Проблемы семейного воспитания за рубежом. Традиции семейного воспитания в семьях зарубежных стран

Зная о том, как воспитывают детей за границей, можно перенять позитивные методы, чтобы вырастить уверенного в себе, общительного и счастливого ребенка. Уровень жизни западных стран предполагает особенности воспитания, направленные на развитие полноценной личности, которую ничем не ограничивают.

Начинаются отличия уже с подхода к рождению детей. За рубежом семейные пары предпочитают сначала достичь карьерного и финансового успеха, чтобы к появлению ребенка он был обеспечен всем необходимым. За границей редко появляются незапланированные дети: родители осознанно походят к этому вопросу в возрасте около 30 лет.

Воспитание в США

Отличительный пример, как воспитывают детей за границей, подают американские родители. Поскольку здесь запрещено оставлять ребенка дома без присмотра до достижения им 12 лет, вы практически не увидите родителей одних. Они всегда и везде берут детей с собой: на вечеринки, в поездки, в рестораны. Это обусловлено тем, что бабушки и дедушки сами ведут активный образ жизни и не могут присматривать за внуками, а услуги нянь довольно дорогостоящие. Практически в каждом заведении оборудованы детские гигиенические и игровые комнаты, где дети могут позаниматься рисованием, а мама может покормить малыша или сменить подгузник. Американцы предпочитают основательно подготовиться к рождению детей и заводить сразу 2 - 3 малышей, чтобы они полноценно общались и росли вместе.

Великобритания, Канада

В этих странах дети все чаще рождаются у мам после 35 лет. К появлению малышей родители имеют прочное социальное и карьерное положение, поэтому много работают и прибегают к помощи нянь. Однако полностью контролируют воспитание: оно базируется на любви и свободе. Ребенку позволяют свободно развиваться, обеспечивая всем необходимым, наказания практически исключены. Практически до самого юношества с ребенком интенсивно занимается няня, обеспечивая не только уход, но и образование и социальное воспитание. В ребенке с первых месяцев воспитывается чувство собственного достоинства, в окружающем пространстве все учтено для его нужд. Это специальные безопасные уголки для игр и обучения, кресла с ремнями безопасности, игровые зоны на улице.

Франция

Французские мамы также много работают, предоставляя при этом детям полную свободу действий в их занятиях. Они воспитываются в детских садах и дома, без участия дедушек и бабушек. Детям предоставляются все возможности для творческого и эмоционального развития, большей частью самостоятельного. Здесь не принято требовать у подростков самостоятельного заработка и отдельного проживания. Вплоть до 30 лет они живут с родителями, и в этом нет ничего предосудительного для общества. Родители не контролируют личную жизнь детей.

Япония

Отличие японского воспитания в том, что здесь не принято ограничивать и наказывать детей. Им предоставлено право вести себя как они того хотят и заниматься любыми делами. Если родители понимают, что необходимо внести коррективы в их поведение, воспитательные беседы проводятся строго наедине и только дома - вы не увидите маму, ругающую своих детей прилюдно в общественном месте. Физические наказания не приняты.

Большую часть воспитания берут на себя школы. Здесь дети находятся под пристальным наблюдением, даже обед проходит в классе вместе с учителем. Налажен постоянный контакт учителей и родителей, педагог регулярно лично беседует с учеником и отчитывается маме посредством специального дневника.

Однако в средних классах многое меняется, детей начинают воспитывать более строго и ужесточают дисциплину. Ученики занимаются в классах по уровню развития и определенным способностям, а не все вместе. Это способствует ученической конкуренции, которая позволяет более эффективно обучать школьников, чтобы они достигали самых высоких результатов.

