Психоанализ символического значения одежды. Как одежда влияет на жизнь человека Загляни в мир фантазии и творчества

«По одёжке встречают, по уму провожают» – в этом выражении очень тонко подмечена роль, которую играет одежда в социальной презентации человека. Одежда выступает как средство общения, как инструмент воздействия на поведение и отношение к её обладателю других людей.

В нашей жизни с её стремительным темпом и кратковременными встречами бывают ситуации, когда нам просто некогда проявить свой ум, поэтому максимально благоприятное впечатление мы можем произвести с помощью одежды. При создании имиджа наибольшую роль играет умение носить одежду и правильно подавать все компоненты костюма.

В костюмологии (науке об одежде) существуют широкое и узкое понятия слова «костюм»; в узком смысле – это вид мужской или женской одежды. Например, мужской костюм – это пиджак и брюки, женский костюм – это жакет и юбка. В широком смысле: «Костюм – это образно решенный ансамбль, в центре внимания которого – человек; ансамбль объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары (от франц. accessuar – дополнения к костюму: головной убор, шарф, платок, галстук, перчатки, сумка, кошелек, пояс, зонт, чулки и т.п.) и несет определенную утилитарно-эстетическую функцию» (Шармон Ф.М. Композиция костюма. М.: Легпромбытиздат, 1985. С. 8).

В прикладной костюмологии изучаются проблемы, непосредственно связанные с созданием имиджа, одежда рассматривается не только с утилитарных позиций, но и с позиции самопрезентации личности и её восприятия в процессе общения с другими людьми.

Не случайно среди специалистов стало популярным выражение: «Костюм – это Я-концепция, которую носят на себе». С помощью одежды можно достичь психологической самокоррекции. Одежда способна не только влиять на самочувствие и настроение, но и изменять манеры и даже характер своего носителя.

Мы не согласны с выражением «нет некрасивых женщин – есть женщины ленивые» нам ближе высказывание, приведенное сестрами Зориными в книге «Презентация внешности» (М.: Гном-пресс, 1998): «Нет некрасивых и непривлекательных женщин – есть женщины неумело одетые». Можно добавить: «и не умеющие носить одежду». Последнее качество начинается с умения выбрать одежду, а выбор связан с той ситуацией, для которой одежда предназначена: исполнением обязанностей, временем суток, возрастом, фигурой, настроением носителя.

Считается, что при выборе одежды должна быть видна сама женщина, и лишь затем – её «оформление», т.е. как она одета. Многие женщины находят неуместным комплимент: «Какое красивое на вас платье!» Им было бы гораздо приятнее услышать: «Как вы красивы в этом платье» или «Как вам к лицу этот костюм». Женщину сравнивают с бриллиантом, который нуждается в оформлении. Таким «оформлением», не затмевающим сверкания драгоценного камня, служат правильно подобранные одежда и аксессуары.

Женская элегантность подчиняется возрасту, фигуре и обстоятельствам. Соответствовать обстоятельствам – это значит, как говорили раньше, «быть ко двору». В XIX веке женщина должна была иметь много платьев, чтобы несколько раз переодеваться в течение дня: пеньюар для утреннего завтрака, платье для визитов, для приема гостей дома, для прогулок, для верховой езды, для театра, для бала, траурное платье…

Вовлечение женщин в производство и процесс эмансипации покончили в начале XX века с многочисленными переодеваниями в течение дня. Габриэль Шанель разработала стиль, благодаря которому женщина была со вкусом и элегантно одета в течение всего дня, не прибегая к частым и разорительным сменам гардероба. Стилю Шанель могли следовать не только самые молодые – она позволяла женщинам забыть об их возрасте. Выйдя утром на работу в костюме стиля «Шанель», его обладательница может посетить ресторан в обеденное время и выглядеть весьма элегантной вечером, добавив бижутерию или заменив аксессуары. У современной женщины зачастую не бывает времени, чтобы перед посещением театра заехать домой и переодеться, поэтому актуальной становится тема «с работы – в театр», «с работы – в гости», где предлагаются модели (платья, костюмы), которые после небольшой трансформации (добавление съёмных деталей, аксессуаров, бижутерии) превращаются если не в «большие вечерние туалеты», то, по крайней мере, в достаточно элегантные вещи. О таких моделях говорят: «И в пир, и в мир».

При выборе одежды многие начинают с журналов мод, забывая подчас об особенностях собственной фигуры. Мы бы посоветовали начать с зеркала: именно оно должно подсказать, на каком разделе журнала мод (модели для полных, гардероб для женщин невысокого роста и т.д.) следует остановить внимание. Ведь у большинства женщин фигуры отличаются от фигур манекенщиц или фотомоделей.

По данным антропологов, российские женщины лидируют среди женщин Европы по средним объемам талии и бёдер, а 40% жительниц Москвы и Московской области после 40 лет переходят в разряд полных.

Как часто, любуясь понравившимся нам фасоном из журнала мод и представляя эту модель на себе, мы поневоле забываем о недостатках собственной фигуры, которые этот фасон не способен скрыть, а лишь подчеркнёт. Чтобы избежать подобного, необходимо отчётливо осознавать, для какой обстановки предназначена эта вещь, и не забывать об особенностях собственной фигуры и цветового образа, ибо, как известно, одежда может как подчёркивать, так и сглаживать наши недостатки.

Неудачно подобранная одежда (искажённые пропорции или силуэт, неверная цветовая гамма и т.п.), противоречащая вашему типу внешности, почти всегда вызывает комплекс неполноценности, не говоря уже о дискомфорте. Идеально одетый человек – это человек без комплексов.

Итак, не поленитесь лишний раз встать перед большим зеркалом (лучше при дневном освещении) и постарайтесь посмотреть на себя со стороны без всяких придирок и излишней самовлюблённости. Поскольку некрасивых женщин не бывает, каждая наделена своим шармом, важно найти эту «изюминку» и научиться подавать себя с наилучшей стороны.

