План работы с родителями по пластилинография. Использование пластилинографии в работе с детьми дошкольного возраста

В технике пластилинографии

Дерезюк Анастасия Михайловна,

Преподаватель художественного отделения

Лепка из пластилина – традиционный вид изобразительной деятельности, который давно и успешно используется в работе с детьми младшего, дошкольного, школьного возраста.

Предлагаемая методика называется «Пластилиновая картина», техника пластилинография. Эту методику можно использовать для развития творческих способностей, мелкой моторики, а также использовать пластилин в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. При работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.

Основными целями и задачами обучения учащихся данной технике являются:

Цель - выполнение декоративно-прикладной работы в технике «Пластилиновая картина».

Задачи:

· формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

· освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

· развитие мелкой моторики;

· ознакомление с окружающим миром;

· развитие эмоциональной сферы ребенка и фантазии.

В процессе обучения учащихся пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ученикам радость общения, познания труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

А чтобы ученики лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и, развитию детского воображения, художественного и пространственного мышления, будит фантазию, побуждает учащихся к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Практика показала, что целесообразно начинать изучение этой техники на основе небольших, сюжетных картин. Ознакомить учащихся с последовательностью работы в пластилинографии, отработать основные приёмы, довести работу до законченного, цельного произведения - эти задачи лучше реализовывать на маленьком формате. А так же, нужно познакомить учеников с организацией рабочего места, с материалами и инструментами.

Освещение . В связи с тем, что данная работа связана с цветоразличением, рабочее место ученика должно быть хорошо освещено. Свет должен быть естественным, падать равномерно и не давать бликов на рабочую плоскость.

Одежда. Обязательным атрибутом в данном виде деятельности является фартук или халат и давно забытые нарукавники. Нарукавники легко изготавливаются из ткани. Для этой же цели можно использовать рукава от старого свитера или гольфы с отрезанной носочной частью, они одеваются резинкой в сторону запястья. Эта спецодежда позволит не испачкаться пластилином в процессе работы.

Посадка . Во время работы необходимо следить за правильной посадкой учащихся. Ребёнок не должен низко наклоняться над столом. Поскольку при близком рассматривании теряется восприятие цельности работы. Ученики начинают дробить, мельчить детали сюжетной картины. А так же, идет нагрузка на позвоночник, ученик быстро устает, испытывает боль и напряжение в области шейных позвонков. Обязательно нужно проводить физкультминутки.

Поддержание чистоты и порядка . При любой творческой деятельности поверхность стола накрывают, для того чтобы она оставалась чистой. Учитывая специфические особенности пластилина, лучше использовать прямоугольник из светлого линолеума, или полиэтилен.

Коробка с пластилином должна оставаться чистой, красивой и аккуратной на протяжении всего процесса выполнения сюжетной картины. Для этого пластилин отрезают ножом или стеком, маленькими порциями. Если образовались неиспользованные кусочки пластилина, их нужно присоединить к куску соответствующего цвета. Особенно следует следить, чтобы пластилин не падал на пол.

В конце каждого занятия необходимо уделить достаточно времени для наведения порядка. Поверхность стола, покрытая линолеумом легко очищается ножом или стеком для пластилина. Для достижения идеальной чистоты рабочего места, всё можно протереть тряпочкой смоченной в растительном масле. После чего протирается бумажной салфеткой. Руки протираются тряпкой в растительном масле. Излишки масла смываются мылом и теплой водой.

Материалы и инструменты

Пластилин. В настоящее время существует большое разнообразие пластилина по качеству и цветовой гамме. Качеству пластилина надо уделить особое внимание. Некоторые виды пластилина очень мягкие и от этого плохо держат заднюю форму, некоторые, наоборот, очень твёрдые – с ним трудно работать, пальцы быстро устают, времени затрачивается на работу больше, учащиеся не получают удовлетворения от работы. Учитывая опыт работы с данным материалом, для пластилиновых картин, я рекомендую использовать «Гамма» (производство г. Москва), он достаточно пластичный, мягкий и податливый для выполнения мелких деталей.