Прежде всего, детское воспитание за рубежом более либеральное, но есть множество и других интересных нюансов.
Оказывается, за границей мамы и папы реже спорят с врачами, доказывая им страшный вред прививок. И не так усердно добиваются советов по лечению детей в соцсетях, как это бывает у нас. А кроме того, они делают массу непонятных для нас вещей, что вообще выглядит как-то подозрительно. Ознакомимся с перечнем особенностей воспитания детей из разных стран.
1. Заботятся об эмоциональном комфорте и отдыхе ребенка
Тенденция записать чадо в музыкальную школу, спортивную секцию, к двум репетиторам по языкам и еще в два кружка и студию «для души» не характерна для многих европейских родителей. В Баварии считают, что семилетка перегружен, когда посещает кроме вполне «расслабленной» школы, лишенной домашних заданий, хоть какую-нибудь спортивную секцию один раз в неделю. В Голландии мамы и папы в качестве своих воспитательных приоритетов выбирают полноценный отдых и приятную среду. И только 10% голландцев, описывая детей, пользовались словом «умный», словно им не важен интеллект своего трехлетки. Российской маме даже трудно поверить!
К ним присоединяются финны, позволяющие школьникам после каждых 45 минут учебы выходить на улицу и играть, вместо усердного изучения каких-либо полезных наук. У нас такое можно представить только, если введут ЕГЭ по умению играть в салочки.
2. Разрешают детям пользоваться настоящим ножом
Представьте себе, немцы не издеваются над детьми, вручив им пластиковый ножик и требуя нарезать помидоры. Пятилетний Ганс, орудующий стальным ножом, – не редкость в немецкой кухне. И это странно для типичных российских родителей, которые оборудовали все розетки в квартире пластиковыми заглушками, обстригли когти все кошкам и установили специальные насадки на двери, чтобы никто не смог прищемить пальцы. Исследования норвежского ученого Элен Сандсетер свидетельствуют: чем больше родители позволяют детям рисковать, тем осознанней они относятся к опасностям и в итоге получают меньше травм.
3. Серьезно слушают мнения маленького человека
В Скандинавии культурный контекст обязательно подразумевает равенство взрослых и детей. В Швеции давно уже приняли закон, запрещающий телесные наказания, и он успешно применяется. Совершенно очевидно, что скандинавы выбирают либеральный стиль в общении со своими детьми, а любые проявления авторитаризма им категорически не нравятся.
4. Сидят с детьми в кафе до позднего часа
В Италии и Испании, когда российские туристы уже возвращаются после ночных развлекательных программ, местные жители могут только отправляться на ужин. Они садятся вокруг столика «небольшой» компанией: человек семнадцать примерно. Все галдят, размахивают руками, дети носятся толпами, официанты флегматично расставляют тарелки. Российские туристы пытаются объяснить себе этот феномен длинной сиестой и жарким климатом, который мешает пообедать в нормальное для нас время, а не ночью, когда приличные люди могут только разочек прокрасться к холодильнику.
Однако дело не в этом: итальянцам важны межличностные стороны развития малыша. Им не понять, как можно уложить детей спать в семь вечера. Ведь тогда они пропустят традиционный дедушкин тост, содержательную беседу дяди Марио с тетушкой Инес или речь отца о сельскохозяйственных нуждах региона.
5. Развивают общительность
Американские психологи выявляли различия в социализации между детьми из Польши, Чили, США и Южной Кореи. Самыми эмоциональными и общительными оказались жители Штатов. Мамы из США чаще стремились увлечь малышей стимулирующей деятельностью, больше им улыбались, не давая погрузиться в философские раздумья. Наверное, имеет смысл в российских роддомах обращать внимание молодых мам не только на правильное надевание подгузника с чепчиком, но и на общение с ребенком.
Нашей редакции интересно ваше мнение о перечисленных отличиях в воспитании российских детей и иностранцев. Пишите нам! Может быть, вы захотите дополнить этот список чем-либо интересным, что можно было бы и нам перенять от заграничных родителей.

Мы привыкли к тому, что в семейном кругу люди относятся друг к другу без особых церемоний. В Японии же именно внутри семьи постигаются и скрупулезно соблюдаются правила почитания старших и вышестоящих.

Еще когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая ему тем самым первые уроки почитания старших. Чувство субординации укореняется в душе японца не из нравоучений, а из жизненной практики. Он видит, что мать кланяется отцу, средний брат -- старшему брату, сестра -- всем братьям независимо от возраста. Причем это не пустой жест. Это признание своего места и готовность выполнять вытекающие из этого обязанности.

Привилегии главы семьи при любых обстоятельствах подчеркиваются каждодневно. Именно его все домашние провожают и встречают у порога. Именно он первым окунается в нагретую для всей семьи воду. Именно его первым угощают за семейным столом.

