Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» в старшей группе Патриотическое воспитание детей старшей группы

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Маханева М. Д.

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриоти-рескому воспитанию.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

  • Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
  • Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
  • Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины — Москва").

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русском масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Приложение

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы


Сентябрь

Тема "Моя семья"

Работа над понятием "родня". Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня")

Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д.

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского "Сестра моя Ксения".

Рисование на тему "Моя семья".

Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий).

Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

Сюжетно-ролевая игра "Семья".

Октябрь

Тема "Мой любимый детский сад"

Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.

Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Связь с другими видами деятельности

Труд по уборке листьев на участке детского сада.

Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад".

Ноябрь

Тема "Мой район и город, в котором я живу"

Игра "Магазин сувениров" ("продажа" сувениров Нижегородских мастеров).

Прослушивание песен о родном городе (в записи).

Связь с другими видами деятельности

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Изготовление альбома "Природа моего края".

Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада)

Декабрь 1 - 2 недели

Тема "Я и мое имя"

Для чего человеку имя? (беседа).

"Полное" и "неполное" имя (игра).

Этюд "Назови ласково".

Связь с другими видами деятельности

Изготовление именных карточек.

Рисование на тему "Мой лучший друг".

Развлечение "Друг в беде не бросит".

Декабрь 3 — 4 недели

Тема "Новый год у ворот"

Загадки о зиме.

Беседа о встрече Нового года в других странах.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

Составление письма Деду Морозу

Связь с другими видами деятельности

Рисование на тему "Новогоднее представление".

Аппликация "Елка".

Акция "Подкормим птиц".

Январь

Тема "Наша Родина – Россия"

Рассматривание репродукций с картин о родной природе.

Чтение стихотворения М. Матусовского "С чего начинается Родина?"

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

Связь с другими видами деятельности

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему "Моя Родина".

Пение русских народных песен, частушек, калядок.

Рождественское развлечение.

Народные игры.

Февраль 1 – 2 недели

Тема "Москва – главный город нашей Родины"

Сюжетно-ролевая игра "Пароход по Москве-реке".

"Прогулка по Москве" (видеофильм под песни о Москве).

Связь с другими видами деятельности

Оформление стенда "Москва — столица нашей Родины" (вместе с родителями).

Конструирование Московского Кремля.

Чтение стихов о Москве.

Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

Февраль 3 – 4 недели

Тема "Наши защитники" (ко Дню Защитника Отечества)

Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.

Просмотр видеофильма "Защитники Отечества".

Пение песен об армии.

Связь с другими видами деятельности

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение "Вместе с папой".

Рассказы пап о службе в армии.

Март

Тема "Очень я люблю маму милую мою"

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".

Пение песен о маме, чтение стихов.

Связь с другими видами деятельности

Рисование портрета "Моя мама".

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки "Вместе с мамой".

Апрель

Тема "Наши космонавты"

Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Игра "Космонавты".

Связь с другими видами деятельности

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Космонавты".

Рисование на данную тему.

Конструирование космического корабля.

Тема "Этот День Победы"

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронтовых песен.

Игры (соревновательного характера)

Связь с другими видами деятельности

Изготовление праздничных открыток.

Высаживание цветов на аллею детского сада.

Оформление стенда.

Июнь – август

Тема "Нижний Новгород — прежде и теперь"

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Сентябрь

Тема "Моя семья"

Разгадывание ребуса "7 Я".

Работа над понятием "семья".

Обсуждение рассказа В. Драгунского "На Садовой большое движение".

Рисование дома для своей семьи.

Связь с другими видами деятельности

Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.

Лепка и рисование домашней утвари для игры в "Семью".

Изготовление панно "Моя семья".

Октябрь 1 – 2 недели

Тема "Я люблю свой детский сад и район, где я живу"

Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.

Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Березка» село Червоное Сакского района Республики Крым

Доклад

«Организация воспитательно-образовательной работы по

нравственно - патриотическому воспитанию

детей старшей группы «Теремок»»

подготовила

воспитатель

Абрикосова Светлана Владимировна

Червоное

2018 г.

