Игры для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. Доброжелательность - это полезное для общения качество

Формирование доброжелательных отношений у дошкольников.

Доброжелательность - это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным.

Дружелюбие это:

Дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо.

Это способность видеть и уважать личность в другом человеке.

Это готовность доверять окружающим.

Это умение жить в согласии с людьми разных взглядов и убеждений.

Это желание и умение находить взаимопонимание с окружающими.

К сожалению, рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Педагоги в школах отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится больше, с ними труднее работать. Зачастую, учителя, родители просто не знают, как справиться с агрессивным поведением, так как традиционные методы воздействия не способствуют стойкому изменению поведения. Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как непрост и сложен процесс вхождения в школьную жизнь. И только в детском саду подготавливают детей к успешному обучению в школе. Особое значение в формировании личности дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности. Поэтому одной из целей дошкольного образования в работе с детьми является формирование доброжелательных отношений.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом.

Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию , к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Я считаю, что у детей нужно формировать не только коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. В воспитании дошкольников необходимо подвести ребенка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему педагоги учат детей рассказывать о своих собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием и настроением. Именно уверенный в себе ребенок легко встанет на позицию другого и разделит его переживания. Однако прием этот концентрирует внимание ребенка только на самом себе, на своих достоинствах, достижениях и далеко не всегда приводит к желаемому результату. Отнюдь не всегда дети сопереживают другим, а высокая оценка собственных достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании умения видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором и строится нравственное отношение к людям . Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Чтобы сформировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, необходимо организовать совместную деятельность , так как дошкольник часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку сверстников.

С возрастом взаимодействия сверстников становятся разнообразными и содержательными. Вместе с тем они могут стать источником и конфликтных ситуаций. Причин для таких конфликтов не мало. Одна из них состоит в том, что у ребёнка, не решившего, чем ему заняться в данный момент, возникает мимолётное желание последовать примеру сверстников. Повод для конфликта уже есть: ребёнок долго одевался, в результате все машины разобрали другие дети; или во время постройки ребёнку понадобились именно те кубики, которые в данный момент использует другой ребёнок. Что из этого следует дальше - всем известно. Разумный выход: научить дружелюбно выходить из таких ситуаций. Популярный приём «отдай, если вежливо попросят» не нужно рассматривать как единственно пригодный для случаев. Потому как некоторые дети быстро привыкают к этому и используют его в ущерб другим.

Длительное совместное пребывание детей в группе порождает необходимость считаться друг с другом во множестве бытовых ситуаций.

Задача взрослого состоит в том, чтобы вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта и формировать у детей отрицательное отношение к конфликтным формам поведения. Однако в реальной жизни поступки детей в основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определённых правил поведения. Нередко совместные игры и занятия детей кончаются ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. Дело в том, что если ребёнок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свой действия. Эта причина - «невнимательность» - закрывает другого, она же способствует замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор. Прежде всего необходимо формировать нравственные чувства: сострадание, отзывчивость, чуткость, заботливость, дружелюбие и милосердие. Только развив эти чувства, ребёнка можно научить понимать и воспринимать чужие радости и обиды как свои. Отсюда и распространённый метод формирования социальных нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств».

Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь ребёнка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время игры и после неё способствует к появлению отклика – сострадания, побуждает ребёнка находить правильные способы проявления сочувствия, оказании помощи.

Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желание и действие другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей.

Главной задачей игр, направленных на формирование доброжелательных отношений со сверстниками, является привлечение внимания ребенка к другому, и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника, помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

При общении со сверстниками у детей формируется чувство общности и желание видеть в сверстнике – друга. Оно порождает сочувствие, сопереживание и содействие. При взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управляя своим поведением.


Опыт проведения классных часов в начальной школе показывает: порой дети не умеют налаживать доброжелательные отношения во взаимодействии друг с другом, перебивают собеседника, переходят на крик, чтобы привлечь к себе внимание. Впрочем, многие взрослые тоже так себя ведут, и эта модель поведения уже отчасти усвоена нашими детьми. Важно научить младших школьников не только высказывать свои мысли, но и слушать других. В данной статье представлены упражнения и игры, направленные на воспитание доброжелательных отношений среди школьников, которые могут быть использованы при проведении классных часов.

При проведении таких классных часов важна организация пространства. Лучше, чтобы дети сели в круг или полукруг — так они все находятся в равных условиях, видят друг друга, что способствует возникновению чувства общности, сплоченности, защищенности, располагает к общению. Такая организация пространства становится для детей символичной, повышает их интерес к происходящему, а именно интерес стимулирует развитие всех психических процессов учащихся, активизирует их деятельность и дает необходимый педагогический результат.

Упражнение «Ласковое имя»


Цели: способствовать эмоциональному раскрытию каждого учащегося; стимулировать к проявлению доброжелательности во взаимоотношениях с одноклассниками.
Оборудование: листы бумаги, ручки.

I этап
Учитель спрашивает у детей, какими ласковыми словами они называют родителей; просит записать эти слова на листках бумаги.

II этап
Ученики по кругу отвечают на вопросы: какими ласковыми словами ты называешь маму, папу, бабушку, дедушку, сестричку, братика? а как ласково они называют тебя? что ты чувствуешь при этом?

III этап
Ученики по кругу говорят соседу справа комплимент. Упражнение начинается со слов: « Мне нравится в тебе...» или « Мне нравится, что ты...»

Рефлексия
Приятно ли вам, когда вас называют ласковым именем? Тяжело ли называть окружающих ласковым именем? Почему? Хорошо ли было бы, если бы все обращались друг к другу ласково?

Упражнение «Настроение»


Цели: создать условия для изучения самого себя, особенностей и возможностей своей личности; стимулировать к проявлению доброжелательности по отношению к одноклассникам.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

I этап
Учитель говорит, что каждому человеку иногда бывает грустно, и спрашивает у детей, почему, на их взгляд, так происходит.

II этап
Сообщается, что настроение — это или положительное (когда чувствуешь радость, восторг и под.) или отрицательное (когда испытываешь скуку, печаль) эмоциональное состояние человека. Нужно учиться контролировать проявление плохого настроения, чтобы от этого не страдали окружающие. Совместно придумываются различные способы поднять настроение.

III этап
Учитель предлагает детям нарисовать что-нибудь для соседа справа, чтобы поднять ему настроение.

Рефлексия
Какое у вас настроение? Кому понравился рисунок, подаренный одноклассником? Какие новые способы поднять настроение узнали?

Игра «Цветик-семицветик»


Цели: самоактуализация личности, развитие доброжелательных отношений с одноклассниками.
Оборудование: листы бумаги формата А4, фломастеры, ручки.

I этап
Дети по кругу заканчивают предложение: «Если бы я был волшебником, я бы непременно...»

II этап
Организуется беседа, у кого из ребят желания были полезны для:

  • всех людей на Земле;
  • страны, в которой мы живем;
  • окружающих людей (родителей, родственников, друзей);
  • самого себя.

  • III этап

    Дети рисуют цветик-семицветик, записывают на его лепестках свои желания. Условие: одно из семи желаний должно быть связано с одноклассниками.

    IV этап
    Дети зачитывают желания для себя (если хотят), затем для одноклассников, предполагают, какое из них может сбыться и когда.

