Традиции уважения к защитнику отечества. Традиции дня защитника отечества

У многих людей существует очень серьезное заблуждение, которое становится очевидным благодаря именно этому торжественному событию. С Днем защитника Отечества в школах и семьях взрослые поздравляют мальчиков как будущих воинов, будущих защитников страны, потому что существует распространенное мнение: 23 февраля – "день всех мужчин". Произносят высокопарные слова о патриотизме и считают, что их задача выполнена. Все патриотическое воспитание школьников сводится к нескольким беседам и мероприятиям. И порой очень формальным. А какие непоправимые ошибки допускаются в этом воспитательном процессе! И результат налицо. Кого мы воспитали? Для многих ли школьников понятия Отечество, Родина, патриот, защитник Отечества наделены Смыслом?

Давайте подумаем, кто же такой на самом деле защитник Отечества и что же он защищает ? Какой образ Отечества сформирован в сознании современного молодого поколения? Понятие «Защитник Отечества» имеет очень широкий смысл. И может мы кому-то откроем секрет, но возрастных границ у этого понятия не существует . Ведь это не только солдат, умеющий держать оружие и поставленный защищать границы своей страны. И, между прочем, от того, какой смысл он вкладывает в понятие "Мое Отечество", зависит качество его службы.

Так что же такое Отечество? И может ли мальчик, защитивший слабого от хулигана, собаку от живодера, дерево от поджигателя, оказавший помощь другому, считаться защитником Отечества? А всякий ли мужчина может называться Мужчиной, достаточно ли ему для этого только отметки «МУЖ» в паспорте? И может ли он быть защитником Отечества?
Когда разберемся с первым вопросом, на остальные ответы станут очевидными.

Под Отечеством принято понимать страну предков (отцов) человека, отчизну, Родину. Отечество... Это и природа, и человек, и существующие порядки и традиции, и культурное наследие, и многое-многое другое. Все это Отечество. Одно из лучших толкований этого термина принадлежит известному русскому писателю М.Е.Салтыкову-Щедрину: "Отечество - тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но коего прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной" .

Г.В.Державин писал: "Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество" . Настоящий человек независимо от возраста и пола это делает в силу своих возможностей и способностей. Мальчик, уступивший в транспорте место старшему, убедивший прохожего поднять брошенный окурок, посадивший дерево у себя во дворе, - тоже защитник Отечества, как и пограничник. И то, и другое одинаково важно. И без того, и без другого Отечества быть не может .

Так что и как будет защищать тот солдат, о котором мы говорили ранее, если у него нет чести, совести, не развито чувство долга и ответственности? Настоящий защитник Отечества будет защищать ценности, принципы жизни и нравственного поведения, основанные на бережном отношении к природе, к своей стране, к родителям и друзьям, к другим людям (знакомым и незнакомым). Он будет защищать традиции и все то наследие, которое оставили ему родители. Наследие наших предков – это то, чем мы гордимся, то, что позволяет человеку (к сожалению, не каждому) оставаться Человеком. Защитник этих нравственных принципов, этого наследия и может называться защитником Отечества, настоящим патриотом своей страны.

В статьях и очень доступно и на примерах показано, как можно воспитать у молодых чувство патриотизма и как убедить ребят в том, что патриотом быть жизненно необходимо . И как охарактеризовать человека, любящего Россию .
А для большей убедительности можно привести очень точные и удивительно современные сегодня высказывания великого Гоголя из его письма к другу с заголовком "Нужно любить Россию".

"...Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком еще отдаленное ее предвестие. Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей..." .

Со школьниками, особенно старшеклассниками, взрослым бывает довольно трудно вести беседу на патриотическую тему. Ребята задают порой каверзные вопросы. Например, такой: Как можно любить такое Отечество, А.С.Пушкин, например, свое Отечество презирал?
Здесь имеется в виду его высказывание в письме к П.А.Вяземскому от 27 мая 1826 года: "...Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство" .

Все становится на свои места, когда ребятам сначала разъясняется, что поэт под отечеством подразумевал существующие на тот момент порядки и недостатки, ругал их, презирал, старался исправить; а затем приводятся высказывания самого же Пушкина, свидетельствующие о его истинном патриотизме. Вот они.

1. "...я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал... Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко..." (из письма к П.Я.Чаадаеву 19 октября 1836 года).

