Как преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе? Духовно-нравственный кризис в России: как преодолеть.

В предверии Дня Победы невольно начинаешь задумываться над вопросом: а попади нынешнее поколение России в ту грозную эпоху, смогло бы оно также с честью отстоять независимость Родины и переломить хребет военной машине вермахта? Смогли бы они одержать победу, как смогли их отцы, деды и прадеды? «Конечно, смогли»! - Ответят некоторые ветераны. «Да, выдержали бы»,- вторят им отдельные представители нынешнего молодого поколения. Мол, перед лицом опасности объединились бы, забыв все раздоры и слабости, как это сделали наши предки. Ну что ж, если разбираться в основах национального менталитета, то способность объединяться и объединять вокруг себя других, а также последующая за этим полная мобилизация сил нации перед лицом полного уничтожения или потери суверенитета всегда отличала русский и, в целом, славянские народы. Именно благодаря этой нашей особенности Россия одерживала победу во многих войнах. За примерами далеко ходить не нужно, достаточно всего лишь открыть учебник . 1380, 1612, 1812, 1941-1945 - все эти даты являются прямым тому подтверждением. Действительно, как показывает история, перед лицом серьезной угрозы, посягающей на независимость или вообще на существование России, наш народ всегда объединялся для решения одной очень трудной цели - эту независимость отстоять. И путем неимоверных усилий, путем использования лучших национальных резервов, преисполненные самоотверженности, не считаясь с потерями, мы этой цели достигали. Подтверждение этой мысли помимо учебника истории мы найдем в трудах русских философов. А уж этих-то умнейших людей своей эпохи мы просто обязаны послушать, так как они целенаправленно занимались изучением «русской души». Соборность у Хомякова, что-то подобное у Лосского и Соловьева, коммюнитарность у Бердяева - все указывает на наличие у русских этой черты, способности к объединению перед опасностью. Тем самым, резюмируя все сказанное выше, напрашивается вывод, что нам бояться нечего! В любом случае, если угрожающая нам ситуация окажется достаточно серьезной, мы быстренько объединимся для ее решения и достойно выйдем из нее, как это с успехом делали до нас наши предки. Но так ли это на самом деле? В этой статье мы попытаемся ответить на этот вопрос.


Безусловно, русский народ имеет способность мобилизовать все силы и физические, и духовные для решения какой-либо «великой цели». Главное, чтобы цель была по-настоящему великой, и прониклось ею как можно больше народа. Но вот беда - «великая цель» предполагает наличие не менее «великого врага», с которым необходимо бороться. Мы построили величайшее индустриальное государство Советский Союз, постоянно готовясь к войне, собственно, для этого и строили. Но вот вопрос: А в случае отсутствия ярко выраженного «великого врага» сможет ли народ также мобилизоваться для решения не менее «великой цели», ну, скажем, ни много ни мало - сохранения государства и нации в целом. Вопрос весьма интересный. Тем более, издавна в России носителем мудрости считался народ, так вот этот самый народ и сказал: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Что ж, попробуем объективно охарактеризовать сложившуюся современную ситуацию и посмотреть есть ли нам перед чем объединяться и мобилизовываться. А ситуация эта весьма печальна.

Русский народ находится в глубочайшем системном духовно-нравственном кризисе, вот основной тезис нашей статьи. В чем же этот кризис выражается? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть основные его элементы.

1. Первое и самое главное - мы вымираем! Смертность превышает рождаемость. Только по официальным данным, население РФ с 2002 года по 2011, это даты последних переписей населения, уменьшилось на 3 000 000 человек (цифры округлены). А если учесть всех мигрантов, приехавших в нашу страну, то ситуация вообще складывается критическая. Не будем забывать, что, как правило, официальная информация лишь приближает нас к действительности. Сколько народу вымерло реально, мы можем только догадываться. Причем, естественная убыль характерна для исконно русских субъектов РФ. У других национальностей, за редким исключением, с демографической ситуацией все в порядке.

2. Вторым, как по очереди, так и по важности, элементом является кризис института семьи как такового. Он и является основным катализатором демографических проблем. Конечно, и сейчас люди женятся, рожают детей, создают семьи - все идет своим чередом. О каком же семейном кризисе мы тогда говорим? Дело же обстоит вот в чем. У нас утрачена преемственность в воспитании. Наши дети не впитывают, а отцы не передают национальные традиции и национальный опыт. Возьмем для примера народы Северного Кавказа. Там процесс передачи устоев и традиций от отца к сыну находится на должном уровне. С детства прививается уважение к своим родителям и невозможность им прекословить. Согласитесь, здесь нам есть что позаимствовать, тем более еще относительно недавно, каких-нибудь 50-60 лет назад, у нас было что-то подобное.

Далее необходимо отметить нежелание нынешних семейных пар рожать более 1-2 детей. Конечно, молодые семьи сразу закричат, что им не создаются элементарные условия. Государство о них не заботится, не хватает детских садов, и приведут еще бесконечное множество социальных проблем. И они будут правы. Действительно, существует целый «воз» проблем. Но скажите, когда в российских семьях XIX- начала XX века рождалось по 11 детей им что, было легче что ли??? Почему-то современные семьи больше думают об обеспечении собственного комфорта, чем о детях. Конечно, лучше купить себе машину, слетать отдохнуть в Тайланд, чем родить второго ребенка и потратить деньги на его воспитание. Все стремятся к материальным благам, забывая, что счастье в детях, а не в богатстве. Тем более сейчас эта проблема как никогда актуальна – России нужны ваши дети!

Еще одна составляющая кризиса семьи – это нежелание современной молодежи устраивать семейной жизни. Безусловно, это относится далеко не ко всем, но данный факт присутствует в мировоззрении молодых людей довольно-таки часто. Жизнь для них выступает источником наслаждений и праздных развлечений, а мыслей о семье в таком жизненном укладе, конечно, возникать не будет. Это все можно легко объяснить одной простой причиной, которой эта сама молодость и является. Да, все мы когда-то были молоды, все мы любили лихо погулять. Но именно эта вечная гулянка рискует перейти в жизненный уклад. И мысли типа: «я сейчас молодой, потому и развлекаюсь, а семейную жизнь буду выстраивать потом», могут привести к печальным последствиям. Показательно мировоззрение молодых людей все того же ХIX века. Свадьбы игрались в достаточно раннем возрасте, так как не было мыслей о том, как бы нагуляться, а были мысли о создании семьи. Мы уже не первый раз в своих сравнениях обращаемся к периоду XIX - начала XX века, так как считаем, что данный период в плане духовно-нравственного состояния народа является примечательным, и нам не помешало бы многое из этого периода перенять. Многим известен случай, когда немецким доктором во время ВОВ исследовались незамужние русские девушки. Из 100 девушек - 90 оказались девственницами. И тогда этот же доктор сказал, что народ с таким уровнем нравственности никогда не победить. Как в воду глядел докторишко!

3. Третий и последний элемент духовно-нравственного кризиса состоит в воспитании. Точнее, в его отсутствии. Речь, прежде всего, о патриотическом и нравственном взгляде на жизнь и на все совершаемые поступки. Думаем, никто не будет отрицать, что за последние 30 лет произошел процесс подмены духовных основ русского общества. Сейчас 2012 год и основной базовой ценностью гражданина России стало стремление обогатиться, провести жизнь с наибольшим комфортом, в общем, налицо прямой процесс интеграции в сознаний жителей России пирамиды ценностей, характерной для западной протестантско-католической цивилизации. И где же упомянутые идеи соборности, коллективизма, взаимопомощь и сострадание, которые исконно присущи русскому народу. Народу, который создал величайшее межэтническое государство благодаря своей уживчивости и способности к объединению. Нет, эти особенности еще не совсем утеряны. В данной статье объектом нашего исследования в первую очередь выступает российская молодежь, ведь им дальше модернизировать экономику и выживать в стране, которая все никак не может обеспечить элементарное - исполнения собственных законов в равной степени всеми. И вот кименно в нашем молодом поколении мы и наблюдаем «вымывание» рассматриваемых выше особенностей национального характера. Конечно, подогонять всех людей под одну копирку бессмысленно, да и неверно, но здесь речь идет об общих тенденциях генезиса нашего общества. И происходит это самое вымывание из-за отсутствия должного воспитания, как со стороны государства, так и со стороны семьи.