    Рефлексия
    Какое задание для вас было наиболее трудным? Что может сделать каждый из вас, чтобы пожелания для нашего класса сбылись?

    Упражнение «Вопросы»


    Цели:
    осмысление ценностей человеческой жизни; изучение самого себя, особенностей и возможностей своей личности; развитие индивидуальности, доброжелательных отношений с одноклассниками.
    Оборудование: листы бумаги, ручки.

    I этап
    Дети по кругу отвечают на вопросы учителя:

  • Зачем нужно ходить в школу?
  • Зачем люди улыбаются друг другу?
  • Зачем делать друг другу подарки?
  • Почему люди совершают плохие поступки?
  • Почему нельзя ходить по газонам?
  • Почему надо убирать в своей комнате?
  • Почему люди любят природу?
  • Зачем нужно читать?
  • Для чего нам музыка?

  • II этап
    Учитель просит детей придумать интересные вопросы и записать их на листках бумаги.

    III этап
    Дети перечитывают составленные вопросы, выбирают из них самый интересный и задают его соседу справа.

    Рефлексия

    Чей ответ на вопрос был самым интересным? Ответ на какой вопрос оказался для вас наиболее трудным? Тяжело ли было задавать вопросы? Для чего люди задают друг другу вопросы?

    Игра «Пиктограмма»


    Цели: изучение возможностей своей личности; развитие воображения, творческих способностей, умения объективно себя оценивать.
    Оборудование: листы бумаги А4 (по 4 для каждого ученика), ручки или фломастеры.

    I этап
    Учитель сообщает: пиктограмма — это графическое изображение всякого рода информации, нарисованный знак. Например, ложка и вилка крест-накрест — столовая; крест — аптека или пункт медицинской помощи. Дети придумывают и рисуют пиктограммы: «У нас дружный класс», «У нас перемена», «У меня плохое настроение», «Мне весело».

    II этап
    Дети демонстрируют нарисованные пиктограммы.

    III этап
    Дети меняются пиктограммами с соседом справа, выставляют друг другу отметки. Затем оценивают себя.

    Рефлексия

    Что нового узнали о себе? О ребятах нашего класса? Чья пиктограмма показалась вам самой удачной?

    Игра «Рюкзак в поход»


    Цели: осмысление ценностей личности человека; развитие чувствительности в восприятии окружающего мира, умения объективно оценивать себя и окружающих.
    Оборудование: рюкзак.

    I этап
    Дети по кругу заканчивают предложение: «Поход — это здорово, потому что...»

    II этап
    Учитель просит детей представить, что они отправляются в поход. Для этого надо собрать рюкзак. В центр круга ставится пустой рюкзак. Дети по очереди перечисляют предметы, которые понадобятся всему классу в походе.

    III этап
    Дети отвечают на вопросы: какие человеческие качества важны в походе и почему? Какие человеческие качества в походе мешают?

    Рефлексия
    Чей предмет в рюкзаке оказался самым полезным для всего класса? Какое качество человека особенно помогает в походе? Кто из ребят нашего класса обладает этим качеством?

    Упражнение «Подарок»


    Цели: о
    смысление важности нежного, внимательного отношения к родным, друзьям, другим людям; формирование доброжелательности, щедрости.
    Оборудование: небольшие подарки для одноклассников (открытки, ручки, блокнотики и др.).

    I этап
    Учитель предлагает поразмышлять над вопросом: «Зачем нужны подарки?» Каждый ученик по кругу продолжает фразу: «Подарок — это то, что...»

    II этап
    Учитель говорит, что получать подарки приятно и взрослым, и детям. Подарки могут быть маленькими и большими, дорогими и дешевыми, съедобными и несъедобными и т. п., главное, чтобы они делались от души.

    III этап
    Дети по кругу отвечают на вопросы: какой подарок ты бы хотел получить на день рождения от родного человека? какой подарок лучше всего вручить другу? а человеку, которого ты мало знаешь?

    IV этап
    Дети по кругу дарят своему соседу справа подарок. Отмечается, что делать это надо от души, с пожеланиями, а человек, получивший подарок, должен обязательно за него поблагодарить.

    Рефлексия
    Чем понравился подаренный сувенир? Что было приятнее: дарить или получать подарок?

    Упражнение « Улыбка »


    Цели: развивать наблюдательность; учиться понимать людей, быть доброжелательными и приветливыми с окружающими.

    I этап
    Каждый ученик приносит на занятие фотографию близкого человека (мамы, папы, бабушки и др.). Учитель озвучивает задание: рассказать в нескольких предложениях о родственнике (кто это, какой у него характер, чем он занимается, чем увлекается).

    II этап
    Выступления учеников.

    III этап
    В класс входит не знакомый детям человек. (Учитель может пригласить кого-либо из своих знакомых. ) Этот человек должен обязательно улыбаться. Учитель представляет незнакомца детям и спрашивает их: « Что вы можете сказать об этом человеке» ?

    I
    V этап
    Организуется совместная беседа об улыбке, ее значении при первом знакомстве людей друг с другом, при общении людей. Учитель зачитывает афоризмы: « От улыбки станет всем светлей» , « Улыбка человеку ничего не стоит, но много дает» , « Улыбка обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает» и др.

    Рефлексия
    Как чувствовали себя на занятии? Что нового узнали?

    Упражнение « Добрые слова »


    Цели: способствовать эмоциональному раскрытию каждого учащегося; стимулировать детей к использованию добрых слов в общении друг с другом; развивать умение доброжелательно взаимодействовать с одноклассниками.
    Оборудование: листы бумаги формата АЗ, ручки.

    I этап
    Учитель рассказывает, что на свете есть слова красивые, добрые. Дети вспоминают добрые слова (мама, улыбка, солнце, радость и др.), записывают их.

    II этап
    Дети по кругу называют одно из записанных добрых слов, а сидящий справа одноклассник придумывает с этим словом предложение.

    III этап
    Учитель сообщает, что кроме добрых, красивых слов существуют злые, некрасивые, грубые слова. Они могут расстроить, обидеть человека, разозлить его, поэтому такие слова нельзя употреблять.

    Рефлексия
    Какое доброе слово вы использовали редко, а сейчас будете произносить чаще? Почему люди не хотят слышать злых слов? Какие предложения с добрыми словами особенно запомнились?

    Упражнение « Хороший класс »


    Цели: развивать умение позитивно взаимодействовать друг с другом; учиться быть приветливыми и доброжелательными с одноклассниками.

    I этап
    Дети по кругу завершает фразу: « В нашем классе хорошо, когда...»

    II этап
    Организуется беседа о том, что каждый ученик может сделать для того, чтобы класс был дружным. Каждый по кругу высказывает положительное мнение о классе, продолжая фразу: « Я считаю, что ребята нашего класса молодцы, потому что...»

    Рефлексия

    Что делает класс дружным? А что мешает классу быть дружным?


    Данная глава объясняет как личные наблюдения авторов, так и богатейший опыт жизненной мудрости таких людей, как Л. Вовенарг, Вольтер, Г. Гейне, Д. Дидро, Б. Грасиан, Ж. Лабрюйер, М. Монтень, Л. Н. Толстой, Ф. Честерфилд и др.

    Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д. Дидро

    Хорошее намерение бесполезно, пока не превратится в хорошие дела. Плавт

    Узнайте о принципиальном отличии доброго человека от злого
    Добрый человек — это тот, кто помнит свои грехи и забывает своё добро. Злой же, наоборот, — это тот, кто помнит своё добро и забывает свои грехи.

    Если Вы хотите, чтобы о Вас думали хорошо, думайте об окружающих также хорошо
    Помните, что негативные мысли об окружающих приносят вред самому человеку и ведут его к самоуничтожению, подрывают его жизнерадостность и рассудительность, порождают в нём разрушительное и низменное. Каждая мысль человека, наполненная ненавистью и злобой, подобна яду как для души, так и для физического тела. Всё, что человек внушает другому, влияет в первую очередь на него самого, поскольку в организме человека регистрируется абсолютно всё, что происходит в его уме. То, как человек думает о своих близких, какие чувства он к ним испытывает и как поступает по отношению к ним, определяет в конце концов ход его собственной жизни.Старайтесь помнить, что чем больше добрых дел и намерений к окружающим будет излучать человек, тем больше он их получит в ответ. Это обусловлено тем, что позитивное отношение к людям обычно всегда вызывает у них ответную реакцию.

    Старайтесь быть признательным людям как внутренне, то есть проявите «доброжелательность», так и внешне (проявите «добродетельность»)
    Помните, что добродетельная сила станет частью Вас самих лишь тогда, когда сможете создавать её и управлять ею по собственному желанию.

    Знайте, что добродетель вырастает исключительно из доброжелательности
    Думая о добром и совершая добрые дела, человек накапливает в себе позитивные впечатления, подталкивающие его к добру даже вопреки его же воле. Совершивший много добрых дел и много размышлявший о добре воспитывает в себе непреодолимую склонность к добру, не столько уже в мыслях, сколько в делах и поступках. О доброжелательном и добродетельном человеке обычно говорят, что он «обречен на успех». Дополним же сказанное тем, что такой человек будет «навечно в безопасности».

    Будьте не только доброжелательны, но и добродетельны, творите добро
    Опыт учит, что говорить бывает обычно легко, действовать же намного труднее. Старайтесь, чтобы Ваши добрые слова не затмили Ваши добрые дела. Помните, что добрые дела остаются, добрые же слова, как правило, забываются. Порядочность обнаруживается исключительно в конкретных делах, а не в высокопарных словах.

    Восхищайтесь людьми, которые Вас окружают
    Помните, что уникальны и неповторимы не только Вы сами, но и те, кто находятся рядом с вами.

    Изменитесь в лучшую сторону, а затем станьте «зеркалом» для собеседника
    Станьте «зеркалом» для собеседника — покажите ему, что Вы видите его неограниченные возможности.

    Искренне радуйтесь успехам окружающих Вас людей
    Когда человек радуется успехам тех, кто его окружает, он невольно открывает двери собственному счастью и благополучию. Помните: то, что является благом для самого человека, обычно приносит благо и другому.

    Желайте другим людям богатства и благополучия, и Вы сами получите то, что желаете окружающим
    Приведённое выше положение лишний раз подтверждает принцип магнетизма: «Что отдал, то твоё». В жизни реально так и происходит — то, что желаешь другим, обычно получаешь и сам. Когда человек желает окружающим благополучия и богатства, он наполняет свои мысли богатством и благополучием. А, как известно, мысли имеют уникальное свойство — материализовываться в действительность.

    Откажитесь от намерения мстить своим обидчикам, будьте выше этого
    Эмоционально зрелый человек никогда не будет негативно реагировать на критику и нападки в свой адрес. Тот же, кто опускается до того уровня, когда может отплатить тем же (то есть возражением или аналогичным упреком), автоматически опускается до умственного развития своего обидчика. Помните, что слова и дела окружающих Вас людей только тогда способны задеть Вас, когда им придают значение. Овладейте особой мудростью и зрелостью по отношению к людям, ибо это поможет вам, придерживаясь своей точки зрения, преодолеть привычку быть грубияном и невежей.

    Научитесь благовоспитанно игнорировать тех, кто неприятен, груб и плохо воспитан
    Приветливо и решительно отказывайтесь общаться и сотрудничать с теми, кто эгоистичен, несдержан и груб. Постарайтесь таких людей не принимать в свой круг общения. Если этого избежать невозможно, то научитесь ненавидеть исключительно благовоспитанно.

    Негативно высказываясь о другом человеке, Вы сами изменяетесь к худшему
    Помните, что оглашение другому его ошибок, напоминание ему о недостатках внушает, прежде всего, Вашему внутреннему миру такие же негативные мысли и отрицательные черты.

    Загляните «внутрь» самого себя, и Вы сможете убедиться в том, как много там нужно совершенствовать
    Для того чтобы изменить себя к лучшему, необходимо сначала осознать собственное несовершенство. Без этого процесс самосовершенствования практически невозможен. Помните о том, что осознание собственного несовершенства непременно приблизит Вас к совершенству. Если Вы хоть однажды честно заглянете себе в душу, то наверняка столкнётесь с таким количеством несовершенств и слабостей, что Вам на всю жизнь хватит работы, чтобы сначала привести в порядок самого себя.

    Умерьте свою антипатию к людям
    Это касается даже и тех, кто объективно заслуживает осуждения. Помните, что для совершенного человека нет худшего поступка, чем
    неприязнь к лучшим, чем он сам. Постарайтесь не забывать о том, что презрение должно быть самым молчаливым из всех наших чувств. Помните, что, если Ваш недуг будет выходить через уста, в опасности окажется Ваше доброе имя.

    Избегайте негативных мотивов по отношению к окружающим
    Помните, что негативные мотивы собственного поведения имеют вредные последствия в первую очередь для Вас самих. Поскольку то, что Вы делаете для своего ближнего, подталкивает его сделать то же самое по отношению к вам.

    Не только «благословите» (то есть говорите слова, несущие в себе благо), но и «благодарите» (дарите благо) своим «учителям-обидчикам»
    Подарите благо своему недругу лучше в виде какого-то конкретного подарка. Как определить этот подарок? А для этого нужно ответить на вопрос: «Что конкретно своими действиями пытался забрать у меня этот человек, вызвавший это негативное чувство к нему? ». Выводящий меня из равновесия («тиран») хочет сделать из меня «жертву» и подпитаться моей энергией. Именно то, в чём конкретно нуждается «тиран», и нужно дать ему в виде «мысленного подарка»: тот, кто меня раздражает, нуждается в спокойствии (именно это ему и следует подарить); бандит, угрожающий мне, нуждается в смелости и уверенности в завтрашнем дне (это совсем нетрудно ему дать в виде «мысленного подарка»); если кто-либо хочет забрать у меня радость, уверенность и другие мои
    «позитивные» энергии и силы — подарим их своему обидчику сами и сделаем это от чистого сердца. Помните, что если Вы сформировали образ подарка правильно, то есть подарили человеку именно то, что нужно, и передали это с любовью, то Вы увидите плоды благоприятного изменения своего обидчика, причём они будут не только «налицо», но и «на его лице».

