Программа родительского просвещения в колледже. Программа родительского просвещения «Родительский Университет» учебно-методический материал по психологии на тему

Разделы: Работа с родителями

ВВЕДЕНИЕ

Люди любят мечтать. Из поколения в поколение они не бросают это сомнительное занятие, и даже более того: с небольшими вариациями, из века в век, мечтают примерно об одном и том же. Три главных человеческих мечты: летать, жить вечно и предсказывать будущее. Так, мечтая, человек придумал самолет и медицину, но сложнее всего – с последним пунктом. Будущее продолжает страшить и интриговать, очаровывать и кружить голову. Оно никак не дается в руки, и гадание на кофейной гуще утешает слабо. Однако, сделать будущее предсказуемым хотя бы отчасти помогают… традиции. Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более, чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка – рассказывать малышу ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них карапуз ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу. Смысл ритуалов и домашних традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Трепетное и внимательное отношение к ритуалам особенно важно, если малыш болен, расстроен или его обидели. Та серьезность и уважение, с которыми взрослые относятся к привычкам ребенка, ими же созданными, способствует развитию у карапуза чувства собственной значимости. Малыш приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.

Не откроем большого секрета, сказав, что маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение. То, как ребенок в последствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.

Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем. Создавая индивидуальные традиции своего дома, стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.

Если вам хочется разнообразить жизнь своих чад и сделать семейные будни более интересными, вы можете заниматься созданием собственных домашних традиций. Дети всех возрастов обожают делать веселые и радостные вещи с серьезными лицами, под чутким руководством взрослых. Подумайте, что каждый из членов вашей семьи умеет делать хорошо и попробуйте превратить это в приятный обычай.

В России традиции домашнего воспитания были существенно ослаблены в результате политики огосударствления практики воспитания. В настоящее время в российском обществе возрождается понимание того, что семья едва ли не основной источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Однако решаться эти задачи должны совместно со школой.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Назначение программы «Семейные традиции» – повышение педагогической культуры, просвещения родителей. В рамках реализации программы могут быть использованы различные формы работы с родителями: родительские собрания, конференции, собрание-диспут, организацационно-деятельностная и психологическая игра, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.

Программа состоит из девяти тематических блоков:

  1. Воспитание – великое дело: им решается участь человека (Истоки семейного воспитания)
  2. Сын мой, а ум у него свой (Я и он: как жить в гармонии с ребенком)
  3. Чтение красота, не чтение – сухота (Семейные традиции: семейное чтение)
  4. Примеры полезней наставлений (Семейные традиции: семейный очаг)
  5. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества (Семейные традиции: свободное время)
  6. Неуважение к предкам, есть первый признак безнравственности (Семейные традиции: семейный архив)
  7. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба (Семейные традиции: труд в семье
  8. Здоровье всего дороже (Семейные традиции: здоровый образ жизни)
  9. Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь (Семейные традиции: диалог в семейном общении)

Цель: содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни.

Задачи:

  • формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению во внеурочную досуговую деятельность;
  • предостеречь родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей;
  • обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания.

Ожидаемые результаты:

  • Создание системы помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков.
  • Повышение педагогической культуры родителей, раскрытие творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания на примерах традиций семьи.
  • Усиление роли семьи в воспитании детей.
  • Формирование у молодежи качеств будущего семьянина и родителя.

Месяц

Класс

Тема

Сентябрь

Воспитание – великое дело: им решается участь человека
(Истоки семейного воспитания)

Каково деревцо, таковы и яблочки (Традиции народной педагогики)

День мой – век мой: что до нас дошло, то к вам пришло (Традиции в Российской педагогике)

Всему бывает причина (Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях)

Не тот отец – мать, кто родил, а тот кто вспоил, выкормил, да добру научил (Сила добрых традиций)

Ребенок, что воск: что хочешь, то и сольешь (Золотые россыпи родительской педагогики)

Из мало выходит великое (Создание собственных семейных традиций. Визитка семьи)

Добрый пример по кругу возвращается…(Л.А. Сенека) или Один за всех и все за одного (Рождение традиций класса)

Хороший пример – наилучшая проповедь (Воспитание мужественности и женственности на примере семейных традиций)

Русский в словах горд, а в делах тверд (Как растили государственных мужей)

Душа – всему мера (Духовные истоки воспитания)

Душа человека - величайшее чудо мира (Данте Алигьери)

(Роль культуры и религии в воспитании и развитии личности)

Октябрь

Сын мой, а ум у него свой
(Я и он: как жить в гармонии с ребенком)

Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить (Возрастные особенности младших школьников)

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает (Влияние родительских установок на развитие ребенка.)

И ворона воронят хвалит (Родительские ожидания как важный фактор формирования личности ребенка)

От лося – лосята, от свиньи – поросята (Стили родительского поведения)

Чему быть, того не миновать (Психологическая адаптация учащихся и пути ее коррекции)

Детки меленьки – поесть не дадут, детки велики – пожить не дадут (Возрастные и индивидуально-психологические особенности подростка.)

