Чуждая одежда: как будут защищать национальный костюм в Таджикистане. Картинки на тему «Таджикский национальный костюм Таджикский свадебный костюм

другие презентации на тему «Таджикский национальный костюм»

«Башкирский народный костюм» - Ювелирные изделия. Домовая резьба. Аппликации по сукну, в технике вышивки двойным тамбуром. Тема урока: «Башкирский народный костюм». Башкирская АССР. Накосник женский. Нагрудное украшение башкирских женщин. Чайник с башкирским орнаментом. История костюма. Башкирский орнамент. Резьба по дереву. Геометрические орнаменты.

«Летние костюмы» - К выбору нитки для плетения по фриволите надо отнестись серьёзно. Обоснование выбора ткани. Обоснование выбора модели топа. Разложить выкройки на ткани. Народы Востока также издавна занимались кружевоплетением. 1 этап. Самооценка проектного изделия. Вариант 1. «Панама». Построение «звёздочки» проектирования.

«Народный костюм» - Воронежский народный костюм с поневой. Тульский народный костюм. Орловский народный костюм с поневой и с красным передником. Курский народный костюм. Тамбовский народный костюм с навершником. Нижегородский народный костюм.

«Русский национальный костюм» - Головные уборы. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой. Белый – свет, праздник. Широко распространены кокошники «сороки»), разнообразные повязки и венцы. На рис. справа - прямой сборчатый сарафан более позднего периода. Без прошлого нет настоящего. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой.

«Костюмы народов Поволжья» - Русский костюм Татарский костюм Казахский костюм. Элементы национальных орнаментов. Наряду с вышивкой применялась на повседневной одежде обшивка каймою из цветной материи. Верхняя одежда тулуп и шубы, халаты и бешметы. Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да кисти рук. Голову покрывали платком (ураман).

«История костюма» - Рококо относится к периоду с 1730 по 1770 гг. 1900-е годы. В качестве верхней одежды очень популярны были фигаро, накидки, ротонды. Основной принцип готики – подчеркивание удлиненных и заостренных форм. Вскоре появился кринолин – конструкция в виде широкой юбки на обручах. Эпоха возраждения относится к 1420-1490 гг.

«Национальный акцент»

Выражением самобытности каждого народа является и национальная одежда. Сегодняшний рассказ — о таджикском традиционном костюме.

В Таджикистане в каждом из районов есть свой национальный костюм. По крою он везде примерно одинаков, но отличается цветом, вышивкой, наличием украшений.

Молодёжь всё чаще носит европейскую одежду, но национальный таджикский костюм по-прежнему очень популярен среди сельских жителей.

Мужская и женская национальная одежда таджиков очень похожа по крою — туникообразная, свободная, хорошо скрывает фигуру. Большинство таджиков — приверженцы ислама и излишнее облегание в одежде не приветствуют.

Таджикскую национальную одежду отличает яркость. Костюм таджиков отражает степень благосостояния. Чем роскошнее наряд, чем больше в нём дорогих декоративных деталей, тем богаче его владелец.

Отдельно следует сказать о тканях. Таджики живут в жарком климате, поэтому предпочитают хлопчатобумажные и шёлковые ткани. К чисто национальным таджикским материям можно отнести алочу (переливчатая полосатая ткань разных цветов, состоит из хлопка и шёлка), бекасам (полушёлковая материя, в полоску или узорчатая) и парчу (шёлковая ткань с золотыми и серебряными нитями).

Поскольку традиционный костюм таджиков многослойный, нижний слой одежды, как правило, шьют из дешёвой ткани, а верхний — из более дорогой.

Национальная одежда таджиков-мужчин

В традиционный костюм мужчины-таджика входят: хлопчатобумажная рубаха — «курта», шаровары, халат и широкий поясной пояс. Рубаху шьют из одного куска ткани. Она широкая и не стесняет движений. Мужчины носят её навыпуск, подпоясывают длинной узкой тканью или специальным платком, сложенным по диагонали. Платок выполняет несколько функций: он и ремень, поддерживающий шаровары, и своего рода карман.

Интересно, что по поясу можно узнать о благосостоянии мужчины. Так, молодые небогатые парни носили пояса, скрученные из квадратных платков с вышивкой по краям «миёнбанд» или «бельбог». А состоятельные мужчины могли себе позволить широкие бархатные пояса («камарбанд»), вышитые золотой нитью.

Шаровары («эзор» и «иштон») тоже шьются довольно широкими, но сужающимися к низу. Поверх рубахи мужчины надевают халат («чапан «) распашного свободного покроя, как правило, полосатый. Горные таджики предпочитают чапаны из некрашеной шерсти, с вышитым орнаментом на вороте.

Халат может быть ватным стёганым, если это зимний вариант одежды. Классические чапаны стали музейными экспонатами, на их место пришли современные аналоги – из бархата. Главное достоинство классического чапана в том, что зимой он удерживает тепло, а летом — прохладу. Издревле мужчинам дарят чапан на важные мероприятия — свадьбы, дни рождения и даже похороны. На свадьбе брат невесты не разрешит сестре войти в дом мужа, пока родственники жениха не подарит ему чапан.

И сегодня в 21-ом веке молодые таджики в первый день после свадьбы выходят к людям в чапанах, а не современных костюмах. Но в обычно жизни современные мужчины всё чаще сочетают традиционную одежду с европейской. Например, могут надеть шаровары с пиджаком или чапан и классические брюки.


Женская национальная одежда таджиков

Придерживающиеся традиций женщины-таджички носят длинные платья-рубахи (курты ) и двухслойные шаровары свободного покроя. Рубахи с расширяющимися к низу рукавами украшены вышивками и имеют разные названия в зависимости от вида воротника. В старину в такие рубахи вшивали ластовицы (вставки, клинья) другого цвета, это имело магическое значение и по приданию обеспечивало женщине плодовитость.

Форма выреза воротника зависела от того, замужем ли таджичка: молодые девушки носили платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. А после замужества женщины начинали носить платья с вертикальным вырезом, украшенным вышитой тесьмой. В качестве нижнего белья женщины носили белые платья со стоячим воротничком. При этом у верхнего платья вырез был таким, чтобы показать вышивку на воротнике, но не более того.

Верхняя одежда женщин — стёганный халат (цома) того же туникообразного покроя, что и у мужчин, или мунисак, немного отличающийся покроем (отсутствует пришивной воротник, а под рукавами имеются сборки). Пожилые женщины, начиная с 19 века, носят мунисаки без тесьмы и подкладки, их просто подшивают узкой полоской ткани другого цвета.

Отдельно следует сказать про паранджу («фаранджи»). Таджички носили их преимущественно в городах, где было много чужих. Паранджа символизировала чистоту, целомудрие, скромность и верность. Сегодня это неотъемлемый атрибут наряда невесты . К тому же, считается, что паранджа защищает беременную женщину от тёмных сил. И, наконец, такой элемент костюма позволял женщине кормить ребёнка даже на людях.

Головные уборы таджиков

Мужской головной убор — тюбетейка. В холодную погоду мужчины надевают меховые шапки или же обматывают голову шерстяным платком. Также по-прежнему популярна чалма, которая надевается поверх тюбетейки или шапки «кулох».

Женщины традиционно покрывают голову убором из трёх составляющих: чалмы, шапочки и «лачака» — своего рода платка. Иногда эти элементы могут использоваться отдельно друг от друга.

Голову невесты и сейчас украшают вышитым платком, покрывающим лицо, шею и грудь.

В последнее время женщины стали носить тюбетейки (тоци), что раньше не было особенно принято.

Национальная таджикская обувь

Для горожан-таджиков — и мужчин, и женщин — привычной обувью являются мягкие сапожки «махси». Носили их с кожаными колошами. Довольно популярными были ичиги (лёгкие сапоги с мягким носком и жёстким задником), изготавливаемые из козлиной кожи и славящиеся своей долговечностью.

Сельские жители имели более разнообразный выбор обуви. В частности, и мужчины, женщины, помимо лёгкой обуви, носили сапоги на высоком каблуке или деревянные башмаки на трёх ножках, так называемые «кафши чубин».

Национальные таджикские украшения

Таджики очень успешно сочетают традиционные украшения с современными. Женщины очень любят носить ожерелья, подвески, серьги и кольца.

Украшения можно увидеть не только на шее и ушах, но и на головном уборе. Это могут быть всевозможные подвески, брошки и бусы.

Традиционно национальные таджикские украшения — кованные и чеканные, изготавливаются из серебра, и отличаются некоторой массивностью. Нормальным считается носить одновременно 3-4 украшения, а то и больше!

Носят ли украшения мужчины-таджики? В разные периоды истории мужчины-таджики в некоторых регионах носили бусы с подвесками наряду с женщинами. Раньше налобные повязки и серьги носили и мужчины, они указывали на принадлежность к определённой этнической группе и статус человека в обществе. Сегодня украшения носят только женщины.

Такова в общих чертах национальная одежда таджиков. В наше время она, безусловно, претерпела изменения, но традиционные тюбетейки, шаровары и рубахи самых разных цветов по-прежнему очень любимы таджиками, в том числе, молодёжью.

Правительство современного Таджикистана весьма своеобразно популяризирует традиционный таджикский костюм — представителей министерств регулярно призывают усилить контроль за ношением национальной одежды среди сотрудников и не допускать пропаганду чуждой — европейской — одежды. В стране активно проводят специальные показы мод и конкурсы для модельеров. А ведущие государственных телеканалов выходят в эфир в стилизованной таджикской одежде.

