Виды технологий социальной работы с семьей. Современные технологии работы с семьёй

Семья - это основанная на браке и/или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Также семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья сильнейший источник эмоциональных реакций, обеспечивающий человеку в благоприятном случае поддержку, понимание, рекреацию.
Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.
Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственных отношений существуют два основных типа семейной структуры.
Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.
Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.
В большинстве обществ нуклеарная семья считается важным, а может быть, и основным социальным объединением.
Форма брака. Моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами.
Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название
полиандрии.
Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих
нескольких жен.
Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы брака? Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в определенных обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену (Кенкель, 1977).
Помимо экономических факторов важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.
Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой, являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членам семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным в Таиланде, Японии, Германии, Иране, Бразилии и др. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко.
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это главным образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяются между мужем и женой почти в равной мере.
Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для кастовой системы, например, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками.
В некоторых странах, например, в США, большинство молодоженов предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.
Важное значение для оказания содействия семье имеет знание ее родословной и правил наследования имущества. Существуют три типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии, где основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство определяется по женской линии. Речь идет о системах определения родословной по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной. Она является общепринятой в 40% мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.
За последние 200 лет основные изменения функций семьи связаны с её разрушением как кооперативного трудового объединения, а также с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям.
Среди основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития промышленного общества и государства коренным образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее членов.
В соответствии с современным вариантом концепции теории конфликта семья - место, где осуществляется экономическое производство и перераспределение материальных средств; при этом возникает конфликт между интересами каждого члена семьи и других ее членов, а также общества в целом.
Основные функции семей:
генеративная (репродуктивная), обеспечивающая деторождение продолжение человеческого рода;
функция первичной социализации детей - воспитательная функция, позволяющая обеспечить детям воспитательное общение с родителями;
экономическая и хозяйственно-бытовая - удовлетворение своих повседневных потребностей в питании, личной гигиене, уход в случае болезни и др. Семья приходит на помощь тому из членов, кто попадает в трудное экономическое положение;
поддерживает трудоспособность членов семьи. Так как бытовые услуги подорожали и сократились, то увеличилось значение хозяйственно-бытовой функции, осуществляемой в семье чаще всего на примитивном уровне, без механизации;
гедонистическая функция (функция здорового секса), позволяющая людям в семье осуществлять нормальную половую жизнь, способствующую здоровому образу жизни. Практика показывает, что семейные люди живут дольше, чем бессемейные. Удовлетворение этой потребности за счет нерегулярных отношений со случайными партнерами накладывает на человека излишний психологический груз и увеличивает возможность болезней;
рекреационная функция - восстановление (рекреация) физических и психических сил, израсходованных на работе. «Мой дом - моя крепость»;
психотерапевтическая функция - предоставление эмоционального убежища, где человека принимают и поддерживают таким, какой он есть. Эту функцию выполнять сейчас все труднее, так как стрессы испытывают все члены семьи, поэтому каждому следует не только ожидать психологической поддержки от членов семьи, но и самому ее оказывать.
Внешние условия достаточно активно влияют на эмоциональную атмосферу семьи.
В России свыше 40тыс. семей. Средняя величина семьи - 3,23 человека, семьи из двух человек - 34%.
Нуклеарные семьи (супружеские пары без детей или с детьми) - 67%.
Количество детей в семье - 1,1 ребенка на каждую российскую семью, или 1,63 на каждую семью с детьми.
Многодетные семьи встречаются редко: 5,7% от всего числа семей, или 9,4% от числа семей с детьми.
Большинство семей с детьми являются полными, но 13% - неполные, т.е. в них отсутствует один из родителей, причем на каждые 14 неполных семей приходится одна «отцовская» семья.
Причинами появления неполных семей являются следующие:
вдовство (вдов - 18,2%, вдовцов - 2,5%) из-за более высокой смертности мужчин;
рождение ребенка в фактическом браке (без регистрации), причем возраст матерей составляет 15 лет (3,3 тыс.), 16 лет (14,5 тыс.), 17 лет (40 тыс.);
развод (в России в 2000 г. показатель разводимости равен 3,4%, в 1990 г. - 3,8%.
Молодые семьи - первые три года брака. В этих семьях возникают определенные проблемы:
такая семья экономически зависит от родителей, если в брак вступают в раннем возрасте;
семья проживает на площади родителей или арендует жилплощадь;
семья производит на свет детей, что требует дополнительных средств;
проблема заработка в связи с безработицей;
адаптация молодоженов, сбои в отношениях, что часто приводит к разводу
(30% в первые пять лет).
Пожилые семьи. Так как в РФ средняя продолжительность жизни женщин на 12 лет больше средней продолжительности жизни мужчин, то эти семьи состоят из одного члена. Как правило, они малообеспечены, поэтому являются главными клиентами системы социального обслуживания.
Фактический брак (без регистрации). По оценке специалистов, их у нас около или более 2 млн. Причем средний срок таких браков невелик.
Маргинальные семьи (таг§о - край {лат. - находящийся на краю), которые не могут самостоятельно решить свои проблемы, постоянно нуждаются в социальной поддержке.
Проблемные семьи, нуждающиеся в помощи из-за: неизлечимых болезней родственников, их неустойчивой психики. Кроме того, источники возникающих проблем в семье могут определяться экономической ситуацией в стране. Отсутствие возможности обеспечить свою семью вызывает депрессию, усиливает склонность к суициду, алкоголизму.
Другой проблемой в семье является насилие друг к другу, причем не только физическое, но и социальное (запрет работать, борьба за лидерство, выброс отрицательных эмоций на детей и женщин).
Формы жестокого обращения не сводятся к избиению, они включают в себя любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями. Это морально-психологическое насилие, когда тот из членов семьи, который имеет возможность определять поведение других членов, препятствует своим домочадцам общаться с теми друзьями и соседями, с которыми им желательно, муж препятствует внедомашней занятости жены, не давая ей поступить на работу или принуждая покинуть работу, и т.д. В том же русле лежит стремление воспрепятствовать кому-либо из членов семьи в приобретении образования, повышении квалификации. Травмирующими могут быть такие проявления эмоционально-психологической жестокости, как насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе воздействуют на отношения между членами семьи, на психосоматическое здоровье лиц, подвергаемых оскорблениям. Самый опасный для личности, здоровья и жизни вид жестокого обращения - физическое и сексуальное насилие. Они могут сочетаться или осуществляться порознь.