В добром житье кудри вьются, в плохом секутся (Эмоциональная атмосфера в семье)

Велика фигура, да дура (Первые признаки возникновения чувства взрослости. Стремление к самоуважению)

Детушек воспитать – не курочек пересчитать (Учет физических и психологических особенностей, сочетание уважения личности с требовательностью к ней, согласованность воздействия семьи и школы, разумная корректировка многообразных влияний на школьника)

Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей (Юношеский возраст. Психологический аспект)

Не ошибается тот, кто ничего не делает (Психологический смысл поддержки другого человека)

Ноябрь

Чтение красота, не чтение – сухота
(Семейные традиции: семейное чтение)

С книгой поведешься, ума наберешься, красна песня ладом, а сказка складом (Час сказки для младших школьников)

Книги не говорят, а правду сказывают (Семейная библиотека))

Испокон века, книга растит человека (Собрание - диспут «Чтение – лучшее учение!»)

Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает (В.О. Ключевский)(Обзор семейных газет и журналов)

Велико ли перо, а большие книги пишет («Акулята пера» (Взрослые знакомятся с творчеством своих детей)

Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь все (Василий I Македоняни) (Читательские интересы подростков, любимая книга и любимые герои или серия книг ЖЗЛ)

Не трудно сделать, а трудно задумать (Знакомство с научно – популярными журналами и книгами)

Иная книга обогащает, а иная с пути сбивает (Встречи с писателями, поэтами)

Декабрь

Примеры полезней наставлений
(Семейные традиции: семейный очаг)

Каково на дому, таково и самому (Да здравствует уют!)

Дом, как полная чаша (Радости семьи)

Один с сошкой, семеро с ложкой (Большая семья. Радости и трудности)

У наших казаков обычай таков (Традиционный уклад семьи у …)

Дома жить обо всем тужить (Законы семьи)

Нет ценности супротив любви (Любовь семьи)

Деньга про белый день, деньга про красный день да деньга про черный день (Дети и деньги, семейный бюджет)

Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть (Рецепты семейного счастья)

Всякая опека, которая продолжается после совершеннолетия, превращается в узурпацию (В. Гюго) (Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное)

Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами (Швейцер Альберт) (Этика и эстетика семейного быта)

Январь

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества (В.А. Сухомлинский)
(Семейные традиции: свободное время)

Людям на потешенье, всему свету на удивленье (Игры для развлечений)

Зачем пойдешь, то и найдешь (Игры для пользы дела)

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало (Дети с синдромом двигательной гиперактивности. Игры для успокоения детей)

А ларчик просто открывался (Игры для ума)

Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых (Я. Корчак) (Игротека)

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума (Аристотель) (Коммуникативные игры)

Такие чудеса, что дыбом волоса (33 семейных конкурса)

Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А.П.Чехов) (Игры для взаимодействий)

Что хитро, то и не просто (Занимательные задачи)

Голова всему начало, где ум, там и толк (Интеллектуальные игры, компьютерные игры)

Февраль

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности
(Семейные традиции: семейный архив)

По старой памяти, как по грамоте (Семейные воспоминания о ….)

Молоденький умок старым умом крепится (Тайны бабушкиного сундука)

Какого роду, племени? (Родословная моей семьи)

Жив буду – не забуду. До веку помнить стану (Хранение реликвий)

По сану и почет (Культ старшего поколения)

Много помниться, да не воротиться (Фотографии нашего детства)

Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи (Презентация семейных поколений, организация встреч для…)

Великие составные счастья: иметь, чем заняться, что любить и на что надеяться (Э. Чалмерс) (Ценности семьи)

Честь головою оберегают (Честь семьи)

Наследство – ни дар, ни купля (Знакомство с семейным кодексом)

Отеческо слово и по сказке правдит (Благословение родителей)

Март

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба
(Семейные традиции: труд в семье)

Берись за то, к чему ты годен (Детский труд и его организация)

Гармония трех понятий: надо, трудно, прекрасно (Содержание, формы и методы трудового воспитания)

Без труда не вынешь рыбку из пруда (Основные механизмы трудового воспитания)

Как потопаешь, так и полопаешь (Бытовое самообслуживание. 1001 способ с удовольствием мыть посуду)

За компанию и жид удавился (Собрание - диспут «Субботник – труд или наказание)»

Если долго мучиться, что – нибудь получится (Творческий характер труда)

Терпенье и труд, все перетрут (Законы детского труда)

Соловья баснями не кормят (Стимулы детской трудовой деятельности)

Сделал дело, гуляй смело (Дисциплина труда)

Пилось бы да елось, да еще хотелось (Кулинарные рецепты)

Дома и солома съедома (Культура семейного обеда)

Апрель

Здоровье всего дороже
(Семейные традиции: здоровый образ жизни)

Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир (Н.И. Пирогов) (Душевное здоровье ребенка)

Здоровому все здорово (Домашняя переменка)

Спорт – это здорово!

