Как распознать натуральный камень. Как отличить настоящие камни

Не секрет, что женщины любят драгоценные камни. Некоторые мужчины (а может и большинство), надо сказать, тоже понимают толк в драгоценностях, стремясь выгодно инвестировать в золото-бриллианты или же просто порадовать свою любимую.

Делая инвестиции в бриллианты стоит быть внимательным: есть специальные инвестиционные, а не ювелирные бриллианты.

Правила игры сейчас диктует потребитель, потому что предложение на ювелирном рынке очень сильно превышает спрос. Ювелиры заинтересованы в каждом клиенте, ведь украшение не является предметом первой необходимости, и покупателя нужно успеть заинтересовать, иначе он может потратить деньги на что-то другое, более необходимое.

Потребность приобрести ювелирное изделие с драгоценным камнем возникает по особым поводам: к свадьбе, юбилею, дню рождения и к другим праздникам. Изучив, или , мы обычно переходим к следующим вопросам:

— как отличить натуральный камень от синтетического?

— как отличить натуральный драгоценный камень от подделки?

Чтобы ответить на первый вопрос, сперва сделаем краткий обзор, какие минералы на ювелирном рынке чаще всего реализуются.

Сравнение природных и синтетических минералов

Приобретая драгоценный камень, хочется быть уверенными в том, что он – натуральный. Однако многие готовы покупать и носить синтетические аналоги, например, синтетические рубины или бриллианты и в этом нет ничего плохого. У каждого свой вкус и предпочтения. Главное – чтобы под видом природного Вам не продали синтетический, потому что это мошенничество и обман покупателя.


Уважающие себя ювелирные дома и бренды не вводят потребителей в заблуждение и не будут выдавать один камень за другой. На обман могут идти мелкие производители или продавцы, которые на вопросы: какой самоцвет вставлен в изделие? и кто производитель?, отвечают: «не знаю», и начинают туманно рассуждать о долгом пути из Ирана через Австралию, в ходе которого сведения о производителе безвозвратно утеряны. На бирке таких продавцов скромно указан вид изделия (серьги, например) и цена. Может еще быть от руки написано – «рубин», но, как можно понять из вышесказанного, написать можно все, что угодно, и обычно — тот камень, с которым больше всего внешнее сходство.

Обман при реализации синтетического камня может заключаться только в завышенной цене. Если изделие с искусственно выращенным хризобериллом продается за 10 долларов, то никакого мошенничества в этом нет. Другое дело, если за то же изделие запросят в 10 раз больше, 100 долларов, например, выдавая, таким образом, за натуральный самоцвет.

В ювелирных магазинах, как правило, не указывается какой камень – натуральный или синтетический, особенно, если изделия относятся к так называемой «бюджетной» нише. Но продавец, конечно же, легко подтвердит происхождение камней из лаборатории и даже грамотно даст понять почему синтетические камни лучше натуральных.

А вот созданный синтетическим образом бриллиант – – даже дороже своего природного «родственника».

Итак, вот как соотносятся цены на природные и синтетические камни:

Синтетические и натуральные камни - отличия по цене

Камень Натуральный неограненный Натуральный ограненный Синтетический неограненный,
цена за 1 карат
Синтетический ограненный,
цена за 1 карат
Рубин от 10 $ и выше в зависимости от качества
75- 915 $ - низкого качества;
1455-4375 -
хорошего качества;
11250-23150 $ - отличного качества -
0,01-0,02 $ 1-2 $
Сапфир от 10 до 75 $ - низкого качества
от 75 до 150 $ - хорошего качества
от 150 $ и выше - отличного качества
Васильковый - с тепловой обработкой - от 300 $, без - от 1000 $
Высокого качества крупные сапфиры - до 30 000 $
1-2 цента 3-5 $
Изумруд от 10 $ и выше 350-375 $ - низкого качества
620-2700 $ - хорошего качества
5000-8500 $ - отличного качества
5-8 $ 30-85 $
Алмаз (Муассанит) от 4 $ с характеристикой 1/1 - 35 000 $ нет на рынке 70-150 $
Александрит от 100$ 1500 - 6000 $ 6 $ 20-30 $
Кварц (аметист, цитрин) от 10 $ за килограмм! в зависимости от вида и обработки - от 10 $ 0,1 $ 2-5 $
Опал от 5 $ за шт. в зависимости от качества и вида - от 10 $ - 3-5 $
В таблице сделано сравнение по цене на натуральные и синтетические камни

Можно сделать вывод, что натуральные самоцветы имеют очень большой разброс цен из-за своей индивидуальности. В отличии от них, синтетические — при идеальных чистоте и цвете гораздо доступнее по цене (за исключением муассонита).

Как отличить драгоценный камень от подделки?

Гораздо хуже, если вместо одного природного камня, дорогого по определению, продавец предлагает другой, тоже природный, но по цене в разы дешевле. Тут в помощь могут прийти информация о том, какие камни чаще всего подделывают и на что обратить внимание при их покупке.

Итак, самые распространенные подделки, это:

– ее подделывают чаще всего. Более половины выдаваемых за бирюзу самоцветов – это подделки. Материалы, которые используют для подделки – стекло, пластмасса, дешевый минерал говлит. Кроме того, подделки изготавливаются из порошка бирюзы или ее мелких частиц, которые склеивают. Отличить такие подделки в домашних условиях довольно сложно от натурального минерала. Понятно, что дома можно с тыльной стороны поцарапать камень, чтобы убедиться в его натуральности, а при выборе в магазине вам вряд ли дадут царапать изделие и проводить с ним другие манипуляции. Поэтому просто знайте, что натуральную бирюзу найти очень сложно и лучше не приобретать ее на рынке или с рук.

– за рубин обычно выдается корунд. Натуральный рубин очень дорогой, к тому же на вид он далеко не идеален – мутноват, не особенно чист, не говоря уже о скромных размерах. Если перед Вами прекрасного качества рубин по доступной цене – это или синтетический рубин, или же подделка. Поэтому основное правило определения подлинности рубина – соответствие цены и качества. Так, кольцо с рубином, имеющим характеристики по цвету и чистоте 3/3 и величиной в полкарата будет стоить около 300 долларов.

Есть всего несколько камней, подделки которых довольно легко отличить

Вернее, конечно – т. Во-первых, законодательство регламентирует производство и маркировку изделий с бриллиантами и, тем самым, потребитель в значительной степени защищен. Кроме того, всем известно простое свойство бриллианта царапать стекло, а также игра лучей в нем – ее просто невозможно подделать, а вот рассмотреть в качественном бриллианте множественное преломление лучей и потрясающую игру света – очень легко.

