Долгосрочный проект для старшей группы "моя семья". «Проект «Моя семья» (старшая группа) Семейные проекты в доу

Лилия Бударина
Проект в старшей группе «Моя семья»

ПРОЕК В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МОЯ СЕМЬЯ »

Бударина Лилия Иваевна

Участники проекта : родители воспитанников, дети старшей группы , воспитатели.

Цель проекта : Познакомить детей со своей родословной.

Задачи проекта :

Обобщать и расширять знания детей о семье ;

формировать представления о родственных отношениях, о родословной, о семейных традициях и обычаях;

воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи ; проявлять заботу о родных людях;

развивать связную речь, познавательный интерес;

Привлечь родителей к участию в образовательном процессе, раскрыть их творческие способности.

Укреплять детско–родительские отношения.

Тип проекта : творческий, информационно-исследовательский;

Вид проекта : семейный, группой , краткосрочный

Ожидаемые результаты :

Формирование у детей знаний о родственных отношениях в семье .

Воспитание бережного отношения ко всем членам своей семьи , проявление заботы и уважения ко всем членам семьи .

Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье

Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.

1. Донести до участников проекта важность данной темы.

2. Создать развивающую среду : подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья » .

3. Подобрать материал для художественно – эстетического развития

4. Составить перспективный план мероприятий.

Раздел программы Формы и методы работы

Сюжетно-ролевые игры «Семья » , «День рожденья» , «Магазин» , «Больница» .

Дидактические игры «Кем быть» , «Кому что нужно для работы» , «Чьи детки?»

Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка» , «Репка» .

Строительные игры «Мебель для дома» .

Словесные игры : «Кто старше , кто младше?» , «Исправь Незнайку» , «Родственные отношения» , «1,2,3,4,5 …про кого хочу сказать»

Познавательное развитие Беседы «Права и обязанности в семье » , «Моё имя» .

Знакомство с профессиями родителей.

Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания) .

Создание альбомов «Моя семья » , «Наша группа » .

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

Составление творческих рассказов на тему «Моя семья » , «Мой домашний любимец» , «Как я помогаю дома» .

Беседы на тему «Кем работают мои родители» , «Выходной день в моей семье » , «Как я помогаю дома»

Чтение художественной литературы на тему «Семья » : сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Гуси – лебеди» , «Кукушка» .

Пословицы и поговорки о семье , загадки

Художественно – эстетическое развитие

Рисование на темы «Моя семья » , «Мамин портрет» , «Мой дом» .

Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи .

Фотовыставка «Как я провел лето» .

Социально-личностное развитие Коллекционирование семейных альбомов

Работа с родителями

Досуг «Цветок семейного счастья» .

П/п «Моя милая мама» .

Выпуск газеты ко дню Матери.

Составление семейной газеты «Как я провел лето»

Визитка моей семьи «Генеалогическое древо моей семьи »

Мир семейных увлечений : создание коллекций тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток

«Генеалогическое древо моей семьи » .

П/п «Моя милая мама» .

Выставка «Герб моей семьи » .

Фотогазета «Как я провел лето» .

Досуг «Цветок семейного счастья» .

Публикации по теме:

Долгосрочный проект в младшей группе «Я и моя семья» Воспитатель:Курмашова А. К. 2015г. Берегите друг друга, добротой согревайте.

Краткосрочный проект «Моя дружная семья» в старшей группе в летний оздоровительный период Вид проекта: информационно-творческий. Продолжительность: с 4 по 8 июля. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Краткосрочный проект в средней группе «Моя семья» Проект в средней группе Тема: «МОЯ СЕМЬЯ» Провела: Порохня Наталья Владимировна воспитатель МБДОО №3 «Солнышко» Вид проекта: информационно.

Проект в средней группе «Моя семья» Проект «Я и моя семья» средняя группа

Проект " Моя Семья " необходимо включать в план работы с детками первой младшей группы! Этот проект раскрывает ценности семьи для деток,.

Проект «Моя семья» в подготовительной группе. Цель проекта: Расширить представления детей об истории семьи в истории родной страны. Задачи: 1. Воспитывать любовь к родному дому, семье,.

Вот, как и обещала, выкладываю наше домашнее задание.

Для тех кто подзабыл или просто залез почитать, объясняю: В садике была неделя «семьи», и родителей попросили сделать проект на тему Я и моя семья. За основу фотографии, ну а тексты, кому, что в голову придёт. Вплоть до того, что некоторые просто принесли пару фоток и ребёнок просто показывал и рассказывал кто на них изображён.