Национальная одежда народов Таджикистана

Названия иллюстраций















































Описание иллюстраций

1. Старинный парадный костюм молодой женщины из Ленинабада, приготовившейся выйти из дома. Состоит из атласного платья со стоячим воротником – курта , надетого поверх куйнакча – укороченного нижнего платья с отделанным плиссировкой стоячим воротником, и шаровар. На верхнее платье надета жилетка – камзулча . На ногах черные ичиги с галошами. На голову накинут сложенный вдвое по диагонали большой шелковый платок, на который повязан вокруг головы небольшой сложенный полосой платок с проложенной в его складки бумагой, а на него надето ювелирное украшение баргак , состоящее из ряда соединенных шарнирами позолоченных квадратных пластинок с подвесками, инкрустированных глазками цветного стекла, бирюзой и кораллами. Поверх всего этого сложного головного убора наброшена паранджа из тяжелой полушелковой материи банорас местного производства, отделанная шелковой тесьмой и вышивкой. В руках – волосяная сетка – чашмбанд , которую женщина должна надеть на лицо под паранджу перед тем как выйти с женской половины дома. Ювелирные украшения называются: серьги-х,алк,а или гушвор , надвисочные подвески – кач,ак , ожерелье из кораллов – марч,он , поверх него-ожерелье из серебряных штампованных пластинок с подвесками, называемое пайконча или тавк,и гардан ; да груди по бокам повешены две пары подвесок в форме прямоугольников с коралловыми бусами, из них верхняя пара называется саркифтй , а вторая пара-куштумор . Посередине груди, ниже кораллового ожерелья, повешен бозбанд – футляр для охранной молитвы, а ниже его- тумор , т. е. такой же футляр для молитвы, но треугольной формы. Под всеми этими украшениями повешено большое ожерелье – х;айкал или зеби сина , состоящее из соединенных многорядными (обычно 7) цепочками пластинок, инкрустированных цветными стеклянными глазками, бирюзой и украшенных накладной сканью, зернью и подвесками. Самая нижняя пластинка делается крупнее остальных. На указательный и безымянный пальцы правой руки надеты кольца – ангуштарин , на руки – браслеты – дастпона . В косы вплетены тяжелые кисти из черных шелковых ниток с серебряными украшениями, называемые чочпопук . Рисунок выполнен на фоне ленинабадского сузани , вышитого перед революцией. На полу палое – безворсовый ковер работы таджиков Зеравшана-к. Джиджик.

2. Старинный выходной костюм равнинной таджички, состоящий из платья со стоячим воротом – куртаи итицо , сшитого из полушелковой кустарной материи адрас , окрашенной способом перевязки – абрбандй . Поверх платья надет камзол – камзул из полосатой материи бекасаб . Шаровары заправлены в ичиги с кожаными галошами. Голова повязана небольшим шелковым платочком, а поверх него-большим платком. На груди украшение бозбанд , внутрь которого вкладывалась бумажка с написанной охранной молитвой.

3. Старинный выходной костюм пожилой горожанки из северных районов Таджикистана, состоящий из шелкового платья с вертикальным разрезом ворота, сшитого из фабричной тяжелой шелковой материи <дама >. Сверху надет халат из местного шелка типа канауса, называемый румча , обшитый полосой черного бархата. Голова повязана тонким хлопчатобумажным платком – царе , поверх которого повязан шелковый платочек – дурра с проложенной в его складках бумагой. На ногах кожаные ичиги с галошами. Шаровары заправлены в ичиги.

4. Выходной костюм девушки или молодой женщины из Ленинабада, бытовавший в первое время после того как паранджа вышла из употребления. Состоит из красного хл.-б. платья – курта с отложным воротником и на кокетке, шаровар – лозимй или пойч,ома из цветастой фабричной ткани, отороченных цветной тесемкой чих,ак . На ногах туфли из цветной кожи. На голову накинут большой шерстяной платок, который придерживают за края зубами. Рисунок выполнен с натуры. На фоне – сузани -покрывало из кустарного шелка, окрашенного способом перевязки, над которым повешена ура-тюбинская декоративная вышивка – зардеворй . На полу постелен гилеми зиндаконй -безворсовый цельнотканный ковер, сотканный на вертикальном станке в к. Зиндакон (Пенджикент-ский р-н ТаджССР) в 1945 году.

5. Современный траурный костюм старой женщины из Ленинабада, состоящий из длинного хл.-бум. платья со стоячим воротником – куртаи итик,о , поверх которого надет халат-чапони румча , сшитый из полушелковой материи бек,асаби зиррагй и подпоясанный кушаком из старинной кустарной набивной материи – футаи хама-зеб , обернутым вокруг талии три раза. Голова повязана небольшим черным платком – дурраи сисх, поверх которого повязан большой кисейный платок-к,арси истамбул и концы его заброшены на спину. Шаровары заправлены в черные ичиги, которые носят с галошами. Никаких украшений во время траура носить не полагается. На полу постелен безворсовый ковер – палое работы таджиков долины реки Шинг (Зеравшан).

6. Традиционный костюм жениха из Ленинабада, бытовавший до последнего времени, состоит из нательной рубахи – курта, яктак с шароварами – эзор, сшитыми из кустарной материи местного производства подшоии сурх, окрашенной способом перевязки абрбандй разводами красного и желтого цвета на белом фоне. Ворот у рубахи сделан в виде вертикального выреза по середине груди с пришитым к нему воротником, стоячим сзади и сходящим спереди на нет. Сверху надет халат – чапон из кустарной же полушелковой материи подшоии зан-гор, окрашенной способом перевязки. Ворот, полы, подол и концы рукавов у халата обшиты плетеной на руках белой тесьмой – ч,их,ак. Поверх халата повязаны два вышитых платка – румол: шелковый цветной и хлопчатобумажный белый. В старину платки жениху полагалось повязывать под халат, поверх рубахи. На голове тюбетейка туступпй с плоским квадратным верхом, на которую иногда повязывается шелковая или бумажная чалма-салла. На ногах сапоги – муза из желтого хрома. Рисунок сделан с натуры в к.Унджи, Ленинабадского района. Фон- декоративная вышивка сузанй из Самарканда, на полу постлан безворсовый ковер – шолгилем работы таджиков долины р. Шинг (Зеравшан).

7. Современный костюм молодого мужчины из Ленинабада, состоящий из черного сатинового стеганого халата – чапони ч,их,акдори сан-дуф, обшитого по бортам, полам и концам рукавов плетеной на руках узкой фиолетовой тесьмой – ч,их,ак. Поверх Халата повязаны Два Неясный платка – румол: белый хлопчатобумажный и желтый искусственного шелка. Оба платка вышиты узором <след змея>. На голове надета черная шелковая вышитая белым шелком тюбетейка с плоской четырехугольной верхушкой – туступпй. На ногах черные ичиги с галошами. Под халатом глухая рубаха с вертикальным разрезом ворота – курта и белые же шаровары, поверх которых темные брюки, заправленные в ичиги.

8. Старинный костюм пожилого горожанина, состоящий из верхнего халата из синего фабричного сукна-чакмани мозхут, надетого на ватный стеганый халат – чапон или ч,ома из каратагской полушелковой алачи в желтую и черную полоски-мушку заъфар, подпоясанный белым платком из хл.-б. ткани-румол, украшенным вышитой черными нитками каймой. Халаты надеты на камзол – камзул из фабричного черного трико в белую полоску. Камзол сшит со стоячим воротником и прорезными карманами, застегивается на три пуговицы. Под камзол надеты хлопчатобумажные белые шаровары и рубаха с горизонтальным разрезом ворота, обшитым тесьмой, называемая куртаи чихакдор. На голове тюбетейка – туппй из серого бархата, украшенная вышитым белым орнаментом и обшитая по краю черной шелковой полоской. Поверх тюбетейки навернута чалма из белой шерстяной фабричной ткани-саллаи тибит. На ногах портянки- пайтоба, кожаные ичиги-сапоги с мягкой подошвой и резиновые галоши.

9. Старинный костюм невесты из Самарканда, состоящий из парчевого платья – куртаи кимхоб со стоячим воротом, застегивающимся на пуговицы. Оно надето на два других, из которых среднее шелковое-куртаи тосфаранг, а нижнее из белой хл.-б. ткани со стоячим воротом, отделанным плиссировкой. Поверх платьев надета черная жилетка-калтача, камзулча. На голове надета вышитая золотом тюбетейка, с кистью на боку. Она покрыта шелковым платком – к,арси фаранги чоргул с вытканными на углах букетами цветов, а поверх платка надето налобное украшение-к,оши тилло, представляющее собою серебряную с лицевой части слабо позолоченную ажурную диадему, инкрустированную цветными стеклянными глазками и бирюзой и украшенную по нижнему краю подвесками из штампованных пластинок в форме листочков вперемежку с перламутровыми бусинами. Над висками невесты прикреплены украшения кач,ак, в ушах серьги с подвесками из низкосортных изумрудов и рубинов с пронизками из жемчуга, называемые халкаи яккадур. За ушами подвешены зулф-две металлические ажурные инкрустированные бирюзой трубочки, в каждую из которых вставлена изогнутая полукольцом прядь волос. Под заплетенные в косы волосы к спине жилетки приколоты чоч-попук-подвески, состоящие из двенадцати оканчивающихся кистями черных шелковых шнурков с надетыми серебряными с чернью украшениями в форме трубочек, бусин и колпачков. По бокам к волосам прикреплены подвески-танга, состоящие каждая из двух рядов соединенных колечками и петлями серебряных монет. На шею надеты два ожерелья: верхнее тавк,и гардан или гулубанд, состоящее из нанизанных на две параллельных нитки листочков с подвесками в форме полумесяца и звезды; нижнее-марч,он из 16 ниток кораллов; ниже его, на середине груди, висит большой прямоугольный футляр для охранной молитвы-култуктумор со вставленными двумя желтыми камнями, а еще ниже повешено большое нагрудное ожерелье-хайкал или зеби сина, состоящее из соединенных многорядными цепочками пластинок, инкрустированных цветными стеклянными глазками и бирюзой и украшенных сканью, зернью и подвесками, причем самая нижняя пластинка крупнее остальных. По бокам ниже плеч, на груди повешены два треугольных футляра для охранной молитвы-тумор, с подвесками из монет и бус. Поверх всего наряда на голову невесты накинуто выкроенное в форме полукруга тюлевое покрывало-сарандози тур. По диаметру полукруг обшит цветной тесьмой и бахромой с блестками. Само покрывало вышито тамбурным швом цветными нитками. Невеста обута в черные ичиги-махсй, в которые заправлены шаровары, и галоши из лакированной кожи-кафш. В руке-бархатный, вышитый и обшитый бахромой с блестками и бусинами платочек-даструмол, служащий для прикрывания нижней части лица. Рисунок сделан на фоне самаркандского сузани, на полу постелено покрывало-бугчома, сшитое из безворсовой узорчатой материи работы таджиков долины р. Шинг (Зеравшан), сотканной в начале XX века.