2. "Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам" (из стихотворения "Два чувства дивно близки нам").

И позвольте напомнить вам, друзья, что патриотическое воспитание школьников строится с учетом их возрастных и психологических особенностей и начинается с воспитания отзывчивости, чувства товарищества, уважения к старшим, бережного отношения к окружающему миру. Но воспитывать патриотов должны истинные патриоты . Дети и подростки очень хорошо чувствуют фальшь и лукавство. А настоящие патриоты – это те люди, которые не задумываются о своем патриотизме, а просто честно трудятся, выполняют свой долг и делают все возможное, чтобы их Отечество процветало. "Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов" (Шарль Луи де Монтескьё)

Мы очень надеемся , дорогие учителя, воспитатели, родители, что вы обязательно обсудите все то, что нашло отклик в ваших сердцах после нашего с вами общения: кто со школьниками на классном часе, кто на родительском собрании, а кто со своим ребенком в семье за чашкой чая.

В следующей статье вы обязательно найдете подарок ко Дню защитника Отечества – новую историю о приключениях Вовки и его друзей. И этот увлекательный рассказ, возможно, поможет многим из вас в воспитательной работе с детьми и подростками.

Во все времена защищать родную землю было делом чести и достоинства мужественных людей, настоящих патриотов своей страны, святой обязанностью каждого гражданина. Поэтому День защитника Отечества – это всенародный праздник. Он является символом нерушимой связи многих поколений защитников Родины и проявлением уважения народа к ним. У него славные традиции, за ним стоит сама история, полная героики подвигов, ярких поступков.

23 февраля Украина празднует День защитника Отечества, праздник, со Дня Советской армии превратившийся во всенародный мужской день. Этот праздник возник в 1918 году как день рождения Красной Армии после победы над немецкими войсками под Нарвой и Псковом.
10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон «О днях воинской славы России», в котором 23 февраля отмечено как День защитника Отечества с мотивацией, что «23 февраля 1918 года Красная Армия одержала победу над кайзеровскими войсками Германии».
Через четыре года – 23 февраля 1999 года - Президент Украины Леонид Кучма издал Указ «О Дне защитника Отечества», в котором указано: «Учитывая многочисленные обращения общественных организаций, ветеранов войны и с целью содействия патриотическому воспитанию молодежи постановляю установить в Украине праздник – День защитника отечества, который отмечать ежегодно 23 февраля ».
Во времена СССР 23 февраля был днем Советской армии, так и сегодня, по традиции, приветствуют в первую очередь военных. Однако треть украинцев относится к празднику как ко дню мужчин.
День защитника Отечества олицетворяет такие прекрасные человеческие качества, как доблесть и мужество. Фактически оно является праздником всех мужчин, чье главное призвание – защищать родную землю. Этот праздник символизирует любовь и уважение украинцев к своим защитникам и освободителям, к тем, кто сегодня стоит на страже независимости государства. В этот день мы с благодарностью вспоминаем и поздравляем тех, кто защищал национальные интересы и безопасность нашего государства. В этот день традиционно чествуем все поколения, которые показали примеры верности и героизма, защищая Отечество, со времен Запорожской Сечи до наших дней. Мужество и героизм, доблесть и слава, отвага и честь – именно те добродетели, на которых базируется вся многовековая история нашей Украины. На долю воинов-защитников всех поколений выпало много испытаний, однако они всегда преодолевали их с достоинством. Защищать Родину, свою землю, свой дом – это святая обязанность каждого человека. Защитники Отечества – это те, кто в грозные военные годы отстоял родную землю от фашистского нашествия. Это те седовласые ветераны, чья юность совпала с нечеловеческими испытаниями, с горем, кровью и бедствиями. Но они выстояли и в послевоенные годы восстанавливали и развивали страну.
День защитника Отечества – это праздник и ветеранов Великой Отечественной войны, и нынешних военнослужащих и работников Вооруженных сил Украины, которым выпала судьба вписать новые страницы в летопись украинской армии. Славные традиции отцов и дедов сегодня достойно продолжает новое поколение военнослужащих, стоящих на защите мира, труда, независимости Украины. Я считаю, что День защитника Отечества, прежде всего, дань героическим традициям нашего народа, проявление любви и уважения к тем, кто в кровопролитных битвах защищал Родину, отстаивал независимость. Мы всегда помнили, и будем помнить их храбрость и преданность во имя будущего и делать все возможное для того, чтобы окружить вниманием и заботой наших ветеранов. Отдавая дань героическим подвигам украинского воинства, кланяемся их мужеству и безграничной верности своему долгу. В нашей памяти хранятся все подвиги многих поколений воинов-защитников, их безграничная преданность и любовь к родной земле, мужество и героизм.