Вот что получилось у меня.

За основу я вначале взяла стишок, который сама придумала… конечно, я не писатель, как написала, так и сделала, Стих назвала Кем я стану. Опиралась на него. Фотографии уже подбирала под текст, благо есть из чего выбрать. Конечно, когда и стих выдумывала, вспоминала, что есть из фоток, чтобы сочеталось всё

Сделала из фотографий коллажи и распечатала на цветном принтере. На каждой странице вписала кусочки стиха. В конце распечатала весь стишок. Всё это вложила в файлы и оформила в папку.

Вот сами фотографии Я и моя семья «Кем я стану» (за качество фото извиняюсь)

Вот такая память теперь есть =) По денькам получилось 400 рублей всё. Но, если дома есть принтер и папочка, то вообще копейки бы вышли.

Всем спасибо, что зашли

АННА НЕКРАСОВА
«Проект «Моя семья» (старшая группа)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№26 «РЕЧЕНЬКА»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ »

(старшая группа )

Подготовила :

Некрасова Анна Николаевна

Воспитатель группы №7

Проект «Моя семья »

старшая группа

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - источник любви , уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья влияет на ребёнка , приобщает его к окружающей жизни.

Актуальность проекта

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье , уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка . В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи , свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи , установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья » , которая помогает детям понять значимость семьи , воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому .

В проекте представлена планируемая совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях , которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получат знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи , семейных традициях.

Опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье , где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья » . Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи , воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи , прививать чувство привязанности к семье и дому .

Проблема : дети имеют скудные знания о семье , о совместном житье и семейных праздниках, о профессиях родителей.

Цель проекта :

Расширять представления детей о своей семье , родословной.

Установить контакт с родителями для согласования воспитательных мер во взаимодействии с детьми.

Задачи проекта :

1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

2. Формировать у детей представление о семье , о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи , показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Тип проекта : краткосрочный

Участники проекта : воспитатели, воспитанники старшей группы , родители.

Формы организации проекта :

1. Опрос детей.

3. Консультация для родителей

4. Выставка «Генеалогическое древо семьи » .

5. Выставка рисунков и фотографий «Моя семья » .

6. Сюжетно - ролевая игра «Семья » , «Больница» , «Магазин» .

7. Родительское собрание «Вся семья

Этапы реализации проекта :

I этап – подготовительный

Опрос детей по проблеме

Определение цели и задач

Создание необходимых условий для реализации проекта

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье , её происхождении

Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»

Выставка «Генеалогическое древо семьи »

Выставка рисунков и фотографий «Моя семья »

Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья » , «Больница» , «Магазин»

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

III этап-заключительный

Обработка результатов по реализации проекта

Родительское собрание

Презентация проекта «Моя семья »

Место проведения : МАДОУ «Детский сад №26» .

Режим работы : во время и вне занятий.

Ожидаемые результаты проекта :

Дети : воспитание чувства любви к членам семьи , расширение знаний детей о своей семье : о членах семьи , традициях, о жизни бабушек и дедушек, умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье .

Родители : повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Реализация проекта

Подготови-

тельный Опрос детей : «Что я знаю о семье

Основной НОД на тему «Моя семья »

Коммуникация «Моя семья »

Рисование «Мама»

Коммуникация «Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых» .

Лепка «Мебель для трех медведей»

Коммуникация

«Группировка предметов »

(одежда, обувь, головные уборы) .

Конструирование «Мамины косички»

Чтение художественной литературы :

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Мамина работа» Е. Пермяк

«Мамина дочка» В. Белов

«Косточка» К. Ушинский

«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто

«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский

Дидактические игры :

«Кем быть?»

«Закончи предложение»

«Кто старше «Кто младше?»

«Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало)

«Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений)

«Собери портрет из деталей»

«Составь семью из фигурок »

«Радость - или огорчение?»

«Назови как тебя дома ласково называют?»

Сюжетно-ролевые игры :

«Семья » , «Больница» , «Магазин» .

Беседы :

«Выходной день в моей семье »

«Как я помогаю дома»

«Кем работают твои родители» (с использованием альбома)

«Как мы отдыхаем»

Чтение стихотворений, загадки.

Пальчиковая гимнастика. (приложение 1)

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье» , «Блинчики»

Консультация «Что такое генеалогическое древо?»

