Критерии и показатели эффективности правового воспитания. Пределы и эффективность правового воспитания Эффективность правового воспитания зависит от

Правовое воспитание - это часть правовой политики, направленной на формирование у субъектов социальной жизни позитивно-деятельного отношения к правовой культуре.

Правовая система в цивилизованном обществе эволюционирует в направлении формирования и закрепления в себе элементов правовой культуры. Этот процесс осознанно реализуется через правовую политику, осуществляемую обществом и государством. Правовая политика прежде всего направлена на поддержку и развитие юридической науки и юридического образования; она также включает в себя развитие и поддержку системы правового воспитания.

Цели правового воспитания. Правовое воспитание как часть правовой политики направлено на формирование у субъектов социальной жизни устойчивой мотивации на приобщение к правовой культуре и стремления воплощать ее элементы в своей деятельности. Этим правовое воспитание отличается от научной и образовательной деятельности, которые нацелены на получение и передачу знаний о правовой системе общества.

Правовое воспитание воздействует не на интеллектуальную, как наука и образование, а на эмоционально-волевую сторону сознания человека. Итогом правового воспитания становится убежденность субъектов социальной жизни в необходимости находиться в поле правовой культуры и участвовать в ее формировании и развитии.

Субъектами правового воспитания выступают различные социальные институты и организации, в рамках которых осуществляется формирование и развитие личности. Это семья, учебные заведения, трудовые коллективы, общественные организации, государственные учреждения.

Связь между объектами и субъектами состоит в организованном воздействии субъектов правового воспитания на сознание и волю людей. Это воздействие предметно направлено на достижение целей правового воспитания и осуществляется в различных формах.

Формы правового воспитания. К формам правового воспитания относятся различные средства, инструменты, каналы воздействия, используемые в процессе правового воспитания. Это организационно-разъяснительная правовая работа; пропаганда достижений правовой культуры; формирование идеалов правовой культуры в искусстве; культивирование образцов правовой культуры средствами массовой информации и др.

Особую роль в развитии правовой культуры играет личный пример (старшего по возрасту, учителя и преподавателя, руководителя коллектива). Приобщению к правовой культуре способствует создание в семье, учебном, трудовом коллективе позитивной правовой среды и нетерпимости к правонарушениям.

Эффективность правового воспитания. Эффективность правового воспитания зависит от ряда условий. Содержание и формы правового воспитания должны:

быть адекватны состоянию правовой системы общества и соответствовать его реальным задачам в этой области;

учитывать конкретные черты национальной правовой системы, обусловленные ее историческим развитием;

определяться в зависимости от особенностей правосознания отдельных социальных групп в национально-этническом, гендерном, территориальном и профессиональном отношениях.

Как элемент правовой политики правовое воспитание эффективно функционирует тогда, когда оно включено в перечень основных задач субъектов правового воспитания, и прежде всего государственных структур, а его реализация обеспечена

необходимыми материальными и организационными ресурсами и проводится профессионально подготовленными кадрами.

Строительные нормы.

Шаг колон по ширине участка 6м. или 9м., по длине 6м, или кратно 3м. можно ставить перегородку. Колонны размером 400х400 500х500 600х600. Двери (проемы) 1000 – 1200; Ворота – 3 м; Окна от 2м; наружные стены 520 мм; перегородки 250мм.

