Воспитание детей через народное творчество. Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста консультация на тему

Из опыта работа воспитателей детского сада по нравственно - патриотическому и музыкальному воспитанию

Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста.

Каждый ребенок – капелька, лучик,
Вместе собрались – светлый родник.
Что понесут к речке жизни бегущей?
Ты призадумайся только на миг.
Всё, что заложено, все к нам вернётся.
Доброе сея, пожнём мы добро.
Сердце пусть радостью вновь улыбнется.
Встретившись с каплей ручья моего!
«Посвящение детям» Н. Б. Федорова.
Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой коренного населения. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к быту и культуре своей нации. Все это является базой сохранения культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
В дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни – наиболее благоприятный для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия очень яркие, сильные, следовательно, остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
В этом возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в песнях, музыке, играх, игрушках, присущих коренному населению. Как много получает малыш, узнавая о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Мы ставим перед собой задачу формирования личности, способной усвоить элементарные правила нравственного поведения и основные этические понятия. Эту задачу можно решить при условии обращения к идеям народной педагогики, являющейся системой представлений, взглядов, суждений, идей, приемов воспитания, копившихся веками и отраженных в народном творчестве. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Народное творчество включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, изобразительное и декоративно - прикладное искусство. Творчество - главное средство, с помощью которого ребенок осваивает культурно – исторический опыт, и движущая сила развития общества. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей.
Русский философ и педагог В. В. Зеньковский писал о том, что никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа, не может созреть вне национальной культуры, которой нужно пропитаться, чтобы присущие душе силы могли получить свое развитие.
В нашем детском саду знакомство с миром традиционной культуры малой Родины начинается с ближайшего окружения ребенка. Изучая историю родного края, мы используем материалы по этнографии и фольклору. В пеших прогулках по улицам села, экскурсиях дети узнают историю его возникновения, традиции народно – прикладного искусства. При посещении районного краеведческого музея заглядывают вглубь прошедших веков, узнают от экскурсовода об архитектуре села, устройстве деревянного дома, знакомятся с жизнью, бытом, обычаями, занятиями его обитателей.
Большую роль при ознакомлении детей с историей и бытом своего народа оказывает мини - музей детского сада. В музее представлены экспонаты декоративно – прикладного искусства, предметы быта, орудия труда, народные костюмы. Здесь дети могут не только все увидеть, но и потрогать, обыграть. Например, походить в лаптях, «пропрясть кудель», попить чай из старинного самовара. Дети с большим удовольствием посещают музей, задают много вопросов, узнают новое.
Знание народных обычаев укрепляет семейные и родовые связи, помогает отрегулировать взаимоотношения между разными поколениями. Начиная с младшего возраста, воспитатели читают художественную литературу, проводят различные беседы, мероприятия направленные на воспитание любви и уважения между поколениями. В старшей группе дети составляют свою родословную. При этом проводится большая работа с родителями. Каждый ребенок совместно со своими близкими собирает материал о предках: где они жили, кем работали, и т. д., а затем составляет генеалогическое древо своего рода.
Большое внимание уделяется занятиям по художественно – творческому развитию детей. Изделия народного творчества многообразны. Каждое изделие наполнено красотой, добром, радостью; оно несет в себе фантазию, увлекающую детей и взрослых в мир прекрасной сказки. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи своих изделий, включают в себя геометрические элементы, цветы, листья, ягоды, траву, которые ребенок часто встречает в лесу, в парке, на участке детского сада. Все это дети переносят на свои работы. Под руководством педагогов они украшают салфетки, полотенца, тарелочки, одежду для кукол, занимаясь рисованием или аппликацией. На занятиях по лепке малыши знакомятся с народными игрушками и пытаются сами сделать такие же. Сколько же радости доставляет ребенку предмет, сделанный своими руками.
Дети очень любят слушать сказки и небылицы, отгадывать загадки, заучивать потешки, считалки, скороговорки. Сказки отражают жизнь народа, основные черты характера: отвагу, трудолюбие, остроумие. Ребята охотно не только слушают сказки, но и сами их сочиняют, обыгрывают, участвуют в театрализованных постановках. Не один праздник, ни одно развлечение, а часто и занятие не обходятся у нас в саду без участия сказочных персонажей. Как же интересно самому превратиться в сказочного героя и побывать в волшебной стране или узнать в веселой Бабе Яге своего любимого воспитателя.
В развитии детей огромное место занимают игры . Народные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Игры используются в различных видах деятельности детей. Начиная с младшего возраста, мы применяем народные игры на занятиях и во время прогулки, в утренние и в вечерние часы. Они являются прекрасным элементом содержания досуговых мероприятий, проводимых в детском саду.
Большой интерес вызывает у детей знакомство с музыкальным фольклором. На музыкальных занятиях дети исполняют народные песни и танцы, играют на музыкальных инструментах. Знакомятся с произведениями композиторов республики. Праздник в детском саду! С каким нетерпением ждут его дети! Для них это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки, поэзии, в мир ярких зрительных восприятий, увлекательных игр и затей. Поэтому интересно и весело проходят фольклорные праздники. Они являются особой формой знакомства с народным музыкальным искусством. Здесь соединяются радость и веселье, знания и умения. Ребята показывают свои театральные, танцевальные, музыкальные навыки. Совместные переживания сплачивают ребят в дружный коллектив, вызывают чувства индивидуальной и коллективной ответственности. Комплексное воздействие различных видов искусства способствует формированию у дошкольников художественного вкуса.
Праздники – это радостное, волнующее событие для каждого малыша, которое сохраняется надолго. Сценарии праздников включают в себя различные виды деятельности, здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах, участвуют в проведении обрядов, народных игр, постановке сказок.
Фольклорный праздник помогает раскрыть значимость давних традиций, приблизить детей к пониманию старины и через активное участие приобщить к истории своего народа.

