Методическое обеспечение программы радуга по фгос. Современные программы развития речи

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

3 слайд

Описание слайда:

Ключевые цели Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни Содействие своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка Обеспечение каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства Цели образовательной работы по возрастам Ключевая цель Система образовательных задач

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Социальнокоммукативное развитие Моральное воспитание Социализация Труд Познаваельное развитие Мир природы Мир человека Математические представления Речевое развитие Лексическая сторона речи Грамматическая сторона речи Произносительная сторона речи Связная речь Подготовка к обучению грамоте Художественно эстетическое развитие Художественная литература Изобразительное искусство Музыка Физическое развитие Охрана здоровья Физическая культура Безопасность

6 слайд

Описание слайда:

«Радуга» - психологически ориентированная программа Основополагающие принципы – принципы ФГОС: Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в развитии человека; самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; Личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей; Уважение к личности ребенка; Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка.

7 слайд

Описание слайда:

Структура Программы «Радуга» Целевой раздел Пояснительная записка Общая характеристика Программы «Радуга» Цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы «Радуга» Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста Планируемые результаты освоения Программы «Радуга» Содержательный раздел Содержание образовательной деятельности Технологии реализации содержания Программы «Радуга» в соответствии с образовательными областями Поддержка детской инициативы Взаимодействие с семьей Педагогическая диагностика Коррекционная работа Организационный раздел Распорядок дня Организация жизни группы Формы реализации дошкольного образования Дополнительные платные услуги Методическое обеспечение Программы «Радуга» Кадровая политика образовательной организации реализующей Программу «Радуга» Развивающая предметно – пространственная образовательная среда Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы «Радуга»

8 слайд

Описание слайда:

«Радуга» полностью методически обеспечена и предоставляет педагогу поддержку в виде комплекта Описание педагогической работы по реализации в образовательном процессе содержания всех образовательных областей; Описание взаимодействия педагогов с детьми в основных формах детской деятельности: игровой, творческой, изобразительной, речевой, музыкальной, театрализованной, исследовательской; общении; познании; начальных формах трудовой и учебной деятельности; Формы организации жизни детей в детском саду и систему планирования образовательной деятельности по всем возрастным группам; Комплект пособий для детей по всем возрастным группам; Описание системы управления образовательной организацией, которая позволяет обеспечить создание в образовательной организации требуемых Стандартом психолого – педагогических условий. «Радуга» - примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребенка от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.

9 слайд

Описание слайда:

Методологическая основа Программы «Радуга» Общепсихологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева Культурно - исторический подход Л.С.Выготского Центральная идея отечественной психологической школы – творческий характер развития. Ребенок – субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру. Принцип развивающего образования – содействие психическому развитию ребенка, как становление деятельности, сознания и личности. Деятельность в психологии понимается как активность, которая побуждается мотивом, направлена на достижение более или менее осознаваемой и сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого способами. Деятельность имеет конечный продукт или результат.

10 слайд

Описание слайда:

Виды деятельности как психологической категории подразделяются в зависимости от мотива, лежащего в основе деятельности Познавательная деятельность. Результат – первичная связная картина мира Формирование первичных навыков работы с информацией, получаемых из разных источников (вербальные, невербальные); Формирование мыслительных операций анализа, обобщения, нахождения закономерностей; Овладение начальными способами исследования и наблюдения. Деятельность общения, которая может иметь разное содержание (личное, деловое) и характер (ситуативный, внеситуативный); Разнообразную продуктивную деятельность, направленную на получение продукта или результата - труд; Игровую деятельность – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста; Учебную деятельность, которая становится основным видом в младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте необходимо сформировать её предпосылки.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Содержание направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Формирование социальных отношений происходит в процессе игровой, трудовой и коммуникативной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, во взаимодействии с родителями.

Методическое оснащение:

Программа «Радуга» Т. Н. Дороновой

Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Авдеевой, О. Князевой, Р. Стеркиной

Образовательная область «Речевое развитие»

Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Реализуется в непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей

Развитие детей по речевому направлению осуществляется через реализацию образовательной деятельности детей по развитию речи, чтению художественной литературы, грамоте в ходе непосредственной образовательной деятельности, а также в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми.