Инструменты. Для освоения приёмов лепки пластилином необходимо заготовить инструменты, которые помогут ученику с успехом справиться с поставленными задачами: Деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей. Это набор стеков и пластмассовых ножей, разной конфигурации и размера, для нарезки, обработки пластилиновой массы (стеки – это небольшие пластмассовые или деревянные ножички для вырезания, выравнивания и деталировки изображаемых предметов); Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал); Различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и др. приспособления - для придания поверхности определенной структуры; Пластиковые медицинские или кондитерские шприцы - для выдавливания пластичной массы; Канцелярский нож для резки картона; Копировальная бумага, для перевода рисунка на поверхность картона; Эскиз будущей картины, выполненный в масштабе картона; Простой карандаш; Пластмассовая и металлическая линейка длиной 40 см; Лак для волос «Прелесть», для лакирования готовой картины; Флакончик с растительным маслом для облегчения очистки рук и поверхности от налипания пластилина; Хлопчатобумажная ткань или бумажные салфетки для вытирания рук и рабочего места.

Картонная основа для сюжетной картины. Лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой. Такой картон не изгибается, а при надавливании немного амортизирует под пальцами, это создает определённый комфорт при намазывании пластилина. Формат картона лучше брать с учётом будущего паспарту и рамы. Припуски на паспарту делать по традиционным канонам.

Конспект семинара - практикума для родителей: "Пластилинография и ее значение для развития ребенка"


Составитель: Бурачевская А.С., воспитатель МБОУ «Шегарская СОШ № 1» с. Мельниково
Цель: раскрыть значение пластилинографии для развития детей
Задачи:
1. Побуждать использовать пластилинографию для развития детского творчества
2. Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.
3. Учить создавать поделки в технике пластилинографии.
4. Формировать положительные эмоции.
Форма проведения: семинар – практикум
Участники: педагог, родители
Предварительная работа: изготовить шаблоны для поделки, приготовить необходимое оборудование, подобрать литературное и музыкальное сопровождение.
Средства реализации: загадка, стихи, пластилин (красный, черный, зеленый), влажные салфетки, картон с изображением дольки арбуза, текст пальчиковой гимнастики, спокойная музыка для фонового сопровождения работы.

Ход семинара – практикума:

Воспитатель приветствует родителей, оглашает тему семинара и коротко рассказывает о технике рисования пластилином и ее влиянии на развитие ребенка.

I часть
Лекция «Пластилинография - как средство развития ребенка»

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.
Рисование при помощи пластилина является замечательным видом изобразительного искусства. Благодаря ему, ребенок осваивает объем и придает картинке выразительный и живой вид.
Что такое пластилинография?
Пластилинографию относят к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, полуобъемными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.
Каковы развивающие возможности пластилинографии?
Лепка всегда является интересной для маленьких детей. А пластилинография обладает для детей и еще большей привлекательностью. Ведь пока взрослый не покажет ему эту относительно новую нетрадиционную технику, ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать!
Работа с пластилином, процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.
Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью данной техники, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.
Пластилинография также развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.
При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

II часть
Воспитатель загадывает родителям загадку:

Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри.


Предлагает пройти за столы с необходимым оборудованием.
Предлагает родителям сделать пальчиковую гимнастику «На базар ходили мы»:

На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!

(Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; При этом ладони не соприкасаются.
- мизинцы
- безымянные
- средние
- указательные
- большие
- пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)

III часть – практическая
Воспитатель на своем примере показывает правильность выполнения работы и предлагает родителям самостоятельно начать выполнение работы.
Родители выполняют работу, фоном играет спокойная музыка. Воспитатель помогает затруднившимся родителям и отвечает на возникающие вопросы.

Мы большой арбуз купили
И его тащили.
Мы на нём сидели даже!
Был такой арбуз в продаже.

Он зелёный и пятнистый,
А внутри такой душистый!
Красный сладкий сок стекает...
Съесть арбуз любой желает.

На земле лежал, питался
И под солнышком ласкался...
Рос всё лето карапуз,
Вырос вот такой арбуз!


IV часть
Подведение итогов, оформление выставки родительских работ.
В заключении воспитатель предлагает родителям встать в круг и поиграть в игру «Арбуз - карапуз».
Заполнение родителями рефлексивного опросника.

Рекомендации для родителей «Пластилинография – это интересно!»

ср., 27.04.2016

Воспитатель МАДОУ Боровского

детского сада «Журавушка»

Сусликова Т.С.

«Пластилинография – это интересно!»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки ребенка. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Развивается волевое усилие – дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно).

Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в памяти. Это позволяет уточнить уже усвоенные ребенком знания, расширить их и применять на практике.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином должен идти непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность.

Развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), что занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. При создании работы дети знакомятся со средствами художественной выразительности (пропорция, ритм, цвет, объем, фактура, колорит).

У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта ребенка.

Особенности используемого материала.

Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

1 Несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам.

2 В своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать,

  1. Пластилин – материал объемный, а значит имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
    1. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки можно снять лишний пластилин, не оставляя следов.
  2. Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
  3. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  4. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных разминок и пальчиковых игр.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в работе важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение и т.д.

Обучение рисованию в технике пластилинографии следует начинать с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка, а затем переходить к более сложным композициям. Также необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону деятельности.

Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому детям требуется поощрение. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания.

Пластилинография в наше время становится всё популярнее в детском саду. Это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники. Она завоёвывает всё большее внимание педагогов, поскольку позволяет решать множество развивающих и образовательных задач в процессе игры. Но особенно важно то, что ребёнок имеет возможность собственными руками изготовить прекрасное произведение искусства.

Пластилинография как нетрадиционный способ соединения лепки и рисования

Рисовать можно по-разному. Сегодня среди педагогов дошкольного образования популярны нетрадиционные техники: рисование кончиками пальцев, ладонями, отпечатками предметов, кляксография, пластилинография.

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

С одной стороны, ребёнок включён в увлекательный процесс, но в то же время множество нервных окончаний на кончиках пальцев и поверхности ладоней передают сигналы в мозг, активизируя его деятельность. Когда маленькие ручки рвут бумажную салфетку, учатся скатывать шарик из теста, ощупывают материалы или показывают «сороку-ворону», информация поступает в головной мозг и распределяется по различным центрам (слуховому, зрительному, мыслительному, эмоциональному и речевому).

Пластилинография - нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Деятельности с пластичным материалом детей учат в раннем возрасте. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение. Занятия лепкой развивают не только ловкость и скоординированность рук, но и творческую фантазию.

Создание картины в этой технике - это новый уровень работы с пластилином, который может стать искусством.

В технике пластилинографии создаются истинные произведения искусства

Использование техник, методов и приёмов в работе с дошкольниками

Пластилинография в чистом виде доступна для детей средней и старшей групп детского сада. Дети младшего возраста овладевают элементарными умениями и навыками во время краткосрочных индивидуальных или подгрупповых занятий.

Воспитателю важно помнить, что в группах младшего и среднего дошкольного возраста этот вид творчества нацелен не столько на результат, сколько на получение положительных эмоций, развития интереса у детей и желания совершенствовать навыки.

Чтобы занятие проходило в удовольствие, материалы должны быть качественными, а инструменты - удобными. Для основы будущей картины из пластилина подойдёт бумага, но предпочтительнее плотный картон, пластик, оргстекло или обычное стекло. Пластилин должен быть нежирным, иначе на бумажной или картонной основе появятся пятна, и работа будет иметь неопрятный вид. Выбирайте яркий и податливый материал для лепки.

Из инструментов понадобится доска для лепки (можно заменить на кусок пластика или клеёнки), пластмассовая скалочка для раскатывания пластилина, набор стеков, ножницы, различные приспособления для создания узоров на пластилиновой поверхности (щёточки, кондитерский шприц, ситечко, пластиковая вилка).

Методы обучения пластилинографии:

  • наглядные (показ образцов работ, иллюстраций по теме, наблюдение за действиями педагога);
  • словесные (беседа, объяснение, рассказ);
  • практические (упражнения с материалом, отработка приёмов, игровые действия, экспериментирование).

Приёмы, используемые в пластилинографии, уже частично знакомы детям по занятиям лепкой. Это скатывание и раскатывание, сплющивание и вытягивание, то есть обычные действия с кусочком пластилина для придания ему требуемой формы. Но есть здесь и свои приёмы: отщипывание, размазывание, вдавливание, приглаживание, смешивание цветов. Овладению ними педагог уделяет особое внимание.