1.Педагогика-это наука о

А) подготовке учителя к работе в школе

В) способах научного познания

С) психологических особенностях личности

Д) физиологических закономерностях развития личности

Е) воспитании человека в современном обществе

2.В переводе с греческого педагогика означает

А) повторение

B) воспроизведение

С) управление

Д) закрепление

Е) детовождение

3.Развитие педагогики как науки определяет

А) необходимость передачи социального опыта

В) управление работой педагогов-практиков

С) уровень научно-технического прогресса

D) наследие предшествующих цивилизаций

Е)повышение роли личности в общественной жизни

4.Задачи педагогической науки

А) изучение способностей учащихся

В) контроль и оценка знаний учащихся

С) сотрудничество учителя с родителями

D) вскрытие закономерностей обучения и воспитания

Е) формирование детского коллектива

5.Система педагогических наук включает

А) межнаучные коммуникации философии и психологии

В) принципы обучения и воспитания

С) отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых

D) результаты социологических исследований

Е) систему методов педагогического исследования

6.Объектом педагогики является

А) психологические особенности личности

В) методы педагогического исследования

С) педагогический процесс

D) учение о принципах построения теории

Е) междисциплинарные связи человекознания

7.Перед общей педагогикой ставятся задачи

А) изучение проблем миграции населения

В) анализ зарубежного педагогического опыта

С) исследование закономерностей восприятия

D) освещение истории развития педагогических теории

Е) воспитание, обучение подрастающего поколения

8. Анкетирование – это

А) средство воспитания личности в коллективе

В) наблюдение за поведением детей на экскурсии

С) активизация познавательной деятельности учащихся

D) прием обучения использованный учителем

Е) метод массового сбора материала при помощи опросников

9. Методы педагогического исследования это

А) способы усвоения новых знаний

В) способы закрепления изученного материала

С) способы решения проблемных задач

D) способы формирования личностных качеств

Е) способы познания объективной реальности

10. Необходимость передачи социального опыта возникла

А) одновременно с появлением общества

В) с появлением технических средств обучения



С) в ходе разработки содержания образования

D) с развитием педагогики как науки

Е) в результате создания классно-урочной системы

11. Воспитание – это

А) общение людей в неформальных объединениях

В) воздействие среды на личность

С) передача социального опыта

D) учебная деятельность школьников

Е) подготовка человека к профессии

12. Понятие, не являющееся принципом воспитания

А) опора на положительное

В) проблемность обучения

С) личностный подход

D) сознательность воспитанников

Е) воспитание в коллективе

13. Факторы, влияющие на постановку цели воспитания

А) потребности общества в человеческих ресурсах

В) идеалы родителей в отношении детей

С) возможности учебно-воспитательных заведений

D) интересы педагогов общеобразовательной школы

Е) стремление учащихся приобрести профессию

14. Выражение, не раскрывающее сущность воспитательного процесса

А) меркантильность педагога

В) уважение к личности ребенка

С) целенаправленность деятельности субъектов

D) двусторонний характер педагогического процесса

Е) опора на положительные качества личности

15. Образовательный стандарт - это

А) метод обучения

В) норма оценки объекта

С) план работы учителя

D) способ изучения личности

Е) цель воспитания

16. Цель воспитания - это

А) форма обучения учащихся

В) конечный результат формирования личности

С) уровень цивилизации общества

D) показатель успеваемости учащихся

Е) подготовка к выбору профессии

17. Субъективные факторы воспитания

А) особенности проявления наследственности

В) уровень развития науки и техники

С) влияние семейных отношений

D) влияние климата и природных факторов

Е) влияние средств массовой информации

18. Развитие – это

А) подготовка к выбору профессии

В) увеличение роста и массы тела ребенка

С) стихийный процесс, независимый от воли человека

D) приспособление к условиям жизни

Е)количественные и качественные изменения в организме человека

19. Факторы развития личности

А) наследственность, среда, воспитание, самовоспитание

В) интерес к учебе, уровень достижений

С) уровень знаний по учебным дисциплинам

D) статусное положение личности в коллективе

Е) методы обучения и воспитания

20. Движущие силы процесса воспитания

А) познавательные интересы личности

В) противоречия, возникающие в развитиии личности

С) процесс накопления количественных изменений

D) сложившиеся формы взаимоотношений

Е) требования родителей, предъявляемые к детям

21.Качества, передающиеся от родителей к детям:

А) способы мышления

В) черты характера, способности

С) способность к определенному типу деятельности

D) социальный опыт

Е) цвет глаз, кожи, группа крови, тип нервной деятельности, темперамент

22.Понятие личность характеризует

А) интерес в процессе обучения

В) индивидуальные особенности человека

С) природные задатки и способности

D) материальное положение человека

Е) общественную сущность человека

23.Позиция педагога – это

А) научно-теоретическая подготовка

В) система отношений к педагогической деятельности

С) готовность к педагогической деятельности

D) умение планировать процесс обучения

Е) ориентация в различных отраслях науки

24.Требование к личности педагога

А) профессиональная компетентность

В) хороший семьянин

С) конформизм

D) интересный собеседник

Е) равнодушие

25.Объект деятельности педагога – это

А) учебная задача

В) педагогический процесс

С) родители учащихся

D) формы обучения

Е) методы обучения

26. Основным признаком эффективности процесса воспитания являются

А) знания, умения и навыки

В) успеваемость

С) поведение школьника

Д) индивидуальные особенности школьника

Е) приспособление к условиям

27. Главной движущей силой воспитания является

А) противоречие между имеющимся уровнем развития и новыми, более высокими потребностями

В) противоречие общественного развития

С) противоречие между умственным и физическим трудом

Д) противоречие индивидуального морального сознания

Е) расхождение ценностных ориентаций

28. Важным признаком результативности процесса воспитания является

А) понимание сущности процесса воспитания воспитателями

В) наличие специально подготовленных людей для передачи знаний

С) знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения

Д) формирование умений и навыков общения

Е) совершенствование знаний в практической деятельности

29. Требование личностного подхода

А) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

В) участие воспитанников в совместном обсуждении программ воспитания

С) отказ от централизованного школьного воспитания

Д) полная свобода действий воспитанников

Е) координация усилий школы, семьи и общественности

30. Сущность принципа единства воспитательных воздействий заключается:

А) решении всех воспитательных задач с опорой на реальную жизнь

В) опоре воспитателей на семью, учитывая при этом индивидуальность ребенка

С) в координации воспитательных воздействий школы, семьи и общественности

Д) учете возрастных и индивидуальных особенностей

Е) координации средств массовой коммуникации со школой

31. Закономерность воспитания –это

А) общее руководящее положение, требующее последовательности действий при различных обстоятельствах

В) адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего устойчивыми свойствами

