Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе педагога. Мнемотехника в детском саду: уникальная возможность развить память Тема самообразования развитие речи с помощью мнемотехники

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Бэлэкэч»

Бавлинского муниципального района РТ

Использование различных приёмов мнемотехники для формирования и закрепления у детей знаний о правилах дорожного движения

Выступление на семинаре:

«Ребёнок. Дорога. Безопасность»

воспитатель старшей группы

Китапова Зиля Зайтуновна

г. Бавлы, 2017 год


«Если ребёнок молчит, покажите

ему картинку и он заговорит».

К.Д. Ушинский

При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного

травматизма огромное внимание уделяется разъяснению ребёнку правил

поведения на улицах и дорогах города, в транспорте. Главная задача педагога

разъяснить и обучить правилам доступным и интересным

Мнемотехника – один из эффективных методов в работе с детьми в данном

направлении а также в развития памяти детей дошкольного возраста

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время

обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных

психических процессов - внимания, образного мышления, объём памяти

путём образования дополнительных ассоциаий; перекодирование инфор-

мации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие

мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроиз-



Суть обучения заключается в следующем:

На первом этапе обучения на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) – так идёт перекодировка слов в символы. Накапливается ассоциативный ряд в МНЕМОКВАДРАТАХ . Таким образом, весь текст правила зарисовывается схематически.


На втором этапе взрослый предлагает готовую план - схему, мы рассматриваем изображения, разбираем, что на них зарисовано, и формируем предложение. Следующий шаг – составление МНЕМОДОРОЖЕК по предложенному тексту, так по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы. После перекодирования осуществляется пересказ правил с опорой на картинки, то есть происходит отработка метода запоминания. Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количест-ве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Работая с мнемодорож-кой , использую приёмы наложения и приложения


На третьем этапе, дети на основании опыта работы с мнемодорожками,

легко усваивают МНЕМОТАБЛИЦЫ


Таким образом, использование методов мнемотехники:

Облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

Позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

Развивает творческое познание детей.

В результате использования данной техники дети преодолевают робость, и застенчивость, их кругозор расширяется, знания о дорожных знаках, светофоре, правилах дорожного движения, правилах поведения на улицах и дорогах города, в транспорте, становятся наиболее полными и прочными.

На современном этапе в рамках информатизации образования и использования компьютерных технологий в работе с детьми актуально создание электронных презентаций с использованием мнемотехники .


Переходить дорогу на красный сигнал светофора

даже если на ней нет машин - запрещается


Нельзя близко подходить и стоять у края дороги

на пешеходном переходе и остановке


Где можно использовать мнемотаблицы и мнемодорожки ?

  • при организации ООД,
  • в совместной деятельности взрослых и детей ,
  • в организации условий для самостоятельной речевой, художественной, театрализованной деятельности детей ,
  • в режимных моментах,
  • в опытно – экспериментальной деятельности,
  • в экологическом воспитании,
  • в социально – нравственном воспитании, в работе с родителями)

Самообразование воспитателя ДОУ «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»

Актуальность исследования
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.
Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.
Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т.е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).
Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.
2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.
3. Подготовить консультацию или мастер-класс для педагогов на тему: «Пальчиковый игротренинг», «Уроки Веселого Язычка».
4. Развивать все стороны речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, пальчикового игротреннинга, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений.
Для реализации поставленных цели и задач использовался комплекс методов:
Теоретический анализ педагогической литературы по данной проблеме; Анализ детских произведений, отбор их для занятий по развитию связной речи.
Этапы Сроки Мероприятия
Подготовительный Сентябрь Размещение информации на стенде для родителей о развитии речи детей посредством мнемотехники.
Мониторинг детей
Изучение методической литературы по сенсорной культуре:
Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; М.Д. Маханёва «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет»; Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»; Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».
Разработка перспективного плана работы по сенсорному развитию с детьми младшего возраста на 2016-2017 учебный год.
Разработка плана работы по совместной деятельности
Выбор оборудования для предметно-развивающей среды
Основной В течении года Проведение консультаций для родителей
Применение и использование инновационных форм работы
Подбор и своевременное оснащение предметно-развивающей среды оборудованием и дидактическими играми.
Разработка конспектов занятий
Организация детей в совместной и самостоятельной деятельности
Заключительный Май Проведение открытого занятия «Мнемотехника».