Военнослужащий - это прежде всего вооруженный за­щитник Отечества. В связи с учетом особых обязанностей, возлагаемых на военнослужащего, он должен обладать рядом качеств, необходимых для исполнения своего высокого пред­назначения.

Истинный патриот сознательно любит свое Отечество, го­тов к любым жертвам и подвигам во имя него. Вот как ска­зал об этом русский писатель и историк Н. М. Карамзин: «Па­триотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях».

Прежде всего современный военнослужащий должен до­рожить честью. Честь - это заслуживающее уважения мо­ральное качество, или, как писал создатель «Толкового сло­варя великорусского языка» В.И.Даль, «внутреннее нрав­ственное достоинство человека». Достоинство военнослужа­щего выражается в уважении к себе, в осознании своих че­ловеческих прав, моральных ценностей, в подобающем об­разцовом поведении. Образцовое поведение включает в себя соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты службы в армии.

Также военнослужащий обязан знать и неукоснительно со­блюдать международные правила ведения военных действий, касающиеся обращения с ранеными и больными, с граждан­ским населением в районе боевых действий, а также с военно­пленными. Человеколюбие во все времена являлось неотъем­лемым качеством российского воина. В суворовской «Науке побеждать» об этом сказано так: «Не менее чем оружием, по­беждать противника человеколюбием. В поражениях сдаю­щимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей оби­ды и озлобления не чинить».

Принципы уважения к человеческой личности в условиях военного конфликта закрепляют четыре Женевские конвен­ции 1949 г. В них предусмотрено:

    обеспечение равенства при уходе за ранеными как сво­ей, так и неприятельской стороны, без каких-либо раз­личий;

    уважение личности человека, его чести, семейных прав, религиозных убеждений, в особенности защита прав ре­бенка;

    запрещение жестокого обращения с пленными, взятия заложников, истребления, пыток, наказания без суда и следствия, грабежей и неоправданного уничтожения имущества;

    разрешение делегатам Международного комитета Крас­ного Креста посещать военнопленных и осуществлять гуманитарные акции с целью помощи жертвам войны;

    запрещение убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или прекратил участие в воен­ных действиях.

Захваченные в плен участники военных действий и граж­данские лица, находящиеся во власти противника, включая жителей оккупированных территорий, имеют право на со­хранение жизни, уважение достоинства, личных прав и убеждений. Они должны иметь право на переписку со своей семьей и получение помощи.

Звание воина всегда было почетно, а ратное дело счита­ется делом настоящих мужчин. Но ведение войны в совре­менных условиях требует знаний, и знаний немалых, иначе более подготовленный противник с легкостью одержит по­беду над уступающим ему в подготовке врагом. Поэтому еще одна обязанность современного военнослужащего - посто­янно повышать свой интеллектуальный уровень, оттачивать боевые навыки и умения, повышать уровень физической подготовки. Вверенные ему оружие и военную технику он должен знать в совершенстве.

Чтобы с честью и достоинством нести звание защитника Отечества, каждый военнослужащий должен:

    глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, добросовестно и честно выполнять свои слу­жебные обязанности;

    иметь четкие представления о высоком смысле военной службы, о значении боеспособности и боевой готовности для защиты Отечества;

    быть морально, психологически и физически готовым к преодолению трудностей при исполнении воинского долга в мирное и военное время;

в любых условиях соблюдать военную присягу, законы Российской Федерации и требования воинских уставов;

дорожить боевой славой Вооруженных сил России и во­инской части, честью боевого знамени, своим званием российского солдата, чтить боевые традиции Вооружен­ных сил, своего соединения, части (корабля) и подраз­деления.

Вопросы для самоконтроля

    Как вы понимаете честь и достоинство военнослужащего?

    Перечислите основные качества, присущие военнослужащему - защитнику Отечества.

    Какие принципы уважения к человеческой личности в услови­ях военного конфликта закреплены в Женевских конвенциях 1949 г.?