    Будьте добродушны и доброжелательны — это существенно повысит Вашу безопасность и энергетическую целостность
    Установлено экспериментально, что на людей, желающих блага и добра людям (благо- и доброжелательных), не действует ни «сглаз», ни «порча», ибо они защищены от этих негативных энергетических сил Божественной энергией добра и любви, которая по своей энергетической силе и мощи не сравнима ни с чем в мире. Научитесь благодарить — это сделает Вас свободными. Искреннее благодарение избавит Вас от порока, имя которому — гордыня. Это освобождает Вас (делает «свободными») от тех негативных, отрицательных энергий, которые раньше удерживали Вас «внизу», не позволяли Вам подняться «выше» туда, где нет низменных чувств и переживаний, где человек испытывает восторг, радость и окрылённое счастье. Акт благодарения означает подтверждение того, что Вы принимаете сложившуюся ситуацию без претензий и обид.

    Научитесь возвышать «чужие стены» и принижать «собственные горы»
    Цените свою уникальность, но не делайте это за счёт возвышения над другими. Осознайте, что другие — это тоже творения единой и всемогущественной Божественной силы и так же, как и Вы, по-своему уникальны и неповторимы.

    Воры, грубияны и прочие «негодяи» — это наши учителя. Научитесь любить и благодарить их
    За что же надо любить и благодарить вора? За то, что учит нас уважительно относиться к деньгам, как к своим, так и к чужим. За что же надо любить обидчика? За то, что он нам подсказывает, как правильно (уважительно) относиться к себе и окружающим. Любите своих обидчиков, в том числе и тех, кто сделал нам особенно больно, ведь именно они указали нам на слабые места и подсказали то, что необходимо конкретно нам в себе изменить.

    Принося людям подарки, подарите радость и себе
    Получается, как утверждает в своих книгах доктор В. Синельников, удивительная трансформация; «дар — рад», то есть «даруя — радуешься».

    Научитесь не только дарить, но и принимать подарки
    Помните, что, если Вам что-то искренне дарят, значит, Вы этого достойны. Примите это с благодарностью. Если кто-то что-то делает для Вас, это нужно, может, не столько Вам, сколько ему самому.

    Порадуйтесь успеху другого, этим Вы притянете успех и к себе
    Воспринимайте успехи окружающих как добрый знак того, что и Вас скоро ждёт аналогичный успех.

    Быть добрым выгодно, в том числе и в материально-финансовом плане
    Когда Вы добродетельны (делаете добрые поступки) «по законам отражения» («законам отдачи»), эти же добрые дела к Вам обратно и возвращаются. Именно так материализуются добрые помыслы, намерения и поступки. Главное здесь — не ставить себе цель именно таким образом обогатиться, всё доброе должно исходить от открытого сердца, преисполненного любовью к окружающим.

    Общаясь с людьми, старайтесь всегда помнить о «законе отражения»
    Согласно «закону отражения» каждый человек, который встречается в Вашей жизни в той или иной степени отражает какую-то Вашу личностную черту. Например, если Вам встретился «как бы случайно» грубый и сквернословящий человек, значит, это в какой-то степени есть и в Вас. Нужно только повнимательнее в себя заглянуть. Если Вам попался тот, кто легко обижается, значит, какая-то непроявленная обида кроется и в Вас. Научитесь благодарить всех, кто встречается у Вас на пути, поскольку они явно показывают те Ваши качества, над которыми нужно работать. Если же благодаря полученной «подсказке» со стороны Вы изменились к лучшему и Вам уже длительное время не попадаются люди — носители определённого отрицательного качества, значит, Вы реально изменили себя к лучшему.

    Помните, что умный учится у всех и у каждого
    Нет таких людей, которые не могли бы хоть чему-то научить Вас. Пусть добрый человек научит Вас быть добрым, злой же пусть научит Вас как не нужно быть злым, а если точнее, он научит Вас тоже доброте и порядочности. Отсюда следует, что раздражительный человек должен учить нас спокойствию, жадный — щедрости, грубый — вежливости и культуре поведения.

    Научитесь любить людей с отрицательными качествами
    Это необходимо делать потому, что эти люди — Ваши реальные «учителя», они учат Вас тому, как не следует поступать. Следуя этой логике рассуждения, необходимо: полюбить вора, который украл у Вас деньги, за то, что он учит уважительному уважению к деньгам, как к своим, так и к чужим; полюбить своего обидчика за то, что он учит Вас быть хозяином собственных эмоций, чувств и переживаний. Этот перечень можно и нужно продолжить, и повнимательней посмотреть на тех, кто же Вас окружает в повседневной деятельности. Найдите своих как достойных, так и «недостойных» подражания учителей и научитесь у одних, как следует поступать в жизни, у других же — каким не следует быть.

    Будьте великодушны и сострадательны к людям
    У кого велик запас духовного, тот с каждым новым делом растет, и окружающие обнаруживают у него всё больше и больше достоинств. Помните: насколько человек зрел, настолько он личность.

    Овладейте таинством любви к ближнему
    Исключительно от Вас зависит то, что любому человеку, который Вас обвиняет, ругает или делает зло, Вы можете ответить: «Мир тебе! ». В этом и состоит таинство любви к ближнему, то есть в особой Вашей готовности проявить доброжелательность и уважение к любому, кто Вас окружает. Ведь любой другой так же, как и вы, рождён божественным началом. Любить мир означает любить всё, что создано этим миром.

    Откажитесь от приобретённой привычки сердиться на окружающих
    Когда Вы сердитесь на людей, Вы невольно привлекаете к себе из внешнего энергетического пространства все токи зла и негативизма.

    Будьте мудры, преодолейте в себе озлобленное отношение к людям
    Дух отрицания и злобы обычно сам себе подписывает приговор. И действительно, от злобы, что направлена на людей, как правило, страдает сам злодей.

    Сформируйте в себе благодатное отношение абсолютно ко всем окружающим
    Ищите в жизни то, за что можно быть благодарным. Помните, что когда человек что-то ищет, он обязательно это находит.

    Будьте не столько доброжелательны, сколько добродетельны к людям
    Слово «доброжелательность» означает в прямом его смысле «желать добра» — «добродетельность» же подразумевает «делание добра», то есть предполагает конкретные добрые дела и поступки. Помните, что «быть добрым» и «быть добродетельным» не есть одно и то же. Бездействие в доброжелательности можно во многом считать грехом человека. Вот почему так важно не проходить мимо людей нуждающихся, мимо людской скорби и нищеты.

    Помните, что «земля, не засеянная весною, на весь год останется бесплодною»
    Так и от нас окружающие вряд ли дождутся добрых дел, если в настоящие дни — «здесь и сейчас» — мы не посеем в себе семян добра, внимания и любви к людям. Каждый поступок человека по отношению к окружающим служит во благо либо во вред им и имеет реальное значение, порой гораздо большее, чем мы предполагаем.

    Поймите, что добрые дела начинаются с добрых мыслей
    «Не убивай» — гласит закон. Однако необходимо не только не убивать другого человека, но и не гневаться на него; не только не грешить на деле, но и в мыслях. Остерегайтесь необдуманным словом оттолкнуть от себя того, кому Вы хотите помочь.