Значение народных традиций в воспитании детей

Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.

Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.

Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры.

В анализе различных школ народного мастерства предусматривается культурно-исторический подход, связь народного творчества с природой родного края, синтез материальных и духовных ценностей народной художественной культуры .

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы.

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности.

Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений .

Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Нарушаемое в мире единство человека с природой, землей настоятельно заставляет обратиться к народной мудрости - памяти рода человеческого. А значит, возникает потребность восстановления истории народа, его образа жизни и творчества. Этими мотивами самосохранения объясняется тяга общества к таким традиционным художественным проявлениям как фольклор и ремесло, к их истории.

Преподавание декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании продиктовано жизненной необходимостью, так как сфера его влияния непрерывно расширяется и охватывает самые разнообразные стороны жизни современного человека.

Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства - рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно как бы хранит частичку его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатывается самими мастерами в процессе их художественной практики, и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению.

Преподавание декоративно-прикладного искусства в учреждениях дополнительного образования дает возможность расширить кругозор, активизировать образное мышление, а также наиболее полно выявить индивидуальные способности каждого ребенка .

Эстетическая значимость общения детей с произведениями народного искусства, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства.

Дети любят работать с разнообразными материалами, конструировать, выполнять вещи практического назначения. Обучение декоративно-прикладному искусству органично сочетается с развитием художественного вкуса и творческого воображения.

Приобщаясь к занятиям искусства, человек воспитывает свой вкус, учится находить красоту в обыденном, приучается творчески мыслить.

Вывод: Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция жива, пока ее чтут, берегут.

tagPlaceholder Tags: фольклор , народное , искусство , дополнительное , образование , творчество

  • #1

    Традиции и обычаи нужно всегда соблюдать!

  • #2

    juliet (Monday, 10 December 2012 14:11 )

    Народные традиции веками вырабатывали и создавали каноны правильного, разумного поведения, поэтому важно передавать их нашим детям в процессе воспитания

  • #3

    Нельзя ребенка не знакомить с традициями своего народа. Он как губка впитает все самое полезное и все самое хорошее. Если только родители и родные будут ему это показывать.

  • #4

    Богатая культурными традициями история нашего народа начинает забываться,на смену идет их подмена...

  • #5

    И нам нужно обязательно стремиться к тому, чтобы дети не забыли свои корни и знали настоящее.

  • #6

    У каждого народа свои методы воспитания.
    К худшему пока не приводило. если с ранних лет начинать воспитывать.

  • #7

    Евгений согласен с тобой,вреда от традиций воспитания детей нет.Когда у меня будут дети,я буду соблюдать все традиции своего народа и воспитаю настоящего человека!!

  • #8

    Традиции - дело безусловно хорошее. Но нужно всегда подходить с точки зрения здравого смысла, а не бездумно им следовать.

  • #9

    достаточно интересная статья

  • #10

    Дети всегда долны помнить своих родитнлей и свято соблюдать традиции предков.

  • #11

    Традиции - это народная ценность, когда народ утрачивает свои ценности - он вырождается.

  • #12

    Отличный сайт, качественно оформлен с грамотным содержимым. Информация просто потрясает!

  • #13

    Хорошая статья, но у каждого народа есть свои традиции воспитания, и их нужно соблюдать!!!