    Почему современный военнослужащий должен быть образован­ным человеком?

.

5.1. Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

Военнослужащий есть вооруженный защитник Отечества. В связи с этим на него возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. С учетом особенных обязанностей, возложенных на военнослужащего, он должен обладать рядом качеств, присущих вооруженному защитнику Отечества в современных условиях.

Прежде всего, военнослужащий - патриот, который любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а потому, что это его Родина (вклейка, фото 18).

Патриот сознательно любит свое Отечество, готов встать на его защиту, готов к любым жертвам и подвигам во имя Родины. Вот как сказано о патриотизме у Н. М. Карамзина: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения, а потому не все люди имеют его».

Военная история Отечества включает множество примеров героического поведения российский солдат и офицеров. Приведем некоторые из них.

В 1812 году, в ходе Бородинского сражения генерал В. Г. Костенецкий заменил убитого начальника артиллерии русской армии генерал-майора А. И. Кутайсова. Когда на одну из русских батарей ворвались французы, Костенецкий, обладавший богатырской силой, стал в ряды защитников и отбивал нападающих артиллерийским банником. Банник сломался в руках генерала, но атака была отбита. За Бородино Костенецкий был награжден орденом Георгия 3-й степени.

В ходе русско-японской войны 1904-1905 годов немало строк в героическую летопись Отечества вписали русские моряки. Всем хорошо известен подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». В Цусимском сражении японцами был подбит эскадренный броненосец «Князь Суворов». Потеряв управление, корабль выходит из строя, но не прекращает огня. Лейтенанты Вырубов и Богданов, прапорщик Курсель и 30 матросов отказываются сойти с корабля и продолжают бой. «Суворов» ведет огонь из последней уцелевшей трехдюймовой пушки. Потопленный торпедами, он гибнет с развевающимся Андреевским флагом.

В начале октября 1941 г. гитлеровские армии подошли близко к Москве.

Большая часть советских войск, защищавших столицу, оказалась в окружении в районе Вязьмы. Дорога на Москву с юга со стороны Варшавского шоссе была открыта. Для переброски резервов требовалось 5-7 дней, и для обороны в район Малоярославца были выдвинуты курсанты пехотного и артиллерийского подольских училищ. В течение двенадцати дней за время боев с превосходящими силами противника курсанты подольских училищ уничтожили до 5000 гитлеровцев, подбили 100 танков противника.

Курсант-артиллерист Юрий Добрынин в одном из боев подбил из орудия 6 танков и 2 бронетранспортера. Подольские курсанты почти все погибли, но выполнили приказ - враг был задержан и на ближних подступах к Москве был создан новый рубеж обороны.

В послевоенные годы в мирной будничной жизни и в ходе боевых действий в ряде стран наши воины своими ратными делами и героическими подвигами множество раз убедительно доказывали свою верность воинскому долгу, присяге, преданность Родине. Только в 80-е годы за самоотверженное выполнение воинского долга на афганской земле 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза и более 200 тыс. человек награждены орденами и медалями, из них 110 тыс. солдат и сержантов.

Вот как действовали в бою два наших российских героя. Душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели уничтожающий огонь из пулеметов на флангах. В короткие минуты затишья десантники дали клятву: высоту не сдавать, сражаться до последнего патрона. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет, успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.

Чувство патриотизма и сегодня остается высшей нравственной ценностью и наиболее убедительным смыслом службы в армии реформируемого Российского государства. Отрадно, что любовь к Родине у воинов-патриотов не ограничивается словесными заверениями, а включает созидательное начало, выражается в конкретных благородных делах и героических поступках.

Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины каждодневно доказывают в поле, на стрельбищах и танкодромах, в классах и за пультами боевых машин, в ходе караульной и внутренней службы, а при необходимости и в боевой обстановке, как это происходило в Чеченской республике. Вот лишь два примера.

В бою на одной из городских улиц была подбита БМП-3, где наводчиком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант тут же покинул боевую машину и оказался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушки и пулемет Аппакова. Шквал смертоносного металла обрушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас своих боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и дудаевцы бежали, тело мужественного сержанта извлекли из подбитой машины. Он дрался до последнего снаряда, до последнего патрона - боекомплект был весь израсходован.