Проведение мониторинга по развитию речи.
Фото – отчёт для родителей «Вот и стали мы на год взрослее, и много чего мы умеем»
Проведение итогового собрания для родителей.
Перспективный план
Раздел плана Форма работы Практические выходы
СЕНТЯБРЬ
Работа с детьми Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.
Проведение НОД и режимных моментов. Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук.
Работа с родителями Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.
Самореализация Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе «Детство», «Примерная основная общеобразовательная программа «Детство» Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»
ОКТЯБРЬ
Работа с детьми Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук». Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания.
Работа с родителями Составление папок-передвижек и консультаций. «Возрастные психологические особенности дошкольников 4-5 лет», «Уровень развития речи 4-5 лет» Пропаганда знаний по развитию речи
Самореализация Изучение методического комплекта программы «Детство» Образовательная область «Коммуникация» О. В. Сомкова. Изучение проекта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Изучить для всех возрастных групп задачи, условия, методику обучения по развитию речи.
НОЯБРЬ
Работа с детьми

Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики. Проведение игр по развитию речи «Кто это? », «Как об этом сказать? », «Произносим слова», «Какое слово потерялось? » Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову.
Работа с родителями
Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.
Самореализация
Работа с методической литературой по проведению артикуляционной гимнастики. Изучение игрового пособия А. И. Макскова, Г. А. Тумакова «Учите, играя» Приобретение навыка и умения проведения артикуляционной гимнастики.
ДЕКАБРЬ
Работа с детьми.
Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, речевых дидактических игр «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!»; проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания
Работа с родителями
Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.
Самореализация.
Изучение методики О. С. Ушаковой Повышение профессионализма по развитию речи, через театрализованные игры
ЯНВАРЬ
Работа с детьми.
Проведение проблемной ситуации по составлению описательного рассказа «Путешествие в страну Загадок». Проведение артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, игр: «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук». Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания
Работа с родителями
Родительское собрание «Развитие речи детей среднего возраста» Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи. Вопрос о продолжении работы.
Самореализация
Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация». Сбор и обработка данных.
ФЕВРАЛЬ
Работа с детьми Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества». «8 Марта».. Разучивание стихотворений, песен. Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» Отработка у детей четкой дикции и интонаций. Воспитание эмоциональной отзывчивости
Работа с родителями.
Письменные рекомендации для родителей дошкольников, посещающих среднюю группу детского сада.
Самореализация
Изучение дидактического пособия Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.
МАРТ
Работа с детьми Проведение НОД, театрализованных игр «Козлятки и волк», развивающих игр на внимание «Кто где живёт», памяти «Опиши предмет», развитие речи по лексике «Шаги», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?». Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки», «Рассказы для Степашки» Обучать детей грамотно строить предложения, формировать умения соотносить слово с выразительными движениями, развивать внимание, память, активный словарь и звукопроизношение. Учить детей составлять схему повествовательного высказывания.
Работа с родителями Практикум «Речь и весёлый мяч»
Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.
Самореализация
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых.
АПРЕЛЬ
Работа с детьми Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. Формирование правильного звукопроизношения
Работа с родителями
Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками» Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка книг»
Самореализация
Семинар-практикум для педагогов «Работаем по программе «Детство» образовательная область «Коммуникация» в соответствии с ФГОС. Распространение педагогического опыта работы по развитию речи.
МАЙ
Работа с детьми Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.
Проведение различных игр на закрепление пройденного материала. Эффективность результатов работы. Подведение итогов, оценка и самооценка детей.
Работа с родителями
Анкетирование родителей Сбор информации о семейном воспитании детей.
Самореализация
Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Подготовка и оформление документации. Отчёт о проделанной работе. Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
№ Тема занятия Цель Методическая литература
СЕНТЯБРЬ
1 «Звучащее слово» Познакомить со звучащим словом; дать представление о многообразии слов; познакомить с термином «слово». Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 18
2 «Многообразие слов» Продолжать знакомить с многообразием слов; подвести к тому, что слова могут обозначать не только предметы, но и их действия, качественные признаки. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр.19
3 «Звучащее слово. Звук» Продолжать знакомить со звучащим словом; познакомить со звуками окружающего мира, с понятием «звук»; продолжать знакомить с многообразием слов. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 21
4 Рассказывание сказки «Рукавичка» Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошколь ного возраста», стр. 7
ОКТЯБРЬ
5 «Звук» Продолжать знакомить со звуками окружающего мира; закрепить понятия «слово», «звук». Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 22
6 «Слова – друзья» Учить сравнивать слова по звучанию: дать представление о том, что слова звучат по – разному и похоже; учить подбирать слова – друзья к заданным словам. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 23
7 «Слова – друзья»
(продолжение) Продолжать учить детей подбирать слова – друзья к заданным словам; закрепить понятие о разных звуках. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 25
