Коррекционная работа психолога в школе. Арт-терапия для трудных подростков: как творчество побеждает зависимость Арт терапевтическая программа для подростков

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания - психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл, для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации .

Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танцедвигательную терапию.

Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии клиенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе.

Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество .

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки. Арт-терапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах. Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания.

Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.

С поступлением в школу, на ребенка «сваливается» множество различного рода информации — уроки, кружки, внеклассные занятия, общение с одноклассниками, взрослыми, учителями, родителями и т. д. При переходе в старшие классы, на детей еще наваливается и ответственность за свою дальнейшую судьбу, постановка жизненных целей, профессиональное самоопределение. Не зря современное общество называют информационным, отмечая в его особенностях высокий уровень развития и использования информационных технологий, большой объем различной информации, которой должен владеть человек, уже с первых ступеней обучения. В настоящее время огромной проблемой явилось не просто научение детей, наделение их определенным набором знаний, умений и навыков, сколько обучение детей ориентировке в информационном обществе, умению мыслить и работать с огромным объемом данных в современном обществе.

В системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном учреждении центральное место занимает проблема своевременного выявления и профилактики возможных проблем у учащихся, особенно у подростков. Одной из задач школьного психолога является обеспечение образовательного процесса, снятия напряжения, связанного с большой нагрузкой на обучающихся. Поэтому так широко распространяется и используется арт-терапия. Цель метода не научить учащегося рисовать, а помочь посредством арт-терапии справляться с информационными перегрузками, стрессами, связанными с переживаниями в процессе обучения, дать выход творческой энергии. Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как - негативная «Я-концепция», тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, депрессия, конфликты, неадекватное поведение и многими другими психологическими проблемами, которые мешают подростку жить и тормозят его развитие.

Подросток вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения, высвобождения эмоций, страхов, внутренних конфликтов. Очень важно выразить свой внутренний мир через творчество и постараться достичь душевной гармонии.

Достоинства арт-терапии, особенно в работе с подростками, заключаются в следующем:

  • возможность невербального общения, что важно для детей, потому что они затрудняются в словесном описании своих переживаний;
  • облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия и эмпатии;
  • возможность для исследования бессознательных процессов;
  • возможность свободного самовыражения и самопознания;
  • мобилизация творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции;
  • повышение адаптационных способностей, снижение утомления и напряжения;
  • создание положительного эмоционального настроя.

Существует множество различных видов и направлений терапии искусством. Это: изотерапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия, драмтерапия, кинотерапия, куклотерапия, имаготерапия, песочная терапия и т.д.

Среди методов арт-терапии, которыми я пользуюсь в своей работе со старшеклассниками можно выделить следующие:

1. Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, ) лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия дает положительные результаты в работе со школьниками, помогая им справиться со своими психологическими проблемами. Приемов изотерапии очень много. В работе со старшеклассниками я использую такие как: «Кляксы», «Рисуем круги», «Рисуем мандалу»,«Рисуем эмоции», «Раскрашиваем чувства», «Цвет моего настроения», «Рисуем имя», «Рисуем деревья», «Маска-талисман», «Рисуем агрессию», «Лепим из пластилина», «Подарки», «Ледяная стена», «План моей жизни». Все рисунки ребят можно использовать и в диагностических целях.

Среди же классических проективных тестов, используемых в моей работе, можно выделить: «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич), «Рисунок человека» (Ф. Гудинаф, Д. Харрис), «Дом-Дерево-Человек» (Д. Бук), «Рисунок семьи» (В. Вульф, В. Хьюлс, Р.К. Бернс, С.К. Кауфман).

2. Еще одним видом арт-терапии, основанным на лечебном коррекционном воздействии чтением является библиотерапия.

Из всего многообразия художественных материалов для чтения - рассказы, повести, романы, стихи, поэмы - в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, я использую сказки и притчи.

Сказки и притчи - примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Одна из притч, которую я применяю в работе с детьми, проявляющими вербальную агрессию, «Притча о гвоздях».

3. - метод, использующий музыку в качестве средства коррекции.

В данном случае я ее использую, как дополнительное музыкальное сопровождение других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Важно отметить, что принципиальное значение имеет отличие свободного обучения творческим навыкам и занятие арт-терапией. Они по-разному влияют на психологические структуры учащихся и обусловливают разную психическую динамику. На занятиях по арт-терапии необходимо присутствие специалиста, который будет давать направление работе, следить за процессом и организует безопасную среду для клиентов.

В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее:

  • устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса;
  • у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
  • воспитывается чувство коллективизма;
  • отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка, малообщительные дети легко включаются в работу;
  • на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • создается комфортный психологический климат:
  • доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
  • стимулируется творческий подход, развивается воображение;
  • идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
  • уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность, мышечные зажимы.