Вот, уважаемые читатели, мы показали вам основные элементы захлестнувшего и свирепствующего в России кризиса. Кризиса, который гораздо пострашнее финансового, так как он ведет к исчезновению нашей нации. Все обозначенные элементы являются взаимосвязанными и из одних составляющих следуют другие, и, конечно же, этот перечень не является исчерпывающим. Теперь же давайте вернемся к вопросу, поставленному нами в самом начале. Сможет ли русский народ объединиться и мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы для решения этой серьезнейшей угрозы - угрозы вымирания. Пока же мы одерживали победы только над внешней нависшей угрозой. Сейчас же такового ярко выраженного врага просто-напросто нет! К сожалению, следует констатировать факт, что пока никаких весомых положительных движений в этом направлении не существует. Весьма досадно, являясь русским человеком, признавать этот факт. Против нас действуют множество сил, и тяжело нам работать в направлении выхода из кризиса, когда Госдеп выделяет колоссальные суммы на «развитие демократии в России». Какая интересная формулировка. Западная поп-культура, льющаяся на наших детей отовсюду, а они, наши дети, с упоением смотрят на все это и впитывают эту дрянь в свое формирующееся сознание. Интернет, который пестрит множеством экстремистских и порнографических сайтов, еще подливает масла в огонь. Это все и есть наш нынешний внешний «великий враг», против которого нужно всеми силами бороться! Но вот как? Большой вопрос.

Мы живем в современном информационном обществе, и создавать тотальную цензуру просто не представляется возможным. Это сложно с технической стороны, к тому же различные правозащитники как иностранные, так и доморощенные буквально зальют грязью все изменения в этом направлении, предлагаемые государством.

Но нет худа без добра – еще одна мудрость, сказанная народом. И при всем множестве негативной информации, выложенной выше, мы просто не имеем права не уцепиться и за ряд положительных моментов. Тем более, они позволяют нам с полной уверенностью утверждать: у нас есть надежда! Очень радует стремительно развивающееся движение среди молодых людей, которое активно пропагандирует здоровый образ жизни. Оно, это движение, пока находится в состоянии зародыша и держится в основном на инициативе самих ребят, не находя должной поддержки со стороны государства, хотя как раз такие движения оно просто обязано поддерживать. Приятно наблюдать, когда молодые люди устраивают различные «Здоровые акции». Массовые пробежки, распространение антиалкогольной агитации. Нам верится, что и с нравственно-патриотическим воспитанием у них все в порядке.

Еще одна позитивная тенденция, это все чаще появляющаяся в периодической научной литературе идея о необходимости формирования своей национальной идеи. Как правило, из такого рода литературы идеи затем и переходят на стол власть имущим – представителям законодательной и исполнительной власти. Действительно, с недавних пор в политических журналах «Полис», «Социально гуманитарные знания» - в большей степени появляются статьи, которые говорят о необходимости создания одной общей великой цели, поддерживаемой большинством общества. Эта цель как раз и позволит нам объединить все усилия для решения внутренних и внешних проблем. С такого рода идеями мы полностью солидарны, как уже указывалось выше, наличие «великой цели» крайне необходимо русской нации для серьезных положительных прорывов во всех сферах жизнедеятельности. И основная задача государства в ближайшее время нам видится в создании объединяющей национальной идеи – создании независимого, сильного, благополучного государства. И последующая интеграция этой идеи в сознание людей. Наши граждане должны осознать, что при наличии величайшего прошлого они должны стремиться к созданию величайшего будущего для нашей страны и приложить для этого все усилия.

Самое сложное - это до людей достучаться, сделать так, чтобы идея эта ими воспринималась, как своя собственная. Как этого достичь? Существует ряд конкретных мер. Крайне необходимо подключать все имеющиеся государственные медиаресурсы. Создание общественного телевидения – замечательно, но недостаточно! Реклама. Согласно ст. 10 ФЗ «О рекламе», социальная реклама не должна превышать 5% от общего количества рекламного пространства. Вы помните, когда последний раз на федеральных каналах проскакивала соц. реклама. Лично я -нет. Цифру 5% нужно повышать как минимум до 20%! И при помощи соц. рекламы пропагандировать как здоровый образ жизни и спорт, так и патриотизм, и уважение к семье. Учеными давно доказано, что просмотр какой–либо рекламы более 4 раз оставляет своеобразный отпечаток в сознании. Недаром у рекламодателей считается, если их рекламу увидело наибольшее количество человек не менее 4 раз, то реклама признается успешной. Помимо рекламы необходимо включение в эфир исторически-патриотических передач. Причем отснять их так, чтобы это было интересно детям. И при любом использовании эфирного времени использовать его для пропаганды общественно-значимых и общественно-полезных идей.

Далее Интернет. Он уже давно стал рассадником основных деструктирущих идей. Ему особенное внимание необходимо уделить государству. Также нужно проводить работу в пропаганде идей и ценностей, значимых для общества. И все-таки мы приходим к выводу, что Интернет-пространство придется ограничивать. Да, государству трудно будет решиться на такой серьезный шаг. Ограничение доступа к ряду серверов, растлевающих наших детей, непременно приведет к буре негодования среди различных правозащитных организаций. Вы только представьте эти лозунги. «Нас лишают свободы получения информации! В России окончательно завершилось построение тоталитарного государства! Нас зомбируют!» Конечно, прямо говоря, мы ведем речь о некотором ограничении свободы к доступу информации. Но данная практика имеет место в других государствах и приносит свои плоды. Пример Китая здесь показателен. Что делать, если вопрос ставится о выживании нации. И ни в коей мере не стоит говорить, что вынужденная мера ведет к зомбированию общества. Зомбирование его происходит сейчас этими рекламами, непонятными развлекательными передачами. То, что предлагаем мы, называется не зомбированием, а лишь указанием обществу верного пути. Ситуация доходит до абсурда! В этом году мы отмечаем 200 лет со дня великой победы нашего народа в отечественной войне 1812 года. Кроме телеканала «Звезда» я даже упоминания не слышал ни на одном телеканале. А ведь это очень яркий воспитательный пример для подрастающего поколения. Плакать хочется, друзья.

Следует отметить, что даже если государство одумается, возьмет контроль за сетью Интернет, активнее будет заниматься пропагандированием при помощи своих медиаресурсов социально значимых идей, естественно, все сразу не станут патриотами, ведущими правильный образ жизни. Также крайне важны такие вещи как воспитание в семье, просоциальная направленность ближайшего окружения. Но когда во всех источниках информации будет культивироваться образ здорового, сильного, патриотически настроенного и нравственно чистого человека, то уверяем вас, со временем это возымеет необходимые положительные изменения. Конечно, замыкаться на одной лишь рекламе не стоит. В школах должны на регулярной основе быть введены патриотические воспитательные беседы с героями России и другими достойными сынами отечества. Также всем известен тот факт, что на юношеское сознание наибольшее впечатление производят встречи со своими кумирами. Из этого следует, что на постоянной основе к разного рода беседам, следует привлекать и звезд спорта, киноактеров и звезд шоу бизнеса. Только не таких диссидентов как Ксюша Собчак, конечно, а адекватных людей. Активизировать работу необходимо и Русской православной церкви, и другим религиозным организациям, в зависимости от вероисповедания. Духовно-просветительские беседы также должны занимать значительную нишу в воспитании грядущих поколений.