    Постарайтесь быть радостным светом на пути других
    Ищите то, чем можно порадовать, а не огорчить человека. Старайтесь начинать и заканчивать встречу с каждым в радости. Чаще говорите окружающим слова согласия и одобрения: «да», «верно», «согласен» — это сближает и объединяет. Установлено экспериментально, что доброжелательные люди говорят в пять раз больше «да», чем «нет».

    Делая добро людям, не ждите ответной награды
    Одни люди, если окажут кому-нибудь услугу, ждут себе за это награду или благодарность. Другие, хотя и не ждут награды и благодарности, всё-таки не забывают то, что они сделали, и считают тех, кому они сделали добро, своими должниками. Но истинное добро — это то, которое сделано не для другого, а для себя, и человек, сделавший его, не ищет награды, а делает добро так, как плодовое дерево, которое выращивает свои плоды и вполне довольно тем, что плодами этими пользуются те, кому они нужны. Делайте добро тайно и жалейте, когда про него узнают, — этим Вы научитесь радости творить добро. Сознание доброй жизни без одобрения за неё людей есть лучшая награда доброй жизни.

    Обычно человек замечает в своём собеседнике то, что характеризует его самого
    Добрый увидит и оценит в другом исключительно доброту. «Доброту людскую видит глаз, если сердце доброе у вас ». Недобрый, злой и завистливый человек непременно заметит в другом те пороки, какими наделён он сам. «Ведь у павлинов видят люди злые не красоту, а ноги их кривые ».

    Ценность прожитых дней измеряется наполненностью их добротой
    Если Вы не украсили свой день простой добротой к кому-нибудь, считайте, что Ваш день пропал. Ценность прожитых дней измеряется, пожалуй, единственной валютой: где и сколько Вы выткали за день нитей любви и добра. Научитесь если и критиковать окружающих, то так, чтобы любое Ваше обличение было не только справедливым, но и преисполненным любовью.

    Никакая энергия, посланная человеком в доброте, не может пропасть в мире
    Добрая энергия всегда найдёт своего адресата и окажет ему помощь. Эта энергия добра способна если не освободить, то уж точно облегчить страдания человека, мимо которого она мчится. К энергии зла невосприимчив добрый человек, ибо энергия зла опутывает только тех, кто сам преисполнен гнева и раздражения к людям. Используйте имеющееся богатство исключительно на пользу ближ-
    них.

    Подарите себе удовольствие дарить радость людям
    Если Вы встретили человека и не смогли сказать ему утешительного слова, Вы потеряли возможность испытать момент особого счастья в жизни. Почувствуйте и полнее осознайте то, что блаженнее отдавать, чем принимать.

    Поселите в своём доме «радость действия»
    Научитесь не только говорить радостные, одобряющие слова, но и делать то, о чем говорите. Помните, что лучший вид слова — это дело.

    Если Вы хотите убедить кого-либо в чем-то — убеждайте не словом, а делом
    Если Вы хотите убедить человека в том, что он живёт не так, как следует (на Ваш взгляд) жить, — не убеждайте его словами, сами живите хорошо. Помните, что люди верят лишь тому, что видят.

    Почаще напоминайте себе о важнейшем своём долге — «долге служения людям»
    Увы, но мы часто избегаем ответственности, говоря, что не можем взять её на себя. Но избегая её, мы встречаем иногда несравненно
    большие затруднения. Помните, что нам будет дано достаточно сил для выполнения всего, что на нас возложено. Но когда мы уклоняемся от обязанности в оказании помощи окружающим, мы уже не можем рассчитывать на помощь вселенских сил, и, несомненно, нам будет намного труднее достичь своих жизненных целей, когда мы опираемся только на собственные силы.

    Овладейте мудростью понимания того, что никто в этом мире ни в чем не виноват
    Помните, что каждый делает своё дело исходя из собственного понимания добра. Уважительно отнеситесь к сложившимся убеждениям тех, кто Вас окружает.

    Откажитесь от желания изливать на окружающих людей гнев, обиду и раздражение, даже если они были источником этих негативных состояний
    И даже если случится, что кто-либо сознательно сделает Вам пакость, поблагодарите его за тот урок, который Вы вынесете , преодолевая это зло и не выплёскивая его на обидчика. Помните, что носить в себе зло на кого-либо означает вредить в первую очередь самому себе.

    «Эхо в нашей жизни», или «подобное рождает подобное»
    Однажды отец с сыном гуляли в горах. Вдруг сын упал, поранился и закричал: «А-а-а-а!». К своему удивлению, он услышал, что какой-то голос где-то высоко в горах повторил за ним: «А-а-а-а!». Заинтересовавшись, он закричал: «Кто ты?». И в ответ услышал: «Кто ты?». Рассердившись на такой ответ, он прокричал: «Трус». И эхо вторило ему. Потом он посмотрел на своего отца и спросил: «Что это такое?». Отец улыбнулся и сказал: «Послушай, сынок». После этого он обернулся к горам и крикнул: «Ты мне нравишься!». И голос ответил ему: «Ты мне нравишься!». И снова отец крикнул: «Ты — молодец!». И голос вторил ему: «Ты — молодец!». Мальчик был очень удивлен, но ничего не понял. Тогда отец объяснил ему: «Люди называют это ЭХОМ, но на самом деле это ЖИЗНЬ. Тебе отвечают тем же, что ты сказал или сделал. Твоя жизнь — это всего лишь отражение твоих поступков ». «Подобное рождает подобное», — гласит известный принцип отражения. Если Вы хотите, чтобы Вас любили больше, наполните сначала своё сердце любовью и научитесь любить окружающих. Такая взаимосвязь существует по отношению ко всему в жизни, к каждому её аспекту; жизнь вернёт Вам все, что Вы отдали ей. Ваша жизнь — это не случайное совпадение, это отражение Вас самих.

    Излучайте тепло, теплее будет и Вам самим
    Подарите случайному прохожему свою улыбку, внимание и тепло и произойдет то, что описал в своих строчках известный поэт Р. Рильке:
    На станции унылой кто-то вдруг
    Кивнул кому-то.
    Лёгкое движение.
    И кажется, обласкан ты, как друг.
    Рожденье взгляда...
    В чем его значенье?

    Станьте для окружающих неиссякаемым источником любви и добра
    Как известно, из сладкого источника не потечёт горькая вода — так и из доброго сердца не вырвется ни одного злого слова.
    Ободряйте же окружающих словом искренней похвалы. Радуйте их словом ласки и тепла. Смягчайте страдания нуждающихся словом сочувствия. Воспламеняйте их сердца словом веры. Освещайте все вокруг словом благодарности.

    Помните, что «доброе дерево» узнается по добрым плодам
    Научитесь нести доброе начало не только словами, но и делами.

    «Не сейте ветер, ибо пожнете бурю»
    Тот, кто сеет семена гнева и раздражения, пожнет бурю ненависти и отторжения. Доброе семя — это доброе слово. Доброе слово внесёт в Вашу жизнь «сначала зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе», и таких зерен будет множество.