Также легко отличить натуральный опал от его имитации – у него расплывчатые границы узоров, в отличие от четких в подделке, а сами узоры никогда не повторяются друг с другом, следует внимательно их рассмотреть. Кроме того основной фон опала натурального остается без изменений, не зависимо от рисунка. Есть еще способ, придуманный многие столетия назад (видимо уже тогда занимались подделками камней) – надо посмотреть через опал на солнце, натуральный камень отбросит свечение одного оттенка, а поддельный – яркие многоцветные блики.

Циркон – его можно узнать «на глаз», не прибегая к каким-либо манипуляциям совсем. Для натурального циркона свойственен блеск, похожий на алмазный и одновременно смоляной или жирный. Блеск плюс цвет – и циркон легко определяется.

«Я на самом деле считаю, что американские джентльмены - лучшие из всех, потому что когда тебе целуют руку, ты можешь почувствовать что-то очень-очень хорошее, но в отличие от поцелуев бриллианты и сапфировые браслеты вечны».

Анита Лус, «Джентльмены предпочитают блондинок»,1925

Что делает камень драгоценным? Специалисты выделяют целый ряд критериев, внешних и внутренних признаков, в их числе красота, редкость (единичность), износостойкость (прочность, твердость) . В мире моды говорят, что талантливая модель не должна быть идеально красивой, ее красота как раз в «уродстве» - необычности и непохожести на других. Точно также дело обстоит и с драгоценными камнями: в природе редко можно встретить бездефектные и безупречной чистоты драгоценные камни, поэтому, если попадаются такие образцы, они достигают очень высокой стоимости на рынке . Синтетические камни, в свою очередь, обладают лучшими качественными характеристиками, однако стоят в ряды дешевле.

Внутренние особенности камней (включения, зональность или распределение окраски, микроструктуры роста) также помогают установить, натуральный камень или искусственно выращенный. Для более обстоятельного наблюдения рекомендуется использовать лупу или микроскоп.

Приведу несколько наиболее часто встречающихся в ювелирной промышленности драгоценных камней и некоторые способы их идентификации (бриллиант, рубин, сапфир, аквамарин, изумруд, гранат) .

Бриллиант (алмаз)

П редположительно натуральный, если :

В нем имеются видимые включения минералов;

Практически весь свет, попадающий на поверхность камня, отражается, как от тысяч зеркал, от его нижних граней. Следовательно, если посмотреть на свет через бриллиант можно увидеть только светящуюся точку, а если надеть кольцо с бриллиантом, то камень не будет просвечивать (увидеть палец через бриллиант невозможно);

Соляной кислотой его не напугать;

В силу своих физических свойств оставляет царапины на полированных поверхностях других камней и на стекле, которые не исчезают, даже если протереть их влажной салфеткой. Поэтому для тестов выбирайте поверхности, которых не жалко;

В йодистом метилене или однобромистом монофтлене (растворы с показателем преломления близким к шпинели и сапфиру) камень не исчезает, а ярко блестит. Соответственно, заменители бриллианта в виде шпинели и сапфира не будут видны в растворе. Подобный (чуть менее отчетливый) результат имеет погружение камней в водный раствор глицерина;

Использовать старинный метод контрабандистов. Бриллиант опускают в воду, если он природный, его не будет видно в чистой воде;

Камень синтетический, если:

В нем имеются включения металлов (железа, никеля, марганца);

Характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции (свечение вещества, возникающее в результате его освещения и быстро затухающее после прекращения ) в ультрафиолетовом свете. Нередко наблюдаются крестообразные фигуры УФ-флюоресценции. Для приведенного способа проверки нужен специальный прибор.

В качестве имитации бриллианта используют стразы, хрустальное стекло, пластик, бесцветный циркон, титанит стронция; синтетические рутик, бесцветную шпинель, бесцветный сапфир, проч. Некоторые подделки легко отличить на глаз:

Они не обладают такой яркостью и свечением, как натуральный и даже синтетический алмаз;

Стареют от времени (стираются грани, блеск становится тусклям).

Для сложных случаев определения происхождения алмазов используются следующие методы: цветная и спектральная катодолюминесценция, спектроскопия в видимой и инфракрасной области, люминесцентная спектроскопия, пр.

Корунд (рубин, сапфир)

Рубин скорее природного происхождения, если :

Он не очень крупный. В природе редко встречаются рубины большого размера;

Имеются внутренние дефекты;

Если и присутствуют во внутренней структуре камня пузырьки, то зачастую они такого же цвета, что и камень;

При увеличении просматриваются иглообразные включения;

Камень обладает высокой прочностью (второй после алмаза), оставляет царапины на поверхностях с более низким показателем прочности;

Отсутствует спайность, его практически невозможно разбить;

При ярком свете цвет рубина становится темнее;

На нем могут быть трещины зигзагообразной формы, без сияния.

Имеет соответствующий сертификат и неприлично дорогой.

Рубин синтетический, если:

Имеет ярко выраженную идеальную форму;

Наблюдается криволинейная зональность;

Встречаются включения газовых пузырьков;

Характерна очень сильная красная УФ-флюоресценция, если на камень направить УФ свет, синтетический рубин станет оранжевого цвета;

При подробном рассмотрении с лупой или микроскопом в камнях, выращенных гидротермальным или флюсовым методом, имеются вкрапления тигля (платины, золота, меди) или флюса;

Имеются неправильные микроструктуры роста (при гидротермальном синтезе);

На нем имеется трещина правильной (прямой) формы, с сиянием.

Сапфир

Предположительно натуральный, если:

Представлен в разных цветах и оттенках (бесцветный, черный, желтый, оранжевый, фиолетовый и т.д., самый ценный – синий), на камне прослеживается эффект молочного тумана – белые блики (у кашмирского сапфира особенно);

Кашмирский сапфир не меняет цвет при искусственном освещении, считается эталонным сапфиром;

Свойственна зональная окраска;

Имеются включения из рутила (иглообразные волокна, при пересечении образующие угол 60 градусов), которые видны под увеличительным стеклом;

Имеются включения из циркона (особенность камней цейлонского происхождения);

При свете электрической лампы камень приобретает пурпурный оттенок. Это говорит о наличии в составе хрома и опять таки указывает на цейлонское происхождение;

При искусственном свете могут показаться черными (австралийские сапфиры);

Имеется сероватый металлический блеск (это говорит об американском происхождении камня);

Присутствуют внутренние дефекты;

- камень обладает высокой прочностью, оставляет царапины на поверхностях с более низким показателем прочности;

Имеет сертификат качества и очень дорого стоит.