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится (Четыре закона здорового питания)

Быстрого и ловкого болезнь не догонит (Школа безопасности в школе и дома)

В гостях хорошо, а дома лучше (Школа безопасности в походе)

День придет – заботу принесет (С чего лучше начинать трудовой день)

Супружество должно сражаться со всепожирающим чудовищем – привычкой (Привычки и здоровье)

Ум да здоровье дороже всего (Шпаргалка для родителей)

На болячку не молись, а лечись (Семейный доктор)

Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь
(Семейные традиции: диалог в семейном общении)

С тобой разговориться, что меду напиться (Общаться – это так легко)

Дал бог и немому речь (Наша мимика, наши жесты)

Умную речь хорошо и слушать (Родительский час общения)

Язык разум открывает (Помощь детям с нарушениями в общении)

То же слово, да не так бы молвить (Умеем ли мы общаться?)

Не торопись отвечать, торопись слушать (Умеем ли мы слушать и слышать?)

Добрая речь, что в избе есть печь (Комплимент и похвальное слово)

Не позволяй душе лениться (Искусство общения. Включение душевного зрения, элементы тренинга).

Понимание – это улица с двусторонним движением (Элеонора Рузвельт) («Трудные люди» и общение с ними)

Не много говорит, да много мыслит (Деловая речь и компьютер)

Не шути с таким шуток, кто на всякое слово чуток (Бесконфликтное общение между юношами и девушками)

Литература:

  1. Фалькович А.Т. Нетрадиционные формы работы с родителями [Текст] / А.Т. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Л.А.Обухова. – М.: 5 за знание, 2005. – 237 с.
  2. Богатенко В.Д. Организация летнего отдыха и труда школьников: итоги и перспективы [Текст] / В.Д Богатенко, Г.В. Гаврилова.– Кемерово, 2002. – 145 с.
  3. Микляева А. Я – подросток. Я среди других людей [Текст] / Анастасия Микляева. Программа уроков психологии. Часть 3. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 119 с.
  4. Кулинич Г.Г. Вредные привычки [Текст] / Г.Г. Кулинич. – М.: ВЕКО, 2008.
  5. Кирилл и Мефодий Большая энциклопедия [Электронный ресурс] / Кирилл и Мефодий, 2006, 2007
  6. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе [Текст] / 2005. – № 6.
  7. Вестник образования России, 2002. – № 23
  8. Даль В. Пословицы русского народа [Текст] / В.Даль. Сборник в двух томах. – М.: Художественная литература, 1998.
  9. Даль В. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / В Даль. – М.: «Просвещение», 1980.

Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью, необходимо наладить отношения между учителями и родителями. Именно родители должны стать помощниками педагогов, заинтересованными участниками педагогического процесса, коллегами в едином деле воспитания. Целенаправленная и систематическая работа с родителями – важное условие успешной деятельности школы. Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Ведь воспитание - творчество взрослых, в основе которого лежит наука - возрастная и психология. Муж и жена - основатели семьи. Они ответственны за все, что в ней происходит, супружеские отношения носят конфликтный характер или скрыто разрушаются, одновременно исчезают педагогически целесообразные контакты родителей и детей. Если нет взаимопонимания между мужем и женой, нет его и с детьми. Реальность сейчас такова, что нам, педагогам, необходимо вести систематическую работу по повышению уровня родительской культуры настоящих и будущих родителей. В.А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей»

Школа проникает в семью, вооружая ее психолого-педагогическим знаниями, помогая преодолевать конфликты «отцов и детей», школьного коллектива. Эффективность занятий родительского всеобуча повышают социологические исследования, диагностика, анкетирование, тестирование, составление социального паспорта семьи, использование нетрадиционных форм в работе с родителями. Ведь сегодня как никогда следует помнить о национальных традициях в воспитании детей. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Не все родители, конечно, откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

В школе наработан определенный опыт организации психолого-педагогического просвещения родителей: регулярно проводятся родительские собрания, общешкольные родительские конференции, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом, декада Семьи.

Психолого-педагогическое просвещение в школе осуществляется, в основном, классными руководителями. Опыт психолого-педагогического просвещения родителей обобщался во время конкурса «Работа ОУ с семьями учащихся».

При имеющемся положительном опыте организации психолого-педагогического просвещения родителей мы видим сегодня ряд проблем в осуществлении этой деятельности и ее результативности.

Во-первых, снижается число родителей, посещающих родительские собрания от 70 % в начальной школе до 30% в старшем звене.

Во-вторых, в последние годы наблюдается усиление «расслоения» родителей: постепенный рост числа неблагополучных семей (в результате чего можно говорить о более низком уровне общего образования и воспитательной культуры родителей) при увеличении числа родителей с хорошими постоянными доходами, высшим и средним специальным образованием и, соответственно, серьезными запросами на качественное психолого-педагогическое просвещение.