Как показывает практика, это превосходный метод работы как индивидуально так и в группе, так как позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то, и другое лежат в основе желания детей «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое). Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить.

Использование методов арт-терапии в работе с группами старшеклассников позволяет укрепить групповые отношения и безопасное самораскрытие ее участников, обучение навыкам саморегуляции и повышению коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта. В профилактической работе важное значение имеет выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Методы арт-терапии обладают огромным потенциалом и могут быть эффективны в самых различных областях жизнедеятельности общества.

Список используемой литературы:

  1. Головань О.В., Осадчих В.А. Роль искусства и арт-терапии в социализации личности и профилактике девиантного поведения.
  2. Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru
  3. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности. — Казань, 2002. — 240 с.
  4. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - Когито-Центр,2014г.-197с.

Буркутбаева А.А., психолог СШ№ 16

г. Актобе

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… Поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.Низкий уровень заработной платы, не обеспечивающей потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат, включая пособие на детей, от роста стоимости жизни являются факторами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними, а также высоким уровнем стремления молодежи к «легким деньгам».

Наихудшие жилищные условия характерны для многодетных семей. Находясь у черты бедностей, многие родители вынуждены работать на двух или трех работах, практически не видя своих детей, не имея времени наладить с ними общение. Семейное неблагополучие, связанное во многом с экономической ситуацией в государстве – прямой путь к уходу ребенка в криминал.

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди подростков. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся как(алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи.

Девиантное поведение- это не только отклонение от принятых общественных норм, но и ранний алкоголизм и суицидные попытки.

У подростков агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои "заслуги": удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости. .

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, индивидуальная работа с подростком является более эффективной.

Как же помочь трудному подростку и предотвратить девиантное поведение?

Одной из наиболее выгодных с точки зрения работы психолога с деструктивным поведением подростков является арт-терапия , понятие которой в 1938 г. ввел Адриан Хилл.

Достоинства арт-терапии, особенно в работе с трудными подростками, заключаются в следующем:

Возможность невербального общения, что важно для таких детей, потому что они затрудняются в словесном описании своих пере­живаний;

Возможность свободного самовыражения и самопознания.

Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – негативная «Я-концепция», тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, депрессия, конфликты, неадекватное поведение и многими другими психологическими проблемами, которые мешают подростку жить и тормозят его развитие.

Существует множество различных видов и направлений терапии искусством. Это: изотерапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия, драмтерапия, кинотерапия, куклотерапия, имаготерапия, песочная терапия и т.д.

Среди методов арт-терапии, которыми я пользуюсь в своей работе с трудными подростками можно выделить следующие:

1. Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

2. Еще одним видом арт-терапии, основанным на лечебном коррекционном воздействии чтением является библиотерапия .

Из всего многообразия художественных материалов для чтения - рассказы, повести, романы, стихи, поэмы. В решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств лучше использовать сказки и притчи.

Сказки и притчи - примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

3. Музыкотерапия - метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. В данном случае ее целесообразно использовать как дополнительное музыкальное сопровождение других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Ниже приведена примерная тематика индивидуальных занятий с девиантными подростками.

Занятие 1. Диагностика эмоционального состояния учащихся.

1 .Организационные моменты. Знакомство.

2.Инструктаж по технике безопасности .

3. Диагностика эмоционального состояния: «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой

4. Диагностика эмоционального состояния: тест тревожности

Занятие 2.Техники снятия эмоционального напряжения. Рисование с релаксацией.

1. Техники художественной релаксации (работа с линиями).

2. Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро».

Занятие 3.Способы снятия эмоционального напряжения, агрессии.

1. Отработка негативных эмоций. Техники работы с пластилином, соленым тестом.

2. Отработка негативных эмоций: Цветомедитация.

3. Отработка негативных эмоций. Работа с бумагой - коллаж.

Занятие 4. Развитие позитивных эмоций. Работа с кляксами.

1.Изучение техники кляксы. Выбор цвета.

2. Работа с эмоциями с помощью цветных пятен.

3. Цветотерапия.

Занятие 5. Отработка чувств. Работа со сказками.

1.Рисование сказки. Известные Герои сказок, их чувства.

2.Цветы, птицы и животные в сказках. Их чувства

3. Сказкотерапия (проигрывание сказок)

Занятие 6. Укрепление адекватной самооценки.

1. Работа с личными ассоциациями.

2. Что такое дружба?

Занятие 7. Развитие коммуникативной культуры через коллективное творчество.

1. Составление рассказа о жизни класса. Послание в будущее.

2. Рисуем праздник!

3. Газета « Наш цветной мир!»

Заключительное занятие. Итоговая диагностика .

1. Заключительное занятие. Демонстрация получившихся работ.