Облагораживание корунда выдают «огненные знаки» от термообработки, контрастная зональная окраска и прочие указатели.

Танзанит (видимый красноватый оттенок), шпинель, аквамарин (видимый зеленоватый оттенок), индиголит могут показаться сапфирозаменителями, но их легко идентифицировать при помощи рефрактометра (устройство для измерения преломления света), а также в некоторых случаях на глаз.

Сапфир синтетический, если:

На вид более красивые, чем природные, отсутствуют природные включения, примеси, пузырьки газа, искривленные линии окраски;

Под ультрафиолетовыми лучами камень приобретает зеленый оттенок (говорит о наличии титана);

Имеются примеси золота, меди, платины.

Имитации сапфира изготавливают из пластика, страз (стекла), проч. Если с перечисленными материалами все понятно – их происхождение обычно определяется на глаз, то композитивные камни могут доставлять трудности. Композитивный камень (дублет, триплет) состоит из нескольких частей. В верхней зачастую размещают натуральный камень, к которому приклеивают схожую по цвету имитацию. В закрытой оправе достаточно сложно идентифицировать подделку, даже с применением рефрактометра, а вот если рассмотреть камешек в профиль, под увеличением и при ярком освещении, то спайку композитивного камня можно четко выявить. Кроме того, обычно натуральная вставка и имитация отличаются по цвету.

Берилл (аквамарин, изумруд)

Аквамарин природного происхождения, если при прикосновении к нему кончиком языка ощущается холод. Все имитации данного камня на ощупь кажутся более теплыми. Синтетический аквамарин пока не выращивают, все подделки под аквамарин - это или шпинель, или стекло.

Изумруд скорее натуральный, если:

- он прозрачен и имеет равномерно распределенный насыщенный цвет от желто-зеленого до сине-зеленого;

- почти всегда на камне есть расколы и трещины;

- к нему прилагается соответствующий документ и установлена высокая цена.

Камень синтетический, если:

- имеет насыщенный голубовато-зеленый цвет;

- при увеличении наблюдаются перекрученные вуали;

- имеются включения (трубчатые, коричневатые – оксиды Fe);

Можно довольно быстро идентифицировать большинство драгоценных и полудрагоценных камней по их основным характеристикам, таким как цвет и вес (плотность). Однако для более точного распознавания камней вам понадобятся специальные приборы, позволяющие исследовать внутреннюю структуру минерала.

Шаги

Запаситесь таблицей характеристик драгоценных камней

Часть 1

убедитесь, что камень является драгоценным

    Осмотрите поверхность камня. Если она грубая и шероховатая, данный камень не относится к драгоценным.

    Проверьте, поддается ли камень деформированию. Если камень легко деформируется, например, в результате несильного удара молотком, сжатия, изгиба, - скорее всего он представляет собой металлическую руду, а не драгоценный минерал.

    • Драгоценные камни имеют кристаллическую структуру. Внешняя форма камня может быть изменена путем его разрезания, раскалывания или шлифовки, но для каждого минерала существует набор кристаллических граней, которые не могут быть изменены простым давлением.
  1. Некоторые материалы напоминают драгоценные камни, не являясь ими на самом деле. Например, жемчуг и окаменелая древесина могут быть ошибочно приняты за драгоценные камни, но они не являются таковыми в строгом смысле этого слова.

  2. Определите, не является ли камень искусственным. Искусственные (или синтетические) камни имеют такую же структуру, химический состав и физические свойства, как и их естественные аналоги, но они не добываются, а производятся в лабораторных условиях. Как правило, искусственный камень можно отличить от натурального, сопоставив несколько характеристик.

    • Внутри искусственных камней часто наблюдаются не ровные, а изогнутые ступени (поверхности) роста.
    • Нередко в камнях искусственного происхождения встречаются сферические пузырьки газа, расположенные в виде цепочек, но будьте внимательны, так как иногда газовые пузырьки попадаются и в натуральных камнях.
    • На поверхности искусственных камней могут остаться тонкие пластинки платины или золота.
    • В искусственных камнях часто встречаются игольчатые, V-образные и нитевидные включения, а также столбчатая внутренняя структура.
  3. Остерегайтесь подделок. Фальшивый камень на первый взгляд выглядит так же, как и натуральный, но он сделан из совсем другого материала. Фальшивые драгоценные камни могут иметь как естественное, так и искусственное происхождение, и существует несколько достаточно эффективных методов, чтобы отличить их от настоящих камней.

    • Поверхность фальшивого камня может быть неровной и покрытой ямками, как кожура апельсина.
    • На некоторых поддельных камнях заметны волнистые и спиралевидные следы.
    • Внутри ненастоящих камней часто наблюдаются довольно крупные пузырьки газа.
    • Нередко поддельные камни весят заметно меньше, чем их оригиналы.
  4. Определите, не является ли ваш драгоценный камень составным. Составные камни включают в себя несколько различных минералов. Такие составные камни могут полностью слагаться из отдельных драгоценных камней, но нередко в их состав входят и синтетические материалы.

    • Чтобы определить места стыка, осветите камень небольшим фонариком с тонким лучом.
    • Присмотритесь к разнице в блеске и цвете различных участков, обратив также внимание на наличие возможных мест склейки (заполненных бесцветным клеем).
    • Посмотрите также, не наблюдается ли "эффект красного кольца". Поворачивая камень, приглядитесь, не видно ли красное кольцо вокруг его внешней поверхности. В случае появления такого кольца перед вами, скорее всего, составной камень.

Часть 2

основные признаки
  1. Обратите внимание на цвет камня. Зачастую цвет драгоценного камня является первым ключом к разгадке типа камня. Понятие цвета камня можно разделить на три составляющих: собственно цвет, тон и насыщенность.