10. Старинный костюм молодого мужчины из Самарканда, состоящий из надетого по-верх белья халата – чапон, ч,ома бухарского покроя из полосатой китабской полушелковой алачи. Халат подпоясан модным тогда поясом – камарбанд из золотого галуна с нашитыми филигранными бляшками и пряжкой с кисточкам). Сверху надет второй халат такого же покроя тоже из китабской алачи, окрашенной способом перевязки – абрбандй. На голову повязана цветная чалма – салла (срисована с фотографии молодого самаркандского таджика из книги Крафта). На ногах модные сапоги – муза на высоком каблуке (тоже срисованы с фотографии чиновника – аксакала в той же книге).

11. Старинный выходной костюм таджички горожанки, состоящий из бархатной паранджи-фаранч,и и волосяной сетки-чашмбанд. Из-под паранджи видно бархатное платье-курта. На ногах черные ичиги и кожаные же галоши. Пожилые женщины под паранджу голову повязывали платком, молодые же стали носить тюбетейку с платком. Обычно полагалось, чтобы из-под паранджи не было видно цветных нарядов, и поэтому паранджу полагалось делать длинной, но это почти никогда не соблюдалось.

12. Старинный нарядный костюм бухарской молодой женщины, состоящий из надетых одно на другое трех платьев – курта: нижнее белое с вышитыми тамбуром концами рукавов; второе из канауса с золотошвейными концами рукавов, по краю обшитых еще позументом; третье сшито из каршинской полушелковой алачи и богато украшено золотым шитьем. Парчовые шаровары-пойч,ома по краю обшиты тесьмой- зех,и поча. На ногах золотошвейные туфли – кафши зардузй (фасон снят с туфель в Душанбинском республиканском историко-краеведческом музее). На голове надета тюбетейка, поверх нее повязана золотошвейная повязка-пешонабанд, а на нее наброшен шелковый фабричного изделия платок с вытканной серебряной канителью широкой каймой. Волосы заплетены в мелкие косички и украшены подвесками из ряда шелковых шнурков с шишечками из золотых ниток на концах – туфи кало-батун. Ювелирные украшения состоят из надвисочных подвесок – кач,ак и серег гушвор или х,алка с подвесками из низкосортных рубинов и изумрудов. На шее ожерелье из штампованных серебряных пластинок – тавки гардан с подвесками, коралловое ожерелье-маркой с ажурными серебряными позолоченными бусинами – кадмола и большое ожерелье – х;айкал или зеби сина из соединенных многорядными цепочками 7 пластинок с подвесками, украшенных эмалью и растительным выпуклым узором. Рисунок сделан на фоне старинной бухарской декоративной вышивки-сузанй.

13. Старинный выходной костюм молодой женщины из Бухары, состоящий из надетых одно на другое трех платьев – курта с вертикальным разрезом ворота: нижнее белое хл.-б. с отделанным фестонами воротом-куртаи куйнакча и с пришитыми золотошвейными шелковыми концами рукавов-саростини зардузй; второе из шелка тиру камон (радуга); третье из тяжелой шелковой фабричной материи, украшенное бархатной золотошвейной тесьмой – пеши курта или зехи курта. На платья надет распашной халат в талию и со сборками на боках – мунисак или калтача из шелковой материи с вытканными шелком розовыми и черными бархатными листьями. На голову надета золотошвейная тюбетейка, на которую накинут большой серебристый шелковый платок с вытканными по углам ‘букетами цветов. На платок повязана золотошвейная повязка-пешонабанд с узором мач,нунбед (плакучая ива). Поверх повязки накинута шелковая затканная золотом косынка-ридо, сделанная из разрезанного по диагонали пополам платка, привезенного из Афганистана. Шаровары заправлены в казанские ичиги из кусочков разноцветного сафьяна- мах,сии ирок,й, на которые надеты кожаные галоши с низким задником-кафш. Ювелирными украшениями в Бухаре не злоупотребляли, но старались иметь хорошие вещи. На рисунке на шею надета нитка бус из полированных низкосортных рубинов и изумрудов вперемежку с филигранными серебряными или золотыми бусами – к,адмола, а на грудь – золотой кулон – таппиш с красным камнем в середине и с подвесками из таких же бус, в ушах должны быть серьги.

14. Старинный костюм богатого молодого человека из Бухары, состоящий из надетого поверх белья халата – чапон, ч,ома бухарского покроя из полосатой каршинской полушелковой алачи, подпоясанного шелковым платком-румол. Сверху надет второй халат такого же покроя, сшитый из русской парчи. На голове шелковая чалма- дастор, повязанная на золотошвейную конусообразную тюбетейку белого бархата. На ногах надеты черные ичиги с кожаными галошами. Рисунок сделан на фоне бархатного золотошвейного покрывала бухарской работы-такьяпуши зардузй.

15. Старинный выходной костюм молодой женщины из Бухары, состоящий из надетых одно на другое трех платьев – курта с вертикальным разрезом ворота: нижнее белое хл.-б. с отделанным фестонами воротом и с рукавами, украшенными вышитыми надписями арабскими буквами, второе шелковое с золотошвейными рукавами и третье из тяжелой шелковой фабричной материи <дама>. Шаровары заправлены в черные ичиги, на которые надеты кожаные галоши. На голову надета золотошвейная тюбетейка с кисточкой, на которую накинут большой шелковый платок с вытканными букетами по углам, а на платок повязана золотошвейная повязка-пешонабанд. Сверху повязки накинут газовый платок – румоли Х,арир, сложенный по диагонали пополам. Из ювелирных украшений надето только ожерелье из кораллов и обязательные для всех серьги. Сверху на голову наброшена парчовая паранджа с волосяной сеткой для закрывания лица – чашмбанд, откинутой назад.

16. Х,айкал или зеби сина-нагрудное украшение таджичек равнинных районов из инкрустированных цветными стеклами с бирюзой и украшенных накладной сканью и зернью пластинок с подвесками, соединенных цепочками с коралловыми бусинами.

17. Ювелирные украшения таджичек горных и равнинных районов. Наверху слева бытующие сейчас серебряные серьги с пятью подвесками из скрученных спиралью проволочек, коралловых бус и пронизок из зерни, называемые гушвори чапарак. Приобретены в Кулябе (Южный Таджикистан). Наверху справа старинные серебряные серьги балдок, привезенные перед революцией из Бухары и Ура-Тюбе. В центре таблицы халк,аи газалй или бушак, бибишак-украшение в форме якорей, подвешиваемое позади ушей за волосы, инкрустированное разноцветными бусинами и бирюзой и с подвесками из коралловых и стеклянных бус. Бытовало в кишлаках северных районов республики в начале XX века. Внизу слева серебряные позолоченные серьги-х;алк,аи яккадур с подвесками из мелкого жемчуга и крупных низкосортных рубинов и изумрудов. Были в моде в городах в начале XX века. Внизу справа старинные серебряные серьги-х,алк,а из инкрустированных цветными стеклами и бисером двух пластинок с подвесками из перламутровых бус. Бытовали в городах на севере республики в начале XX века.

18. Головные уборы таджичек равнинных районов. Наверху – старинная выходная головная повязка женщины средних лет: нижний белый платок – царе надвинут на лоб и заложен по краю складками – ч,имч,има , а сверху повязан небольшой платок – дурра черного или какого-либо темного цвета, в складки платка проложена бумага. Внизу современные способы повязывания платка в домашней обстановке пожилой женщиной (слева) и старухой (оправа). Рисунки сделаны с натуры в г. Ленинабаде.

19. Современные головные уборы таджичек равнинных районов. Наверху – головная повязка пожилой женщины, состоящая из белого платка – к,арс с закинутыми на плечи и спину концами, поверх которого повязан небольшой черный платок – дурраи сисэ ; с проложенной внутри бумагой. Внизу та же повязка, но поверх черного платка повязана еще крест-накрест полоса тонкой белой материи, называемая лок,й. Так повязываются бабушка и мать мальчика в день его обрезания. Рисунки сделаны с натуры в г. Ленинабаде.

20. Современные головные уборы таджичек горных и равнинных районов. Наверху головной убор молодой таджички из Нижнего Каратегина (Горный Таджикистан): на лоб надвинута тюбетейка и поверх нее повязан сложенный по диагонали цветной платок, концы которого на затылке завязаны двусторонним бантом. Такой способ повязывания платка называется сумбул (гиацинт). Рисунок сделан с натуры в г. Душанбе. Внизу способы повязывания платка девушками и молодыми женщинами северных районов республики. Рисунки сделаны с натуры в г. Ленинабаде.