2. Диагностика эмоционального состояния учащихся: Рисуночный тест "Слон"

Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы не только помогает подросткам, но и дает психологу толчок для творчества. Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно участвуют, их не учат рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу, им дают возможность создавать уникальное личное произведение. Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества.

Коррекционно-развивающая программа помогает поддерживать позитивный настрой детей, вести беседу о той или иной ситуации, поступке и его последствиях.

Применение арттерапии в работе с дезадаптированными подростками

Ключевые слова: подростковый кризис, социальная дезадаптация, арт-терапия.

В период подросткового кризиса адаптироваться в обществе, понять себя детям очень сложно. Они еще плохо умеют анализировать причины происходящего с ними. На то, как будет, проходить подростковый кризис сказывается множество факторов: личностные, биологические (включающие отклонения от возрастных норм в развитии, психофизиологические особенности, проблемы со здоровьем), психолого-педагогические, социально-экономические условия функционирования общества. Такое множество факторов, их комбинация часто приводит к социальной дезадаптации (нарушение процесса социального развития, социализации индивида) подростков.

Большую роль в формировании социальной дезадаптации играют:

  • педагогическая запущенность как последствие внешне неблагополучных условий жизни и воспитания, недостаточность любви и внимания к ребенку;
  • депривация как полное отсутствие необходимых для полноценного развития теплых, близких, непосредственных отношений с ребенком близких ему людей;
  • жестокое обращение;
  • пережитые экстремальные ситуации - травматические ситуации, в которых человек участвовал непосредственно как свидетель, если они были связаны с восприятием смерти или реальной ее угрозы, тяжелых травм и страданий других людей (или своей собственной), испытывая при этом интенсивный страх, ужас, чувство беспомощности (подобные ситуации вызывают особое состояние - посттравматическое стрессовое расстройство);
  • фрустрация, при которой ребенок очень часто ставится в ситуацию блокирования или непреодолимых препятствий на пути к удовлетворению жизненно важных потребностей;
  • внутренний конфликт (столкновение противоположных ценностных ориентации личности, ее потребностей, интересов, стремлений).

Последствиями социальной дезадаптации могут быть:

  • ухудшение взаимодействия с семьей и школой,
  • резкое ухудшение нервно-психического здоровья,
  • саморазрушающее поведение (увеличение ранней подростковой алкоголизации, наркомании, сексуализации, курение склонность к суициду).

Переключение от дезадаптации в русло адаптации требует в основном длительной психокоррекции. На начальном этапе происходит установление контакта и формирование доверия. Формирование доверия может происходить за одну встречу, а может занять более длительный период. Сформированное доверие необходимое условие и самое главное в механизме психокоррекционной работы. Оно позволяет снизить напряжение. Позволяет высвободить энергию, которая ранее была направлена на борьбу с напряжением. Полученная энергия будет использоваться членами семьи, в которой проживает подросток, для выработки стратегий на пути к изменениям и реализацию их. Первичное доверие подкрепляется полученными изменениями в жизни семьи и жизни подростка. Поэтому в процессе психокоррекционной работы, при прохождении очередного шага, этапа, делается акцент на положительных изменениях. А это будет являться мотивирующей составляющей психокоррекционной работы.

Одновременно с этим на основании беседы с родителями и детьми специалисты изучают семью, ее особенности. Оценивают условия жизни членов семьи, выявляют существующие в семье проблемы, изучают личностные взаимоотношения в семье.

Следующим этапом является психологическое обследование с целью выявления индивидуально-личностных особенностей подростка, родителей и исследование внутрисемейных взаимоотношений.

Так как это уже занимает не одну консультацию, параллельно при выявлении текущих проблем происходит их обсуждение и выработка совместных стратегий, путей к их решению.

После проведенного психологического обследования обсуждаются полученные результаты. На основании проведенного психологического обследования даются рекомендации, как родителям, так и подростку.

Коррекционно-развивающая работа с подростками направлена на развитие уверенности в себе, формированию адекватной самооценки, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, коррекция эмоционально-волевой сферы формирование мотивации к изменениям, снижению уровня тревожности, коррекции детско-родительских отношений, развитие коммуникативных навыков.

Как уже говорилось выше формирование доверия с детьми подросткового возраста, чаще всего, занимает продолжительное время. Подросткам свойственно недоверие к взрослому, что приводит к проявлению ими нежелания раскрываться во время общения с психологом. Они испытывают напряжение, однозначно отвечают на вопросы, отказываются выполнять предлагаемые варианты работы и пр.

В каждом отдельном случае психолог пытается найти подходящий для данного подростка способ взаимодействия. Для укрепления и сохранения психического здоровья подростков в работе с ними мы используем гибкие формы психотерапии.