Организуя работу по патриотическому воспитанию я использую различные методы работы.

Целевые прогулки и экскурсии (мини-музей, к памятникам…)

    Народные праздники (масленица, рождество и другие)

    Наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике села, улицы, детского сада

    Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением

    Беседы о родном селе, улице, детском саде

    Использование иллюстраций, видео записей

    Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок)

    Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и тд.)

    Обогащение и стимулирование детского творчества

    Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду

    Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах.

    Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.

    Участие в Дне Победы экскурсия к памятнику героям ВОВ.

    Направления работы по патриотическому воспитанию.

1. Работа с именем ребенка. Осознание себя, своего «Я» начинается с понимания того, что каждый ребенок имеет свое имя. С детьми и родителями обсуждают почему выбрано данное имя, как будут называть ребенка, когда он вырастет, какие будут отчества, как ласково назвать по имени, как их называют дома.

2. Страницы генеалогического дерева, идущего от ребенка.
3. Составление семейных альбомов о семье.
4. Рисование портретов папы, дяди, дедушки ко Дню защитника Отечества; мамы и бабушки на 8-е марта; рисунки «Моя семья».

5. Работа над геральдикой (изучение гербов городов, страны, флага) состоит в осознании смысла знака и символа, отражающего что-то главное. Рассматривание различных гербов позволяет познакомить детей с их типами, используя классификацию основных изображений (гербы с изображением профессий, которыми знаменит город, гербы с животными, гербы с изображением исторических событий). При знакомстве с флагом опираться на представлениях детей о цвете и некоторых российских традициях. История возникновения герба.

6. Формированию чувства гордости за свой народ, свою страну, эмоциональной отзывчивости способствует приобщение детей к творчеству всемирно известных поэтов, писателей, композиторов, художников при изучении их творчества, посещении музеев, выставок, театров, разыгрывании спектаклей.

7. Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.
Использование данных подходов позволяет формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

В старшей группе мной проведена работа по данному направлению:

    собран материал по данной теме (книги, иллюстрации, альбомы, картотеки, тематические папки, художественная литература, портреты известных людей, защитников города, края и т.п.);

    с детьми проведено: НОД, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, картин;

    организована работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации, наглядная информация, проведены совместные мероприятия (утренники «Наши защитники», «Мама милая моя», раздача буклетов); родители привлекались к изготовлению рисунков, поделок.

В старшей группе запланировано проведение непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Моя семья и родословная», «Моя улица», «Детский сад», «Новый год у ворот», «Крым-музей под открытым небом», «Москва-столица России», «Россия- огромная страна», «Российская армия», «Праздник мамы», «Русская народная культура», «Этот день победы», «Памятники героям ВОВ», «Наши защитники», по речевому развитию «Мы воспитанники старшей группы», « Рассматривание иллюстрации «Моя семья». Беседа по картине.», «Учимся вежливости», «Чтение русской народной сказки», «Перессказ сказки «Как лисичка бычка обидела», «Беседа на тему «О друзьях, о дружбе», «Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки», Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворения Е. Благининой. «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном», рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…», Чтение Сказки Б. Шергина «Рифмы», ст. Э. Мошковской «Вежливое слово», Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне реченька лесная…»,. по художественно-эстетическому развитию «Дымковская лошадка», «Веселые игрушки» (богородская роспись), «Городецкая роспись», (Закладка для книги, разделочная доска, городецкий промысел), «Роспись олешка» (дымковская роспись), «По мотивам хохломской росписи», «Солдат на посту», «Папин портрет», «Золотая хохлома», «Роспись кувшинчиков», «Гжельская роспись», «Знакомство с элементами татарского орнамента», «Водоноски-франтихи», и т.д.. В совместной деятельности педагога и детей выделены дидактическая игра «Наша Родина», беседа «Военные профессии», ситуация на общение «Где служили наши папы», составление рассказов. Самостоятельно детям предложено рассматривание иллюстраций о дне защитника Отечества. По индивидуальной работе можно отметить занятие по конструированию «Самолет», аппликация «Изготовление подарков для папы». Во взаимодействии с родителями запланировано заучивание стихотворения «Моя Родина», выставка «Солдатушки, бравы ребятушки», изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Моряки».

