Каким правилам учит семейный этикет. Этикет семейных отношений

Итак, мы с вами начинаем цикл статей про семейный этикет. И первый критерий семейного этикета — это уважать привычки и вкусы своих близких. В данной статье мы поговорим с вами о том, как правильно говорить о своих предпочтениях близкому вам человеку, как принять и уважать его приоритеты и что делать, если вам наотрез не нравятся его привычки.

Привычки и вкусы

Этот пункт я и посвящу теме семейного этикета. Дальше же я буду описывать жизненные ситуации, в которых стоит делать коррекцию в отношениях. Речь же я буду вести именно для женщин о мужчинах, т.к. в большей степени все в руках женщины, она решает, будет ее жизнь расцветать с мужчиной или постепенно разрушаться.

Мною замечено, что мужчины о женщинах и их привычках слишком не жалуются, а вот женщины частенько говорят о том, что такого этакого совершает ее возлюбленный. Скорее этот факт можно причислить к тому большинству сплетниц, в роли которых выступают именно женщины. Еще дело в том, что женщины всегда стремятся к тому, чтобы все усовершенствовать, исправить подкорректировать, а мужчин, как правило, все устраивает, даже самые тяжелые ситуации, не говоря уж о простых мелочах. Также, женщины очень часто думают, что мужчина изменится. Но реальность показывает, что мужчины в своем большинстве остаются именно такими, какими они были и до сожительства/брака.

Просто мы, женщины, всегда любим верить в чудо, что я вот возьму и изменю своего мужчину. Хорошо. Тогда позвольте мне задать вам следующие вопросы: Что вы делаете, чтобы ваш мужчина поменялся? Сколько вы делаете ему замечаний и упреков? Не стало ли это привычкой, и вы все равно надеетесь, что повторяя из раза в раз, как попугай, он все же одумается и сделает так, как вы этого хотите? Отчасти вы будете правы, если ответите положительно на последний вопрос, но повторюсь, отчасти. Итак, рассмотрим подробнее.

Вы правы будете, что верите в своего мужчину и то, что говорите о своих желаниях. Но как попугай говорить это будет слишком. Мужчина не любит, когда его считают глупцом . Вы можете систематично реагировать определенным образом на его действия, которые вам не приятны и хотелось бы исправить, и смотреть меняет ли это что-то или стоит попробовать иной метод. Вы должны сначала понять, что именно вас в нем не устраивает и как вы раньше реагировали на это поведение? К примеру, женщина встречается с мужчиной, который курит, и думает, что он вот в любой момент раз и бросит. Да, бывает, что мужчина сам решает перестать курить, найдя для себя другой источник отдыха и расслабления, но это далеко не со всеми так случается. И больше я вам скажу, что с тем, который превзошел его в чем-то, ни в ком случае не стоит, это задевает мужское эго, и вы в его глазах становитесь уже не столь желанны.

Женщина, встречаясь, думает, что вот начнут они жить вместе или как появится у них малыш, так сразу же он возьмет и бросит. Но нет, на деле 90% мужчин так и продолжают курить, ведь их все устраивает и он не собирается «прогибаться» под ситуацию. Мужчина думает, что его уже приняли и полюбили таким, какой он есть , раз вышли на него замуж или начали жить вместе. Что стоит делать женщине в этом случае? Ей сначала надо найти способы, которые могут быть приятны и интересны (помимо курения) для мужчины. То, что подойдет именно ему. То, что будет помогать ему также расслабляться и быть в своей «пещере», где его никто не трогает, и он может делать то, что считает нужным. Ведь зачастую мужчина подобным образом просто уединяется, пытается забыться от проблем и расслабиться. И это нужно понять и принять в первую очередь для женщины.

Второе что она должна сделать, это поговорить с ним об альтернативе, что может ему быть приятно помимо курения. Просто, к примеру, пробовать совместными усилиями уменьшать количество выкуренных сигарет, взамен он получает любимый массаж, или часы единения с любимым занятием, или встреча с друзьями без вашего контроля, или что-то иное, что могло бы стимулировать мужчину к этой цели. Т.е. смысл в том, чтобы проговаривать со своим мужчиной все, что вам хочется и искать компромиссы, принимая его природу и потребности. Не давить, как многие делают, выставляя его дураком в который раз, подчеркивая его слабохарактерность.

Если же вы встречаетесь, и вас уже раздражает та или иная привычка в мужчине, вам стоит задуматься, готовы ли вы и дальше принимать его привычки, ведь они в большинстве своем случаев останутся прежними. Вступая в замужество, вы должны четко понимать, что вы принимаете своего возлюбленного таким, какой он есть и готовы по жизни поддерживать и .

Помните, дорогие женщины, мужчина любит, уважает и ценит лишь ту, которая уважает свои границы , ценит мужчину, которого выбрала и открывает ему свое сердце, признавая свои ошибки и принимая природу другого. Только такая сможет изменить своего мужчину в лучшую сторону, и только благодаря такой, мужчина готов меняться и быть лучшим для нее. Совершая выбор — думайте, а сделав – принимайте.

Что делать, если не хочу принимать его таким

Изучив многие вопросы касательно этой темы, я поняла следующее: девушки, вам стоит трезво оценить сложившуюся ситуацию. В первую очередь стоит отвлечься, найдя себе новое занятие, которое бы увлекало вас от мелких и крупных проблем с мужчиной. Отвлечься это всегда было, и остается самым лучшим решением для осмысления дальнейших действий и проработки отношений.