Во время штурма объекта погиб командир взвода. Командование подразделением взял на себя сержант Евгений Саркисов и продолжил выполнение боевой задачи. Евгений получил ранение, но оставался в строю и руководил боем. И лишь после того, как разрывом гранаты Е. Саркисову оторвало руку, его вынесли с поля боя. И подобных примеров можно привести много. Ими наполнены дни опасной, но очень необходимой для сохранения целостности Родины военной службы на территории Чечни.

Еще в русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях. О них писались книги, слагались стихи и песни. А начиная с 1840 г., воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгинского полка Архип Осипов, подорвавший пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении». Традиция считать воинов, павших смертью героев, навечно зачисленными в воинскую часть, сохраняется в российской армии и поныне.

В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.

Патриотизм - одно из основных качеств защитника Отечества, без которого он может превратиться просто в наемника. Только истинный патриот до конца может быть верен Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы (вклейка, фото 19).

Военнослужащий должен с честью и достоинством нести высокое звание защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части и честью своего воинского звания.

Для этого он должен быть гражданином своей Родины, свято соблюдающим Конституцию, законы Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.

Военнослужащий обязан также знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий: обращение с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

Воинская честь и достоинство - неотъемлемые качества военнослужащего. Честь - это достойное уважения и гордости моральное качество, «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» (В. Даль).

Достоинство военнослужащего выражается в уважении к себе, в осознании своих человеческих прав, моральных ценностей, в подобающем образцовом поведении.

Военнослужащий Вооруженных Сил России - это человек, обладающий таким общечеловеческим свойством, как гуманность. Человеколюбие - это неотъемлемое качество российского воина во все времена.

В суворовской «Науке побеждать» об этом сказано так: «Не менее чем оружием побеждать противника человеколюбием. В поражениях сдающимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей обиды и озлобления не чинить».

Честью и достоинством военнослужащего Вооруженных Сил России является соблюдение международных правил ведения войны. Четыре Женевские конвенции 1949 г. закрепляют принципы уважения человеческой личности в условиях военного конфликта, в них предусмотрено:

Обеспечение равенства при уходе за ранеными как своей, так и неприятельской стороны без каких-либо различий;
- уважение личности человека, его чести, семейных прав, религиозных убеждений, в особенности защита прав ребенка;
- запрещение жестокого обращения с пленными, взятия заложников, истребления, пыток, наказания без суда и следствия, грабежей и неоправданного уничтожения имущества;
- разрешение делегатам Международного Комитета Красного Креста посещать военнопленных и осуществлять гуманитарные акции с целью помощи жертвам войны;
- запрещение убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или прекратил участие в военных действиях. Захваченные в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, включая жителей оккупированных территорий, имеют право на сохранение их жизни, уважение достоинства, личных прав и убеждений. Они должны иметь право на переписку со своей семьей и на получение помощи.

Необходимо отметить, что звание воина всегда было почетно. Звание воина велико потому, что оно требует громадной силы воли, великой любви и самопожертвования.

Воинское звание священно потому, что воины своим трудом, потом, кровью и собственной жизнью защищают Отечество от врагов. Чтобы с честью и достоинством выполнять свой воинский долг, военнослужащий должен быть честным, дисциплинированным, беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части.

Необходимо отметить еще очень важные профессиональные качества военнослужащего Вооруженных Сил России. Современный российский воин в совершенстве знает и содержит в постоянной готовности к применению вверенное ему вооружение и военную технику , постоянно овладевает военно-профессиональными знаниями и совершенствует свое воинское мастерство.

Какими основными качествами должен обладать военнослужащий, чтобы с честью и достоинством нести звание защитника Отечества?
Во-первых, каждый военнослужащий должен глубоко осознать личную ответственность за защиту Родины, добросовестно и честно выполнять свои служебные обязанности.

Во-вторых, иметь четкие и ясные представления о высоком смысле военной службы, о жизненно важном значении боеспособности и боевой готовности для защиты Отечества.

В-третьих, быть всегда морально-психологически и физически готовым к преодолению трудностей при исполнении воинского долга в мирное и военное время.

В-четвертых, быть внутренне готовым в любых условиях соблюдать военную присягу, законы Российской Федерации и требования воинских уставов.