В совместной деятельности с детьми выделены беседы «Вежливая семья», «Семейные традиции», «Как помочь заболевшей маме», составление рассказов по картине «Моя семья». Самостоятельно детям предложена театрализованная игра «Мы – защитники девочек» и сюжетно-ролевая игра «Семья». Во взаимодействии с родителями запланировано предложить заучивание пословиц и поговорок о семье, наглядная информация «Моя семья - спортивная семья», «Патриотическое воспитание дошкольников через наблюдение».

Распечатано очень много информации по данной тематике, присутствуют все разделы, предназначенные для уголков по нравственно-патриотическому воспитанию для старшей группы детского сада. Присутствуют такие разделы, как «Достопримечательности Крыма», подборка стихов о России, Крыме, родине, материал, знакомящий детей с достопримечательностями нашего края, фотоматериал «Памятники воинской славы» и т.д. Дополнительно хочется отметить наличие книги со стихотворениями Крымских писателей, папок «Народные промыслы», раскрасок о защитниках Отечества и богатырях для занятий детям. Наглядная информация для родителей воспитанников представлена в виде папки-передвижки, консультации и памятки, буклеты.

Присутствуют дидактические игры по символике России. Изготовлен лэпбук по патриотическому воспитанию.

Беседы: «Символика нашей страны», «Президент России», « Какие профессии важны», «Откуда хлеб пришёл», «Вежливые слова», «Москва – столица нашего Отечества», «День матери», «Новый год» «8 марта» ,«Первый космонавт», "Наша Армия", «День Победы» «Народная культура и традиции» «Наша Родина-Россия», «Мой любимый детский сад», «Дом, улица, адрес» .

Чтение художественной литературы : рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица. Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости.
рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев.
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения
рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним
рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу
С. Михалков «А что у вас?» ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского-
воспитывать в себе умение сопереживать, быть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения
Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.
Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа.
Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.

К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.
Мицкевич Адам «Друзьям». Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость».
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых.
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких
В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.
Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями
.
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)
Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев.
Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу
А. Барто «Вовка - добрая душа» .
Е.. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме.
«Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям.

Дидактические игры: «Опиши флаг России», «Закончи предложение», «Объясни значение (златоглавый, могучая, славная, непобедимая, свободная…), «Герб города», «Сложи герб из фрагментов», «Города Крыма», «Где находится этот памятник?», «Нарисуй русский узор», «Назови птиц Крыма». Развивающие игры: «Кто назовёт больше улиц», «Найди отличия», «Собери флаг России», «Найди герб Родины», «Разрезные картинки по символике Родины», «Пазлы- подбери узор», Сюжетно - ролевые игры: «Почта», «Детский сад», «Больница», «Магазин», «Семья», «Аптека», «Пожарная служба», «Шиномонтаж».

ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Воспитывать уважение к труду.
Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Формировать элементарные знаний о правах человека.
Расширять представлений о городах России.
Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
- Детский сад

Семья
- Родная улица, район
- Родной город город
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка(конвенция)

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу, учитывая следующие принципы:
«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста) Непрерывность и преемственность педагогического процесса
Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов
Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок
Деятельностный подход
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»

1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада.

2.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.

3.Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Цель: развивать речь детей

4. Занятие «Наш детский сад»

Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.

5.Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность»

Цель: закрепить знания и умения детей об этикете.

6. Занятие «Будем дружно мы играть»

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

6.Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.

Октябрь

«Моя семья»

1.Занятие «Моя семья».

Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.

2. Беседа «Наша Родина-Россия».

Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык).

3. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.

4. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.

5. Рисование на тему «Моя семья»

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

6. Занятие «Пеку, пеку хлебушек».

Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришѐл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

Ноябрь

«Наша Родина-Россия».

  • Занятие «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
  • Занятие «Государственный флаг РФ».
  • Беседа « Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
  • Конкурс чтецов «Стихи о маме».
  • Занятие «Государственный гимн России»
  • Беседа «Дом, улица, адрес».

Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях

Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.

Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.

Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.

Цель: продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения.

7.Беседа «Природа России». Цель: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

8.Праздник «Мама, ты на свете лучше всех!»

Цель: прививать чувства любви и заботы о маме».

9.Рисование на тему «Моя Родина».

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к Родине.

Декабрь

«По новогодней карте» (или «Новый год у ворот».)

1.Занятие: «Что за праздник Новый год?»

Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

2. Беседа: « Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.

3. Занятие «Страна моя родная!».

Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России); развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о России.

4. Изготовление альбома «Родная сторонушка».

Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном Ставропольском крае.

5. Развлечение «Я и мои права».

Цель: познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

6. Беседа «Животный мир нашего края».

Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.

7.Праздник «Новогодний карнавал».

Цель: создать у детей радостное настроение.

8.Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.

Январь

«Народные праздники»

1.Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество»

Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

2. Развлечение «В гости коляда пришла».

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.

3. Занятие «Доведи дело до конца».

Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.

4. Беседа «История моего города».

Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».

5. Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Цель: прививать интерес и любовь к родному городу, району.

6. Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество».

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления;

Февраль

«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества)

1.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

Цель: расширение кругозора.

2. Экскурсия в зимний парк.

Цель: развивать чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви и интереса к родной природе, к символу России – березке.

3. Беседа «Мои друзья».

Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.

4. Занятие «Государственный герб России».

Цель: познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем.

5. Праздник «Масленица».

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.

6. Изготовление подарков для пап и дедушек.

Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.

7. Занятие «Кто сторожит тишину?».

Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.

8.Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить».

Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание.

Март

«Моя мама»

1.Занятие «О мамах родных и очень важных».

Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

2. Изготовление подарка мамам, бабушкам.

Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.

Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.

4. Игра – путешествие «Москва– столица России».

Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

5. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери».

Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

6.Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».

Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Апрель

«Наши космонавты»

1.Занятие «Покорение космоса».

Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать

2. Праздник «Славится Россия чудо – мастерами».

Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.

3. Беседа «Я и моѐ имя».

Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

4. Занятие «Праздник Пасхи».

Цель: формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.

5. Развлечение «Праздник Родины – России!»

Цель: воспитывать любовь к нашей Родине – России, закрепить знания детей о флаге, гербе и гимне России; об истории России.

«Праздник Весны»

1.Развлечение «Веснянка».

Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.

2. Беседа «знамя Победы».

Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.

3. Занятие «Этот день Победы».

Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.

4. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.

Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

5. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества».

Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.

6. Беседа «Бабушка и дедушка вместе». Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

7. Занятие «День защиты детей.»

Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

8.Конкурс рисунков «Мой любимый город». (Совместно с родителями). Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Сентябрь

1. Развлечение «День знаний».

Цель. Дать детям представление о том, что знания нужны каждому, источник знаний - книги, старшее поколение, школа.

2. Занятие «Я и мои права».

Цель. Продолжать знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

3. Рисование дома для своей семьи.

Цель. Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям. Воспитывать любовь и уважение к членам их семей.

4. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Цель. Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни; развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

5. Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.

Цель. Воспитывать желание заботиться о близких родных людях, развивать чувство гордости за свою семью. Формировать представление о семейных традициях и праздниках.

6.Занятие «Доброе слово лечит, а худое калечит».

Цель. Формировать у детей доброе отношение к близким людям, умение исправлять свои ошибки, прося прощения.