С) варианты организации конкретного воспитательного процесса

Д) управление деятельностью учащихся при помощи разнообразных повторяющихся дел

Е) условия и предпосылки воспитательного процесса

32. Принцип гуманизации характеризует

А) вседозволенность

В) уважение права человека быть самим собой

С) развитие познавательных сил учащихся

Д) воспитание трудолюбия

Е) воспитание аккуратности, бережливости

33. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает

А) взаимосвязь методов, средств и форм воспитания

В) слаженность действий воспитателей и родителей

С) борьбу с вредными привычками, ленью, разгильдяйством

Д) усвоение содержания образования

Е) обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде

34. Нравственное воспитание-это

А) опыт поведения школьников

В) формирование эстетического вкуса

С) научное мировоззрение личности

Д) знание гуманитарных дисциплин

Е) усвоение общечеловеческих ценностей

35. Стержнем гражданского воспитания является

А) отсутствие конфликтов между воспитанниками

В) целенаправленная деятельность школьников

С) политехническое образование

Д) энциклопедичность знаний

Е) патриотизм

36. Цель экологического воспитания – это

А) формирование диалектно-материалистического мировоззрения

В) формирование экологической культуры

С) формирование всесторонне развитой личности

Д) формирование здорового образа жизни

Е) освоение различных видов деятельности

37. Цель физического воспитания – это

А) формирование мировоззрения

В) формирование физической культуры

С) формирование сознательной дисциплины

Д) формирование целомудренного поведения юношей и девушек

Е) формирование эстетической культуры

38. Цель эстетического воспитания – это

А) воспитание рационально мыслящего человека

В) формирование свободной личности

С) духовное самосовершенствование

Д) формирование духовных потребностей

Е) формирование эстетической культуры

39. Школа формирует у учащихся мировоззрение

А) житейское

В) научное

С) религиозное

Д) обыденное

Е) художественное

40. Эффективность правового воспитания зависит от степени

А) наказания за нарушение законов

В) сформированности правовых знаний

С) контроля общества за соблюдением законов

Д) потребности соблюдения законов

Е) сформированности правового сознания, строгости

41. Методы воспитания – это

А) общие исходные положения, которыми руководствуется педагог

В) способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведения воспитанников

С) предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач

Д) внешнее выражение процесса воспитания

Е) варианты организации конкретного воспитательного процесса

42. Наказание – это

А) способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

В) метод воспитания, проявляющийся в форме требования

С) просьбы, стимулирование, добрые дела

Д) управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел

Е) воздействия на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни

43. Организованное взаимодействие воспитанника с объектами окружающего мира с целью формирования социально-ценностных отношений к ним – это

А) формирующая деятельность

В) воспитательная деятельность

С) обучающая деятельность

Д) игровая деятельность

Е) общественная деятельность

44. Поощрение – это

А) эмоционально-словесное воздействие на воспитанников

В) неодобрение и отрицательная оценка действий и поступков личности

С) привлечение воспитанников к выработке правильных оценок и суждений

Д) способ педагогического воздействия на воспитанника с целью стимулирования положительного поведения

Е) яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий

45. Формы воспитания

А) объем воспитательной работы

В) варианты организации конкретного воспитательного акта

С) система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников (способы)

Д) урок –панорама усвоения новых знаний

Е) ожидаемые результаты воспитания

46. Вы получили классное руководство. С чего начать работу

А) знакомство с учащимися, назначение актива класса, знакомство с правилами поведения и требованиями классного руководства

В) изучение списка учащихся, социального положения родителей, места проживания

С) изучение учащихся, составление плана работы, доведение этого плана до сведения учащихся

Д) изучение учащихся, выявление их интересов, составление и обсуждение плана работы

Е) знакомство с учащимися, назначение актива, проведение родительского собрания

47.Развивающая функция внеклассной работы заключается в:

А) выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка

В) формировании потребностей в самосовершенствовании

С) эффективности индивидуальной работы

Д) понимании внутреннего мира ребенка

Е) учете возрастных особенностей детей

48. Что надо исключить классному руководителю при посещении учащихся на дому

А) выдвижение совместных проектов

В) высокий такт в разговоре с родителями

С) беседу в присутствии учащегося

Д) жалобу на ученика

Е) подчеркивание своей заинтересованности судьбой воспитанника

49. Какие решения воспитательных задач в семье не эффективны:

В) фольклор, слово

С) национальные традиции, обычаи

Д) материальное вознаграждение

Е) духовный климат семьи

50. Развивающая функция воспитательной работы:

А) изучение воспитательных возможностей учащихся

В) развитие индивидуальных способностей

С) формирование и основ мировоззрения и поведения

Д) управление деятельностью учащихся

Е) организация самостоятельной деятельности учащихся

51. Перевоспитание- это

А) воспитание чувства национального достоинства

В) специально организованная познавательная деятельность

С) адаптация человека к различным ценностям

Д) воспитание правил хорошего тона и культуры поведения

Е) перестройка установок взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам

52. Самовоспитание - это

А) устранение обстоятельств, способствующих формированию право нарушающего поведения

В) целенаправленная деятельность как результат активного взаимодействия личности со средой

С) опыт формирования сознания, чувств и навыков поведения

Д) преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности

Е) сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к совершенствованию

53. Самообразование – это

А) приобретение знаний о мире на основе самостоятельных знаний

В) приемы активизации мыслительной деятельности

С) самопознание, преодоление недостатков предыдущего воспитания

Д) специально организованная оздоровительная деятельность

Е) процесс внушения, адресованный к самому себе

54. Принцип поведения личности, основанный на мировоззренческих установках, идеалах и нормах называется