Выставка «Генеалогическое древо семьи »

Выставка рисунков «Моя семья »

Заключитель-ный Подведение итогов в реализации проекта

Родительское собрание «Вся семья вместе – так и душа на месте» (приложение 2)

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ

Заключение : Я предполагаю, что :

За время реализации проекта «Моя семья » уровень сформированности представлений о семье у детей значительно повысится;

В процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями воспитанников , с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.

Я верю, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта , на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители» , где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Срок реализации (планируемый) : апрель 2014г.

Конспект НОД

в средней группе по теме «Моя семья » .

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.

Цели : Образовательные : учить правильно называть всех членов семьи . Дать понятия «родственники» , «родня» ; учить отвечать на вопросы;

Развивающие : развивать представление о семье как о людях , которые живут вместе и любят друг друга, заботятся друг о друге; формировать представления о составе семьи , используя фотографии членов семьи ;

Воспитательные : воспитывать заботливое отношение, любовь и уважение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье .

Предварительная работа :

1. Заучивание фамилии, имени, отчества родителей.

2. Изготовление генеалогического дерева.

3. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» .

4. Разучивание стихотворений о маме, папе, семье .

5. Рассматривание семейных фотографий.

Оборудование : семья медведей-кукол к сказке «Три медведя» , фото семьи , корзинка для игры, вырезанные фигурки с изображением : детей, взрослых, пожилых людей (для каждого ребенка, клей, листы бумаги, салфетки.

Ход занятия:

Организационный момент. (Дети стоят в кругу)

Мы сначала будем топать :

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А потом мы будем хлопать :

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

А потом мы повернемся

И друг другу улыбнемся.

Дети рассаживаются на стульчики.

Появляется медведь, рассказ медведя о своей семье .

«Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мишутка из сказки «Три медведя» . У меня есть мама и папа. Наша семья небольшая : нас всего трое. Я очень люблю своих родителей. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья ? Расскажите мне о вашей семье , о том, как вы живете».

Воспитатель помогает детям составлять рассказ о семье (Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье ).

Ребята, мы с Мишуткой поняли, что вы много знаете о своей семье . Запомните! Мамы, папы, братья, сестры, дедушки, бабушки - это ваши родственники, ваши родные, ваша семья .

Дети, а вы знаете, где живёт каждая семья ? (дом, квартира)

Физминутка.

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья . (Хлопаем в ладоши.)

Игра «Скажи ласково» .(Игра с мячом)

В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)

Дочь – доченька, дочурка.

Сын - сынок, сыночек, сынишка, сынулечка.

Папа - папочка, папенька.

Дед – дедушка, дедуля.

Мама - мамочка, мамуля.

Сестра-сестрёнка, сестричка.

Игра «Скажи наоборот» .

Дедушка старше , а папа. (моложе) .

Мама моложе, а бабушка (старше ) .

Папа выше, а мама. (ниже) .

Папа большой, а сын. (маленький) .

Физминутка.

Три медведя шли домой. /Дети имитируют ходьбу на месте. /

Папа был большой – большой, /Тянут руки вверх. /

Мама чуть поменьше ростом,/ Наклоняются. /

А малыш малютка просто. / Приседают. /

Очень маленький он был,

С погремушками ходил. / Изображают игру погремушками. /

Дзынь – дзынь – дзынь

С погремушками ходил.

Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)

Что делает по дому мама?

А что делает папа?

Чем занимаются бабушка и дедушка?

Какие заботы по дому есть у вас?

Игра «Корзина добрых дел»

Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело : мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать…

Творческая работа детей под руководством воспитателя- Игра «Составь семью из картинок » (Во время работы звучит спокойная музыка.)

Детям и Мишутке предлагаются вырезанные картинки из журналов, они наклеивают их рядом, составляя семью .

Давайте посмотрим, что получилось.

Анализ работ. Выставка.

У нас у всех есть семья . У кого – то большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. И вы всех любите! Вы - самые счастливые дети на свете.

Мишка рассказывает стихотворение :

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит нас, друзья?

Наша дружная. (семья ) .

Очень трудно самому

Жить на свете одному

Вместе с мамой жить и папой

Хочется всегда ребята.

Вы со мной согласны? (Да)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пальчиковая гимнастика «Семья »

Пальцы - дружная семья .

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их) .

Вот большой! А это - средний.

Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять.

(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому) .

Пальчиковая гимнастика «Кто живёт в моей квартире…»

Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев) .

Вот и вся моя семья !

Пальчиковая гимнастика «Моя семья »

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся моя семья !

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

Пальчиковая гимнастика «Мальчик-Пальчик»

Мальчик-пальчик-- Где ты был?

С этим братцем- -В лес ходил.

С этим братцем-- Щи варил.

С этим братцем-- Кашу ел.

С этим братцем-- Песни пел.

(каждый пальчик поочерёдно соединяется с большим пальцем)

Пальчиковая гимнастика «Семья »

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья .

А еще у меня есть другая родня :

Вот – сестра,

Вот – братец,

Вот – дядя,

Вот – тетя,

Вот – любимый котик …

(каждый пальчик поочерёдно соединяется с большим пальцем сначала на одной руке, потом на другой.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект родительского собрания в средней группе детского сада

«Вся семья вместе - так и душа на месте»

Форма проведения : Творческая мастерская + Мастер- класс.

Место проведения : группа .

Оборудование : магнитофон, доска, оборудование для сюжетно – ролевой игры «Дом» .

План проведения :

1. Приветствие воспитателя

2. Чтение стихотворений о семье детьми .

3. Игра «Я начну, а ты закончи» (пословицы и поговорки)

4. Выставка рисунков «Моя семья »

5. Вручение грамот.

6. Выступление воспитателя на тему «Что такое семья »

7. Обмен мнениями, обсуждение.

8. Обобщение воспитателя по первой части собрания, памятка родителям от ребенка.

9. Подведение итогов, памятка для родителей «Советы родителям на каждый день»

Программное содержание :

Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;

Научить родителей слышать и понимать своего ребенка;

Повысить уровень педагогической культуры родителей;

Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей;

Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения;

Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Подготовительный этап - Предварительная работа : 1. Провести анкетирование родителей на тему «Моя семья » (Смотри приложения)

2. Подготовить приглашение на собрание каждой семье . (Совместно с детьми изготовить приглашения в виде открыток)

3. Подготовить с детьми сценку «Выходной в моей семье » .

4. Интервью с детьми на тему «Что такое семья Записать высказывания детей на видео.

5. Подготовить вопросник для беседы с родителями.

6. Подготовить выставку детских рисунков на тему : «Я и моя семья » , организовать конкурс рисунков в различных номинациях.

7. Подготовить и вывесить на доску размышления психологов В. Леви, Ю. Гиппенрейтер, Сухомлинского, на тему о семье и детях .

8. Подготовить для родителей памятки «Задание к собранию» :

Выучить одну - две пословицы или поговорку о семье ;

Принести 2-3 семейных фотографии для изготовления коллажа;

Приобрести один журнал с картинками семьи или детей .

Организационный этап

Пока родители собираются, тихо звучат записи детских песен про семью «Под крышей дома твоего» и другие; столы расставлены полукругом, стулья для детей стоят перед родителями.

Основной этап

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в таком круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Самое главное и ценное в жизни - это семья ! Семья - это замечательные мама и папа, добрые бабушка и дедушка, веселые и дружные братья и сестры. Давайте расскажем о своей семье , о ее увлечениях и путешествиях. Дети вбегают с воздушными шарами в зал под фонограмму песни группы «Непоседы» Выстраиваются полукругом.

Чтение стихотворений.

1 ребёнок Семья – это мы .

Семья – это я .

Семья – это папа и мама моя

. Семья – это Саша , братишка родной.

Семья – это котик пушистенький мой.

2 ребёнок Семья – это крёстные тети дяди.

Семья – это ёлка в красивом наряде.

Семья – это праздник за круглым столом.

Семья – это счастье , семья – это дом .

Где любят и ждут и не помнят о злом.

3 ребёнок Эти дни - одно везенье!

Воскресенья так нужны.

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

4 ребёнок Папа чашки к чаю моет,

Вытираем их вдвоём.

А потом мы всей семьей

Чай с вареньем долго пьём.

Дети и родители показывают сценку «Выходной день у нас дома»

5 ребенок Семья – это счастье , любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник , семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

6 ребенок Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

А еще есть друг у меня.

Друг Сережка мне тоже родня.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

7 ребенок Семья – это труд , друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно ! Семья – это сложно !

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите.

Хочу, чтоб про нас говорили друзья :

Какая хорошая Ваша семья !