Однако, существуют вещи, которые ни в коем случае не стоит терпеть женщине:

  • оскорбления в свой адрес
  • насмешки и издевательства
  • грубую речь, которая вам не приятна
  • непристойное поведение
  • или что-либо еще задевающее вас, как женщину

Вы должны обижаться, плакать или еще что-либо, что могло бы кардинально повлиять на , подтолкнуть его к изменению своего поведения. Вам также нужно уяснить следующее: если вы ранее терпели подобное поведение, а спустя время вам это надоело – то будет непросто его изменить.

И да, напоследок хотелось бы дополнить, чтобы вы не забывали о том, что не нужно полностью подстраивать близкого человека под себя. Ведь каждый из нас индивидуален и мы прекрасны по своему, у нас есть своя природа, от которой мы не уйдем полностью, мы можем подстроиться под близкого человека, но не теряйте свою индивидуальность, ищите компромиссы и будьте на одной волне со своими желаниями и близкими. Это я в тему тех мелких неурядиц, которые порой раздражают супругов. К примеру: он храпит, а она постоянно стягивает одеяло; он разбрасывает вещи, а она любит убирать его «беспорядок»; он любит побыть с друзьями, а она болтать долго по телефону и т.п.

Дороже родных людей никого на свете нет, это факт. Но получается довольно-таки парадоксально, ведь вести себя культурно, сдержанно и согласно правилам этикета мы стараемся с кем угодно, но не с родственниками, оправдывая свое поведение тем, что они «свои» и все поймут без лишних церемоний.

Большинство этих людей, мы либо впервые в жизни видим, либо вообще не увидим больше. Возникает вопрос – почему же так происходит и что с этим можно поделать? Ведь сдержанность, культурность и доброжелательность – основа любых взаимоотношений, в том числе и семейных, восприятие друг друга в рамках взаимопонимания и права на самовыражение. И ничего кроме этого не сможет выступать в качестве залога для прочных отношений в семье, оберегать ее от недоразумений и лишних обид.

Этикет семейной жизни закладываем с детства

Следует понимать всю важность культурного обращения в семье, ведь проявление ее в обществе начинается с каждого из нас, а ее формирование – с самого детства.

Ничего сложного в соблюдении правил хорошего тона нет. Гораздо приятнее принимать воспитанность как привычку и проявлять ее не только на работе, в общественных местах, но и дома. Таким образом, говоря детям о воспитанности и хорошем поведении, можно на практике это и показать, как в тех или иных ситуациях ребенку следует поступить и что самое главное – акцентировать внимание на том, что воспитанность не функция, которую надо включать на людях и выключать дома. Скорее, это состояние, которое ребенок должен выносить из семьи и поддерживать на протяжении всей жизни.

Именно так происходило у наших дедов-прадедов. От отца к сыну, от матери к дочери передавались и воспитывались чувство терпимости и покорности старшим, родным и близким, уважения к окружающим. И до наших дней в семьях сохранились традиции воспитания, которые берегут доброжелательное отношение к каждому члену семьи – будь то старший или младший его член.

Задача семейного этикета, как и этикета в целом, заложить уважение к мнению других людей, не задевать их чувства своими высказываниями и поступками, проявлять внимание к близким и окружающим, не проявлять в их сторону пренебрежения. В семейном этикете, как и в каждой семье, не должно быть проявления эгоизма кого-либо из членов семьи. Прежде всего семья – это единое целое и даже если у вас не получается построить хороших отношений с кем-то из близких (частым примером выступает свекровь или теща), это не является поводом к тому, чтобы отношение к ним было неуважительным.

Основные правила семейного этикета

Свои негативные суждения в адрес кого-либо из семьи или окружающих не следует озвучивать при детях. Помните о том, что дети словно губка – впитывают все то, что их окружает. Услышав неприятные высказывания в сторону друзей семьи или знакомых, ребенок может не понять, с чем это связано и почему тогда с ними общаются, а с другой стороны ребенок без зазрения совести может подойти и узнать у объекта обсуждения, в чем же проблема. Вот тогда и может возникнуть действительно неприятная ситуация, заложниками которой, зачастую, становятся взрослые. Если действительно существует потребность обсудить родственников, знакомых, либо их действия – делайте это приватно, находясь наедине.

Такой же тайности, как и обсуждение, требует и переписка. Это распространяется не только на женатые пары, но и на родителей – ни в коем случае не следует изучать чужую корреспонденцию. Помните, имеет право вскрывать конверт с письмом только тот, кому адресовано письмо и даже если подписано от ближайшей родственницы, но оно не для вас – передайте письмо адресату, при желании он его прочтет в присутствии семьи либо даст на прочтение лично.

Личные вещи каждого из нас также манят исследователей вроде второй половинки, либо заботливых родителей. Но даже подобный статус родства и отношений не позволяет никому рыться в сумках и рюкзаках своих близких, тем более проверять записные книжки, дневники и прочее. Оправдания действий под видом контроля или опеки не подойдут, даже мотивируясь хорошими намерениями, скандала в семье, в случае, когда всплывет правда, не избежать.

Уважайте детей!

Особенного уважительного отношения требует ребенок. Как известно, доверие детей довольно хрупкое понятие, потому рисковать им, роясь в его личных записях, не следует. В лучшем случае возникнет непонимание, и испортятся отношения между вами и вашим ребенком, в худшем случае – ребенок станет скрытным и начнёт лгать, и уж тогда помочь вы ни себе, ни ему не сможете.

Уважение к личному пространству проявляется не только в суверенности личных вещей, но и территориальной целостности. Прежде чем ее нарушить, постучитесь в двери. Важно это делать не только перед входом в комнату подростка, но и заходя в комнату ребенка. Его закрытая дверь вовсе не преграда на вашем пути, это может значить, что человек хочет побыть один, что он переодевается или делает что-то важное, то от чего не хочет, чтобы его отвлекали. Проявите уважение к нему и обязательно постучите, прежде чем войти.