21. Головные уборы таджичек горных и равнинных районов. Наверху слева – головной убор невесты из района Куляба: на голову накинут большой цветной шелковый платок – румол, сложенный по диагонали. Сверху на него повязан небольшой платок с проложенной внутри бумагой, на который надето серебряное украшение – силсила из соединенных колечками фигурок различной формы с подвесками по нижнему краю. Наверху направо – кулябская молодая женщина в кисейном шарфе с вышитыми концами, называемом сарандоз или латтаи накшинй. Один из концов закинут за голову. Рисунки выполнены с фотографий, сделанных в Институте с натуры. Внизу слева – манера повязывания платка женщинами Каратегина и Дарваза при выходе из дома и при встрече с посторонними мужчинами. Рисунок сделан с натуры в г. Душанбе. Внизу справа – головной убор таджикской молодой женщины из Нур-Ата, имеющий сходство с чалмой. Под подбородком повязан лачак – прикрывающий шею кусок ткани, нижние углы которого скручены к середине. Рисунок выполнен с фотографии, сделанной А. К. Писарчик в Нур-Ата в 1938 г.

22. Современные тюбетейки таджиков равнинных районов. Наверху-туступпй, шитая в Ура-Тюбе в 1960 году, внизу туппии чаман-дагул, шитая тоже в Ура-Тюбе в конце 40-х годов.

23. Старинные головные уборы таджиков равнинных районов. Вверху слева – чалма купца, справа – чалма духовного лица. Внизу слева- чалма крестьянина, справа – меховая шапка – тел-пак мужчины средних лет из Канибадама. Рисунки чалм скопированы с фотографий в книге Крафта.1 рисунок шапки скопирован с фотографии жителя Канибадама, сделанной в 1917 году.

24. Старинный траурный костюм молодой женщины из Каратага (Центральный Таджикистан), состоящий из платья из черного атласа с синими цветами, надетого на нижнее платье из хл.-б. материи. Шаровары заправлены в ичиги, которые носят с галошами. Поверх платья надет халат в талию и со сборками на боках – мунисак из каратагской шелковой алачи, окрашенной способом перевязки-абрбандй. Халат подпоясан белой шелковой чалмой-саллаи симобй. На голову накинут платок. Косы спущены на грудь и концы их распущены. Никаких украшений нет, т.к. надевать их при трауре не полагается.

25. Современный костюм невесты из Куляба (Южный Таджикистан), состоящий из туникообразного сатинового платья с вертикальным разрезом ворота и шаровар – пойч,ома или лозимй, нижняя часть которых, видная из-под платья, сшита из ‘шелковой полосатой материи – бекасаб, а верх – из ситца. На ногах – остроносые на небольшом каблуке кожаные туфли – каф-ши чакй. На голову поверх небольшого платка и надетого на него серебряного украшения силсила накинут кисейный платок-шарф с вышитыми концами, называемый сарандоз или латтаи нацшини.

26. Современный костюм молодой женщины из Куляба (Южный Таджикистан), состоящий из вышитого сатинового платья с вертикальным разрезом ворота-куртаи накшини и сатиновых шаровар-пойчома или лозимй. Голова покрыта кисейным платком-шарфом с вышитыми концами-сарандоз или латтаи накшинй, один конец которого спущен на спину, а второй закрывает грудь и перед платья. На ногах кожаные туфли на каблуках-кафши чакй.

27. Современный костюм молодой женщины из к. Нушор (Горный Таджикистан, Каратегин), состоящий из вышитого сатинового платья – куртаи гулдузй, надетого на нижнее платье из хл.-б. материи с вышитыми рукавами и стоячим воротником – куртаи саростиндори гиребонаш к,азо-к,и и шаровар – пойч,ома из китайского шелка. На ногах-фабричные туфли на не-больших каблуках. На голову накинут газовый платок-румоли х,арир. Украшения состоят из серег в форме полусферического колокольчика с подвесками-гушвори к,афасй, ожерелья из монет и бус – танга с треугольным футляром для охранной молитвы-тумор и второго ожерелья из кораллов и металлических ажурных бус, называемого марчон.

28. Современный костюм молодой женщины из Калаи-Хумба (Горный Таджикистан, Дарваз), состоящий из вышитого сатинового платья с вертикальным разрезом ворота – куртаи чаканду-зии пешчокак, надетого на нижнее платье из хл.-б. материи-куртаи тах;пушии сон, с отороченным плиссированной оборкой воротником – гиребони парпар, и шаровар – пойч,ома, лозимй, танбон, низ которых сшит из полушелковой материи-бекасаб. На ногах фабричные туфли. На голове вышитая крестом тюбетейка, а поверх накинут шелковый платок фабричного производства. Украшения состоят из серег-халка или гушвор с двумя подвесками, повязки на горло-хафабанд яз бисера и кораллов, перламутровой броши-садаф и ожерелья из стеклянных и серебряных филигранных бус. На руке браслет из бус-дастак.
29. Старинный костюм девушки из Дарваза (Горный Таджикистан), состоящий из платья с горизонтальным разрезом ворота – куртаи шоинак из кустарной хл.-б. материи местного производства, называемой куртачии вамынч,а. Грудь украшена нагрудником – шоинак, сделанным из белого карбоса и вышитым гладью шелковыми некручеными нитками. Обшлага рукавов – саростин украшены вышивкой крестом, а ниже локтей на рукава нашиты вышитые тоже крестом полоски – чо-бик, посередине которых в старину делался прорез для просовывания рук при работе. Под платье надеты шаровары-пойч,ома, лозимй, танбон, нижняя часть которых, видная из-под платья, сшита из местной кустарной полосатой хл.-б. материи сиях,-алоча. На голову накинут платок – собаи к,азини, сшитый из трех полотнищ шелкового полотна местного производства, называемого казин, и окрашенный способом перевязки – гулбандй. В волосы вплетены две искусственные косы с крупными кистями из ниток-чураи каттапулкак. На шее бисерное украшение-гулубанд, в ушах серьги – гушвор. На ногах кожаные туфли – кафши чакй.

30. Праздничный костюм молодой женщины из Дарваза (Горный Таджикистан) в старинном головном уборе, состоящий из платья с вертикальным разрезом ворота-куртаи пешчокак, сшитого из шелкового полотна местной выработки – к,азин, окрашенного способом перевязки – гул-бандй. Ворот платья украшен двойным рядом шелковой тесьмы с нашитыми серебряными пластинками – ситора, имеющими форму звезды и полумесяца. Такое украшение называется мавчи ситора, т. е. <волна звезд>. Под платье надеты шаровары – пойч,ома из хл.-б. фабричной ткани, на ногах кожаные туфли-кафши чакй. На голову накинут платок – собаи к,азинй, сшитый из трех полотнищ шелкового полотна местного производства-казни, размером 167 см Х 109 см, поверх которого голова обвязана вышитой налобной повязкой-мандил или сарбандак. На груди ожерелье из разноцветного бисера и бус, называемое шавгин, ворот платья скреплен металлической брошью – садафи пеш, на шее бисерная повязка-кашелак, на руке кольцо-чалла с глазком из сердолика-акнк, в ушах серьги – гушвор.

31. Старинный костюм пожилого крестьянина из Дарваза (Горный Таджикистан), состоящий из стеганого халата -ч,ома, сшитого из местной хл.-б. материи сиях,алоча на подкладке из карбоса в ‘белую и желтую полоски – карбоси маллагй и подпоясанного платком – локй из белого карбоса. Под халатом надет яктак или актай – халат из белого в желтую полоску карбоса, а под ним-рубаха из белого карбоса с горизонтальным разрезом ворота – куртаи кифтак и глухие шаровары-эзори мардина, сшитые из такого же карбоса. На ногах сапоги с мягкой подошвой-чоруки баландак, с завязками на лодыжке-банди чорук, а вместо галош – деревянные башмаки – кафшн чубин. Сапоги надеты на орнаментированные и связанные без пятки шерстяные чулми-чураб, поверх которых от лодыжки до половины голени намотаны шерстяные обмотки-пайтоба. На голове вышитая тюбетейка из черного сатина с конусообразной тульей-ток,й, а поверх нее намотана полушерстяная чалма – саллаи мошовй.