Задачи пластилинографии от ясельной и второй младшей до подготовительной групп

  1. Развивающие. Приёмы работы с пластилином развивают ловкость пальцев, подготавливают кисть к письму. Улучшаются способности к правильному восприятию композиции и масштаба.
  2. Познавательные. Воспитанники знакомятся с новым видом изобразительного искусства, постигают взаимодействие двух различных техник - аппликации и лепки, основами которых они уже овладели.
  3. Эстетические. У детей зарождается чувство цвета и формы. Осуществляются первые эксперименты с сочетанием оттенков и материалов.
  4. Воспитательные. Детей учат быть самостоятельными, усидчивыми, терпеливыми и аккуратными, приобретается опыт работы в коллективе. В зависимости от темы, воспитываются любовь к родному краю, умение видеть и беречь красоту природы, доброжелательное, благодарное отношение к родным и близким, любовь к домашним питомцам и т. д.

Умения и навыки детей усложняются год от года. Изменяются и основные направления работы с дошкольниками.

  1. В первой младшей группе ДОУ дети учатся делать элементы из пластилина, одно занятие - один элемент (шарик, цилиндр, колбаска); создавать образы простых предметов; овладевают приёмами отщипывания и размазывания, вырабатывают основы умения работать по заданному образцу.
  2. У детей второй младшей группы важно развивать умение рисовать пластилином, воспитывать самостоятельность (ребёнок не повторяет за педагогом, а учится строить композицию сам). Начинается обучение работе в подгруппе.
  3. В средней группе оттачиваются навыки работы с пластилином и создание более сложных образов; детей учат создавать работы с привлечением разнообразных материалов (крупа, бисер, пуговицы и др.); развивается интерес к коллективной работе.
  4. Для старших и подготовительных групп характерно усложнение и развитие сюжетно-игрового замысла занятия; развитие речевой деятельности воспитанников в процессе создания пластилиновых образов; обучение созданию коллективной работы, имеющей художественную ценность.

Виды рисования пластилином в детском саду

Пластилинографию можно разделить на несколько видов, отталкиваясь от материала, который взят за основу картины. Работы выполняют на бумаге, картоне, пластике, на обычном или органическом стекле.

Плотный картон часто деформируется, но с ним просто и легко работать. Пластиковые и стеклянные основы удобны при нанесении материала (они не погнутся и не сморщатся), но чтобы избежать порезов, обязательно проведите инструктаж по технике безопасности и научите детей заклеивать края основы скотчем или же предварительно сделайте это сами.

По способу создания изображения пластилинография бывает:

  • Прямая Выполняется пластилином разного цвета. В первой младшей группе это могут быть овощи, зимний снегопад, листочки.
  • Во второй младшей группе дети охотно выполнят яркие работы на тему «Посуда для кукол», «Рыбка», «Грибочек». В средней группе сюжет и контур гораздо сложнее: транспорт, деревья, дома.
  • Витражная или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином.
  • Мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом.
  • Контурная. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старшей и подготовительной групп, ведь он требует усидчивости. Подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур.
  • Многослойная. Пластилин наносится на основу мазками в несколько слоёв, сочетаются разнообразные цвета и оттенки материала, получается объёмное, сложное изображение.

Как разогреть материал: раскатываем часть пластилина в колбаску, проталкиваем его в шприц. Лишний материал срезаем стеком. Закрываем с помощью поршня шприц и нагреваем его содержимое с помощью воды или микроволновки.

Фотогалерея: виды пластилинографии в зависимости от способа нанесения

Пластилином закрашиваются контуры в первой младшей группе «Рыбка» выполняется во 2 младшей группе Работа воспитанника средней группы сделана как «Подарок папе» Обратная пластилинография «Медвежонок» подойдёт для детей старшего дошкольного возраста Такая кропотливая мозаичная работа «Матрёшка» требует усидчивости и терпения Контурная пластилинография «Рыбка» Многослойная техника очень живописна и позволяет передать краски живой природы

Уровень сложности поделок

У детей каждой возрастной группы отличается уровень способностей. Для гармоничной работы и положительных эмоций этот момент нужно учитывать.