Методическое оснащение:

- Гербова В.В. «Учусь говорить»

Гризик Т.И «Говорим правильно.»

Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе».

Образовательная область «Познавательное развитие»



Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира., и направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Развитие детей по познавательному направлению осуществляется через реализацию образовательной деятельности детей по конструированию, РЭМП, сенсорике, ознакомлению с окружающим, патриотическому воспитанию, в ходе непосредственной образовательной деятельности, а также в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми.

Методическое оснащение:

§ Программа «Радуга» Т.Н.Дороновой

§ Методические пособия к программе «Радуга» Т.Н.Дороновой:

- Соловьева Е.В. «Математика и логика для дошкольников» , ««Моя математика»

ГризикТ.И. «Познаю мир»

Гризик Т.И «Предметы вокруг нас»

Гончаренко С.С. «Сделаю сам»

Доронова Т.Н. «Седлаю сам»

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).



Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через реализацию образовательной

деятельности детейпомузыке, лепке, рисованию, ручному труду, аппликации, в ходе непосредственной образовательной деятельности, а такжев совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми.

Методическое оснащение

· Программа «Радуга» Т.Дороновой

· Методические пособия к программе «Радуга» Т.Н.Дороновой:

Галянт И.Г. Музыкальное развитие детей 2-7 лет.

Т.Доронова «Дошкольникам об искусстве», «Художественное творчество детей 2-7 лет»

И.Г.Грибовская «Народное искусство и детское творчество»

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализовывается в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

· для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование;, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Данная часть учебного плана учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:

Выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная деятельность разработана с учетом максимально – допустимым объемом недельной образовательной нагрузки и соответствует пяти образовательным областям

§ Физическое развитие

· «Здоровье»

· Физическое развитие в помещении и на улице

o Социально – коммуникативное развитие

o Речевое развитие:

· Развитие речи

· Художественная литература

o «Познавательное развитие

· Конструирование

· Познание мира

5 . Художественно-эстетическо е развитие:

· Рисование

· Аппликация

Образовательный процесс в МБДОУ реализуется не только в образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослого и ребенка, что дает возможность снизить учебную нагрузку и позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу.

Гармоничное сочетание индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм организации непосредственно образовательной и совместной деятельности обеспечивает их инновационность и целостность.

6. Целевые ориентиры освоения программы:

Целевые ориентиры дошкольного образования , представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС) при реализации Программы нами проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В основу разработки критериев и показателей оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,положены содержательные линии дошкольного образования, представленные следующими направлениями развития ребенка: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Основной целью системы мониторинга является оценка успешности решения образовательных задач, а также своевременная корректировка и оптимизация форм и методов образовательной работы в зависимости от динамики достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Основными особенностями системы мониторинга являются:

· Оценивание реальных достижений ребенка, проявляющихся в его повседневной активности и деятельности в естественной среде (в играх, в процессе свободной и организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов);

· Определение динамики промежуточных и итоговых результатов;

· Учет в оценочных показателях зоны ближайшего развития каждого ребенка;

· Преемственность как с мониторингом достижений детей раннего возраста, так и мониторингом результатов учащихся начальной школы, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования

Мониторинг проводится педагогами ДОУ на основании наблюдений за детьми, бесед и создания несложных диагностических ситуаций.

Система оценок мониторинга трехуровневая: « качество проявляется устойчиво» (2 балла), «качество проявляется неустойчиво», то есть, по сути, находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, и проявляется лишь в совместной с взрослым деятельности (1 балл), «качество не проявляется» (0 баллов).

Периодичность мониторинга два раза в год, (осенью и весной) по одним и тем же диагностическим показателям, что позволит выявить динамику освоения программных требований в течение года. (Таблицы мониторинга)

Результаты мониторинга выражены в процентах и объективно показывают:

· Успешность освоения программы каждым ребенком;

· Успешность освоения содержания выделенных в Программе образовательных областей всей группой детей;

Если к концу год показатели развития ребенка оказываются меньше 50 %, то это служит поводом для дополнительного обследования ребенка психологом или другим специалистом. Разрабатывается индивидуальная программа мероприятий, способствующих активизации процесса развития ребенка.

