Цветоведение в детском саду. Конспект по раннему возрасту «Знакомство с красным цветом», (синим, желтым, зеленым) Знакомство с цветами желтый зеленый красный синий

В изобразительном искусстве цвет служит правдивым воспроизведением реальных предметов в реальной среде. Глаз человека обладает способностью различать 7 основных цветов и 150 цветовых оттенков (тонов). Выделяют основные цвета или чистые (красный, синий, желтый) и составные (все остальные, образованные от соединения основных цветов).

Цветовой круг обычно разделяют на две части – теплую и холодную. Теплые цвета близки по цвету солнцу – это красный, оранжевый, желтый. Холодные цвета – синий, фиолетовый, голубой. Эти цвета ассоциируются в представлении человека со льдом, лунным светом. А зеленый цвет занимает промежуточное положение. Он может быть как теплым, так и холодным в зависимости от преобладания в нем желтого или синего. Например, зелень травяная ближе к теплым цветам, а изумрудный – к холодным.

С давних времен люди придавали цвету особое значение. Они по – разному воспринимали и ощущали цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов, которые видим мы. Полагают, что сначала люди научились видеть более яркие цвета – красный и желтый, а затем уже синий и зеленый.

Известно, что палитра древнегреческих живописцев состояла всего из четырех цветов: красной, охры, черной и белой.

Постепенно палитра становилась богаче, но художники еще долго продолжали путать синий и зеленый цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее. Но это только предположения.

Можно сказать, что восприятие мира было более живописным на Севере, где большая влажность воздуха дает мягкие переходы цветовых тонов. Поэтому художники были вынуждены более внимательно вглядываться в богатую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей. Это постепенно привело к рождению колористической живописи в Венеции, Париже, Амстердаме, Лондоне. Важным было и то, что художники вышли писать картины на открытый воздух (пленэр). Это развило их восприятие цвета.

Таким образом, развитию цветового восприятия у людей помогает сама природа.

Действие цвета обусловлено непосредственным влиянием на организм человека и ассоциациями, которые вызывают цвета. Единой системы символического значения цветов никогда не существовало, но за века сложились определенные цветовые символы, понятные всем. Рассмотрим символическое значение отдельных цветов.

Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Огонь с древних времен играл важную роль в жизни человека.

Но вместе с тем красный – цвет опасности. Красный сигнал светофора предупреждает нас о том, что надо остановиться. Большинство цветовых сигналов вокруг нас именно красного цвета.



Красный цвет выражает торжественность, означает уважение, почет, его еще называют королевским цветом. Так для дорогих гостей выстилают красные ковровые дорожки в знак особого уважения; короли предпочитали носить мантии красного цвета; персидские цари носили красную одежду, расшитую золотыми птицами.

В Китае красный – символ птицы Феникс, обладающей способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла.

В Японии, где существует культ Солнца, красный – цвет солнца, приносит урожай, благополучие. Японцы верят, что красный цвет охраняет от беды, злых сил, болезней, несчастий. На государственном флаге Японии изображен красный диск солнца.

На Руси красный цвет считался самым красивым (“красна девица”, “красный угол в избе”, “не красна изба углами, а красна пирогами”, красный сарафан, красная рубаха). Красный цвет в русской народной культуре был оберегом. Одежда шилась красными нитками.

Красный цвет символизирует и любовь. Красные розы дарят в знак любви, а на открытках рисуют красное сердце.

Оранжевый цвет – тоже цвет солнца. Очень жизнерадостный цвет, приносящий успех и удачу. Все боги Солнца были одеты в золотые одежды, разъезжали в золотых колесницах. Солнечные блики перекликаются с золотом, оранжевыми и желтыми цветами.

В природе не так много оранжевого цвета.

Желтый цвет имеет много значений и оттенков. С желтым цветом ассоциируется солнечный свет, он дает ощущение истины, творческого подъема и вдохновения.

Но в культуре разных народов существует поверье, что желтый цвет означает измену, трусость, страх.

Зеленый цвет – цвет самой природы, цвет жизни, цвет бессмертия. Это мир зеленых растений, символ обновления, возрождения, юности, молодости, надежды.



Голубой и синий – цвет неба и воды, общения и эмоциональности. Это легкость, воздушность, чистота, прохлада. Синий символизирует вечность, устойчивость, тайну и истину.

Фиолетовый – цвет философов и поэтов, познание истины. Красивый чистый фиолетовый цвет связан с интеллектуальными способностями человека.

Белый цвет – символ чистоты, невинности, нежности.

Черный цвет – символ траура, печаль и символ торжественности и строгости.

У разных народов одному и тому же цвету могли придавать разное символическое значение.

Итак, восприятие цвета у людей индивидуально. Оно зависит от пола, возраста, настроения, жизненного опыта и многих других причин.

Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно связаны с нравственными. Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

О влиянии цвета, его воздействии на эмоциональную сферу свидетельствует реакция детей дошкольного возраста на объекты разных цветов. Характерно, что в солнечные ясные дни дети до одного года охотнее следят за перемещением предметов, окрашенных в зеленые и синие цвета, а в пасмурные дни их внимание привлекают предметы, окрашенные в желтые, оранжевые цвета.

У детей 2– 3 лет еще одинаковое отношение к различным цветам. Ребенок этого возраста с удовольствием покрывает поверхность листа бумаги любым цветом. Но уже к четырем годам дети воспринимают цвет как средство украшения. Как установила В.С. Мухина, дети этого возраста выражают цветом свое отношение к красивому и некрасивому. Красивое изображается яркими и чистыми цветами, причем преимущественно желтыми, оранжевыми, красными красками. А не красивое окрашивается темным цветом.

