Патриотизм в физическом воспитании дошкольников. Духовно-патриотическое воспитание на занятиях по физкультуре

Веревкина Ольга Владимировна,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ № 40 Кировского района

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Известна истина: что заложено в человеке, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Чувство Родины… Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота. С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Народ России всегда защищал свое отечество, родную землю, независимость от врагов. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Безусловно, это очень сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться… В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формированием социальных навыков. Следует подчеркнуть, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Так, отбор материала и систематизацию знаний детей следует осуществлять с учетом уровня умственных способностей дошкольников, развития их мышления, способности к обобщению, анализу и т.д.

Данная работа включает целый комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду людей;

Развитие интереса к традициям своего народа;

Расширение представлений о России, ее столице, знакомство с символами государства;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Работа по патриотическому воспитанию детей связана и с их физическим развитием, т.к. будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание.

Спортивно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга. Цель спортивно-патриотического воспитания - развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.
Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:
- несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
- недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;
- отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их к военной службе;
- малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;
- недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодёжи. Формирование у детей нравственных чувств - таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным воспитанием в духе патриотизма.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.
Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.
Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

Интересны совместные спортивные праздники: «День семьи», «Быстрые, ловкие, смелые», «Будем в Армии служить!», «Служу Отечеству!» и т.д. Такие качества, как сила и ловкость, необходимые будущим защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У детей появляется желание учиться метать в цель, прыгать, бегать на лыжах, маскироваться, разбивать палатки. Цель - обогащение опыта социально-значимой деятельности взрослых и детей, привлечение дошкольников к работе по возрождению, сохранению культурных, духовно-нравственных ценностей.

Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас - педагогов - есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

Список литературы

1. Козлов А.А. Отношение общественного сознания к проблеме воспитания. СпбГУ, 2000.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийского совещания работников образования. - М.: Высшая школа, 2000, с. 34-49.

4. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы.

5. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

6. Сайт rusbiathlon.ru«Физическая культура и патриотическое воспитание»

7. Сайт http://nsportal.ru «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры».

8. Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина». Москва. 2004 г.

9.Под ред. Кондрыкинской Л. А. «Дошкольникам и защитникам отечества» Москва, 2005.

10.Под. ред. Кондрыкинской Л. А. «С чего начинается Родина» Москва, 2003 г.

11.С. А. Козлова «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью» Москва, 1998г.

12. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации гос.программы «Патриот.воспитание граждан Рос.Федерации на 2001-2005 годы»

Сущность патриотизма заключается в совокупности многих нравственных чувств, наборе определенных черт поведения. К воспитательному воздействию на молодежь сегодня подключено большое количество социальных, политических институтов. К таковым относятся семья и государство, различные образовательные учреждения, а также религиозные, политические организации.

Задачей спортивно-патриотического воспитания является формирование у молодых людей таких физических, духовных качеств, которые позволят им быть морально стойкими, готовыми к защите Отечества, выполнению конституционного долга. Для этого необходимы:

  1. Координация, совершенствование педагогической деятельности на всех уровнях, разработка планов, рекомендаций на основе передового опыта известных педагогов.
  2. Развитие у школьников и студентов патриотических чувств, что происходит в процессе ознакомления с историческими традициями, военными, спортивными победами страны.
  3. Формирование во время занятий физической культурой волевого здорового поколения с развитыми интеллектуальными качествами, позволяющими служить обществу как в мирное, так и сложное военное время.

Актуальность спортивно-патриотического воспитания

Судьба школьников, студенческой молодежи давно тревожит российское общество из-за следующих негативных явлений:

  • заметного снижения образованности, отсутствия стремления у молодого поколения повышать свой культурный уровень;
  • общей нравственной деградации, молодежи в том числе, криминализации сознания, снижения порога допустимого в поведении;
  • «прогресс» наркомании, алкоголизма, потеря обществом контроля и управления над этим процессом, логичное следствие – необратимое разрушение генофонда;
  • все более проявляющийся разрыв поколений по идеологическим, нравственным вопросам.

Итогом становится маргинализация большой части молодежи, она перестает соответствовать тенденциям развития общества, роль ее как лидирующей группы, стратегического резерва теряется.

История народов России говорит о том, что за будущее нужно бороться. Нынешние вложения в воспитательный процесс, борьбу за здоровье молодого поколения – залог стабильности общества будущего. Невежды, тунеядцы, наркоманы погубят все то, что отстраивалось на протяжении жизней многих поколений.