Дети садятся на стульчики рядом с родителями.

Воспитатель : - Интересно, а наши родители знают пословицы о семье ? Я начну, а вы закончите :

В гостях хорошо, а дома… лучше.

В дружной семье и в холод тепло . В недружной семье добра… не бывает .

В прилежном доме густо, а в ленивом доме… пусто.

В своем доме и стены… помогают.

В семье и каша …гуще .

В семье разлад , так и дому …не рад.

В семье согласно , так идет дело… прекрасно.

(Родители вместе с детьми читают приготовленные заранее пословицы и поговорки о семье )

Выставка рисунков : Дети и родители рассказывают о своем рисунке : - Кто и где изображен на рисунке? - Чем заняты? - Какая у вас семья ? И др.

Вручение грамот в различных номинациях : «За мастерство» , «За искренность и доброту» и другие. Дети уходят в группу .

Воспитатель : - Что же такое семья ? (ответы родителей)

А теперь послушайте как ответили ваши дети. (Показ интервью на видео проекторе )

Семья - организованная социальная группа , члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью. (Информация на слайде) Что такое семья - этот вопрос стоит задать себе до попытки ее создать. Семья это счастье , к которому нужно готовиться. Создание семьи – это искусство и это искусство должен освоить каждый.

Чтение стихотворения :

Как появилось слово “семья” ?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам :

Сейчас я тебе семь вопросов задам ;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет? Постирает белье?

Меня приласкает? Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя! ”

“я”, “я” … тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья .

Для чего человеку семья ? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы родителей, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи . Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья . Жизнедеятельность семьи связана с выполнением следующих функций : Воспитательная функция считается главной функцией семьи , которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей.

“Воспитание великое дело : им решается участь человека", – сказал В. Г. Белинский. -Как вы выполняете эту функцию? (ответы родителей) :

Хозяйственная функция выражается в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей , жильем и одеждой и т. д.

Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении членов семьи в симпатии , уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.

Семья выполняет также и функцию первичного социального контроля. -Что это такое? Это контроль родителей за поведением детей и обучение их правилам поведения в обществе, выполнения социальных норм, обучение их человеческому достоинству. -Как вы реализуете эту функцию в своей семье ? (ответы родителей)

Функция духовного общения проявляется в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии общества. -Как вы проводите свой досуг? (выступление родителей) - В какие игры вы играете всей семьей ? (ответы родителей) «Веселая мастерская» . (Воспитатель предлагает родителям сделать коллаж семьи ) (в конце все оформляют выставку)

Подведение итогов собрания, обмен мнениями :

Воспитатель : А теперь я раздам вам вот такие сердечки. И мамам предлагаю написать, что такое семья , как они думают? И написать пожелания своему ребёнку. Эти сердечки мы сложим в коробку вот сюда. И будем очень надеяться. Что все, что вы им пожелаете, сбудется.

Воспитатель : Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир , покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Любите друг друга.

Советы родителям на каждый день :

Говорите сыну или дочери : "Людям должно быть с тобой легло". Не бойтесь повторять это.

Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений : "Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты". Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.

Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала померитесь, а потом идите по своим делам.

Старайтесь , чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой не забывайте сказать : "А все-таки, как хорошо у нас дома".

Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья : "Ты хорош, но не лучше других".

Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.

В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей

старшей группы

«Моя семья»

(совместная деятельность детского сада и семьи по

духовно-нравственному воспитанию) .

Актуальность.

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.

Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. В свою очередь педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание и развитие ребенка.

В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. И здесь важная роль отводится дошкольному учреждению, требуется поиск новых взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Кроме этого, именно в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Так как воспитание, развитие и здоровье ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, растёт, развивается, какие люди его окружают и как организован процесс его воспитания.

К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Психологи и педагоги обращают внимание на ухудшение состояния здоровья детей, увеличение социально незащищенных семей, социально-психологическую тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем (в том числе в связи с происходящей стратификацией общества), одиночество (особенно в неполных семьях) и недостаток взаимопонимания, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи (когда источником финансирования членов семьи становится жена/мать), трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов. Были выделены и глобальные проблемы: экологические; психические; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.

Этот процесс могут и должны остановить дошкольные педагоги-люди, которые тесно общаются с детьми и их родителями.

В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

    Учить детей составлять рассказ о своей семье.

    Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

    Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.

    Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.

    Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

    Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

    Укреплять детско–родительские отношения

Этапы реализации проекта

1 этап –

2 этап -

3 этап- обобщающий (май)

Результат

    Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.

    Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.

    Создана методическая копилка по данной проблеме.

    Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

    Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.

    Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной.

    Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.

    Дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

Презентация проекта

Семейная гостиная: «Цветок семейного счастья».

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности духовно – нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ нравственности потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни». Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания духовно – нравственных качеств ребенка. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач: - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа; - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям; - воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям. Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: - корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; - семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства. Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в ДОУ педагогических условий, способствующих духовно – нравственному воспитанию в полной мере.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ . Повышение качества образовательного процесса по духовно–нравственного воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Создание методической копилки по нравственному воспитанию. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. Укрепление связи семьи и ДОУ. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

ЦЕЛЬ Формирование духовно- нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

ЗАДАЧИ

    Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

    Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

    Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

    Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

    Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ : мы предполагаем, что процесс воспитания нравственности будет более эффективным в том случае, если: Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в ДОУ. Воспитание нравственности будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей. Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи. Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.

НОВИЗНА Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:

Организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Га-лущинская);

Ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);

Признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина);

Значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);

Применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ

Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности). Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой). Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников (каждый, работая над мини-проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания). Принцип учёта индивидуальности воспитанников : их интересов, темпа работы, уровня обученности. Принцип свободного выбора : темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий). Принцип трудной цели (легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы, педагоги, родители и музыкальный руководитель. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами.

2 этап - формирующий (октябрь - апрель)

Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по духовно- нравственному воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».

3 этап- обобщающий (май)

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня форсированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.

ТЕХНОЛОГИИ

Личностно ориентированного обучения и воспитания

Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения

Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения

Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные

В современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.

Развития творчества

Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проблемно – поисковая

Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектная

Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми:

Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; экскурсия в музей «Русская изба»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видео просмотры. с родителями. Наглядная пропаганда; беседы и консультации; коррекционный журнал; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; звездный час; педагогическая лаборатория; конкурсы; семейная гостиная; семейные мини – проекты.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

    метод сравнения

    элементарный анализ

    метод моделирования и конструирования

    метод проектной деятельности

    метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать

    метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

    игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств

    сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

    прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.

    беседа – является связующим звеном

4.Методы коррекции и уточнения:

    метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Перспективный план долгосрочного группового проекта «Семья» в старшей группе.

Совместная деятельность

с родителями

Консультации для родителей

октябрь

Моя семья

1 . Познание

«Моя семья» .

«Наша дружная семья . 3.Занятие по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи «Расскажу вам о своей семье»

Беседа на тему: « Что такое семья», «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи».

Чтение сказок

«Кукушка», «Гуси-лебеди» « Красная Шапочка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди».

Пальчиковая игра: «Моя семья» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери», «Встречаем гостей» Серия бесед по картинкам « Какая у меня семья». Рассматривание картин : Т. Сорокина «Семья» Драматизация сказки: «Репка»

Стенгазета: «Дружная семья» Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй» Мини - проект: «Герб моей семьи» Практическое задание:

Попросить маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках).

Консультация: «Главные условия воспитания детей в семье» Папка-передвижка: «Как создать семейный герб»

Привлечь родителей к сбору

материалов необходимых для

реализации проектов.

ноябрь

Члены моей семьи

1 . Познание

«Что я знаю о себе» , «Кто живёт со мной » 2. Портреты детей из солёного теста: «Приятно познакомиться»

Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди».

Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?». Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня». В.Драгунского «Моя сестра Ксения». Дидактическая игра: «Родство» Просмотр мультфильмов: «Разноцветная семейка». Рассказы детей о бабушках и дедушках.

Творческая речевая деятельность : «Письмо бабушке и дедушке» Игровая ситуация : «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные». Ручной труд : «Открытка для мамы на день матери», «Вот какие мы».

Практическое задание: Формирование фотоальбома своей семьи для группы. Конкурсная программа для детей и родителей посвящённая Дню матери «Мать и дитя»

Мини - проект : «Сказка на ночь» Сочиняем и записываем сказки вместе.

Папка-передвижка : «Обращение ребёнка к родителям», «История возникновения праздника «День матери» Буклеты : «Здравствуйте, дорогие мои»

декабрь

Ты и твое имя

1 . Познание

«Тайна твоего имени и фамилии»

Беседа на тему : «Что означает твоё имя?» , « Откуда произошла моя фамилия?», «Моя родословная».

Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» Просмотр мультипликационного фильма : «Морозко», «Двенадцать месяцев». Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» Графическое упражнение : «Напечатай по образцу свою фамилию и имя»

Чтение произведения: «Т.А.Шорыгина

Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды

Мини - проект: «Генеалогическое древо моей семьи».

Папка-передвижка:

«Роль фамилии в жизни

человека» Буклеты: «Основные заповеди «здоровой семьи»

январь

Дом в котором мы живём

1 . Познание

«Мой дом»

2 . Художественное творчество (Аппликация): «Дом моей мечты»

Беседа : « Папа в доме и дом исправен», « Как я помогаю дома».

Строительная игра: «Мебель для дома»

Сюжетно- ролевые игры: «Наш дом», «Строители», «Новоселье», «Ремонт в квартире».

Игра- драматизация: «Три поросёнка».

Творческая речевая деятельность: «Мой день дома»

Заучивание пословиц о родном ломе: «Дом без хозяина- сиротинка». Рассматривание иллюстраций : «Семья дома» Обсуждение ситуаций : «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей». Пальчиковая игра: «Строим дом»

Конкурс:

«Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями)

Выставка рисунков: «Комната моей мечты»

Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба»

Консультация:

«Семья мой дом родной»

Буклеты:

«Права и обязанности в семье

февраль

Мой папа

1 . Коммуникация

«Путешествие на воздушном шаре»

2. Художественное творчеств о (Рисование)

«Мой папа защитник»

Беседа: « Где служил мой папа», « Папа гордость моя»

Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой

Чтение художественной литературы: Т. Бокова « Папа», Т. Шорыгина «Дедушка»,; стихи к празднику. Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки».

Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома

Рассказ:

«Где служил мой папа, дедушка»

Семейный досуг : « Папа, мама, я - спортивная семья».

Советы педагога:

«Растим мужчину»

Буклеты:

«О роли отца в семье»

март

Моя мама

1 . Коммуникация

«Как я помогаю маме»

2. Художественное творчество(Рисование)

«Моя мама самая лучшая»

Беседа на тему:

«Моя мама лучше всех»

Просмотр мультфильма:

«Мама для мамонтёнка»

Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», « Вот какая мама»

Настольный театр:

«Волк и семеро козлят»

Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери»

Настольно- печатные игры: «Собери портрет мама»

Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта

Папка-передвижка:

«Когда родительская любовь

заходит

слишком далеко»

апрель

Профессии моих родителей

1 . Познание

«Кем работают наши мамы и папы»

2. Художественное творчество (Рисование)

«Кем работают наши родители»

Беседа на тему:

«Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.»

Чтение произведений

С.Баруздина «Мамина работа», В Маяковский «Кем быть?», Д. Родари « Чем пахнут ремёсла»

Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поликлиника»

Дидактические игры «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»

Встреча с близкими людьми: Рассказ родителей о своей работе.

Благоустройствоучастка детского сада.

Папка-передвижка:

«Как мы помогаем родным

май

Семейные традиции и обычаи

1 . Познание

«Чем занимаются в вашей семье», « Традиции и обычаи моей семьи»

2Выставка рисунков

«Праздник в нашей семье»

Беседа на тему: «Как вы понимаете слово « традиции», «Мир семейных увлечений», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке».

Рассматривание репродукции: З. Серебряковой « За завтраком»

Сюжетно- ролевая игра: « Встречаем гостей»

Книга семейных рецептов

Презентация проекта-

«Родословная моей семьи»

Папка-передвижка:

«Традиции и обычаи семьи».

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Работа способствовала: Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей. Повышению психолого-педагогической культуры родителей. Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. Оснащению предметно – развивающей среды в группе. Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

Вера Гингуляк
Проект в средней группе «Моя семья»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 117 «Рябинка»

Проект «Моя семья »

Актуальность :

Семья имеет первостепенное значение в жизни каждого человека. Именно семья является институтом первичного воспитания и обучения детей. В семье закладываются первые представления нравственного восприятия мира, основы морали, отношение к людям. Только в семье дети получают понятие родства, уважения и любви к близким.

Современное время и ритм жизни, в котором мы живем, диктует свои правила, которые порой негативно сказываются на детях и на семье в первую очередь . Родителям все чаще не хватает времени на то, чтобы провести с детьми как можно больше времени, однако, несмотря на это они все же стараются каждую свободную минуту посвятить ребенку.