Поводов, чтобы постучав, войти в комнату множество, одним из них может стать приглашение к столу, совместному семейному приему пищи. Не стоит забывать об этикете и во время еды. Помните о нем, когда накрываете на стол – когда он накрыт красиво и аккуратно, то соблюдать правила этикета гораздо приятнее. У большинства семей принято красиво сервировать стол только для гостей, но это не правильно. Не ленитесь и украшайте стол каждый раз, когда собираетесь за трапезой с семьей. После еды не забывайте говорить «спасибо» всем, кто сидит за столом, а если есть необходимость встать из-за стола раньше, то следует спросить разрешения.

Не ленитесь говорить своим близким приятные слова и проявлять уважение к ним!

Тема: « СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ»

Цель: воспитывать культуру поведения, вежливого, уважительного отношения ко всем членам семьи и к окружающим; развитие творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.

Задачи: повторить и закрепить знания об этикете; находить правильное решение в различных проблемных ситуациях; узнать о правилах семейного этикета.

Оборудование: лист с файлом для индивидуального задания, презентация «Семейный этикет».

Ход занятия

I . Организационный момент Слайд 1

Под музыку « Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!» дети входят в класс. Каждый делает поклон гостям. Заканчивается музыка. Дети садятся.

II . Вступление Слайд 2

Учитель: Добрый день, уважаемые гости!

Здравствуйте, коллеги!

Мы рады приветствовать Вас на нашем занятии.

Ученик: Здравствуйте, поклонившись мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Учитель: Самое простое слово «здравствуйте» означает: «Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, что бы ты ко мне хорошо относился».

Учитель: Ребята, а вы задумывались когда-нибудь, что же мы желаем этим словом «здравствуйте»?

Ученик: Мы желаем доброго здоровья, мира, счастья.

Учитель: Во все времена невоспитанностью и неуважением к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

III . Сообщение темы и цели занятия.

Учитель: Ребята, а ведь приветствие – это одно из самых важных правил.

А каких это правил? (Как сказать одним словом, когда мы говорим о хороших манерах, о поведении в театре, в планетарии…?)

Ученик: ЭТИКЕТ . Слайд 3

Учитель : Послушайте короткое стихотворение и скажите о чём оно?

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Учитель: Так о чём же это стихотворение?

Ученик: О семье. Слайд 4

Учитель: Так о каком этикете мы будем говорить?

Ученик: О семейном.

Учитель: Теперь назовите тему занятия.

Ученик: Семейный этикет . Слайд 5

Учитель: Что же нам предстоит узнать по данной теме?

Ученик: Узнать, что такое «Этикет», правила семейного этикета.

Учитель: Продолжим разговор о вежливости, а главное научимся дарить любовь и радость своим близким, будем приветливыми и добрыми к окружающим.

IY . Происхождение слова «этикет»

Учитель: Зная правила этикета, вы будете чувствовать себя увереннее в семье, в обществе, не попадёте впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к семье и к окружающим. Зубрить правила не требуется, достаточно понять их смысл. Поэтому начинать о них разговор надо с истории.

Ученик: Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. ЭТИКЕТ – это французское слово. На одном из пышных приёмов у короля Людовика Х IY гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения.

Ученик: На французском языке карточка называется « этикетка» – отсюда и пошло слово « Этикет» . Со временем правила поведения изменились, но многие неизменны с глубокой древности.

Учитель: А вот какое определение слову «этикет» дал Сергей Ожегов в толковом словаре.

Слайд 6

ЭТИКЕТ – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

(Дипломатический этикет. Речевой этикет.)

Учитель: Давайте соберём правила этикета в один цветок. Слайд 7

(Размещаем на лепестках: в школе, в театре, в гостях, в магазине, в транспорте, в семье, на природе, во дворе.) Учитель: Мы рассмотрим всего лишь один этикет. Какой?

Ученик: Этикет в семье.

Y . Ситуация для обсуждения.

Учитель: У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и любимые вам. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда.

Кто же это?

Ученик: Родители . Слайд 9

Учитель: А как сказать одним словом? Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка…

Ученик: Семья. Слайд 10

Учитель: Слово «семья» произошло давно, когда настоящей семьёй считалась семья, которая состояла не менее чем из семи человек. В некоторых семьях было по 9, 10, 12 детей.

Давайте о «семье» прочитаем «Раздаточный материал (Хэндаут)».

1) Почему же так дружно жили в таких больших семьях?

(Уважали старших и не обежали младших. Трудились все. Выполняли свои обязанности. Знали правила поведения в семье и их выполняли.)

Учитель: Корни этикета мы можем найти в устном народном творчестве – это пословицы. Попробуем закончить пословицы. Для этого заполним таблицу «Раздаточный материал (Хэндаут)».

Слайд 11

В гостях хорошо, (а дома лучше).

Не нужен клад, (когда в семье лад).

Чем богаты, (тем и рады).

Когда семья вместе, (тогда и душа на месте).

Мой дом – (моя крепость).

Вывод. Прочитаем под таблицей.

ФИЗМИНУТКА Слайд 12

Учитель: Проверим на сколько хорошо вы знаете вежливые слова.

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять надо только тогда, когда я назову «волшебное» слово.

Дружно встали на разминку, пожалуйста.

Для начала мы с тобой,

Повращаем головой, пожалуйста.

Оборот и оборот,

А потом наоборот, пожалуйста.

Поднимаем руки вверх, будьте любезны,

Плавно опускаем вниз, пожалуйста.

Повороты влево – вправо, будьте добры,

Это лёгкая забава.

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

- Извините, а теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно.

Отдых кончен наш, ребята,

Будьте любезны , нам пора опять за парты.