Стратегия педагогической деятельности. Задачи социальных, политических институтов

В свете проблем, которые сформировались к сегодняшнему дню, становится понятно, что восстановление системы воспитания, касающейся физической культуры и спорта, для государства, общества – одна из самых главных проблем. Система воспитания – определяющая сила, которая способна противостоять наседающим деструктивным тенденциям. Для решения наиболее острых проблем России нужно здоровое и правильно воспитанное поколение.

Ту систему воспитания, о которой мы все сейчас с ностальгией вспоминаем, восстановить не представляется возможным. Для этого недостаточно простого волевого усилия. Старый проект создавался под иные требования, имел отличающиеся от современных явные и скрытые цели, был производным той идеологической системы, которая разрушена.

Современная государственная программа патриотического воспитания юных граждан не имеет концептуальной базы. У семьи, СМИ, государственных, политических органов нет четких разработок, «поют» каждый о своем. У тех коллективов, которые занимаются методическими исследованиями, организацией мероприятий на патриотическую тематику, концепция не выработана, следовательно, системы нет.

Деятельность по спортивно-патриотическому воспитанию многогранна, она координируется государственными, общественными структурами. В любом государстве патриоты должны составлять социально активное большинство населения, имеющее четкие ценностные ориентации, позитивные жизненные планы.

Перед Координационным советом, занимающимся вопросами спортивно-патриотического воспитания стоит задача выработки концепции воспитания детей и молодежи. Для регулирования отношений между воспитателями и воспитуемыми необходим закон, который будет регламентировать ведение воспитательной деятельности, лицензировать негосударственные организации, предпринимателей, оказывающих населению услуги в области физкультуры, спорта.

Роль исторической памяти в воспитании патриотических чувств

Сегодняшние школьники и даже студенты, учащиеся на гуманитарных факультетах, зачастую не соотносят сухие факты с отмеченными в учебниках историческими датами. Спортивно-патриотическое воспитание малоэффективно в одних регионах, в других вовсе отсутствует. В этом направлении действуют редкие центры патриотического воспитания, штат которых сформирован немногочисленными энтузиастами из числа любителей истории, бывших военных.

Основными векторами работы педагогических коллективов должно стать приобщение ребят к боевым и трудовым традициям, их ознакомление с Российской, Советской армией, толкование сути понятий героизма и самоотверженности. У школьников, студентов нужно воспитывать гордость за предыдущие поколения защитников и героев, желание им подражать.

Выработка у детей норм поведения напрямую связана с трудовой, физической подготовкой, которая должна подвести молодежь к выполнению государственной, военной службы.

“Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости”, – заметил А.С. Макаренко. Истинный патриотизм рождается на базе знаний и чувств личности, у которой есть собственная воля, твердая психика. Правильное физическое развитие поможет формированию высокой нравственности.

Физические упражнения как средство спортивно-патриотического воспитания

Функции детского организма, правильное психическое и умственное развитие подростков формируются с помощью любой из групп физических упражнений:

  • игры;
  • гимнастика;
  • занятия туризмом;
  • любой из видов спорта.

Каждый из видов деятельности связан с различными физическими упражнениями, которые, наряду с оздоровительными силами природы, многими гигиеническими факторами, помогают достигать основных

Увлеченность подрастающего поколения спортом в противовес пиву и курению – главная забота родителей, учителей. Достижения на больших аренах вырастают из школьного спорта, где на уроке физкультуры учитель даст основы техники движений, на практике объяснит понятия скорости, ускорения, расскажет о позах, положениях тела, подвергнет каждого из ребят адекватной его возрасту, полу физической нагрузке.

Для пока непрофессиональных спортсменов, их желания заниматься важны внешние комфортные условия: определенная температура, влажность воздуха, санитарные условия помещения. Учитель обязательно должен учитывать состояние пришедших на занятия: насколько они устали, не пугает ли их обстановка проведения тренировок, какие-то из снарядов. Нагрузки дозируются, они не должны приносить вред здоровью.

Заголовок блока

Важно, особенно для младших, чтобы занятия проходили в игровой форме, на них присутствовал соревновательный дух, чтобы учитель, кроме указаний и команд, использовал пояснения, беседы, сам демонстрировал правильное выполнение упражнений.

В общей системе образования спортивно-патриотическое направление становится одним из наиболее важных. Поэтому так значимы информационная политика, методическое обеспечение. Структурам, ответственным за сферу воспитания молодежи, стоит уделить внимание кадровой политике, развитию нормативно-правовой базы, относящейся к орбите физической культуры и спорта.

Татьяна Орунова
Видеоотчет «Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»

Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры

Проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.

За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности . В решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет «физическая культура” . Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса .

Цель воспитания патриотизма у детей это формирования у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребёнком.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу дошкольника , поставлены следующие задачи :

Обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка.

Помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни

Создать условия для проявления положительных эмоций и интереса к физкультуре .

В решении задач, физическая культура может внести свой вклад, т. к. формирование физических качеств , двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием патриотизма и чувства гордости за свою страну, край. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними : на занятиях по физической культуре , в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы.

В нашем детском саду проходили такие мероприятия, как :

«Флэш моб, поздравления пап с 23 февраля» , где девчонки и мальчишки подготовительных групп поздравляли своих пап с их праздником. Проводилась военизированная спортивная эстафета с привлечением родителей.

В рамках мероприятий, посвященных 72-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне, в нашем детском саду прошел смотр песни и строя, в котором приняли участие дети старшей группы. Мероприятие было направлено на воспитание основ патриотического самосознания , любви к Родине и уважения к защитникам Отечества. К строевому смотру подготовка была тщательной, воспитатели выучили с детьми песни, родители купили георгиевские ленты. На мероприятии девчонки и мальчишки выглядели подтянутыми, как солдатики. И вот все собрались в музыкальном зале, пришли гости - представители Колпашевского кадетского корпуса, которые продемонстрировали ребятам свои строевые навыки и упражнения с оружием. Программа смотра строя и песни была насыщена : построение, сдача рапорта, повороты на месте, перестроение в две шеренги, маршировка на месте, маршировка в движении, пение военной песни. Одетые в парадную форму ребята торжественным маршем вошли в зал. Все команды выступили более, чем достойно. Каждый отряд показал умение слаженно выполнять команды, маршировать в ногу, а также исполнять строевые песни. Каждый из участников смотра горел желанием выглядеть бравым солдатом и победить. Жюри наблюдало за умениями воспитанников и пришло к выводу , что в детском саду растет достойная смена, и границы нашей Родины будут надежно защищены.

22 августа проходила квест - игра "В поисках Российского флага". Девчонки и мальчишки старших групп к такому мероприятию готовились очень тщательно (камуфляжная форма, боевая раскраска.) Все началось, с общей тревоги, отряды выбежали на общее построение. Главнокомандующим было объявлено о похищении Российского флага из здания детского сада. Перед дошкольниками была поставлена задача "Добраться до места и найти флаг". Важным условием было взаимодействие участников в команде. Но похитители пытались помешать поискам и приготовили разнообразные испытания. Ребята своей смелостью, ловкостью, взаимопомощью и дружескими отношениями были на высоте. Они нашли и вернули Российский флаг в наш детский сад!

Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности , стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества : выносливость, смелость, ловкость, т. е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины. Необходимо учитывать интерес детей к армии. Сначала их привлекает красочность военной формы, динамика военных ритуалов. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более существенного-патриотизма воинов , их готовности защищать Родину. Это достигается проведением бесед, соревнований, праздников, игр. Дети усваивают, что наша амия стоит на страже мира.

Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта , обеспечит формирование патриотических чувств у воспитанников . Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания , их помощь педагогам в этой работе. В итоге напомним, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека . В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством русской народной культуры Слайд 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» «Нравственно – патриотическое воспитание детей.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной.

В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников - неотъемлемая часть общей культуры государства» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 170 общеразвивающего вида» города Магнитогорска Екимова Елена Вячеславовна,.

Консультация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства» Консультация на тему: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства" Патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры в контексте реализации ФГОС Реализация задач патриотического воспитания детей возможна через все виды деятельности дошкольников. Физическое развитие не стала исключением.

Презентация «Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства» Презентация: "Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства". Тема презентации выбрана не случайно. Патриотическое.

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства Содержание 1. Цели и задачи 2. Понятие патриотизма 3. Темы занятий.

Должность: воспитатель

Учебное заведение: ГБДОУ №102 Невского района Санкт-Петербург

Населённый пункт: г.Санкт-Петербург

Наименование материала: Стендовый доклад

Тема: Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры

Описание:

Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Формирование у детей нравственных чувств, таких, как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