В-пятых, дорожить боевой славой Вооруженных Сил России и воинской части, честью Боевого Знамени, своим званием российского солдата, чтить боевые традиции Вооруженных Сил, своего соединения, части (корабля), подразделения.

В заключение отметим, что патриотизм, долг и честь солдата - это те морально-духовные качества, которые делают армию непобедимой.

Вопросы и задания

1. Патриотизм, его основные понятия и определения.
2. Основные качества, присущие военнослужащему - защитнику Отечества.
3. Понятие о чести и достоинстве военнослужащего, в чем они проявляются.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 159 с. - ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Военнослужащий - это прежде всего вооруженный защитник Отечества. В связи с учетом особых обязанностей, возлагаемых на военнослужащего, он должен обладать рядом качеств, необходимых для исполнения своего высокого предназначения.

Истинный патриот сознательно любит свое Отечество, готов к любым жертвам и подвигам во имя него. Вот как сказал об этом русский писатель и историк Н. М. Карамзин: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях».

Прежде всего современный военнослужащий должен дорожить честью. Честь - это заслуживающее уважения моральное качество, или, как писал создатель «Толкового словаря великорусского языка» В.И.Даль, «внутреннее нравственное достоинство человека». Достоинство военнослужащего выражается в уважении к себе, в осознании своих человеческих прав, моральных ценностей, в подобающем образцовом поведении. Образцовое поведение включает в себя соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты службы в армии.

Также военнослужащий обязан знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, касающиеся обращения с ранеными и больными, с гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными. Человеколюбие во все времена являлось неотъемлемым качеством российского воина. В суворовской «Науке побеждать» об этом сказано так: «Не менее чем оружием, побеждать противника человеколюбием. В поражениях сдающимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей обиды и озлобления не чинить».

Принципы уважения к человеческой личности в условиях военного конфликта закрепляют четыре Женевские конвенции 1949 г. В них предусмотрено:

· обеспечение равенства при уходе за ранеными как своей, так и неприятельской стороны, без каких-либо различий;

· уважение личности человека, его чести, семейных прав, религиозных убеждений, в особенности защита прав ребенка;

· запрещение жестокого обращения с пленными, взятия заложников, истребления, пыток, наказания без суда и следствия, грабежей и неоправданного уничтожения имущества;

· разрешение делегатам Международного комитета Красного Креста посещать военнопленных и осуществлять гуманитарные акции с целью помощи жертвам войны;

· запрещение убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или прекратил участие в военных действиях.

Захваченные в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, включая жителей оккупированных территорий, имеют право на сохранение жизни, уважение достоинства, личных прав и убеждений. Они должны иметь право на переписку со своей семьей и получение помощи.

Звание воина всегда было почетно, а ратное дело считается делом настоящих мужчин. Но ведение войны в современных условиях требует знаний, и знаний немалых, иначе более подготовленный противник с легкостью одержит победу над уступающим ему в подготовке врагом. Поэтому еще одна обязанность современного военнослужащего - постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, оттачивать боевые навыки и умения, повышать уровень физической подготовки. Вверенные ему оружие и военную технику он должен знать в совершенстве.

Чтобы с честью и достоинством нести звание защитника Отечества, каждый военнослужащий должен:

· глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, добросовестно и честно выполнять свои служебные обязанности;

· иметь четкие представления о высоком смысле военной службы, о значении боеспособности и боевой готовности для защиты Отечества;

· быть морально, психологически и физически готовым к преодолению трудностей при исполнении воинского долга в мирное и военное время;

в любых условиях соблюдать военную присягу, законы Российской Федерации и требования воинских уставов;

дорожить боевой славой Вооруженных сил России и воинской части, честью боевого знамени, своим званием российского солдата, чтить боевые традиции Вооруженных сил, своего соединения, части (корабля) и подразделения.

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете честь и достоинство военнослужащего?

2. Перечислите основные качества, присущие военнослужащему - защитнику Отечества.

3. Какие принципы уважения к человеческой личности в условиях военного конфликта закреплены в Женевских конвенциях 1949 г.?

4. Почему современный военнослужащий должен быть образованным человеком?

4.12. Воинская дисциплина и ответственность

Дисциплина - это установленный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также определенным требованиям той или иной организации.

В соответствии со сферами проявления дисциплина может подразделяться на государственную, производственную, общественную, техническую и т.п.

Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной дисциплины, имеет свою специфику и особенности.

Она соответствует предназначению Вооруженных сил, характеру и условиям их деятельности. Суть воинской дисциплины изложена вДисциплинарном уставе Вооруженных сил Российской Федерации. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его преданности своему народу.

История развития Вооруженных сил и вооруженной борьбы неразрывно связана с историей государства. Армия всегда была зеркалом того государства, того народа, которые она представляла. Историки не раз задавались вопросом: в чем же заключается та могучая непреодолимая сила, которая заставляет воина отрешиться от личной воли, чувства страха и идти в бой, почти на верную смерть? Определение этой силы звучит так - воинская дисциплина. Это - душа армии, делающая ее такой, какой армия и должна быть.

Только высокая воинская дисциплина может объединить волю, энергию, храбрость и профессионализм каждой отдельной личности в единое целое и обеспечить в конечном счете победу в вооруженной борьбе.

Высокая воинская дисциплина является одним из решающих условий боеспособности и боеготовности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

· быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;

· выполнять свой воинский долг умело и мужественно;

· добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

· быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

· поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими;

· крепить войсковое товарищество.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает проявления разумной инициативы, находчивости. Более того, уставы обязывают военнослужащего в сложных ситуациях смело принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, искать выход из трудного положения. Однако всегда следует помнить, что приказ командира имеет для военнослужащего силу закона. В суровую военную пору родилась поговорка: «Можно умереть, но нельзя не выполнить приказ». С полным основанием можно сказать, что и в мирное время строгое и точное выполнение приказа командира является первой солдатской заповедью.

Каждый солдат и матрос обязаны помнить, что без крепкой воинской дисциплины немыслима высокая боевая готовность подразделения, части, корабля. Развитие способов боевых действий, наличие сложнейших коллективных систем оружия и боевой техники, требующих строго согласованных, последовательных действий, усиливают личную ответственность каждого воина за выполнение своих обязанностей, приказов и распоряжений командиров. Чтобы обеспечить выполнение боевой задачи в этих условиях, нужны быстрые и четкие действия всех членов экипажей и расчетов, умение понимать друг друга с полуслова, все подчинять интересам коллектива.

В современных условиях неизмеримо повысилась роль таких важнейших условий боеспособности, как дисциплина боевого дежурства, дисциплина времени, дисциплина полетов, дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники и т. п.

Особо хотелось бы выделить такое понятие, как «дисциплина времени». Фактор времени имеет исключительное значение для боевой готовности. Если в недавнем прошлом на приведение войск в боевую готовность отводились продолжительные сроки, то теперь скорость полета современных ракет и самолетов ограничивает это время до считаных минут, а то и секунд. Вот почему при выполнении учебно-боевых задач и нормативов ведется непрерывная борьба за каждую секунду, за быстроту и точность действий каждого воина.

Большое значение в современных условиях имеет дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники. Она включает в себя высокую культуру и своевременность ее обслуживания, четкие и умелые действия в ходе настройки и регулировки аппаратуры. Даже малейшее отступление от требований инструкций и наставлений, правил эксплуатации может привести к выходу из строя сложнейших механизмов. Воинская дисциплина, соблюдение уставных требований в любой обстановке позволяют военнослужащим научиться концентрировать свои духовные и физические силы на преодолении трудностей, воспитать в себе высокие морально- психологические и боевые качества, способствующие выполнению поставленных задач.

Поддержание крепкой воинской дисциплины и твердого порядка - задача сложная и может быть решена усилиями всех военнослужащих на основе следования уставным правилам поведения. Даже в эпоху высокоразвитой боевой техники и совершенного оружия главная роль на войне принадлежит солдату. Результаты боевых действий в современных условиях во многом зависят от морально-психологического состояния солдат, их способности нести военные тяготы и лишения, преодолевать страх в бою и сохранять волю к победе.

Военная дисциплина имеет свою специфику и особенности, связанные прежде всего с основным предназначением Вооруженных сил страны в целом и каждого военнослужащего в частности. Речь идет о вооруженной защите границ и независимости нашей Родины.

Таким образом, становление военнослужащего начинается с беспрекословного подчинения требованиям воинской службы. Армия без дисциплины - это слишком дорогостоящее учреждение, непригодное для выполнения своих задач даже в мирное время.