Физическое насилие заключается в том, что член (члены) семьи причиняют другим членам (в первую очередь детям и женщинам) физическую боль, наносят ранения или убивают. Это может происходить в форме побоев, сотрясения, сдавливания, прижигания, укусов и т.п. Также возможны ситуации, когда детям дают отравляющие или психотропные вещества, опасные лекарства или алкоголь.
Сексуальное насилие заключается в том, что несовершеннолетние дети могут использоваться взрослыми для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Это могут быть прикосновения, ласки, половые сношения, мастурбация, оральный или анальный секс, а также иные развратные действия, включая демонстрацию де-
тям порнографии в различных видах. Для принуждения детей к развратным действиям нередко используется физическое насилие. Однако порой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту.
Физическое и сексуальное насилие разрушительно влияет на взрослых, а уж тем более на детей. Для лиц, переживших его, характерны сохраняющиеся надолго депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений и контактов, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.
Проблема семейной домашней жестокости только отчасти связана с внешними социальными трудностями, усугубляясь под влиянием общей психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования, на наиболее слабых и беззащитных: в семье это женщины и дети. Она объясняется также традициями подавления и жестокости, которые имеют место в традиционных культурах, с низкой компетентностью в регулировании своих психологических состояний, отсутствием навыков заместительной разрядки отрицательных напряжений.
Однако, помимо этого, следует говорить о некоторой личностной предрасположенности к семейному насилию и к тому, чтобы быть жертвой насилия: замечено, что женщины, избиваемые мужьями в первом браке, нередко подвергаются жестокому обращению и во втором браке. В технологиях стабилизации семейных отношений социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия вынужденно будет неэффективной.
Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье - одна из важнейших задач социального работника. Порой подвергаемые жестокому обращению запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит, в силу непонимания, малого возраста, интеллектуально-психических ограничений или по иным объективным причинам. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. В некоторых случаях следов его не остается, или они быстро исчезают. Поэтому желательно знать прямые и косвенные признаки, которые могут указывать на наличие жестокого обращения в семье по отношению к детям. Это агрессивное, раздражительное поведение, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя сексуальная не по возрасту осведомленность, непонятного происхождения боли в животе, проблемы с едой от систематического переедания до полной потери аппетита, беспокойный сон, кошмары, ночное недержание мочи.
Кроме того, могут присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх перед каким-то конкретным человеком, явное нежелание оставаться с ним наедине. Иногда родители не разрешают ребенку посещать школу.
В школьных делах такие дети участвуют мало или не участвуют вовсе. У них мало или совсем нет друзей. Дети отстают в развитии, хуже учатся. Ребенок не доверяет взрослым, особенно тем, которые находятся близко. Он может бежать из дома, совершать попытку самоубийства, наносить себе ранения. Кроме того, следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния в белки глаз, следы крови или спермы на одежде могут свидетельствовать о жестоком обращении.
Совокупность таких признаков должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в диагностике специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и поможет пресечь жестокое обращение со взрослым или несовершеннолетним членом семьи. Как правило, есть необходимость немедленного удаления ребенка из такой семьи и помещения его в учреждение социальной реабилитации, что может производиться местными органами опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению к детям, некоррегируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовном преследовании виновного в жестоком обращении.
К технологиям, используемым в случаях семейной жестокости, относятся также социальные приюты (гостиницы, убежища), которые дают возможность женщинам и детям (за рубежом встречаются также приюты для мужчин, подвергаемых жестокому обращению в семье) провести в безопасном месте период кризисного обострения семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает недостаточно, ибо неразрешенные семейные конфликты протекают длительно, периодически обостряясь. Поэтому для разрешений большинства из них необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей.
Такой уровень социальной работы, ориентированный на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.
В основе проблем всех типов семей лежит вопрос о предназначении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно освобождаясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с тем фактом, что сегодня трудно выделить некоторый специфический вид деятельности, который может осуществить только семья или который может быть произведен только в семье. В сущности, все функции, которые когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быть осуществлены вне ее. В связи с этим встает вопрос, остается ли семья фундаментальным социальным институтом, вне рамок которого существование человека невозможно.
Этот теоретический вопрос подкрепляется все усиливающейся нестабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые свойственны и нашей стране, переживающей социально-экономические трудности, и экономически благополучным странам, не испытавшим в последние годы такого резкого падения уровня жизни своего населения.
Нестабильность выражается в возрастании числа разводов и опасности развода для каждой семьи. Количество разводов в год в нашей стране составляет один из самых высоких показателей в мире.
Нестабильность семейной жизни проявляется в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практически каждая страна, вступающая в индустриальную эпоху, переживает так называемый «первый демографический переход» от нерегулируемой рождаемости на уровне «естественной фертильности», когда у женщины (супружеской пары) рождается столько детей, сколько физиологически может родиться в таких условиях, к регулированию рождаемости, свободному выбору количества детей и сроков их рождения. Такой переход совершается очень быстро, практически на протяжении жизни одного поколения, и все попытки помешать этому в виде юридических или религиозных санкций оказываются бессильны. Практика показывает, что в случае запрета легальных современных методов контроля над рождаемостью в определенной стране семьи либо находят их в других странах, либо прибегают к нелегальным, архаическим способам, более рискованным и вредным для здоровья женщины.
В настоящее время большинство промышленно развитых стран столкнулось со «вторым демографическим переходом» от малодетной к преимущественно однодетной семье. Это вызвано не экономическими, а социальными причинами, так как все прежде имевшиеся внешние побуждения к многодетности отошли в прошлое. Сегодня семьи и индивиды имеют потребность преимущественно в одном ребенке, а не в детях, но средства и силы, которые они сознают необходимыми вложить в этого ребенка, резко возрастают. «Инвестиции в детей» включают в обязательном порядке расходы на обеспечение им высокого уровня здоровья, приемлемого и комфортного уровня жизни, запаса впечатлений, приобретение вещей, социально необходимых в детском или подростковом кругу. Наиболее дорогостоящая часть этих расходов - достижение необходимого уровня образования. Государство контролирует минимально необходимый уровень такой подготовки путем установления обязательного для всех (среднего в нашей стране), чаще всего бесплатного образования, но перспективы будущего развития, необходимость успешного социального старта предъявляют требования к максимально высококачественному образованию, которое практически повсеместно теперь является не только платным, но и дорогостоящим.