Инна Криксунова в книге «Создай свой имидж» (Спб.: Лань, 1997) предлагает оценить себя, все части тела по пятибалльной системе, выделив как «козыри» вашей внешности, так и проблемные зоны. Не обязательно сводить в специальную таблицу недостатки и достоинства своей фигуры, как предлагает этот автор, но всегда следует руководствоваться знанием особенностей своей внешности. При выборе одежды большое значение имеют так называемые зрительные иллюзии в костюме. Чтобы понять это, достаточно представить одну и ту же женщину, одетую в пушистую кофту из белого мохера или в полуприлегающее чёрное платье.

В технологии имиджирования большое значение имеет выбор цвета. В костюме важен цвет не только одежды, но и головного убора, обуви, аксессуаров. При работе над имиджем нельзя рассматривать цвет в отрыве от облика человека, функций костюма, его пропорций, масштаба, линий, формы, фактуры, материала, а в некоторых случаях и цвета окружающей среды (например, при выступлении на телевидении).

В последнее время издано много литературы, исследующей проблему цвета в создании имиджа. Получила популярность теория, согласно которой мужчин и женщин разделяют на группы по их цветовым предпочтениям: «светлый тип», «тёплый тип», «холодный тип», а также «зима», «весна», «лето» и «осень».

При формировании имиджа и подборе одежды важно учитывать, где мы проводим время: идём ли мы на работу или на прогулку, в театр или в гости, занимаемся спортом или работаем на дачном участке. Казалось бы, банальная тема, столько уже написано об этом, и всё же… Вот по телевизору показывают депутатов Госдумы, перепутавших, очевидно, зал заседаний с теннисным кортом и явившихся в одежде для week-end"a, вот студентка на утренних занятиях, одетая как на дискотеку, или по-спортивному одетые абитуриенты на вступительных экзаменах… Конечно, сейчас много говорят о демократичности моды и универсальности одежды, но одежда для дела и для потехи – совсем не одно и то же.

Утраченные знания. Дохристианский и христианский подход.