Как вы все заметили, все предложенные меры сводятся к созданию в России мощной пропагандистской машины, интегрирующей в сознание истинные, не побоимся этого слова, ценности и жизненные планы. Что-то подобное было в СССР, но предлагаемые меры не влекут такого уж тотальнейшего контроля за личностью и естественных прав остается гораздо больше. Ну и набирающее силу движение за здоровый образ жизни, на которое и следует обратить наибольшее внимание, позволяет нам надеяться на выход и успешное преодоление духовно-нравственного кризиса, в который мы все угодили. И хочется верить, что базовые ценности, такие как любовь к Родине, к своей семье, ведение здорового образа жизни, уважение и взаимопомощь друг другу, любовь и воспитание своих детей, будут приняты молодым поколениями и воплощены в жизни. Перевооружение армии, диверсификация экономики - это, конечно, нужные и крайне необходимые меры, но кто все это будет осуществлять, если у государства не будет верных ему квалифицированных людских ресурсов, поэтому сохранение и воспитание их есть важнейшая задача государства. И вот только после решения этой задачи можно будет не бояться никаких бед и невзгод, потому что выйти с достоинством из них, как выходили из тяжелейших исторических катастроф наши славные предшественники, без сомнения, смогут сильные духом и физически Российские граждане.

Пути выхода из нравственного кризиса общества. Современное общество находится в глобальном кризисе. Он проявляется в любой области: политической, экономической, в области сельского хозяйства, здравоохранения, семьи, человеческих взаимоотношений и в других областях. Первостепенной причиной любого кризиса является снижение или отсутствие нравственности, как отдельных членов общества, так и всего общества в целом. Современное общество не столько эволюционирует (в отдельных областях), сколько деградирует в целом. Это общество потребления, в котором раздуваются непомерные желания, лежащие преимущественно в сфере материальных благ, и жажда удовольствий. Главным приоритетом людей становится нажива, а элементарные понятия трактуются с противоположным смыслом. Государства, построенные на нравственных принципах, всегда имели социальное, экономическое и политическое преимущество, что приводило их к процветанию и росту благосостояния. Поэтому единственный способ выхода из любого кризиса – повысить нравственность народа. Когда человек становится всё более нравственным, он сам автоматически начинает отказываться от того, что безнравственно. Сейчас современные СМИ подстраиваются под самые низшие желания людей, пропагандируя низкие образцы: грубость, курение, насилие, сексуальные злоупотребления и извращения и другие. Однако государство нашло в себе силы на самом высоком уровне начать кампанию против курения и алкоголизации населения. Следующим шагом должно стать проникновение на экраны телевизоров, на радио, на страницы изданий более высоких, более нравственных, прекрасных образцов искусства и культуры, которые должны постепенно вытеснить пошлость, грубость и насилие из сознания народа, а значит, из всех областей жизни государства. Возрождение нравственности должно стать национальной программой, национальной идеологией, пропагандироваться на всех уровнях, всеми возможными способами. Внешний мир представляет собой зеркало, в котором отражается наше сознание. Совершенному сознанию соответствует совершенный мир. Необходимо на государственном уровне пропагандировать нравственные понятия, такие как честь, искренность, добро, скромность, доброжелательность и другие. Необходимо на государственном уровне говорить: «Вы – нравственные люди, вы должны стремиться к благу и добру. Всё вокруг вас должно преобразовываться благодаря вашему совершенствованию!..» И через несколько лет ситуация начнёт меняться. Программа может быть и самая простая: «Я – за нравственность!», «Я живу по совести!». Россия должна стать оплотом нравственности в мире! Давайте совместными усилиями сделаем нравственность первоосновой жизни!

Мнения парламентариев

Смерть инвалида Виталия Седухинского, погибшего в Барнауле в результате обморожения всколыхнула общественность. 9 декабря 2012 года инвалид был оставлен на конечной остановке автобуса в поселке Новосиликатный. В связи с тем, что молодой человек в силу своего здоровья не мог разговаривать, он продолжительное время провел на 40-градусном морозе и получил обморожение рук. Потерпевший был доставлен в Алтайский краевой центр термических поражений, где ему ампутировали пальцы. 8 января 2013 года инвалид скончался.

Уголовное дело соединено в одно производство с ранее возбужденным уголовным делом по ч.2 ст.293 УК РФ (халатность) и передано для расследования в Отдел по расследованию особо важных дел Следственного управления СК по региону.

Глава Информационного отдела РПЦ Владимир Легойда возложил вину за его смерть на общество.

"Происшедший несчастный случай - результат безразличия, а то и презрения и ненависти, которые, к сожалению, нередки в нашем обществе", - приводит его слова NEWSru.com со ссылкой на "Интерфакс".

Легойда отметил, что равнодушие распространяется незаметно, "почти как радиация - без цвета, вкуса и запаха".

"Виталий Седухинский стал жертвой общественной духовной болезни, симптомы которой проявляются постоянно: будь то ролики с избиением несовершеннолетних, регулярно вывешиваемые в социальных сетях, выброшенные человеческие эмбрионы в Свердловской области или ужасная смерть молодого человека, которого подростки заживо сожгли на Вечном огне в городке Кольчугино в 2008 году", - отметил руководитель синодального отдела.

"Но если мы хотим изменений, хотим, чтобы нас окружали небезразличные люди, готовые помочь в непредвиденных обстоятельствах, от которых никто не застрахован, то необходимо системное духовно-нравственное воспитание на всех уровнях, начиная от семьи, детского сада и школы до средств массовой информации, необходим личный пример добродетельной жизни каждого из нас", - заключил Легойда.

Согласны ли вы с мнением Легойды, что для борьбы с безразличием необходимо системное духовно-нравственное воспитание на всех уровнях? Как это реализовать? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.

Валерий Рязанский, Председатель Комитета СФ по соцполитике(Курская обл), депутат ГД 3,4 и 5 созывов, член "ЕР":

Высказана абсолютно беспроигрышная точка зрения. На тему духовно-нравственного воспитания можно говорить годами, веками. Но есть конкретный человек, который погиб. Да, конечно, в какой-то степени проходившие мимо люди виноваты: не обратили внимания, не проявили должного сострадания. Однако, на мой взгляд, прежде всего надо говорить об ответственности близких замерзшего, его семьи. Они не уследили, не досмотрели.

Пенять же на все общество нельзя. Чувство соучастия, соболезнования в людях до конца не утеряно. Люди все разные: одни никогда не пройдут мимо, бросятся на спасение даже с риском для собственного здоровья. Другие же - да, безучастны, живут по принципу «кто-то другой сделает это за меня». Тем не менее, в первую очередь, режим соучастия, мгновенной помощи должен культивироваться внутри каждой семьи. Тогда можно будет легче преодолеть культ насилия, гламура, жизненной установки «каждый сам за себя», широко пропагандируемых сегодня в СМИ.

Со своей стороны, я тоже выступаю за коллективное воспитание, за возвращение к совместным формам участия – все это повышает планку гражданственности общества. Но обрушиваться на все общество, обвинять его в безразличии, презрении – это неправильно.