На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост ее внебрачной доли, так что сегодня уже почти каждый пятый ребенок в нашей стране рождается вне зарегистрированного брака своих родителей. Отчасти это можно объяснить ослаблением внешнего давления моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям. Иногда это можно рассматривать как индикатор, указывающий на распространение фактической брачности.
В наших условиях такое явление можно также интерпретировать как кризисное стремление минимизировать семью: мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порой соглашаются зарегистрировать себя в качестве отцов и более или менее длительное время оказывают им материальную помощь. Нередко рожающие вне брака женщины относятся к социально ущемленным слоям населения: рабочие-мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семьи безработных.
Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни можно считать появление и утверждение в качестве устойчивого жизненного сценария одиночества как привлекательного и комфортабельного стиля жизни. Прежде человек без семьи считался либо неполноценным, либо несчастным. В настоящее время появляется (прежде всего, в наиболее развитых странах мира) значительный слой людей, который находит удовольствие в таком виде существования.
Анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. От правильного ответа на вопрос об объективных тенденциях развития семьи зависит разработка, утверждение и проведение в жизнь семейной политики государства, что включает в себя чрезвычайно масштабный и дорогостоящий комплекс мероприятий. Ошибочные решения в такой сфере приведут к неудовлетрительным и даже отрицательным последствиям. Так, убеждение, что можно при помощи довольно примитивной системы экономических и юридических мер (увеличение пособия, более длительный отпуск по уходу за ребенком и т.д.) влиять на демографическое поведение людей в области рождаемости, заставляет государственные органы прибегать к масштабным программам, что приводит только к деформации сложившейся демографической структуры, а вовсе не к изменению стратегии рождаемости.
Для социальной работы неправильная ориентация может быть причиной постановки нереалистичных целей, выбора неэффективных технологий и методик. Поэтому вопросы анализа социальной действительности и выбора стратегий, адекватных объективному ходу вещей, имеют прямое отношение к её содержанию и организации.
Социальные проблемы неполных семей связаны с малообеспеченностью, которая обусловлена наличием всего одного трудового дохода в семье, иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на пособия на детей. Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного обязанностями по уходу за детьми. Доход от алиментов, в том случае, когда дети имеют на него право и реально получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.
Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их решить проще. Еще более сложными и не имеющими однозначного решения являются социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей. Учитывая, что подавляющее большинство неполных семей состоит из матери и ее детей, в основном эти проблемы касаются женщин.
Недавно ставшая массовой категория неполных семей - это неполные расширенные семьи, образующиеся, как правило, на обломках какой-либо социальной катастрофы. Родители малолетних детей погибли, находятся в заключении, ударились в бега, лишены родительских прав либо предаются безудержному пьянству. Чаще всего именно по таким причинам приходится поколению прародителей брать на содержание и воспитание внуков. В последнее время сотрудники органов социальной защиты говорят о появлении неполных расширенных семей в связи с отъездом родителей за рубеж. У таких семей, разумеется, низкий уровень доходов, основу которого составляют пенсии и зарплаты стариков. Ряд сложностей проистекает от плохого состояния здоровья пожилых людей, их более слабых адаптационных способностей, их неумения приспособиться к реалиям современности. К сожалению, нужной для воспитания детей позиции доминирования, авторитета, способности контролировать ситуацию они порой обеспечить не могут, поэтому у их воспитанников часты девиантные формы поведения.
Многодетные семьи, когда-то составлявшие большинство на территории России (в начале XX века в европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем восемь детей), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (7,5%) от общего количества семей. Причем определенную часть составляет случайная многодетность, когда вместо желанного второго рейс рождаются сразу близнецы, либо ребенок появляется на свет в результате К1ММ либо ошибок в контрацепции и невозможности прибегнуть к средствам прерывания беременности.
Все остальные многодетные семьи могут быть распределены на три категории. Во-первых, это сознательная, целенаправленная многодетность, которая может быть связана с национальными традициями, либо с религиозными предписаниями. Иногда возможны культурно-идеологические побудители, иногда воплощение традиций родительской семьи. У таких семей много трудностей, связанных с малообеспеченностью, теснотой в жилище, загруженностью родителей, особенно матери, состоянием их здоровья, но по крайней мере мотивация к воспитанию детей у родителей налицо.
Вторую группу составляют семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть различными, в том числе и вполне благополучными, но отзвук существования неполной семьи в их рамках сохраняется.
Третью группу составляют семьи инвалидов, которые характеризуются экономическими трудностями, связанными с распадом производственной и реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограниченной трудо- и адаптационной способностью ее членов. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности, так как формирование безбарьерной среды только начинается. Внедрение программ, направленных на приспособление существующей среды к потребностям и возможностям инвалидов, пока ограничивается как недостатком средств, так и организационными препятствиями.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, обладают всеми проблемами, связанными с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения в жизнедеятельности и т.д.), но их принятие таких проблем зачастую добровольно, так как при рождении ребенка-инвалида с неисправимой патологией родители нередко имеют возможность отказаться от таких детей с целью помещения их на постоянное обслуживание в специализированный интернат. Сеть учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока далеко не достаточна. Уход за больным ребенком, инвалидом с детства, нередко не совместим с внедомашней занятостью. Поэтому мать, как правило, вынуждена оставить работу либо оставить любимую работу в пользу более свободной по графику, близко расположенной, но нижеоплачиваемой.
Семейные проблемы, заключающиеся в патологизации отношений между супругами, между родителями и детьми, по общему правилу не зависят от социального статуса семьи и могут постигнуть обеспеченную, интеллигентную семью с такой же вероятностью, как малообеспеченную или малообразованную. Социальные работники в настоящее время могут заняться оказанием помощи такой семье преимущественно на этапе кризиса, в момент конфликта или распада. Но работать над профилактикой семейных дисфункций, заниматься налаживанием семейных коммуникаций над предкризисной стадии пока большинство социальных учреждений не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отодвинутся на задний план, проблемы семейной
терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выдвинутся на первое место.
О технологиях социальной работы с семьей можно говорить применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. Виды и формы социальной помощи, направленные на сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семейной группы, нуждающейся в поддержке, можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей); на социальную работу, направленную на поддержание стабильности семьи, и социальную работу, направленную на социальное развитие семьи и её членов.
Каждая семья проходит через закономерно сменяющуюся цепь этапов, обусловленных возрастом семьи и особенностями функционирования. В жизненном цикле семьи можно выделить следующие этапы:
заключение брака;
взаимная адаптация;
рождение детей;
взросление детей и уход их из семьи;
старение и смерть одного или обоих супругов.
Перестройка структурных связей и отношений в семье вызывает её временное ослабление, например, в период рождения первенца, в период «критического» возрастания детей. Число разводов в эти периоды значительно увеличивается, поэтому семьи нуждаются в социальной помощи. Каждый из указанных выше периодов семьи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при работе с семьей.
Женщины
Женщины представляют социально-демографическую категорию населения, которая отличается рядом физиологических особенностей, специфическим гормональным статусом, положением в социальной структуре. Отнесение к женскому или мужскому полу фиксируется при рождении младенца и записывается в документах как паспортный пол. Принадлежность к конкретному полу предписывает социальную позицию индивида и соответствующий ей комплекс социальных проблем. Основная причина выделения женщин в качестве особой социально-демографической группы и специфической категории клиентов социальной работы заключается в их генеративной функции, т.е. способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных последствий.
Эта способность, с одной стороны, обеспечивала продолжение рода и потому пользовалась уважением с первых этапов существования человеческого рода. С другой стороны, она могла представлять большую опасность для хрупкой системы жизнеобеспечения традиционных обществ прошлого, в которых добыча средств пропитания всегда была связана с большими трудностями, а каждый «лишний рот» грозил привести остальных к недоеданию и голоду. Поэтому в патриархальных обществах сложилась идеология феминофобии -- страха перед женщинами и недоброжелательного отношения к ним.
Кроме того, подчиненная роль женщин в поло-ролевом разделении труда, НС возможность для подавляющего большинства женщин самостоятельно обеспечивать себя и детей одобряемыми обществом способами привели к укоренению представлений об их неполноценности, потребности руководства со стороны мужчины, об ограничении всей их жизнедеятельности исключительно семейным кругом, о «естественном биологическом предназначении» женщины. К сожалению, всю косность и неправильность таких представлений многие наши соотечественники начинают понимать только тогда, когда дают себе труд распространить мысль о «естественном биологическом предназначении» на мужчин и с Удивлением осознают, что все жизнеосуществление «сильного пола» в такой системе координат сводится к достаточно кратковременному и чаще всего единичному акту.
Начавшаяся с 60-х гг. XX в. волна активного женского движения в различных странах, особенно в США, стимулировала интенсивное исследование статуса, различных характеристик и положения женщин. Более того, все социальные структуры начали пересматривать свои установки, принимая во внимание точку зрения женщин. Осознание факта притеснения женщин повлияло на личные взгляды и общественную практику большинства людей. Многие социальные работники критически подошли к устоявшимся взглядам и приняли участие в пересмотре базы знаний и методик практической социальной работы в сферах жизни, касающихся женщин, таких, как социальные политика, программы и обслуживание. Это особенно важно, поскольку среди клиентов социальных служб женщины составляют большинство.
Демографические особенности женщин. Женщины в структуре населения превалируют над мужчинами: более половины населения составляют женщины. Среди новорожденных больше мальчиков (на 100 девочек в среднем приходится 105-107 мальчиков). Однако с возрастом число мужчин по отношению к женщинам постепенно снижается среди всех национальностей. Так, начиная с 25-29 лет число женщин начинает превышать число мужчин, а в возрастной группе 65 лет и старше на 100 женщин приходилось всего 67 мужчин. Это результат худшей выживаемости в младенчестве и большей смертности в любом возрасте у мужчин по сравнению с женщинами. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин меньше, чем женщин примерно на 7-7,5 лет. Взрослых женщин больше, чем взрослых мужчин. С возрастом пропорция женщин увеличивается во всех возрастных и этнических группах. Среди престарелых число женщин значительно превышает число мужчин.
Здоровье. Ожидаемая продолжительность жизни традиционно является главным индикатором физического состояния населения. Как уже отмечалось выше, средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин значительно больше, чем у мужчин.
Зафиксированные показатели смертности по возрастным когортам от таких болезней, как церебральный паралич, злокачественные опухоли, заболевания сердечно-сосудистой системы, пневмония и грипп, а также несчастных случаев, убийств и самоубийств значительно ниже у женщин, чем у мужчин.
Молодёжь
Молодёжь - это социально-демографическая группа, главной количественной характеристикой которой являются возрастные показатели (16-30 лет).
Молодёжь представлена в различных общественных классах, её положение существенно зависит от её социально-классовой принадлежности. Статус молодёжи рассматривается как положение молодёжи в обществе. Оно характеризуется по множеству показателей, среди которых социально-демографическая структура молодёжи, правовое положение, образование и воспитание, экономическое положение и экономическая активность, место и роль в политике, образ жизни, ценностные ориентиры, здоровье.
Для молодёжи разного возраста существует различная степень обретения прав и обязанностей. Это связано с разным объёмом дееспособности, а также с рядом специально установленных прав и обязанностей лиц молодого возраста и несовершеннолетних.
Молодежь подразделяется на категории: школьная, студенческая, рабочая, сельская, молодые предприниматели и т.д. Каждая молодежная социальная группа имеет свои экономические, социальные, социокультурные характеристики. Психологические характеристики молодежи во многом зависят от возрастных периодов - подростковый период, юношеский, молодежный. Наиболее социально уязвимым является подростковый и ранний юношеский период, когда молодой человек начинает самостоятельную жизнь. Получение профессионального образования, трудоустройство, жилищные проблемы, проведение досуга, отдыха - все эти вопросы можно успешно решать только при поддержки общества. Государство создает определенные благоприятные условия для развития, успешного вхождения молодого человека в общественные отношения на правах самостоятельного субъекта, способствует реализации его личностных возможностей. Подобные меры государство реализует через свою молодежную политику.
Молодежь, как социально-демографическая группа отнесена к группам социального риска. Отсутствие жизненного опыта, социальных критериев поведения и образа жизни создает условия для отклоняющегося, асоциального поведения - вхождение в криминальные подростковые группы, приобщение к наркотикам, алкоголю, пустому время препровождения и т.д. Молодежь должна всегда находиться в центре социальной работы, ей необходимо оказывать социальную поддержку и помощь.