Учитель: Ребята, ваши родители всегда будут любить и заботиться о вас. Но придёт время, когда и вам придётся ухаживать за своими родителями. Давайте посмотрим со стороны, как некрасиво поступают со своими родителями некоторые подростки.

Сценка 1 Слайд 13

(Девочка собирается на дискотеку, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.)

Мама: Седа, положи вещи на место!

Девочка: Мама, отстань! Не видишь, я тороплюсь!

Мама: Ты когда вернёшься?

Девочка: А что?

Мама: Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?

Девочка: Так тебе и надо! Может, быстрее мне новый ключ закажешь! Ну, ладно некогда мне!

Мама: До свидания, дочка.

Учитель: Знает ли девочка правила семейного этикета?

Ученик: Не знает.

Учитель: За что мы осуждаем девочку?

Ученик: За грубость, за неуважительное отношение к маме.

Учитель: Какие правила этикета ей надо выполнять.

Ученик: Говорить с мамой мягко и по - доброму.

Употреблять вежливые слова: извини, пожалуйста.

Сообщить маме во сколько вернётся.

Уважать маму, не обижать.

Сценка 2 Слайд 14

(Входит Борька с другом. Их в прихожей встречает бабушка.)

Борька: Идём, идём. Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка: (Одёрнув кофточку и поправив платок, тихо).

Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать…

(уходит)

Друг: А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

Борька: Как это - главная?

Друг: Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец взгреет!

Борька: Не взгреет. Он сам с ней не здоровается!

Друг: (покачивая головой) Чудно! Теперь старых все уважают! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так теперь ему платят родные. Суд постановил. А стыдно-то как перед соседями, жуть!

Борька (покраснев): Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова.

(Борька прощается с другом, но задерживает его у дверей.)

Борька: Бабка, иди сюда!

Бабка: Иду-иду!

Борька (другу): Вот попрощайся с моей бабушкой.

Учитель: Что вас возмутило?

Ученик: Грубое отношение Борьки к своей бабушке.

Учитель: А что можно сказать о друге?

Учитель: В какой семье соблюдаются правила семейного этикета?

Ученик: В семье друга?

Учитель: Повлияли слова друга на Борьку? Докажите.

Ученик: Борька назвал бабку «бабушкой» и пригласил её для прощания с другом. Так принято по этикету.

YI . Правила семейного этикета.

Учитель: Прочитаем и запомним самые основные правила семейного этикета на с. 11.

(Подкреплять слайдами.)

Комфортной домашнюю жизнь делают слова… Слайд 14

Всегда сообщай членам семьи… Слайд 15

Для всех домочадцев обязательными являются… Слайд 16

Резкий и требовательный тон… Слайд 17

Уважай родителей … Слайд 18

7. Игра – соревнование «Правила семейного этикета»

Учитель: У вас на партах файл с таблицей. Вам необходимо составить правила семейного этикета и записать их в таблицу. Побеждает та пара, которая сумеет за короткое время составить как можно больше правил семейного этикета.

1 ряд составляет правила «Как вести себя дома».

2 ряд составляет «Правила поведения и этикета за столом».

3 ряд составляет « Правила поведения в гостях ».

(Звучит лёгкая музыка)

Проверка. (Дети зачитывают правила. Подкрепляется ответ слайдами.)

«Как вести себя дома» Слайд 19

1) Следи за порядком в своей комнате.

2) Никогда не порти книжки.

3) Не рисуй на обоях.

4) Учись правильно одеваться.

5) Не прыгай с высоких предметов.

«Правила этикета за столом» Слайд 20

1) Сиди за столом спокойно.

2) Во время еды нельзя разговаривать.

3) Дуть на горячий чай или суп нет смысла.

4) Пить чай, компот нужно бесшумно, не прихлёбывая.

5) Нельзя вылизывать тарелку.

6) Всё, что положили в тарелку нужно съесть.

Правила поведения в гостях. Слайд 21

1) Не приходи в гости без приглашения.

2) Не приходи раньше назначенного срока.

3) Не опаздывай к назначенному часу.

4) Приходя, разувайся в коридоре.

5) Умей пользоваться столовыми приборами.

6) Перед тем как сесть за стол помой руки.

7) Уходя, поблагодари хозяев за приём.

8) Не мусори в гостях.

8. Игра «Этикет улицы».

* Как вы поведёте себя при встрече на улице со своим знакомым?

А. На ходу крикну «Привет!» или помашу рукой.

Б. Захочу пообщаться, остановлюсь.

В. После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.

Семья - важнейший социальный организм общества. От ее состоя­ния зависят здоровье, продолжительность жизни, численность на­селения. Прямо или косвенно семья влияет на экономическое и социально-политическое развитие страны, ее обороноспособность, состояние правопорядка, авторитет на международной арене, ста­бильность государства. В семье рождается и воспитывается новый человек. Именно в семье ребенок получает первые сведения, кто он, в какой стране живет, кто его предки, что есть добро и что зло, что красиво и что безобразно. Из семьи сотрудник идет на службу, в семью же он возвращается, выполнив каждодневный служебный долг. Охраняя правопорядок в городе, районе, поселке, сотрудник защищает покой и безопасность и своих родных и близких. В семье человек удовлетворяет свои многообразные потребности, в том чис­ле и эстетические.Семья - источник радости, гордости, благопо­лучия и счастья супругов и детей, бабушек и дедушек, других ее членов. В семье человек получает истоки культуры поведения, азы этикета.

Но семья может быть и источником огорчений, разочарований, средой, угнетающей человека, мешающей ему нормально жить и творить. «Из всех несчастий, которые падают на долю человека, -писал великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин, - нет страшнее горя семейного, домашнего. Оно не бросается в глаза, не выставляет напоказ своих ран и потому всегда остается незамечен­ным. Надо самому много испытать, чтобы понять, сколько есть по­давляющего в этих, по-видимому, маленьких огорчениях, в этих незаметных преследованиях, которые не убивают сразу, но мало-помалу отравляют всякий миг вашего существования и, наконец, делают вас неспособным жить» 1 .