Сегодня можно найти такое представление о развитии человечества, которое говорит не о прогрессе человека, его интеллекта, объёма усвоенных знаний, здоровье физическом и психологическом, а о... регрессе. То есть, некоторые наблюдатели считают, что каждое следующее поколение является не улучшением человеческой "породы", а ухудшением её. С этим связано также и представление о тех знаниях, которые человечеством были с течением времени утрачены. Примитивизация человеческого интеллекта, по крайней мере, в общей массе, налицо. Утрата знаний коснулась и такого атрибута, как одежда. Сегодня для выбора одежды у нас один критерий - её величество мода. Но правильно ли это? Заглянем вглубь веков.
Наши далёкие, ещё дохристианские, предки хорошо знали, какую одежду следует носить. Покрой, наличие вышитых или нашитых орнаментов, их расположение, имели глубокий обережный смысл. Человек слаб перед всемогуществом Бога и силами созданного Им мира. Ещё не понимая источника жизни - единого Бога, люди в древности поклонялись силам природы, что никак не противоречит христианскому мировоззрению с единственной оговоркой, что поклонение было направлено на творения, а не Творца. Это поклонение носило двоякий характер: а) умилостивления злых духов, которых люди принимали за богов; б) защита от них.
Особенно много обрядов и обычаев связано с рубахой. Именно рубаха являлась самым сильным оберегом. Неспроста первой пелёнкой для младенца была рубаха отца. Считалось, что снятая с отца рубаха — самый мощный оберег для ребёнка, защищала его от болезней, передавала преемственность рода и даровала любовь отца. Для девочки позднее пелёнки и рубашки шились («рубились») из рубахи матери.
Этот обряд стоит того, чтобы присмотреться к нему повнимательней и сегодня. Связываю я это с тем, что стремление уберечь новорождённого ребёнка, мы несём его скорее крестить. И современные священники крестят. На самом деле в старину крещение производилось только тогда, когда подросший ребёнок был в состоянии самостоятельно осознать и сердечно желать своё посвящение Богу, Его крестному пути к Спасению. Поэтому в древности крестили детей лет 6-7 от роду, когда они могли своими устами осознанно произнести молитву отречения от злых сил. В обряде обёртывания новорождённого ребёнка в отцову рубаху нет, на самом деле, никакого язычества, а только признание передачи родовых (генетических) признаков от родителей (отца) к ребёнку, так сказать, энергетическим путём. Тем более, если родители - крещёные убеждённые христиане, православные, то сила нашего главного оберега - креста - переходит «энергетическим» образом через рубашку родителя и на ребёнка.
Здесь хочу отметить, что все эти «манипуляции», ничего общего с каноническими религиозными правилами не имеющие, составляют, тем не менее, основу обрядового поведения человека, в том числе и в «эпоху православия». Это бытовое, поведенческое выражение верований в Высшую, Божественную силу. Существуют же кроме храмовых песнопений и этнические, народные песни с «божественным» содержанием. Никакого суеверия или язычества в этом нет, если есть вера в Единого Бога и Святую Троицу.
Ещё один важный элемент одежды - пояс. Во все времена и во всех почти народах пояс тоже имел сакральное значение. Он, украшенный символическими знаками силы (в том числе, и древним образом креста), передавал эту силу своему хозяину или хозяйке. Он удерживал от разслабления, в духовном смысле - от разнузданных мыслей и поведения: почему и сохранилось понятие «разпоясаться» в смысле хулиганить, вести себя грубо, вызывающе, чрезмерно нагло. Поэтому при рождении ребёнок получал свою самую первую собственную вещь - пояс, как символ будущего достойного, разумного, сдержанного поведения и ограды от тех сил, которые провоцируют на плохое. Пояс надевался сразу после обрезания пуповины, прямо под пелёнки.
Вышивке и украшению рубах придавалось особое значение. Вышивка на рубахе — это язык мудрости наших предков, через которой внешние силы как бы передают человеку связь с космосом, мужество, духовный стержень, а также поддержку в совершенствовании определённых качеств, что зависит от выбора обережного символа.
Наши предки уделяли внимание не только вышивке символов, но и их расположению на рубахе, традиционным было размещение их по кругу — ворот, пояс, рукава, подол. Это также было неспроста, так как на местах расположения обережных символов у человека находятся животворящие центры, которым нужна защита и гармонизация, и через которые человек получает жизненную силу, энергию и благословение внешних сил.
Украшение покровов символами прослеживается и в христианских традициях. Взглянем на шитые пелены, иконы, воздухи, священнические одеяния. Они усеяны священными символами: ангелами, херувимами, крестами, голгофами и т. п.
Вышивка именно крестом даже в дохристианской Руси была призвана служить оберегом, так как крест всегда считался защитником от нечистой силы, от дурного глаза и других напастей. В вышивках использовали образы животных, птиц и растений. По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Широкой каймой разшивалась также область груди, пищевода, сердца («живы» или «живота»).
То же можно сказать и о покрое. Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Нигде и никогда в истории вы не встретите в обычаях кроя одежды неровных, «рваных» подолов, выемок или напусков. Это всегда ровные, параллельные земле, богато орнаментированные края одежды.
Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.
Легко догадаться, что ворот был особенно «символически важной» деталью одежды - ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей - конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, - золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды - «ожерелье» (то, что носят вокруг «жерла» - горла) или «оплечье».
А юбка или длинная рубаха для женщины имела главной идеей кроя - максимально обеспечить беспрепятственное прохождение земных и космических энергий вдоль всего тела. Я здесь не вижу никаких противоречий с поздней христианской народной трактовкой символического значения юбок, сарафанов и женских рубах, потому что во все времена роль женщины была и остаётся - продолжать человеческий род.
Сегодня уровень развития физики указывает на те «энергии», которые нами в примитивном понимании христианства (в качестве его противопоставления дохристианскому, якобы «дикому» периоду истории) не принимались в расчёт, отбрасывались и даже осуждались. А не атавизм ли это: вульгарно-материалистическое понимание мироздания, оставшееся нам с коммунистических времён?..
Давайте рассмотрим роль одежды в жизни человека, кратко касаясь некоторых моментов понимания сакральности в одежде христианского периода.
О вышивке, к сожалению, и других символических украшениях-оберегах сегодня говорить не приходится. У нас главный оберег - наш нательный крест, мощевик, иконка, пояс с молитвой «Живый в помощи».
Но вот пояс и в христианстве остаётся символом того же сдерживания злых сил, намерений, духов как в человеке, так и вовне, недопущения порабощения духами человека. Великая святыня - Пояс Пресвятой Богородицы тому яркое доказательство. Пояс - обязательный атрибут одежды монаха, с теми же символическими значениями.
Обязательной частью одежды считался головной убор. Особенно для женщины. Корни обычая убирать голову, волосы, лежат в древности.
Распущенные волосы никогда не считались правильной «причёской», кроме как в детстве. Всем известны однокоренные слова «разпуствшийся», «разпущенность», «разпустёха», а также выражение «опростополосился» (сглупил, дал маху на позор окружающим). Разпущенные длинные волосы сегодня - признак неуважения к окружающим, потому что на вечеринке, в общественном транспорте, в студенческих многолюдьях волосы часто оказываются на одежде других людей. У некоторых есть болезни волос, которые проявляются в их выпадении, перхоти и прочих неприятных вещах.
Принято было, чтобы девушки носили длинные косы, убранные венчиками, очельями, лентами, замужние женщины обязаны были носить закрытые головные уборы, которые символизировали собой подчинённое (в данном случае - мужу) положение.
В храме - само собой - обязательно следовало быть с покрытой головой: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (Кор 11: 5 5). Женщина как бы подчиняет себя Богу, святым, а главное, носит головной убор в памятование и уподобление Матери Божией.
Об одежде и её сакарльном сысле у священников и монахов говорить не будем. У нас другая тема.
Обрежный смысл одежды в других народах тоже основан на сохранении физического, психического, нравственного здоровья взрослых и их детей. Посмотрим на мусульман: никогда или почти никогда вы не увидите оголённую женщину-мусульманку, беззастенчиво разгуливающую по улице. Чтобы не стать соблазном для похотливых взглядов мужчин, они даже часто закрывают лицо, не говоря уже о руках, ногах и шее.
Для чего столько обережных условностей в быту простых мiрских людей? Да причина всё одна и та же. Главной целью всех мудро созданных условностей в одежде - продолжение рода. Но не просто продолжение, а рождение ЗДОРОВОГО потомства.
Для нас, православных, самые здоровые, умные и развитые дети рождаются от целомудренных родителей в венчаном браке.
А теперь посмотрим, как мы одеваемся: эти голые пупки, эти спущенные штаны, юбки «выше талии», без меры оголённые телеса, разпущенные волосы или обритые головы (Самсон утратил свою волшебную силу, когда Далила обрезала его волосы. Значит, есть мистическое значение в длинных волосах, только не распущенных). Сплошь и рядом соблазн для мужчин. Всё располагает к свободе сексуального партнёрства. К этому и призывает современная мода, которой так бездумно и слепо следуют наши девушки.
А что говорит нам православная этика поведения? "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с нею" (Рим. 1, 28-2, 9; Мф. 5, 27-32).
А чем прелюбодеяние опасно для женщины или, тем более, девушки? Рождается порченое потомство (не признаваемый у нас закон телегонии).
По закону телегонии, качество первого мужчины, недостаточно тщательно выбранного, имеет огромное значение. От профессионального вора рождаются дети с врождённой склонностью к воровству, от алкоголика - соответственно, от насильника - само собой тоже (это могут быть отсроченные свойства детей от совершенно другого мужчины). Через учение о волновой генетике можно девушку "оплодотворить" и на расстоянии, одним только похотливым взглядом. Поэтому предупреждение Иисуса Христа очень актуально сегодня и подтверждается научно.
Вот, оказывается, родить здорового ребёнка не так просто, потому что на его внутриутробное развитие влияет абсолютно всё: алкоголь, электромагнитные волны, радиоволны, эмоции матери и окружающих её людей, музыка, случайный испуг, конфликты в семье, живопись, свободные нравы, девственность или разпущенность жениха и невесты, нескромные взгляды мужчин, вредные привычки, даже нехорошие (равно как и замечательные) поступки матери, отца, родственников, когда-то бывшие. Да-да! Если отец участвовал в вооружённом конфликте или убивал кого-нибудь - то это тоже скажется на зачатом впоследствии малыше.
Ну, и конечно, на здоровый геном ребёнка влияет одежда. И не в последнюю очередь. Она, одежда, - многое может рассказать о своём хозяине или своей хозяйке: характере, настроении, интеллекте, привычках и даже о намерениях.
Скажу больше: вся современная мода с её безстыдством и вычурностью направлена на сдерживание прироста здорового населения. А теория заговора, так усиленно осмеиваемая, есть не что иное, как та же самая тайна беззакония, направленная против Богоустановленного порядка и христианских смыслов.
Скромная одежда открывает душу, а нескромная - тело.
Чтобы долго не занимать времени и места, отсылаю всех интересующихся к опубликованным в интернете материалам. Закон телегонии не признан учёными. Но это до времени, потому что открытие волновой генетики снимает вопрос о недоказуемости телегонических процессов в человеческой среде:

Человек сам выбирает, что и когда надеть, не всегда осознавая, что стремится сделать более выразительными или незаметными некоторые черты, свои психологические и социальные качества и здесь непосредственно играет большую роль влияние одежды на человека.

Элементы одежды прежде являются знаками групповой принадлежности. Понимание своего места в той или иной социальной иерархии, группе, во всей системе общественных отношений определяет характер общения и взаимодействия.

В былые времена это было настолько важно, что люди соответствующего общественного статуса были обязаны носить строго определенную одежду. Так, в древнем Китае одежду желтого цвета носил только император, и если кто из подданных делал попытки измерить желтый халат, то мог поплатиться за это своей жизнью. В средневековой Европе церковь диктовала в одежде практически все: длину и ширину платья, длину носка обуви, количество и характер украшений для представителя каждого социального класса. Понятно, что по одежде житель средневековья сразу мог определить социальный статус каждого человека.

Вместе с демократизацией общества меняется официальная роль одежды в жизни человека. Сейчас нет таких жестких запретов и правил, хотя представители некоторых профессий имеют свою специальную одежду.

Вместе с демократизацией общества меняется официальная роль одежды в жизни человека. Сейчас нет таких жестких запретов и правил, хотя представители некоторых профессий имеют свою специальную одежду. В настоящее время, всё о моде можно найти во множестве статей в журналах, интернете, например, Style-Fresh-модный блог , даст любому читателю много полезной информации о том, что как, и где можно носить. Также модный блок расскажет о тенденциях в моде.

Но и теперь связь костюма и социальной роли остается достаточно сильным. Исследования показывают, что почти все взрослые могут по одежде определить статус человека, примерно указать род ее занятий. При этом мы опираемся на качество костюма, которая прямо связана с его стоимостью, соотношением с модой, дефицитностью, элитарностью и т.д. Оценка стиля одежды бессознательно переносится на оценку личности.

Одежда (в частности специальный) побуждает человека приписывать другому те качества, которые она не проявила, но которые ассоциируются с соответствующей социальной ролью. Психологи называют это явление «эффект ореола».

Часто он помогает нам быстро и достаточно точно оценить стиль человека. Одевая ту или иную одежду, люди и сами подсознательно рассчитывают на этот эффект. Но самый сильный эффект вызывает традиционный строгий костюм, глядя на который мы подсознательно делаем вывод, что перед нами серьезный человек, который занимается серьезным делом. Такие костюмы носят президенты, министры, предприниматели, профессора, управленцы и другие деловые люди.

Возможность распознать человека по его одежде не нужно переоценивать. Ведь костюмы, платья подобного фасона носят разные люди, наделенные индивидуальными особенностями. Кроме того, существует мода, которую почти невозможно соотнести с психологией личности. Поэтому в манере одеваться проявляется две тенденции: стремление к интеграции, общности с другими; стремление утвердить собственное «Я», выделиться из массы.

Быстрое развитие производства и связанная с этим проблема совершенствования деловых отношений заставляют все больше внимания обращать не только на прямые, но и на дополнительные факторы, влияющие на успех в деловых контактах, а правильно выбранный стиль одежды помогает создать необходимую деловую атмосферу. Наша одежда – это часть того внутреннего мира, который свидетельствует о нашей личности, статус, авторитет.

Форма одежды – лучшая характеристика человека, которая отражает вкусы и привычки личности. В жизни человека эстетика одежды имеет не меньшее значение, чем эстетика поведения. Неряшливость в одежде равноценная нравственному самоубийству. Умение одеваться является наукой и искусством и зависит от привычек и чувств. Как говорил Оноре де Бальзак: «Дело не столько в костюме, сколько в умении его носить»

Пожалуй одним из самых характерных способов проявления индивидуальности человека является его внешний вид, формируемый в первую очередь одеждой и в сочетании с косметикой для женщин.