  • #14

    Удивительно, что совершенно неграмотные люди так чувствовали и понимали природу, знали о ее тайнах намного больше, чем мы сейчас со всеми своими научными достижениями и открытиями. И традиции, нажитые предками веками исчезают. Нам-то они за ненадобностью. Жалко.

  • #15

    Статья очень познавательная и будет полезной для молодых родителей. Мне очень понравилась!!!

  • #16

    Роман (Thursday, 11 April 2013 17:46 )

    Отличноя стотья традицыи надо знать инезабывать

  • #17

    Я сама являюсь мамой и считаю,что это очень нужно для большего развития ребенка,а тем более когда дети делают что-то своими руками!Спасибо за статью

  • #18

    Понравился сайт очень хорошей оформление рекомендую:)

  • #19

    Такой яркий вызывающий сайт...не возможно стороной обходить...и интересных вещей столько))

  • #20

Наталья Фигуркина
Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры детей дошкольного возраста

В современной отечественной педагогике нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, привычек, поведения, связанных с соблюдением норм и правил, принятых в обществе. Нравственность проявляется в том , что человек не только знает правила и нормы поведения, но и стремится их соблюдать.

Нравственные (моральные) ценности - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. Ориентация личности на ценности способствует формированию в ней положительных качеств, высоконравственных потребностей и поступков.

В дошкольном возрасте в процессе обучения идет развитие таких нравственных чувств , как любовь к Родине, коллективизм, чувство товарищества, дружбы, долга, чести.

При обучении дошкольников важнейшим элементом выступает устное народное творчество , которое представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности с целью преобразования окружающего мира по законам нравственности и красоты . Устное народное творчество понятно и доступно детям, так как народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа , которые в основе своей имеют единство взглядов на мир.

Что же такое устное народное творчество ? Это отражение повседневной жизни народа , его мечтаний и стремлений, это воплощенная народная мудрость , выраженная в творческих формах . Согласно своему названию, оно передавалось из уст в уста, изменяясь и приобретая новые краски и оттенки. У него нет авторов, это коллективное творчество народа .

В литературе «устное народное творчество » имеет и другое название – «фольклор» .

В широком смысле «фольклор» - народное творчество , чаще всего именно устное .

Детский фольклор делится : на материнский (созданный для детей ) и собственно детский (созданный детьми) . К первой группе относят колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки; ко второй – игровой (считалки, молчанки) и неигровой (дразнилки, мирилки) детский фольклор.

Детский фольклор относится к малым фольклорным жанрам. Это такие интереснейшие и богатейшие по своей воспитательной сути произведения народного творчества , как : 1) поэзия пестования : колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки; 2) потешный фольклор : поддёвки, скороговорки, небылицы-перевёртыши; 3) игровой фольклор : игры, считалки; 4) бытовой фольклор : заклички, приговорки, дразнилки, загадки, сказки, пословицы, поговорки.

Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей . Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала. Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы :

Произведения, связанные с игровыми действиями Произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий

Пестушки - это короткие стихотворные приговоры , которыми сопровождают движения младенца впервые месяцы жизни. Пестушки получили свое название от слова пестовать - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать , носить на руках». Колыбельные песни в народе зовут байками . Это название произошло от глагола баять, баить - «говорить» . Старинное значение этого слова - «шептать, заговаривать» . Такое название колыбельные песни получили не случайно : самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки.

Потешки – это песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками Заклички произошли от слова закликать - «звать, просить, приглашать, обращаться» ). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. При случае детвора выкрикивает слова закличек нараспев хором - это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам и т. д.

Жеребьевки - это сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «маткам» , главам обеих партий. Прибаутки - это песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Считалка - рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Небылицы, небылицы-перевертыши - это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений

Скороговорки или частоговорки - быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Они сочетают однокоренные или созвучные слова.

Существует и другое деление фольклорных жанров, которое зависит от объема произведения. Так, к большим фольклорным жанрам относятся сказки, легенды, былины, исторические песни, народный театр , а к малым – частушки, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, частоговорки.

Рассмотрим малые фольклорные жанры.

Название жанра Его краткая характеристика

Загадка – происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Скороговорки

Словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет её произнесение и делает её незаменимым упражнением для развития речи.

Поговорка – «складная короткая речь, ходячая в народе , но не составляющая полной пословицы» - это определение Даля. Это первая половина пословицы. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

Песни подблюдные, масленичные, протяжные лирические (любовные, семейно-бытовые, о рекрутчине и солдатчине, удалые (разбойничьи, исторические, балладные, игровые хороводные и плясовые и т. д., в зависимости от народного праздника .