А) самосознанием

В) самоанализом

С) жизненной позицией

Д) саморегуляцией

Е) самоконтролем

55. Интенсивное проявление потребности в самовоспитании, как правило, происходит

А) в младенческом возрасте

В) в подростковом возрасте

С) в зрелом возрасте

Д) в пожилом возрасте

Е) в юношеском возрасте

56. Основными приемами самовоспитания являются

А) ситуации доверия, контроля, саморегуляция

В) самоприказ, критика, замечания

С)самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоосуждение

Д) состязания, показ образцов и примера, создание ситуаций успеха

Е) убеждение, внушение, повествование, доказательство, призывы, самочувствие

57. Главная функция семьи

А) социализация

В) воспитание

С) физическая развитие ребенка

Д) развитие интеллектуальной инициативы

Е) обучение

58. Причиной снижения воспитательного влияния семьи является

А) снижение уровня жизни

В) все ответы правильные

С) упадок морали

Д) обострение конфликта поколения

Е) общественный регресс

59. Основная задача родительских объединений

А) материальная поддержка школ

В) организованные воспитательные воздействия на школьников

С) организация и осуществление педагогического всеобуча

Д) стимулирование интереса учащихся

Е) формирование культуры учебного и интеллектуального труда

60.Воспитательное влияние семьи в современный период

А) невозможно оценить достоверно

В) осталось неизменным

С) повысилось

Д) снизилось

Е) негативное

61. Не передаются от родителей к детям качества

А) способы мышления

В) черты характера

С) тип нервной системы и темперамент

Д) цвет кожи, глаз

Е) социальный опыт

62.Система воспитания детей в семье характеризуется

А) моральными и материальными поощрениями

В) организацией совместного труда

С) созданием условий для формирования личности ребенка, поведением и собственным стилем родителей

Д) передачей опыта родителей

Е) постоянными и временными домашними поручениями

63.Семья – это

А) образование, в котором человек целиком проявляется во всех отношениях

В) брак двух людей

С) начальная, структурная единица общества, закладывающая основы личности

Д) социально-педагогическая группа людей, предназначенная для удовлетворения потребностей

Е) малая группа, основанная на кровном родстве, члены которой связаны между собой

64.Кризис современной семьи характеризуется

А) преобладанием гражданских браков

В) сужением кругозора родителей

С) резким изменением социального фона и медленной адаптации семьи к новым социально-экономическим условиям

Д) свободой заключения и расторжения брака

65.Основными направлениями семейного воспитания являются

А) политическое, половое, воспитание культуры поведения

В) экономическое, экологическое, профессиональное

С) физическое, нравственное, эстетическое, трудовое, интеллектуальное

Д) общественное, умственное воспитание в труде

Е) воспитание сознательной дисциплины, физическое воспитание и всестороннее развитие личности

66.Совокупность учреждений, призванных решать образовательно-воспитательные задачи - это

В) система образования

С) концепция образования

Д) сущность образования

Е) образовательное пространство

67.Создателем классно-урочной системы обучения является

А) Платон

В) К.Д.Ушинский

С) Я.А.Коменский

Д) Сократ

Е) В.А.Сухомлинский

68. Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления – это

А) преподавание

В) образование

С) обучение

Д) воспитание

Е) научное познание

69. Дидактика – это

А) раздел педагогики, изучающий воспитание

В) теория формирования личности

С) наука о закономерностях развития личности

Д) раздел педагогики, изучающий обучение и образование

Е) теория социализации личности

70. Обучение как средство образования, воспитания и развития человека изучает

А) школоведение

В) диалектика

С) дианетика

Д) теория воспитания

Е) дидактика

71. Учение является одной из сторон обучения, а вторая сторона- это

А) понимание

В) восприятие

С) осмысление

Д) усвоение

Е) преподавание

72. Ведущей формой организации обучения в школе является

А) консультация

В) учебная дискуссия

С) урок

D) учебный диалог

Е) факультативное занятие

73. Определить содержание обучения – значит ответить на вопрос

А) сколько учить

В) кого учить

С) зачем учить

D) как учить

Е) чему учить

А) цель воспитания

В) нравственное развитие

С) процесс обучения

D) социализация личности

Е) воспитание

75. Методы обучения, при которых источником знаний является устное или печатное слово – это

А) демонстрационные

В) наглядные

С) практические

D) иллюстрационные

Е) словесные

76. Сознательность и активность в обучении – это

А) метод обучения

В) дидактический принцип

С) метод исследования

D) прием обучения

Е) закономерность обучения

77. С позиций педагогики обучать – значит

А) контролировать правильность усвоения предмета

В) доходчиво излагать учебный материал

С) добиваться обретения учащимися знаний, умений, навыков

D) заставлять учиться

Е) добиваться накопления научных знаний

78. Правило: «от простого к сложному» относится к принципу обучения

А) связи теории с практикой

В) наглядности

С) научности

D) доступности

Е) прочности

79. Владение способами применять усвоенные знания на практике называется

А) умениями

В) обученностью

С) знаниями

D) образованностью

Е) воспитанностью

80. Средством обучения называется

А) часть приема обучения

В) составные части метода обучения

С) техническое оборудование

D) то, с помощью чего преподаватель учит, а учащийся учится

Е) способ усвоения знаний, умений и навыков

81. Путь достижения цели и задачи обучения – это

А) его форма

В) его метод

С) самовоспитание

Е) его средство

82. Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос

А) чему учить

В) где учить

С) зачем учить

D) когда учить

Е) как учить

83. Двусторонний характер обучения проявляется в тесном взаимодействии

А) образования и воспитания

В) ученика и класса

С) семьи и школы

D) самообразования и учения

Е) преподавания и учения

84. Исходное положение, которым педагог руководствуется в практической деятельности, - это

С) закономерность

D) принцип

85. Основные компоненты образования

А) умение, задатки, склонности

В) знания, способности, мышление

С) знания, умения, навыки

D) навыки, умения, сознание

Е) мышление, психика, память

86. Индивидуальный показатель скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения есть