Таблица: уровень способностей детей разного возраста

Возрастная группа Навыки работы с пластилином Форма работы Вид работы
Ясельная владение навыками скатывания, раскатывания, сплющивания, соединения элементов индивидуальная создание по образцу
Вторая
младшая
оттачивание навыков, приобретённых в ясельной группе,
овладение более сложными навыками: прищипывание, оттягивание, разрезание, разглаживание,
работа с простыми инструментами: стеки, ножницы
индивидуальная создание по образцу,
выполнение подобного
Средняя оттачивание навыков, приобретённых в ранних возрастных группах,
освоение техники смешивания пластилина различных цветов,
работа с более сложными инструментами: щёточки, фигурные формы, шприц (обычный без иглы или кондитерский с разнообразными насадками)
индивидуальная,
работа в подгруппах
выполнение подобного,
самостоятельное планирование композиции
Старшая добавляется использование бросового материала,
комбинирование элементов различных видов пластилинографии
индивидуальная,
работа в подгруппах,
коллективная работа
самостоятельный выбор материалов,
продумывание композиции,
привлечение сюжетно-игровых элементов
Подготовительная знакомство с новыми техниками (барельеф, изразец),
обучение оформлению готовой работы (рамка, багет, фон, паспарту)
индивидуальная,
работа в подгруппах,
коллективная
самостоятельный выбор материалов и вида выполнения работы,
продумывание композиции,
сочетание различных техник изобразительного творчества,
обязательное использование сюжетно-игровых элементов

Фотогалерея: образцы работ детей разных возрастных групп

Изображение цветка в прямой технике (первая младшая группа) «Ромашки», сделанные детьми второй младшей группы Детям средней группы по силам композиция «Космос» Работа детей старшей группы Красивый подарок на День матери (подготовительная группа)

Планируем занятия пластилинографией в детском саду

Для педагога занятия по изобразительной деятельности - это возможность создать связь между искусством и разными областями знаний. В творческом процессе интегрируются развитие речи, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание. Поэтому темы подбираются так, чтобы они отражали многообразие окружающего мира и соответствовали общественно значимым событиям, которые происходят в ближайшее к занятию время, или сезону. Например, патриотическую тематику целесообразно запланировать в ноябре, ко Дню народного единства, изготовление цветов, угощения будет уместно ко Дню матери.

Примерная тематика занятий с детьми среднего дошкольного возраста

  1. «Яблоки и ягоды на тарелке».
  2. «Жучки на цветочной клумбе».
  3. «Грибы».
  4. «Солнце в тучах».
  5. «Веточка рябины».
  6. «Осеннее деревце».
  7. «Рыбка».
  8. «Новогодняя ёлка».
  9. «Ёлочные игрушки».
  10. «Снеговик».
  11. «Снежная баба - франтиха».
  12. «Теремок».
  13. «Сова».
  14. «Весёлая ракета».
  15. «Подарок для папы (дедушки)».
  16. «Пирог для мамы».
  17. «Цветик - семицветик».
  18. «Белая берёза».
  19. «Космос».
  20. «Звёздное небо».
  21. «Пасхальное яйцо».
  22. «Ландыш».
  23. «Улитка на листочке».
  24. «Одуванчик»

В подготовительной группе следует вводить темы «Моя родина», «Моя семья», «Подводное царство», «Осення сказка», «Зимушка-зима нам забавы принесла». «Хоровод у ёлки». Они более объёмны по содержанию и требуют хорошей подготовки детей. Можно планировать также изображение расписной посуды и разных предметов одежды, народной игрушки, например, дымковской, тела человека в движении.

Дети седьмого года жизни порой способны создавать настоящие шедевры, если дать простор их фантазии.

Фотогалерея: работы детей среднего и старшего дошкольного возраста на тему «Ёжик», «Павлин», «Ветка рябины», «Клоун», «Цветы» и другие

«Ёжик» Красочное изображение павлина На чудесном дереве мы видим приметы всех времён года Коллективная работа «Подводный мир» Забавный мишка выполнен в технике мазка Мозаичная пластилинография «Новогодний шар» Оригинальные ёлочные украшения в смешанной технике «Хризантемы» «Избушка бабушки Яги» Расписные пасхальные яйца «Ветка рябины» «Весёлые клоуны» «Флаг России»

Шаблоны в помощь воспитателю

Шаблоны, контур которых надо заполнить пластилином разных цветов, подходят для прямой и более сложных видов пластилинографии.