Наблюдается и другая тенденция: ребенок стремится изображать предметы в соответствии с их действительным цветом. При этом цвет определенных предметов дети воспринимают в качестве их обязательного признака и окрашивают их, как правило, стандартно, без учета освещенности и индивидуальных различий. Это объясняется тем, что, рисуя, дети часто пользуются не собственными зрительными представлениями о цвете предмета, а усвоенными от взрослых. Поэтому в большинстве случаев детские работы заполнены цветовыми штампами: синее небо, желтое солнце, зеленая трава.

По мнению Н.П. Сакулиной, недостаточность использования цветов в рисунках нельзя мотивировать неполнотой цветового восприятия, якобы свойственной детям. При соответствующей педагогической работе у детей 5- 6 лет развивается тонкое цветовое восприятие.

В практике детских садов овладение цветом организуется через решение двух взаимосвязанных задач:

1. Формирование чувства цвета как неотъемлемой части сенсорного воспитания.

2. Овладение детьми эталонной системой свойств и признаков предметов непосредственно в изобразительной деятельности.

К концу пребывания в детском саду ребенок должен овладеть представлениями о разновидности хроматических цветов и их оттенков, а также усвоить принципы выбора цветовой гаммы для создания образа.

Дети учатся различать цветовые характеристики и усваивают их названия непосредственно в процессе обследования конкретных объектов и воспроизведении их в рисунке.

Особую сложность представляет процесс ознакомления детей с принципами выбора цветовой гаммы для создания конкретного образа. Ребенок, как известно, не столько видит цвет, сколько знает о нем, и соответственно этому знанию, раскрашивает те или иные предметы. Потому что на первых этапах овладения представлениями о цвете в качестве наглядных примеров ему предлагают конкретные объекты, содержащие в себе ярко выраженные эталонные признаки.

Формирование у детей представлений о цвете целесообразно осуществлять параллельно с обучением способам и приемам рисования.

Рассмотрим, как происходит знакомство с цветом в каждой возрастной группе детского сада.

Первая младшая группа.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо выбирать такой изобразительный материал, который не требует от них больших умений и в тоже время позволяет им решать цветовые задачи. Это могут быть цветные карандаши. Набор должен быть небольшим, до шести карандашей. Детей знакомят с основными цветами (красный, синий, желтый), зеленым цветом и ахроматическими цветами (черный, белый). Или предложить для рисования гуашевые краски, т.к. гуашь дает яркое сочное цветовое пятно.

При ознакомлении младших дошкольников с цветом можно использовать дидактические игрушки, в которых ярко выражен цвет: интенсивной окраски шары, кольца, башенки, пирамидки, матрешки, мячи, флажки и др.

Игра – ведущий вид деятельности, в котором дети 2 – 3 лет получают знания о цвете. Это игры – поручения:

“Найди такой же шар”,

“Составь башенку из колец желтого цвета”,

“Разноцветное лото”,

“Выбери шар такого цвета, какого цвета воротца и прокати его”,

“У кого такого цвета платье?”…

Главная задача при проведении таких игр – сосредоточить внимание детей на цвете, научить их различать и правильно называть основные цвета.

Необходимо чаще произносить названия красок, не надеясь, что ребенок сам перенесет на цвет слова, его обозначающий. Это может не произойти, т.к. в этом возрасте цвет еще тесно связан с конкретным предметом.

Вторая младшая группа.

Дети второй младшей группы (3 – 4 года) уже различают оттенки – розовый, голубой, серый и правильно соотносят их с основным цветом. Но дети последовательно овладевают точным названием оттенка. Часто дети применяют свои названия: оттенки слабой интенсивности они называют “немножко красный”, “мало синий”, насыщенность света выражают словами: “совсем – совсем зеленый”, “очень – очень красный” и т.д.

Дидактические игры, которые можно использовать в работе с детьми:

“Подбери по цвету”,

“Нарисуй ниточки к воздушным шарам”,

“Дорисуй”,

“Радуга – дуга” и др.

Средняя группа.

Основное знакомство с цветом происходит на пятом году жизни. С 4 до 5 лет дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветов в спектре, учатся самостоятельно получать оттенки цветов (светлый и темный).

Для углубления представлений детей о цвете вводится новый технический прием – смешивание красок на палитре. Добавляя в основной цвет белила, дети получают светлые оттенки (розовый, голубой, светло – зеленый и т.д.), а добавляя немножко черного, получают темные оттенки (темно – зеленый, темно – синий, темно – красный).

Дидактические игры:

“Назови по порядку”,

“Хоровод”,

“Цветное лото”,

“Разноцветная вода”,

“Собери букет”,

“Цветной волчок” и др.

В этом возрасте красочность детских работ противоречива: она выражает отношение ребенка к миру и служит условным обозначением окраски предметов.

Для ознакомления с цветом в средней группе широко используются народные промыслы России. Например, изделия Гжели знакомят детей с синим, голубым цветами и их оттенками; изделия Хохломы – с гаммой теплых цветов (желтый, красный, оранжевый). Ярко и красочно знакомит с цветом дымковская игрушка. И на занятиях по декоративному рисованию, аппликации они с удовольствием выполняют росписи по мотивам народных, выдерживая характерную для них цветовую гамму.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте дети узнают все цвета радуги, их оттенки, смешивают краски для получения оттенков, используют тональные сочетания одного и того же цвета. Дети знают гамму теплых и холодных цветов. В этом возрасте детей подводят к восприятию цвета как средства передачи настроения.

Для решения этих задач используются игры:

“Подбери себе соседа”,

“Пирамидка” (составление ряда по светлоте),

“Разноцветная вода”,

“Волшебные краски” (получение оттенков),

“Чайный сервиз” и “В гостях у солнышка” (группировка цветов спектра на теплые и холодные).

Но знакомство с цветовой гаммой может проходить не только в играх и на занятиях по изобразительной деятельности. Значительную роль играет окружение ребенка - обстановка и оформление детского сада. Цветовая среда должна быть динамичной, меняющейся в зависимости от сезона (букет цветов, эстампы, композиции из осенних листьев). Ярко золотисто – багряные букеты из осенних листьев дают многообразие зрительного восприятия цветовых оттенков.