В-третьих, чаще, чем раньше, на родительских собраниях вместо пап и мам присутствуют бабушки и дедушки, даже братья и сестры, чьи ценности мало адаптированы к изменившимся социальным условиям. В результате этого они, с одной стороны, не являются для детей авторитетными воспитателями, а с другой – не принимают психолого-педагогическую информацию, расходящуюся с их установками.

Педагогами затрачивается немало усилий на просвещение родителей, но при происходящих изменениях условий в социуме характер просветительской деятельности мало изменяется: система ценностей в обществе изменилась значительно, а мы (педагоги) ведем работу на основе старой системы, используя старые методы и формы, последствием чего является рост недоверия родителей к системе просвещения.

За рамками педагогических усилий оказывается группа молодежи, являющаяся потенциальными или очень молодыми родителями, чьи дети не посещают образовательных учреждений, где проводится просветительская работа. А мы знаем, что «воспитывать надо, пока поперек лавки лежит».

В психолого – педагогическом просвещении необходимо вести:

Учет разнообразия образовательного, культурного уровня родителей и использование в связи с этим соответствующих разнообразных форм и средств работы с родителями (индивидуальные и групповые беседы, уроки, игры, тренинги, практикумы, акции, конференции, диспуты и т.п.);

Использование всех возможностей (не только школьных) педагогического воздействия на потенциальных и очень молодых родителей (через Совет молодежи при Администрации, клуб молодой семьи, возможности врачебной практикии т.д.);

Изменение технологий работы, учитывающих современные «языки» общения и получения информации: видео, компьютер и т.п.;

Смещение акцентов в психолого-педагогическом просвещении с информирования (приобретения знаний) на создание условий для формирования и развития воспитательных компетенций, навыков конструктивного общения с детьми, необходимых для оптимизации детско-родительских отношений;

Отбор содержания просветительской работы на основе мониторинга (запросов родителей и педагогов, динамики результатов проводимой работы);

Включение родителей учащихся в разработку и реализацию воспитательных и образовательных проектов и программ.

Задачи психолого – педагогического просвещения:

    Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми,

    Консультитативная – совместный психолого – педагогогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков,

    Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей

Психолого-педагогическое просвещение родителей ведется по следующим направлениям.

1.Школа будущих родителей

2.Родительский букварь.

3.Азбука для родителей.

4.Энциклопедия семейного воспитания.

При общей цели работы по психолого-педагогическому просвещению родителей (повышение уровня родительской компетентности ) на каждой ступени требуется решение специфических задач :

На первой – сформировать положительную мотивацию, интерес к участию в психолого-педагогическом просвещении

На второй – создать условия для формирования у родителей навыков и умений, обеспечивающих возможность оказания ими поддержки своим детям в процессе обучения, выявить «талантливых» родителей;

На третьей – обучить способам и средствам конструктивного взаимодействия с подростками, способствовать складыванию родительского актива;

На четвертой – сконструировать ситуации передачи родительского опыта по модели «равный – равному», привлечь родителей к проектированию образовательной среды.

В целом работа может быть как плановой (системной), так и ситуативной (организуется под запрос родителей или педагогов, школьников – чаще всего, - проблемный), носящей локальный характер.

Примерными темами психолого-педагогического просвещения родителей (в соответствии с возрастом детей) определены следующие:

Начальная школа

Особенности адаптации первоклассников.

Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы младших школьников.

Учебная деятельность младшего школьника.

Учим детей быть здоровыми.

Роль семьи в формировании личности ребенка.

Как общаться с ребенком.

5 – 7 классы

Социальная ситуация развития пятиклассников.

Психологические особенности подростков.

Конструктивное общение с подростками.

Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний.

Воспитание мальчиков и девочек в семье.

Формирование и развитие интересов подростка.

8 – 11 классы

Вопросы гендерного воспитания в семье.

Роль семьи в самоопределении школьника.

Психологические проблемы юношеского возраста.

Проблемы нравственно-полового воспитания.

На протяжении всего времени обучения детей в школе, а, значит, психолого – педагогического сопровождения воспитания главным в просвещении родителей являются вопросы:

Воспитание трудолюбия, подготовка к созна­тельному выбору профессии:

    выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием раз­личных методик;

    организация встреч со специалистами, в
    зависимости от профессиональных инте­ресов детей;

    организация родителями экскурсий и в учреждения;

    проведение классных собраний-дискуссий
    по профориентации «Как выбирать про­фессию?», «Что значит быть успешным в
    жизни?», «Как стать конкурентоспособ­ным на рынке труда?» и др.;

    организация встреч-бесед с родителями
    «Как я выбирал профессию», «Что значит для меня моя профессия»;

    оказание помощи ребенку в составлении плана подготовки к будущей профессиональной деятельности;

    участие в конкурсе «Моя профессия»;

- организация совместных трудовых дел
(оформление, озеленение, ремонт кабине­тов, посадка деревьев, озеленение села, благоустройство школьного дво­ра, создание спортивной площадки и т. д.).