Фотогалерея: шаблоны с изображением фруктов, овощей и животных

Шаблон «Божья коровка» Шаблон «Ёжик» Шаблон «Щенок» Шаблон «Снегирь» Шаблон «Кот» Шаблон «Овощи и фрукты»

Фотогалерея: шаблоны одежды и посуды

Шаблон «Кувшин» Шаблон для росписи «Гжель» Шаблон «Чайник» Шаблон «Чашка» Шаблон «Кастрюля» Шаблон «Брюки» Шаблон «Свитер» Шаблон «Куртка» Шаблон «Шуба» Шаблон «Юбка» Шаблон нарядного платья Шаблон одежды для кукол

Фотогалерея: шаблоны транспорта и фигур людей

Шаблон грузовика Шаблон «Скорая помощь» Шаблон «Такси» Шаблон «Пароход» Шаблон «Кораблик» Шаблон «Вертолёт» Шаблон «Самолёт» шаблон «Паровозик»
Шаблон «Фигуры людей» Шаблон «Клоун» Шаблон «Человечки» Шаблон «Дети» Шаблон «Человек в движении»

Также интересно работать с шаблонами на картоне с уже готовым фоном. Контуры заполняются цветным материалом.

Фотогалерея: шаблоны животных с готовым фоном

Шаблон «Лев» Шаблон «Жучок» Шаблон «Кузнечик» Шаблон «Стрекоза»
Шаблон «Стегозавр»
Шаблон «Птеролактиль»
Шаблон «Динозаврик»
Шаблон «Поросёнок»
Шаблон «Петух»
Шаблон «Страус»

Описание содержания конспекта НОД по пластилинографии для ясельной группы «Колобок» автора Потекаевой Н. Г.

  • Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к ней, раскрашивание раскрасок по сказке «Колобок».
  • Форма работы: подгрупповая (6–7 человек).
  • Цели: обучение приёмам скатывания, прикрепления, отщипывания; развитие согласованной работы обеих рук; обучение работе в коллективе.

Ход занятия


Организация проекта или кружка по пластилинографии

Разнообразить формы работы с детьми по рисованию пластилином можно, используя проектную и кружковую деятельность. В первом случае воспитатель имеет возможность глубже и систематичнее подойти к ознакомлению детей с этим замечательным видом искусства, во втором - расширить круг тем и используемых дополнительных материалов.

Этапы подготовки проекта

  1. Цель: формирование творческого мышления воспитанников ДОУ при помощи техники пластилинографии.
  2. Задачи:
    • обучение выполнению простых элементов в заданной технике;
    • обучение созданию в художественной форме предметов окружающего мира;
    • обучение работать на заданном пространстве;
    • развитие пространственного мышления;
    • развитие эстетического вкуса;
    • освоение основ конструирования;
    • воспитание усидчивости, аккуратности, терпения;
    • привлечение к работе в коллективе.
  3. Составление развёрнутого планирования:
    • подготовительный этап работы;
    • привлечение мотивирующего материала в начале проектной деятельности;
    • по возможности приурочить выполнение проекта к значимому в жизни детского сада событию (День матери, Праздник осени, Новый год, День Победы, День космонавтики).
  4. Осуществление проектной деятельности.
  5. Презентация проекта. Когда проект закончен, то его можно показать (другой группе, в холле детского сада, в актовом зале на празднике). Дети рассказывают о своей работе слушателям, которые оценивают их творчество.

Описание проекта «Подарки осени»

  1. Цель: подготовить творческую работу к Празднику осени в детском саду.
  2. Задачи:
    • оттачивание навыков работы с пластилином;
    • развитие эстетического вкуса;
    • художественное воспроизведение предметов окружающего мира;
    • обучение работе в группе.
  3. Воспитанники делятся на подгруппы, самостоятельно распределяют обязанности по созданию отдельных частей композиции: рисование пластилином грибов, создание в контурной технике стволов деревьев, использование мозаичной техники для изображения ягод и животных, применения методов работы с ножницами и стеками для создания объёмных элементов.
  4. Презентация работы на Празднике осени в актовом зале (с музыкальным сопровождением и чтением стихотворений).

Фотогалерея: коллективные работы детей подготовительной группы по проекту «Осень»

«Осенние деревья» «Дети в осеннем парке» «Осень в лесу» «Пластилиновая осень»

Литература и подсказки для создания кружка

Перед разработкой рабочей программы кружка рекомендуется ознакомиться с методическими пособиями по работе с дошкольниками в данной технике:

  • Г.Н. Давыдова. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
  • Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2008.
  • Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика - Синтез, 2006.