    • При определении цвета камня не освещайте его дополнительно, если только камень не темен и вам не надо определить, имеет ли он черный, темно-синий или другой темный цвет.
    • "Цвет" драгоценных камней варьируется в широких пределах. Постарайтесь определить цвет как можно более точно. Например, если камень желтовато-зеленый, так и укажите, вместо того, чтобы охарактеризовать его просто как "красный". Специалисты по минералогии различают более чем 30 цветов камней.
    • "Тон" указывает на то, является ли цвет камня темным, светлым или располагается посередине.
    • "Насыщенность" характеризует интенсивность цвета. Сначала следует определить, имеет ли камень теплый (желтый, оранжевый, красный) или холодный (пурпурный, синий, зеленый) цвет. В случае теплого цвета проверьте наличие коричневых оттенков. Для холодных цветов важно присутствие серых оттенков. Чем больше коричневых или серых оттенков присутствует в камне, тем менее насыщен его цвет.
  2. Обратите внимание на прозрачность камня. Прозрачность характеризует долю света, проходящего сквозь камень. Камни делят на прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные.

    • Через прозрачные камни хорошо видны предметы, расположенные за ними (примером такого камня служит алмаз).
    • Сквозь полупрозрачный камень также можно разглядеть предметы позади него, но их очертания размыты, и нередко цвет изображения не соответствует оригиналу (например, аметист и аквамарин).
    • Через непрозрачный камень не видны предметы, расположенные за ним (например, опал).
    • Чтобы оценить массу камня, поместите его на ладонь и задайте самому себе вопрос, весит ли камень столько, сколько можно было бы ожидать при его объеме, или его масса намного отличается от ваших ожиданий.
    • Геммологи (специалисты по драгоценным камням) широко используют взвешивание, и определение плотности камней повсеместно применяется при их оценке.
    • Например, аквамарин относительно легок, в то время как схожий на него голубой топаз намного более тяжел. Подобным образом, алмаз значительно легче, чем внешне похожий на него кубический оксид циркония, полученный искусственным путем.
  3. Осмотрите срез камня. Хотя этот метод и небезопасен и требует известного мастерства, ряд драгоценных камней можно расколоть вдоль определенных плоскостей. Часто эти плоскости можно определить по тому, как преломляется свет, падающий на камень.

    • Чаще всего драгоценные камни имеют ограненные плоские края, выпуклую или округленную форму (при отсутствии огранки), вид камеи (гравировки) или бусин. Эти основные типы огранки могут включать и другие на более мелком уровне.

Часть 3

более тщательное изучение драгоценных камней
  1. Подумайте, приемлемы ли разрушающие методы проверки. Существуют испытания, проводить которые вы не захотите в том случае, если желаете сохранить камень неповрежденным. Такими испытаниями являются измерение твердости, трение и раскалывание.

    • Некоторые камни обладают большей твердостью по сравнению с другими, и твердость минералов измеряется обычно по шкале Мооса. Проведите по поверхности вашего камня различными минералами, приложенными к набору для измерения твердости. Если на камне появилась царапина, это означает, что он мягче соответствующего минерала. Если же камень остался невредим, его твердость выше использованного минерала.
    • При испытании трением проведите камнем по поверхности керамической плитки. Затем сравните оставленный камнем след со шкалой, приведенной в таблице характеристик драгоценных камней.
    • "Раскалывание" означает разбиение кристалла на части. Если вдоль поверхности расположены отдельные слои, отколите их и осмотрите поверхность под ними. В случае их отсутствия придется довольно сильно ударить по камню, чтобы расколоть его. Проверьте, не является ли поверхность камня неровной, фрагментарной, округлой или раковинообразной, ступенчатой или зернистой.
  2. Изучите оптические свойства камня. Каждому типу драгоценных камней присущи свои оптические характеристики. В зависимости от камня вы будете наблюдать характерные переливы цвета, астеризм, расщепление света на отдельные цвета и так далее.

    • Наблюдайте за световыми эффектами, просвечивая камень фонариком с тонким лучом.
    • Изменение цвета при освещении является одним из основных методов оценки драгоценного камня, поэтому каждый камень должен быть подвергнут этой процедуре. Проследите за расцветкой камня под естественным светом, светом лампы накаливания и флуоресцентным светом.
  3. Посмотрите на блеск камня. Блеск характеризует интенсивность света, отражаемого поверхностью камня. При проверке блеска направьте свет на наиболее гладкую грань камня.

    • Поверните камень так, чтобы свет отражался от его поверхности. После этого осмотрите камень невооруженным глазом и при помощи лупы с десятикратным увеличением.
    • Определите, какой вид имеет камень: тусклый, воскообразный, металлический, сияющий (как алмаз), стекловидный, мутный, блестящий.
  4. Посмотрите, как камень рассеивает свет. При рассеянии белого света камень расщепляет его на спектральные составляющие (свет различного цвета), в результате получается спектральное разложение луча обычного дневного света. Интенсивность такого расщепления зависит от вида драгоценного камня.

    • Просветите драгоценный камень тонким лучом фонарика и проследите за ходом света внутри камня. Определите, расщепляется ли луч слабо, средне, сильно или очень сильно на спектральные составляющие.
  5. Определите показатель преломления. Это можно сделать при помощи рефрактометра. С помощью данного прибора вы сможете измерить угол преломления света при его прохождении через камень. Каждый драгоценный камень характеризуется своим углом преломления, поэтому определение значения этого угла позволит вам выяснить, какой именно камень перед вами.

    • Поместите небольшую каплю специальной жидкости на металлическую поверхность рефрактометра вблизи задней части полуцилиндра (окошка, на котором будет помещен камень).
    • Положите камень плоской поверхностью на каплю специальной жидкости и вдавите его пальцами по направлению к поверхности полуцилиндра.
    • Посмотрите на камень через окуляр без увеличения. Продолжайте смотреть до тех пор, пока не увидите очертания капли, затем сделайте так, чтобы нижняя поверхность этой капли была в фокусе. Запишите показания микрометра, округлив их до сотых долей.
    • Воспользуйтесь увеличительной линзой для получения более точных показаний и округлите их до тысячных долей.
  6. Используйте двойное лучепреломление. Данный метод также позволяет оценить показатель преломления. При этом испытании камень шесть раз вращается в рефрактометре, при этом фиксируются изменения в прохождении через него света.

    • Схема та же, что и при определении показателя преломления. Однако вместо того, чтобы держать камень в неподвижном положении, вращайте его на 180 градусов с шагом 30 градусов. После каждого поворота на 30 градусов измеряйте показатель преломления.
    • Вычтите наименьшее значение показателя преломления из максимального, определив таким образом показатель двойного лучепреломления, являющийся характеристикой оптической анизотропии материала. Округлите полученный результат до тысячных.
  7. Проследите за одиночной и двойной рефракцией. Используйте это испытание для прозрачных и полупрозрачных камней. В данном случае определяется, является ли кристалл однопреломляющим или двоякопреломляющим. Некоторые камни представляют конгломерат вышеприведенных кристаллов.