Итак, в центре образовательной модели МБДОУ стоит РЕБЕНОК,его развитие на каждом из возрастных этапов. Мониторинг усвоения образовательной программы воспитанниками ДОУ выступают, как показатель эффективности


Мониторинг уровня усвоения образовательных областей детьми средней группы в соответствии с программными требованиями

Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие» (безопасность)

Средняя группа

Фамилия ребёнка По разделу “Безопасность дома”: По разделу “Безопасность на природе По разделу “Ребенок и другие люди”: По разделу “Безопасность на улице и дороге”: Итоговый показатель по ребенку (среднее значение)
Имеет элементарные представления о возможных травмирующих ситуациях, опасных для здоровья, способах их предотвращения об опасности предметов бытовой техники недоброкачественных продуктах об опасности приема лекарственных препаратов. 44Знает некоторые правила поведения в при­роде, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус не­знакомые растения, начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа, приобретает самые пер­вые навыки по уходу за растениями;(оценка по параметру 29) Имеет первичные представления о ядовитых растениях, съедобных и несъедобных грибах. Имеет представление, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Имеет элементарные представления о типичных опасных ситуациях возможных контактов с незнакомыми людьми адекватно ведет себя в таких ситуациях. Имеет представления о правилах поведения на дороге в соответствии с возрастными критериями Имеет элементарные представления о возможных травмирующих ситуациях во дворе опасных для здоровья, способах их предотвращения. Знает ПДД в соответствии с возрастными

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (сюжетно-ролевая игра)

Средняя

Фамилия ребёнка 45.Оценка по параметру 12 Проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие - пока с разной степенью успешности. 46.Оценка по параметру 8 Проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;. Адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме 47.оценка по параметру 16 Старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил. 49.Оценка по параметру 13 Объединяется с детьми для совместных игр, действует в соответствии с предложенными правилами 50. Отражает в играх сюжеты из разных областей действительности (бытовых, сказочных, профессиональных и т.п.) 51. Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики Использует в игре постройки из строительных материалов, игре предметы заместители Имеет первичные представления о себе Имеет первичные представления о семье, обществе и государстве
Использует театрализацию 23. Знает свое имя (полное и краткое), фамилию, пол, воз­раст 24. Осознает свои отдельные умения («Я умею застегивать пуговицы», «Я научился кататься на самокате» и т.п.); может перечислить несколько примеров того, чего еще не умеет де­лать («Я не умею варить суп», «Я не могу водить машину как папа») 25. Называет членов се­мьи, их имена, может рас­сказать о деятельности членов семьи (профес­сиях, хобби и пр., если это доступно пониманию ре­бенка), о семейных празд­никах 26. Может назвать свою страну, улицу, на которой живет, столицу России 27. Знает некоторые государственные праздники

Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие» (Труд)

Средняя группа

Фамилия ребёнка Самообслуживание Хозяйственно – бытовой труд Труд в природе 52. Знает, какой хозяй­ственной деятель­ностью по дому зани­маются взрослые (по­купают вещи и продук­ты в магазине, готовят еду, моют посуду, сти­рают одежду и т.д.) 53. Имеет представ­ления о некоторых профессиях, может назвать их и расска­зать о них, уважает труд других 54. Понимает, что предметы, которыми он пользуется, произведены трудом многих взрослых, что нужно обра­щаться с ними бережно, чтобы они служили долго, а если они больше не нужны, то можно передать их другим лю­дям, которые сами не могут приобрести их Итоговый показатель по ребенку (среднее значение)
Умеют самостоятельно одеваться, раздеваться, самостоятельно складывать одежду Умеют самостоятельно умываться, следить за чистотой своих рук Самостоятельно выполняют обязанности дежурных по столовой (расставляют хлебницы, ставят глубокие тарелки, салфетницы, раскладывают столовые приборы) Выполняют обязанности дежурных по подготовке материалов к занятиям Умеют поддерживать порядок в групповой комнате, на участке детского сада Умеют самостоятельно: поливать растения С удовольствием участвуют в подкормке зимующих птиц С удовольствием принимают участи по уходу за растениями на огороде и в цветнике Умеют приводить в порядок используемое трудовое оборудование