Для самообразования педагогу будет полезно ознакомиться с пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей:

  • Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  • Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера,2009.
  • Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144.
  • Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1.
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Хардфорд,1996.

В программе кружка учитываются:

  • возрастные особенности детей, которые будут заниматься в кружке;
  • формы проведения занятий;
  • методы и приёмы, которыми будет пользоваться педагог;
  • средства (материалы и инструменты для творчества, привлечение ИКТ и технических средств);
  • режим занятий;
  • прогнозируемые результаты, которые должны быть достигнуты при выполнении программы;
  • темы занятий.

Фрагменты из программы кружка по рисованию пластилином для старшей группы

  • Рекомендуется привлечение информационных компьютерных технологий. Это нужно для показа рабочих схем, наглядных примеров, изображений произведений искусства. Просмотр такого материала развивает фантазию и творческое мышление воспитанников.
  • У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому презентации и видеоматериал стимулируют эмоционально насыщенную работу с пластилином.
  • Режим занятий кружка: для детей старшей группы (5–6 лет) занятия проводятся во второй половине дня, два раза в неделю. Длительность занятия составляет 25–30 минут.
  • Работа по рисованию пластилином проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребёнком ставятся разные задачи.

Мониторинг программы отображает, каким был уровень навыков в начале учебного года и чему научились дети в конце. Для каждого ребёнка есть таблица, где отображён уровень умений работы с пластилином и инструментами для лепки, способность следовать рекомендациям педагога, уровень развития творческого мышления, самостоятельности при построении композиции и выработке творческого замысла.

Видеоматериалы по рисованию пластилином

Предлагаем вашему вниманию видеоматериалы о разных техниках пластилинографии.

Видео: «Рыбки в аквариуме» из пластилина

Видео: мастер-класс по контурному рисованию пластилином

Видео: аквариум - поделка с пластилином в комбинации пластилинографии и лепки на плоскости

Видео: рисуем пластилином осенний лес

На занятиях пластилинографией дети работают с разными материалами и инструментами, развивают мелкую моторику и тренируют руку к письму. Этот вид искусства знакомит с оригинальным применением материалов и открывает новый взгляд на предметы быта и объекты природы. Дошкольники совершенствуют речевые навыки и радуются общению в коллективе.

Цель: дать родителям знания о пластилинографии, как нетрадиционном способе рисования.

План.

    Теоретическая часть.

    Практическая часть.

    Заключительная часть.

Педагог. Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я пригласила вас на встречу. Я очень надеюсь, что все чему вы научитесь пригодиться вам в воспитании и развитии ваших детей.

По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить».

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Чем любят рисовать ваши дети?

Родители: карандашами, красками и фломастерами.

Педагог. – А ведь рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению; развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, мелкую моторику рук; будит фантазию; побуждает дошкольников к самостоятельности; формирует эстетический вкус; помогает воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Пластилинография поможет вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу незабываемые минуты душевной близости. Изготовленные картины дети могут подарить друзьям, близким людям, украсить ими комнату и т.п.

Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусины) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.

В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще неокрепшим ручкам ребенка создавать свои первые рисунки.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приема. Начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.

Сейчас я расскажу и покажу, как нарисовать пластилином гриб. Начну работу с ножки. Возьму кусочек белого пластилина и скатаю его колбаской, приложу готовую колбаску к ножке гриба на картонке, равномерно прижму получившуюся ножку и расплющу на основе. Для травки возьму несколько маленьких кусочков зеленого пластилина и скатаю небольшие колбаски, приложу их к нижней части ножки и расплющу в разные стороны. Теперь дело за шляпкой. Возьму кусок красного пластилина, скатаю шарик, приложу в центр шляпки. Затем, сплющивая, равномерно распределяю пластилин по всей шляпке гриба. А теперь разглажу на шляпке неровности и выступающие детали. Скатаю маленькие шарики из белого пластилина и путем сплющивания прикреплю их к шляпке. Гриб готов.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать более двух цветов не рекомендуется. Существует два способа получения разнообразных оттенков. Первый — смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй — взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для придания поверхности блеска, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, и стеками.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому примерно в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный настрой родителей и ребенка. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребенку радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

А сейчас приглашаю вас попробовать выполнить работу в технике пластилинографии. Вы можете взять коробки с готовым рисунком или нарисовать свой.

Практическая часть.

Loading...Loading...