8 «Осень на пороге» Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Нищева Н.В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам», стр.4
НОЯБРЬ
9 «Короткие и длинные слова» Познакомить с протяженностью слов и делением их на части; закрепить представление о словах, словах – друзьях. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 26
10 «Короткие и длинные слова» (продолжение) Продолжать знакомить с протяженностью слов и делением их на части; учить сравнивать короткие и длинные слова; учить самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 27
11 «Каждое слово состоит из звуков» Показать, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные; учить узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 29
12 Составление рассказа «Осень»
Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; развивать словарный запас - называть отличительные признаки осени и диких животных (заяц, волк), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ об осени. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошколь ного возраста», стр. 16
ДЕКАБРЬ
13 «Такие разные звуки» Продолжать учить детей узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого; знакомить со звуками [а], [о], [у], [и]; узнавать эти звуки по положению губ. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 30
14 «Гласные звуки» Учить узнавать звуки [а], [о], [у], [и] в словах; познакомить со звуками [ы], [э]. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 31
15 «Гласные Я, Ё, Ю, Е» Учить дифференцировать звуки [и] - [ы]; познакомить с йотированными гласными: я, ё, ю, е. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 33
16 Составление рассказа «О зиме»
Учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года (зима) с использованием наглядных пособий; развивать словарный запас - подбирать слова, обознача¬ющие действие (глаголы); закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошколь ного возраста», стр. 12
ЯНВАРЬ
17 «Звук [С] – свистит» Познакомить со звуком [с]; учить выделять звук [с] в произношении. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 34
18 «Звуки [С] – [С] Продолжать учить выделять звук [с] в произношении; учить различать на слух в словах твёрдый [с] и мягкий [с] звуки; закреплять знания о делении слов на части. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 36
19 «Звук [З] – звенит» Продолжать учить узнавать звук [с] в словах; познакомить со звуком [з]. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 39
20 «Муравей и голубка» Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Нищева Н.В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам», стр. 8
ФЕВРАЛЬ
21 «Звуки [З] и [З]» Учить различать на слух твёрдый [з] и мягкий [з] звуки; продолжать учить выделять звуки [з] и [з] в произношении; учить называть слова с заданным звуком. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 41
22 «Эти разные, но такие похожие звуки [З] и [С]» Продолжать учить выделять звук [з] в произношении; учить дифференцировать звуки [з] и [с]. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 43
23 «Звук [Ц]» Продолжать учить дифференцировать в словах звуки [з] и [с]; познакомить со звуком [ц]; закреплять знания о протяжённости слов и делении их на части. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 45
24 Составление рассказа по картине
«Лиса с лисятами»
Упражнять детей в умении составлять небольшой связный рассказ по сюжетной картинке; развивать словарный запас - называть отличительные признаки дикого животного, учить подбирать определение к словам «лиса», «лисенок», «зайки»; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ по сюжетной картинке; продолжать развивать психические процессы: память, вни¬мание, наглядно-действенное мышление; формировать умение соотносить знаковые символы с об¬разами; учить детей обдумывать разные варианты решения про¬блемных ситуаций. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошколь ного возраста», стр. 20
МАРТ
25 «Цыплёнок Цып» Продолжать знакомить со звуком [ц]; учить выделять звук [ц] в произношении; учить дифференцировать звуки [ц] и [с] в словах. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 47
26 «Звук [Ш]» Познакомить со звуком [ш]; учить выделять звук [ш] в произношении. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 49
27 «Этот жужжащий звук [Ж]» Закрепить умение выделять звук [ш] в словах; познакомить со звуком [ж]; закреплять знания о протяжённости слов и делении их на части. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 52
28 Составление рассказа «Весна идет»
Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»; совершенствовать грамматический строй речи (образова¬ние существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилага¬тельными); упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; формировать понятия причинно-следственных связей и за¬кономерностей в явлениях природы. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошколь ного возраста», стр. 26
АПРЕЛЬ
29 «Звуки [Ш] и [Ж]» Закрепить умение выделять слова со звуком [ж]; учить дифференцировать в словах звуки [ш] и [ж]. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 56
30 «Свистящий и шипящий звуки» Учить дифференцировать звуки [с] и [ш]; закреплять знания о протяженности слов, делении их на части. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 57
31 «Звенящий и жужжащий звуки» Учить дифференцировать звуки [з] и [ж]; продолжать учить делить слова на части, определяя количество частей. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 59
32 «Галка и кувшин» Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Нищева Н.В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам», стр. 10
МАЙ
33 «Этот чудо – звук» Познакомить со звуком [ч]; учить выделять звук [ч] в словах. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 60
34 «Звук [Щ]» Закрепить умение выделять в словах звук [ч]; познакомить со звуком [щ]. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 63
35 «Звуки [Ч] и [Щ]» Закрепить умение выделять звук [щ] в произношении; учить придумывать слова на заданный звук; учить дифференцировать звуки [ч] и [щ]; закрепить деление слов на части. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 65
36 «Утренние лучи» Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Нищева Н.В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам», стр. 20