Образовательная область « Познавательное развитие»(ФЭМП)

средняя группа

Сенсорное развитие Формирование элементарных математических представлений
Фамилия ребёнка,;, 55. Умеет выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по разным при­знакам 56. Умеет продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком 57. Умеет различать и называть все цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); различает и называет черный, серый, белый цвета; оттенки цветов (светло-зеленый, тёмно-зелёный, темно-красный, тёмно-синий) 58. Умеет считать в пределах 10, от­считывать 10 предметов от большего количества,. соотносить запись чи­сел 1-10 с количеством предметов Знает цифры в пределах 10 умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На кото­ром месте справа (слева)?», распо­лагать числа от 1 до 10 по порядку 59. Умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружающей обстановке предметы, сход-ные по форме 60. Умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соот­ношение между ними 61. Умеет определять направле­ние движения от себя (вверх, вниз,вперед,назад,направо, налево); показывает правую и левую руки; называет части су­ток, устанавливает их последо­вательность Правильно пользуются количественным и порядковым числительными Различает прямую, кривую, ломанные, замкнутые, разомкнутые линии Итоговый показатель по ребенку (среднее значение)

(окружающий мир)

средняя группа

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательно- исследовательской деятельности
Фамилия ребёнка 63. Имеет представления о разных видах транспор­та 63. Имеет представленияо разных видах одежды, посуды, мебе­ли, называет их, может описать, чем они отли­чаются может назвать не­сколько различий между жизнью города и деревни, рассказать о них; понима­ет разницу между буднями и праздниками, знает не­сколько праздников, мо­жет их назвать (Новый год, день рождения) 64. Различает мир живой и не­живой природы, выделяет, что сделано руками человека 5. Задает вопросы по­искового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» 6. Активно знакомится со свойствами новых окру­жающих предметов (спо­собами их использования, возможностями и т.д.); стремится эксперименти­ровать Знает о профессиях (врач, учитель, парикмахер, библиотекарь, шофёр, повар) Имеют представление о качественных свойствах неживой природы(камень, песок, почва, вода и пр.) Имеют представление о качестве и свойствах природных материалов (дерево, глина и пр.) Имеют представление о домашних и диких животных и их детенышей Имеют представления о жизни животных в природных условия Называет насекомых на участке детского сада Знает и различает 3 кустарника, 4 – 5 дерева Знает 3-4 травянистых растений леса, луга, поля 3 комнатных растения Знает и называет зимующих птиц Знает сезонные изменениях в природе Определяет состояние погоды (солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег) 28. Умеет устанавливать простейшие причин­но-следственные связи (когда на улице мороз, вода в луже замерзает, а когда тепло, лед тает; осенью птицы улетают в теплые края по­тому, что им нечем питаться, растению для жизни нужны свет, вода, земля и т.п.) Участвует в играх – экспериментированиях с песком, снегом, льдом, водой, мыльной пеной, тенью, зеркалом, оптическими стеклами, звуками.взрослым. 22. Использует про­стые готовые схемати­ческие изображения для решения неслож­ных задач, строит по схеме Итоговый показатель по ребенку (среднее значение)

Образовательная область «Познавательное развитие » (конструирование)

средняя группа

Ф.И.О. ребенка Развитие конструкторской деятельности
65. С удовольствием конструиру­ет различные изделия и построй­ки из строительных деталей, бу­маги, картона, природного и бы­тового материала, предметов ме­бели. Учитывает как конструктивные свойства мате­риалов (форму, устойчивость, ве­личину, размещение в простран­стве), так и назначение самой по­стройки; Создает варианты одно­го и того же объекта с учетом конструктивной задачи Знание основных деталей строительного материала, способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, брусок) Умение сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала в соответствии с размером игрушек, используя детали разного цвета Конструируют из бумаги: сгибают прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы Приклеивают к основной форме детали (к дому окна, двери -трубу; к автобусу колеса, к стулу спинку) Уровень развития ребёнка

Образовательная область « Речевое развитие» (развитие речи)