Одежда – выразитель нашего внутреннего состояния, желания проецировать или желания получить «свое хочу». В одежде важно все, начиная от формы, цвета, ткани, фактуры, украшательств, ухудшений (люди иногда специально ухудшают свой внешний вид, например испачканные дегтем шаровары запорожца в повести Т.Шевченко, или одежда несоответствующая внутреннему состоянию, в результате чего она сидит как «мешок») и сочетаний, внешней и внутренней одежды (нижнего белья) т.п. Рассмотрим всё порядку, учитывая, что на использование одежды также влияет мода, ситуации, обязательность (форма), в меньшей степени достаток. А кроме этого будем учитывать, что определение символического значения одежды, или её элементов, как выразителей одного из инстинктов (в соответствии с теорией психоанализа – сексуального и властного инстинктов), позволяет выявить лишь акценты доминантности этого инстинкта для данного случая и подразумевает, что другой инстинкт также проявляется но менее выражено.

Важной является функциональность и направленность одежды. Свободная, легкая и удобная одежда соответствует большей раскрепощенности, в противовес тяжелой, жесткой, ограничивающей и неудобной, как бы внешне поддерживающей внутренние ограничения и запреты. Это действенно для обоих инстинктов. Как пример можно привести длинные, узкие юбки или платья – реально держащие ноги женщины. Это может быть как показателем собственных ощущений, так и если это обязательная форма одежды – репрессивность к женщинам в данном социальном институте (армия) или обществе (ислам). Такие стягивающие снизу халаты-кимоно, традиционны для японских женщин, у которых в дополнение к этому на спине находится «бант», обеспечивающий «символический» горб, задающий согбенность женщин и определяющий место японских женщин в традиционной культуре – услужение мужчине.

Акцентуация одежды, либо каких либо ее частей, деталей, открытость их на органах гениталий, груди, ягодиц, шеи и других первичных биологических сексуальных зонах – является потребностью в их стимуляции, путем привлечения внимания. Одежда, увеличивающая в объеме, ширине плеч (плечевые накладки), отражающая рельеф тела (как бы сформированный мышечный комплекс) – выражает потребность усиления реализации властности.

Культурное разделение одежды на женскую и мужскую также играет роль, особенно при нарочитом использовании элементов одежды характерных для другого пола, как протестность и потребность в усилении реализации данных аспектов сексуальности.

Сильнообтягивающая, неудобная миниюбка, в данном ракурсе будет выглядеть как потребность в сексуальности, с жесткими ограничениями на этой сфере и в то же время постоянные ее одергивания, достигают целей привлечения сексуального внимания. Явно выраженные мужские штаны на женщине, ее заявка на потребность во властности на уровне мужчин и подчинение этому стремлению своей сексуальности. Нарочитое использование мужчинами общепринятых «женских» элементов в одежде, потребность протестного увеличения своей сексуальности, либо реализация властности и сексуальности путём привлечения внимания (истероидность). Облачение в жесткую одежду закрывающую все тело – потребность в защищенности и недостаточности властности для ощущения безопасности.

Цветовая гама красного, оранжевого, желтого, зеленого, а также белого имеет преимущественно сексуальное значение, а голубой, синий, фиолетовый, коричневый и черные оттенки – властное. Но это не является предопределенным (Люшер), а скорее текущим культурным направлением для одежды, ведь цвета в первую очередь соответствуют зонам инстинктивной активности (эрогенным зонам по Фрейду и Сэджеру, Толкачеву), кроме того соответствие их характеру тоже не всегда является довлеющим. Например красный, физиологически обладающий возбуждающим действием и соответствующим символическим значением может использоваться как для показания властной, так и сексуальной раскрепощённости, либо потребности в ней, а уж детали её реализации будут определяться значениями других элементов и свойств одежды.

Формализуя вышеописанное – учитывать влияние генетически определенных особенностей человека на выбор цвета, в соответствии с зонами инстинктивной активности необходимо. Также важно учитывать, что зачастую эти цвета указывают на потребность стимуляции (из за недостаточности другими средствами) соответствующих зон (например генитальных), а также учитывать возможные фиксации на соответствующих этапах эрогенного развития ребенка и циклических проходов этих фаз взрослыми – все то что и определяет поведение на основе природного характера, его стереотипных частей и текущих черт. Например, для невротически фиксированных на анальной стадии, постоянно бессознательно переживающих эту фазу, важным будет использование коричневых оттенков в одежде, как и общее предпочтение этого цвета, а если жизненные условия изменятся, так что этот конфликт будет разрешен, то предпочтения могут измениться в сторону большего соответствия природных черт характера и соответствующих им предпочтений.

Фактура и материал одежды является одним из существенных факторов наряду с цветом. Твердая, тяжелая, толстая, жесткая фактура материалов будут придавать одежде преимущественно властное значение, например женский твидовый костюм тёмных тонов для деловых встреч, а мягкая, лёгкая, тонкая, бархатистая – сексуальное, например лёгкая, льняная рубашка и шорты ярких расцветок для отдыхающих на пляже. Тяжесть и толщина, как и наоборот лёгкость и тонкость (общий размер) может указывать также на интенсивность выражения инстинкта. Например, тяжелое бархатное платье – показатель сильного закрытия сильной сексуальности (платья во дворцах X V II I века, внешние строгие ограничения морали тех эпох и скрытая распущенность). А металлические доспехи рыцарей указывают на их защищенность и опасность в бою. Легкое, полупрозрачное нижнее женское белье из мягких тканей, является примером другого рода – тактильных ощущений сексуальной направленности и соответствующей демонстрации потребности в нежности и стимуляции эрогенных зон, прикрываемых бельем. Одежда из выделанной кожи, обладает преимущественно властной составляющей – шкура убитого существа на себе. Но например одежда из меха, с гораздо меньшим акцентом на мертвое животное, зачастую имеет сильное значение сексуальности, меховая шуба, как собственная шубка – этакой теплой и пушистой самочки.

Цвет, как и фактура одежды, могут уменьшать другие её значение, например чёрная миниюбка – компенсация (для цензуры) приоткрытия сексуальности, красная верхняя одежда – усиление властности. То есть яркие, интенсивные цвета усиливают символическую реализацию одежды, а темные, тусклые уменьшают и могут показывать каким способом желательна реализация данного инстинкта, например желтая футболка – властвование с помощью слова (молчание, то есть тайна как атрибут власти, тоже сюда относится) и т.д.