7.Выставка рисунков на тему «Моя малая Родина»

Цель. Закрепить знания детей о достопримечательностях города; воспитывать любовь к родному городу.

8.Беседа «Звонок на работу маме».

Цель. Формировать основы этикета.

Октябрь

1.Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.

Цель. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.

3. Рассматривание фотографий об исторических местах города и его знаменитых людях.

Цель. Расширять знания детей о нашем городе, прививать желание совершать экскурсии по городу вместе с родителями.

4. Развлечение «Дары природы».

Цель. Расширять представление детей о пользе овощей и фруктов; показать значение хлеба в жизни человека. Воспитывать уважение к труду овощеводов, хлеборобов.

5. Дидактическая игра «Где был Петя».

Цель. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания; воспитывать уважение к людям труда.

6. Беседа «Какими должны быть мальчики и девочки».

Цель. Формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

7.Выставка совместного творчества родителей и детей на тему: «Осенняя палитра».

Цель. Воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе

8. КВН «Осенний марафон».

Цель. Закреплять знания детей об окружающей природе, прививать бережное отношение к ней.

Ноябрь

1. Занятие «Земная жизнь пресвятой Богородицы».

Цель. Закреплять и расширять знания детей о земной жизни пресвятой Богородицы. Воспитывать любовь и уважение к маме.

2. Беседа «Расскажи, где ты живешь?»

Цель. Расширять знания детей о родной станице, развивать коммуникативные умения.

3. Развлечение «Мама, ты на свете лучше всех».

Цель. Воспитывать желание заботиться о маме, поздравить с Днем матери. 4.Конкурс чтецов " Мамочка любимая".

Цель. Воспитывать любовь, уважение, заботливое отношение к маме.

5. Развлечение «Казачья ярмарка».

Цель. Продолжать знакомить детей с историей родного края, с его традициями, народной культурой; с развитием края в наши дни, с достижениями и богатствами кубанцев.

6. Фотовыставка «Очень бабушку свою, маму мамину люблю».

Цель. Воспитывать желание заботиться о своей бабушке, гордиться, любить ее.

7. Развлечение «Праздник сказки».

Цель. Углублять интерес детей к сказкам, прививать любовь к устному народному творчеству.

Декабрь

1. Занятие «О правах играя».

Цель. Расширять знания детей о правах ребенка; о его обязанностях.

2. Беседа «Законы, по которым мы живем».

Цель. Продолжать знакомить детей с понятием «Конституция»; расширять их знания о правах и обязанностях ребенка.

3. Чтение сказок Ю.Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения Чиполлино».

Цель. Побеседовать с детьми о справедливости сказочного государства.

4. Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.

Цель. Расширять знания детей о Новогодних символах, о Новогодних обычаях.

5. Дидактическая игра «Куда пойдѐшь и что найдѐшь».

Цель. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве. Понимать смысл пространственных отношений.

6. Оформление группы к празднику.

Цель. Вызвать желание всем вместе украсить группу, трудиться сообща.

7.Праздник " Здравствуй, здравствуй Новый год!".

Цель. Вызвать у детей желание праздновать всем вместе, создать радостное настроение.

8. Проведение конкурса " Новогоднее чудо". Цель. Воспитывать у родителей и детей желание придумывать новогодние игрушки и делать их вместе.

Январь

1. Занятие «Школа зелѐного огонька».

Цель. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

2. Физкультурный досуг «Рождественские колядки».

Цель. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси; воспитывать интерес к национальным традициям русского народа.

3. Беседа «Березка-символ России».

Цель. Воспитывать желание узнать больше о символе России-русской березке, выучить стихи и песни о березке. Прививать любовь к Родине.

4. Кубанская народная игра «Три бабки»

Цель. Прививать интерес к кубанскому народному творчеству, желание играть в кубанские народные игры.

5. Беседа «Народные промыслы».

Цель. Формировать понятие о русской народной игрушке; прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

6. Составление рассказов о своей Родине, о ее будущем.