Мало найдется на земле стран, где детвора была бы окружена большей любовью, чем в Японии. Но печать субординации лежит даже на родительских чувствах. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей. К нему относятся буквально как к наследнику престола, хотя престол этот всего-навсего родительский дом.

С малолетства такой малыш часто бывает самым несносным в доме. Его приучают воспринимать поблажки как должное, ибо именно на него ляжет потом не только забота о престарелых родителях, но и ответственность за семью в целом, за продолжение рода, за отчий дом. По мере того как старший сын подрастает, он вместе с отцом начинает решать, что хорошо и что плохо для его младших братьев, сестер.

Японец с детских лет привыкает к тому, что определенные привилегии влекут за собой определенные обязанности. Он понимает подобающее место и как пределы дозволенного, и как гарантию известных прев.

Японцам присуща обостренная боязнь одиночества, боязнь хотя бы на время перестать быть частью какой-то группы, перестать ощущать свою принадлежность к какому-то кругу людей. Их больше, чем самостоятельность, радует чувство причастности -- то самое чувство, которое испытывает человек, поющий в хоре или шагающий в строю.

Эта жажда причастности, более того, тяга к зависимости в корне противоположна индивидуализму, понятию частной жизни, на чем основана западная, и в особенности английская, мораль. Слова «независимая личность» вызывают у японцев представление о человеке эгоистичном, неуживчивом, не умеющем считаться с другими. Само слово «свобода» еще недавно воспринималось ими как вседозволенность, распущенность, своекорыстие в ущерб групповым интересам.

Японская мораль считает узы взаимной зависимости основой отношений между людьми. Индивидуализм же изображается ею холодным, сухим, бесчеловечным. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал,-- проповедует японская мораль.-- Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку же ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях. Без чувства зависимости не может быть чувства уверенности».

Японское общество -- это общество групп. Каждый человек постоянно чувствует себя частью какой-то группы -- то ли семьи, то ли общины, то ли фирмы. Он привык мыслить и действовать сообща, приучен подчиняться воле группы и вести себя соответственно своему положению в ней.

Краеугольным камнем японской морали служит верность, понимаемая как долг признательности старшим. «Лишь сам став отцом или матерью, человек до конца постигает, чем он обязан своим родителям»,-- гласит излюбленная пословица. Почитание родителей, а в более широком смысле покорность воле старших -- вот в представлении японцев первая из добродетелей, самая важная моральная обязанность человека.

Преданность семье, общине, фирме должна быть беспредельной и безоговорочной, т. е. человек обязан подчиняться воле старших и вышестоящих, даже если они не правы, даже если они поступают вопреки справедливости.

Сельский подросток, приехавший работать в Токио, не имеет представления об одиночестве его сверстника в Лондоне, где можно годами снимать тесную каморку в перенаселенном доме и не знать, кто живет за стеной.

Японец, скорее всего, поселится с теми же людьми, с кем вместе начал работать. И его тут же станут считать членом воображаемой семьи. Его всякий раз будут спрашивать, куда и зачем он уходит, когда вернется. Присланные ему из дома письма будут читать, и обсуждать сообща.

Для японца почти не существует понятия каких-то личных дел. Привычка всегда находиться буквально локоть к локтю с другими людьми, традиционный быт, по существу, исключающий само понятие частной жизни,-- все это помогает японцам приспосабливаться к условиям, которые на Западе порой приводят людей на грань психического расстройства.

Принято считать, что будущее человека зависит не столько от родства, сколько от того, с кем его столкнет судьба между 15 и 25 годами, в пору вступления на самостоятельный путь, в ответственейший, по японским представлениям, период, когда каждый человек обретает «оя» -- учителя, покровителя, как бы приемного отца -- уже не в семье, а в избранной им сфере деятельности.

Если сельский подросток идет в учение к кузнецу, именно этот человек на всю жизнь становится его покровителем; именно он, а не отец сватает ему невесту и восседает на самом почетном месте на его свадьбе. Если юношу берут на завод по рекомендации земляка, этот поручитель впредь может всегда рассчитывать на безоговорочную верность своего «ко», как того требует долг признательности.

Личные отношения, сложившиеся в начале жизненного пути, японцы ценят выше других и считают, что они сохраняют силу навсегда.

Хотя японцы избегают одиночества, любят быть на людях, они не умеют, вернее, не могут легко и свободно сходиться с людьми. Дружеские связи между лицами разного возраста, положения, социальной принадлежности крайне редки.