Природа также знакомит детей с цветом. Ученые установили, что летом в средней полосе природа дает 123 оттенка зеленого цвета. Но, привлекая внимание детей к богатству и разнообразию цвета в природе, обогащая их впечатления, воспитатель не должен превращать природу в дидактическое средство, вырывая из нее лишь цвет. Всегда нужно, даже маленьким детям, показывать цвет не изолированно от предмета, явления, образа, а в целом жизненном впечатлении, достаточно полном и живом. Было бы не верно рассматривать бабочку с детьми только ради ее цвета. Желтый цвет бабочки живет, играет, горит, когда дети ее видят, летающей среди зелени. Зеленый полосатый арбуз хорошо смотрится среди листьев или рядом с желтой спелой тыквой. Если на дворе зима, можно заметить, что снег в зависимости от света, то голубой, то сиреневый, то матовый, то искрящийся, переливающийся.

На прогулке воспитатель обращает внимание детей на изменяющийся цвет неба, воды в разное время дня, при разном освещении, разном природном окружении. Помогает этому и показ произведений изобразительного искусства. Они служат не только украшением интерьера, их рассматривают, проводят по ним беседы. При этом внимание детей направляется на:

2. Средства выразительности – линия, цвет, композиция…

Иллюстрации известных детских художников В. Лебедева, Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Конашевича и других отличаются красочностью, полны жизненных наблюдений. Дети 5-7 лет могут понять фантастичность иллюстраций к сказке П. Бажова “Серебряное копытце” художника М. Успенского, которая достигается цветовыми сочетаниями – синий – “сказочный” цвет.

Таким образом, дети приобретают “цветовую зоркость”, потребность в цветовых впечатлениях, в передаче их в изобразительной деятельности. Цвет обогащает эстетические чувства и потребности детей, создает радостный настрой жизни.

.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1141 Невского района

Методические материалы к выступлению на родительском собрании на тему:

«Знакомим детей с цветом через игру»

Санкт- Петербург

2012 Программное содержание:

  1. Закрепить умение различать цвета.
  2. Сформировать представление о том, что цвет является признаком предметов и может быть использован для их обозначения.
  3. Формировать представление о разных оттенках цвета по интенсивности;
  4. Дать представление детям о природных красках;
  5. Приобщать детей к элементам экспериментальной деятельности.
  6. Развивать мелкую моторику кистей рук

Словарь:

Ввести в активный словарь детей: названия основных цветов и их оттенков

Вступительная часть

Рассказать и показать ребенку разнообразный мир цвета, можно начинать с раннего возраста. Распознавать и изучать цвета с ребенком можно начинать с 1,5лет. Начните изучение в игровой форме.

Бабочки - цветочки.

Вырежьте из бумаги четыре цветка разного цвета и приклейте их на обычный лист. Из цветного картона вырежьте четыре бабочки тех же цветов. Научите ребенка сажать бабочку на свой цветочек. Расскажите, что у каждой бабочки есть свой домик, где они кушают или играют.

Мышкин дом.

Вырежьте цветные домики, в каждом из них должно быть круглое отверстие – вход для мышки. Помимо домиков подготовьте цветные кружочки. Закрывайте кружочками отверстия в домиках (подбирайте кружочки к цвету домика). Закрыли отверстие – мышка спряталась

Кубики .

Из цветных кубиков можно строить башни одного цвета. « Давай построим красную башню. Вот один кубик, красный кубик. Вот еще один кубик, он тоже красный. Они одинаковые! Давай строить башню из этих кубиков. Смотри, у нас получилась красная башня ». Аналогично знакомим детей с другим цветом

Пирамидка .

Предложите ребенку собрать пирамидку, но с условием, что собирать будете вы, а он будет приносить вам нужные колечки. Вы говорите: « Дай желтое колечко, теперь дай красное колечко ». Постепенно ребенок будет безошибочно приносить вам колечки нужного цвета.

Лишний цвет .

Разложите перед ребенком различные игрушки одного цвета. Это могут быть – машинки, кубики, шарики, колечки, погремушки. Назовите этот цвет. Затем добавьте к этим игрушкам предмет другого цвета. Ребенок сразу отреагирует на это. Расскажите, что эти предметы отличаются цветом.

Цветные дни .

Можно посвятить изучению определенного цвета целый день. Развесьте воздушные шарики выбранного цвета, подбирайте игрушки только этого цвета, рисуйте фломастером или красками выбранного вами цвета. В течении дня акцентируйте внимание ребенка на этом цвете не только в квартире, но и на улице.

Светофор .

Наверняка вы играли в эту игру во дворе с друзьями. В светофор можно поиграть и дома. Мама будет выполнять роль светофора, а малыш – пешехода. Называйте любой цвет, ребенок должен найти его на своей одежде, показать пальчиком. В этом случае он может спокойно переходить дорогу. Если указанного цвета у него на одежде нет, то ему придется перебегать дорогу, а мама должна поймать «нарушителя». Должна получиться веселая игра!

Почтальон .

Сымитируйте в комнате небольшой городок: разложите по разным местам листы цветной бумаги, это будут дома. На листы поставьте разные фигурки, игрушки. Например, в желтом доме живет собачка, в синем доме кукла. Дайте ребенку стопку цветных карточек, которые играют роль писем. Ребенку нужно разнести письма правильно – красное письмо – в красный домик для лошадки, желтое письмо – в желтый домик для собачки.

Разноцветные флажки

Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков

Ведущий поднимает:

Красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть;

зеленый – хлопнуть в ладоши;

Синий – шагать на месте,

желтый – взяться за руки и т.п.

Разложи по коробочкам

Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.