Екатерина Лахова, Зампред комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций. Фракция «ЕР»:

Я полностью согласна с мнением Владимира Легойды, особенно в той части, что начинать духовно-нравственное воспитание следует уже с детского сада. К сожалению, за последние годы многое, что должно быть связано с развитием в человеке нравственных основ, было упущено у нас и в системе школьного и вузовского образования. Как это ни парадоксально звучит, но необходимо повышать и культурно-нравственный уровень самих педагогов. А то порой идешь мимо какой-нибудь школы или института, и видишь, что преподаватели курят чуть ли не в компании своих учеников.

Сегодня в обществе немало внимания уделяется здоровому образу жизни. Однако при этом нередко забывают о здоровье духовном. Между тем, нравственно-духовные начала должны быть движущими силами во всех сферах жизни – в политике, экономике, образовании, культуре и т.д. Все здравомыслящие люди это хорошо понимают. Но почему-то мы пока не в состоянии изменить к лучшему ситуацию на нашем телевидении, где до сих пор слишком много насилия, жестокости и цинизма. По-моему, работникам ТВ уже давно пора прекратить ссылаться на пресловутые рейтинги и уверять, что якобы только «чернуха», пошлость и прочий негатив могут привлечь современную аудиторию. Посмотрите, какой высокий рейтинг был у замечательного проекта «Голос», сколько он собрал восторженных отзывов зрителей самых разных категорий. Единственное, было обидно, что практически все песни исполнялись там на английском, в то время как отечественный эстрадный репертуар не менее, а то и более богат и разнообразен, нежели западный.

Ярослав Нилов, председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, заместитель руководителя фракции ЛДПР:

Естественно, я согласен здесь с мнением Легойды. И уверен, что такого же мнения придерживаются не только представители РПЦ, но и всех других религиозных конфессий, все люди, которые переживают за будущее своей страны, за духовное состояние своего общества.

Посмотрите, как относятся к людям с ограниченными возможностями за границей и как у нас – это небо и земля. Я не в состоянии даже представить, как можно было совершить такой низкий и бесчеловечный поступок, выбросив на мороз абсолютно беспомощного, больного человека. А ведь весной прошлого года Дума ратифицировала международную конвенцию о защите прав инвалидов!

Случай с Виталием Седухинским демонстрирует не только жестокость и равнодушие, поразившие наше общество, но и отсутствие в нем тех самых духовных скреп, о которых говорил Путин. К сожалению, это стало возможно в процессе развития России в 90-е годы, когда наряду с разворовыванием олигархами госсобственности стали разрушаться и духовно-нравственные ценности народа.

ЛДПР давно говорит о том, что должно быть в основе нравственного и культурного оздоровления и возрождения российского общества. Одними декларациями о правильном воспитании здесь не обойтись. Необходимо поднимать уровень и авторитет института семьи, наводить наконец порядок на наших телеканалах, которые зачастую морально растлевают нашу молодежь пропагандой вседозволенности и вседоступности. Одновременно нужно развивать институты гражданского общества, повышать качество и уровень жизни людей. Мы неоднократно вносили и законопроекты, направленные на борьбу с алкоголизмом, курением и наркоманией, предлагали запретить рекламу абортов. К сожалению, фракция технического большинства в Думе работает таким образом, что все наши инициативы, как и предложения других оппозиционных фракций, игнорируются и не рассматриваются годами.

Алексей Александров, 1-ый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества (Калужская обл). Член ЕР:

Безусловно, согласен. Но побывав во многих странах, могу с уверенностью завить, что в принципе люди у нас высоконравственные, не лживые. Самый добрый народ – это наш, русский, воспитанный на добрых русских сказках.

Но, конечно, нам надо проанализировать состояние воспитательной работы на уровне государства. Причем в первую очередь воспитывать надо не детей, а взрослых – тех, кто сам должен быть воспитателем: работников детских садов, школьных учителей, преподавателей вузов.

В последнее время Минобрнауки довольно активно «воюет» с разными вузами. Может быть, это и хорошо, и, наверное, нужно, но основное внимание министерство должно уделять идеологии добра, сострадания, сочувствия, воспитывая не только студентов, школьников, но и их наставников, руководителей, прививая им по настоящему либеральные ценности, а не псевдо- и не лживолиберальные.

Валерий Зубов, Член комитета ГД по транспорту. Фракция "СР":

Ответ здесь может быть простой: покажите пример. Кого представляет Владимир Легойда, призывающий общество к духовно-нравственному очищению? Именно церковь всегда, во всех цивилизациях являлась источником той морали, которая цементирует отношения между людьми. Возлюби ближнего своего как самого себя – разве это не одна из основных заповедей Русской православной церкви? Так вот, пусть представители РПЦ вначале продемонстрирует пример неравнодушия, человеколюбия, истинного милосердия и т.д., и я уверен, многие за ними последуют.

Но сегодня церковные иерархи, как правило, не дают обществу достойных для подражания примеров. Попробуйте пообщаться с кем-нибудь из церковнослужителей чуть выше уровня района – в большинстве случаев вам придется столкнуться с высокомерием и презрением к простым людям, с нетерпимостью к чужому мнению.

Выступление священника в связи с трагической историей в Барнауле – это как раз тот случай, когда хочется посоветовать человеку начать с себя. Я вообще уверен, что любые призывы к нравственному воспитанию будут бесполезны до тех пор, пока в каждом из нас не начнет шевелиться совесть, пока люди не начнут сами работать над собой, своим морально-нравственным обликом, мыслями и поступками. И, безусловно, каждый эпизод, подобный случаю с барнаульским инвалидом, должен широко обсуждаться в обществе, чтобы оно хотя бы понимало причины, которые ведут к таким трагедиям.

Олег Куликов, Зампред комитета ГД по охране здоровья. Фракция «КПРФ»:

К глубокому сожалению, в условиях дикого бандитского капитализма, в которых сегодня находится наше общество, подобные случаи будут происходить постоянно. Это неизбежно, если в общественное сознание все время вдалбливаются идеи индивидуализма, мысли о том, что в современной жизни каждый за себя, что в ней нет места человеческому сочувствию и взаимовыручке.

Говорить в данной ситуации о некоем духовно-нравственном воспитании – это, на мой взгляд, фальшь и фарисейство. Как можно говорить о таком воспитании или о духовных скрепах в обществе с громадным социальным неравенством и социальной несправедливостью? Какие могут быть единые духовные скрепы, скажем, у олигархов и у нищих, униженных и оскорбленных?

Не изменив социально-экономическую ситуацию в стране, не вернув в нашу жизнь принципы социальной справедливости, мы никогда не преодолеем глубокий кризис морали и нравственности, в котором сегодня оказались. Государство давно самоустранилось от заботы о своих гражданах, не помогает инвалидам, не развивает здравоохранение. Все внимание направлено на обеспечение интересов 5% людей, относящихся к т.н. «элите». В этой ситуации ни о каких перспективах гуманизации и нравственного оздоровления общества говорить невозможно.

Гаджимет Сафаралиев, Председатель комитета ГД по делам национальностей. Фракция "ЕР":

Полностью согласен с тем, что без всестороннего духовно-нравственного воспитания, которое начиналось бы еще до школы, нашему обществу нелегко будет справиться с его болезнью. А болеет оно очень серьезно – прежде всего, действительно, безразличием, черствостью, невниманием к чужим бедам и проблемам. Люди нередко становятся грубыми, агрессивными, несут в себе отрицательную энергетику, что особенно часто наблюдается в больших городах.