Формирование у детей нравственности, куль­туры поведения:

- знакомство детей с различными этически­ми понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности;

    обсуждение нравственных проблем с деть­ми, возникающих в повседневной жизни;

    просмотр, обсуждение фильмов; подготовка концертов, совместных мероприятий;

    проведение дискуссий, классных собраний по проблемам нравственности:
    «О доброте и милосердии», «Современный человек - какой он?», «О дружбе и друзьях» и др.;

    проведение акций по оказанию помощи нуждающимся семьям;

    организация встреч с интересными людь­ми;

    организация и проведение экскурсий в музеи, по историческим местам нашего района, поход по родному краю,

Подготовка учащихся к семейной жизни:

    организация «Школы будущего семьяни­на», цель которой - знакомство учащихся с различными аспектами создания се­мьи, освоение семейных ролей, изучение
    психологических, экономических, юриди­ческих, физиологических вопросов;

    обсуждение проблем на классном собрании «Идеальная современная семья», «От чего зависит семейное счастье» и др.;

    проведение конкурса «я и мой папа» (между мальчиками и отцами),
    организация конкурсов «мама и дочка» (для девочек, при поддержке мам), «Супербабушка»;

Формирование у детей потребности в здоро­вом образе жизни:

- систематическая диагностика состояния здоровья детей;

    организация просвещения детей и родите­лей по проблемам сохранения здоровья;

    пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях;

- определение наиболее благоприятного ре­жима дня, труда и отдыха для каждого ребенка;

    устройство детей в секции,

    проведение Дней здоровья, спортивных со­ревнований (семейных, командных);

    организация туристических слетов, походов, лыжных прогулок, посещение катка

На каждой из ступеней при выборе форм, средств, технологий работы приоритет отдается тем, которые наиболее сообразны возрасту детей родителей: игра, беседа, урок – на первой- второй ступени; практикум, тренинг, акция – на второй-третьей; исследование, проектирование, передача опыта – на четвертой.

Ведется работа и по психолого – педагогическому просвещению родителей семей, находящихся в трудных жизненных условиях:

    Индивидуальные планы работы с семьями,

    Индивидуальные консультации,

    Малые педсоветы,

    Общественно – родительско – педагогический патруль,

    Социальная помощь,

    Памятки для родителей,

    Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся.

Оценка эффективности

Эффективность конкретного мероприятия оценивается количественно. Предполагается оценка с помощью рефлексивной анкеты для участников. Критериями оценки определены: полезность/бесполезность, интерес/отсутствие интереса, уровень удовлетворения запроса.

Ожидаемые результаты

    повышение интереса родителей к участию в системе психолого-педагогического просвещения;

    рост числа родителей, посещающих родительские собрания;

    активизация родителей в решении проблем семьи и социума (участие в общественно-полезной деятельности).

Программа

психолого-педагогического просвещения родителей обучающихся Туринской школы-интернат

«Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя

могут дать детям

большое человеческое счастье».

В.А. Сухомлинский.

Актуальность

Формирование ответственного и позитивного родительства - одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года. Педагогические коллективы образовательных организаций призваны формировать обучающихся основы семейной культуры, а у родителей - педагогические компетенции, необходимые для выстраивания гармоничных семейных отношений.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года» говорится о необходимости формирования ответственного и позитивного родительства. О повышении педагогической культуры родителей записано в «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года», о возрождении традиций семейного воспитания, о предоставлении родителям возможностей получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей - в «Основах государственной культурной политики». Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе.

Семья и школа являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.

Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность просвещения обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

Правовой основой Программы психолого-педагогического просвещения родителей являются:

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период

до 2025 года»;

Перечень поручений Президента РФ от 04.03.2014 г. № ПР-411ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства»;

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»;

Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель - формирование кругозора у родителей в области психолого-педагогических знаний.

Задачи:

1. Познакомить с основами педагогических, психологических знаний;

2. Сформировать мотивацию к самообразованию и развитию родительских компетенций;

3. Оказать актуальную помощь родителям в решении проблем воспитания детей с интеллектуальными нарушениями;

4. Предупредить распространенные ошибок воспитания;

5. Привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе;

Направления (разделы) психолого-педагогического просвещения:.

Здоровый образ жизни. Половое воспитание.

Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся.

Профилактика жестокого обращения в семье.

Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Профориентация.

Популярная психология.

Формы психолого-педагогического просвещения и условия его реализации.

Психолого-педагогическое просвещение осуществляется педагогом-психологом в рамках просветительской деятельности посредством лекториев, семинаров, тренингов, круглых столов.

Занятия организуются с группами родителей. Группы формируются по классам, параллелям, а также по актуальности проблемы для определённого круга родителей. Также программа предусматривает индивидуальные тематические консультации для родителей.