Цветные резинки.

Купите набор разноцветных резинок. Выделите желтые и красные. Возьмите деревянную палочку (карандаш) и попросите надеть на палочку красные резинки. Помогайте малышу, не ругайте, если ошибается, спрашивайте: «Разве это красная резинка? Нет! Вот - красная!» и надевайте сами красную резинку.

Вместо резинок можно использовать разные предметы, кубики, вырезанные из цветного картона кружки. Но описанное выше незамысловатое упражнение с резинками будет ещё задействовать моторику.

Радужный альбом.

Приготовьте альбом. В нем должно быть семь листов по количеству цветов в радуге. На каждом листе вверху нарисуйте цветную полосу в виде дуги (по порядку, как в радуге).

Теперь вам вместе с ребенком предстоит работа не на один день: вырезайте из журналов и старых каталогов одноцветные картинки и наклеивайте в альбом на страницу с соответствующим цветом. Можно вырезать разные фигурки из цветной бумаги.

При желании можно сделать такие игрушки своими руками - рисуем цветные шарики и просим ребенка дорисовать к шарикам ниточки нужных цветов, вырезаем цветы разного цвета и просим разложить ребенка эти цветочки на нужные полянки (полянки – это листы цветного картона или бумаги). Шьем дидактическую игрушку (черепаху или ежика), которая имеет цветные сектора. На эти сектора можно цеплять различные цветные фигуры при помощи липучки. Знакомим детей с цветом, позволяя нашей фантазии работать на полную катушку.

Самый элементарный способ - вырезать из цветной бумаги большой квадрат и такого же цвета маленькие кружочки. Перемешайте между собой маленькие кружки и попросите найти красные кружочки и положить их на красный квадрат. У нас останутся желтые кружочки, что ж, их тоже нужно положить на нужный квадрат.

Чтобы сделать игру более интересной, можно вырезать большой цветок и маленьких бабочек такого же цвета и попросить ребенка помочь долететь бабочке до нужного цветка (красной бабочке к красному цветку; желтой - к желтому). Мальчику можно вырезать грузовую машину и попросить помочь погрузить туда кубики.

В следующий раз попробуйте подавать ребенку кружочки в разбивку, сначала дайте красный кружочек (куда он его положит?), потом желтый. Повторяйте это задание с разными предметами, ненавязчиво, пока малыш не будет с легкостью с ним справляться.

На следующем этапе сортировать будете вы! Скажите ребенку, что вы сортируете предмет по цветам и вам нужна его помощь, попросите подать желтый кружок, потом красный. Т.е. теперь ребенок не просто зрительно сортирует сам цвета, а сначала принимает от вас вербальную информацию, обрабатывает её у себя в голове, вспоминая, какой цвет носит название «желтый», «красный», вспомнив, находит и подаёт.

Распечатайте или сделайте сами карточки, с изображением самых основных цветов. Для начала это могут быть: красный, зеленый, желтый и синий. Постепенно вы можете добавлять другие цвета: фиолетовый, коричневый, черный,белый и так далее.
Предлагаю Вашему вниманию красивые картинки с изображением самых основных цветов. Просто распечатайте и разрежьте ножницами на отдельные картинки. Вы можете сделать,таким образом свои собственные карточки для изучения цветов. Вы можете подписать карточки названием каждого цвета

Хорошим подспорьем в изучении цвета станут для вас детские книжки и различные обучающие наборы, которые вы можете купить в магазинах. В них вы сможете найти загадки о цвете и радуге:

“ Ц в е т а р а д у г и ”

(А. Венгер).

Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная - вот красота!

Ты полюбуйся, какие цвета:

Красный

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры - красные ребятки.

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные знамена за окном горят.

Оранжевый

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится –

На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже.

Желтый

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый

У нас растет зеленый лук

И огурцы зеленые,

А за окном зеленый луг

И домики беленые.

С зеленой крышей каждый дом,

И в нем живет веселый гном

В зеленых брючках новых

Из листиков кленовых

Голубой

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

Синий

В синем море - островок,

Путь до острова далек.

А на нем растет цветок –

Синий-синий василек.

Фиолетовый

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.

Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.

Загадки

(О.Емельянова)

Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке.

Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести

Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом.

  1. Не злитесь, если ребенок на слух плохо воспринимает, какой цвет вы хотите получить, главное, что ребенок зрительно может различать и сортировать цвета.
  2. До 2 лет путаница в цветах нормальна. Иногда вам будет казаться, что ребенок идеально выучил цвет, а потом он снова путает его с другим, помните, до 2 лет это физически нормально. Если в дальнейшем, значит, материал плохо был закреплен, и рано было приступать к новому цвету.
  3. По мере взросления узнавания цветом у малыша будет «любовь» к какому-нибудь цвету, приветствуйте её, покупайте ему вещи любимого цвета.
  4. Как известно, если человек длительное время не пользуется какими-то навыками, не повторяет полученную информацию, то рано или поздно эти знания отодвигаются в дальний угол нашей памяти, а то и вовсе покидают её. Поэтому вы, наверно, заметили, что все методические пособия повторяют одни и те же занятия, только усложняя их.
  5. Это задание подойдет детям от 3 лет. Смысл его состоит в том, чтобы соединить в правильном порядке цвета красный-красный, желтый-желтый и т.д. в итоге получается рисунок.
  6. Не торопите Вашего ребенка, все дети очень разные. Кто-то схватывает с первого раза, некоторым детям необходимо больше времени для запоминания. Играйте каждый день и в скором времени вы услышите, как ваш ребенок показывает пальчиком на нужный цвет.

Нас окружает огромное количество цветов, тонов и оттенков. Поэтому педагоги и родители обязательно должны познакомить малыша с многообразием волшебного мира красок. Необходимо знать, что ребенок раннего возраста самостоятельно способен только выделить свойство предмета – цвет, а научить его играть и заниматься с цветными колечками, фигурками и заплатками – задача взрослого.