Думаю, одна из ведущих ролей в деле воспитания и духовно-нравственного развития общества должна оставаться за представителями основных религиозных конфессий. Ведь практически любое религиозное учение несет в себе идеи добра, сострадания и милосердия. Поэтому представителям наших конфессий нужно сосредоточиться больше не на вопросах, близких к политике и экономике, а на пропаганде общечеловеческих ценностей. Этим же должны активно заниматься и наши СМИ, которые сегодня пока никак особо не содействуют ни воспитанию молодого поколения в духе патриотизма и взаимоуважения, ни развитию межнационального мира и дружбы между народами.

Отодвинув духовные и нравственные ценности на задний план, мы уже получили по сути поколение, которое единственным смыслом жизни видит поклонение «золотому тельцу», сугубо материальным ценностям, сомнительным образцам западной культуры. Мы не должны допускать, чтобы и следующее поколение росло в атмосфере духовной нищеты и полного отсутствия каких-либо нравственных идеалов.

Сергей Лисовский, 1-й зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу (Курганская обл). Член ЕР:

Начинать надо с возрождения старой советской системы образования, возвращения единых учебников, в том числе по истории, литературе, отказа от ЕГЭ.

В годы СССР были замечательные, проверенные годами учебники. Мой отец и я изучали математику по очень хорошему учебнику под редакцией Перельмана. Сын же мой, к сожалению, занимается сейчас по какой-то ерунде. А ведь школьные учебники, нравственное воспитание, духовные скрепы все это связано: не будет одного элемента – не будет единой цепочки. Уверен, именно возвращение советской школьной системы образования станет базисом для духовно-нравственного возрождения общества.

Валерий Сударенков, Член Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике (Калужская обл):

В общем-то, Легойда ничего нового не сказал. Главный вопрос, кто будет этими воспитателями, на основе каких ценностей, моделей надо воспитывать?

Убежден, коль такие вопиющие случаи происходят периодически, в воспитании нуждаются сами воспитатели, то есть все мы, все наше общество, где остро ощущается дефицит воспитания.

Формы же воспитания такого рода в принципе известны. Основа – это, безусловно, религиозное учение. Может быть, не столь современно звучит, но это именно так. Другое дело, в вопросе прививания духовно-нравственных ценностей через религию не должно быть навязывания. Процесс должен идти постепенно, сам собой. Но и светские образовательные институты – детские сады, школы, вузы - не должны отставать в этом вопросе. Светские и религиозные институты должны объединить свои усилия для возрождения нашего общества.

Асламбек Аслаханов, Экс-сенатор. Президент "Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб РФ" А.А. Аслаханова. Член ЕР:

Полностью с ним согласен. Граждане России в массе своей всегда были добрыми, нравственными людьми. Посмотрите на глубинку. Там и сейчас все друг с другом здороваются, шапку при этом снимают. Но разрушительная сила телевидения, которое пропагандирует раннюю половую жизнь, гражданские браки, добирается и туда.

В этой ситуации меня удивляет инертность конфессий. На мой взгляд, в этом вопросе они недостаточно активны. Как мне кажется, им уже давно надо было объединиться и начать массовое наступление на разрушающее душу телевидение. Их молчание – это их серьезная ошибка.

Убежден, такой трагический случай не единственный. Это раньше к каждому упавшему на улице бросались выяснить, что случилось, старались чем-то помочь, вызывали «скорую». Сегодня же посмотрят мельком и пойдут дальше.

Считаю, что помимо предложения Легойды, на государственном уровне необходимо заняться воспитанием толерантности, возрождением традиций и обычаев всех народов, населяющих Россию, через какие-то совместные мероприятия, концерты, телевизионные передачи.

Хочу сообщить, что на 25 января намечен съезд Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб, где мы в обязательном порядке поднимем вопрос о духовно-нравственном воспитании общества.

Мингалёва Виктория, студентка Белгородского педагогического колледжа

Данная статья раскрывает проблемы духовности современной России. Акцент делается воспитание патриотизма и гражданственности. особое внимание уделено необходимости возвращения православных традиций и ценностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мингалева Виктория,

11 КП группа,

Белгородский педагогический колледж

Духовно-нравственный кризис в России: как преодолеть?

«Сон разума порождает чудовище»

Гёте

На чём держится сейчас Россия? По-моему, на той самобытной глубокой культуре, которая была создана единым русским народом, во всём сложном сочетании его национальностей. Эта культура создавалась в течение целого тысячелетия, на единой, все расширяющейся территории, при едином государственном и культурном языке, в единой судьбе войн и хозяйственно- торгового сотрудничества. Всё это вырабатывало у народов России сходство душевного уклада, близость в обычаях и характере, единство в восприятии мира, людей, государства. На этой основе творилась и развивалась русская национальная культура. И поэтому, вынужденная провоевать две трети своей истории, Россия остаётся живым, духовно-историческим сложившимся организмом, который из всякого распада вновь восстанавливается таинственной древней силой своего бытия.

Сегодня мы вполне понимаем, что предлагаемая России система либеральных ценностей, себя не оправдала. Усиленные процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственных критериев, или подменяя традиционную нравственную психологию примитивной психологией потребителя .

Для нас это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания.

Наша твёрдая уверенность состоит в том, что положительных сдвигов можно добиться, культивируя и опираясь на такие понятия, как Вера, нравственность, духовность, память, историческое наследие, патриотизм.

Мы хотим построить крепкое государство, где соблюдаются принципы права и свободы человек, мы возрождаем веру, мы делаем робкие шаги в поисках себя в этом мире. Мы хотим создать крепкое настоящее, чтобы смело смотреть в будущее. И здесь краеугольным камнем является осознание - без прошлого нет будущего! История своей страны, память, любовь к Родине. Эти понятия - не красивые слова и лозунги - это основа духовного становления и сохранения нации.

Наш народ должен знать и помнить, кто мы были, есть, и кем должны оставаться. Основой существования нации, народа, Российской государственности является Православие, культурные и духовные традиции, основанные на нем. Святая Русь, Великая Россия - эти понятия возникли и строились под знамёнами Православной веры и руководством церкви. Испокон веков Россия считается Домом Пресвятой Богородицы.

Не случайно появления на нашей земле таких явлений и понятий, как святые места, святые дороги, святые источники. России предначертана особая роль - она является колыбелью сохранения истинной Православной веры. В подобных местах человек духовно просветляется, к нему приходит осознание причастности к истории и культуре своего народа.

Испокон веков на Руси люди отдавшие жизнь за свою Родину считались святыми мучениками. Церковь постоянно чтит и помнит имена воинов, погибших на ратных полях нашей страны. Места эти постоянно напоминают о страшном прошлом, чтобы оно не повторилось в будущем. Свидетельством героизма и подвига предшествующих поколений являются три ратных поля России: Куликовское поле, Бородинское поле, Прохоровское поле. На каждом из этих полей в определённый исторический период решалась судьба и вообще существование нашей Родины и народа.

В Белгородской области, Прохоровском районе в дань памяти и преклонения перед подвигом предков на месте страшных событий Великой Отечественной войны создан Государственный мемориальный музей-заповедник.

Храм святых апостолов Петра и Павла построен в 1995 году в посёлке Прохоровка на народные средства в память о погибших в Курской битве. В нем на мраморных плитах высечено более 7000 имён воинов, павших под Прохоровкой в годы Великой Отечественной.

В 2000 году на территории храма открыт памятник «Колокол единения». Главный архитектор - Д. С. Соколов.

Памятник Победы - открыт 3 мая 1995 году к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Воздвигнут на Прохоровском поле в районе высоты 252,2, где 12 июля 1943 года произошло встречное танковое сражение. Памятник представляет собой 4-гранную звонницу высотой 52 метра. Её венчает золоченная сфера с 7- метровой скульптурой Покрова Пресвятой Богородицы. Авторы проекта: В. М. Клыков, Р. И. Симерджиев, Г. К. Силохин.