Календарно-тематическое планирование по программе рассчитано на один учебный год и включает 15 групповых мероприятий общим объёмом 22 часа, реализуемых по плану работы школы-интернат и индивидуальные тематические консультации для родителей каждый последний четверг месяца.

Практическая значимость данной программы состоит в создании системы организованного психолого-педагогического просвещения родителей, существенно повышающего роль семьи в воспитании и развитии детей.

В процессе работы по программе предусматривается ее доработка и корректировка, с учетом пожеланий родителей и педагогов.

Планируемые результаты:

повышение уровня педагогической компетентности, обеспечивающей эффективное решение задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка с интеллектуальными нарушениями с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

формирование представлений о создании условий благоприятной психологической среды для развития личности ребенка с интеллектуальными нарушениями;

формирование мотивации родителей к самообразованию и развитию родительских компетенций;

профилактика негативного семейного воспитания;

сокращение числа неблагополучных семей;

Психолого-педагогическое просвещение родителей обучающихся школы-интерната на 2017-2018 учебный год

Календарно - тематическое планирование педагога-психолога

Наименование раздела (направления)

Тема мероприятия (форма)

Кол-во часов

Аудитория

Дата проведения

Детская психология

Собрание для родителей вновь прибывших обучающихся

Вновь прибывшие

Детская психология

Подвижные и медлительные дети. Лекция

Родители обучающихся 3а кл, 3б кл

ЗОЖ. Половое воспитание

Психология ребёнка подросткового возраста. Психология ранней юности. Роль семьи в формировании гармоничных добрачных и брачных отношений.

Профориентация

Как помочь своему ребёнку в период подготовки и сдачи экзамена. Результаты исследования профессиональных склонностей.

«Коррекционно-развивающая среда дома». Круглый стол.

1-2 кл, 1 кл

Детская психология

«Формирование у детей навыков эффективной коммуникации дома». Семинар.

Профилактика

«Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар с элементами тренинга

«Психологическое здоровье обучающихся. Роль семьи в его укреплении». Лекция.

4а кл, 4б кл

Профилактика

Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (курение, алкоголь, ПАВ). Семинар.

7а кл, 7б кл

Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (суицидальное поведение). Семинар.

Родители обучающихся «группы риска»

Психология личности

Знакомство с методикой определения способа познания окружающего мира. Практикум.

д/о «Родительский клуб»

Женская и материнская психология. Тренинг.

д/о «Родительский клуб»

Роль семьи в формировании гармоничной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Лекция.

Адаптация

Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при поступлении в школу.

Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при переходе в среднее звено.

5а кл, 5б кл

Профилактика

Формирование личности в семье, роль родительской заботы и любви.

Влияние поведения родителей на формирование поведенческого стереотипа детей.

Гармоничные семейные отношения и почему их нет.

Ежедневное участие в жизни своего ребенка - обязательное условие его благополучия.

Пропаганда знаний о закономерностях психического развития ребёнка, о влиянии родителей на него.

Почему дети не выполняют обещания.

Компания в жизни старшеклассников.

Индивидуальные (семейные) консультации для семей, состоящих на профилактическом учёте и семей «группы риска».

Исаева Любовь Николаевна

Учитель начальных классов

МОУ лицей №67

Г. Тольятти

Школа просвещения родителей

Родительское собрание как форма взаимодействия классного руководителя

с родителями учащихся.

«Никакое дело нельзя хорошо сделать,

если неизвестно, чего хотят достигнуть».

А.С. Макаренко

Важное значение в формировании коллектива учащихся имеет объединение родителей и становление родительского сообщества как коллектива. И здесь основной и эффективной формой совместной работы выступает родительское собрание.

Родительское собрание – это не только возможность встретиться с родителями, это в первую очередь работа с коллективом родителей, который обладает воспитательным потенциалом. Будет ли этот потенциал активизирован, станет ли он реальным ресурсом воспитания, зависит от деятельности педагога.

Классные родительские собрания, как правило, проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Виды классного родительского собрания:

  1. Организационные (текущие) собрания. Основная задача – сформировать работоспособный родительский актив, мобилизовать родителей на непосредственное включение в воспитательный процесс. Это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.
  2. Тематические собрания. Они направлены на разрешение знаний родителей в области воспитания детей. Как правило, они посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса.
  3. Итоговые собрания. Основная задача - подведение итогов учебного процесса за определенный период времени. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.
  4. Комбинированные собрания.

Основными условиями, способствующими повышению эффективности проводимых собраний, педагоги называют: тщательную их подготовку, включение родителей в активную деятельность в ходе ведения собрания, расширение тематики собраний, использование разнообразных форм проведения родительских собраний.

Этапы подготовки родительского собрания:

  1. Выбор темы и определение целей родительского собрания. Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности детского коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи.