Пословица это краткие изречения, содержащие вывод из наблюдений над окружающим. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

Фольклор – это народное творчество , очень нужное и важное для изучения народной мудрости в наши дни . На этих произведениях

воспитываются наши дети и сейчас . Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе , и в конечном итоге о самом себе.

Наибольшие педагогические возможности в воспитании нравственной культуры дошкольников заложены в таких произведениях устного народного творчества как былины , сказки, пословицы и поговорки.

Список литературы :

1. Аникин В. П. Русская народная сказка . – М. ,1984. – 286 с.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского Государства XIV – XVII вв. – М. ,1985.

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. - СПб.: Паритет, 2006.- 320с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте . – М., 1968. – с. 143-206.

5. Даль В. И. Пословицы русского народа . В 2-х т. – М. ,1994.

6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. – Т 2. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.

7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : Уч. издание. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.

8. Зеленкова И. Л. Этика : Учебно – методическое пособие. – Мн.: Университет, 1994.- 159 с.

9. Зубра А. С. Культура личности как духовная ценность : Пособие для педагогов, воспитателей , учителей, студентов. – Мн.: Универс-е, 2001.- 274 с.

10. Лагутина Т. В. Народные скороговорки , прибаутки, частушки, пословицы, загадки. – М.: Рипол - Классик, 2010.- 48 с.

11. Пивнева Г. Н. Устное народное творчество русского народа как источник воспитания детей в семье . – Невинномысск, 2004. - 167с.

12. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль : «Академия развития» , «Академия, К» , 2000.-224 с.

13. ru.wikipedia.org

Знакомство с обычаями и традициями русских народных праздников.

Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Роль народного творчества в воспитании ребёнка дошкольного возраста»

Соломина Татьяна Игоревна, МБДОУ Краснозоренский детский сад, воспитатель п. Красная Заря.

Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.

Важным средством нравственно-эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа. Приобщаются к его культуре. Ценность народного искусства определяется тем, что оно воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности. И это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития. И каждый ребёнок получает от общения с ним удовлетворение и эмоциональный заряд. Отрадно, что за последние годы значительно усилился интерес к этому виду искусства. Неисчерпаемы его воспитательные возможности. В процессе знакомства с народным искусством. Кроме решения эстетических задач, таких как развитие умения видеть красоту, создавать и беречь её, проявлять творческую активность. Важно развивать и психологические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (память, мышление, воображение, познавательную и эмоционально -волевую сферы), а также решать задачи нравственно-патриотического воспитания: уважение к своему народу. К труду народных мастеров. Любовь к своему краю, Родине, Отчизне. Наша задача – зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, помочь нам, взрослым, воспитать патриотов. А ведь именно сейчас. Когда подвергается глумлению и извращению всё народное, чистое, доброе. Ознакомление с народным творчеством, народными промыслами – дело чести любого здравомыслящего гражданина страны. Ведь именно сейчас людям. А особенно детям. Нужна информация об её истории. Её богатой духовной жизни. О народных традициях и быте, ремёслах. Каждый стремится познать окружающий мир. А знакомство с ним начинается с самого близкого – со своего дома, улицы. Нам, прежде всего, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по- настоящему глубоко любить свою Родину. Надо знать не только настоящее, но и прошлое. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало и что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Как одевались? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Нам нужно стремиться к тому, чтобы привить любовь и уважение к предметам народного творчества. Наш детский сад знакомит детей с календарно-земледельческими праздниками, связанными с проводами зимы, перелётом птиц и таянием снега, расцветов земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба. В своих утренниках, праздниках и развлечениях мы используем обрядовые песни, танцы, хороводы, заклички и т. д.,. Создали мини-музей «Изба» с экспонатами народного быта: сундук, самовар, утварь, лавки, русская печь, плетёные корзины, вышитые полотенца и т.п. Для праздников подбираем народные костюмы, в чём активно помогает районный дом культуры. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми- забавами. Радостная атмосфера детских праздников и развлечений создаёт благоприятный климат. Способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовлетворения и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы и потребности. Такие праздники являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству. Человек во все времена старался украсить свой быт. Любое ремесло. Дойдя до вершины, становится искусством. Так вот и возникли народные промыслы. Славилась земля наша русская своими мастерами и умельцами. « Не то дорого, что красного золота, а то, что народного мастерства» - гласит народная пословица. С помощью родителей организовываются выставки рушников, половиков, накидушек. Дети, не видя это в повседневном обиходе, неподдельно радуются, рассматривают, затем отражают увиденное в рисунках и играх. Перед уходом в школу наши воспитанники имеют представление о ремёслах народных мастеров земли русской, уважение к народным промыслам, фольклору, используют элементы ручного труда. Родители отдали в наш музей прялки, кудель, убранство кровати, предметы быта, вышитые образцы одежды. Яркие впечатления на детей всегда производит народная игрушка, дымковская, филимоновская, ливенская, или яркие иллюстрации, фотографии с крупными изображениями подлинных игрушек. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Дети лепят по подобию, радуются полученному результату. Навыки, полученные детьми в процессе занятий, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу и по оформлению. Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам таких художников, как И. Билибин и Ю. Васнеснецов, творчество которых основано на национальных традициях. Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей – дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став взрослым, они всегда будут стремиться к красоте. Помогая детям овладевать некоторыми навыками и приёмами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия. А также уметь рисовать узоры по мотивам росписей. Проводим мастер-классы, круглые столы, приглашаем учителей рисования и черчения Краснозоренской СОШ. В процессе обучения детей декоративному рисованию, лепке, аппликации используем следующие приёмы: - создание игровой ситуации в начале образовательной деятельности и во время проведения анализа детских работ; - сравнение элементов узора и различных вариантов композиций; - использование очерчивающего жеста (для выделения элементов. Определения их расположения и последовательности выполнения узора); - показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора; - сочетание различных видов изобразительной деятельности (лепка с последующей росписью). Умение видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита и композиции, замечать. Как мастер. Не выходя за пределы традиций промысла. Создаёт каждый раз новое, неповторимое произведение. Поможет детям самостоятельно выбирать сочетания элементов и композицию в зависимости от назначения и формы предмета, который они украшают. С детьми старшего дошкольного возраста проводим занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, по готовому эскизу предлагаем нарисовать эскиз ткани для платья Снежной королевы, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи. Сделать занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством интереснее, разнообразнее помогает использование музыки. Элементы театрализованной деятельности. Ведь от того, настолько мы будем эмоциональны. Как организуем эту работу, во многом зависит, сможем ли мы воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев. Ребёнок узнаёт, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов. В старшей и подготовительной группе у детей, под влиянием обучения, появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, с которыми их знакомили. Знания, полученные детьми, расширяют возможности самостоятельной деятельности. Чем больше у детей впечатлений, тем интереснее и разнообразнее становятся их замыслы, а наличие умений ведёт к тому. Что ребята довольно легко берутся за их воплощение.