    • Зажгите свет в полярископе и положите камень гранью на нижнюю стеклянную линзу (поляризатор). Глядя на камень через верхнюю линзу (анализатор), вращайте ее до тех пор, пока камень не будет выглядеть наиболее темно. Это начальная позиция.
    • Поворачивая анализатор на 360 градусов, наблюдайте, как меняется освещенность камня.
    • Если камень, став темным, не светлеет, то это однопреломляющий минерал. Если же камень после потемнения опять светлеет и наоборот, то он, скорее всего, двоякопреломляющий. И наконец, если минерал остается светлым, он представляет конгломерат таких минералов.
  • Перед изучением драгоценного камня протрите его поверхность мягкой тканью. Возьмите отрезок ткани и, сложив его вчетверо, поместите внутрь камень. Слегка потрите камень сквозь ткань пальцами, удалив тем самым с его поверхности грязь, отпечатки пальцев, пятна жира.
  • При работе с камнем пользуйтесь пинцетом, чтобы не испачкать поверхность камня.
« || »

Как отличить натуральный камень от подделки в домашних условиях?

Натуральный камень создается силами самой природы, а потому он является неповторимым по своему многообразию оттенков, рисунков, форм. Человек же подвергает тщательной обработке и шлифовке натуральный камень, благодаря чему его поверхность из шероховатой становится гладкой и блестящей.

Зачастую вместо настоящего природного материала можно встретить его искусственный аналог. Имитации могут незначительно отличаться от оригинала, однако выпускают подделки в крупных масштабах. Разумеется, синтетические «камни» имеют практически те же параметры – физические свойства и цветовые характеристики, что и натуральные камни однако стоимость их намного ниже. В условиях современных технологий можно искусственно создать рубины, изумруды, александриты, сапфиры и даже алмазы.

Стоит отметить, что синтетические материалы хорошего качества также имеют достаточно высокую цену, вот почему порой они практически не отличаются от настоящих.

Как отличить натуральные камни от искусственных?

Для определения подделки в домашних условиях понадобятся следующие инструменты и материалы:

Весы бытовые кухонные

Приобретение проверяется следующим способом:

Тактильно – природный материал чуть дольше нагревается (для этого можно зажечь спичку и подержать камень над огнем); кроме того, на ощупь у натуральных камней более низкая температура. Так можно отличить от простого стекла аметист, горный хрусталь или кварц.

Визуально камень рассматривается под лупой. Так, у настоящего рубина можно рассмотреть трещинки в форме зигзагов (у искусственных рубинов трещинки тоже имеются, но ровные и прямые), у изумруда-подделки рисунки под лупой складываются в трубчатые и спиралевидные узоры.

Примечание: любой натуральный камень при тщательном рассмотрении будет иметь мелкие изъяны, трещинки, ямочки с белым налетом.

Минерал аквамарин обязательно поменяет свой цвет, если рассматривать его с разных сторон – не очень сильно, но все же будет заметна разница в оттенках. Хризолит с лазуритом имеют однородные цвета, а вот бирюза-подделка легко окрашивает влажную тряпочку, которой протирался камень.

С помощью лампы – так можно проверить бриллиант. Направляя световой поток строго под прямым углом, можно отследить свечение граней – настоящий бриллиант будет просвечиваться насквозь и задние грани его будут сиять. Что интересно – если так же просветить рубин, то его трещинки зигзагообразной формы светиться не будут. А вот лабрадорит может создать эффект настоящего Северного сияния.

По запаху – если к янтарным бусинам поднести зажженную спичку, то при горении должен выделяться запах смолы. Если янтарь «недозрел», то на нем могут появиться пятнистые ожоги. А любая подделка станет выделять синтетический запах.

По твердости – к примеру, бриллиантом можно резать стекла, он обязательно оставит царапины на поверхности. А вот наждачной бумаги бриллиант не боится – если потереть ею бриллиантовую поверхность, то никаких изменений быть не должно.

По теплофизическим свойствам – тот же янтарь после натирания кусочком шерсти электризуется. А еще так проверяется гранат – если положить на весы пробку, сверху установить наэлектризованный камень и поднести к нему магнит, то стрелки весов будут двигаться, как маятник.

Важным атрибутом драгоценного камня во всём мире служит сертификат. Специалисты отмечают, что в торговле и производстве бриллиантов сертификаты приобрели гораздо большее значение, чем в любой другой сфере. Здесь «бумажка», отражающая качество бриллианта, имеет инвестиционную значимость. Камни — выгодный объект вложения денег. Ежегодно они растут в цене, несмотря на рыночные колебания.

Сертификат придаёт камню индивидуальность, поднимает его стоимость, бывает, на треть. Тени или девиации цвета и качества камня могут изменить его рыночную стоимость в сотни раз! Многие банки уже сейчас готовятся работать с драгоценными камнями как с залоговым фондом, популярность которого вне сомнений. Немаловажная проблема — таможенная экспертиза камней. Сведущих специалистов на российских границах практически нет, а потому нет ничего проще, чем организовать нелегальный вывоз и ввоз драгоценностей.

Известны случаи, когда в некоторых магазинах, под видом авантюрина, покупателям предлагали… обычную пластмассу, под видом коралла — ракушку. Под самодельным пышным именем «Чёрная звезда» скрывался минерал роговая обманка, в одном магазине на витрине лежал вообще не существующий в природе «кварц-диопсид» (ни в одном справочнике такое наименование не встречается). Как обычно происходит: завод верит поставщику, магазины — заводу, покупатель — продавцам. В результате случается так, что в некоторых случаях, потребители годами носят колечки с синтетическими камнями вместо натуральных.

Мошенники наживаются на доверчивости простых покупателей, желающих приобрести золотое или серебряное украшение, инкрустированное драгоценными камнями по заманчивой недорогой цене. Фианиты обнаруживаются в ювелирном украшении там, где должен был находиться бриллиант, а пластик вместо янтаря в серебряном колье.

Избежать покупки фальшивых драгоценностей со вставками
поможет геммологическая экспертиза.