Внешняя одежда, как выполняющая функцию защитной оболочки – имеет большее властное значение, а нижнее белье, как обеспечивающее удобство (в том числе и защищающая от соприкосновением с грубой внешней одеждой) – сексуальное значение.

Расположение одежды (верхняя и нижняя) также не имеет жесткой привязки к инстинктам, здесь существенное значение зависит от других признаков, например уже рассмотренной фактуры одежды (рюшечки, бантики и т.д.) или жесткости, сочетаний с цветом. В общем случае одежда верхней части тела (свитера, шапки, и т.д.) имеет большее значение властности, а нижней (штаны, юбки, обувь) – сексуальности. Важно учитывать, также и то к чему привлекают внимание дополнительные элементы одежды. Например выделение одежды в районе женской груди (фактура, покрой, цвет, рисунок, украшения) будет иметь сексуальный смысл, в том числе и до полного изменения значения одежды верхней части тело до сексуального уровня, а жесткие ботинки (сапоги) с высоким, зафиксированным голеностопном суставом – изменение на властный. Если рассматривать этиологию возникновения такого разделения, то возможно проанализировать использование одежды примитивными племенами, набедренные повязки предназначены для защиты гениталий, причем у женщин грудь обычно не закрывается, а для защиты от травм оружия, веток, холода – повязки и накидки вокруг туловища из крепкой кожи. С другой стороны, влияние надсмотрщика или цензора могут сместить такое соотношение, с учётом того, что в бессознательном противоположности идентичны, и красная куртка, может служить показателем сексуальной нереализованности и попытки привлечь партнера (наподобие яркой расцветки птиц).

Таким образом необходимо учесть, что такое разделение одежды может иметь и смещенное значение, например при сильной нереализованности одного из инстинктов, одеждой другой части тела можно усиливать и дополнять значение основной проецируемой недостаточности. И наоборот элементы характерные для противоположного инстинкта могут использоваться для фактического, внешнего ограничения, в соответствии с внутренними блоками и запретами. Учитывать необходимо и принятые в обществе сочетания, например мало кто из мужчин оденет красные джинсы (а если оденет, то как раз со значением отрицания общественных норм – то есть властности) и синюю футболку навыпуск – символизирующие сексуальную потребность и властную уверенность, соответствующие его ощущениям, вместо этого скорее всего будет красная футболка заправленная в синие джинсы. Хотя девушке это было бы разрешено, так как для них нет таких жестких запретов на проявление сексуальности (зато куда больше запретов на властность), и это было бы больше значение именно сексуальности, но все же такое сочетание было бы признано «безвкусным».

Существенным является и то, какая часть одежды является закрывающей другую. Например, верхняя одежда (куртка, кофта, пиджак и т.п.), закрывает, удерживает и прикрывает внутреннюю – это обычно является оболочкой обеспечивающей защиту и реализацию потребностей властного инстинкта властной, но также возможно служит для прикрытия сексуальности, при каких-либо запретах на явное проявление этой области. Следует безусловно учитывать и погодные факторы. Заправленность одежды верхней части тела в нижнюю является преимущественно указателем на потребность доминирования сексуального в жизни человека и может объяснять как недостаточностью сексуальной жизни, так и запреты на властную. Например – типично требуемая формальная одежда девушки – белая блузка заправленная в черную юбку. Нивелирование противоположных цветов для инстинктов, наложение сексуальности белого цвета на властную часть верхней одежды блузки, и наложение властности, запрета черного цвета на сексуальную нижнюю часть юбки, в результате – человек лишается индивидуальности, гасится реализация инстинктов, посредством запретов и их противоречивого выражения, что отражает маскулинность нашего общества.

Если у мужчины ярко красная рубашка навыпуск, покрывающая обтягивающие синие джинсы, то этим скорее всего он проецирует значение этой рубашки, как привлекающую оболочку, акцентирующую внимание на себе (властность), для обеспечения сексуальности. В тоже время рубашка прикрывает область гениталий, чем указывает на недостаток сексуальных (либо специальное скрытие этой области, например в мужской среде) отношений при достаточно сильной потребности в них – обтягивание гениталий, ног, талии джинсами. Причем сами отношения он предпочитает в достаточно грубой и физиологичной форме (жесткая фактура ткани). Если же рубашка заправлена (особенно если это не рубашка, а например свитер), то этом может указывать, как на подчинение, приоритетность сексуальной потребности, недостаточности ее реализации для данного человека и в тоже время высокую цензуру, так как заправленная одежда обеспечивает дополнительную защиту, сокрытие гениталий. Здесь следует быть внимательными –так как покрытие гениталий одеждой, либо свободная одежда скрадывающая их очертания может являться признаком «отказа» их демонстрировать из-за достаточной сексуальной реализации, что в нашем обществе встречается редко. Аналогичным признаком сексуальной неудовлетворенности для женщин последнее время является характерное ношение брюк и штанов обтягивающих ягодицы, светлых просвечивающих юбок, вязанных кофт с просвечивающимся лифчиком, легкий топов без лифчика с топорочащимися сосками, не говоря уж о традиционных вырезах одежды на груди, демонстрацией пупка из-за короткой верхней одежды, либо нижней части талии, вплоть до начала ягодиц из-за приспущенных брюк и т.д. Мужчины проигрывают в этом соревновании по природным возможностям демонстрации сексуальных сигналов и больше вынуждены использовать символические элементы и делать акценты заменителями.