Самые первые цвета, которые выделяет ребенок, – это красный, желтый, синий и зеленый, и только потом уже все остальные. Изначально малыш начинает воспринимать и запоминать цвета с помощью ассоциаций. В его памяти хранятся группы предметов, объединенных общим цветом. Например: зеленый – кузнечик, травка; синий – небо, река; желтый – солнышко, цыпленок, одуванчик. Родителям стоит помнить, что малышу всегда легче строить умозаключения на основе собственного опыта. Если вы, гуляя с ребенком, повторяете ему описание предметов и явлений (трава – зеленая, небо – синее) и играете с ним в «вопросы» («Что еще бывает синего цвета?»), он не только легко запомнит названия цветов, но и научится самостоятельно размышлять об этом. Также для запоминания цветов незаменимы главные атрибуты – краски и пластилин, и частое использование их в играх ускорит восприятие и запоминание ребенком как основных цветов, так и других, с которыми малыш, как правило, знакомится намного позже, например серого, белого, оранжевого.

Изучаем цвета с самыми маленькими

Когда малыш рождается, первое время он реагирует на яркий свет и выделяет среди прочих только его. Система восприятия цвета созревает к 3–4 месяцам, но различать цвета кроха начинает уже с первых недель жизни.

Сначала его внимание привлекают предметы желтой гаммы. Далее он начинает задерживать взгляд на предметах оранжево-красной гаммы (3–4 месяца), а потом начинает различать синий и зеленый (4–5 месяцев), несколько позднее – фиолетовый (5–6 месяцев). Формирование цветного зрения завершается у крохи к 4–5 годам. Именно тогда-то и стоит обратить внимание на игрушки таких цветов. Начинать учить нужно с двух цветов, не более, лучше всего пусть это будут красный и желтый.

Вы, наверное, удивитесь: какие же тут могут быть уроки? Самые обыкновенные. Через общение со взрослым ребенок уже в младенческом возрасте может получить полезную информацию. И для его развития очень важно, какое значение мама придает познанию мира. Конечно, пройдет еще немало времени, прежде чем малыш начнет называть цвета и группировать их, но можно считать, что, показывая крохе игрушку и не забыв сказать, какого она цвета, вы уже начали обучать его. Известно, что психика ребенка очень пластична, а в возрасте до 1 года тем более, поэтому важно помнить, что пока вы даете информацию, она просто откладывается в голове. Ребенок растет, и когда мозг будет готов к усвоению, запоминанию, а потом – и к действиям с цветом, эти процессы пройдут намного легче, потому что внимательная мама с самого раннего возраста познакомила своего малыша с цветами игрушек. Когда такой ребенок вырастет, скорее всего, про него скажут «схватывает все налету», и это будет прекрасным результатом ваших стараний.

Учим цвета: 1–1,5 года

Вашему малышу исполнился 1 год – начался период, который называется ранним, или ходячим детством. Ребенок очень активен и готов к новым впечатлениям, но его познавательные процессы еще очень несовершенны. Играя с любимыми игрушками, малыш способен выделить только одно свойство предмета – то, которое ему больше всего понравится; это может быть форма или размер. Что касается цвета, то для узнавания предмета он пока никакого значения не имеет, и опознать по нему игрушку малыш не сможет. Это следует учитывать при занятиях, чтобы не перегрузить ребенка информацией. То есть вы можете продолжать активно знакомить кроху с цветом, осуществляя ту самую «закладку» информации, но теперь это будет происходить намного веселее и скорее принесет свои плоды. Ведь раньше малыш лежал в кроватке, агукал и только позволял вам описывать ему окружающие предметы. Сейчас он сам принимает активное участие в играх, нанизывает цветные кольца пирамидки, пытается строить башенки из кубиков.

Также необходимо уделять внимание рисованию. В этом возрасте кроха крепко зажимает карандаш в ладони, но радость от рисования у него проявляется чисто на эмоциональном уровне, потому что изобразить что-то определенное он еще не способен.

Учим цвета: 1,5–2 года

К 2 годам уже происходит становление системы восприятия цвета как отдельного признака предмета, но выделять и понимать его способны далеко не все дети, а только те, над чьим развитием активно трудился взрослый.

Продолжая повторять цвета игрушек и других предметов, которые окружают малыша, мы можем подталкивать ребенка обращаться к своему мышлению и памяти: «Принеси мне, пожалуйста, желтый кубик, синий мячик, красный бантик и т.д.».

Способности к рисованию в этом возрасте почти не отличаются от предыдущего, но здесь можно использовать склонность ребенка к подражанию: вы можете провести линию на листе цветным карандашом, чтобы кроха сделал то же самое – это будут его первые шаги к изобразительному творчеству. Сюда же относятся рисование пальчиками, цветными мелками, а широкими кистями здорово можно изображать кляксы и мазки, каждый раз проговаривая, какую краску сейчас берет малыш.

В возрасте до 2 лет активно используется весь арсенал игрушек, с помощью которых можно закрепить названия цветов: мама и малыш строят башни из кубиков («Давай поставим красный кубик на синий»), собирают пирамидку («Дай мне, пожалуйста, желтое колечко») или, рисуя фломастерами, подбирают каждому фломастеру подходящий по цвету колпачок.

Учим цвета: 2–3 года

При должном обучении на третьем году жизни ребенок может различать все основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Теперь перед вами открывается намного больше возможностей по обучению и развитию. Малыш будет с интересом включаться во все новые игры, которые вы ему предложите, а с 3 лет игра станет ведущей деятельностью жизни ребенка.