Чтобы семья жила счастливой и полно­ценной жизнью, выполняла все свои функ­ции (детородную, хозяйственную, воспитание детей, заботу о старших, удовлетворения ин­тимных потребностей и др.), надо не забы­вать о том, что отношения в семье, семейный быт, поступки ее членов должны быть краси­ выми. При этом под красотой семейной жиз­ни понимается не красота дорогих интерье­ров квартиры, не внешний лоск ее обитате­лей, а красота душевных отношений в семье, благородство и мудрость старших, тактич­ность и внимательность младших, чтобы че­ловека в семье ценили, поддерживали, укрепляли его веру в спра­ведливость, в добро и красоту.

Сам термин «семейный этикет» не нашел широкого примене­ния в научной и учебной литературе, в публицистике. Вместе с тем именно в семье закладываются основы этикета во всем его много­образии (этикет одежды, приветствий, застолья, быта, взаимоотно­шений старших и младших, родителей и детей, общения с соседями, этикет семейных праздников и т.д). Более того, этикет в подлин­ном смысле этого слова в дворянских семьях царской России фор­мировался, по существу, главным образом в семье. Пройдя достой­ную школу воспитания, дворянскому сыну надо было только усвоить элементы этикета государственной службы, чтобы быть достойным представителем своего класса, слугой Отечества и императора.

Этикет семейной жизни весьма многообразен. Однако он базиру­ется на трех главных составляющих полноценной семьи: этикет взаимоотношений жены и мужа, этикет общения родителей и их детей, этикет семейного быта. Рассмотрим три стороны этикета более подробно.

В основе семьи, как правило, лежит любовь юноши и девушки, мужчины и женщины, вступивших в брачный союз. При этом эстетическая составляющая (особенно на первых порах общения) зачастую играет решающую роль. Внешняя привлекательность парт­нера, его манеры, аккуратность, вежливость, пунктуальность, знаки внимания оказывают большое влияние на избранника (будь то муж­чина или женщина). И только спустя какое-то время (порой значи­тельное) молодые люди, став супругами, замечают друг у друга мораль­ ную составляющую (верность, трудолюбие, заботу о ближнем, любовь к детям, сострадание, доброту, великодушие, доверительность, спо­собность простить другому ошибки, скромность, искренность и др.), которые станут определять прочность и чистоту семейных уз в по­следующие годы совместной жизни. И тем не менее эстетическая составляющая не может быть предана забвению.

Существуют определенные принципы, определяющие стабильность семьи, ее душевный комфорт.

Один из них можно сформулировать так: «То что делается во имя семьи, ее блага, не достойно осуждения и критики».

Например, молодая хозяйка, желая порадовать своего мужа ка­ким-то новым блюдом, нарушила технологию приготовления, какие-либо пропорции (пересолила, недожарила, переперчила, недоварила и т.д.). Блюдо, приготовленное впервые, потребовало от жены мно­гих усилий и значительного времени. Однако ее надежды не оправ­дались. Любящий муж, во-первых, заметит переживание супруги и, во-вторых, никогда не скажет: «Что это такое ты приготовила?», или что-либо в более резкой, обидной форме. Другой пример. Суп­руг накануне Нового года (8-го Марта и т.д.) обошел десяток мага­зинов в поисках подарков жене, детям. Он старался порадовать до­мочадцев, преподнести им сюрприз. Однако подарки были подоб­раны и куплены неудачно, в спешке, неумело. Воспитанные члены семьи вряд ли будут радоваться подаркам, восхищаться ими (это было бы лицемерием), но они непременно поблагодарят мужа, зятя, отца и, конечно, не скажут: «Зачем ты все это накупил?» или: «Зря только потратил деньги».

Следующий принцип: не пытайтесь перевоспитать супругу {суп­ руга). В отношениях мужа и жены не должно быть начальников и подчиненных, воспитателей и воспитуемых. К тому же, по словам известного советского поэта М.А. Светлова, «только плохо воспи­танный человек стремится всегда играть роль воспитателя».

Супруги должны приспособиться друг к другу, влияя друг на друга одобрением (неодобрением), стимулированием, поощрениемжеланных действий, поступков суждений. Разумеется, какие-то во­просы в семье предпочтительнее решать мужчине, мужу, какие-то женщине, жене. Плохо, когда все семейные заботы возлагаются на кого-то одного из супругов. Вопрос «Кто в семье главный?» - за­частую надуманный, искусственный, интересующий больше социо­логов, журналистов, нежели любящих супругов.

В общении людей, а в семейной жизни особенно, исключительную роль играет такт как проявление культуры и воспи­танности человека. Такт проявляется в чувстве меры, уважении чужого мнения, интересов окружающих, умении владеть собой, заботливом отношении к домочад­цам. При этом такт должен проявляться всеми членами семьи по отношению друг к другу. Родители, к примеру, могут посо­ветовать сыну, дочери одеться, так сказать, по сезону и по случаю, но сделать это должны тактично, не навязывая своих вку­сов, особенно, если советы родителей ад­ресуются достаточно взрослым детям и делаются безапелляционно. Семейная жизнь не терпит мелочной опеки, придирок из-за пустяков, капризов, необоснованных претензий друг к другу. Все это, как правило, является следствием эгоизма, завышенной само­оценки, неумения владеть собой. Допустим, сотрудник пришел со службы усталый, расстроенный и привычно не поздоровался с женой, не поцеловал ее. В ответ жена упрекает мужа в том, что работа ему важнее семьи, что он не любит ее и т.д. Муж в данной ситуации не прав, поскольку один из принципов семейной жизни гласит: не не­ сите неприятности со службы в семью. Семья, конечно, должна за­щитить человека от служебных стрессов, но не путем обсуждения служебной ситуации, кто прав и кто виноват, а путем переключе­ния внимания на родных и любимых членов семьи, их интересы и заботы, на организацию совместного отдыха, оздоровительных ме­роприятий. Однако и жена поступила не корректно, эгоистично. Почувствовав подавленное состояние мужа, она должна была не предъявлять претензию к супругу, а помочь ему снять напряжение добрым словом, лаской, красивым ужином, доброй вестью.