В старости происходят определённые изменения в организме человека, падает энергетический потенциал, уменьшается количество воды, солей и микроэлементов, ухудшается кислородный обмен и кровоснабжение мозга, а также наблюдается ряд других неблагоприятных физиологических явлений. Возникает повышенная психологическая утомляемость, замедленность восприятия, реакции и мышления, ухудшается память, слабеет мотивация деятельности, также заметны изменения в эмоциональной сфере: сосредоточенность на своих интересах, обидчивость, подозрительность, раздражительность и т.п.

Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Физиологические и психологические изменения происходят на фоне смены социального статуса личности, связанной с ограничением или прекращением трудовой деятельности, трансформацией образа жизни и общения. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью в ряде случаев негативно сказывается на жизненном тонусе, состоянии здоровья и психике людей. Самочувствие пожилых людей во многом определяется и отношениями, сложившимися в семье.

Уровень заболеваемости у пожилых людей в 2 раза, а в старческом возрасте – в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста. Накапливаются хронические заболевания с тенденцией к постепенному прогрессированию и инвалидизации. Нарушения здоровья пожилых людей не могут в полном объёме компенсироваться социальными мерами, т.к. резервы их здоровья в значительной степени истощены.

Старение населения сопровождается процессом снижения уровня жизни. Большая часть российских пенсионеров в наибольшей степени испытывают последствия резкого снижения уровня жизни.

Наиболее тяжёлым становится материальное положение у пенсионеров в возрасте 61 – 65 лет, что связана с падением уровня доходов в связи с выходом на пенсию мужчин, и возрасте 71 – 75 лет, когда со смертью одного из супругов резко возрастает доля одиноких пожилых людей.

Средний размер пенсии по стране составляет 3300 руб. (2009). Минимальная пенсия в России обеспечивает существование пенсионера примерно на уровне военнопленного немца в 1941 году.

Социальное пособие безработного беженца в странах Евросоюза составляет около 800 евро. В Германии размер средней пенсии 1000 евро, прожиточный минимум 600 евро.

Государственная пенсия в Америке – 800 долларов, за 10 лет можно заработать – 7,5% (накопительная часть пенсии) за 59,9 лет не более 2000 долларов в год. Использовать накопительную часть можно ранее, но только на покупку одного дома или расторгнув. Накопительная часть пенсии передается по наследству

Ухудшение рациона питания, минимизация расходов на социально-культурные нужды повышают уязвимость пожилого человека в семье и, в конечном итоге, сказываются на состоянии здоровья и продолжительности жизни после наступления пенсионного возраста. Средняя продолжительность жизни:



Великобритания – 77,3

Россия – 65

Франция –78,2

Швеция –78,7

Япония – 80.

Почти в половине семей пожилых людей на питание расходуется практически весь бюджет, хотя при этом отмечается ухудшение качества питания, сокращается потребление молочных продуктов, рыбопродуктов, овощей и фруктов.

В большинстве семей урезаны до минимума расходы по другим статьям: не более 1/6 части могут позволить приобретение одежды, обуви, других предметов первой необходимости. В целом потребление на уровне минимальной достаточности поддерживается за счёт использования ранее приобретённых предметов долговременного пользования.

По оценкам специалистов, положение пожилых людей в РФ характеризуется тремя основными особенностями:

1) неудовлетворительным состоянием здоровья данной категории граждан;

2) их малообеспеченностью;

3) одиночеством.

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире.

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности.

Следует отметить, что к проблеме старости и ее определения, ученые и практики подходили, и подходят с разных точек зрения: биологической, физиологической, психологической, функциональной, хронологической, социологической и др. А отсюда и специфика решения проблем общественного, и социального положения, роли и места в семье, а организации социального обеспечения и обслуживания, социальной реабилитации, социального попечительства над пожилыми людьми и т.д.

Процесс старения у отдельных групп населения и индивидов происходит далеко неодинаково, так же необходимо принимать во внимание возрастные особенности внутри самой группы людей.

Как известно, в бытовом понимании пожилые люди это люди, вышедшие на пенсию. Однако, это не верно, так как пенсионный возраст в разных странах различен:

Великобритания 62 – 60

Россия 60 – 55

США 65 – 62

Франция 60 – 55

Чили 65 – 60

Швеция 62,5 – 60

Япония 65 – 65.

Вместе с тем, женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 60 лет, тогда как мужчины – с 65 лет. К тому же Законом «О пенсионном обеспечении в РФ» предусмотрены различия в пенсионном возрасте и для разных социально-профессиональных групп. Тем не менее, в подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше.

Для социального работника большое значение имеет также целый ряд факторов социального и психологического характера, связанных с образом и уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и др.

Практика свидетельствует о том, что пожилые – это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и т.д.

Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, социальному работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья. Изменение социального статуса человека в старости, прежде всего, негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды.

С переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и ценностные ориентиры. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения.

С возрастом изменяется ценностная, иерархия самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше – внутреннему и физическому состоянию.

Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются: предоставление государственных гарантий; обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан; приоритет мер по социальной адаптации и др.

Социальная защита пожилых людей на современном этапе осуществляется по двум основным направлениям – социальное обеспечение и социальная помощь.

В соответствии с действующим законодательством социальное обеспечение престарелых граждан направлено на защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи укрепление системы социального обслуживания людей. В Российской Федерации сложилось и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей.

Важнейшими моделями социального обслуживания стали такие, как социальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; предоставление жилой площади в специальных домах для престарелых и т.д.

Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых.

В соответствии с Положением, центры могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др.

В задачи центра входит:

♦– выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;

♦– определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания населения;

♦– привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.

К примеру, центры социального обслуживания пенсионеров имеются сейчас в каждом городе. В 2001 г. в таких центрах созданы отделения социальной помощи, отделения дневного пребывания, пункты срочной социальной помощи, а задачу последних входило оказание экстренной помощи медикаментами, продуктами, одеждой и обувью, бесплатным питанием и ночлегом нуждающихся в этом граждан и т.д.

Важнейшей частью работы центра является социальной обслуживание на

дому одиноких пожилых людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарствами, организация уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата (сдача белья в прачечную, одежды в чистку, утепление оконных рам и дверей и т.п.), информирование и консультирование и др.

Социальные работники поддерживают связь с трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они не забывали, оказывали помощь и проявляли внимание к своим бывшим работникам.

Анализ основных направлений деятельности центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированной на работу с пожилыми людьми, получила наибольшее распространение и признание, является наиболее типичной. Однако она еще не охватывает многие категории пожилых людей, которые испытывают потребность в социально-психологической помощи, в общении, социально-правовых консультациях, в адаптации к новым условиям.

Центры социального обслуживания населения становятся эффективными нестационарными формами социальной поддержки пожилых людей и других категорий населения РФ.

Было отмечено, что надомное обслуживание престарелых и инвалидов получило начало еще в 1985 г., затем через два года, был открыт первый территориальный центр социального обслуживания населения и 10 отделений социальной помощи на дому. Уже к началу 1990 г. 10,5 тысяч человек пользовались помощью отдельных работников и до 200 человек посещали дневные отделения в трех таких центрах.

Социальное обслуживание на дому - это один из основных видов социальной работы с пожилыми людьми. Его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.