    Творите добро — это прекрасно
    Будьте щедры по отношению к окружающим на добрые чувства и высказывания, в которых есть слова «дорогой» или «дорогая»: Прекраснейшее слово «дорогой»…
    Как много чувств оно одно вмещает,
    И радостью как душу освещает,
    Соперничая с радугой-дугой.
    Л. Татьяничева

    Почаще напоминайте себе, что «дверь к людям открывается наружу»
    Чтобы получить добро, радость и счастье, необходимо сначала это же отдать, ибо верна истина (это подтверждено вековой практикой) — невозможно получить, не отдавая. Отдать можно лишь то, что сам имеешь. Вот почему, прежде чем отдать, нужно приобрести самому, а приобретать доброе начало необходимо изначально внутри себя , то есть путём доброго отношения к окружающему миру и людям.

    Человек, желающий людям зла, наказывает в первую очередь сам себя
    Следуя известному правилу: «Что отдал — то твоё», легко догадаться, что может получить в ответ тот, кто отдаёт людям зло, ненависть и отвращение.

    Помните, что «закон отдачи» существует, отдающий может и должен получить
    Любой Ваш поступок (хороший или плохой) через тысячи причинно-следственных связей бумерангом всегда возвратится к Вам же. Вот уж поистине: «Что отдал — то твоё!». Помните: то, что мы посылаем в жизнь других, возвращается в нашу собственную.

    Измените в себе привычку менять человека без его готовности и желания
    Помните, что невозможно изменить человека, пока он сам этого не захочет, ибо ничьи глаза нельзя открыть насильно. Это лишний раз подтверждает классическое изречение: «Ученик готов — учитель пришёл». Откажитесь от соблазна вводить неподготовленного человека в мир новых идей и духовных ценностей, которые ему пока ещё чужды. Это будет губительно для него.

    Будьте особо терпимы к явно несовершенным людям
    Иногда приходится просто зажмуриваться, глядя на несовершенство существа, имя которому — человек. Постарайтесь найти в этой ситуации и высочайшую степень эмпатии к такому человеку, и не проронить ни слова обвинения или упрека в его адрес.

    Поймите, что не всегда Ваша любовь к людям победит мгновенно, не всегда и не все сразу её примут с открытым сердцем
    Будьте терпимы к тому, что иногда Ваши сопереживание и любовь к людям не достучатся до адресата и Вы не получите обратного позитивного отклика. Пусть это сохранит в Вас веру в истинность утверждения «Что отдал — то твоё!». Для того чтобы заработала обратная связь, нужно просто «дать время времени». Воплощая свою добродетельность, не ждите мгновенных, восходящих прямо сейчас плодов своей работы. Заботьтесь не о «плодах», а о том, чтобы у Вас хватило духовных сил получить награду или похвалу за свой труд.

    Научитесь правильно отвечать на критику в Ваш адрес
    В ситуации, когда кто-то Вас критикует (даже без всяких на то оснований), необходимо простить и поблагодарить критикующего. Это необходимо сделать, во-первых, для того, чтобы помочу ему отчасти освободиться от собственной агрессии и трудностей, с которыми он борется, решая проблемы земного существования; во-вторых, чтобы облегчить процесс собственного совершенствования. Пожелание критикующему «всего тебе хорошего» будет правильным и исключительно благим как для него, так и для Вас самих.

    Делайте хорошее, не обещая хорошего
    «Друзья мои, я потерял день!» — произнес однажды известный римский император Тит за обедом, когда вспомнил, что за целый день никому не сделал ничего хорошего. Старайтесь как можно чаще творить добро и совершать добрые поступки, и Вы испытаете особую радость — радость дарить доброе и светлое.

    Преодолейте желание осуждать людей, ибо приговор, который Вы выносите окружающим, будет вынесен в первую очередь Вам
    Увы, многие просто забывают классическое: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы ». Помните о том, что Ваш ум — это своего рода творческий медиатор: всё, что Вы внушаете, советуете и делаете другому, влияет и на Вас самих. Поверьте в то, что все хорошее, что Вы сделаете людям, будет возвращено Вам в равной мере. Поймите, что Ваше отношение к людям формируется Вами же, то есть от Вас самих будет зависеть, какой тип взаимоотношений будет преобладать в общении с окружающими.

    Откажитесь от негативной привычки вводить в заблуждение окружающих, ибо этим Вы обманываете себя
    Помните, что тот, кто намеренно вводит в заблуждение и обманывает своего ближнего, в первую очередь совершает обман по отношению к себе.

    Знайте, что позитивная установка к окружающим всегда вызывает у них ответную реакцию
    Убедитесь в истинности жизненных наблюдений о том, что:
    чем больше добрых намерений Вы будете излучать окружающим людям, тем больше Вы будете получать их в ответ;
    чем больше любви и добра будет исходить от Вас, тем больше их придёт к Вам со всех сторон.

    Людскую доброту увидит лишь тот, у кого открыто сердце, кто переполнен любовью к людям
    Эта мысль замечательно выражена в уже известных читателю строках, ещё раз повторим их на страницах данного пособия: «Доброту людскую видит глаз, если сердце доброе у Вас». Почаще высказывайте людям удивительное по силе доброты и любви пожелание С. Я. Маршака: «Пусть добрым будет ум у Вас, а сердце умным будет ».

    по книге Вячеслав Панкратов, Людмила Щербинина Улыбнись на счастье! Питер 2008
    также еще по книге ссылки:

    Разделы: Работа с дошкольниками

    Формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка рассматриваются как главные методы социального и морального воспитания. Такое воспитание направлено на самого себя, на совершенствование и подкрепление своей положительной оценки. Да, действительно, мы оцениваем детей, поощряем, порицаем, соревновательные моменты проскальзывают на занятиях и в играх. Используем игрушки в игре, которые отвлекают детей от непосредственного общения, бывают и “дразнилки”. Конечно же, это всё надо искоренять. В своей практике, я активно придерживаюсь таких принципов, как:

    1. Безоценочность.

    2. Отказ от реальных предметов и игрушек.

    3. Отсутствие соревновательного начала в играх.

    Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность “увидеть” другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное, толерантное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие. Исходя из выше сказанного, в своей работе, я использую систему игр для детей 4-6-летнего возраста.

    Главной задачей этой системы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. К середине дошкольного возраста уже складываются основные личностные качества ребенка, выявленные индивидуальные особенности нельзя считать окончательно завершенными и закрытыми для изменений. Основной стратегией этого формирования было снятие фиксации на собственном “Я” за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания, существующих в современной дошкольной педагогике, в частности, отказ от оценок, от совместной предметной деятельности и игрушек на первых этапах работы.

    В работе я использовала игры в 7 этапов. Участвуют 7 детей: из них четверо благополучные дети, трое с проблемами в нравственном развитии и в отношении к сверстникам.

    1-этап. Общение без слов

    “Жизнь в лесу”

    Я села на пол и рассадила семь детей вокруг себя. “Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы трёмся, друг о друга носами (я показываю, как это делать, подходя к каждому ребёнку), когда хотим спросить

    как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показываю), когда хотим сказать, что всё хорошо, кладём свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - трёмся об него головой (показываю). Готовы? Тогда -начали.