А.В.Суворов в своей знаменитой «Науке побеждать» приводит основные слагаемые победы.

Первое - субординация (подчинение) - альфа и омега всего воинского единства. Затем экзерциция (упражнение, развитие, закалка). Далее дисциплина, слагающаяся из элементов подчинения и совместного обучения. Только соблюдение дисциплины приносит победу, другого пути нет.

Душой воинской дисциплины является сознательное подчинение командирам, точное выполнение приказов, распоряжений, команд. Беспрекословное выполнение приказа командира, вера в него - залог победы. Обсуждение приказа в армии недопустимо, а неповиновение приказу или его неисполнение является воинским преступлением.

Приведем пример высокой воинской исполнительности из истории России.

Генерал М.Д.Скобелев в русско-турецкой войне 1877 -1878 гг. успешно командовал отрядом под Плевной, затем дивизией в сражении при Шипке - Шейково. В разгар сражения с турками он обратился к батальону, который посылал в атаку: «Братцы, я посылаю вас на смерть. Видите позицию? Взять ее нельзя. Да я брать ее и не думаю. Но нужно, чтобы турки перебросили туда все свои силы, а я тем временем ударю им в центр. Вы дадите России победу. Смерть ваша будет честной, славной смертью!» Батальон, посылаемый на смерть, ответил бодрым «Ура!» и бросился в атаку

Одним из основных принципов строительства Вооруженных сил Российской Федерации, руководства ими и взаимоотношений военнослужащих между собой является принцип единоначалия, который выражается в праве командира единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. За неисполнение подчиненными приказа начальника, за нанесенный ущерб интересам военной службы предусмотрено уголовное наказание. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, влекущее за собой тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Оценка последствий неисполнения приказа зависит от конкретных обстоятельств совершенного преступления. Ими могут быть несчастные случаи с людьми, причинение им тяжких телесных повреждений, повреждение боевой техники и вооружения, причинение крупного материального ущерба и т.д.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначается наказание в виде ограничения по военной службе. Из денежного содержания осужденного к ограничению производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20 % от заработной платы (платы по контракту). Во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевое дежурство, боевую службу. Боевое дежурство регламентируется строго установленными правилами, соблюдение которых является законом для каждого военнослужащего. Нарушение этих правил является воинским преступлением, влекущим за собой уголовную ответственность.

Статья 340 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение правил несения боевого дежурства» предусматривает следующие виды наказаний:

«1. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федераций либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

  1. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.
  2. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет».

Нормы и требования воинской дисциплины охватывают все стороны жизни и деятельности военнослужащего: они распространяются не только на служебную деятельность, но и на поведение вне службы, на взаимоотношение военнослужащих между собой, на все, из чего складываются жизнь и быт военнослужащего.

Внутренний порядок и дисциплина - понятия неотделимые. Без уставного внутреннего порядка в воинской части не может быть крепкой воинской дисциплины. Внутренний порядок является надежным воспитательным средством как сила, действующая непрерывно в течение всего дня, всей службы молодого человека. Строгий уставной порядок в подразделении обеспечивает наиболее эффективную организацию обучения и воспитания воинов полноценными защитниками Отечества, способными в любое время с оружием в руках встать на защиту Родины. Неукоснительное соблюдение порядка способно защитить и от дедовщины, позорного явления современной армии.

Важнейшими элементами уставного порядка являются: выполнение распорядка дня, организация боевой подготовки, служба суточного наряда, несение караульной и гарнизонной служб, организация парковой службы, хранение и выдача оружия, соблюдение правил ношения формы одежды, поддержание чистоты в помещениях и городках.

Вопросы для самоконтроля

1.Дайте определение понятия «дисциплина».

2.Что такое воинская дисциплина? На чем она основывается? Каково ее значение в современных условиях?

3.Назовите основные критерии, определяющие дисциплинированность военнослужащего.

4. Приведите примеры высокой воинской исполнительности из истории России.

5.Назовите основные виды ответственности за нарушение воинской дисциплины.

6. Как вы понимаете высказывание немецкого писателя Г.Бёлля: «Люди были спасены от смерти, города и мосты - от разрушения, потому что кто-то не выполнил приказ...»?

7. Каково соотношение понятий «внутренний порядок» и «дисциплина»?

Назовите основные элементы уставного порядка

Loading...Loading...