Круг тех, с кем японец сохраняет общение на протяжении своей жизни, весьма ограничен. За исключением родственников и бывших одноклассников, это, как правило, сослуживцы одного с ним ранга. Если дружбу сверстников в школе и университете можно назвать горизонтальными отношениями, то в дальнейшем у человека остаются лишь гораздо более строгие вертикальные отношения между старшими и младшими, вышестоящими и нижестоящими.

Стремление японцев к четко обозначенной иерархии проявляется повсеместно: это заметно как между соперничающими группами, так и внутри каждой из них. Главенствующая роль вертикальных связей «ояко» ведет к тому, что даже среди людей, занимающих одинаковое или сходное положение, обнаруживается тяга к разграничению рангов.

Для рабочего у станка рангом служит возраст, точнее говоря-- стаж. Ранг служащего определяется, прежде всего, образованием, а во-вторых, опять-таки числом проработанных лет. Для профессора университета критерием подобающего места среди коллег будет дата его официального назначения на кафедру.

Примечательно, что четкое осознание своего ранга присуще людям не только в общественно-политической или деловой жизни, словом -- в сфере официальных отношений. Оно дает себя знать и среди творческой интеллигенции, где, казалось бы, сам характер деятельности должен выдвигать во главу угла личные таланты и заслуги. У писателей, артистов, художников бытует понятие «предшественник», т. е. человек, которого надлежит почитать уже за то, что он раньше начал подобную же карьеру, раньше вступил в литературу, на сцену, дебютировал в живописи или архитектуре.

Домашний очаг по-прежнему остается у японцев заповедником старого этикета. Каждого, кто уходит из дому или возвращается, принято хором приветствовать возгласами «Счастливого пути!» или «Добро пожаловать!» Мне часто приходилось видеть, как японцы встречают в Токийском аэропорту родственников, возвращающихся из далеких заграничных поездок. Когда муж сходит с самолета, жена приветствует главу семьи глубоким поклоном. Он отвечает сдержанным кивком, гладит по голове сына и почтительно склоняется перед родителями, если те соблаговолили его встречать.

Мы привыкли подчас больше следить за своим поведением среди посторонних, чем в кругу семьи. Японец же за домашним столом ведет себя куда церемоннее, чем в гостях или в ресторане.

Он преспокойно раздевается до нижнего белья перед незнакомцами в поезде, но, если кто-то из родственников придет к нему домой с визиток, он станет поспешно одеваться, чтобы принять его в подобающем виде. Иностранца, пожалуй, в равной степени поражают как церемонность японцев в домашней обстановке, так и их бесцеремонность в общественных местах. Японец просто не представляет себе, что помещение, где не нужно разуваться, может быть чистым. В кинотеатре, на вокзале, в автобусе люди преспокойно швыряют на пол окурки, пустые бутылки, обертки от конфет и прочий мусор.

Быть учтивым -- значит не только скрывать свое душевное состояние, но порой даже выражать прямо противоположные чувства. Японский этикет считает невежливым перелагать бремя собственных забот на собеседника или выказывать избыток радости, тогда как другой человек может быть в данный момент чем-нибудь расстроен.

Если фразу «у меня серьезно заболела жена» японец произносит с улыбкой, дело тут не в каких-то загадках восточной души. Он просто хочет подчеркнуть, что его личные горести не должны беспокоить окружающих. Обуздывать, подавлять свои эмоции ради учтивости японцы считают логичным.

Лишь прожив в стране несколько лет, начинаешь понимать, что японская вежливость -- это не низкие поклоны, которые выглядят весьма нелепо в современной уличной толпе или на перроне метро, и не обычай начинать разговор с множества ничего не значащих фраз. Японская вежливость -- это прежде всего стремление людей при любых контактах блюсти достоинство друг друга.