Сейчас существует большое количество разнообразных игр и игрушек, позволяющих в этом возрасте продолжать учить цвета. Так как к 3 годам ребенок уже может выделить такие свойства предмета, как форма и цвет, то для игр по изучению цветов в этом возрасте хорошо подойдут блоки Дьенеша – это набор пластмассовых геометрических фигур, которые объединены несколькими признаками, такими, как цвет, форма, размер. Играя с ними, малыш учится выделять свойство предмета, в данном случае цвет, обобщать или отделять предмет от других.

Также в этом возрасте надо обращать внимание на умение ребенка классифицировать по выделенному признаку. Можно положить перед ним 3–4 листа бумаги разного цвета и вразброс – вырезанные из бумаги фигурки тех же 3 или 4 цветов. Пусть малыш определит, какому листу какие фигурки подойдут по цвету. Похожие игры можно придумать и с другими игрушками – кубиками, колечками пирамидки, деталями конструктора и др.

Итак, можно подвести итог по поводу того, как развивается мышление ребенка на третьем году жизни в отношении восприятия цвета:

цвет воспринимается осмысленно – как отдельный признак предмета;
малыш приобретает умение классифицировать цвета по заданному признаку.

Время проведения занятий

Занятия с ребенком в этом возрасте лучше проводить утром после завтрака в интервале между 8.30 до 9.30 часами или же вечером – с 16.00 до 17.00. В дошкольных учреждениях педагоги, осуществляя занятия с группой, стараются придерживаться такого же временного промежутка, поскольку доказано, что именно в это время малыши очень активны, их мозг более восприимчив к информации.

Что касается продолжительности занятий, то нужно знать, что чем младше ребенок, тем короче будет «урок»: он даже может быть минутным, и это совершенно нормально – таковы особенности внимания и восприятия малышей. Немаловажно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент. Дети резвые, чересчур активные даже в дошкольном возрасте не могут и пяти минут сосредоточиться на том, что им показывают или чему учат. Если ваш малыш именно такой, то занятие будет длиться столько, насколько хватит внимания крохи. Естественно, когда ребенок будет расти, у него необходимо будет развивать усидчивость, в противном случае он будет постоянно «витать в облаках» и ничего не запомнит.

Со спокойными, усидчивыми малышами заниматься будет проще, и занятия будут длиннее.

Время занятий с детьми

  • До 1 года 2–5 минут.
  • От 1 года до 2 лет до 10 минут.
  • От 2 до 3 лет 10–20 минут.

Ребенок до 3 лет чрезвычайно активен в своих действиях: он сам играет с пирамидкой, раскладывает цветные карточки, строит башню из кубиков. Но самостоятельно он не способен изучить цвета и понять, как нужно играть с цветными фигурками. Поэтому помните: очень важно, чтобы в это время взрослый был рядом, рассказал, объяснил, научил.

В играх с цветом, как и в любых других, важно создать у ребенка радостное настроение, тогда у него всегда будет срабатывать ассоциация, что занятия – это весело и здорово. Этот настрой он перенесет на учебную деятельность, когда пойдет в школу.

На занятиях избегайте уменьшительно-ласкательных слов по отношению к цвету. «Красненький» и «зелененький» следует заменить на «красный» и «зеленый», чтобы малыш изначально воспринимал и произносил правильно.
Если ваш ребенок рисует розового волка или желтое небо, не стоит запрещать ему этого: помните, что цветом ребенок выражает свое эмоциональное состояние.

Вы занимаетесь с малышом изучением цвета каждый день, а сегодня у него нет настроения, он капризничает, не слушает вас и убегает? Не заставляйте его – попробуйте поиграть в какую-нибудь другую игру, чтобы не портить настроение ни себе, ни ему: в этом возрасте дети идут на поводу у своих чувств, и ничто не заставит их заниматься, если они не хотят.

Помимо основных цветов не забывайте знакомить ребенка с другими, встречающимися реже: розовым, серым, фиолетовым, иначе шаблоны крепко закрепятся в мышлении малыша, и розовый цвет он может называть красным, а фиолетовый – синим, потому что они похожи, а настоящих их названий ребенок не знает.

Развивающие игры

  • До 1 года

Над кроваткой ребенка должна обязательно висеть подвеска из цветных погремушек или мобиле. Также это могут быть игрушки, крепящиеся к бортикам кровати. Периодически меняйте игрушки и не забывайте называть цвет подвешенного предмета. Малыш быстрее осваивает то, что видит и слышит постоянно.

Одевая кроху, показывайте ему цветные носочки, шапочки, рукавички и называйте их цвета. Пусть малыш их рассмотрит и пощупает.

В полгода ребенок способен найти взглядом предмет, о котором вы говорите: покажите ему красный мячик, поиграйте с ним, потом спросите: «А где красный мячик?»

К 9–10 месяцам ребенок самостоятельно находит игрушку, которую вы при нем спрятали. Попросите его найти, например, синий воздушный шарик. Не забудьте повторить, какой шарик он нашел, и похвалите малыша.

Ближе к 1 году ребенок умеет собирать пирамидку. Делайте это вместе и комментируйте, какое колечко следует надеть, подавайте ему кольца, говорите, какого они цвета. Попросите дать вам зеленое колечко.

Без заучивания и запоминания – пока просто с целью ознакомления – можно красить красками (используя широкую кисточку, наносить на лист мазки и кляксы) и лепить из пластилина, не забывая называть цвета.

  • 1–1,5 года

Цвет любимой игрушки . В этом возрасте у малыша уже есть любимые игрушки. Описывая их ребенку в играх, уточняйте, какого они цвета: «Это кто? Мишка! Мишка какой? Коричневый…»; «А это кто? Лягушка. Лягушка какая? Зеленая» и т.д.

Цвет живет в книжке . Читайте и рассматривайте книжки с крупными изображениями: солнце (желтый цвет), лягушка (зеленый), заяц (белый/серый), тучка (синий), речка (голубой), мишка (коричневый), помидор (красный) и т.д. Комментируйте ребенку все, что видите. Постоянно повторяйте цвета и задавайте малышу вопросы, что какого цвета.