А)воспитанность

В) обучаемость

С) образованность

D) одаренность

Е) способность

87. Действительно объективным показателем успешности учения учащихся является

А) число учебников

В) отсутствие отрицательных отметок

С) количество отметок по предмету

D) овладение учебно-познавательными умениями

Е) количество друзей

88. Движущей силой учебного процесса является

А) дидактические способности учителя

В) волевые качества учителя

С)противоречие между учебными и наличным уровнем знаний учащихся

D) последовательная смена ведущих видов учебной деятельности учащихся

Е) осознание учащимися необходимости овладеть знаниями, умениями и навыками

89. Сущность проблемного обучения состоит в

А) изучении познавательных возможностей учащихся

В) управлении познавательной деятельностью учащихся

С) постановке перед учащимися учебной проблемы

D) постановке проблемы и усвоении готовых выводов

Е) организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся

90. Самостоятельная учебная работа учащихся – это

А) учебная деятельность школьника по заданию учителя

В) внеклассная учебная работа

Правовое воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации

Введение 2

Глава 1. Понятие правового воспитания, его функции и механизм: 5

1.1 Понятие правового воспитания, его функции 5

1.2 Механизм правового воспитания 12

Глава 2. Институт правового воспитания: 15

2.1 Правовое воспитание в системе профессиональной подготовки юристов 15

2.2 Проблемы практической реализации правового воспитания в РФ 18

2.3 Опыт и проблемы организации правового воспитания несовершеннолетних 23

Глава 3. Показатели эффективности правового воспитания 28

Заключение 30

Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Задачей первого (оценочного) этапа, является проведение комплексного анализа криминогенной обстановки преступности несовершеннолетних города (района) в целях выявления степени его криминальной зараженности. Для этого используются такие методы, как анкетирование и интервьюирование школьников, консультирование с экспертами, делается анализ статистических данных преступности несовершеннолетних и пр. Как показывает практика, на данном этапе целесообразно проведение « круглых столов», в работе которых должны участвовать представители КДН, ОППН, администрации школ и других заинтересованных лиц. В ходе «круглых столов» делается общий анализ состояния преступности несовершеннолетних, что в будущем позволит выбрать необходимую тематику правовых бесед.

Второй этап работы- организационный. Задачей данного этапа является, во-первых, подбор кандидатов для проведения правовых бесед; во-вторых, составление тематики и конспектов проведения бесед, здесь же должна определяться периодичность их проведения. Указанная работа строится при непосредственном участии администрации учебного заведения, представителей КДН.

Подбор кандидатов для проведения правового воспитания в ДВЮИ МВД РФ проводится с учетом анализа, во-первых, его дисциплинированности, и, конечно же, его заинтересованности в реализации программы правового воспитания. Слушатели должны не только обладать хорошими познаниями в области правовых дисциплин, но и уметь в устной форме четко и ясно изложить материал.

Третий этап-рабочий. На нем решается основная задача- проведение правового воспитания. Как показывает пятилетняя практика организации правового воспитания, этот этап является наиболее сложным. Эффективность восприятия аудитории зависит от того микроклимата, который складывается на первых встречах. Начать беседу-это подлинное искусство, и оттого, как это сделает лектор, во многом зависит заинтересованность аудитории к восприятию подаваемой информации. Необходимо установить тесный психологический контакт между лектором и аудиторией. Для этого целесообразно использовать такие вариации построения бесед, как изложение материала – вопросы аудитории – ответы на вопросы либо вопросы лектора – ответы аудитории – изложение материала – выводы лектора. Оправданно использование в ряде случаев игровых элементов.

Контрольный этап предлагает подведение итогов правового воспитания. Эффективным способом решения данной задачи является проведение контрольного анкетирования. Опыт показывает, что у тех учащихся, которые прошли курс правового воспитания, во-первых, значительно повысился уровень правовых знаний, во-вторых, стало преобладать позитивное отношение к правопослушному поведению.

В заключение хотелось бы отметить, что профилактика преступлений и правонарушений является одной из важнейших задач и одновременно составным звеном системы борьбы с преступностью несовершеннолетних. При этом наиболее эффективной признается ранняя профилактика преступлений, связанная с обеспечением благополучия нравственного развития детей, а также оказанием помощи несовершеннолетним из « группы риска».

§ 3. Показатели эффективности правового воспитания

Эффективность правового воспитания определяется достаточно сложной и многоплановой системой оценок, складывающихся в обществе и государстве социальных отношений. Это связано с существованием должного количества действующих законов, обеспечением государством требуемого уровня законности и правопорядка, профессионализмом государственных служащих (и прежде всего юристов). На индивидуальном уровне эффективность правового воспитания связана с осознанием каждым гражданином необходимости правомерного поведения и личной правовой активностью в своей жизнедеятельности. В том числе оценке подвергается сформированное отношение к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Осознание уважения к праву переходить во внутреннюю потребность и привычку поддерживать интерес к происходящим в государстве изменениям в области правовой регуляции социальных отношений во всех сферах общества и государства. Дисбаланс между наличием права и возможностью его осуществления в своих интересах сводит к минимуму воспитательной потенциал права. В современных условиях социально-полезная активность личности становится важнейшим фактором общественного прогресса. В политике Российского государства для обеспечения достойной жизни и свободного развития его граждан.

Сегодня значимость правового воспитания определяется возрастанием позитивной роли права в развитии политических, культурных, духовных и нравственно-правовых качеств личности, ее ценностной ориентации.

Эффективность воспитательного действия права пропорциональна, с одной стороны, его содержательной части, с другой – уровню правосознания, общей и правовой культуры населения.