Цель. Прививать интерес к жизни людей в России, любовь к нашей Родине-России, гордость за Россию и ее граждан.

7. Беседа «Зимушка - зима».

Цель. Расширять знания детей о зимних сезонных изменениях, о зимних забавах.

8. Выставка рисунков «Зимние праздники».

Цель. Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к национальным праздникам.

Февраль

1. Беседа «Мы все разные, но мы все равны».

Цель. Расширять знания детей о людях разных национальностей, живущих в России; работать над понятием «гражданин»; знакомить с национальными праздниками разных народов.

2. Занятие «Наша армия».

Цель. Продолжать расширять представление детей о Российской армии; закреплять знания детей о военных профессиях; прививать уважение к людям этих профессий.

3. Физкультурное развлечение «Русские богатыри».

Цель. Развивать у детей быстроту, силу, выносливость, внимание.

4. Занятие «Моя родословная».

Цель. Учить детей любить свою семью, вызвать интерес к своей родословной, желание рассказать о своих папах, дедушках, старших братьях, дядях.

5. Просмотр видеопрезентаций «Защитники Родины».

Цель. Рассказать детям о людях, прославивших нашу страну в годы войны и в наше время.

6. Изготовление подарков папам и дедушкам.

Цель. Прививать внимательное, заботливое отношение к близким людям.

7. Совместное развлечение с учащимися 1 класса МОУ лицея № 14 «Весѐлое путешествие друзей».

Цель. Прививать интерес к школе, желание учиться в школе.

8. Фотовыставка «Защитники Родины - наши деды и отцы».

Цель. Прививать желание больше узнавать о своих родных людях.

Март

1. Занятие «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Цель. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей.

2. Изготовление подарков для мам, бабушек.

Цель. Прививать желание дарить родным людям подарки.

Цель. Воспитывать желание поздравить мам, бабушек и заботиться о них.

4. Выставка детских рисунков «Подарю рисунок маме».

Цель. Прививать чувства любви к маме и заботы о ней.

5. Занятие «Москва-столица нашей Родины».

Цель. Формировать у детей понятие о Москве-столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

6. Беседа «Государственные символы России».

Цель. Продолжать формировать представление о государственных символах России-флаге, гербе, гимне; подвести к пониманию того, что символы не только обозначают, а и описывают явления. Воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине.

7. Занятие «Прогулка по весеннему парку».

Цель. Воспитывать любовь к природе, к птицам; желание заботиться о них.

Апрель

1. Занятие «Наши космонавты».

Цель. Продолжать знакомить детей с профессией космонавта (с просмотром видеофильма); познакомить детей с пословицами и поговорками об этой профессии; учить детей мечтать. Воспитывать уважение к этой опасной и трудной профессии.

2. Спортивное развлечение «Мы - космонавты».

Цель. Развивать у детей ловкость, быстроту, силу, выносливость.

3. Беседа «Наше государство - Российская Федерация».

Цель. Знакомить детей с различными городами России. Закреплять знания детей о государственных символах Российской Федерации; воспитывать любовь к своей Родине.

4. Развлечение «Весенние посиделки».

Цель. Уточнять и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре и фольклору русского народа.

5. Беседа о школе, экскурсия в школу.

Цель. Расширять знания детей о школе; вызывать желание учиться в ней.

6. Занятие «Земля - наш общий дом».

Цель. Продолжать знакомить детей с понятием «Земля - наш общий дом», с тем, что на Земле много стран и много разных народов, что всем нам надо жить в мире и согласии.

7. Праздник «Неразлучные друзья - взрослые и дети!».

Цель. Воспитывать у детей желание веселиться, соревноваться вместе с родителями.

8. Выставка рисунков «Моя воспитательница».

Цель. Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать уважение к профессии воспитателя, желание помогать ему.

1. Тематическое занятие, посвящѐнное Дню Победы.

Цель. Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства.

2. Экскурсия и возложение цветов к Вечному огню.