Дети знакомятся с нашим национальным богатством, устным народным творчеством, сами сочиняют сказки, драматизируют их. Помогает богатый фольклорный материал – это сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные игры, считалки. Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина также считали, что фольклор даёт прекрасные образцы русского языка, подражая которым. Ребёнок успешно учится родному языку. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения часто сопровождаются весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший игровой фольклор. Народные игры образны, поэтому привлекают детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения доставляют ребёнку радость, активизируют мышление, речь, память, воображение. Разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребёнка. Влияние фольклора на творческое развитие, несомненно, велико. И наш опыт показывает, что такая деятельность с использованием элементов ручного труда, фольклора открывает перед детьми большие возможности для развития инициативы. Будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль. Использование изделий народных промыслов, фольклора обогащают наш досуг, способствуют созданию доброжелательной атмосферы в группе. Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, небылички, подговорки, басенки. Народное поэтическое слово, предназначенное детям, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.


Ирина Севастьянова

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа , освоения народной культуры . Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа , его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров .

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства . Устное народное творчество , музыкальный фольклор, народно -прикладное искусство должны найти большое отражений в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей. Народное искусство , являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности обладает большими воспитательными возможностями . Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа , частью которого оно является.

В связи с этим в нашей оздоровительной группе МБДОУ № 14 был создан уголок народного творчества . Большую помощь в сборе экспонатов для нашего уголка, оказали родители оздоровительной группы. За что им огромное спасибо.

Вот посмотрите что у нас получилось.


Публикации по теме:

Русское народное творчество - основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников В наше время необходимо воспитать ребёнка гражданином, патриотом, знающим и любящим свою Родину. Но эта задача сегодня не может быть успешно.

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре 1слайд Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации.

План самообразования «Устное народное творчество в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста» Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Развитие инновационной.

Устное народное творчество благотворно влияет на воспитание детей, развивает творческие, познавательные, коммуникативные способности. Дети.

Педагогический проект «Народное творчество в жизни дошкольников» Обоснование проблемы. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра, духовно обогатить.

Loading...Loading...