32. Ювелирные украшения таджичек горных районов. Наверху повязка на горло из бисера и кораллов – хафабанд из Каратегина. Под ней круглая серебряная брошь для закалывания ворота платья – кулфи ги-ребон из р-на Куляба. Ниже коралловое ожерелье – марч,он из Каратегина. Сбоку направо (сверху вниз) серьга – гушвори к,афасн из р-на Куляба, под ней треугольный футляр для охранной молитвы-туморча из Каратегина, ниже браслет из бус-дастак из Дарваза, внизу в углу кольцо – чаллаи нигинадор из р-на Куляба. Налево сбоку серьга с двумя подвесками – х,алк,а из р-на Куляба, под ней подвеска из ячменной соломы и бисера – чавак из к. Гезан, Пенджикентского р-на.
33. Свадебная лицевая занавеска таджичек горных районов – рубанд или чашмбанд, приобретенная в к. Рог (верховья р. Зеравшан), куда она была привезена из к. Хильмони (Горный Таджикистан, Каратегин). Сделана из карбоса, вышита шелковыми некручеными нитками и по краю обшита шелковой тесьмой, которая одновременно плелась на руках и пришивалась. В верхней части посередине – сетка для глаз. Размер занавески 65Х80 см.
34. Старинный костюм молодой женщины из Рушана (Западный Памир) состоял из платья с вертикальным разрезом ворота – курта, сшитого из белого карбоса или белой шерстяной материи рагза местного производства, изредка из фабричных тканей. Под платье надевали шаровары – танбон, которые старались делать из цветных тканей. На ногах мягкие сапоги – пех, перевязанные у лодыжек плетеными шнурками пехбанд, и шерстяные чулки – чураб. В холодное время поверх платья носили халат – гилем из ‘белого домотканного сукна, полы, подол и рукава которого обшивали шнуром из темных шерстяных ниток и иногда, дополнительно к этому, вышивали такими же нитками, как это показано на таблице. На рукавах делали прорези – куроб для просовывания рук при работе. Голову повязывали большим платком – дастор, концы которого спускались почти до земли. Рисунок сделан в к. Барушан с натуры. На фоне изображена резная дверь дома, зарисованная в Хороге (Западный Памир, Шугнан).
35. Старинный костюм невесты из Шугнана (Западный Памир), приготовившейся к переезду в дом мужа, состоял из туникообразного платья-рубахи с вертикальным разрезом ворота – куртаи ростовгиребон и с длинными, узкими на конце рукавами с прорезанными ниже локтя отверстиями – куроб, в которые просовывали руки при работе. Платье шили из белого карбоса или белой шерстяной материи рагза, и только состоятельные люди могли шить платья из фабричных хл.-б. или шелковых материй. В холодное время года поверх платья надевали шерстяной халат – гилеми цатма или стсганый – чапон. Под платье надевали шаровары – танбон, на ноги надевали чулки – ч,ириб и сапоги с мягкой подошвой – пех, перевязанные у лодыжки плетсными шнурками – пехбанд. Головной убор состоял из нескольких платков: сперва повязывали голову белым платком – пирьюрм, поверх него надевали на лицо чашмбанд – занавеску из бумажной ткани, вышитую техникой филе, или тонкий шелковый платок – фидой, или хл.-б. платок – дасторча, окрашенные техникой перевязки. Поверх занавески накидывали углом вперед большой цветной платок, обычно кашемировый, называвшийся шол, а сверху – большое белое покрывало – саворчодар, которое обвязывали сверху вокруг головы вышитой налобной повязкой – сарбандак. На таблице все три верхних платка откинуты назад. Зарисовка сделана с натуры в к. Поршнев.
36. Современный костюм старого крестьянина из Шугнана (Западный Памир), состоящий из халата – гилем, сшитого из домотканного валяного сукна – к,атма. Поверх халата повязан старинный шерстяной кушак – миенд такой длины, что его можно обернуть вокруг талии два раза. Под халат надевают рубаху – курта и шаровары – танбон. На ногах пех – мягкие сапоги из сыромятной кожи, надетые на длинные орнаментированные чулки – пехч,ириб так, что последние видны выше голенища сапог. У лодыжек сапоги туго перевязаны шерстяным шнурком – пехбанд. На голове тюбетейка – пакол, поверх которой повязана чалма – салла. Таблица выполнена с натуры в к. Пашор (Западный Памир, Шугнан).

37. Современный костюм невесты из Ишкашима (Западный Памир), состоящий из платья-рубахи – шавй туникообразного покроя со складками подмышками и с вышитыми воротом и манжетами и шаровар – пойч,ома, которые сейчас обычно шьются из какой-либо материи яркого цвета. Платье шьется из тонкой белой шерстяной материи – рагза местного изготовления или из хл.-б. материи. На ногах орнаментированные чулки – чураб и сапоги с мягкой подошвой – кувд, перевязанные у лодыжки сплетенным из разноцветных шерстяных ниток шнурком – кувдбанд. На голове вышитая тюбетейка с плоским круглым верхом – кулох, на которую накинуто белое покрывало – дастор тоже из материи рагза или из карбоса. В уши продеты серьги – гушвор, на шее ожерелье из бисера, называемое гулубанд, а ниже, на груди бусы – мура из кораллов с подвеской посередине. В руках невеста держит расписной бубен – даф. Таблица выполнена с натуры в к. Рын, на фоне местного жилища.
38. Современный костюм жениха из Ишкашима состоит из белой хлопчатобумажной рубахи – курта с вышитыми воротом и манжетами и широких шаровар – эзор, заправленных в орнамен-тированные шерстяные чулки – чураб. Поверх рубашки надета жилетка – калтача или воскат. На голове тюбетейка – кулох;, на которую навернута чалма – салла, делавшаяся обычно из тонкой белой кисеи, называвшейся дастор. На ногах – кожаные сапо-ги с мягкой подошвой – к,увд, туго перевязанные у лодыжки сплетенным из шерстяных ниток шнурком кувдбанд. За чалму заткнут красный платочек, имитирующий розу – гул. Таблица выполнена с натуры в к.Рын.
39. Головные уборы таджичек Западного Памира. Наверху слева – праздничная головная повязка молодой женщины, называемая кур поверх накинутого платка три раза обернута вокруг головы узорная плетеная тесемка к,ур вместо которой иногда употребляют вышитую полоску материи- сарбандак. Такая повязка бытовала в Шугнане и Рушане до 30-х годов. Рисунок сделан с натуры в к. Поршнев (Западный Памир, Шугнан). Наверху справа-современный способ повязывания головы платком и прическа пожилой женщины. Рисунок сделан там же. Внизу слева – старинная стеганая шапочка паспакол (в Ишкашиме) или шокулла (в Шугнане). Справа-та же шапочка с повязанным поверх нее платком, в складки которого заложен кусок бумаги. Рисунки сделаны с натуры в к. Рын (Ишкашим).
40. Современные тюбетейки таджиков горных районов. Наверху тюбетейка – токй из к. Бедак (Горный Таджикистан, Каратегин), внизу тюбетейка-токй или пакол изВахана (Западный Памир).

  1. Укороченное нижнее платье-рубашка со стоячим воротом, иногда отделанным плиссированной оборкой.
  2. Современное платье на кокетке.
  3. Платье старинного памирского покроя с разрезами на рукавах.
  4. Платье наиболее распространенного в Таджикистане туникообразного покроя, которым шьются как верхние, так и нижние платья. Отличия обычно заключаются только в покрое ворота.
  5. Платье бухарского покроя, без клиньев в боках, которым шили платья в городах из широких шелковых материй.
  6. Жилетка старинного покроя, бытующая в северных районах Таджикистана.
  7. Жилетка самаркандского покроя.
  1. Платье с отрезным лифом со складками на груди и спине, со стоячим воротником и манжетами и с пришивной юбкой со сборками у пояса. Бытовало на Западном Памире.
  2. Девичье платье.
  3. Женское платье.
  4. Женское платье со сборками подмышками, бытующее сейчас в Ишкашиме (Западный Памир).
  5. Старушечье платье тутча или чуртча, с отрезным, на кокетке, передом, собранным в сборки, и с цельной прямой спинкой, очень недолго бытовавшее в северных районах республики в конце прошлого века.
  1. Наиболее часто встречавшийся ворот с вертикальным разрезом, обшиваемый иногда узкой полоской материи другого цвета или украшаемый вышитой длинной двойной тесьмой.
  2. Ворот с вертикальным разрезом, украшенный фестонами и рюшью. Такие воротники делались у нижних платьев, шившихся из белой хл.-б. материи.
  3. Ворот с вертикальным разрезом и высокой стойкой, украшенный орнаментом, выстроченным на швейной машине нитками другого цвета.
  4. Ворот с вертикальным разрезом и невысокой стойкой, называемый итик,о, бытовавший и бытующий преимущественно в северных районах республики.
  5. Стоячий воротник, отделанный плиссировкой и украшенный орнаментом, выстроченным на швейной машине нитками другого цвета, чем само платье. Такой воротник называется парпарй или к,азок,й.
  6. Стоячий воротник с приполком как спереди, на груди, так и сзади, на спине. Бытовал и бытует преимущественно в северных районах республики и называется итико.
  1. Фаранчи-накидывающийся на голову халат с ложными рукавами, скрепленными на спине (сшита в Ленинабаде в начале XX в.).
  2. То же, бухарского покроя.
  3. Сарандоз или тур – тюлевое покрывало на голову невесты (Самарканд, двадцатые годы XX в.).
    1. Гилем-женский халат из домотканой шерстяной материи. Рукава с поперечными разрезами для продевания рук во время работы.
    2. Калтача или мунисак – старинный халат со сборками подмышками, бытовавший в городах и крупных селениях в середине и конце прошлого – начале XX века (сшит в Бухаре).
    3. То же. См. табл. 24 (сшит в Каратаге – Центральный Таджикистан – в начале XX в.).
    4. Камзул – старинный женский халат для молодых женщин, бытующий преимущественно среди городского населения (сшит в Ленинаба-де в начале XX в.).
    5. Румча – старинный халат для женщин средних лет (сшит в Ленинабаде в начале XX в.).
    1. Цома или чапон-халат наиболее распространенного в Таджикистане покроя – без швов на плечах, с доходящими до рукавов клиньями на боках и со сравнительно узкими рукавами, вшитыми без вырезной проймы.
    2. То же бухарского покроя (более поздний), без доходящих до рукавов клиньев в боку, с широкими длинными рукавами, вшитыми без вырезной проймы.
    3. То же из фабричного сукна, носили зажиточные горожане.
    4. То же покроя румча, шился со швами на плечах и с рукавами, вшитыми в вырезную пройму.
    5. Гилем – халат из домотканого сукна. Зарисован в Шугнане (Западный Памир).
    1. Камзул-мужской камзол, бытовавший и бытующий среди городского населения.
    2. Куртаи кифтак – мужская рубаха старинного покроя. Распространена по всему Таджикистану. Спинка и перед скроены из перегнутого в плечах полотнища, в боках клинья, ворот горизонтальный.
    3. Куртаи яктак – мужская распашная рубаха. Характерна для сельского населения северных районов Таджикистана.
    4. Яктай – рубашка-халат, бытовавшая в горных районах.
    5. Эзор, танбон – мужские шаровары наиболее распространенного в Таджикистане покроя. Таким же покроем шьют и женские, только они делаются уже, клин в шагу делается меньше и вшивается не до конца штанин, а четверти на две выше.
    6. Лозимй, пойч,ома – старинные женские шаровары. (сшиты в Бухаре).
    7. То же современного покроя.
    8. Мужские шаровары старинного покроя.
    9. Танбон-женские шаровары. (Западный Памир, Шугнан).