средняя группа

Фамилия ребенка 66. Имеет соответствующий возрасту словарный запас; называет предметы, их качества, свойства, действия (суще­ствительные, прилагательные, глаго­лы); Правильно употребляет слова, обо­значающие пространственные отноше­ния Согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе и паде­же, ориентируется на окончание слов Образовывает формы глаголов 67. Понимает смысл за­гадок, умеет отгады­вать загадки, построен­ные на описании пред­метов, явлений, их свойств, действий с ними 68. Имеет развитый речевой слух, может по­добрать слова с опреде­ленным звуком, выде­ляет первый звук в слове 69. Владеет интонационной выразительностью, говорит с разными интонациями (повествовательной, вопро­сительной, восклицатель­ной), дикция достаточно четкая 70. Умеет пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных Отвечает на простые вопросы по тексту, может восстановить сюжет по картинкам 71. Составляет небольшие рассказы по картине или из личного опыта Описывает игрушки и предметы, используя разные типы высказываний: описание, по­вествование и некоторые компоненты рассуждения Знает авторов детских произведений (Чуковский, Маршак, Барто и др.)

Образовательная область« Речевое развитие» (Чтение художественной литературы)средняя группа

Образовательная область «Художественное -эстетическое развитие» (рисование)средняя группа

Фамилия ребёнка 73. С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные), Самостоятельно находит и во­площает в рисунке, коллаже, поделке простые сюжеты на темы окружающей жизни, ху­дожественной литературы, любимых мультфильмов 74. В создаваемых образах передает доступными гра­фическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изобра­жаемых объектов (форму, пропорции, цвет, фактуру, характерные детали Владе­ет разными художественны­ми техниками (примакивание, нанесение точек, пятен, вращение плотно приложенной к бумаге клеевой кисти) 75. Выражает свои представления, пере­живания, чувства, мысли доступными изоб- разительно-выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных ви­дов искусства Умение смешивать краски для получения оттенков Рисует по представлению, с натуры. Умеет рисовать по мотивам дымковской хохломской росписи,

Образовательная область «Художественное -эстетическое развитие » (лепка, аппликация)

средняя группа

Ф. и. ребенка ЛЕПКА АППЛИКАЦИЯ
Умеют скатывать пластилин прямыми,и круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде к ольца, защипывать края формы Сочетает природный, бросовый материал с пласт. Умеет пользоваться стекой В лепке владеет приёмами: сплющивание, сглаживание, вдавливание, оттягивание, примазывание, круговой налеп Загибать, защипывать края расплющенной формы Умеют лепить предметы из нескольких частей …правильно располагать части, соблюдая пропорции Умеют правильно держать ножницы и действовать ими ..разрезать поперек узкие, широкие полосы …квадрат по диагонали ..делать косые срезы Умеют составлять изображения предметов из отдельных частей Узоры из растительных и геометрических форм на полосе, полосе, круге, четырехугольнике последовательно их наклеивать Умеют вырезать круг и овал из четырехугольника владеет способ обрыва Сгибает лист бумаги пополам, по диагонали, Уровень развития ребенка

Работа с родителями

Партнёрство с семьёй строится на основе взаимного уважения и добровольности.

Цель взаимодействия с семьёй - сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей

« физическое развитие»:

Информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).

Стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Безопасность»:

Знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;

Привлекать родителей к активному отдыху с детьми.

« игра »:

Заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;

Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

«Труд»:

Изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;

Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.

«Познавательное развитие»:

Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;

« Речевое развитие»:

Развивать у родителей навыки общения с ребенком;

Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком.

«Чтение художественной литературы»:

Доказывать родителям ценность домашнего чтения

Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

«Художественно-эстетическое развитие »:

Поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.

«Музыка»:

раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

Перспективное планирование работы с родителями.

Сентябрь

Октябрь

Активная форма работы Наглядная информация Цель Индивидуальная работа Ответственные
Понимаем ли мы друг друга Консультация - папка Помочь родителям раскрыть познавательные способности у детей Советы, как помочь развить способности в этой деятельности Воспитатели
Консультация «Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи» Консультация Дать углублённые знания о закономерностях развития детской речи. Ответы на вопросы родителей. Индивидуальные ответы – рекомендации. Воспитатели.
Выставка поделок из природного материала «Осенний натюрморт» Объявление, выставка поделок Привлечь родителей к оформлению выставки, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива Помощь при выборе поделок, их оформлению. Родители, воспитатели, дети
Фотовыставка: «Осенняя мозаика» фотовыставка Познакомить с наилучшими фотографиями, помочь родителям в оформлении. Помочь родителям в оформлении выставки, индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случае Воспитатели, родители, дети

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО " ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ "

КЫЗЫЛСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Контрольная работа

по предмету " Теоретические основы содержани я и организация

дошкольного образования "

на тему : Программа " Радуга "

Кызыл - 2013

ПРОГРАММА «РАДУГА»

«Радуга» - комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Цель программы - сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения. Формирование знаний, умений, навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребёнка.