Рамазанова Алина Габдулаваловна

Воспитатель, МБ ДОУ детский сад "Колосок", с. Большеустьикинское, Мечетлинский район, Башкортостан

Рамазанова А.Г. Метод мнемотехники (из опыта работы) // Совушка. 2017. N2(8)..07.2019).

Заказ № 28274

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

К.Д.Ушинский

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени - ранний и дошкольный возраст.

Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники. Мнемотехника — метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины - богини памяти. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Почему я использую в работе мнемотехнику?

Во-первых, в группе есть дети, которые по разным причинам (плохо развита память, лучше развита зрительная память) испытывают трудности при запоминании стихов, и здесь мнемотехника оказывает большую помощь.

Во-вторых, позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции).

В-третьих, что связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

В-четвертых, поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи.

Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

Мнемотаблицы - это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать.

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
  2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
  4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
  5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей и используются мной так же:

  • при обучении составлению описательных и творческих рассказов;
  • при заучивании стихов;
  • при обучении пересказу художественной литературы.

Использование мнемотехники - это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.

При дальнейшей работе я планирую дальнейшее использование образовательной технологии "мнемотехника" в воспитательно-образовательном процессе.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Родительское собрание

Задачи:

  1. Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;
  2. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
  3. Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»
  4. Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;
  5. Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей, презентации.

Ход собрания:

  1. Актуальность данной темы.
  2. Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»
  3. Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Проблемы речи детей дошкольников:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  3. Бедность речи.
  4. Недостаточный словарный запас.
  5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  7. Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Задачи:

  1. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  2. Развивать основные психические процессы — память, внимание, образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
  3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей Мнемотаблицы- схемы — это

  • Обогащение словарного запаса.
  • Заучивание стихов.
  • Пересказ художественной литературы.
  • Обучение составление рассказов.
  • Отгадывание и загадывание загадок.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна). Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Данную методику используют при отгадывании загадок:



При заучивании стихотворений:

  • Чтение стихотворения воспитателем или родителем.
  • Беседа о прочитанном.
  • Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с параллельным выставлением моделей.
  • Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).
  • Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.

Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть!
Эх ты, мишенька-медведь

При описании предмета:

Итоговый результат:

  • у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей

Родителям предлагается стихотворение, по которому нужно будет составить схему для заучивания.

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем
Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок


Самообразование на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

ЦЕЛИ:

    Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

    Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

ЗАДАЧИ:

    Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

    Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

    Расширять словарный запас детей по дорожной лексике

    Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей

    Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

    Сплотить детский коллектив.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

4. Развлечения и досуги.

5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

ПЛАН РАБОТЫ:

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Сентябрь

Создание презентации «Ситуации по правилам дорожного движения»

Диагностика

Просмотр и обсуждение мультфильма «Светофор» (серия «Смешарики»). Цель: запомнить правила дорожного движения

Рисование по мультфильму

Целевая прогулка «Мы по улице идем»Цель: формировать у детей представление о одностороннем и двустороннем движении

Отгадывание загадок по ПДД. Цель: обучать детей находить отгадку по описанию.

(приложение 1)

Сюжетно-ролевая игра «Такси». Цель: Закрепить знания детей о професии «таксист»

Легковой и грузовой транспорт Цель: закреплять умения различать грузовой и легковой транспорт

Анкетирование родителей

Проект «Моя мама водитель»

Памятка родителям о дорожной безопасности (приложение 7)

Создание уголка по Правилам дорожного движения

Создание электронной дидактической игры по правилам дорожного движения «Подумай и ответь»

Просмотр презентации «Ситуации по правилам дорожного движения»

Чтение «Автодорожных стихов»

Просмотр мультфильма «Правила дорожного движения с тетушкой Совой»

Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в гости» Цель: учить правильно вести себя в общественном транспорте

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый». Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве

Чтение М. Приходкина «По улицам города». Цель: закреплять знания о транспорте

Рисование «Безопасный путь от дома к детскому саду»

Родительское собрание «Безопасность детей на улице»

Памятка для родителей и детей «О безопасном маршруте следования и о сложных участках на дороге»