Главная цель правового воспитания –привитие правовой культуры. Она достигается путем формирования:

1)правовых знаний, умений и навыков;

2)правовых убеждений, сознательности;

3)высокой социально-правовой активности граждан, использования ими прав и обязанностей в борьбе с правонарушителями. Правовое воспитание призвано не только давать определенную сумму знаний о праве, но и формировать активную жизненную позицию в правовой сфере.

Серьезным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали. На новом этапе развития государственного устройства важно сохранить этот опыт работы с молодежью, стимулировать его развитие на новом политико-правовом фундаменте. Рост преступности, снижение социальной защищенности требует активизации работы по разъяснению прав личности, «возможностей по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами». 26

Мы еще не сталкивались с результатами, истинными визуальными итогами проведения правовых воспитательных работ, т.к. только совсем недавно правовое воспитание стало решаться на уровне власти и государства. Должно пройти несколько лет, должны выпуститься из школ несколько поколений учеников, чтобы разработчики принципиальных положений воспитательных программ могли заявить о выполнении своей миссии. Заметный уровень правовой осознанности, спад количества правонарушений, общий характер правовой культуры общества станут показателями эффективности глобального правового воспитания и обучения.

У большой части аудитории наблюдается негативное отношение к профессии «законник», будь то органы, следящие за правопорядком (милиция), или профессиональные структуры, оказывающие юридические услуги (адвокатура), или представители государственной власти. Поэтому работа над имиджем каждой из этих групп будет способствовать уважению к ним граждан, доверию, помощи в их деятельности.

С долей большой уверенности можно сказать, что учащиеся современных школ и вузов не получают должного правового воспитания, так что в ближайшие 30-50 лет в России не может идти речи о правовом государстве и гражданском обществе. Сейчас уже есть позитивные результаты работы по правовому образованию в некоторых школах, регионах, коллективах России, но пока только на уровне апробации. Механизмы правового воспитания еще только разрабатываются.

Заключение.

Таким образом, из вышеизложенного материала работы, следует сделать следующие выводы.

Получение правового воспитания и обучения – это процесс, реализация которого возможна, по моему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обосновано возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействию в форме воспитания.

Следует заметить, если человек до 30-ти лет не получил должного воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении, которого требует от него общество. Сформировавшиеся мнения и убеждения трудно поколебать. Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов.

До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных – их психические и познавательные процессы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление, ощущения) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, касающемся их трудовой деятельности, их социального статуса.

После 30 лет все заметно сложнее – укрепляются бытовые, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием. А между тем, как известно, право пронизывает всю нашу жизнь. От рождения и до самой смерти. Каждую секунду мы связаны сотнями тончайших невидимых нитей ПРАВА. Их незнание (незамечание) может привести к тому, что человек запутается, разорвет невидимые связи, не только свои, но и окружающих его людей. Незнание права ведет к заблуждению в нашей сложной и разнообразной жизни. Знание права может поспособствовать несовершению «ошибок молодости», уберечь имущество, восстановить справедливость в отношениях с государственными органами. Подумайте только - сколько раз за жизнь мы нарушаем закон? Если, к примеру, тот же самый не достаточно правовоспитанный человек на минуту задумается и оглянется назад, то всплывет не один пример административных правонарушений (перебежал дорогу на красный свет, нарушал общественное спокойствие, не оплатил проезд в общественном транспорте). Более того, в жизни любого человека присутствуют и уголовные преступления (оскорбил кого-то, обманул кого-то, вынес с работы что-то…).

Важно свести к минимуму такие ошибки. Важно приучать население быть воспитанным

Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма- одна из проводимой в стране правовой реформы.

Одна из главных целей правового воспитания, как отмечалось в данной работе,- выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.

Весьма любопытны в этой связи рассуждения известного немецкого ученого-правоведа XIX столетия Р. Иеринга:

"...Цель права - мир, путь к нему - борьба, - пишет он. - Пока право подвержено опасности со стороны «неправа», до тех пор ему не избавиться от борьбы. Все права в мире завоеваны. Каждое значительное правовое положение, каждое право, все равно народа или индивида, предполагает постоянную готовность защищаться. Вот почему богиня справедливости, держа в одной руке весы для взвешивания права, в другой держит меч для его защиты. Меч без весов будет голой силой, весы без меча - бессилием права... Где только существующее право опутало своими корнями интересы - там новому праву приходится пролагать себе путь при помощи борьбы». 27

Весь процесс современного правового воспитания должен быть направлен на достижение указанных целей, формирование высоких волевых качеств личности, способной защитить добро от зла, право от «неправа», справедливость от несправедливости.

Используемая литература

Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то возможны следующие ситуации:

Существует концепция «государства - ночного сторожа», такое государство регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол в нерегулируемых сферах жизни.

Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового воспитания слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность граждан.

В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ определения пределов правового воспитания:

В сферу правового воспитания должны входить лишь общественные отношения, которые обладают определёнными признаками:

  • а) это отношения, в которых заключены как индивидуальные интересы общества, так и интересы общесоциальные;
  • б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого;
  • в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила, признания обязательности этих правил;
  • г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой. Практика показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам:

Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными).

Отношения по властному управлению обществом.

Отношения по обеспечению правопорядка.

Сфера правового воспитания определяется с позиции возможного и необходимого правового регулирования.

Определяется верхняя и нижняя граница. Верхняя граница - возможный предел правового регулирования. Нижняя граница - определяется важностью общественных отношений для государства и общества 24 .