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка , приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи , воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи , прививать детям чувство привязанности к семье и дому .

Проблема :

Отсутствие у детей достаточных знаний о своей семье , отсутствие семейных традиций в семьях воспитанников , неумение родителей строить партнерские, доверительные отношения со своими детьми и педагогами группы .

Цель : расширить представления детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы .

Задачи :

1. Формировать у детей представление о семье , о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении.

2. Продолжать знакомить детей с профессиями.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи , показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Возраст участников : дети средней группы №4

Тип проекта : долгосрочный (2 месяца)

Состав проектной группы : педагоги ДОУ, воспитанники средней группы , родители.

Ожидаемые результаты :

1. Расширение представления детей о своих родителях (где и кем работают, любимые их занятия и увлечения и т. д., о членах семьи , традициях, о жизни бабушек и дедушек (где живут, кем приходятся и т. д.)

2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению доверительных детско-родительских отношений.

Продукт проектной деятельности

Презентация проекта

Организация выставки кормушек «Папа может, папа может…»

«Генеалогическое дерево» для каждой семьи .

Изготовление подарков для мам «Цветок доброты»

Праздничный концерт «Праздник мам»

1 этап. Подготовительный

Составление паспорта проекта .

Опрос детей «Что я знаю о семье

Анкетирование родителей по теме «Моя семья »

Создание развивающей среды : подбор художественной литературы, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности; дидактических игр.

Изготовление альбома «Моя семья »

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап. Практический

Проведение с детьми бесед;

Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме) .

Рассматривание картин, рисование рисунков, изготовление подарков для бабушек и мам.

Совместная работа детей и родителей «Кормушки для птиц» , «Генеалогическое дерево»

3 этап. Заключительный

Презентация проекта

Выставка «Волшебные ладошки»

Выставка кормушек

«Генеалогическое дерево»

Концерт для мам

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

«Моя семья »

1этап. Подготовительный

1. Анкетирование родителей по теме «Моя семья »

2. Опрос детей «Что я знаю о семье

2этап. Практический

Дидактические игры

Д. и. «Моих родителей зовут…»

Д. и. «Назови ласково»

Д. и. «Чьи эти вещи?»

Д. и. «Кто больше назовет действий?»

Художественная литература

К. Д. Ушинский

«Вместе тесно, а врозь скучно» ,

С. Георгиев «Бабушкин садик» ,

Д. Габе «Мама»

Заучивание

Е. Серова «Мой папа»

Развитие связанной речи

«Как мы с папой в лес ходили»

Пальчиковая игра (мячики Су-Джок) «Моя семья »

Настольно-печатная игра

«Знаю все профессии»

Сюжетно-ролевые игры

«Семья » , «К нам гости пришли» , «Автобус» , «Магазин»

Работа с родителями

«Волшебные ладошки» (что означают наши имена) - привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.

Консультация «Роль семьи в воспитании дошкольника»

НОД ознакомление с окружающим «Моя семья »

НОД (рисование) «Украсим фартук для бабушки»

Дидактические игры

Д. и. «Я люблю своих родных» Д. и. «Мой адрес»

Д. и. «Магазин вежливых слов»

Художественная литература

Е. Благинина «Посидим в тишине»

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Русская народная сказка «Три медведя»

Заучивание

О. Чусовитина «Самый лучший папа»

Заучивание стих-й о маме - по сценарию праздника

Заучивание пословиц о маме

«Птица рада весне, а младенец матери» .

«Нет милее дружка, чем родная матушка» .

Развитие связанной речи

Составление рассказа «Моя семья » (по фотографиям)

Строительные игры

«Мебель для дома»

Худ. творчество

Рисование карандашами «Моя семья »

Рисование карандашами «Мой дом»

Аппликация «Ромашка»

Игровая ситуация «Помогаем маме…» - Соблюдение правил безопасности при организации труда

Беседа «Где работают мои родители»

Разучивание песен о маме, семье .

Настольно-печатные игры

«Мой дом» ,

Лото «Знаю все профессии» .

Пальчиковые игры

«Моя дружная семья » , «Стирка» ,

«Помощники»

Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка»

Работа с родителями

Выставка кормушек «Папа может, папа может…»

«Генеалогическое дерево»

3этап. Заключительный

Презентация проекта

Loading...Loading...