    “Сейчас -утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко, лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра” (дети трутся носами друг о друга). Ваня и Саша не пожелали этого сделать, я их не заставила. “Звери улыбаются друг другу и спрашивают, как дела” (дети хлопают ладонью по ладони другого ребенка). Двое также наблюдают сидя рядом, но в игру не вступают. “Звери, улыбаясь, отвечают, что всё хорошо” (дети кладут свою голову на плечо другого ребенка). Ваня и Саша пока наблюдают, но уже видно, что они хотят присоединиться к игре. Я их приглашаю, отказа нет. “Звери умываются, чистят зубки. Они решили позавтракать вместе. Звери угощают друг друга фруктами и овощами” (дети моют лицо, чистят зубы, протягивают друг другу овощи и фрукты). Проделывают все движения с желанием. Аня проговорила слово “кушай”, я подошла к ней и приложила палец к губам. Она поняла, что нельзя говорить. “Звери, улыбаясь, говорят друг другу спасибо” (дети выражают свою благодарность, трутся головой друг о друга). Забыв, конечно же, правило, трое детей сказало “спасибо”, но тут же потерлись друг о друга головой, при этом они улыбнулись мне и друг другу. “Вдруг подул холодный ветер, закапал дождь, и животные спрятались под большой гриб, прижавшись, друг к другу ” (дети прижались друг к другу, показывая, что им холодно). С этим заданием они справились хорошо. “Выглянуло солнышко, и звери улыбнулись друг другу” (дети трутся носами друг о друга). Это задание им тоже понравилось, и они выполнили с удовольствием. “Звери взялись за руки, и пошли гулять” (дети взялись за руки, но при этом Ваня хотел взять за руку Настю, но та взяла за руку Сашу, и Ваня закричал, и ушел в сторону). Ваня встал в стороне и отвернулся. Но когда я ему улыбнулась и предложила свою руку, мальчик взял её, но с грустью. “Звери весело и радостно танцевали и улыбались друг другу” (дети, не отпуская рук, продолжили танец). Ваня улыбнулся и пошёл танцевать со мной. “Так прошёл солнечный, весёлый день. Звери попрощались, пожелали друг другу спокойной ночи, пошли спать” (дети потерли друг о друга носами и пошли спать, присев на пол, сложили руки под щечку). Задание было выполнено хорошо.

    На этом я игру закончила, детям очень понравилось, и они изъявили желание поиграть ещё. Я играла вместе с детьми, при этом показывала образцы игровых действий. Детей не заставляла выполнять действия, но, видя мою улыбку, они присоединялись. В игре не было никаких предметных атрибутов, игрушек. В игре были свои “условные сигналы”, с помощью которых, дети могли обмениваться для коммуникации. Эти “условные сигналы” выражались в физическом контакте.

    Главной целью этого этапа было переход к непосредственному общению, что предполагало отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Правило этой игры – запрещение разговоров между детьми. Игра показала, что дети могут привыкнуть к свободному взаимодействию.

    2-й этап. Внимание друг к другу

    “Общий круг”

    Я собираю детей вокруг себя. “Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас” (дети садятся в круг). “А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая; когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед”. Я заглядываю каждому ребенку в глаза по кругу и слегка киваю головой. Когда я “поздоровалась” со всеми

    детьми, я дотронулась до плеча своего соседа, предложив ему поздороваться с ребятами.

    Из семи детей сложно было лишь Ване, он здоровался хаотично, и не со всеми. Остальные дети не торопясь, выполнили задание.

    “Найди своего брата или сестру”

    Собрав детей вокруг себя, я говорю: “Вы знаете о том, что все звери рождаются слепыми? И только через несколько дней, они открывают глазки. Давайте поиграем в слепых зверёнышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу ему глаза платком и скажу, чей он детёныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут говорить на одном языке с вами: котята - мяукать, щенки - скулить, телята -мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку”. Я завязываю детям глаза и шёпотом говорю каждому, чей он детёныш и какие звуки он должен издавать. Роли распределила так, чтобы в группе было по 2 детёныша каждого из животных. Дети ползают по полу, “говорят” на своём языке и ищут другого ребёнка, говорящего на том же языке. После того как дети нашли свои пары, я развязала им глаза и предложила познакомиться с другими парами детёнышей. Дети ползали по группе и знакомились друг с другом, говоря каждый на своем языке.

    Целью этого этапа было формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. В процессе игр слабое внимание было у Саши, т.к. он сосредоточен на себе и своем “Я”. Но, не смотря на это, он отвлекался от такой фиксированности на собственном “Я”. Старался выполнить задание, успешное выполнение которых требует внимания к детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и прочее.

    3-й этап. Согласованность движений

    “Лепим скульптуры”

    Я помогаю детям разделиться на пары, а затем говорю: “Пусть один из вас будет скульптором, а другой -глиной. Глина -очень мягкий и послушный материал. Сейчас я дам каждому скульптору фотографию его будущей скульптуры, не показывайте её партнёру. Внимательно посмотрите на свою фотографию и попробуйте вылепить из своего партнёра точно такую же статую. При этом вы не можете разговаривать, ведь глина не знает языка и не может вас понять”. Я раздала детям фотографии различных статуй и памятников. Выбрала одного ребёнка и начала “лепить” из него скульптуру, предварительно показав всем детям фотографию своего будущего памятника. После этого дети “лепят “ самостоятельно, я следила за игрой и подходила к ребятам, у которых что-то не получалось. Затем дети показали свои скульптуры мне и ребятам. После этого я вновь раздала фотографии, и дети поменялись ролями.

    “Составные фигуры” Я рассадила детей вокруг себя и говорю: “Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке наверняка видел слона. А кто не был-видел его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?” и т.д. Таким образом, выбираются дети, каждый из которых будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Я помогаю детям расположиться в правильном порядке. Впереди -хобот. За ним -голова, по бокам -уши и т.д. Когда слон составлен, я предлагаю ему пройтись по группе: каждая часть слона соблюдает очередность. Затем в таком же порядке был изображен кот, собака, лиса. При движении дети имитировали походку, озвучивали животных.

    Основная задача этого этапа заключалась в том, чтобы научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. У детей было заметно внимание к сверстникам. Они действовали с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Чувство общности, сплочённость действий. Направленное внимание на другого ребёнка и создало согласованность движений. Единственная проблема наблюдалась в том, что Саша хотел быть головой. Чтобы не нарушить игру, пришлось пойти ему на уступки.

    4-й этап. Общие переживания

    “Злой дракон”

    В начале игры я предлагаю детям стать гномами, живущих в маленьких домиках. Когда дети заняли места в домике-коробке, я говорю им: “В нашей стране -большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там, обнявшись, и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается быстрее пролететь этот дом и продолжает поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться”. Я хожу между домами, изображаю дракона, устрашающе вою. Угрожаю, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, перехожу к следующему.

    “Скалолазы”

    На полу обозначается небольшой круг таким образом, что дети могут поместиться в нём, только крепко прижавшись, друг к другу. Я говорю: “Вы –скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершину самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку:

    Мы - скалолазы, до верха дошли,
    Ветра проказы нам не страшны.

    Запомнили песню? Тогда вставайте на площадку. Она очень маленькая, а за чертой глубокая бездна. Поэтому на ней можно стоять только очень тесно прижавшись, друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал”.

    Этот этап состоял из игр, направленных на переживание общих эмоций. Совместное переживание эмоциональных состояний - положительных (отрицательных) объединило детей, породило чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом.