Эффективность механизма правового воспитания.

Это соотношение между результатом правового воспитания и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.

Совершенствование правотворчества нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового воспитания.

Под эффективностью правового регулирования подразумевается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Целями механизма правового регулирования являются следующие: Во-первых это совершенствование правотворчества. В этом процессе в правовых нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и закономерности, в рамках которых они будут функционировать.

Необходимо создать такое положение, с помощью юридических и информационно-психологических средств, когда соблюдение закона станет выгоднее его нарушения. Также нужно повысить уровень вероятности в достижении ценности и значительно снизить уровень вероятности в установлении препятствий этому процессу.

Следующей, не менее значительной, целью является совершенствование право применения, которая дополняет действенность механизма правового регулирования.

Функционирование нормативного регулирования и право применения вместе просто необходимо, так как взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые места: нормативное регулирование без усмотрения перевоплощается в формализм, а право применение без общих правил - в произвол. Именно поэтому механизм правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые средства, представляющие разные виды правового регулирования, который дает управленческому процессу дополнительные возможности.

Наилучшее сочетание различных управленческих методов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в его функционировании. От лучшего выбора правовых средств в конечном счете зависит достижение целей правового регулирования, а значит и эффективность права в целом. Но любой неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования приводит к сбоям в реализации права, торможению правового эффекта.

Такая цель как повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепления законности и правопорядка.

Главным ориентиром развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования являются интересы человека. Механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, создавать благоприятные условия для реализации законных целей личности, упрочению его правового статуса.

Оптимальное сочетание разныхуправленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От правильного выбора правовых средств зависит, в конечном счете, достижение целей правового воспитания, а значит эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов заложенных в нормативной основе правового воспитания, приводит к сбоям в реализации права и снижении правового эффекта».

Одним из важных элементов правового воспитания в органах внутренних дел является полное соответствие работника требованиям данного рода деятельности. Добросовестное отношение к службе, честность, неподкупность, принципиальность, гражданское мужество, справедливость - неотъемлемые качества сотрудника милиции. Вопросы дисциплины являются постоянно актуальными для деятельности органов внутренних дел. Прежде всего ставится задача не допустить нарушений служебной дисциплины. Присяга обязывает соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы начальников (кроме явно противоречащих закону - ч. 3 ст. 25 Закона РФ «О милиции»).

Таким образом, приходим к выводу, что правовое воспитание упорядочивает общественные отношения, благодаря чему можно жить и не нарушать прав других граждан. Благодаря механизму правового воспитания, вооруженные знаниями действующих норм права, граждане принимают решение использовать предоставленные им права, вступив в конкретные правоотношения.

Наличие в обществе правонарушений, действий, противоречащих нормам права, делает необходимым и оправданным существование механизма государственного принуждения. Это тоже играет немаловажную роль в механизме правового воспитания, поскольку каждый правонарушитель должен знать, что его ожидает в случае совершения им правонарушения.

Считаем нужным, отметить то, что благодаря механизму правового воспитания мы живем в нашей стране с такой политической системой. Но и она у нас не идеальная, но благодаря механизму правового регулирования у нас в государстве защищают интересы граждан, утверждены права и свободы человека.

Д) формирование здорового образа жизни

Е) освоение различных видов деятельности

37. Цель физического воспитания – это

А) формирование мировоззрения

В) формирование физической культуры

С) формирование сознательной дисциплины

Д) формирование целомудренного поведения юношей и девушек

Е) формирование эстетической культуры

38. Цель эстетического воспитания – это

А) воспитание рационально мыслящего человека

В) формирование свободной личности

С) духовное самосовершенствование

Д) формирование духовных потребностей

Е) формирование эстетической культуры

39. Школа формирует у учащихся мировоззрение

А) житейское

В) научное

С) религиозное

Д) обыденное

Е) художественное

40. Эффективность правового воспитания зависит от степени

А) наказания за нарушение законов

В) сформированности правовых знаний

С) контроля общества за соблюдением законов

Д) потребности соблюдения законов

Е) сформированности правового сознания, строгости

41. Методы воспитания – это

А) общие исходные положения, которыми руководствуется педагог

В) способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведения воспитанников

С) предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач

Д) внешнее выражение процесса воспитания

Е) варианты организации конкретного воспитательного процесса

42. Наказание – это

А) способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

В) метод воспитания, проявляющийся в форме требования

С) просьбы, стимулирование, добрые дела

Д) управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел

Е) воздействия на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни

43. Организованное взаимодействие воспитанника с объектами окружающего мира с целью формирования социально-ценностных отношений к ним – это

А) формирующая деятельность

В) воспитательная деятельность

С) обучающая деятельность

Д) игровая деятельность

Е) общественная деятельность

44. Поощрение – это

А) эмоционально-словесное воздействие на воспитанников

В) неодобрение и отрицательная оценка действий и поступков личности

С) привлечение воспитанников к выработке правильных оценок и суждений

Д) способ педагогического воздействия на воспитанника с целью стимулирования положительного поведения

Е) яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий

45. Формы воспитания

А) объем воспитательной работы

В) варианты организации конкретного воспитательного акта

С) система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников (способы)

Д) урок –панорама усвоения новых знаний

Е) ожидаемые результаты воспитания

46. Вы получили классное руководство. С чего начать работу

А) знакомство с учащимися, назначение актива класса, знакомство с правилами поведения и требованиями классного руководства