Например, - арт-терапия. Она отвечает данному требованию в полной мере. Арт-терапия (от англ. art, искусство) - направление в психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Арт-терапия позволяет мягко и экологично подойти к проблемам, имеющимся у клиента. Назначение арт-терапии, утверждает В. Беккер-Глош, не в том, чтобы выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам личности, а также обладает удивительным свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека. Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Этот метод не имеет ограничений и противопоказаний. В арт-терапии мы предлагаем дезадаптированным подросткам разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, сочинение сказок, фотографии, мелкая пластика, всевозможные инсталляции, поделки и др.), которые направлены на активизацию общения с психологом или в группе для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой. Ценность применения арт-терапии состоит в том, что с ее помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. С помощью нее можно помочь человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в творческую деятельность клиентов, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия. В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение. В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания. Клиент вправе выбирать содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.

В процессе коррекционной работы с подростками нами были выделены наиболее эффективные арт-методики:

  • Из изотерапии (рисуночной терапия): «Чувства и состояние в данный момент», «Маски», «Я в прошлом и я в настоящем, и я в будущем», «Остров» (содержащий «Безопасный мир» и «опасный мир»), «Мое тотемное животное», «Место моей силы» «Мои обиды», «Мой гнев», «Мой герб», «Герб моей семьи». Нередко некоторые эмоции и мысли остаются подавленными в сознании индивида. Одни рисунки позволяет раскрыть эти переживания без какой-либо травмы для самого индивида или окружающих. Другие рисунки позволяют провести работу с границами, выработать коммуникативные навыки, обрести ресурсы, выявить ценностные ориентации. Рисование с партнером «Совместный рисунок на свободную тему» помогает исследовать межличностные взаимоотношения и конфликты.
  • Из песочной арт-терапии: «Создай свой мир на песке». При взаимодействии с песком и маленькими фигурками из него, человек любого возраста приближает к себе свой внутренний мир – начинает понимать свои желания, разбираться в воспоминаниях и находить решения тех или иных ситуаций.
  • Из сказкотерапии - прочтение сказок, сочинение сказок помогает найти связь между героями в литературном произведении и человеком в реальной жизни – в поведении, характере и т.п.; помогает найти ресурсы; выработать умение обращаться за помощью и принимать ее; делать выбор и анализировать последствия выбора. Метафора, в сказках, по мнению О.В. Хухлаевой, позволяет работать с большим диапазоном подростковых проблем и позволяет достаточно быстро донести до подростка смысл тех сложностей, которые он испытывает. Метафора позволяет подростку самому найти способы выхода из сложившихся ситуаций.
  • При использовании лепки из пластилина: «Моя проблема», «Моя болезнь». Позволяет прикоснуться к проблеме осознать ее, уменьшить, сделать ее менее страшной и решаемой.
  • Из мандалотерапии. Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или «центр». Плетение мандалы из ниток позволяет понять, что для изменений требуются усилия и при приложении их можно достичь жалеемого результата. В зависимости от того что клиент с психологом хотят вплести в мандалу изменяется ее узор. Благодаря своей уникальной форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит для тех людей, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться. Плетение помогает получить удовольствие от однотипных движений и соответственно пробудить вкус жизни. Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию уникальной индивидуальности. Он считал мандалу чрезвычайно мощным символом, являющегося зримой проекцией психического мира и выражающей Самость человека. Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Она, благодаря своей круглой форме, привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала.
  • Из куклотерапии. Сам процесс изготовления кукол уже своего рода медитация и несет целительный эффект. Увлекаясь процессом изготовления, подростки становятся более спокойными, уравновешенными. Развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации, усидчивость. В работе с подростками на занятиях мы создаем куклу «Защитницу», «Ангела-защитника», куклу «Утешницу». Данные куклы создают чувство защищенности.

Очень интересной и результативной является методика Ирины Тараненко. Она предложила использовать метафорические карты в системе арт-терапии. Для этой цели она разработала и создала метафорические карты ИТАР «Яйцо жизни» , «Дерево жизни». Делая изменения, самостоятельно дополняя выбранные рисунки входе коррекционно-развивающего занятия, возможно нахождение своего пути от проблемной ситуации к ее решению. С помощью красок и планшета в процессе рисования выстраивается путь из негатива в позитив. Из настоящего состояния в желаемое. Можно вернуться в образах в прошлое и изменить его на планшете карты в желаемую ситуацию. При этом рисующий может узнать ограничивающие его убеждения, взглянуть на себя и окружающий нас мир как бы со стороны, наполниться ресурсом, выработать пошаговость выхода из проблемной ситуации и перенести найденный выход в реальную жизнь.

Итак, арт-терапия позволяет подростку выразить все, что ему сложно объяснить словами, обратиться к собственной душе и увидеть то, что в обыденном мышлении ускользает. Она позволяет подростку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. С позиции адаптации арт-терапию можно рассматривать как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде, способствующей общей гармонизации личности.


Loading...Loading...