50. Старинный головной убор. Современный головной убор. (“Современный” – на момент исследования, середина 20 века)

В конце 19 - начале 20 века традиционная одежда таджиков, проживавших в Заравшанском регионе, уже имела конкретную сложившуюся форму: свободный туникообразный силуэт и крой по прямой линии; одежда была свободной, широкой, скрывающей форму человеческого тела. Мужской, женский и детский костюмы были очень близки по форме и крою. При этом особое значение имели декоративные качества используемых в одежде тканей, которые являлись свидетельством богатства и своеобразия народного искусства. Особенно стоит упомянуть о яркости и выразительности колорита и тоне переливающихся цветов таких женских платьев, как «куйляк», «курта»; и халатах «мунисак», «калтача» из кустарных полушелковых тканей «адрас» - нарядных и торжественных, шелковых «шои» и «калагай» - легких и тонких, цветного бархата «бахмал», «хафтранг».
Узоры на бархатных тканях создавались также как и на шелковых, техникой «абрбанди», которая заключалась в резервации отдельных участков основы путем перевязки нитей с последующим окрашиванием.

Мужская национальная одежда.
Мужские халаты таджиков, которые называются «джома», «яктаг», существовали нескольких видов: легкие, на подкладке, теплые, стеганные; в основном их шили из яркой и пестрой ткани, покрой халата не зависел от возраста и был одинаков для всех. Халаты кроили из целого полотнища, его складывали поперек, в результате чего образовывались перед и спинка без шва на плечах. Пройма не имела выреза, к ней пришивались прямые, длинные рукава, сужающиеся книзу, под мышкой вшивалась ластовица, в боках - клинья, на полах халата с обеих сторон были вертикальные разрезы. Края бортов, подола, рукавов и ворота обшивались узкой плетеной тесьмой ручной работы - «зехи дасти», украшались завязками на груди «камарча». Основным материалом для создания повседневных мужских халатов были фабричные ткани сатин и ситец с крупным цветочным узором и сукно синего и сине-зеленого цветов.

В начале 20 века в городах вошли в моду камзолы (камзул), представляющие собой род глухого сюртука, но без разреза сзади. Зимой поверх ватного, стеганого халата, носили крытые фабричным сукном меховые шубы «пустин» и халаты «чакман» из домотканого сукна.

В комплекс мужского костюма входила нательная одежда - туникообразная рубаха, которую в этом регионе называли «куртаи мардона», «кифтаки» или «куйлак» и штаны «эзор» или «иштон». Головным убором мужчин служила чалма - «салла», навернутая на тюбетейку («токи») или шапку «кулох».

Поясами служили кушаки - «фута», сделанные из длинного куска узкой материи. У молодых людей на концах пояса были вышиты квадратные платки «бельбог» или «миёнбанд». Состоятельные мужчины и чиновники носили широкие пояса «камарбанд» из бархата, вышитые золотой нитью или крестом.

Обычной обувью городского населения, как мужчин, так и женщин были мягкие сапожки «махси», которые носили с калошами (кожаные «кауши»). Ичиги из козловой кожи назывались здесь «кайроки» («каменные», т.е. прочные). В сельской местности ассортимент обуви был более разнообразным, кроме легких сапожек, носили еще сапоги на высоком каблуке, зимой в горных районах надевали «кафши чубин» - деревянные башмаки на трех ножках.

Традиционная женская одежда.
Традиционный женский костюм некогда состоял из длинной, доходившей до щиколотки, рубашки-платья «курта» туникообразного покроя; его боковины и рукава слегка раскашивались, а квадратные ластовицы «кульфак» или «хиштак» (кирпичик) создавались из материи другого цвета, что имело магическое значение (обеспечивало плодовитость).

Девичьи платья имели горизонтальный разрез ворота «китфаки» («плечо») с легкой выемкой под горлом и завязками у концов разреза. После замужества невеста начинала носить женские платья с вертикальным вырезом ворота «пешкушо» или «пешяла». Нередко грудной разрез украшался планкой, вышитой тесьмой или «пешкуртой». На платье «пешяла» по обеим сторонам вертикального разреза ворота делали густые сборы «чим» (до начало 90-х годов 19 века). Стоячий воротничок обычно был на белых платьях, которые, при выходе на люди, выступали в качестве нижнего белья. Поверх него надевали несколько ярких шелковых или адрасовых платьев. Эти платья имели вертикальный, немного вынутый разрез, чтобы был виден лишь нарядный плиссированный воротник нижнего белого платья.
Рукава женских платьев туникообразного покроя были широкие, ровные по всей длине.

Второй основной частью женского костюма являются глухие шаровары «эзор», «пойджома», «лозими», стягивающиеся на талии поясом из тесьмы - «гашником». Они шились в основном из двух видов ткани, нижняя их часть была из дорогого материала, верхняя - из более простой, дешевой ткани. Внизу шаровары обшивались тесьмой «зех» или «кокма» (плетеной или вышитой).
Позднее появились платья с отрезной кокеткой, которые заняли прочное место в таджикском женском гардеробе, в настоящее время они являются основной формой женских платьев.

Головной убор женщин имел три составляющие: «салля» (чалма), шапочка «кулута пушак» или «кулюта», надеваемая под чалму и «лачак» - прямоугольный кусок ткани, свешивающийся под подбородком и прикрывающий шею и грудь. Кроме того, существовал особо вышитый платок невесты «сарандоз» (накидка на голову), украшенный вышивкой. В начале 20 века его заменило покрывало из гардинного тюля - «тур», который накидывали на голову невесты, концы этого платка были украшены вышивкой, исполненной на тамбурной машинке.

Кроме платьев в комплекс старинного традиционного женского костюма этого региона (помимо стеганого халата) входили еще два вида верхней туникообразной одежды - «мунисак» или «калтача» и паранджа. Мунисак, а потом калтача, отличались от обычных халатов в покрое: отсутствовал пришивной воротник, на груди ворот был несколько вынут, имелась узкая спинка «нимча» (прутик), передние и боковые клинья слегка были раскошены внизу, под мышками собирались в один пучок складок - «чуча», по краям халат обшивался тесьмой ручного плетения «зех» и имел яркие, нарядные подполки «фаровез», на боках имелись небольшие разрезы. Мунисаки пожилых женщин не имели ни подкладки, ни тесьмы, а подшивались узкой косой полоской другой ткани (вторая половина 19 века).

В начале 20 века вместо описанных выше двух видов верхней одежды в равнинных городах и селениях вошли в моду немного прилегающие в талии халаты с короткими и узкими рукавами с вырезной проймой, с отложным воротником и карманами на боках, называемые «камзул».

При выходе на улицу горожанки на голову поверх головного убора накидывали паранджу - большой широкий халат с откинутыми на спину длинными ложными рукавами, скрепленными внизу друг с другом, которые назывались здесь «думи фаранджи» (хвост паранджи). Лицо женщины закрывали плотной сеткой прямоугольной формы «чашмбанд», выполненной из черного конского волоса, обшитой со всех сторон полосой черной материи и иногда украшенной тамбурной вышивкой или мелкими голубыми бусинками.

Паранджу носили большей частью в городе, где ее изготавливали и продавали на рынках. В сельских местностях ее покупали состоятельные семьи для приданного невесты. В основном же, здесь носили халат-накидку «джелак», сделанную из местной кустарной маты с узкими полосами, из белой бязи, или из красного сатина с вышивкой.

Фаранджи.
Паранджа, фаранджи (от арабского «фараджийя» - верхняя свободная одежда) - так в прошлом называлась халатообразная накидка для женщин, которые надевали ее в городе. Она имеет длинные ложные рукава, скрепленные концами на спине. Паранджу накидывают на голову, в результате чего она целиком скрывает фигуру женщины. У таджиков еще сравнительно недавно женщины спереди надевали закрывающую лицо черную волосяную сетку, так называемый «чачван» (от персидского «чашмбанд» - повязка для глаз).
Мусульманская религия, которая требует максимального сокрытия лица и фигуры женщины, всегда поддерживала и поддерживает обычай ношения паранджи.

Необходимо отметить, что женское покрывало типа фаранджи изначально было атрибутом наряда невесты, для которой замужество означало первый выход за пределы родительского дома. Интересно, что в живой лексике таджиков существует выражение «духтари хона» (т.е. «девушка дома» или «домашняя девушка»); с некоторыми оговорками оно соответствует русскому «девушка на выданье». Смысл выражения «духтари хона» заключается в том, что раньше до замужества ей запрещалось без острой необходимости выходить из дома, а в дом будущего мужа, как и в наше время, она отправлялась в покрывале с занавеской перед глазами. Отсюда следует вывод, что фаранджи являлся составляющей выходного женского костюма, выполняя первоначально функцию свадебного наряда невесты.