В 2003 году осуществлён масштабный проект мемориального музея «Прохоровское поле - третье ратное поле России». В нём представлена широкая экспозиция и экспонаты времён Великой Отечественной войны. Люди со всех концов нашей страны приезжают сюда, чтобы прикоснуться к истории и почтить память героического подвига нашего народа.

Ни один народ не имеет такого сильного чувства Родины как русский. Это заложено всем ходом Российской истории в наш многогранный русский менталитет. Святое отношение к памяти и родной истории, к святым местам, к прошлому и настоящему определяет наше будущее.

Сегодня наша страна переживает очередной излом истории. Он связан с кризисной ситуацией в экономике, политике, национальных отношениях. Предпосылкой данной ситуации стало состояние общества, получившее название «духовного кризиса». Сутью его, говоря словами С. Грофа, является «неспособность сделать следующий шаг в своем развитии», а его очевидным проявлением – нравственно-ценностная дезориентация и опустошенность, прежде всего, молодежи . На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственных установок на традиционной православной основе. Главными, на наш взгляд, являются: неподготовленность большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры, разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для возрождения России и восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение православной веры, свободы, семьи, Родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Примечания

  1. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас //Вопросы философии. – 1989. – № 2. – С. 10-15.
  2. Федоряк, Н.А. Современная молодежь в системе обеспечения духовной безопасности российского общества. 2009. С. 22-23.
  3. Гроф, С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания / С. Гроф. – М., 2003. – 458 с.
  4. Протоиерей Евгений Шестун Православная педагогика. – М., 2001
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Духовно-нравственный кризис в России: как преодолеть? Мингалёва Виктория, 11 КП группа, Белгородский педагогический колледж

«Сон разума порождает чудовище» ИОГАНН ВОЛЬФГАН ГЁТЕ 1749 - 1832

Актуальность исследования: Страна потрясена духовно-нравственным кризисом, вызванным экспортом чуждых России традиций и культурных ценностей из-за рубежа; Глоболизация и технологизация общества приводит к формированию человека потребления и невосприятию традиционных духовных ценностей.

Как же вернуться к духовным идеалам и вырастить нравственно здоровое поколение? Добро Правда Милосердие Вера Надежда Любовь Духовность Семья Память Историческое наследие Патриотизм

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью!.. Блок А. А. *** Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. В. А. Сухомлинский

Любовь к Родине – понятие многогранное: осознание причастности к истории, культуре, традициям своей земли и народа; ощущение неразрывности со своими корнями и этносом; чувство долга и самопожертвования; гордость и неугасимая Вера в величие своей Родины

Россия – Дом Пресвятой Богородицы

Ратные поля России Куликовское поле - 1380 год Бородинское поле – 1812 год Прохоровское поле – 1943 год

Прохоровское поле (из к / ф «Неизвестная война»

Храм Петра и Павла

«Колокол Единения»

Памятник Победы

Покров Пресвятой Богородицы

Мы победили!

А сегодня: Нравственная опустошенность молодежи; Кризис и разрушение семейных ценностей; Несогласие социальных институтов в реализации одной цели: восстановление духовности, нравственности, интеллектуального потенциала русского народа.

Мы считаем необходимостью: Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для возрождения России и восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение православной веры, свободы, семьи, Родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Духовно-нравственный кризис в России: как преодолеть?

«Сон разума порождает чудовище»

На чём держится сейчас Россия? По-моему, на той самобытной глубокой культуре, которая была создана единым русским народом, во всём сложном сочетании его национальностей. Эта культура создавалась в течение целого тысячелетия, на единой, все расширяющейся территории, при едином государственном и культурном языке, в единой судьбе войн и хозяйственно- торгового сотрудничества. Всё это вырабатывало у народов России сходство душевного уклада, близость в обычаях и характере, единство в восприятии мира, людей, государства. На этой основе творилась и развивалась русская национальная культура. И поэтому, вынужденная провоевать две трети своей истории, Россия остаётся живым, духовно-историческим сложившимся организмом, который из всякого распада вновь восстанавливается таинственной древней силой своего бытия.

Сегодня мы вполне понимаем, что предлагаемая России система либеральных ценностей, себя не оправдала. Усиленные процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственных критериев, или подменяя традиционную нравственную психологию примитивной психологией потребителя.

Для нас это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания.

Наша твёрдая уверенность состоит в том, что положительных сдвигов можно добиться, культивируя и опираясь на такие понятия, как Вера, нравственность, духовность, память, историческое наследие, патриотизм.

Мы хотим построить крепкое государство, где соблюдаются принципы права и свободы человек, мы возрождаем веру, мы делаем робкие шаги в поисках себя в этом мире. Мы хотим создать крепкое настоящее, чтобы смело смотреть в будущее. И здесь краеугольным камнем является осознание - без прошлого нет будущего! История своей страны, память, любовь к Родине. Эти понятия - не красивые слова и лозунги - это основа духовного становления и сохранения нации.

Наш народ должен знать и помнить, кто мы были, есть, и кем должны оставаться. Основой существования нации, народа, Российской государственности является Православие, культурные и духовные традиции, основанные на нем. Святая Русь, Великая Россия - эти понятия возникли и строились под знамёнами Православной веры и руководством церкви. Испокон веков Россия считается Домом Пресвятой Богородицы.

Не случайно появления на нашей земле таких явлений и понятий, как святые места, святые дороги, святые источники. России предначертана особая роль - она является колыбелью сохранения истинной Православной веры. В подобных местах человек духовно просветляется, к нему приходит осознание причастности к истории и культуре своего народа.

Испокон веков на Руси люди отдавшие жизнь за свою Родину считались святыми мучениками. Церковь постоянно чтит и помнит имена воинов, погибших на ратных полях нашей страны. Места эти постоянно напоминают о страшном прошлом, чтобы оно не повторилось в будущем. Свидетельством героизма и подвига предшествующих поколений являются три ратных поля России: Куликовское поле, Бородинское поле, Прохоровское поле. На каждом из этих полей в определённый исторический период решалась судьба и вообще существование нашей Родины и народа.

Ни один народ не имеет такого сильного чувства Родины как русский. Это заложено всем ходом Российской истории в наш многогранный русский менталитет. Святое отношение к памяти и родной истории, к святым местам, к прошлому и настоящему определяет наше будущее.

Сегодня наша страна переживает очередной излом истории. Он связан с кризисной ситуацией в экономике, политике, национальных отношениях. Предпосылкой данной ситуации стало состояние общества, получившее название «духовного кризиса». Сутью его, говоря словами С. Грофа, является «неспособность сделать следующий шаг в своем развитии», а его очевидным проявлением – нравственно-ценностная дезориентация и опустошенность, прежде всего, молодежи. На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственных установок на традиционной православной основе. Главными, на наш взгляд, являются: неподготовленность большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры, разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для возрождения России и восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение православной веры, свободы, семьи, Родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС В РОССИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

В основе глобального кризиса земной цивилизации в целом и России в частности лежит духовный кризис каждого человека. С. Гроф в книге «Неистовый поиск себя» ввел понятие «духовного кризиса», понимая под ним состояние, с одной стороны, обладающее всеми качествами психопатического расстройства, а с другой стороны, имеющее духовное измерение и потенциально способное вывести индивида на более высокий уровень существования /1/.

Для того, чтобы понять проблему духовного кризиса, необходимо рассмотреть ее в более широком контексте «духовного самораскрытия».