Украшательства (пуговицы, брошки, запонки, заколки, оборочки, вышивка и т.п.) зачастую имеют значение сексуального характера, а ухудшения (если они не привлекают внимание к гениталиям или другим сексуальным зонам) функциональности одежды – властного. Другая ситуация, когда украшения (как и другие способы, по контрасту и конкуренции противоположных значений атрибутов одежды) используются для властных символов, позволяя снизить их значение, например украшения оружия. А ухудшение сексуальной одежды, может снизить ее сексуальность (хотя не всегда однозначно, например модные в определенной молодежной среде специальные разрезы на джинсах). Также применение властных и сексуальных украшений или ухудшений может использоваться для реализации внутренних запретов.

Рисунки на одежде, чаще всего, возможно трактовать в свете их прямого символического значения и обычно они добавляют существенные штрихи к общему символическому значению одежды. Например, использование фотографий на футболках, указатель на потребность личности в авторитетах и кумирах, недостаточность властности (в среде околомузыкальной молодежи часто еще на черном фоне, и указывает на характерную фазу периода отделения от родителей), детские рисунки – на потребность в возврате в детское состояние опекаемости и удовлетворения всех желаний родителями и т.д. Также и символизируемые значениям различными изображениями животных, растений, рельефа, предметов и даже абстрактных рисунков с кругами, углами, линиями и т.д.

Существенное значение может иметь использование различной расцветки частей одежды – например основной части куртки и рукавов, тем самым увеличивая соответствие одежды внутренним потребностям за счет акцентуации соответствующих символов. Например, желтая куртка и большие черные вставки на рукаве, символический сигнал «доступен для общения, но не больше».

Конечно, в практике однозначно на основании только нескольких деталей полностью верный вывод сделать сложно, если вообще возможно (только уж для явно выраженных случаев), необходимо учитывать сочетания комплексно. Гармоничное одеяние, сопровождающееся гармоничным поведением – единственный указатель на адекватность жизни человека, за одним исключением, что адекватность оцениваем мы, на основе собственных «отклонений», для других понятие адекватности может отличаться.

При явных же несоответствиях цвета, фактуры, формы и т.д. одежды характеру человека – её значение возможно рассматривать как направленность воздействия одежды на кого-либо. Например, внезапное одевание «сексуальной» обтягивающей и короткой одежды девушкой (которые на ней таковыми и не выглядят), обычно ходившей в платьях, или например, одевание зеленой шелковой блузки, вместо обычного домашнего халата – сигнал необходимости, чтобы сегодня обязательно увидели. Или неожиданное переход на классический костюм молодым парнем – демонстрация потребности изменить свой социальный статус.

То есть следует различать, является ли этот элемент одежды или их сочетания проекцией внутреннего состояния, характера, или же проекция внутренней нехватки, потребности для удовлетворения.

Отдельным интересным феноменом является форма одежды утвержденная в различных социальных институтах, например в армии. Она всегда имеет очень существенное значение, так как призвана выразить/обеспечить среднее значение характеров служащих. Кроме того она обезличивает людей для находящихся вне этой структуры, например мы не замечаем уборщиц, официантов и т.д. В Советское время у солдат была достаточно свободно-бесформенная форма, преимущественно из простой, крепкой и износоустойчивой ткани, практически без украшательств (минимум знаков различий и т.п.) – основной упор на функциональность. У офицеров же обязательная костюмная форма из хорошего материала – представительность и высокостатусность офицера. Во время «перестройки», когда целенаправленно нивелировалось значение армии, солдатам всех видов войск начали выдавать форму «афганцев», просторные «балахоны», хорошо подходящие для жарких климатов с соответствующей расцветкой, но и тех в недостаточном количестве, в результате чего до сих пор армия имеет достаточно пестрый вид. Офицеры также начали носить примерно такую же форму, свободно-функциональную, но в тоже время мало выделяющую их из рядового состава, что возможно и выгодно во время боя, но в мирное время понижает их статусность и не только для солдат. В тоже время для милицейского состава, форма которых несколько раз пересматривалась, все улучшаясь, к настоящему времени ввели в их обиход кожаные куртки (одежда из кожи живых существ, более властна, чем растительная или синтетическая) – указывая на смену военного государства на полицейское.

Отдельным, еще не рассмотренным блоком является косметика, призванная повысить или наоборот снизить символическое значение органов лица. В целом использование косметики аналогично рассмотренному использованию одежды, аналогии провести не сложно – значительное использование «грима» соответствует тяжелой одежде, а легкие «подправляющие мазки» достаточности и удовлетворенности естественными акцентами проекции лицом инстинктов и потребностей. Поэтому в целом использование косметики достаточно прозрачно, а различные типовые вариации не очень сложны для анализа. Примером может служить указание на характер, выбираемой цветовой гаммы (следует учитывать, впрочем как и для одежды, возрастные особенности). Другим известным примером служат методы акцентирования губ и рта, как символа женских гениталий, путем использования обесцвечивающих помад, прячущих губы или наоборот ярко-красных оттенков.

Другим блоком символических значений одежды, точнее не ее самой как символики элементов одежды покрывающей тело, а акцентов одеждой на символических значениях элементов туловища являются «одежда для»: головы, кистей, стоп, шеи. Например мужчины для этого могут одевать красные шапки или кепки на голову, а женщины красные платки на шею – привлекая внимание к символическим заменителям гениталий. Сюда же можно отнести тонкие кожаные перчатки, либо толстые вязанные варежки – либо демонстрация пальцев, либо обеспечение их теплой защиты, причем часто не очень коррелирующее с погодой (некоторые наоборот не носят никаких перчаток, шапок независимо от мороза).

Поэтому, безусловно, при анализе следует помнить о базовом влиянии погоды на выбор одежды. Но явное несоответствие сочетаний внешней одежды температурным и влажностным условиям окружающей среды является прямым основанием для большего символического значения одежды, чем функционального, классическим примером здесь служить Гоголевский рассказ «Шинель».

Конечно в силу единого источника – психологических феноменов человека, фракталогичности жизни индивида, символические значения одежды, схожи по аналогии с домами, автомобилями и другими объектами человеческих проекций.