Ссылка на публикацию:

http://сайт/doshkolnoe/index?nomer_publ=1565

Опубликовано 15.11.2015

Текстовая часть публикации

Патриотическое

воспитание

дошкольников

средствами

физической культуры
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. И это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольника. Патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью тоже. Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физической культурой и спортом. Физкультура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Особую важность и актуальность должны получить физкультура и спорт в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Кроме того, в 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015», которая в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта чем другие. Ведь одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных досугов.
Музыкально-спортивный праздник «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
 сохранять и укреплять здоровье детей;  формировать потребность в двигательной активности; закреплять основные виды движений;  развивать двигательные навыки и формировать физические качества;  формировать навыки правильного дыхания, эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;  познакомить детей с днем Победы;  формировать навыки доброты, чувство любви к людям, а также уважению к старшим.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: - к семье, городу, стране; - к природе родного края; - к культурному наследию своего народа. 2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа; 3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей; 4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.
Музыкально-спортивный праздник «ДЕНЬ ГОРОДА»
 Создание радостного настроения, эмоциональной отзывчивости, воспитание патриотизма.  Закреплять знания об истории строительства города  Активизировать в речи детей названия достопримечательностей города  Развивать эмоциональную отзывчивость  Воспитывать чувство гордости и уважения к родному городу.
Спортивный праздник «Будем в Армии служить!»
 Расширять представление детей о государственном празднике.  Развивать физические и волевые качества в спортивных играх, соревнованиях и эстафетах, развивать творческую двигательную деятельность, и умение осознанно управлять телом и движениями.  Привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом.  Воспитывать любовь к Родине.
Формирование патриотических чувств через занятия физической культурой

Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Формирование у детей нравственных чувств, таких, как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма. Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи: 1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. 2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость. 3. Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины. Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. В нашем ДОУ сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями. Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год. В них отражены такие мероприятия, как:  Спортивный досуг «Весёлые старты»  Неделя здоровья «Будем сильными, быстрыми, ловкими!»  Спортивный досуг «Будем в Армии служить!».  Масленичные гулянья «Масленица»  Тематический досуг «День Победы».  Спортивный досуг «Салют, Олимпиада!»  Спортивный досуг «Путешествуем с игрой» Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги. Задачи по воспитанию духовно- нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры по своей направленности можно условно разделить на несколько групп: 1. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует
ежегодное проведение «Недели здоровья» - спортивные мероприятия между детьми. В процессе организации спортивных досугов, спортивных эстафет совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями русского народа осуществляется в процессе ежедневных физкультурных занятий. 2. Дети с удовольствием играют в игры. Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр. Тем самым решаются задачи не только физкультурно- оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям русского народа. Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно–патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к празднику, посвящённому Дню Защитника Отечества, параду в честь Дня Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши. Таким образом, благодаря совместной работе формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Спортивный досуг «ПУТЕШЕСТВУЕМ С ИГРОЙ»
 Формировать творчески развитую, активную личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.  Приобщать к истокам игрового фольклора.  Предоставить детям возможность разрядки негативных эмоций и статичности ребенка, а также способствовать оздоровлению его организма.  Способствовать сплочению детей в коллективе, а также возможности раскрытия всем детям: замкнутым стать более раскованными, а очень коммуникабельным – получить широкое поле для реализации своих способностей и возможностей.  Формировать устойчивое и заинтересованное и уважительное отношение к культуре родной страны, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.  Развитие физических (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психических (воля, целеустремленность, самоконтроль) качеств; совершенствование моторного аппарата.  Воспитывать толерантное отношение к разным народам, путем познания фольклора посредством народных игр.
Спортивный праздник «Салют, Олимпиада!»
 закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр;
 приучать к соблюдению данного слова (клятвы);  способствовать физическому развитию детей, их силе, быстроте, ловкости;  развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор;  укрепить отношение между взрослыми и детьми;  сплотить детей, сотрудников;  приобщить взрослых к здоровому образу жизни;  воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки.
Спортивный праздник «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ»
 Способствовать совершенствованию двигательных качеств, приобретенных на занятиях по физической культуре.  Содействовать развитию командного духа, взаимопомощи, взаимоподдержки.  Способствовать удовлетворению потребности дошкольников в двигательной активности.
Масленичные гулянья «Масленица»
 способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи;
 развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор;  воспитывать соревновательные качества, чувства взаимовыручки, поддержки;  обеспечивать высокую двигательную активность детей.
Спортивные досуги «НЕДЕЛИ ЗДОРОВЬЯ»
 сформировать у детей дошкольного возраста основы здорового образа жизни;  добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих;  вызвать эмоционально-положительное отношение к подвижным играм, спортивным упражнениям, к занятиям спортом.

1. Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек.