Геммологическая экспертиза начинается с определения драгоценного камня. Затем эксперты доказывают его природное происхождение и ищут следы возможного облагораживания. После этого производится оценка качества драгоценного камня, но не его стоимости. Окончательная цена камня определяется рынком и включает, кроме стоимости камня, многие другие составляющие.

Древнейшее мошенничество
Издавна вместо драгоценных камней использовались различные имитации, вплоть до простого стекла. Ещё Плиний Старший (римский писатель-эрудит) считал, что: «Нет занятия более прибыльного, чем подделка драгоценных камней». С тех пор искусство подделки заметно продвинулось вперёд. В средние века на Востоке открыли способ облагораживания сапфиров, превращая серые камни в более дорогие — синие путём отжига. В наше время методы облагораживания природных, но низкосортных камней включают не только отжиг, но и облучение, заполнение трещин, поверхностное покрытие. Основной операцией по подделке драгоценных камней с начала ХХ века остаётся подмена природных синтетическими камнями, которые выпускаются в промышленных масштабах. Они полностью повторяют все физические свойства и внешний вид природных, а по качеству даже лучше них, но обычно гораздо дешевле. Сравним, к примеру, стоимость природного рубина со стоимостью синтетического: бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат, а синтетический такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень. Сегодня в промышленных масштабах выращиваются синтетические изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а, например, топазы и турмалины экономически нерентабельно выращивать в больших объёмах.

Если раньше подделывали только цветные камни, то теперь уже и бриллианты могут оказаться синтетическими или облагороженными. Их легко заменят стразы, которые могут приобретать любую окраску, вплоть до бесцветной, присущей бриллиантам.

Чистота — признак подделки
Для различных камней существуют различные категории имитации. Например, бирюза в большинстве случаев на ювелирном рынке продаётся прессованная. Она изготавливается из натуральной крошки путём спекания. В природе же бирюза растёт в виде нитей, крупные желваки встречаются очень редко и, соответственно, стоят баснословных денег. При покупке драгоценных изделий со вставками из бирюзы, эксперты советуют обратить внимание на структуру и окраску камня. Наиболее ценятся камни с видимыми вкраплениями других минералов, с неоднородной окраской. Абсолютно чистая бирюза, а также янтарь должны насторожить покупателя.

Обманчивые бирки
Цена — это тоже один из главных критериев при идентификации камня. Но очень часто «обжигаются» даже специалисты, не говоря уже о простых обывателях, которые покупают украшения раз в год в подарок близким. И вряд ли можно упрекнуть продавцов и товароведов ювелирных магазинов в непрофессионализме, потому что при приёме товара они только поверхностно осматривают изделия, полагаясь на пространные надписи на бирках. К примеру, в один из ювелирных магазинов поступила партия серебряных изделий с каменными вставками синего цвета, на бирках присутствовала надпись «Сапфир сz.». Специалисты затруднялись ответить, что это за камень. Оказалось, что это фианит, который за рубежом именуют «кубик циркония» (сокращённо «cz», что и было отражено на этикетке). Или некоторые производители вместо надписи «синтетический изумруд» пишут «изумруд выр.», что означает выращенный изумруд. С юридической точки зрения не к чему придраться, но обычный покупатель легко может обмануться. Вообще, Международной геммологической конфедерацией обозначены нормы подписи вставок в ювелирных украшениях, но эти нормы не являются федеральным законом, поэтому производители иногда некорректно пишут наименование товара.

Круговое доверие
Не секрет, что торговле пока не слишком выгодна проверка ювелирных изделий: покупатель не избалован, что угодно возьмёт. Как правило, за помощью к экспертам обращаются покупатели, которые приобретают изделия в небольших магазинах, торгующих продукцией сомнительного качества, работающих с перекупщиками. Дефекты чаще всего связаны с качеством металла и вставок.

Например, производилась экспертиза кольца с очень крупным, нетрадиционной огранки топазом. Через неделю после покупки вставка была потеряна, результаты экспертизы показали, что был допущен производственный брак: выбрана технически непродуманная закрепка камня.

Ещё один повод для обращения к экспертам — ситуация купли-продажи, когда необходимо оценить изделие, доставшееся, например, по наследству (бирки не сохранились) или эксклюзивное украшение, изготовленное на заказ.

Нередко граждан обманывают при покупке ювелирных изделий за границей. В Таиланде, Италии, Израиле Вам могут предложить купить украшения по более низкой цене, конечно, продавцы надеются на то, что Вы не успеете обнаружить подделку вовремя и вряд ли вернётесь сдавать изделие.

Много случаев, связанных с неправильным обращением покупателя с изделием в период носки. Как правило, в этих случаях экспертиза выносит решение в пользу продавца. Вот конкретный пример: женщина купила дорогой гарнитур с опалами и поехала отдыхать в Таиланд, где загорала, купалась в море, не снимая украшений. В результате камни поменяли свой вид. Дело в том, что многие камни (опалы, кораллы, бирюза и др.) являются химически неустойчивыми. Поэтому при покупке изделия надо консультироваться со специалистом о правилах ношения и ухода за изделием.

Правила, которых следует придерживаться при покупке ювелирных украшений
— во всех магазинах на видном месте должна быть информация о правах покупателя и обязанностях продавца ювелирных изделий. Ознакомьтесь с нею;

— внимательно ознакомьтесь с ценником и биркой (ярлыком) изделия;

— не стесняйтесь с максимальной дотошностью расспрашивать продавца о качестве и характеристиках изделия, и в первую очередь о том, синтетический перед Вами камень или натуральный. Если натуральный, то подвергался ли облагораживанию — воздействию (подкрашивание, пропитка маслом, термообработка) с целью скрытия дефектов и придания лучшего вида;

— самое главное — требуйте товарный чек с указанием всех важных характеристик изделия. Этот документ позволит Вам, если потребуется, отстоять свои права в суде.

Как отличить природные драгоценные камни от синтетических (искусственных) камней

САМЫЕ ТВЁРДЫЕ АЛМАЗЫ УЧЁНЫЕ ВЫРАСТИЛИ ИЗ ГАЗОВОЙ СМЕСИ

Изготовление материала, превосходящего твёрдостью природный алмаз, многие годы было целью материаловедов. Как сообщает NTR.Ru, группа специалистов из Геофизической лаборатории Института Карнеги создала крупные алмазы (сравнимые с ювелирными по размеру), которые по твёрдости превосходят другие кристаллы. Причём исследователи вырастили кристаллы непосредственно из газовой смеси в сто раз быстрее, чем это возможно с помощью других современных методов.