Перед воспитателями выдвигаются общие задачи:

Ш создать ребёнку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;

Ш обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);

Ш способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;

Ш формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;

Ш приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

В основу программы положена идея, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).

Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребёнка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.

Те изменения в деятельности детей, которых можно достигнуть в возрасте 4-5 лет, являются естественным следствием и продолжением прин-ципиальных изменений в деятельности ребёнка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целеполаганию. Это значит, что до начала действий ребёнок уже знает, что он хочет получить по их окончании -- иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата.

Дальнейшее развитие целеполагания идёт по линии появления цепочек связанных между собой целей: построить гараж для машины соответствующего размера, построить поезд из стульев, домик из песка и т. д.

Ещё одна важная линия развития деятельности -- отношение ребёнка к продукту таких целенаправленных действий. Если вначале ребёнок удовлетворён любым результатом, то позднее, на четвёртом году жизни, у него появляются определённые требования к качеству ожидаемого результата.

Следующий шаг в становлении целеполагания -- способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени, неделями. Это значит, что более общие планы фиксируются ребёнком и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развёртывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности.

Существенным моментом в педагогической работе является также создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем, что взрослый хотел бы в них сформировать. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечивали бы возникновение нужной мотивации у большинства детей. Авторы программы выделяют три типа мотивации, с помощью которых можно побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые: игровая мотивация, мотивация общения и мотивация личной заинтересованности. В «Руководстве» даётся их конкретное описание применительно к разным разделам работы.

Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т. к. она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребёнка:

Физическая культура (самый важный предмет -- красный цвет );

Игра (положенная в основу программы -- оранжевый цвет );

Изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с декоративным народным искусством -- жёлтый цвет );

Конструирование (развитие воображения -- зелёный цвет );

Занятия музыкальным и пластическим искусствами (формирование эстетических переживаний -- голубой цвет );

Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет );

Математика (фиолетовый цвет ).

Тех педагогов, кто захочет работать по программе «Радуга», авторы призывают прежде всего понять, что представляет собой ребёнок данного возраста, любить его за индивидуальность. Разработанная научно-методическая система педагогического творчества программы «Радуга» достаточно трудоёмкая, требует высокой культуры организации труда. Поэтому в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их методическое содержание, цель и средства.

К программе разработан учебно-методический комплекс, помогающий педагогам реализовать данную программу.

комплексная программа радуга дошкольники

1. Некоторые дидактические игры программы «Радуга»

Одной из основных задач программы является формирование активного и бережного отношения к окружающему миру.

Цель: формирования экологической культуры детей

При использовании дидактических игр решаются следующие задачи:

2. Формирование экологических представлений о растениях

3. Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы

4. Формирование экологически бережного отношения к объектам природы

П римеры дидактических игр на каждую образовательную задачу:

1. Формирование экологических представлений о мире животных

Игры с предметами

Игра. Кто чем питается?

Цель. Закреплять представления детей о пище животных.

Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой.

Игра. Что сначала - что потом?

Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Игры настольно-печатные

Игра «Четыре картинки»

Цель . Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Игры словесные

Игра «Кто в домике живет?»

Цель. Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

Игра «Отгадай кто это?»

Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.

Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.

2. Формирование экологических представлений о растениях

Игры с предметами

Игра «Детки на ветке»

Цель . Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

Игра «Найди, что покажу»

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Игры настольно-печатные

Игра «Волшебный поезд»

Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.

Ход игры: На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

Игры словесные

Игра «Найди, о чем расскажу»

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

3. Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы

Игры с предметами

Игра «Когда это бывает?»