По мере развития человеческого общества развивалась и одежда. Менялись её форма и крой, учитывались условия труда и быта людей. Значительно возросли и требования в одежде.

Современная одежда должна быть разнообразной, отвечать запросам конкретного человека. Она должна быть не только красивой и прочной, но и удобной. Поэтому очень важными становятся санитарно-гигиенические требования к одежде. В климатических условиях нашей страны важны её теплозащитные функции.

На самочувствие человека влияет и вес одежды. Тяжёлая одежда давит на плечи, вызывает усталость. Её вес можно снизить, используя лёгкие утепляющие материалы и облегчённые ткани. Санитарно-гигиенические свойства одежды зависят и от самих тканей. Меньше загрязняются тёмные ткани и ткани с гладкой поверхностью. В одежде из трудно стирающихся материалов сложнее чистить карманы, складки, декоративные элементы, сложные швы.

Одежда дольше сохраняет свой первоначальный вид, если её бережно носить, правильно хранить, тщательно и своевременно чистить. Придя из школы домой, следует переодеться в домашнюю одежду и обувь. Оторвавшуюся пуговицу или вешалку лучше сразу пришить. Если вы сняли одежду и в спешке небрежно бросили на стул, то на следующий день она будет мятой и неопрятной. Чтобы этого не произошло, развесьте одежду на плечики как только вы разделись.

Если на одежде появилось пятно, надо его устранить (рис. 81). Грязь можно осторожно почистить щёткой после окончательного просушивания изделия. В выходной день одежду, предназначенную для ношения в школе, чистят более тщательно. Очень важно, чтобы уход за одеждой был своевременным.

Рис. 81. Чистка одежды

Для ухода за текстильными изделиями нужно знать вид волокна, из которого состоит изделие, способы его стирки и чистки. На текстильные изделия промышленного производства навешивают этикетки с международными знаками-символами, рекомендующими вид обработки (см. табл. 11).

Таблица 11. Символика по уходу за текстильными изделиями


Одно из важнейших условий ухода за одеждой - правильное хранение. Одежду перед сезонным хранением нужно привести в порядок: проветрить, постирать или почистить, хорошо просушить и уложить (или повесить) в шкаф.

Верхнюю одежду следует вешать на специальные плечики с закруглениями, так как подвешенная на крючки она деформируется и сминается. Хранят верхнюю одежду в специальных чехлах, чтобы защитить от проникновения пыли (рис. 82). Внутрь чехлов кладут средства против моли.

Кожаную и меховую одежду нельзя хранить в полиэтиленовых чехлах. Она должна «дышать», поэтому её лучше хранить в чехлах из хлопчатобумажной (или льняной) ткани. Летнюю одежду (платья, костюмы) перед хранением нужно выстирать или отдать в химчистку, чтобы при хранении её не повредила моль. Женские костюмы хранят на плечиках с крючками для подвешивания юбок, а мужские - на плечиках с поперечной перекладиной для брюк.


Рис. 82. Хранение одежды

Трикотажную одежду (кофты, свитера), наоборот, не вешают на плечики, чтобы она не вытянулась. Такую одежду аккуратно складывают и хранят в полиэтиленовых пакетах.

Хранить любую одежду нужно в сухих, проветриваемых помещениях. Нежелательно хранить рядом с одеждой вещества, обладающие сильным специфическим запахом. Лучше положить в шкаф саше - ароматические подушечки, наполненные смесью душистых веществ. Нельзя вешать мокрую одежду в заполненный шкаф или одно изделие на другое. Плохая просушка приводит к порче одежды и сокращению срока эксплуатации.

Основные термины и понятия

Санитарно-гигиенические требования к одежде, уход за одеждой, символика по уходу за текстильными изделиями, хранение одежды

Вопросы и задания

Каково значение одежды в жизни человека?

Почему одежда должна быть не только красивой, но и удобной?

Как нужно ухаживать за повседневной одеждой?

Для чего на этикетках изделий указывают специальные знаки?

Какие виды обработки изделий существуют?

Как правильно хранить верхнюю одежду?

Практическая работа 16. Изучение символов по уходу за изделиями

 Ознакомьтесь с правилами ухода за одеждой, с символикой по уходу за текстильными изделиями промышленного производства (см. табл. 11).

 Определите правила ухода за конкретным изделием, используя символы на этикетке.

 Запишите результаты в тетрадь.

Загляни в мир фантазии и творчества

Фартуки в белорусском национальном стиле

Модели фартуков прямоугольной формы. Изготовлены из льняной ткани. В качестве отделки использована декоративная лента, напоминающая орнамент белорусской вышивки, и вышивка в технике «набор». По линии низа выполнена бахрома.

Модель 1. Фартук с поясом-кулиской. Верхний срез фартука обработан поясом-кулиской, в который продёрнута декоративная лента.

Модель 2. Фартук с притачным поясом и густой сборкой по линии верха. Верхний срез фартука обработан притачным поясом с завязывающимися концами. Головной убор - повязка, напоминает традиционную белорусскую «намитку».

Модель 3. Фартук с отделкой-вышивкой в технике «набор». По верхнему срезу фартука в кулиску продёрнут пояс-шнур, изготовленный из ниток. Для отделки используется шов «набор», который представляет собой орнаментальную полоскуAбордюр. Её выполняют определённым количеством рядов шва «вперёд иголку». Стежки используют разной длины (не более 1 см) по счёту нитей ткани. Головной убор - повязка.

Модель 4. Фартук с линией низа в форме трапеции. Особенность этой модели - ткань с крупным рисунком. Трапециевидные срезы фартука обработаны узкой декоративной лентой. Головной убор - косынка

Модель 5. Фартук с декоративной отделкой. Фартук изготовлен из льняной ткани. В качестве отделки использована вышивка в технике «аппликация». Имеет закруглённую линию низа. Срезы обработаны косой бейкой. Головной убор - косынка

Loading...Loading...