Крупные кристаллы вырастили всего за один день. Причём алмазы оказались настолько прочными, что сломали измерительное оборудование. Исследователи создали кристаллы с помощью высокоскоростного химического осаждения пара - нового процесса, разработанного ими же. Затем они подвергли их высокотемпературной обработке под высоким давлением, чтобы сделать более крепкими.

Были выращены кристаллы диаметром до 10 миллиметров и толщиной до 4,5 миллиметров. Они оказались на 50% твёрже обычных алмазов.

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней.

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Сравним, к примеру, стоимость природного рубина со стоимостью синтетического: бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат, а синтетический рубин такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень. Если покупатели дорогого камня не будут уверены в его природном происхождении, это подорвет спрос на товар подобного рода, что, естественно, будет иметь негативные последствия для рынка.

Какие из признаков природных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня. Естественно, что для кристаллов, полученных разными методами синтеза, такие свойства могут отличаться.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп.

В настоящее время на рынке представлено большое разнообразие синтетических камней. Обо всех рассказать в рамках данной статьи невозможно, поэтому подробнее остановимся только на некоторых из них.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. В связи с этим на рынке возросла вероятность появления ювелирных изделий с синтетическими алмазами. В ряде случаев можно различить природный и синтетический алмаз, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) — о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. Однако в некоторых случаях требуется применение более сложных методов исследования вещества, таких как цветная и спектральная катодолюминесценция, спектроскопия в видимой и ИК-области, а также — люминесцентная спектроскопия.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Для вернейлевских синтетических рубинов характерна очень сильная красная УФ-флюоресценция. Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Однако в большинстве случаев отличить их возможно с помощью лупы или микроскопа: для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом и производятся в России и в Китае. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа, а также ростовая и цветовая зональность. В некоторых случаях в кристаллах синтетического изумруда могут отсутствовать перечисленные характеристики, тогда для их диагностики применяется метод ИК-спектроскопии.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Хотя включения и характерные структуры двойникования иногда позволяют отличить природные и синтетические аметисты, но в большинстве случаев однозначная диагностика возможна только с применением сложных спектральных методов исследования.

Другой важной разновидностью синтетического кварца является аметрин, производство которого гидротермальным методом на коммерческой основе началось в 1994 г. Синтетический аметрин можно определить по ряду признаков, включающих зональность окраски и структуру двойникования. Также для диагностики применяются методы определения химического состава примесей и ИК-спектроскопия.

Как отличить природные драгоценные камни от имитаций (подделок)

Синтетические камни с хорошей репутацией могут также, как и драгоценные, повышаться в цене и пользоваться спросом, а редкие экземпляры могут даже стать предметом коллекционирования. Вообще можно сделать вывод, что синтетические драгоценные камни могут мирно сосуществовать с природными, - скорее, дополнять друг друга, чем соперничать.

На современный ювелирный рынок поступают искусственные драгоценные камни нескольких видов. Драгоценные камни синтезированные (выращенные); синтезированные кристаллы соединений группы редкоземельных элементов, которые в природе не встречаются, например фианиты (имитация алмаза); имитация драгоценных камней из известного стекла, которые в основном применяются в бижутерии и легко «на глазок» отличаются от драгоценных камней по низкой твёрдости; а также дуплеты - составные драгоценные камни, склеенные из двух различных минералов.

Аквамарин

Этот минерал очень похож на топаз по цвету и даже по включениям. Однако у топазов не бывает характерных для аквамарина включений напоминающих хризантему белого цвета. Также аквамарин имитируют, как и обычным стеклом, так и менее ценными минералами: синтетической шпинелью, искусственным кварцем. Отличить их от настоящего аквамарина можно просто посмотрев на камень под разным углом: аквамарин при этом слегка меняет цветовую гамму, а имитации нет.

Синтетические аквамарины на ювелирном рынке отсутствуют. Имитации, которые продают под этим названием, в действительности представляют собой голую шпинель или стекло.

Все имитации из стекла на ощупь кажутся более тёплыми в отличие от настоящего камня. Если камень не вправлен в оправу, надо, удерживая его пинцетом (чтобы не нагреть от рук), прикоснуться к нему кончиком языка - камень должен быть холодным.

Александрит

Это очень редкий камень, крупные образцы являются уникальностью. Ювелирные изделия с александритом очень дороги. Александриты подделывают рубинами со свойствами многоцветности минерала при различном освещении. Этот эффект называется плеохроизмом. Также подделывают стеклом.

Алмаз

В основе методики получения этого минерала лежали представления о превращении графита в алмаз. Ещё в конце XVII в. И. Ньютон высказал предположение, что алмаз-этот самый твёрдый минерал - должен гореть. Кристалликом алмаза для опыта пожертвовала Флорентийская академия наук. Оказалось, что, прежде чем сгореть, алмаз при температуре 110°C превратился в графит. Учёные решили, что возможно и обратное превращение в алмаз. Искусственные алмазы пытались получить многие учёные. Но успеха всё не было, пока работы велись без знания законов синтеза.

Для имитации алмаза используют бесцветный циркон, синтетический рутик, титанит стронция, синтетическую бесцветную шпинель, синтетический бесцветный сапфир.

При осмотре алмаза невооруженным глазом или с помощью десятикратной лупы, нужно учитывать, что он обрабатывается таким образом, что практически весь свет, входящий в камень через коронку, полностью отражается от его задних граней, как от ряда зеркал. Поэтому, если через ограненный бриллиант смотреть на свет, будет видна только светящаяся точка в камне. Кроме того, если посмотреть через бриллиант, находящийся в надетом на палец перстне, то увидеть сквозь него палец невозможно.

Химик Клапрот определил, что капля соляной кислоты не действует на алмаз, зато на цирконе оставляет мутное пятно.

Алмаз оставляет царапину на поверхности стекла, а также и на полированной поверхности других камней. Плотно приложив ограненный алмаз ребром к поверхности образца, можно заметить, что алмаз «цепляется» за него, оставляя видимую царапину, которая не исчезает, если потереть мокрым пальцем. Для такой пробы выбирают наименее заметное место.

Чтобы отличить алмаз от шпинели и синтетического сапфира, камни опускают в бесцветную жидкость с показателем преломления, близким к показателям преломления шпинели и сапфира (йодистый метилен или однобромистый монофтлен). Шпинель и сапфир просто не будут видны в жидкости, а алмаз будет ярко блестеть. Аналогичный, но менее отчетливый эффект «исчезновения» фальшивого бриллианта дают простая вода и глицерин. Таким же способом выделяют более простые и дешёвые подделки под алмаз - богатое свинцом хрустальное стекло.

