить.

Значение

Чтобы понять существительное «доброжелательность», нужно обратиться к соответствующему прилагательному. Словарь говорит нам, что значение последнего следующее: «Желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный».

Соответственно, существительное «доброжелательность» - это определенное качество личности или общения с определенным человеком. Есть такие люди на свете, которые изначально ко всем настроены благожелательно до той поры, пока человек их не разочарует. Такое случается довольно часто. А бывает и так, что человек не разочаровывает, тогда доброжелательность - это качество, которое сохраняется на долгие годы. Можно даже сказать, что это мерило отношений: если с некоторыми людьми человеку удается ладить, другими словами, сохранять к ним расположение, то таких приятелей стоит ценить, ибо дружба - это редкая птица, особенно во взрослой жизни.

Синонимы

Конечно, разбор значения слова «доброжелательность» не будет полным без лингвистических аналогов. Мы не может их пропустить, поэтому вот они:

  • расположение;
  • благосклонность;
  • благожелательность;
  • приветливость;
  • обходительность;
  • дружественность;
  • дружелюбность.

Много замечательных слов есть в русском языке, чтобы заменить при случае наш объект исследования, и все они будут выражать благосклонное отношение к человеку или людям.

Например, неплохо, если молодой учитель благожелательно настроен к своему первому классу. Конечно, педагог - это работа на износ, и когда наступит время, он, может быть, устанет сильно от работы и ее рутинности, но пока у него есть энтузиазм - будет и доброжелательность, это довольно очевидно.

Почему надо быть добрее?

Благожелательность - ценное качество, когда дело касается общения. И животные, и люди любят ласку. Нет ничего плохого в том, чтобы быть добрее друг к другу. Другое дело, что люди звереют от нехватки денег, бесконечной гонки и конкуренции. Прямо скажем: современный мир - это не лучшая почва для вежливости и расположения. Но все равно нужно быть тактичным, правда, это бывает сложно.

Но ничего, ведь трудности закаляют. Оттолкнуть человека просто, а затем убедить его в том, что вы человек неплохой - трудно. Поэтому лучше начинать с доброжелательности - это беспроигрышный вариант. Если что-то пойдет не так, то всегда можно уклониться от общения с тем или иным человеком, но людям нужно давать хотя бы один шанс.

Loading...Loading...