Если существует (должен существовать) определенный барьер между службой и домом, то также должен быть барьер между семьей и работой. Конечно, условия семейной жизни (взаимоотношения супругов и других членов семьи, быт, материальный достаток, усло­вия для здорового отдыха и развития) накладывают заметный отпеча­ток на сотрудника, его настроение, трудовую активность, отношение с коллегами и т.д. Однако это отнюдь не означает, что, допустим, плохое настроение сотрудник станет возмещать на подчиненных и коллегах, что будет делиться с сослуживцами семейной информацией. Подобное поведение свидетельствует о слабоволии или распущен­ности работника.

Весьма благоприятно влияют на семейную жизнь маленькие, но по возможности частые «знаки внимания» супругов. Это и билеты в любимый театр, и букет цветов, и подарок к празднику, и люби­мое блюдо на столе, и прием гостей, и ужин при свечах, и бутылка шампанского, и совместный отдых на природе. При этом не цена «знака внимания» играет здесь решающую роль, а чувства, кото­рые его сопровождают. Как говорят в народе: «Мне не дорог твой подарок. Дорога твоя любовь!». При этом не надо искать особых поводов, чтобы подарить жене цветы, а мужу галстук или авторуч­ку. Разумеется, к юбилею, годовщине свадьбы, рождению ребенка, ко дню рождения супруги подарок должен быть более значимым. Но опять же, если материальная стоимость подарка определяется финансовыми возможностями семьи, то его эстетическая и нрав­ственная ценности - чистотой, искренностью и силой чувств поздравляющего.

Семья - одна из важнейших ценностей человека. Человек во многом живет и трудится ради семьи, ее благополучия, процвета­ния, счастья. Поэтому стремление сотрудника к материальному достатку, эстетическому комфорту дома, желание сделать, как гово­рится, дом полной чашей является естественным и нормальным. Но быт не должен стать самоцелью, когда не материальная среда служит человеку, а он ей, становясь порой рабом своих вещей (ме­бели, картин, сервизов, гардероба, автомашин и т.п.). Чистота и уют домашнего очага, наличие необходимых и достаточных предме­тов быта, облегчающих домашний труд, создающих условие для здорового отдыха и воспитания детей, - главные критерии матери­альной составляющей семьи. Основой подлинной семьи, подчерк­нем еще раз, является ее духовное состояние, т.е. забота, внимание, любовь, дружба, сострадание, общность интересов и, как, может быть, ни покажется странным, близость взглядов и супругов, и де­тей на такие понятия, как «Родина», «вера», «идеал», «долг», даже если эти слова в семье не произносятся вслух.

Конечно, жизнь в общежитии, коммунальной квартире, в част­ном секторе, в доме «без удобств» и т.д. создает серьезные препятст­вия для нормального развития и поддержания семейных отношений. Быт способен даже разрушить семью (вспомним В.В. Маяковского), однако не каждую. Недаром народная мудрость гласит: «С милым и в шалаше рай». Минимальный уют и комфорт можно создать в лю­бых условиях. И нужно создавать. Эстамп на стене, портрет родите­лей, цветы на подоконнике, ваза с цветами на столе, книги на пол­ке, свежие обои, вещи, сделанные своими руками, необходимые бытовые приборы, радиоприемник, телевизор, вымытая посуда - все это влияет на настроение людей, способно приглушить объек­тивные неудобства быта. Неприятное впечатление производят со­трудники, годами живущие во временном жилище, ничего не делая для его благоустройства и улучшения эстетического вида, полагая, что рано или поздно бросят, оставят свой приют. Грязные стены, покореженные двери, некрашеные рамы окон, текущие краны, во всем запустенье, серость, убогость. В таких домах часты ссоры, вза­имные упреки, незаслуженные обиды. Из такого жилища редко вы­ходит жизнерадостный, опрятный, подтянутый сотрудник, готовый к успешному решению служебных задач.

Этикет семейной жизни предъявляет определенные требования и к внешнему виду супругов и других членов семьи. Он, в частности, не одобряет неряшливость в одежде, когда, допустим, супруга с утра до вечера ходит по квартире в замызганном халате, а муж щеголяет в майке и трико с пузырями на коленях. Домашняя одежда должна быть простой, удобной, но не лишенной эстетической привлека­тельности. Отдых от службы не означает отдых от того, что пред­ставляют собой нормы приличия.

Социологические исследования свидетельствуют, что порой в основе супружеской неверности лежат причины сугубо бытового характера. Человек аккуратный, следящий за собой вследствие вос­питания и условий службы, изменяет неряшливой и бесхозяйствен­ной жене. Он находит отдых и отраду после службы у другой жен­щины, которая встречает его всегда причесанной, изящно и со вку­сом одетой, в чистой, уютной квартире, за хорошо сервированным столом.