Если задуматься, какими чертами, какими человеческими качествами пришлось пожертвовать японцам ради их образа жизни, прежде всего, пожалуй, нужно назвать непринужденность и непосредственность. Японцам действительно не хватает непринужденности, ибо традиционная мораль постоянно принуждает их к чему-то. Строгая субординация, которая всегда напоминает человеку о подобающем месте, требует постоянно блюсти дистанцию в жизненном строю; сознание своей принадлежности к какой-то группе, готовность ставить преданность ей выше личных убеждений; предписанная учтивость, которая сковывает живое общение, искренний обмен мыслями и чувствами,-- все это обрекает японцев на известную замкнутость (если не личную, то групповую) и в то же время рождает у них боязнь оставаться наедине с собой. 117 В. Овчинников //Японский ребенок дома и в школе, Воспитание школьников №4-89,с. 95.


Как воспитывают детей в разных странах? Что стоит перенять из опыта воспитания в европейских и азиатских родителей?
Сколько стран – столько систем воспитания. В Италии малышей балуют и позволяют проказничать, Французские родители более требовательны, а японские начинают учить малышей уму-разуму только после 5 лет… Перенимаем опыт воспитания в разных странах. Нам есть чему поучиться!

Семья в Швеции


Около 40 лет назад в Швеции приняли закон о запрете на физические наказания детей. Нынешнее поколение детей воспитывают родители, которыми в голову не придет дать малышу по попе или применять психологическое давление.Общество спокойно относится к детским истерикам в общественных местах, что помогает мамам сохранять спокойствие.

Как живется малышам в Германии?

Отличия начинаются еще в роддоме, где нет привычной нам изоляции и стерильности. В палату пускают всех желающих навестить молодую маму. Дома родители с раннего возраста приучают ребенка к режиму. Отбой – не позже 20 часов. В вечернее время на улицах не встретишь родителей с детьми. Зато днем очень много мам и пап, гуляющих с малышами. Здесь не принято проявлять чрезмерную опеку и следовать за крохой по пятам. Хочет посидеть в луже? Пожалуйста! Главное, никто не осудит.


Мелкие конфликты на площадке дети обычно решают самостоятельно. Взрослые вмешиваются лишь в крайнем случае. В детских садах ребенку тоже предоставляют максимальную свободу. Он может заниматься тем, что ему нравится. А воспитатель – это скорее друг и наставник.

Опыт родителей из Франции


Во время поездок за границу легко заметить, что европейские дети более раскрепощенные, а их родители при этом остаются спокойными. Они не одергивают малышей и не повышают на них голос. Это стиль европейской системы воспитания.Во Франции детей берут в кафе, на выставки, в путешествия. Папы здесь спокойно носят младенцев в слингах, возят их в детском сиденье на велосипедах, гуляют на площадках.

Итальянские традиции

Шумным и активным малышам в Италии практически не делают замечаний, даже в общественных местах. Тут считается, что ребенку нужно давать самовыражаться. Детей в Италии не просто любят, а обожают! Незнакомые люди запросто могут потрепать кроху по голове, осыпать его комплиментами. Папы души не чают в дочках, а мамы больше опекают мальчиков. Здесь принято часто собираться всей семьей.

Чему учат в Турции?

К детям в Турции относятся трепетно и нежно. Им разрешено баловаться, носиться по улицам, шуметь – словом, быть детьми! В кафе никого не удивит малыш, бегающий между столиками. Более того, ему еще и поулыбаются, и угостят сладеньким. В Турции не распространено раннее развитие, вплоть до школы детей не нагружают чтением и другими занятиями. Да и система образования весьма лояльна – здесь спокойно относятся к тому, что у ребенка низкий балл по некоторым предметам.Читать еще: Чем отличаются европейские и американские детские сады от нашихМальчиков и девочек воспитывают по-разному. Мужчина готовится стать главой семьи. Младшие дети уважают старших братьев и сестер.

Воспитание в Японии

Тут чтят традиции, поэтому много веков воспитание не меняется. До 5 лет крохам разрешают все, но после дети попадают в жесткую систему правил и запретов. До5 лет мать практически неразлучна с малышом. Слинги к нам пришли именно из Японии. Постоянный физический и духовный контакт создает незыблемый материнский авторитет. В будущем у ребенка не возникает проблем с послушанием.

Наши сведения о том, как принято воспитывать детей в других странах, обычно крайне скудны. Часто, узнавая тот или иной факт о воспитании за рубежом, мы тут же начинаем удивляться и часто завидовать: жаль, что у нас так не делают! Но мы воспринимаем эти факты раздельно, чтобы правильно оценивать их, нужно иметь представление обо всей системе воспитания в целом. Поэтому в этой статье вы сможете найти сведения о том, как воспитывают детей в некоторых странах. Остановимся на трёх – Германии, США и Японии.