Говоря о рационалистическом смысле ношения женщинами покрывала, следует отметить, что на протяжении веков оно воплощало собой женскую скромность, чистоту, добродетель, целомудрие и супружескую верность.

Прослеживая практические функции фаранджи, нужно сказать о характерной для него подкладке. Она всегда являлась показателем приспособленности этой одежды к климатическим условиям Средней Азии. Благодаря подкладке фаранджи защищало не только от холода в зимнее время, но также от воздействия ветра на разогретое тело матери с ребенком на руках в летнее время. Таким образом, элементы интересующего нас покрывала были обусловлены природно-климатическими условиями региона. Фаранджи, в отличие от закрытых женских накидок, например в Афганистане, не натягивалось через голову, а благодаря своей халатообразной форме набрасывалось на нее. Такой способ его ношения был удобен для кормящей матери, когда она выходила из дома с ребенком на руках. Сетка «чашмбанд», спускающаяся с головы на грудь, позволяла женщине кормить младенца, не обнажая грудь при возможных посторонних.

Представление о женщине как существе, нуждающемся в защите, относилось в особенности к беременной женщине. Общество заботилось о ней, предписывая ей ношение фаранджи как охранительной меры от воображаемых темных сил. Таджики верили, что воздействие, которые эти силы оказывают на беременную женщину, наносят вред и плоду.

Поверья и представления, связанные с необходимостью ношения фаранджи, помогают раскрыть его определенные символические функции. Конечно, многие из этих поверий ныне утрачены, поэтому в настоящее время исследователям приходится выявлять их путем анализа сохранившихся образов. Как уже говорилось, в Средней Азии такое покрывало носили главным образом в городах. В сельских районах среди жизни преимущественно «своих» в нем большой нужды не было. Город же, наоборот, представлял собой мир «чужих». Поэтому при выходе на улицу, в соответствии с древним обычаем, женщины надевали накидку, скрывающую их фигуру, которая, таким образом, позволяла сохранить им неузнаваемость.

Джурабы.
У народов Кавказа, Передней и Средней Азии джурабы (также джорабы или джороп) представляли собой толстые вязаные носки.

Джурабы изготавливают из бараньей шерсти, которую обрабатывают специальным способом, а затем окрашивают. Вяжут джурабы одним крючком. По окончании работы они становятся легкими по весу, но вместе с тем очень теплыми. Вязание толстых шерстяных чулок широко распространено на Памире. Нигде, как там, не вяжут такие яркие и красивые джурабы. Умело сочетая красный, желтый, зеленый, коричневый, черный и белый тона, каждая женщина внедряет в традиционный рисунок новые мотивы. Часто встречаемыми мотивами орнамента являются грудь сокола, скорпион, трехступенчатые пирамиды и другие.

Несмотря на то, что известная часть таджиков, особенно в городах и рабочих поселках, теперь носит общераспространенные городское платье и обувь, национальный таджик­ский костюм продолжает бытовать, главным образом среди сельского женского населения. В наибольшей степени он сохранился в отдален­ных горных районах.

Женский костюм в горных районах (Каратегин и Дарваз) состоит из платья-рубахи-курта, шаровар - эзор или пойцома, стеганого халата - цома, головного платка- румол (нумол), соба, дока. За последние годы в районных центрах стали носить также камзул - верхнюю одежду в виде узкого в талии пальто, заимствованную у жителей равнинных районов. Рубахи шьют обычно из бумажных и шелковых фабричных тканей, одно­тонной белой, цветной, или из набивных ситца и сатина с ярким орнамен­том; местами встречаются еще курта из кустарных бумажных и шелковых тканей. Туникообразного покроя курта служит одновременно и нательной и верхней одеждой; шьют ее из одного куска ткани, сложенного пополам на плечах; в бока вставляют скошенные клинья, рукава делают длинными и прямыми по всей длине и пришивают к основному полотнищу.

Больше всего рубахи отличаются одна от другой покроем ворота, с которым свя­зано и название их: рубахи с клинообразным глубоким вырезом на груди- пешчокак, со стоячим воротником с плиссированной сборкой - парпари, со стоячим воротником без сборки - ЦазоЦй, платье с отрезной кокеткой и отложным воротником - узбакй; раньше девичью рубаху в отличие от женской шили не с вертикальным разрезом спереди, а горизонтальным на плече, теперь это различие уже исчезло. Рубахи для девушек и молодых женщин украшались вышивкой вдоль воротника, на концах рукавов, на подоле.

Женские шаровары обычно широкого покроя и доходят до щиколотки, низ штанин подгибают и подшивают; иногда его обшивают узорной тесь­мой - гиероза; шаровары нередко шьют из ткани двух сортов; верхнюю часть - лифа делают из кустарной хлопчатобумажной ткани - карбос, верх подгибают и подшивают, пропуская тесемку. Нижнюю часть (шта­нины и клинья в шагу) делают из цветного ситца, сатина, шелка, полу­шелковой материи бекасаб или адраса.

Женский халат почти не отличается по покрою от мужского. В ста­рое время женщины в горных районах халатов вообще не носили, счита­лось, что женщина не нуждается в верхней одежде.

Головные платки делают из белой кисеи, носят также фабричные бе­лые вязаные платки, шелковые или полушерстяные; платок обычно боль­шого размера (до 2 м по каждой стороне), его складывают по диагонали и набрасывают на голову концами за спину; молодые женщины часто по­вязывают платок, закрывая лоб и завязывая концы на затылке. В послед­нее время женщины стали носить тюбетейки - тоци, что раньше не было в обычае. Женщины расчесывают волосы на прямой пробор, затем пле­тут тоненькие косички впереди - печа, оплетая лоб, а также с боков, над ушами - торак; основные две косы, плетущиеся за ушами, назы­вают гусй\ к ним приплетают косички торак. К собственным косам обычно приплетаются искусственные из простых или шерстяных ниток черного цвета - чура, кокул, заканчивающиеся кистями из разноцветных ни­ток и бисера.

Обувь теперь носят главным образом фабричную, в основном туфли или резиновые галоши в острыми носками. Иногда еще носят маусй - мягкую обувь с высокими голенищами, надеваемую с галошами, которая в свое время была заимствована у татар. Иногда встречается еще старинная местная дере­вянная обувь кауги на трех шипах. В теплое время года обувь надевают на босую но­гу, а в холодное-на шерстя­ные орнаментированные чул­ки ууроб; такие чулки мест­ные женщины вяжут из раз­ноцветных шерстяных ниток.

Постоянным украшением для женщин служат бисер­ные повязки на шею - гулу- бандакж ожерелье - муура, которые делают из монет и коралловых бус. Употреб­ляют также браслеты - ме­таллические и из бус, неко­торым бусинам придают ма­гическое значение; носят так­же кольца, иногда с глазком из цветного стекла.

Мужской костюм состоит из рубахи, шаровар, халата, поясного платка и тюбетей­ки. Рубахи и штаны сейчас шьют из светлых фабричных тканей. Мужская рубаха - куртаи китфак имеет тот же покрой, что и женская курта, только делают ее короче, с несколько более узкими короткими рукавами, иногда немного скошенными, с полукруглым вырезом на шее и го­ризонтальным разрезом вдоль одного из плеч (встречаются рубахи и с вертикальным вырезом по левой стороне груди). Широкое распростра­нение получил другой тип рубахи - куртаи яктагй, заимствованный, возможно у населения Ферганской долины. Штаны - эзор делают, как и женские, на вздержке, широкими сверху и суживающимися книзу, но более короткими, чем женские. Рубаху носят навыпуск, поверх штанов и подпоясывают сложенным по диагонали большим платком - лощ или вышитым по краям чорсу (буквально - четыре стороны). Поверх рубахи и штанов надевают халат. Летний халат без подкладки раньше делали из особой кустарной хлопчатобумажной ткани - сатращй (по своей фак­туре напоминавшей вафельное полотенце), а теперь - из фабричной тка­ни, которая называется яктагй. Зимой носят стеганые на вате халаты из цветных фабричных тканей, на подкладке. Однако наиболее характер­ной верхней мужской одеждой для горных районов в холодное время яв­ляются широкие шаровары - гиораеза и широкий же запахивающийся халат с очень длинными рукавами - чакман; то и другое шьют из кустар­ной узкой шерстяной ткани - раеза, весьма плотной и добротной выдел­ки; ворот чакмана украшают орнаментом из цветных шерстяных ниток; чакманы и шорагза имеют естественный цвет шерсти - белый, черный или коричневый. Шорагза и чакман надевают обычно в стужу или в дальнюю дорогу, при этом в шорагза заправляют и надетый под чакманом халат. Зи­мой обычно поясной платок надевают поверх стеганого халата или чакмана.

Головным убором мужчин всех возрастов служит тюбе­тейка. Типичной для горных районов является конусообраз­ная тюбетейка с круглым око­лышем; такая тюбетейка прост­рачивается, а в расходящиеся от ее вершины стежки, между верхом тюбетейки и подклад­кой, вставляется для прочности свернутая в тугой валик вата- пилта; по околышу строчка идет вокруг горизонтальными рядами. Тюбетейки в большин­стве случаев вышивают расти­тельным или геометрическим орнаментом; околыш обшивают орнаментированной тесьмой шероза, зй, вышитой тамбурным швом. За последние годы в гор­ные районы проникла тюбетейка чустй (см. ниже). Чалму, распространенную в других рай­онах, в горах почти не носят.

В холодную погоду голову об­матывают поверх тюбетейки шерстяным платком или же на­девают меховые шапки. Мужчи­ны, как правило, бреют голову, Таджик в национальной одежде. Северный оставляя усы; бороду отращивают уже в более старшем воз­расте.