В силу рода деятельности, образования, состояния здоровья и т.д. члены семьи имеют свои пристрастия и увлечения. Но в семье обязательно должны быть и общие интересы, объединяющие всех домочадцев. Эти интересы могут быть эстетического или бытового (хозяйственного) характера, связанные с воспитанием детей, организацией отдыха, уходом за больным членом семьи. Полезны со­вместные просмотры телепередач или прочтение и обсуждение художественных произведений, выходы всей семьей на природу, посещение концертов, музеев, театров, работа на садово-дачном участке, художественное творчество членов семьи, совместные иг­ры дома или на свежем воздухе. Особенно важно поощрять, сти­мулировать любые проявления творчества младшего поколения.

Одной из важнейших функций семьи является детородная функ­ ция. Как поется в известной песне, дети - это «вершина любви», это - «чудо великое». С годами дети становятся главным смыслом существования семьи, центром притяжения и надеждой родителей. Правда, если на первых порах (особенно до 12-14 лет) дети больше нуждаются в родителях, то позже, когда дети покинут родное гнез­до, родители все более начинают нуждаться в детях. Причем нужда эта, как правило, не материального, а духовного, нравственного порядка. Молодым родителям полезно об этом знать с первых лет супружества.

От родителей, их физического и морального здоровья, образа жизни зависит, какими и кем станут их дети, что унаследуют они от них. Дети принимают от своих родителей не только лучшие черты, но, к сожалению, и их дурные склонности и привычки, и даже порой, физические болезни. О чем людям, вступаю­щим в брак, не вредно заранее ознакомиться и учитывать в семейной жизни.

В семье происходит первое приобщение де­тей к прекрасному. Роль родителей здесь трудно переоценить. Великий итальянский мечтатель Томмазо Кампанелла писал в «Городе Солнца», что для рождения красивого душой и телом ребенка надо, чтобы будущая мать жила в кругу красивых людей, слушала хорошую музыку, смотрела на красивые полотна художников.

Эстетические увлечения родителей (музыка, театр, поэзия, жи­вопись, киноискусство, рукоделия), их отношение к прекрасному, художественное оформление жилища - все это не остается незаме­ченным детьми, закладывает основу их эстетического мироощуще­ния. Радуга в полнеба, увиденная в раннем детстве, стрекоза на по­плавке удочки, церковь на косогоре, ветка, опушенная инеем, архи­тектура родного города остаются в памяти ребенка и служат в последующем своеобразным критерием оценки как произведений искусства, так и окружающего мира.

Диалектика эстетического воспитания в семье осуществляется почти по классической формуле: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к восприятию произведений искусства. Фор­мулу можно продолжить, поскольку эстетический вкус, сформиро­вавшийся художественными произведениями, проявляется в воспри­ятии человеком окружающего мира. Так, без поэзии А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина вряд ли возможно правильно воспринимать и любить родную природу. Точно так же это трудно сделать без полотен И.И. Левитана, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова. Таким образом, первой ступенькой в эстетическом освоении жизни ребенком является семья. Именно от семьи зави­сит, будет ли ребенок, став взрослым, «жить и творить по законам красоты», что он воспримет из этикета семьи и жизни.

А.П. Чехов вложил в уста одного из своих героев фразу, которая стала крылатым выражением: «В человеке все должно быть пре­красным: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Далеко не каждое лицо, красивое от природы, можно назвать прекрасным. Если человек (мужчина или женщина) холодный, надменный, эгоистичный, злой, завистливый, двуличный, то как бы красив он ни был, вряд ли кто назовет его лицо прекрасным. Внешний вид человека, его восприятие окружающими во многом зависит от моральных добродетелей человека (чуткость, искрен­ность, преданность, скромность, отзывчивость и др.). Зависит оно и от его умения одеваться, пользоваться косметикой, поддержи­вать в чистоте свое тело. Главные требования к одежде и обуви: аккуратность и соответствие фигуре, возрасту, образу жизни, об­стоятельствам, а также моде, насколько это, конечно, возможно. Одежда и обувь должны подчеркивать достоинства и скрывать не­достатки фигуры. У людей с хорошим вкусом, как правило, нет вопросов, как и во что одеться. Многие люди, к сожалению, этим вкусом не обладают.

Человек, активно занимающийся спортом, туризмом, в одежде и обуви отдает предпочтение курткам, джинсам, кроссовкам, свите­рам, футболкам, спортивным брюкам и т.д. В то же время в гарде­робе должны быть строгий костюм, вечернее платье для торжест­венного случая, выхода в театр, посещения официальных учрежде­ний. Обувь (чистая и исправная) должна соответствовать костюму, платью. К одежде темных тонов подходит только обувь черная, темно-серая и не допустима обувь коричневого, желтого и тем бо­лее белого цветов. Светлая обувь надевается со светлой одеждой. Спортивная обувь (при всей ее удобности) со строгим костюмом смотрится нелепо. Если костюм пестрых расцветок, то сорочка, блузка должны быть одного цвета. К костюму темного цвета хоро­шо подходят сорочки, блузки светлых тонов.

Важную роль в одежде мужчины и женщины играют аксессуары (перчатки, кашне, галстуки, дамские сумочки, бижутерия, носки, чулки и т.п.). При умелом использовании этого дополнения гарде­роба можно значительно разнообразить свой внешний вид и сокра­тить объем гардероба. Применение деталей аксессуара требует со­блюдения ряда требований. Так, цвет и фактура перчаток должны гармонировать с обувью и дамской сумкой или головным убором и шарфом, к цветной рубашке редко подходит пестрый галстук. Гал­стук к тому же должен гармонировать с костюмом. Если костюм пестрый, в клетку, то галстук должен быть однотонным. В одежде, как и во всем остальном, надо соблюдать чувство меры. Как гово­рил один мудрец: «В одежде старайся быть изящным, но не щего­лем; признак изящества - приличие, а признак щегольства - из­лишество».