Духовное самораскрытие (spiritual emergense) – движение индивида к расширенному, более полноценному способу бытия, включающему в себя повышение уровня эмоционального и психосоматического здоровья, увеличение степени свободы выбора и чувство более глубокой связи с другими людьми, природой и всем космосом. Важной частью этого развития является возрастание осознания духовного измерения как в своей собственной жизни, так и мире в целом.

Духовное самораскрытие можно условно разделить на два типа: имманентное и трансцендентное. Имманентное духовное самораскрытие характеризуется обретением более глубокого восприятия ситуаций повседневной жизни; эти переживания индуцируются, как правило, внешними ситуациями и обращены вовне (постигать Божественное в мире). Трансцендентное духовное самораскрытие – способность более глубоко воспринимать свой внутренний мир (постигать Божественное в себе).

Необходимо заметить, что понятие «духовность» истолковывается авторами разнообразно. Но от этого данная проблема не становится меньше, так как от духовного состояние человека зависит атмосфера в создаваемой им семье, а также в обществе в целом.

Проблема духовности непосредственно связана с образованием. В этой связи важно учесть, что у российского образования есть своя уникальность, заключающаяся в том, что оно неотделимо от духовного образования личности. Это относится и к христианской педагогике дореволюционных эпох, и к советской эпохе. Не случайно, что выдающийся русский философ В.В. Зеньковский усматривал большую близость религиозной и советской педагогики /2/. Но, к сожалению, современное образование также испытывает глубочайший кризис, и примерно лишь два студента из двадцати, получив минимальную образовательную основу из знаний и информации, тратят личное время на саморазвитие и формирование «духовного стержня». Таким образом, на данный момент получение образования в вузе может помочь только на 30% в саморазвитии личности, и это при условии, что по гуманитарным предметам будут вести преподаватели, «горящие» своим делом, всецело отдающие себя, свою мудрость и знание на благо познания студентом мира, истории, человека и общества. Из-за сокращения часов на гуманитарные дисциплины эта возможность и процентные показатели стремительно уменьшаются.

Признавая вслед за представителями русской религиозной философии необходимость духовности как метафизического ядра, без которого картина мира не является целостной для русского человека, мы приходим к созерцанию того, что есть наличного и данного - логики распада, деконструкции и разрушения личности, - всего того, чем гордится сегодня эпоха и культура постмодерна. В современном мире, как ни прискорбно, не оказалось места духовности.

Важной проблемой, стоящей перед человеком на пути духовного роста и самопознания, является проблема обретения подлинного смысла, что является затруднительным в культуре, где эти смыслы заменяются симулякрами, информационным мусором, равнозначными дискурсами. На протяжении всей своей жизни индивид встречается с огромным количеством идеализаций, стереотипов и другими установками и параметрами, по которым и оценивает прожитые годы. Если учесть, что требования к миру появляются уже в детском возрасте и активно применяются во время общения, то с возрастом люди все глубже и глубже погрязают в своих обидах, выливающихся в итоге в латентную или актуализированную конфронтацию с социальными группами, с самим собою. Подтверждение наших слов находится в книге В. Франкла «Человек в поисках смысла». В ней говорится о чувстве утраты смысла у современного человека: «Здесь, в Америке, я со всех сторон окружен молодыми людьми моего возраста, которые отчаянно пытаются найти смысл своего существования. Недавно умер один из моих лучших друзей, которому найти этот смысл не удалось» /3, с. 24/. Все эти люди, о которых пишет В. Франкл, сделавшие карьеру, жившие внешне вполне благополучной и счастливой жизнью, не обрели духовную гармонию и продолжали жаловаться на непреодолимое ощущение полной утраты смысла. Вышеназванный автор, известный создатель логотерапии, т.е. терапии словом, приводит в своей книге шокирующую статистику: «Из статистики известно, что среди причин смертности у американских студентов второе место по частоте после дорожно-транспортных происшествий занимают самоубийства. При этом число попыток самоубийства (не закончившихся смертельным исходом) в 15 раз больше» /3, с. 26/. И речь идет о весьма благополучной по материальному уровню достатка группе людей, которые жили в полном согласии со своей семьей и активно участвовали в общественной жизни, имея все основания быть довольными своими академическими успехами.

По официальной статистике ежегодно в мире умирают от суицида 1100000 человек. Россия же стоит на 3 месте в группе стран по высокому и очень высокому уровню самоубийств после Литвы и Белоруссии. У нас оканчивают жизнь самоубийством примерно 36 человек на 100 тыс. населения, что еще раз подтверждает серьезность сложившейся ситуации. Достаточно точно подметил А. Эйнштейн, что тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. В свете серьезности проблемы духовного кризиса человека, нередко ведущей к самоубийству или фрустрации, попытаемся проанализировать различные варианты и способы ее разрешения.

Одна часть людей находит «выход» из духовного кризиса в позиционировании индивидуальности, полагая себя уникальными и отгораживаясь от тех, кому это не нравится. Такая группа старается закрепить свою позицию эксклюзивными брендовыми вещами, т.е. тем, что Э. Фромм называл принципом «иметь», т.е. потребительским отношением к миру. В этой связи популярная политика «индивидуализации» США (политика, сводящая систему ценностей к «американской мечте» - мечте материального благосостояния и потребления) не способствует решению не только проблем единичного человека, но и проблем социальных отношения в целом. Стоит только представить, что произойдет, если данную позицию займет каждый.

Есть еще один путь «решения» проблем – психологические тренинги. На них учат любви к ближнему своему, принятию жизни, только аргументом является не религиозные догмы, например, «так написано в Библии» или «на все воля божья», а гендерно-биологическая аргументация, сводящаяся к принципу: не нужно навязывать супруге или супругу личные привычки, так как от природы у мужчин и женщин различное мышление. Если мужчины мыслят понятиями, воспринимают все буквально, то женщины выражаются абстрактно, а действуют на волне эмоционального порыва, что для логически думающих мужей совершенно непонятно. Человек, успешно прошедший такой тренинг, однако, практикует полученные навыки недолго, так как они очень часто оказываются погребенными под слоем обид или требований. В таком случае, либо он ведет себя, как и раньше, либо ему необходим повторный курс.

Практика участия во многих различных семинарах и тренингах показывает, что многие психологи вводят человека в транс, используя определенные техники, способствующие выявлению внутри его психики скрытых причин ошибок, обид, недостатков и комплексов. Однако такого рода тренинг только «раздирает на части» и ворошит осиное гнездо подсознания, не давая рецепта для дальнейшей сборки своего Я, не прорабатывая все жизненные ситуации, поскольку для этого понадобилось бы слишком много времени. Ведь наше развитие идет по спирали, и на каждом уровне мы должны прорабатывать одни и те же проблемы. Ввиду нехватки сил, времени и денег человек в итоге вынужден прекратить свои психологические тренинги. Есть и другие моменты, но итог один – человек остается наедине со своими проблемами и опять собирает себя по кусочкам, как может. Таким образом, оказывается, что психологические тренинги малоэффективны и могут лишь мотивировать на короткий период жизни.

Третья группа людей идет по пути искания, т.е. развития. С позиции философии, развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объектов, в результате которого возникает качественное изменение состояния их состава и структур с учетом временных показателей, т.е. усложнение системы человек-природа-мир. По отношению к высшему и среднему образованию эта характеристика стала не актуальна, так как знания не только не соответствуют квалификации, но и редко оказывают влияние на изменение сознания студентов, а само получение диплома продиктовано не интересом самосовершенствования, а модой. Если раньше необходимо было заниматься саморазвитием, и это было частью образовательной системы в СССР, то сегодня самообразование и образование находятся в разрыве. Первое не вытекает из второго. Вместе с тем, огромный поток информации и усложнение социальных, политических, экономических процессов ставит перед человеком необходимость развития, так как необходимо учиться перерабатывать и систематизировать информацию, а значит, мыслить широко, иметь систему мировоззрения. Такой путь ведет одновременно и к осознанию себя, своего места в мире.