При выборе темы учитель должен отчетливо осознавать, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. (См. приложение № 1)

  1. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме. Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические знания и накопленный опыт. Их изучение помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Классный руководитель знакомится с публикациями, а затем представляет самое интересное родителям на книжной выставке.
  2. Проведение микроисследования среди детей и родителей. Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. Это беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследования оказывают школьный психолог и социальный педагог.
  3. Определение вида и формы родительского собрания, способов и приемов совместной деятельности участников. Сами собрания могут проходить в форме дискуссий, диспутов, «мозговых штурмов», «круглых столов», ролевых и организационно-деятельностных игр, практикумов, конкурсов, мастер-классов, праздников, психолого-педагогических тренингов по различным вопросам воспитания и обучения школьников и т. д. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Необходимо разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
  4. Приглашение родителей и других участников собрания. Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи ученики делают в своих дневниках, несколько реже используют изготовленные школьниками открытки-приглашения.
  5. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток, методических материалов. Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета порою забывают. Очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руководитель должен за 2–3 дня до собрания составить проект решения. Решение может быть представлено не только в "классической" форме – в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников школы.
  6. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. В классной комнате можно представить выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т. п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме, развесить таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, а также плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания следует расставить столы и стулья.

Основные требования к организации родительского собрания:

  1. Своевременно информировать родителей о родительском собрании.
  2. Тактичное информирование родителей о позитивных и негативных изменениях в обучении их детей.
  3. Информирование о жизни класса как единого коллектива.
  4. Определение задач дальнейшей совместной деятельности с родителями, мобилизация их к сотрудничеству.
  5. Создание психологически комфортной обстановки в общении с родителями.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:

  1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
  2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дать родителям почувствовать уважение и внимание к ним.
  3. Постараться понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедить их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
  5. Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку учителя.

Главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей в обсуждении поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы. Положительный итог каждого собрания – это благоприятная основа будущего собрания.

Приложение № 1

Примерные темы родительских собраний для начальных классов.

Опыт работы школы-лаборатории № 18 г. Пскова.

Разработка Чернушевич Н.В., заслуженного учителя РФ.

Тематическое календарное планирование родительских собраний

Срок проведения

Тема собрания, вопросы для обсуждения

Кто проводит

Подготовительный период

Январь

  1. Знакомство со школой.
  2. Правила приема детей в первый класс.
  3. Готовимся к школе.

Администрация школы, психолог, логопед

Июнь

Ознакомление родителей с образовательным маршрутом класса.

Учитель

Первый класс

Сентябрь

1. Итоги адаптационного периода

2. О задачах на учебный год

3. Выборы родительского комитета класса

Учитель, психолог

Октябрь

1. Младший школьник: особенности развития.

2. Оценка результатов обучения и развития личности ребенка в первом классе. Ознакомление с листком достижений учащегося.

Учитель, психолог

Ноябрь

Развитие личности младшего школьника

Родительский комитет, учитель, научный консультант

Январь

Итоги первого полугодия

Март

Садимся за уроки

(организационно-деятельностная игра)

Родительский комитет, учитель

Май

1. Об итогах учебного года

2. Организация летнего отдыха детей

Родительский комитет, учитель

Второй класс

Сентябрь

1. О задачах на новый учебный год

2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся II класса. Нормы оценки результатов обучения и развития учащихся.

Учитель

Ноябрь

Как воспитать у ребенка любовь к чтению.

Родительский комитет, учитель, библиотекарь школы.

Декабрь

Школьные трудности благополучных детей (практикум)

Учитель, психолог

Январь

1. Итоги первого полугодия.

2. О детской дружбе (совместно с учащимися)

Март

Я люблю своего ребенка (собрание – мастерская)

Учитель, консультант

Апрель

Воспитание сознательной дисциплины

Родительский комитет, учитель, психолог

Май

Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми)

Родительский комитет, учитель

Третий класс

Сентябрь

2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся в III классе.

Учитель

Октябрь

Речь младших школьников и пути ее развития

Учитель, логопед

Ноябрь

Если ваш ребенок не хочет учиться.

Родительский комитет, учитель, психолог.

Январь

Семейные традиции

(организационно-деятельностная игра)

Родительский комитет, учитель

Март

О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.

Родительский комитет, учитель

Апрель

Дети и телевидение (мастерская общения)

Учитель, психолог

Май

Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с детьми)

Родительский комитет, учитель

Четвертый класс

Сентябрь

1. Задачи на новый учебный год

2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам четвероклассникам.

Учитель

Октябрь

Эмоциональное благополучие детей в семье

Родительский комитет, учитель, социальный педагог, психолог

Январь

1. Итоги первого полугодия.

2. Спор и ссора (мастерская)

Родительский комитет, учитель

Март

Учет половозрастных особенностей детей в их воспитании

Учитель, медицинский работник, психолог.

Апрель

Проблемы преемственности обучения в начальной школе: пути и способы решения.