Цель. Показать детям, что спустя много лет люди помнят о Великой Отечественной войне и чтят память погибших.

3.Высаживание цветов в саду детского сада в память о погибших солдатах.

Цель. Формировать у детей патриотические чувства.

4. Беседа «Моя семья».

Цель. Продолжать формировать у детей представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях. 5.Дидактическая игра «Собственный город».

Цель. Способствовать развитию воображения. Воспитывать чувство сопричастности к жизни города, страны, края.

6.Развлечение - беседа «Путешествие к морю».

Цель. Закреплять знания детей о морской фауне и флоре.

7.Занятие «Цветы».

Цель. Прививать интерес к жизни растений, бережное отношение к окружающей природе.

8.Выпускной бал «До свиданья, детский сад!».

Цель. Воспитывать у детей желание играть, веселиться вместе со своими сверстниками и родителями.

Список использованной литературы:

1. Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

2. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.

3. Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010.

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Патриотическое воспитание в детском саду ставит целью научить малышей верности Родине, готовности быть на страже ее интересов, выполнять свой долг перед государством, своим городом и семьей.

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребенка и его семьи.

Актуальность программы

Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый ритм жизни.

Малыши усваивают, что Родина только тогда станет краше, богаче, сильной и независимой, когда все, в том числе и они, приложат усилия к становлению ее могущества и непоколебимости.

Ребята понимают, что им необходимо многому учиться, чтобы внести свой вклад в развитие города, в котором они живут, будут учиться и работать. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине – России.

Быть гражданином РФ, значит, быть сыном великого государства, высоко нести его знамя и быть в ответе за его стабильность и благополучие.

Цель нравственно-патриотического воспитания детей — сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны.

Задачи:

  • Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
  • Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
  • Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
  • Воспитывать уважение к труду разных профессий.
  • Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.

  • Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
  • Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
  • Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
  • Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
  • Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
  • Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Педагогические принципы

Планируя занятия в детском саду, воспитатель учитывает основные принципы работы с детьми:

  • регионализации;
  • непрерывности;
  • доступности;
  • научности;
  • целостности;
  • системности;
  • преемственности;
  • культурообразности;
  • стимулирования детской деятельности.

Структура

Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников может быть разбита на тематические блоки для удобства детского восприятия.

Вот эта улица, вот этот дом

Цель : Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут.

Задачи : Познакомить ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.

Воспитатель раскрывает детям неизведанное на улице, где они проживают, учит замечать, как строится город, кто его строит, и как от этого улица становится еще краше. Обращается внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов.

Вместе дружная семья

Цель : Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.

Задачи : Развивать интерес к представителям старших поколений, их роли в семейных отношениях. Воспитывать уважение к самым старшим родственникам, желание заботиться о них.

В ходе работы с детьми воспитатель формирует представление о семейных корнях: родители, дедушка с бабушкой, прадеды. Изучение биографии своей семьи может превратиться в увлекательное занятие – оформление родословного дерева, где будет фотография и малыша.

Педагог может оформить уголок «Делай, как мы», где найдется место фотографиям малышей с родителями в походе, в цирке, в лесу, по дороге в детский сад. Красочно оформленный стенд будет способствовать трансляции позитивного родительства, профилактике раннего неблагополучия.

Город, в котором я живу

Цель : Раскрыть красоту города, в котором живут дети, показать его социальную значимость в развитии страны.

Задачи : Рассказать дошкольникам, что такое – продукция предприятия города, на котором работают их близкие родственники. Показать значимость производства на мировом рынке. Познакомить детей с объектами культурного назначения, памятниками старины, культовой архитектурой.

Воспитатель показывает значимость труда родителей дошкольников, их вклад в развитие экономики страны. Ребята знают историю храмов, кому и за какие заслуги воздвигнуты памятники, о чем напоминают нам стелы, братские могилы. Дети, соприкасаясь с историей города, учатся чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах войны и труда.