Цветные мячики. Покажите ребенку 2 маленьких мячика, пластмассовые или резиновые, например желтый и синий. Поиграйте с ребенком, покатайте друг другу мячи, покажите, сравните: «Это желтый мячик, это синий мячик». Повторите несколько раз: «На, Саша, желтый мячик. Дай маме, дай желтый мячик, а теперь дай, пожалуйста, синий и т.д.».

  • 1,5–2 года

Домики и человечки . Вырежьте из цветного картона большие домики (пусть это будут 5 домиков красного, желтого, синего, зеленого и голубого цвета) и приготовьте для них маленьких картонных человечков (силуэты). Попросите ребенка расселить человечков по домам, какой куда подходит.

Коврики . Возьмите лист цветной бумаги, в середине по трафарету вырежьте круг среднего размера. Лист с круглой дырой приклейте на картон, отдельно приклейте круг, чтобы была твердая основа. Расскажите ребенку, что это коврик красного цвета, в котором мышки прогрызли дыру, но ее можно закрыть. Покажите, как это можно сделать. Круг очень хорошо подойдет к коврику. Сделайте несколько таких «ковриков» и «заплаток».

Волшебные мешочки. Сшейте мешочки 4–5 цветов и вырежьте фигурки из двустороннего картона. Это могут быть звездочки или просто геометрические фигурки – круги, квадраты, треугольники. Разложите вместе с малышом фигурки по мешочкам: красные в красный, желтые в желтый, зеленые в зеленый.

Есть другой вариант этой игры. Желтые фигурки для желтого мешочка сделайте в форме маленьких солнышек, голубые – в форме облаков, красные – яблочек, синие – звездочек. Малышу доставит большое удовольствие снова и снова вытаскивать цветные фигурки и засовывать их обратно.

Стихотворение про радугу поможет начать вам разучивать основные цвета, которыми скоро начнет пользоваться ребенок.

Радуга

Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
– Радуга-радуга, цвет-пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Растаяла...
Что же на память она всем оставила?
КРАСНЫЕ маки,
ЖЕЛТЫЙ песок,
ЗЕЛЕНЫЙ зажегся
На ветке листок.
Жук ФИОЛЕТОВЫЙ
Греет бока.
СИНЯЯ плещет
Река в берега.
ОРАНЖЕВЫМ солнцем
Согреты леса.
А у скворца ГОЛУБЫЕ... глаза.
(В. Степанов)

Старайтесь проговаривать названия цветов внятно и неторопливо: нет ничего трогательнее, чем наблюдать, как ваш малыш, еще недавно такой несмышленый, вникает в то, что вы ему говорите!

2–3 года

Рисуем вместе. Нарисуйте простым карандашом солнце, облако, апельсин, пусть они будут больших размеров – каждая фигура на отдельный альбомный лист. Спросите у ребенка, что он видит, какого цвета солнышко, попросите взять подходящий карандаш и закрасить его. При необходимости помогите малышу и сделайте это вместе.

Цветной поезд . Возьмите крупный кубик, например, красного цвета (это может быть деталь конструктора или пластмассовый кубик). Скажите ребенку, что сейчас вы с ним будете строить поезд. Поезд состоит из вагонов. Ищите среди остальных кубиков красные и ставьте их друг за дружкой. Первый крупный кубик будет «головой» поезда, остальные – вагонами. По тому же принципу, объединяя фигуры или кубики по цвету, можно строить башни и города.

Разноцветный город . Для этой игры вам понадобятся фигурки разной формы – квадратные, треугольные, прямоугольные, идеально подойдут блоки Дьенеша. Постройте, например, из зеленых кубиков забор, а за ним соорудите домики: маленькие и большие – красные, синие и желтые. Не забывайте соотносить фигуры по цвету – на дом красного цвета ставим красную крышу (треугольная фигурка) и т. д. Стройте цветные дома вместе с ребенком.

Загадки для детей

Одними из первых помощников детей в познании окружающего мира станут загадки. Они помогают развивать память – путем систематического повторения, мышление – заставляя ребенка обращаться к собственному опыту, чтобы найти ответ, воображение, словарный запас. Хорошо, если ответ будет находиться, что называется, «под рукой»: мышку можно показать в книжке, лягушку – настоящую, на прогулке у озера и т. д.

Посмотри-ка в книжку.
Что ты видишь? – Мышку.
Она бывает белая,
Но чаще всего... (серая)

Лягушка скачет на болоте.
Она все время на охоте.
Прощай, комарик несмышленый!
А у лягушки цвет... (зеленый)

Из скорлупок, из пеленок
Вылез маленький цыпленок.
Ой, смешной какой ты,
Наш комочек... (желтый)

Вырос летом на лугу.
Я сорвать его могу.
Отнесу цветок домой –
Колокольчик... (голубой)
(Е. Дюк)

Цвета радуги

Обучение с помощью стихов значительно облегчает понимание и расширяет словарный запас ребенка. Дети слушают стихи с удовольствием, они легче запоминаются и откладываются в подсознании. Для успешного обучения необходимо знать индивидуальные особенности вашего малыша: одни запоминают лучше, когда видят перед собой цвет, предмет, картинку, других детей картинки могут отвлекать. Понаблюдайте за своим ребенком, определите, что для него лучше.

Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:

Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.

Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится –
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.

Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.

Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо – на нас.

Синий
В синем море – островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок –
Синий-синий василек.

Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
(А. Венгер)

При успешном обучении к 2– 3 годам ребенок знает и называет основные цвета спектра. Игры с цветом не только доставят малышу радость и подарят хорошее настроение, но и станут важной составляющей развития его познавательной системы и сенсорных процессов. Так что родителям можно смело приступать к веселым урокам всех цветов радуги!