Цель воспитания патриотизма у детей формирования у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и любознательность. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребёнком.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. воспитание патриотизм дошкольник физический

На наш взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В нашем детском саду сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы. На занятиях физической культуры, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и соревнования. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

Наш детский сад работает в тесном контакте со спортивной школой и институтом физической культуры по созданию здоровой среды и эффективной системы непрерывного физического воспитания «детский сад-школа-вуз». Проводится целенаправленная работа совместно с Чурапчинской республиканской спортивной школой, по внедрению программы «Чемпион своей судьбы», который был разработан, основываясь на идеях и позициях заслуженного тренера Д.П. Коркина. Выдающийся тренер и педагог - подвижник, основоположник Чурапчинской школы борьбы, который был убежден в том, что достичь подлинных спортивных высот, можно лишь прежде став хозяином самого себя, то есть «чемпионом своей судьбы». А поскольку, наш микрорайон, в котором мы живем, славится спортивными достижениями, закладывает предпосылки для возникновения и развития патриотического чувства, чувства гордости, сплоченности, уважения и любви к старшим, культуре, истории родного села.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению - детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение различных мероприятий: спартакиада воспитанников ДОУ улуса, военно-патриотическое соревнование «Мохсо?ол» среди воспитанников ДОУ улуса, внутрисадовские соревнования «Уолан к?рэх» для мальчиков, «Мама, папа и я - спортивная семья», «Малые олимпийские игры», смотр строя и песни к дню победы, спортивные развлечения «Игры предков», «Единства народа», сдача нормативов ОФП, соревнования к национальному празднику «Ы?ыах». Задачи, поставленные перед педколлективом ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:

  • 1. Соревнования - важный фактор развития личности, волевых качеств, укрепления и закалка характера. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, учиться рисковать, само утверждается, приобретает уверенность в своих силах. Формируется ценностное отношение к другим детям и к совместной деятельности, ответственности за общие результаты. Наши воспитанники имеют высокий уровень физической подготовленности, и каждый год занимают призовые места. Традиционно, каждый год проводим улусную спартакиаду «Дьулуур», где дети соревнуются по различным видам легкой атлетики: бег на 60 м, на 200 м, прыжки с места, прыжки скакалкой, метания мешочка на дальность и встречная эстафета на 30м. Дети целый год готовятся к соревнованиям, устанавливают свои рекорды, впервые становятся чемпионами, приобретают опыт участия к соревнованиям, тем самым повышается интерес к занятиям физической культурой.
  • 2. В своей работе особое внимание мы уделяем к своим якутским национальным играм для улучшения эмоционального фона и поддержания интереса к занятиям. Огромное воспитательное значение имеет игры состязания, которые закаляют здоровье, развивают физические силы и мышление, приобщают подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям. Для всех возрастных групп детского сада проводятся соревнования «Уолан к?рэх» для мальчиков, спортивные развлечения «Игры предков», соревнования по национальным видам в празднике «Ы?ыах». Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр: «День Республики», «День здоровья», «Поиграем игры народов мира». Дети с удовольствием играют в игры разных народов. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих России.
  • 3. Отдельным направлением является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. Смотр строя и песни крупное мероприятие, проводится в ДОУ традиционно на протяжении ряда лет с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирования детских представлений о военной службе. В процессе подготовки к смотру песни и строя посвящённого ко Дню Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется, строевой подготовке под военные песни. С целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований, где совершенствуются по бегу, на ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалок, воспитываются организованность, дух соперничества.

Дню Защитника Отечества дети подготовительных групп принимают участие в районной военно-патриотической игре «Мохсо5ол». Вот уже несколько лет проводится военно-спортивная игра «Мохсо5ол». Мероприятия проходит в торжественной обстановке, в красочно оформленном зале. Программа соревнований: Смотр строя и песни и военно-спортивная игра, эстафета. Критерии соревнований - чёткое выполнение строевых упражнений и команд, песни, сдача рапорта командира команды, отдельно оценивается команда командира, единая форма и высокая двигательная активность. Старания детей оценивает компетентное жюри - представители военкомата и управления образования. Полученные знания и умения детей используются при праздновании Дня Победы.

Ежегодно в Чурапчинской республиканской спортивной школе проходит смотр строя и песни посвященной ко Дню Защитников Отечества, как возрождения традиции проведения военно-спортивных игр среди школьников, где всем классом выступают перед представительной комиссией. Дошкольники с восхищением смотрели на выправку старших ребят, их ловкость и силу.

Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности.

Мы надеемся, что посредством совместной деятельности формируется модель выпускника - патриот, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Список литературы

  • 1. Дошкольное воспитание № 11, 2008
  • 2. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю.,… Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. - м.; ТЦ Сфера, 2012. - 128с.
  • 3. Нравстенное воспитание в детском саду / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник - М.: Мозаика-синтез, 2008.
  • 4. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. -- М., 2000.

Размещено на Аllbest.ru

Loading...Loading...