Подбор литературы по ПДД

Создание презентации «История автомобиля»

Электронная дидактическая игра по правилам дорожного движения «Подумай и ответь»

Просмотр развивающего мультфильма «Дорожные знаки для детей со стихами» Цель: знакомство с дорожными знаками https://www.youtube.com/

Сюжетно-ролевая игра «Пешеходный переход»

Работа с мелким строительным материалом: постройка легкового автомобиля

Подвижная игра «Воробушек и автомобиль». Цель: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве

Чтение М.Пожарского «Машины». Цель: обучать детей внимательно слушать и понимать содержание прочитанного, закреплять знания о транспорте.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Цель: закреплять знания об автобусе, его назначении

Целевая прогулка «Гараж». Цель: дать представление детям о гараже, его строении и функциональном назначении

НОД «Наше село и его транспорт» Цель:

Конкурс фотографий «Мое детское автомобильное кресло» Цель: пропаганда среди родителей, приобрести автомобильное кресло)

Изготовление жезла для сюжетно-ролевой игры «Гаишники»

Просмотр презентации «История автомобиля». Цель: познакомить детей с историей автомобиля

Целевая прогулка к пешеходному переходу. Цель: закрепить с детьми термин «пешеходный переход». Воспитывать культуру поведения на улице.

Подвижная игра «Будь внимателен». Цель: воспитывать действовать по звуковому сигналу

Проект «Наш друг-светофор»

Памятка родителям по правилам дорожного движения»

Настольная игра «Дорожные знаки»

Создание электронной игры «Отгадай загадку»

Дидактическая игра «Назови правильно». Цель: закрепить понятия «справа» «слева» «снизу» «сверху» развивать умение ориентироваться в пространстве

Чтение А.Тюняева «Правила дорожного движения». Цель: воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения

Целевая прогулка «Автозаправочная станция» Цель: дать представление об автозаправочной станции, знаке, указывающей на нее

Просмотр мультфильма «Машинки, дорожные знаки, светофор, правила дорожного движения – Тики Таки». Цель: продолжать изучать правила дорожного движения https://www.youtube.com

Выставка рисунков «Я по улице иду»

Памятка для родителей

Домино «Дорожные знаки»

Создание альбома «Разные виды транспорта»

Создание интерактивной игры по правилам дорожного движения

Просмотр мультфильма «Робокар Поли-правила дорожного движения. Как переходить дорогу». Цель: продолжать изучать правила дорожного движения

Рассматривание плакатов «Дорожные происшествия»Цель: воспитывать умение ориентироваться в создавшейся ситуации

Рисование на тему: «Дорожный знак» Цель: закрепить знания о дорожных знаках и их назначении

Памятка для родителей «Безопасность дорожного движения»

Наглядный плакат «Специальный транспорт»

Изучение методической литературы

Заучивание считалки. Цель: развивать умение четко проговаривать каждое слово, воспитывать умение использовать считалку в игре (Т.ИДанилова Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД стр.29)

Чтение М.Дружинина «Служебные машины» Цель: закреплять знание машин специального назначения

Рисование «Островок безопасности» Цель: развивать наблюдательность, внимание

Просмотр мультфильма «Торопыжка. Правила дорожного движения. Цель: продолжать изучать правила дорожного движения http://youtube.com/

Памятка для родителей «Правила дорожного движения безопасности на дорогах» (приложение8)

Настольная игра «В гостях у светофорчика»

Создание презентации по правилам дорожного движения

Просмотр мультфильма «Светофор. Обучающая детская песенка. Мультик про машинки. Учим правила дорожного движенияhttps://www.youtube.com.

Рисование на тему «Мой дом –моя улица» Цель:закрепить представление об улице, умение отображать увиденное во время прогулок, передавать свой впечатления

Чтение С.Волкова «Правила дорожного движения» Цель: закреплять знания ПДД

Изготовление книжки-самоделки «Дорожная азбука» Цель: воспитывать усидчивость, продолжать запоминать Правила дорожного движения

Памятка для родителей «Дорожные ловушки» (приложение13)

Дидактические игры «Какие бывают машины», «О чем говорит знак»

Анализ своей работы

Просмотр мультфильма « Мультик для детей. Авария на дороге» Цель: продолжать изучать Правила дорожного движения

Чтение детских стихов про машины. Цель: вспомнить какие виды транспорта бывают их назначение

Развлечение по ПДД «В гостях у светофорчика»

Диагностика

Работа сотрудника ГИБДД. Цель: познакомить детей с работой сотрудника ГИБДД

Картинки на классификацию видов транспорта

Loading...Loading...