Наша кладовая

Цель : Познакомить ребят с разнообразием природных богатств родного края, учить бережно и экономно расходовать их.

Задачи : Развивать представление дошкольников о природных ресурсах страны, их добыче и назначении. Учить детей профессиональной ориентации.

Воспитатель вместе с воспитанниками изучает «кладовую» страны и определяют пути ее приумножения. Консультации для родителей помогают комплексному воспитанию у ребят экономии водных, электро-, теплоресурсов. Дети учатся хозяйствованию, плановому распределению материальных благ.

Ожидаемый результат


Формы и методы работы

  • беседы с рассматриванием фотографий;
  • педагогический проект «Мы и Россия – одна семья»;
  • экскурсии на известные объекты;
  • игры «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый»; «Кто это делает?»;
  • КВН с участием родителей «Все ли мы знаем о своем городе?», викторины, брен-ринги, круглый стол;
  • кинолекторий;
  • иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам;
  • конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, подарок ветерану;
  • обмен традициями семьи;
  • туристические походы с семьей по местам боевой славы;

  • вылазки на природу;
  • кружок «Следопыты-малыши»;
  • создание музея «Никто не забыт».

Игры по воспитанию у детей патриотизма

Вопросы патриотического воспитания дошкольников включаются в план работы ежемесячно, носят систематический целенаправленный характер.

Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников классифицируются на:

  • дидактические : «Чьи родители это делают», «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;
  • настольно-печатные «Экономим свет, тепло», «Распредели всем поровну», «Стань лидером»; «Биржа»;
  • подвижные : «Мы туристы», «Кто быстрее?», «Военные сборы», «Кто первый добежит до флажка»;
  • музыкальные : «Янка», «Во поле береза стояла», «Сбор урожая», «Помоги бабушке распутать клубочек»;

  • спортивные : «Зарница», «Россия, вперед!», «Олимпийские игры»;
  • сюжетно-ролевые : «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк».

Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины.

Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись. Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

Видео: Основы гражданского воспитания в ДОУ

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных(дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Изучила литературу: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой, а также авторов: Алешина Н.В., Аркадьева В.А., Александрова Е.Ю., Антонов Ю.А., Горькова Л.Г. и других.

Для познавательного развития детей старшего возраста разработала проект.

Объект исследования : государственная символика России, город Москва.

Тема: «Москва – главный город нашей Родины»

Цель: Расширять знания детей о России; закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России-гербе, флаге, гимне; сформировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Вид проекта: долгосрочный.

Проблема: формировать представление о Москве как о столице нашей Родины; побуждать детей восхищаться красотой Москвы; знать его достопримечательностях, гармонизировать семейные отношения, как одного из важнейших условий успешной социализации детей; активизировать речь детей.

Образовательные области:

Ожидаемый результат: развитие интегративных качеств соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»:

— знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;

— знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;

— может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет;

— знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;

— имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.

Предварительная работа:

— составление тематического плана по нравственно –патриотическому воспитанию старших дошкольников;

— чтение художественной литературы знакомство с поговорками, пословицами о Москве. Чтение: А.Барто “Песенка о Москве”. И.Векшегонов “Москва”, Н.Осипов “О гербе, флаге, гимне”, Н.Кончаловский “О Москве”.

— Справочная литература по Москве. Фотографии детей с видами Москвы. Иллюстрации о Москве, Могила Неизвестного солдата, Спасская башня, Красная площадь, станции метро, Лужники, план-схема Спасской башни, герб, флаг России модули.

— Проведение игр: сюжетно-ролевые «Защитники древнего Кремля», «Семья»-«Собираемся в музей»; строительные «Улицы Москвы», «Московский цирк», «Кремлевская стена»; дидактические: «Неоконченный рассказ», «Кто быстрее соберет», «Испорченный телефон», «Где мы были, мы не скажем», «Подбираем рифмы».

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Список литературы

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.

Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.

Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

Статья размещена в авторской редакции.
Loading...Loading...