    5-й этап. Взаимопомощь в игре

    “Старенькая бабушка”

    Я делю детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина. Улицу рисую мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда, сюда по улице. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

    “Живые куклы”

    Я разбиваю детей на пары. “Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас - ребенок, а другой - его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин - выполнять ее просьбы и заботиться о ней”. Я предлагаю понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом я предупреждаю, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями. На данном этапе стало возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что воспитатель сказал, что нужно помогать. Для того чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, я предварительно создала в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. Даже агрессивные дети сопереживали друг другу, помогали и поддерживали сверстника.

    6-й этап. Добрые слова и пожелания

    “Добрые волшебники”

    Дети сидят в кругу. Я рассказываю очередную сказку: “В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети. А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?” Выбрала детей быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к заколдованному другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

    “Комплименты”

    Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: “ у тебя такие красивые тапочки; или с тобой так хорошо играть; или ты умеешь петь и танцевать лучше всех”. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!”. Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

    “Конкурс хвастунов”

    Дети сидят в кругу. Я говорю: “Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств”. После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно неважна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Неважен также и масштаб этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости я могу высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, я наградила победителя маленьким призом бумажная медаль “Лучший хвастун”.

    После того как дети прошли через игры и занятия предыдущих этапов, в группе преобладает дружелюбная и спокойная атмосфера. Я провела игры специально направленные на словесное выражение своего отношения к другому. Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним. Активность детей превысила все границы. Столько интересных комплиментов дети высказали в адрес сверстника. Но какие нежные и добрые слова я услышала в свой адрес, это было выше всяких похвал.

    7-й этап. Помощь в совместной деятельности

    “Закончи рисунки”

    Дети сидят в кругу. У каждого - набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Я говорю: “Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам”. Дети начинают рисовать любую картинку, затем по моему хлопку передают ее одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, мы обсудили, что в результате получилось, и кто из ребят, что нарисовал на каждом общем рисунке.

    “Мастер и подмастерья”

    Я делю детей на подгруппы по три-четыре человека. Один ребенок мастер, остальные - подмастерья. Я говорю: “В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой - искать нужные цвета, третий - намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги”. Дети начинают работать. После того как работы готовы, устраивается выставка.

    “Общая картина”

    Я приношу большой лист ватмана и говорю: “Помните, в самом начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим, друг друга, всегда помогаем и никогда друг с другом не ссоримся!” Дети выполняют работу, я им помогаю. На данном этапе я провела игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети делились со сверстником, помогали ему в процессе совместной деятельности.

    Занятия на совместную деятельность проводятся только на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения. Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Так, например, в игре “Мастер и подмастерья”, где, для того чтобы один мастер выиграл у другого, подмастерья всячески помогали ему (при аппликации - вырезали необходимые детали, лепили отдельные детали, подыскивали элементы нужного размера и цвета). Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Все это смещает соревновательный момент на второй план.

    Предложенные игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поэтому желательно придерживаться той последовательности, которая представлена выше. Поиграв с детьми в три-четыре игры, я переходила к начальным играм следующих этапов. Я выбирала именно те игры каждого этапа, которые соответствуют нашим возможностям и интересам наших детей. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просили повторить какую-нибудь игру. В таких случаях я игре посвящала первую половину занятия, а новую игру оставляла на вторую половину.

    Игры на непосредственное взаимодействие способствовали актуализации эмоциональных связей и чувства общности, что предотвращало возникновение конфликтов по поводу предметов и предметных действий.

    Опыт проведения игр показал достаточно высокие результаты. Дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от меня меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от меня ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх. Предварительный опыт проведения игр и занятий показал, что климат в группе заметно улучшился. По словам родителей, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты.

    Игротерапия, направленная на устранение нарушений отношений со сверстниками у дошкольника, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей, а также достижению более адекватной адаптации и социализации дошкольников. При неблагополучии межличностных отношений ребенка, внутреннем эмоциональном дискомфорте может нарушиться полноценное интеллектуальное развитие его личности, поскольку благополучие отношений ребенка со сверстниками непосредственно определяет формирование собственно психологических структур личности: эмоций, мотивов, самосознания, личностной активности и инициативы.

    Попытка диагностировать и корректировать уровень общения и взаимоотношений воспитанников дошкольных групп детских садов с помощью игровых методов, как показывает опыт многих исследователей, очень эффективна. Эти методы позволяют выявить основные параметры общения, межличностных отношений и главные мотивы, обусловливающие значение сверстника для ребенка дошкольного возраста.

    Данные результаты дают основания внедрять разработанную систему игр и занятий, направленную на нравственное развитие и формирование межличностных отношений во всех группах дошкольного учреждения.

    Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной «прибавки» к социальному развитию детей. Так, было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в дефиците общения с взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети, как правило, не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.

    Однако какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?

    В младшем дошкольном возрасте возможны два пути, во-первых, это организация совместной деятельности детей; во-вторых, это формирование их субъектного взаимодействия. Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном своей индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку «увидеть» сверстника. Игрушка как бы «закрывает» человеческие качества другого ребенка.

    Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т. д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику. Именно взрослый помогает ребенку «открыть» сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.

    Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково («Каравай» , «Карусели» др.). Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

    Однако что делать, если ребенок явно демонстрирует какие-либо проблемные формы отношения к сверстникам: если он обижает других, или постоянно обижается сам, или боится сверстников?

    Сразу следует сказать, что объяснения, как нужно себя вести, положительные примеры, а тем более наказания за неправильное отношение к сверстникам оказываются малоэффективными для дошкольников (впрочем, как и для взрослых). Дело в том, что отношение к другим выражает глубинные личностные качества человека, которые нельзя произвольно поменять по просьбе родителей. В то же время у дошкольников эти качества еще не являются жестко фиксированными и окончательно сложившимися. Поэтому на данном этапе можно преодолеть негативные тенденции, но делать это надо не требованиями и наказаниями, а организацией собственного опыта ребенка.

    Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

    Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств считается осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основным методом воспитания нравственных чувств как в отечественной, так и в зарубежной педагогике является осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания. Однако эти предположения не оправдываются. Ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

    В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должно стать не рефлексия своих переживаний и не укрепление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном Я за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним.

    В последнее время формирование положительной самооценки , поощрение и признание достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое воспитание направлено на самого себя, на самосовершенствование и подкрепление своей положительной оценки. В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.

    В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание «угодить» взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике. Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания.

    Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования доброжелательных отношений к сверстникам желательно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности.

    Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают на почве обладания игрушками. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.

    Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные «дразнилки», «обзывалки» и т. д.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы). Поэтому развитие гуманных чувств должно свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику, жесты и пр.

    Таким образом, воспитание гуманных отношений должно базироваться на следующих принципах:

    Базовые принципы воспитания гуманных отношений

    1. Безоценочность. Любая оценка (даже положительная) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлено ограничение высказываний ребенка сверстнику. Минимизация оценочных суждений, использование экспрессивно-мимических или жестовых средств общения может способствовать безоценочному взаимодействию.

    2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

    3. Отсутствие соревновательного начала в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, лучше исключить игры и занятия, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

    Loading...Loading...