В) изучение списка учащихся, социального положения родителей, места проживания

С) изучение учащихся, составление плана работы, доведение этого плана до сведения учащихся

Д) изучение учащихся, выявление их интересов, составление и обсуждение плана работы

Е) знакомство с учащимися, назначение актива, проведение родительского собрания

47.Развивающая функция внеклассной работы заключается в:

А) выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка

В) формировании потребностей в самосовершенствовании

С) эффективности индивидуальной работы

Д) понимании внутреннего мира ребенка

Е) учете возрастных особенностей детей

48. Что надо исключить классному руководителю при посещении учащихся на дому

А) выдвижение совместных проектов

В) высокий такт в разговоре с родителями

С) беседу в присутствии учащегося

Д) жалобу на ученика

Е) подчеркивание своей заинтересованности судьбой воспитанника

49. Какие решения воспитательных задач в семье не эффективны:

В) фольклор, слово

С) национальные традиции, обычаи

Д) материальное вознаграждение

Е) духовный климат семьи

50. Развивающая функция воспитательной работы:

А) изучение воспитательных возможностей учащихся

В) развитие индивидуальных способностей

С) формирование и основ мировоззрения и поведения

Д) управление деятельностью учащихся

Е) организация самостоятельной деятельности учащихся

51. Перевоспитание- это

А) воспитание чувства национального достоинства

В) специально организованная познавательная деятельность

С) адаптация человека к различным ценностям

Д) воспитание правил хорошего тона и культуры поведения

Е) перестройка установок взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам

52. Самовоспитание - это

А) устранение обстоятельств, способствующих формированию право нарушающего поведения

В) целенаправленная деятельность как результат активного взаимодействия личности со средой

С) опыт формирования сознания, чувств и навыков поведения

Д) преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности

Е) сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к совершенствованию

53. Самообразование – это

А) приобретение знаний о мире на основе самостоятельных знаний

В) приемы активизации мыслительной деятельности

С) самопознание, преодоление недостатков предыдущего воспитания

Д) специально организованная оздоровительная деятельность

Е) процесс внушения, адресованный к самому себе

54. Принцип поведения личности, основанный на мировоззренческих установках, идеалах и нормах называется

А) самосознанием

В) самоанализом

С) жизненной позицией

Д) саморегуляцией

Е) самоконтролем

55. Интенсивное проявление потребности в самовоспитании, как правило, происходит

А) в младенческом возрасте

В) в подростковом возрасте

С) в зрелом возрасте

Д) в пожилом возрасте

Е) в юношеском возрасте

56. Основными приемами самовоспитания являются

А) ситуации доверия, контроля, саморегуляция

В) самоприказ, критика, замечания

С) самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоосуждение

Д) состязания, показ образцов и примера, создание ситуаций успеха

Е) убеждение, внушение, повествование, доказательство, призывы, самочувствие

57. Главная функция семьи

А) социализация

В) воспитание

С) физическая развитие ребенка

Д) развитие интеллектуальной инициативы

Е) обучение

58. Причиной снижения воспитательного влияния семьи является

А) снижение уровня жизни

В) все ответы правильные

С) упадок морали

Д) обострение конфликта поколения

Е) общественный регресс

59. Основная задача родительских объединений

А) материальная поддержка школ

В) организованные воспитательные воздействия на школьников

С) организация и осуществление педагогического всеобуча

Д) стимулирование интереса учащихся

Е) формирование культуры учебного и интеллектуального труда

60.Воспитательное влияние семьи в современный период

А) невозможно оценить достоверно

В) осталось неизменным

С) повысилось

Д) снизилось

Е) негативное

61. Не передаются от родителей к детям качества

А) способы мышления

В) черты характера

С) тип нервной системы и темперамент

Д) цвет кожи, глаз

Е) социальный опыт

62.Система воспитания детей в семье характеризуется

А) моральными и материальными поощрениями

В) организацией совместного труда

С) созданием условий для формирования личности ребенка, поведением и собственным стилем родителей

Д) передачей опыта родителей

Е) постоянными и временными домашними поручениями

63.Семья – это

А) образование, в котором человек целиком проявляется во всех отношениях

В) брак двух людей

С) начальная, структурная единица общества, закладывающая основы личности

Д) социально-педагогическая группа людей, предназначенная для удовлетворения потребностей

Е) малая группа, основанная на кровном родстве, члены которой связаны между собой

64.Кризис современной семьи характеризуется

А) преобладанием гражданских браков

В) сужением кругозора родителей

С) резким изменением социального фона и медленной адаптации семьи к новым социально-экономическим условиям

Д) свободой заключения и расторжения брака

65.Основными направлениями семейного воспитания являются

А) политическое, половое, воспитание культуры поведения

В) экономическое, экологическое, профессиональное

С) физическое, нравственное, эстетическое, трудовое, интеллектуальное

Д) общественное, умственное воспитание в труде

Е) воспитание сознательной дисциплины, физическое воспитание и всестороннее развитие личности

66.Совокупность учреждений, призванных решать образовательно-воспитательные задачи - это

В) система образования

С) концепция образования

Д) сущность образования

Е) образовательное пространство

67.Создателем классно-урочной системы обучения является

А) Платон

В) К.Д.Ушинский

С) Я.А.Коменский

Д) Сократ

Е) В.А.Сухомлинский

68. Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления – это

А) преподавание

В) образование

С) обучение

Д) воспитание

Е) научное познание

69. Дидактика – это

А) раздел педагогики, изучающий воспитание

Loading...Loading...