К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся:

♦ организация питания и доставка продуктов на дом;

♦– помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения;

♦– помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

♦–содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших;

♦– организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, доставки воды, оплаты коммунальных услуг и др.);

♦– помощь в оформлении документов, в т.ч. для установления оценки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения.

В соответствии с действующим Положением социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 мес). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, а в городской местности – не менее 120 пенсионеров и инвалидов.

Социальное обслуживание на дому производится бесплатно, с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслуживаются одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающие отдельно, а также проживающих в семьях, подушевой доход которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.

Таким образом, основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.

Отделения социальной помощи на дому были созданы в порядке эксперимента в 1987 г. и получили широкое признание со стороны пожилых людей и инвалидов нашей страны и быстрое развитие во всех регионах Российской Федерации.

Любая технология социальной работы не может быть внедрена без учета особенностей как объектов так и субъектов деятельности, их состояния, ресурсов и мотивов. Так для решения задач социальной защиты людей пожилого возраста необходимы определенные объективные и субъективные условия и предпосылки, что обуславливает различие технологии социальной работы с ними. В одном случае, например, применяется семейная психотерапия, в другом посещение специализированных центров, в третьем оказывается материальная помощь.

Одной из острых проблем пожилого человека, требующих применения инновационных социальных технологии, является одиночество.

Под воздействием психологических и социальных травм блокируется возможность проявления коммуникативной компетентности пожилого человека. Блокировка нарушает проявление субъективности личности в общении, ведет к деформации отношений пожилого человека с другими людьми, фрустрации. Устранение деструкции может обеспечить комплексная социальная терапия, синтезирующая все три основных уровня общения:

Межличностный, личностно-групповой и личностно-социальный. Для этого необходимо чтобы психика пожилого человека перешла в режим рефлексивного функционирования. Переход в такой режим обеспечивается:

Интенсификацией усилий (что позволяет мобилизовать резервные возможности человека);

Заменой средств достижения цели (переоценкой и выбором более приемлемых);

Заменой самих целей;

Переоценкой всей ситуации (интенсификация усилий, использование новых средств достижения целей формируют и новый взгляд на ситуацию, на свое личное отношение к ней, что приводит к переоценке).

Эта технология работает, если включается в действие механизм рефлексии, но для его ввода необходима аффективная разрядка - катарсис. Методом, формирующим катарсис личности через импровизационноролевое взаимодействие личности с группой является психодрама. Использование психодрамы корректирует коммуникативные нарушения пожилого человека, делая его жизнь полноценной.

Для осуществления работы с семьей в муниципальных социальных службах существуют «Отделения сопровождения семьи и детей».

К задачам Отделения сопровождения семьи и детей в муниципальном учреждении «Центр по работе с населением» относится:

♦– выявление совместно с государственными, общественными, благотворительными и другими организациями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости) причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребностей в различных видах помощи, создание банка данных на эту категорию семей с детьми;

♦– определение и предоставление конкретных виды и формы услуг семьям и детям в рамках функций отделения;

♦– осуществление социального патронажа семей и детей;

♦– оказание услуги семьям и детям для решения их проблем по самообеспечению, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

♦– привлечение предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и общественных организаций к решению вопросов оказания помощи семьям и детям, состоящим на учете в Отделении;

♦– анализ действующей системы предоставляемых услуг по своему направлению деятельности, прогнозирование их потребностей и подготовка предложения по развитию сферы социальных услуг.

Во-вторых, это дети и подростки:

♦– которые оказались в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию;

♦– осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;

♦– нуждающиеся в устройстве в связи с отменой и признанием недействительности усыновления, опеки;

♦– имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми;

♦– переживающие острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми.

А также отделение выделяет категорию бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Граждане имеют право обратиться в Отделение лично, по телефону, а также направить письменное заявление или просьбу.

Функциями Отделения сопровождения семьи и детей в муниципальном учреждении «Центр по работе с населением» являются:

♦– выявление детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;

♦– учет семей и детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, для оказания психолого-педагогической помощи;

♦– систематическое посещение детей, состоящих на учете в Отделении, контроль за условиями жизни несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;

♦– систематическое посещение семей, в которых воспитываются дети, находящиеся под опекой (попечительством), приемных семей, состоящих на учете в Отделении;

♦– определение задач, форм и методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем семей и детей;

♦– внедрение в практику новых видов и форм помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

♦– привлечение ресурсов организаций и учреждений здравоохранения, образования, службы занятости населения, органов опеки и попечительства, внутренних дел, общественных и религиозных организаций и объединений для решения проблем семьи и детей. Определение необходимых форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;

♦– осуществление патронажа семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия;

♦– оказание помощи родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов;

♦– консультирование родителей, законных представителей и иных заинтересованных лиц по психолого-педагогическим вопросам (особенности возрастного и индивидуального развития детей, преодоление педагогической запущенности, семейных конфликтов, методика семейного воспитания, межличностные и внутрисемейные отношения и др.);

♦– организация деятельности групп взаимопомощи, создание клубов общения, разработка и проведение циклов бесед, «круглых столов», оказание содействия в правовой помощи семьям и детям;

♦– организация семейных и детских праздников, соревнований и конкурсов;

♦– содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи, кредитов, алиментов, улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством, в оформлении жилищных субсидий;

♦– содействие в организации занятости детей и родителей;

♦– рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам охраны и защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Информация о проблемных семьях поступает в отделение из школ, поликлиник района, соседей или родственников.

При первичном обследовании семьи составляется акт обследования условий проживания семьи, а при принятии решения о постановке на учет, заполняется социальный паспорт семьи, в котором отражаются личные характеристики каждого из ее членов, определяется категория неблагополучия, социальный статус семьи, с также описываются взаимоотношения между супругами и детьми.

Работа с семьей ведется с учетом личностных особенностей всех ее членов, которые отражены в индивидуальных планах работы: с родителями – по активизации внутреннего ресурса семьи, с детьми – по социальной адаптации и реабилитации.

В составлении плана индивидуальной работы принимают участие все сотрудники отделения. За каждым специалистом по социальной работе закреплен свой микрорайон.

Основными субъектами по осуществлению мероприятий Отделения сопровождения семьи и детей являются социальный работник и социальный педагог.

Объектом воздействия специалистов по социальной работе могут быть все взрослые члены семьи, ребёнок и сама семья, в целом, как коллектив.

Действуя в интересах ребёнка, социальный работник и социальный педагог призваны оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В их задачи входит установление контактов с семьёй, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.).