Германия

В Германии семью принято заводить до тридцати, однако немцы, как правило, не торопятся с рождением ребёнка. У немцев есть несколько причин так поступать. Во-первых, каждый понимает, что никто их семье просто так помогать не будет, а значит, мама с папой должны хорошо зарабатывать, чтобы обеспечить ребёнка всем необходимым. Во-вторых, в Германии очень мало детских садов, а даже те, которые есть, работают только в первой половине дня. Зато в этой стране очень редко рождаются незапланированные и нежеланные дети.

Немцы очень тщательно продумывают всё ещё до зачатия ребёнка – какого ему выбрать педиатра, как лучше устроить ему комнату.

Ни о каких детских садах не может быть и речи, если ребёнку ещё нет трёх лет, в отличие от нашей страны, где малышей пристраивают в сад уже с годика. После трёх лет, как считают немецкие родители, ребёнок уже должен учиться общаться со сверстниками, поэтому его водят в специальную детскую группу, где он просто играет с детьми. Позже ребёнка отдают в детский сад.

В детском саду дети находятся только в первой половине дня, а обедают дома – эта традиция, как считают немцы, очень важна для сплочения семьи. К сожалению, в нашей стране совместные обеды и ужины становятся уже редкостью.

Готовность к школе у немецкого ребёнка определяется, как правило, только по одному параметру – его умением общаться с другими детьми. Это в то время, как в России перед школой с ребёнком проводят огромное количество тестов. Несомненно, в нашей стране к данному вопросу относятся несколько более ответственно.

США
В США молодые люди редко вступают в брак раньше тридцати лет. Они считают, что сначала нужно позаботиться о высокооплачиваемой работе, сделать взнос за дом, а затем уже и обзавестись семьёй. Причём, чаще американцы живут гражданскими браками.

Когда семья готова к появлению детей, как правило, родители заводят двух-трёх детей подряд. Они считают, что так у детей будет постоянно полноценное общение.

В США есть традиция брать с собой детей везде. Например, молодые родители могут взять с собой ребёнка на вечеринку, если его не с кем оставить. В большинстве кафе и ресторанов есть помещения, где ребёнка можно покормить и перепеленать, почти везде предусмотрены детские комнаты, где малыши могут поиграть и порисовать.

Такая привязанность к детям обусловлена тем, что оставлять малышей на бабушку с дедушкой в США не принято, а услуги няни недёшевы.

Кроме того, в Америке действует закон, по которому детей младше двенадцати лет нельзя оставлять дома одного.

Японская модель воспитания европейцам часто кажется удивительной и непонятной: в Японии ребёнку до пяти лет позволено делать всё, что он захочет, его никто не будет ругать или одёргивать, что бы он ни делал. Сами японцы говорят, что дело обстоит не совсем так, как кажется.

Они действительно никогда не будут ругать детей на людях – это считается дурным тоном. То, что касается семьи, должно оставаться в семье. Ребёнку могут сделать замечание потом, один на один. Тем не менее, на него ни за что не будут кричать и уж тем более не поднимут руку. Это правило очень контрастирует с привычкой наших российских молодых мамочек устраивать истерики в людных местах и лупить ребёнка на глазах у прохожих.

В начальной школе учителя всегда находятся рядом с детьми – дети обедают в классе вместе с учителем. В японских школах не бывает родительских собраний, родители и учитель общаются с помощью специальных дневников, а раз в неделю учитель уделяет каждому родителю пятнадцать минут для личной беседы.

Однако есть и очень неоднозначные пункты в этой системе. При переходе в среднюю школу ребёнок начинает ощущать на себе очень жёсткое отношение, как со стороны школы, так и со стороны родителей. В школе чётко регламентировано не только поведение, но и внешний вид, а главное – учеников вынуждают находиться в состоянии постоянной конкуренции. Если в России дети с разными способностями занимаются вместе, то в Японии детей делят по способностям и вынуждают постоянно конкурировать друг с другом. К дружбе такие отношения не располагают.

Как видите, систем воспитания много, и все они в чём-то отличны от нашей. Но в каждой из них есть и свои плюсы, и свои минусы.

Loading...Loading...