Горные таджики носят цветные шерстяные чулки джураб. Икры ног, особенно в дальнюю дорогу, крепко бинтуют широкой тесьмой - пой- тоба, что по существующему представлению придает ноге крепость при ходьбе. Башмаки из сыромятной кожи - чоруЦ, или же мукки, из более тщательно выделанной кожи, шьют из двух половин, со швом посередине, на мягкой подошве; местами еще употребляют деревянные башмаки - кауш.

У равнинных таджиков северных районов (Ленинабадский и смежные с ним районы) уже совершенно не употребляется частично еще бытующая в горах кустарная ткань (за исключением некоторых видов шелковых тканей, изготовляемых ткацкими мастерскими). Женская одежда у таджи­ков северных районов также состоит из рубахи курта и штанов эзор. На­чиная с детского возраста и лет до 40-45 женщины сейчас носят рубахи камзулбуриш (рубахи покроя камзола). Это длинная рубаха, доходящая до щиколоток, с отрезной кокеткой, швами на плечах и длинными вшив­ными прямыми рукавами; стан рубахи кроят прямым и собирают у кокет­ки в сборки или складки, спереди кокетку разрезают по вертикали и края разреза подшивают, воротник делают отложной. Пожилые женщины носят рубахи туникообразного покроя, по фасону напоминающие рубахи горных таджичек, но со стоячим воротником, застегивающимся спереди, эти рубахи называют иттико. Рубахи делают ситцевые или шелковые, из тканей с рисунком, более яркие для девушек и молодых женщин, более темные для женщин постарше, для старух светлые или белые. Штаны де­лают широкими вверху, узкими и отороченными расшитой шелковой тесьмой (цияк) внизу.В качестве верхней одежды как домашней, так и выходной употре­бляется короткий жакет - касту м; его носят все, исключая маленьких девочек и очень старых женщин. Молодые девушки и девочки носят корот­кий жилет. Наряду с жакетами женщины носят также халаты - чапон. Халаты делают всегда на вате (летние на тонкой ватной стежке). Эти халаты имеют вид прилегающего в талии пальто с отложным воротником и широкими лацканами, с хлястиком на талии. Верхнюю одежду шьют главным образом из плюша, вельвета, бархата.

Голову покрывают платком - царе, теперь главным образом шелко­вым, цветным, более светлым и ярким - молодые женщины и более тем­ным - пожилые. Существует много способов повязывания платка; чаще всего платок складывают по диагонали и, накидывая на голову, повя­зывают простым узлом на затылке, оставляя открытыми уши; иногда, на­пример во время работы, платок, перекрещивая концы на затылке, за­вязывают узлом спереди; зимой поверх обычного платка надевают шер­стяной или пуховый. Сейчас все шире входит в быт в качестве летнего женского головного убора тюбетейка; ее носят в основном девушки и мо­лодые женщины, часто и без платка, укладывая иногда вокруг нее косы. Тюбетейка как женский головной убор появилась лишь после револю­ции, так же как и в горных районах; до революции тюбетейку под платком носили лишь женщины долины нижнего Зеравшана (таджики Самарканда и Бухары). Девочки, а также девушки и молодые женщины волосы за­плетают во множество косичек как спереди, так и сзади; с возрастом жен­щины перестают заплетать волосы спереди. В последнее время многие женщины стали укладывать косы вокруг головы, что вызвано удобством такой прически во время работы.

Украшений сейчас носят мало, из них наиболее распространены серьги.

Махси с галошами теперь носят обычно пожилые женщины, а осталь­ные надевают их только в холодную и грязную погоду; в основном же женщины перешли к фабричной обуви - открытым туфлям или полуботин­кам, которые вне дома носят с чулками.

Мужской костюм состоит из рубахи навыпуск, обычно белой, запра­вленных в сапоги штанов, пояса и тюбетейки; в холодное время носят халаты.

Мальчики и молодые мужчины носят рубахи прямого русского покроя с высоким воротником. Мужчины постарше носят типичную для Ферган­ской долины рубаху куртаи яхтак. Она имеет туникообразный покрой, ско­шенные, расширяющиеся книзу бока и суживающиеся книзу рукава; спереди делается глубокий вырез, пришивной, стоящий сзади воротник сходит спереди на нет. Рубаха эта ведет свое происхождение от нательного халата яктаги, носившегося еще в XIX в. Штаны местного покроя, ши­рокие, вверху на вздержке, постепенно выходят из употребления, их но­сят теперь лишь пожилые люди. Рубаху носят поверх штанов, подпоя­сывая поясом-платком каре из шелковой или бумажной ткани, вышитым по четырем сторонам; концы платка завязываются узлом на талии или бедрах, слегка на бок. В некоторых местах принято повязывать сразу два платка, один из них служит своеобразным карманом (в него заворачивают хлеб и различные мелочи, к нему подвешивают ножик в ножнах). Халаты, так же как и женские, делают на вате; они имеют туникообразный пок­рой; шьют их главным образом из сатина или из полушелковых тканей, вырабатываемых местными предприятиями.

Из тюбетеек, которые носят, буквально, все, от детей до стариков, наи­более распространена тюбетейка чусти (буквально «чустская» - обычно черная, квадратная, с вышитыми белыми нитками четырьмя изобра­жениями «огурца» или «перца»). В холодное время года мужчины, как и в горных районах, поверх тюбетейки повязывают головные платки или же надевают меховую шапку. Голову раньше обычно брили, теперь во­лосы чаще стригут, молодежь нередко оставляет длинные волосы. Теперь большинство молодых муж­чин бреет также бороду и усы или же оставляет усы. Боро­ду носят только пожилые люди.

Обувь носят фабричную - высокие сапоги, летом иног­да парусиновые туфли и бо­тинки.

Как видно из изложенно­го выше, в национальном ко­стюме таджиков имеются различия, наиболее сущест­венные в одежде горных и равнинных таджиков. Но не­которые различия можно на­блюдать и по отдельным райо­нам. Так, ферганским таджи­кам свойствен более корот­кий, облегающий фигуру ха­лат, с узкими и сравнительно короткими рукавами, в то время как таджики других мест, в частности Гиссара и Зеравшанской долины, носят более просторные халаты с широкими рукавами; халаты ферганских таджиков шьются из ткани темных тонов - черной, синей или зеленой, халаты гиссар дев, Самарканд- Молодой колхозник в праздничной одежде, цев и кулябцев - более ярких цветов, а излюбленная расцветка у бухарцев - полосатая, розовая с черным. Варьируют по отдельным районам также и типы тюбетеек и их орнамент (своеоб­разны тюбетейки Исфары, Канибадама, Ленинабада и некоторых других мест), а также женские прически и манера заплетать волосы.

Однако таджикский костюм даже в прежнее время , при значительной изолированности отдельных районов, в частности горных, не оставался неизменным. Выше было сказано о проникновении в горные районы таких элементов одежды, как махси, перенятых с равнины, где они в свою оче­редь были заимствованы от татар, или как рубаха типа яхтак. Вновь про­никавшие в тот или другой район элементы костюма, новые моды, есте­ственно, воспринимались молодым, менее консервативным поколением, в то время как старшее поколение продолжало держаться старины.

Вполне естественно, что с ликвидацией после революции былой изо­лированности и в связи с распространением одежды фабричного произ­водства, использующего национальные мотивы, проникновение отдель­ных элементов национальной одежды из одного района в другой стало еще более широким; ярким примером этого является распространение почти повсеместно среди таджиков и узбеков тюбетейки чусти.

Наряду с национальным костюмом с каждым годом все более входит в быт общераспространенное городское платье и обувь. В результате это­го в настоящее время костюм таджика и таджички, особенно в городах и промышленных районах (у рабочих, служащих, интеллигенции), в рай­онных центрах, является уже целиком городским или же смешанным, в котором национальные принадлежности одежды сочетаются с городскими.

Характерно, что быстрее всего исчезают различные виды местной обу­ви; у мужчин их заменяют сапоги и ботинки с галошами, у женщин - туфли (чаще на низком каблуке), надеваемые поверх чулок и носков. Это “объясняется гораздо большим удобством и прочностью фабричной обуви. Наиболее стойко сохраняются национальные головные уборы - тюбетейки (которые, как уже говорилось, не только не исчезают, но вош­ли в обиход и у женщин), а также яркие и красочные головные платки, ко­торые теперь выпускают с учетом национальных вкусов народов Средней Азии, в том числе и таджиков.

Пиджак и брюки получают все более широкое распространение; они сочетаются часто с такими принадлежностями национального костюма, как поясной платок и тюбетейка, а также нередко и халатом в качестве верхней одежды. После войны привились гимнастерки и брюки военного покроя, которые не стесняют движения и удобны. Интеллигенция как в городах, так и в районных центрах в теплое время носит белые костю­мы - белый китель и брюки навыпуск. Женщины, хотя и сохраняют в основном в своей одежде местный национальный покрой, для платьев и верхней одежды употребляют фабричные ткани, обычно сообразно с на­циональным вкусом яркие и богато орнаментированные.

Мужское белье, верхнюю одежду местных фасонов и женскую одежду шьют дома. Сейчас во многих домах имеются швейные машины. Мужские костюмы шьют в государственных пошивочных мастерских. Многие при­надлежности одежды покупают готовыми в магазине, особенно верхнюю одежду и костюмы. Постепенно входит в обиход и готовое покупное белье, в частности майки и трусы, рубахи, а также чулки и носки.

Таким образом из принадлежностей национального костюма сохра­няются в основном такие, которые наиболее красочны, нарядны и в то же время удобны: тюбетейки, женские головные платки, женские платья, поясные платки и характерный для народов Средней Азии халат.

Loading...Loading...