В процессе становления общества у человека вместе со способностью познавать, ставить и осуществлять цели формировалось самосознание и на его основе мировоззрение. Житейские мироощущения и мировосприятия, основанные на здравом смысле и содержащие в себе предрассудки и мифические элементы, не отличаются глубиной проникновения в суть явлений, систематичностью, обоснованностью. Теоретическое миропонимание, к которому принадлежит и философия, избавляется от названных недостатков. В миропонимании в интегральном виде представлены знания, ведущие к поиску истины; ценности как отношение людей ко всему происходящему; жизненные позиции (убеждения человека), сформировавшиеся на основе познания и оценок и превращающиеся через эмоции и волю в поступки.

Мировоззрение воплощается в индивиде как единство его философских, нравственных, политических, эстетических и иных представлений. Оно выявляет место и роль человека в обществе и в мире в целом, придает истории человечества смысл, обеспечивает общее ориентирование в совокупности бытия, направляет жизненную стратегию и программу поведения. Мировоззренческая функция философии обеспечивает осознание человеком своего места в усложняющемся мире. Методологическая функция философии, тесно связанная с мировоззренческой, направляет человека в его отношении к миру, учит стратегии жизни, «каким надо быть, чтобы быть человеком».

Одним из союзников развития является продуктивная критика, которая расшатывает устаревшие взгляды и в тоже время сохраняет в отвергаемых формах мировоззрения все действительно ценное, так как человек перестает «ходить по кругу», а его развитие начинает двигаться по спирали. Но опираться только на разум неэффективно, что можно увидеть из анализа истории философии, а также особенностей русского менталитета, для которого духовная составляющая долгое время являлась приоритетной.

Еще одним путем развития является религия, так как верующие люди преступают через собственную гордыню, учатся возлюбить ближнего своего, принимать этот мир такой, какой он есть, воспринимать проблемы как уроки, необходимые для единения с Богом. Похожим путем пошло движение, созданное после появления фильма «Плати вперед», герои которого делали добрые дела, руководствуясь сердцем и гуманностью, нежели стремлением к индивидуализации и нахождению себя. А опоры на чувственный опыт, как показывает современная жизнь, не достаточно, так как люди доводят личную веру чаще всего до фанатизма. Таким образом, оптимальным является синтез философии и религии, тем более, что у них есть общая цель – вывести человека из сферы обыденности, придать его жизни смысл, открыть путь к самым сокровенным ценностям, увлечь идеалами. Наиболее существенная общая проблематика религии и философии – духовно-нравственная.

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера, признание чуда, т.е. волюнтаристских проявлений Бога, не подчиненных законам природы. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиции «светского» знания, «естественного» разума. Религия, по мнению Б. Спинозы, добивается принятия жизни такой, какова она есть, пребывает на уровне воображения, а философия ставит своей целью постижения истины.

Как правило, в духовном освоении мира подчеркивалась роль наставника, призванного помочь ищущему идти по правильному пути. Акцент делался на познании ценностного значения и смысла явлений и стремлении к личностному самосовершенствованию при соблюдении традиций социальной группы, которой принадлежит индивид. Философские поиски были направлены прежде всего на человека и его душу, на разработку этической проблематики.

Изучив историю философии, можно привести достаточное количество примеров людей, которые смогли совместить философию и религию воедино. Так, например, Франциско Скорина, восточнославянский первопечатник, философ-гуманист, писатель, общественный деятель, предприниматель и ученый-медик говорил, что привязанность живых существ к родным местам есть естественное и универсальное свойство, закономерность бытия, при этом жизнь индивида становится разумной, целенаправленной. В результате связи живого существа с родом, а личности с народом человек вплетается в родную землю, в общество. Данный мыслитель возвеличивает родные места и защищает родной язык как источник национального самосознания и патриотической гордости.

В пример можно привести и Канта, утверждающего, что человеческому разуму свойственно постоянно задаваться вопросом. Но там, где не хватает теоретических знаний и опыта, возникает пустота, которую можно заполнить верой, так как рациональным путем не представляется возможным доказать бессмертие души или существование Бога.

Другим примером является Эрих Фромм. Основными причинами конфликтов, лежащих в фундаменте человеческого существования в современном мире, он считает отчуждение, дегуманизацию и обезличивание человека в обществе потребления. Чтобы устранить эти негативные явления, надо изменить социальные условия, т.е. построить более гуманное общество, а также раскрепостить внутренние способности человека к любви, вере, разуму. Ввиду невозможности изменить общественные устои на данный момент, человек все же может изменить личное отношение к данной ситуации, т.е. принять жизнь и людей такими, какие они есть, тогда человек приобретет еще больший дар – ощущение любви, милосердия и сострадания. По сравнению с животным человек обладает способностью принятия решений, но столкновение с альтернативами порождает состояние тревоги и неуверенности. Несмотря на это, человек вынужден брать ответственность за себя и свои поступки, в противном случае окружающие начинают его зеркалить, пока душа не постигнет необходимого (например: отношения мужа и жены, матери и сына и т.д.), и только осознав проблемы, идущие изнутри, мы наблюдаем изменение не только самой ситуации, но и поведения в нашем окружении.

Можно привести слова В.С. Соловьева, утверждавшего, что частные науки в своем искании истины основываются на известных данных, принимаемых на веру. В целом русские религиозные философы XIX-XX вв. считали, что вера – важнейший феномен духовности человека, она является условием и стимулом творчества, есть непосредственное принятие сознанием смысложизненных положений как высших истин, норм и ценностей.

Изучив биографии творческих людей – художников, писателей, изобретателей, ученых и других – мы сможем увидеть, что многие являлись глубоко верующими людьми. Например, высказывание Эйнштейна о том, что маленькое знание отдаляет нас от Бога, а большое – приближает к нему.

Что же касаемо России, то необходимо заметить, что в России развитие еще со времен Киевской Руси понималось как богопознание, поэтому для менталитета нашего народа данный путь более близок. Тем не менее, современные условия в других сферах делают необходимыми и общефилософские знания. Ценным примером в данном случае могут являться некоторые традиции Китая. По мнению китайских мудрецов, идеальный человек обладает человеколюбием. Общество опирается на моральные нормы, имеющие небесное происхождение. Принцип морали - «чего не желаешь себе, того не делай другим», сформулированный Конфуцием, - в последующем многократно воспроизводился. Главная задача человека на земле – забота о других людях, а точнее душах. А все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути, в процессе изменения они переходят в свою противоположность. Данные мысли находим и в афоризмах у Лао-цзы: «Совершенноумный стремится к тому, чтобы сделать экзистенцию сытой, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи» /5/. Многие авторы из разных областей признают, что глубже учителя Конфуция истину жизни пока не смог никто постичь. А результатом такого познания является системный взгляд на мир, т.е. гармоничное сочетание философии и религии.

Таким образом, нашему обществу необходимо не только осознать, что возникший кризис можно преодолеть лишь личными исканиями и самообразованием, но и научиться вычленять ценный опыт как из личной истории, так и из историй других культур, адаптируя и учитывая индивидуальность русского менталитета.

Что же касается Запада, то многие ученые и другие авторитетные люди утверждают о ненужности бездумного копирования их моделей, так как, несмотря на достигнутый уровень жизни, проблемы несправедливости и человеческих страданий там не решены. Ведь основная задача любого государства не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы содействовать духовному самосовершенствованию личности.

Рабочие материалы

Loading...Loading...