Самое главное в деле ознакомления малышей с миром цвета, форм и размера предметов - это двигаться от простого к сложному . Постепенно, не спеша, осваивая новые знания, закреплять их в повседневной игровой деятельности вместе с ребёнком.

Цвет
На втором году жизни ребёнок должен освоить четыре основных цвета - красный, синий, жёлтый и зелёный. Никаких знаний об ахроматических (черный, серый и белый) или составных (оранжевый, розовый, голубой, сиреневый, лимонный, изумрудный и т.д.) цветах ребёнку давать нельзя, эти сложные для малышей знания приведут к результату, который не обрадует Вас через год или два. Итог такого обучения - в возрасте 4 лет дошкольник не может среди 6 карандашей найти красный или синий, а к основным цветам всего навсего добавили чёрный, коричневый и оранжевый.

Итак, начинаем знакомство с красного цвета. Играя в кубики (или другие предметы четырёх основных цветов), берём в свою руку красный кубик и просим ребёнка: "дай такой-же", когда ребёнок, поначалу несколько раз ошибаясь, всё же даёт Вам красный кубик, - Вы безмерно радуетесь, хлопаете в ладоши, хвалите малыша (умница, умник, молодец), поддерживаете (своей эмоциональной реакцией). У ребёнка - понимание его успешности и дальнейшее стремление к достижению успеха. Далее в течение нескольких дней или недель закрепляете эти знания.

Когда Вы видите, что ребёнок уже не ошибается и всё время даёт Вам красный предмет - Вы говорите малышу: "Правильно, такой же красный, как помидор" - то есть Вы уже на данном этапе сообщили ребёнку не только название цвета, но и закрепили его за определённым предметом (иначе говоря "опредметили"), который ребёнок может взять в руки, попробовать или съесть. Далее Вы ещё несколько недель закрепляете полученные знания.

Когда красный цвет Вы закрепили (ребёнок, не ошибаясь, на Вашу просьбу протягивает красный предмет) - можно переходить к освоению синего цвета. Алгоритм тот же, что и с красным цветом. Когда ребёнок освоил и синий цвет, просим его отсортировать предметы в разные коробки по цветам. Далее также можно осваивать жёлтый и зелёный цвета, соблюдая алгоритм обучения "от простого к сложному".

Форма
Малышам второго года жизни мы даём знания о объёмных формах (ребёнок может взять в руку, потрогать, ощутить и понять) - кубик, кирпичик, шарик (мячик), крыша (треугольник-призма), столбик (цилиндр). Плоскостные понятия форм (квадрат, треугольник, круг, прямоугольники др.) стараемся не использовать, играя с малышом.

Размер
Большой и маленький - с этого мы начинаем знакомить малыша с размером. Очень важно интонационно выделять, называя размер предмета: "маленький" (тоненьким, тихим голоском), а "большой" (громким, звучным голосом). Также контраст между этими размерами должен быть значительным: собака - мышка, качели - мяч, мама - малыш и т.д.

Успехов Вам и Вашим малышам!

Прошёл дождик: кап-кап-кап. Выглянуло солнышко. Зверята надели курточки и вышли на лужок.

Расскажи, какого цвета курточка у Мышки, Мишки, Ёжика.

Посмотрели зверята на небо, а там… Вот так чудо, чудеса! Бежит по небу дорожка — она и красная, и жёлтая, и синяя, и зелёная… Это… (радуга) .

Радуга-дуга, не давай дождя,

давай солнышка-колоколнышка!

Скажи радуге: «Здравствуй!»

(Поговорите с ребёнком о цветах радуги, о том, что дорожки на ней располагаются всегда в определённом порядке («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

Игры на знакомство с цветом

Упражнения визуально знакомят с основными и дополнительными цветами.

Материал: Две красные, две синие, две жёлтые таблички (из цветного картона, крашеного дерева, катушки цветных ниток).



Взрослый выкладывает таблички в произвольном порядке и говорит ребёнку:

— Я хочу найти здесь одинаковые цвета.

Затем берёт любую табличку и подбирает к ней пару. Таблички кладутся рядом. Под них выкладывается вторая пара и т. д. Таблички перемешиваются, и ребёнок подбирает пары самостоятельно.

Игра 1. На одном столе лежит красная, синяя, жёлтая таблички. Пары к ним на значительном расстоянии. Взрослый показывает любую табличку (не от­давая в руки) и просит ребёнка принести такую же.

Игра 2. Все таблички лежат на столе, и ребёнка просят отнести табличку и поло­жить её рядом с предметом такого же цвета. (Ребёнок должен отыскать в комнате предмет такого же цвета и сравнить с табличкой).

Упражнение 7

Материал: Пары табличек основных цветов плюс дополнительные (зелё­ный, фиолетовый, чёрный и т.д.). Желательно, чтобы все пары находились в коробке с крышкой.

Таблички основных цветов, уже знакомых ребёнку, лежат на столе в произ­вольном порядке. Взрослый предлагает подобрать пары. Когда малыш заканчи­вает работу, взрослый показывает, что у него есть ещё таблички с дополнитель­ными цветами, просит ребёнка выбрать и выложить на стол три понравившихся цвета. Остальные таблички дополнительных цветов убираются. Все таблички пе­ремешивают. Ребёнку предлагают выложить пары.

Упражнение 8

Материал: Серии табличек основных и дополнительных цветов с оттен­ками от самого тёмного до самого светлого (желательно 8 оттенков).

Взрослый говорит:

Посмотри, как я выложу эти таблички…

и молча выклады­вает ряд слева направо от самого тёмного до самого светлого оттенка одного цвета. Затем перемешивает таблички и предлагает ребёнку выложить так же. По такому принципу работаем с остальными оттенками.



К.Сумнительный «Домашняя школа Мотессори»

Купить в Лабиринт.ru

Купить в Ozon.ru

Loading...Loading...