Работая с семьёй, сотрудники отделения сопровождения семьи и детей выступают, как правило, в трех ролях: советника, консультанта, защитника.

Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстранённостью родителей от процесса воспитания детей.

В практике социально-педагогической работы с семьей используются в основном две формы работы, краткосрочные и долгосрочные.

Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы с семьёй предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы специалисты, оказывающие помощь, концентрировали усилие на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

К долгосрочным формам работы относится социально-педагогическое патронирование и надзор.

Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и долгосрочных формах работы.

Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности специалистов по социальной работе. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений.

В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста.

Основное назначение диагностики – составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье.

Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.

Работая с семьёй, специалисты отделения нередко прибегает к социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж – это форма наиболее плотного взаимодействия с семьёй, когда социальный работник или социальный педагог находятся в её распоряжении долгое время, входят в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа не ограничен. Работа в рамках патронажа включает несколько этапов. Однако границы этапов условны.

11.Технология социальной работы с лицами подвергшимся насилию

Жертвами насилия могут быть дети, женщины, пожилые люди. Виды насилия

Специфика психосоциальной помощи жертвам насилия заключается в том, что она направлена на позитивное изменение среды, в которой находится жертва насилия. Помощь направлена, прежде всего, на выявление случаев физического и эмоционального насилия. Традиционные меры, принятые в различных странах предполагают:

♦ предоставление убежища женщинам, а в случае необходимости и женщинам с детьми, на период от 1 до 7 суток и до полугода;

♦ ведение просветительской работы среди населения;

♦ телефонное консультирование;

предоставление женщинам полной информации о социальной, психологической, юридической и медицинской помощи;

♦ формирование поддерживающей среды

В случаях, когда жертвой насилия оказывается ребенок, должна быть организована работа с теми, кто отвечает за его воспитание – учителей и родителей, и формирование у них мотивации к изменениям, оказание им помощи в этом.

Психические травмы, вызванные жестоким обращением со стороны родителей, могут привести к серьезным нарушениям. Ребенок может принять на себя роль «вечной жертвы», снова и снова попадая в ситуации насилия, или сам становиться агрессором, увеличивая общий уровень жестокости в обществе. Поэтому необходима психологическая работа по ресоциализации ребенка: помощь в изживании последствий травматического события, расширение ролевого репертуара, формирование коммуникативных и других социальных навыков. Проблема рассматривается в качестве внутриличностной проблемы как ребенка, так и взрослого. Это групповая дисфункция, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия между людьми. Работа выполняется командой специалистов разных направлений, охватывающих различные стороны проблемы, – сотрудниками психолого-медико-социального центра, с привлечением социальных работников школы и муниципалитета.

Работа с родителями по поводу жестокого обращения с детьми. Родители обращаются за помощью, как правило, отнюдь не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на ребенка. Как было отмечено выше, ребенок, подвергающийся моральному или физическому насилию, может вести себя как агрессор, транслируя жестокость в отношении родителей, по отношению к другим людям или как жертва, «притягивая» жестокое обращение сверстников и учителей. Именно эти проявления и являются содержанием жалобы родителей, обращающихся в кризисные центры.

Схема работы с семьей включает в себя следующие элементы:

1. С учетом информации, выявленной на первичном приеме, определяются такие цели терапии, как улучшение эмоционального состояния ребенка, формирование «помогающей среды» в школе и в семье.

2. Расширение круга поддерживающих взрослых. Помощь в подборе школы для ребенка, где он мог бы получать поддержку классного руководителя и школьного психолога.

3. Психотерапевтическая помощь ребенку с использованием различных подходов.

4. Индивидуальная психотерапия матери.

5. Первичный прием социального педагога кризисного центра. Сбор информации, прояснение ситуации в семье. Формирование у родителей первичной мотивации для психологических изменений, долгосрочной работы с консультантами, психологическая поддержка ребенка. Совещание специалистов центра и школы. Выработка общей стратегии, программы работы с семьей.

6. Индивидуальная психотерапия ребенка. Индивидуальная психотерапия родителей. Групповая психотерапия родителей

На протяжении всех этапов производится социальное сопровождение семьи. Социальные педагоги курируют семью. Работа с такой семьей является долгосрочным процессом.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. В социологических исследованиях важно учитывать средний размер семьи, состав семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по социально - классовым признакам.

нуклеарная семья , состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной.

Проблемы семьи:

Социально-.экономические - уровень жизни семьи, ее бюджетом

Социально-бытовые - связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи

Социально-психологические - супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

Проблемы стабильности современной семьи состояние и динамика семейных разводов.

Проблемы семейного воспитания : В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье

Семьи групп риска. (беженцы, малообеспеч, семьи воспит реб-инвал, военнослуж)

социальный работник призван выполнять следующие функции:

· диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

· охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

· организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

· социально-психолого-педагогическую (психолoго - педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

· прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

· координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Социальная работа с семьей состоит из:

1. Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества.


В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

· Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

· Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

· Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

· Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России», "Молодой семье - доступное жилье" и другие.

2. Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам

3. Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Неоценимую роль в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

· многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;

· малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;

· семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;

· семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.

Технология социальной работы с семьей развивается в следующих направлениях. Для преодоления низкого уровня занятости трудовых ресурсов создаются комплексные региональные программы по созданию и сохранению рабочих мест, проводится профессиональное обучение новым, дефицитным профессиям и повышение квалификации людей, оставшихся без работы.

Контролируется своевременность выплаты заработной платы в организациях различных форм собственности. Такой контроль осуществляет государственная инспекция труда .

Выплачиваются государственные пособия на детей, в первую очередь такие пособия получают малообеспеченные семьи, детям из таких семей выделяются бесплатные путевки для летнего оздоровления;

Особое внимание уделяется детям - инвалидам. Для них строят дома-интернаты, оснащенные специальным оборудованием.

Нуждающимся гражданам оказывается финансовая и натуральная помощь - в виде бесплатного или отпускаемых льготного горячего питания, предоставляя бесплатных или по льготным ценам продуктовых наборов, обеспечения на зиму топливом .

Конфликтным семьям оказывают психологическую помощь. В особом внимании социальных работников-специалистов нуждаются семьи, социальное функционирование которых затруднено, т.е. семьи социального риска.

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений разнообразны:

  • · экономические - прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи; низкий уровень зарплаты или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров, которые даже при максимальном размере пенсии остаются за чертой бедности;
  • · асоциальные - алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция, бродяжничество детей, девиация;
  • · психологически-этические - жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров;
  • · медицинские - хронические инфекционные (напр. туберкулез) и венерические (например, сифилис) заболевания, психические и сексуальные девиации (отклонения), импотенция или бесплодие супругов.