Цель . Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

Игра «Что это такое?»

Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.

Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.

Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.).Что с ним можно делать?

Игры настольно-печатные

Игра «Это когда?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

Игры словесные

Игра «Когда это бывает?»

Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры.

1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре - он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей.

Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1-2 важных правила. По ходу игры он еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе - рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры.

На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.

Формирование экологически бережного отношения к природе

Настольно-печатные игры

Игра «Ухаживаем за растениями»

Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.

Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.

Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют - дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

Хотелось бы заметить, что представленные в работе дидактические игры - это лишь небольшая часть системы использования дидактических игр как одного из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003

2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002

3. http://www.maaam.ru/ Программа «Радуга» / Доронова Т.Н. М., 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психолого-педагогические основы воспитания у дошкольников навыков здорового образа жизни. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания. Программа формирования здорового образа жизни.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Роль физкультуры для здоровья, физического и психического развития ребёнка. Создание условий для формирования двигательной активности и оздоровления ребёнка. Формирование привычки к здоровому образу жизни, суть модели двигательного режима дошкольника.

    реферат , добавлен 17.09.2010

    Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка как основа формирования личности. Задачи детского сада по физическому воспитанию дошкольников. Формирование необходимых двигательных умений и навыков, обеспечение физического и психического благополучия.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2009

    Обзор особенностей речевого аппарата ребёнка второго года жизни, основных проблем воспитания в данном возрасте. Анализ игровой деятельности, эстетического развития и обучения малышей. Описания сбалансированного питания, закаливающих процедур, режима дня.

    реферат , добавлен 05.01.2012

    Наука о здоровом образе жизни. Привычка к здоровому образу жизни. Анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью. Единство валеологической и физкультурной деятельности.

    аттестационная работа , добавлен 17.01.2011

    Изучение оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся младших классов. Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха.

    реферат , добавлен 13.06.2010

    Важность приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Особенности и влияние массажа на детский организм. Определение уровня физической подготовленности детей средней группы. Разработка и апробация методики проведения игрового массажа для детей.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2009

    Характеристика игры как одного из средств социализации дошкольников с задержкой психического развития. Характерные черты игры, ее социальная природа. Уровень сформированности игровой компетентности у дошкольников с задержкой психического развития 5-6 лет.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Понятие и виды ценностей, "ценностное отношение". Понятие, сущность и условия формирования здорового образа жизни. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения.

    дипломная работа , добавлен 04.07.2010

    Развитие этнокультуры дошкольника как психолого-педагогическая проблема. Дидактическая игра как средство воспитания и развития. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультуры дошкольников.

Программа "Радуга"

"Радуга" -- единственная российская комплексная государственная программа для дошкольных образовательных учреждений, прошедшая полную экспериментальную проверку в 10 регионах России в течение 6 лет и независимую экспертизу комиссии Министерства образования РФ. По итогам экспертизы "Радуга" была рекомендована к массовому внедрению. В "Радуге" впервые поставлены задачи не только своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка, но и его эмоционального благополучия.

"Радуга" - комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Основные цели программы:

обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;

обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);

всестороннее и своевременное психическое развитие;

формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

красный цвет- физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;

оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;

желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд:- обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;

зеленый цвет - конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;

голубой цвет - занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;

синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;

фиолетовый цвет - математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.

Комплексной программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста "Радуга", созданной авторским коллективом лаборатории Института общего образования под руководством профессора Т.Н. Дороновой, исполнилось более 10 лет.

Авторы сумели создать педагогическую систему, которая позволяет воспитателю чувствовать себя свободным и творческим человеком и настраивает на внимательное отношение к каждому растущему малышу. В "Радуге" впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства, впервые была предложена система личностно ориентированного воспитания и развития детей.

Программа, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре.

Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:

реализация поставленных в программе общих задач психического развития,

реализация регионального компонента воспитания и образования.

цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.

Задача подготовки детей к обучению в школе решается в программе комплексно.

Она включает в себя:

развитие коммуникативных навыков,

развитие навыков самообслуживания,

знакомство с основами безопасности жизнедеятельности,

развитие речи детей, способности произвольно контролировать процессы внимания и запоминания, умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами, а также специальную подготовку, реализуемую на занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию начал логического мышления детей, начальному знакомству с буквами, развитию речи и познавательному развитию.

Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога - обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.

Все вышесказанное позволило программе "Радуга" получить широкое распространение в дошкольных учреждениях, ее по достоинству оценили как родители, так и воспитатели.

Происходящие в последние годы социально - экономические изменения повлияли на развитие и совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство наиболее известных и распространенных программ являются комплексными, тем не менее, мы можем отметить, что задачи и условия речевого развития в них представлены не равноценно.

Рассмотрим, в какой мере в современных программах для дошкольных образовательных учреждений отражены основные требования и критерии к уровню речевого развития детей старшего дошкольного возраста. С этой целью было проанализировано содержание наиболее распространенных программ, и особенно задачи речевого развития детей в подготовительной к школе группе, основные требования речи детей к окончанию обучения в детском саду.

Базисная программа развития ребенка - дошкольника "Истоки". Цель данной программы - разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных качеств, в том числе творческих способностей, до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Программа ориентирована на достижение стандарта образования. В основу положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующейся своей структурой и динамикой.

Новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте основывается на единстве чтения, письма и счета как "общекультурных навыков"; использовании всех доступных детям видов деятельности, для формирования их предпосылок; организации новой общности детей -группы ровесников. Раздел Социальное развитие включает в себя подраздел "Речь и речевое общение", где выделена характеристика возрастных возможностей, задачи развития, содержание и условия педагогической работы, где определены показатели развития: к 7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, овладеть разговорной речью, проявлять интерес к рассказам, в высказываниях употреблять разные части речи, проявлять критическое отношение к речи. В разделе "Познавательное развитие" выделяют подраздел "Грамота", который состоит из характеристики возрастных возможностей, задач развития. Определено, что к 7 годам ребенок должен читать плавно и четко, по слогам и целыми словами, писать слова в тетрадке, знать правила "жи-ши", "ча-ща", "чу-шу", знать все буквы алфавита.

В вариативной программе развития и воспитания в детском саду "Детство" выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомлению с художественной литературой: "Развиваем речь детей", "Ребенок и книга". Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно это важно в старшем дошкольном возрасте, когда необходимо определить уровень сформированности знаний и навыков перед школой. Особенно важно, что в программе четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

В конце старшего дошкольного возраста выделен раздел "Скоро в школу", где доступно изложены основные показатели развития ребенка перед поступлением в школу. Основные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

развитие речевого творчества, выразительности речи;

развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

подготовка к чтению, чтение.

Высоким уровнем речевого развития по окончании детского сада считается слитное чтение коротких текстов, овладение всеми средствами звукового анализа слов, определение основных качественных характеристик звуков в слове.

Программа "Одаренный ребенок" представляет собой вариант программы "Развитие" предназначена для образовательной работы с детьми шестого и седьмого годов жизни, обладающими высоким уровнем умственного развития. В ней существенно углублено содержание ознакомления с художественной литературой в разделе "Развитие речи и ознакомление с художественной литературой".

В подготовительной к школе группе работа ведется по трем направлениям: 1) ознакомление детей с художественной литературой, знакомство с разными сторонами действительности. Предлагаемая литература расположена по усложнению содержания. Одна из основных линий работы - развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы; 2) освоение средств литературно - речевой деятельности: ознакомление детей со средствами речевой выразительности; овладение лексической и грамматической культурой, развитие связной и выразительной речи.

Особое внимание уделяется рассказыванию по представлению без опоры на предмет. 3) развитие умственных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой - задания на развитие мышления и воображения детей.

"Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду". Подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Особый акцент делается на формирование у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей.

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования потребовалась и существенная доработка содержания прежней "Программы воспитания и обучения в детском саду". Не секрет, что число дошкольных образовательных учреждений, продолжающих работать по этой программе, достаточно велико. Дошкольные работники, вынужденные считаться с реалиями нового времени, самостоятельно вносят в устоявшийся документ задачи и содержание из других программ, созданных на иных концептуальных основах.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

* забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

* создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

* максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

* креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

* вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

* уважительное отношение к результатам детского творчества;

* обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

* координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

* соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Loading...Loading...