Важно также помнить: то, что допустимо и прилично в одежде и обуви на даче, в походе, на пляже, не допустимо или нежелатель­но на службе, в общественных местах. К примеру, шорты и шле­панцы в условиях города вряд ли украсят сотрудника, даже если он выгуливает собаку, выносит мусор во дворе своего дома или поку­пает газету в ближайшем киоске.

Семейная жизнь редко обходится без гостей и визитов в гости. Умение наносить визиты и принимать гостей свидетельствуют о культуре человека. Гостеприимство принимающей стороны зависит не от количества и качества напитков и закусок (хотя это важно), а от радушия хозяев, их искренней заинтересованности в гостях, в потребности общения с ними, в умении организовать это обще­ние. Стремление некоторых хозяев во чтобы то ни стало напоить гостя спиртными напитками свидетельствует либо о желании самим иметь за столом собутыльника, либо о их неумении организовать интересную встречу, беседу, либо об отсутствии подлинного инте­реса к гостю.

Мнение, будто принимать гостей без водки, коньяка, виски неприлично, не радушно, не по-русски - глубоко ошибочно. Крепкие напитки не способствуют дружескому общению и тем более препятствуют проведению деловых бесед. Если хозяевам не­привычно принимать гостей за чаем, можно украсить стол хоро­шим вином, выпить пива. Количество дорогих напитков и гастрономических деликатесов говорят о финансовых возможностях хо­зяев, а не об их искусстве принимать гостей. Нарядная скатерть, домашние приготовления блюд с учетом вкусов гостей, радушие хозяев, продуманная программа развлечения друзей гостеприимст­ва. Важно помнить, что в гости ходят не на дегустацию, а ради дружеского общения. В гостях должно быть удобно всем и каждому в отдельности.

Таким образом, этикет семейной жизни является важным усло­вием прочности и зрелости семьи, залогом успешного осуществле­ния всех ее функций, основой полноценной и счастливой жизни каждого ее члена. Истинный семейный этикет - необходимая сту­пенька вхождения человека в общество, предпосылка его служебной карьеры и дружеского общения.


Какие основные правила этикета

2. Не нужно пытаться выяснять семейные отношения

5. Не читайте письма, адресованные не вам. Даже если вы точно знаете, что ничего личного в письме нет, не открывайте его.

8.Ребенок должен уметь слушать и слышать. Казалось бы, что тут сложного? Но понаблюдайте, как ведут себя некоторые дети: без конца перебивают, когда взрослые с кем-то разговаривают, требуют внимания к себе. Это касается, прежде всего, малышей. Если их переполняют эмоции, они слышат и воспринимают только себя, считая себя центром вселенной.

9. Не критикуйте детей при посторонних. Это сильно задевает их самолюбие, особенно подростков.

10. Если ребенок куда-то уходит один, он должен сказать, куда идет и во сколько вернется.

Источник- Интернет

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 правил этикета в семье с детьми

Этикет – своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на работе, в транспорте, принятых в данном обществе. А правила этикета предназначены для того, чтобы показать наличие внутренней этики и красоты человека.

Раньше воспитанием у детей хороших манер и поведения занимались в кадетских корпусах, в институтах благородных девиц. Теперь эти функции почти полностью (если у вас нет гувернанток) перешли на родителей.
Какие основные правила этикета необходимо соблюдать в семье с детьми?

1. «Надо вести себя так, чтобы не создавать окружающим неудобства, и относиться к ним так, как хотели бы, чтобы относились к вам» – знакомая фраза? Да, именно так нужно вести себя и взрослым, и детям не только с чужими людьми, но и с домашними.

2. Не нужно пытаться выяснять семейные отношения публично, тем более в присутствии детей и на повышенных тонах. А лучше всего не доводить ситуацию до выяснения этих самых отношений.

3. Не заходите в комнату детей без стука. Ребенок – тоже личность. Нужно уважать его право на личное пространство и возможность побыть одному. Естественно, это не касается совсем маленьких детишек, которых ни в коем случае одних оставлять нельзя.

4. Не ройтесь в личных вещах ребенка без его согласия. Некоторые родители считают вполне нормальным проверить портфель ребенка, заглянуть в его карманы. Все, вроде бы, любя, в целях профилактики, но результат может быть только один. Ребенок потеряет к вам доверие, начнет что-то от вас скрывать.

5. Не читайте письма, адресованные не вам. Даже если вы точно знаете, что ничего личного в письме нет, не открывайте его. Не ройтесь в электронной почте детей, если они не просят вас это делать.

6. Учите детей вести себя за столом. Совместные ужины или воскресные обеды в кругу семьи – прекрасный повод для привития таких навыков. Научите пользоваться столовыми приборами, не говорить с набитым ртом, не размахивать руками. Существует целый свод правил поведения за столом, ознакомьтесь с ними – литературы на эту тему предостаточно.

Умение детей правильно вести себя за столом – большой плюс. Родители будут уверены, что в любом обществе и в любой ситуации им не придется за них краснеть. Тем более, что в больших городах становятся все популярнее семейные обеды в кафе, или просто посещение их с детьми во время прогулок.

7. Внушайте уважение к чужому труду, научите ценить повседневный труд домашних.

8.Ребенок должен уметь слушать и слышать. Казалось бы, что тут сложного? Но понаблюдайте, как ведут себя некоторые дети: без конца перебивают, когда взрослые с кем-то разговаривают, требуют внимания к себе. Это касается, прежде всего, малышей. Если их переполняют эмоции, они слышат и воспринимают только себя, считая себя центром вселенной.

9. Не критикуйте детей при посторонних. Это сильно задевает их самолюбие, особенно подростков.

10. Если ребенок куда-то уходит один, он должен сказать, куда идет и во сколько вернется.


Loading...Loading...