Финалом длительного (но не всегда) периода дезорганизации супружеской жизни может стать развод .

Классификация мотивов и поводов развода довольно обширна, но можно выделить основные: болезнь одного из супругов; бесплодный брак; вынужденная разлука; физические оскорбления; измена, наличие другой семьи; пьянство (либо другие проявления девиации); «не сошлись характерами»; вмешательство родителей; полюбил (а) другого (гую); лишение свободы; легкомысленное вступление в брак; физическое несоответствие.

Мотивация бракоразводного поведения крайне противоречива, не говоря о том, что в самих мотивах развода есть как субъективные, так и объективные моменты (мотивы).

Субъективные мотивы, которые выдвигают разводящиеся супруги, всегда разнообразны. Чаще всего по ним трудно судить о реальных причинах расторжения брака, т.к. реальный мотив может нередко подменяться другим таким же.

Специалист же по социальной работе должен выявить реальный мотив развода и предпринять необходимые профилактические действия.

За мотивами, которые фигурируют в бракоразводном процессах, могут скрываться иные, совершенно не учитываемые мотивы. За своеобразным клише «не сошлись характерами» может действительно стоять сложная психологическая несовместимость, однако чаще всего сам термин выполняет роль защитного механизма.

Бракоразводная мотивация имеет свою специфику и особенности, связанные с остротой хронических конфликтов и противоречий между супругами, в результате которых возникает неудовлетворенность брачными отношениями.

Поводов или предлогов для недовольства может быть множество. Все зависит от того, чего люди ожидают от брака, от другого партнера, от семейной жизни [там же].

Между идеальными представителями и реальными взаимоотношениями людей всегда были, есть и будут расхождения. Это самый распространенный мотив неудовлетворенности супружеской жизнью.

Для специалиста важно разобраться не только в причинах развода, чтобы предотвратить его, если это возможно, но и умение, содействие в преодолении его последствий .

Последствия развода:

  • · большая часть разведенных мужчин и женщин длительное время не имеют возможности или желания вступить в повторный брак;
  • · значительная часть разведенных женщин, имеющих детей, совсем не вступает в брак;
  • · возможности деторождения разведенных женщин остаются не реализованными, что крайне отрицательно влияет на процесс рождаемости;
  • · вследствие разводов увеличивается число не полных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей;
  • · воспитание ребенка в неполной семье увеличивает вероятность девиантного и делинквентного поведения среди подростков;
  • · развод создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно-психические расстройства, как у родителей, так и у детей;
  • · основной проблемой разведенных супругов становится одиночество.

Социальный работник должен распознать причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, и найти эффективные способы разрешения проблем [там же].

К технологиям, используемых в случаях семейной жестокости, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям (за рубежом существуют приюты и для мужчин, подвергающихся жестокому обращению в семье) переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Но ограничиваться только таким видом помощи нельзя, ибо неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими. Работа с «трудными» детьми и подростками предусматривает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медикосоциального и интеллектуально-психологического статуса .

На основе полученных данных составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возможным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, с первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу [там же].

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Причинами злоупотребления алкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личностного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем.

Составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением - это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, малоэффективна. После реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья вольно или невольно способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям .

Поэтому работа с такой семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений. Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряженности для здоровья детей. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названных причин. Следует отметить, что внешние затруднения - материально-экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., - как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. К активно применяемым методам относится так называемая да-терапия - аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свои в целом негативные эмоционально-психические взаимоотношения [там же].

Надо сказать, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение.

Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большой долей вероятности предсказать неблагоприятный прогноз будущего семейного союза еще до его заключения. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения .

Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем - это, прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.

Таким образом, одним из главных приоритетов в социальной политике России является социальная поддержка семей с детьми. В любом случае, когда индивиду, семье, группе предоставляются услуги, препятствующие утрате их социального статуса, говорят об оказании им поддержки.

Социальная поддержка семьи осуществляется в двух основных формах: прямой или косвенной. При этом к факторам косвенного воздействия можно отнести социально-культурные, социоэкологические, политику в области образования, технологии социальной поддержки, государственные законы и постановления. Прямое воздействие на систему социальной поддержки семьи оказывает деятельность государства в сфере экономики, правовой базы, здравоохранения. Адресную поддержку семьи предоставляют местные органы власти, церковь и общество. Прямое регулирование направлено непосредственно на семью либо на социальные процессы, происходящие в ней. Косвенное - на условия жизни и ближайшее окружение семьи. Следовательно, стабильность семьи зависит одновременно и от внешних социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Причем следует учитывать, что все перечисленные факторы внешней среды постоянно меняются, возникают новые факторы с последствиями которых, самостоятельно семья не в состоянии справиться .

Современные проблемы России, находящиеся на этапе преобразований и реформ, актуализировали разработку технологий социальной работы с семьей. Применение технологического подхода позволяет наиболее эффективно и грамотно осуществлять взаимодействие между специалистом по социальной работе и семьей [там же].

Таким образом, каждая технология социальной работы имеет свои границы применения. Они определяются самыми разными объективными и субъективными обстоятельствами. Задача социального работника, психолога, педагога - правильно провести границы применимости данной технологии к данной трудной жизненной ситуации.

В XXI веке на первый план социальной работы выходит уже не то, что и как делается, а то, кем это делается. Технологии открыты для освоения, но одних знаний далеко недостаточно. Нужны высококлассные умения и навыки, синтезированные с положительными личными качествами. Квалифицированный профессионал, являющийся разносторонней полноценной личностью - главный и единственный субъект, способный правильно проводить границы рассмотрения трудных жизненных ситуаций, в которые попадают дети.

Специалист социальной службы, будь то организатор или исполнитель, выстраивает определенные модели своей профессиональной деятельности, добиваясь максимальной рационализации собственных усилий. Понимание задач социальной работы прямо или косвенно воплощается в определенных процедурах действий специалиста и их последовательности. Однако эффективность этих алгоритмов определяется, прежде всего, ситуацией, которая складывается как совокупность сформировавшихся объективных условий и субъективных движущих сил.

Рамки применимости технологии к ситуации определяют технологический потенциал моделей социальной работы, то есть возможную скорость и целесообразность алгоритмизации теоретических положений. Только профессионально подготовленный социальный работник способен адекватно сформировать модель своих действий, обнаружить границы сложившейся ситуации и аккуратно «вложить» социальную технологию в эти границы.

Loading...Loading...