Родительский комитет, учитель начальных классов, будущий классный руководитель V класса.

Май

Прощай, начальная школа! (торжественное собрание-праздник совместно с детьми)

Родительский комитет, учитель

Литература:

1. БАБЕНКО Р. "Ах, эти нелегкие родительские собрания..." : Технология проведения родительских собраний // Воспитательная работа в школе. - 2006. - июнь (N 3). - С. 129-135.

2. БУКАТОВ В. Родительское собрание: как избежать взаимных претензий: [рекомендации по проведению родительского собрания в школе] // Воспитательная работа в школе. - 2010. - апр. (N 2). - С. 115-118.

3. ВЕРШИНИН В. Педагогический всеобуч родителей: [в общеобразовательных учреждениях] // Народное образование. - 2005. - сент. (N 8). - С. 186-192.

4. ИГНАТЕНКО М. На пути к диалогу: [Система взаимодействий "ребенок-родитель-учитель": технология проведения мониторинга воспитанности учащихся, образцы анкет для учащихся, примеры технологии проведения родительских собраний] // Воспитание школьников.- 2005.- янв. (N 1).- С.27-31.

5. ЛЕПНЕВА О. Как провести первое родительское собрание? : [в школе] / Лепнева О., Тимошко Е. // Воспитательная работа в школе. - 2009. - июнь (N 3). - С. 80-82.

7. ЛЫКОВА Т. "Путешествие длиною в год". Итоговое родительское собрание в начальной школе // Воспитательная работа в школе. - 2009. - июнь (N 3). - С. 103-108.

8. РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Слепенковой. – М. : АРКТИ, 2005. – 168 с. (Метод. биб-ка).

9. СТЕПАНОВ Е. Методика подготовки и проведения родительского собрания: [в школе] // Воспитание школьников. - 2009. - февр. (N 2). - С. 12-20.

10. СЫТЕНКОВА Т.Н. Об опыте проведения родительских собраний в школе // Воспитание школьников. - 2010. - авг. (N 7). - С. 31-34.

11. ТИМОНИНА Л.И. Родительское собрание: [в школе (рекомендации по подготовке и проведению)] // Народное образование. - 2010. - февр. (N 2). - С. 237-240.

12. ЧУМАКОВ В. Родительское собрание "Вы точно знаете, где ваши дети?" : [методические рекомендации по проведению родительского собрания] // Воспитательная работа в школе. - 2008. - февр. (N 1). - С. 51-62.


Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы классного руководителя.

Родители должны понимать (и учреждение, и классный руководитель должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а школа является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:

  • взаимоуважения;
  • терпимости;
  • толерантности;
  • доверия друг другу;
  • взаимной поддержки;
  • терпения;
  • помощи;
  • готовности воспринять позиции друг друга.

Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:

  • передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
  • развитие их педагогического мышления;
  • формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.

Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

  • актуальность и полезность;
  • превентивность;
  • практическая целесообразность;
  • основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Формы педагогического просвещения родителей

Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие .

Лекции

Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:

  • научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
  • разъяснение их причин и условий протекания;
  • описание закономерностей развития детской психики;
  • объяснение механизмов поведения ребенка.

В нем должны называться термины, указываться факты и статистические данные, приводиться примеры из опыта семейного воспитания.

Родительские собрания

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:

  • рассмотрению актуальных педагогических проблем;
  • обсуждению задач учебно-воспитательной работы;
  • планированию воспитательной деятельности;
  • установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;
  • подведению итогов;
  • определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.

Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.

Конференции

Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения.

Индивидуальные консультации

Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии , попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.

Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.

Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.

Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.

Практикумы

Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.

Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.

Тренинги

Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.

Семинары

Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.

Диспуты и дискуссии

Относятся к . Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.

Это своеобразный спор с необходимостью аргументации и отстаивания своей позиции. Никто не должен оставаться пассивным слушателем. Необходимо создать такие условия, при которых каждый должен высказать свое мнение, предложить свой способ действия в предложенной ситуации. В итоговом решении, должны быть учтены все предложения. Нужно, чтобы оно положительно воспринималось всеми участниками мероприятия.

Родительские чтения

Предполагают изучение литературы, которая касается конкретных проблем в воспитании ребенка. После этого проводится обсуждение услышанного и определение возможных вариантов применения полученной информации на практике.

Ролевые игры

Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.

Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых.

Читайте подробнее :

Уголок для родителей

В каждом классе должен находиться родительский уголок, где размещаются тематические бюллетени или газеты, посвященные определенным темам воспитания детей. Здесь же может располагаться выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы анкет или других документов, которые используются в работе с родителями.

Интерактивное общение

Сейчас очень популярно создание родительских групп в таких программах для общения и обмена сообщениями, как WhatsApp или Viber. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.

Обычно в таких группах передаются извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности. Таким способом можно , советы или памятки относительно воспитания ребенка.

Loading...Loading...