Бриллианты подделывают довольно часто такими минералами как муссониты (практически не отличимыми без специального оборудования), фианитами, лейкосапфирами и др. Отличить подделку от подлинного бриллианта, можно, рассмотрев около любого осветительного прибора. Нужно держать камень коронкой перпендикулярно источнику света. У подлинного бриллианта грани, расположенные сзади - будут полностью светиться. Но это ещё не гарант подлинности. Можно также проверить минерал на подлинность благодаря его свойству твёрдости. Если тереть наждачной бумагой бриллиант, она не оставит царапин, на других минералах - оставит шероховатости. Если провести бриллиантом по камням имеющим более маленькую твёрдость (например, по сапфиру или изумруду), то на таких минералах настоящий бриллиант оставит царапины. Синтетические заменители бриллианта не будут иметь внутри себя никаких включений, пузырьков, в то время как у настоящего алмаза - обязательно будет.

Аметист

Драгоценными являются чистые и яркие по цвету аметисты. Свойство настоящего и синтетического аметиста очень схожи и различить их не легко. Искусственный минерал сейчас используют ювелиры довольно часто, так как он производится в промышленных масштабах, в отличие от них покрашенные фианиты под аметист можно распознать: они быстрее нагреваются, это можно выяснить, например, приложив их к лицу.

Бирюза

Её подделывают даже пластмассой, которая конечно не такая пористая и не ровная, как настоящая. Имитация стекла в своей структуре имеет маленькие пузыри, чего нельзя сказать о настоящем камне. Также методом облагораживания в лаборатории бирюза низкого сорта превращается в бирюзу высокого качества. Там могут и склеивать мелкие частички бирюзы, и обрабатывать температурой и многое другое. Выдают за бирюзу также эмаль, спрессованный бирюзовый порошок, и дешёвый минерал Говлит. Говлит становится похожим на бирюзу, если его окрасить. Вообще натуральная бирюза без дефектов - это практически не вероятное явление.

Кристаллы, изготовленные из толченой бирюзы с клеем, трудно отличить от настоящих. И лишь со временем подделки приобретают грязноватый оттенок.
Гелиодор

Гелиодор - лимонного оттенка является драгоценным в том случае, если он чист, без включений. Если камень не соответствует этим параметрам, то он не является ценным. Природный минерал Гелиодор при проведении им по стеклу - оставит след, так как он гораздо твёрже стекла.
Горный хрусталь

Искусственный горный хрусталь получается из кварца, смешанного с известью и содой. Из данного минерала делается также посуда. Также подделывают камень простым стеклом. Отличие настоящего горного хрусталя состоит в том, что он не отличается высокой теплопроводностью, в отличие от подделок. Вглядевшись во внутрь природного минерала, можно увидеть там как бы легкую затуманенность. Блестит горный хрусталь, как и стекло, не переливаясь радужными красками в отличие от алмаза.

Настоящий горный хрусталь всегда прохладен на ощупь.

Гранаты

Гранаты относятся к драгоценным камням, обладающим силой магнитного притяжения. По магнитности определяют и некоторые другие камни. Для этого камень (предварительно взвешенный) помещают на высокую пробку (чтобы отделить от металлической чашки весов), которую кладут на чашу. После уравновешивания весов к камню медленно подносят небольшой подковообразный магнит до тех пор, пока он почти не коснется поверхности камня. Если минерал обладает заметной магнитностью, то равновесие нарушится, когда магнит будет находится от камня в 10-12 мм. Записывают минимальный вес, который «удерживается» магнитом. Разница между ними истинным весом будет характеризовать притяжение камня к магниту.

Гранату повезло в том смысле, что его почти не подделывают. Благодарить за это он должен уникальные особенности своей природы, а также свою довольно не дорогую стоимость. Дело в том, что гранат имеет магнитные свойства. Если хотите отличить настоящий гранат от подделки прямо в магазине, Вам понадобится собственно магнит, металлические весы и пробка. Пробку кладем на весы, на неё кладем минерал, затем к нему подносим магнит, пи этом стрелка весов начнет колебаться. Ещё более простой метод определения природного камня касается его размеров, ведь гранат сам по себе не может быть крупнее «Боба». Практически размер камня не превышает размер зерна растения - Граната.

Жемчуг

Секрет выращивания жемчуга открыт в Китае, и промысел этот процветал там на протяжении семи столетий. В 1890 году японцы переняли опыт выращивания жемчуга и создали целую отрасль промышленности. Одними из последних японцы разработали выращивание жемчуга без ядра, при котором в разрезы в мантии моллюска вводят кусок мантийной ткани другого моллюска. Жемчужины растут быстро, выход продукции высок. Если моллюск после изъятия из него жемчужины вновь вернуть в море, можно вновь от него получить жемчужины. Такой жемчуг ещё называют культивированным. С 1956 года индустрия выращивания жемчуга начала развиваться в Австралии.

Слово «жемчуг» без определений разрешается использовать только для природного жемчуга. Крупные жемчужины считаются коллекционными и продаются отдельно по более высокой цене. 70% жемчуга продают в виде бус.

Жемчуг найденный в природе, представляет собой гораздо большую ценность, нежели культивированный, благодаря внедрению бусины в раковину моллюска. Природный жемчуг большого размера стоит очень дорого, в отличие от аналогов. Рентгенная установка, просветив внутреннюю структуру жемчуга, поможет отличить культивированный жемчуг от природного.

Изумруд

Изумруды могут подвергаться процессу облагораживания, так как цена минерала находится в прямой зависимости от насыщенности цвета и оттенка. Искусственное облагораживание снижает ценность камня. В результате облагораживания может быть улучшен цвет и чистота камня, и передан блеск в результате нанесения специального покрытия.

Синтетические изумруды в течение многих лет изготавливались только в лаборатории Кэролла Чэтема, химика из Сан-Франциско. Теперь в промышленных масштабах изумруды выпускаются рядом фирм, а методы производства синтетических изумрудов постоянно совершенствуются, так что синтетические изумруды практически неотличимы от природных.

Характерные признаки синтетических камней - перекрученные вуали.

Кварц

Кварц можно отличить от стекла, прикоснувшись к камню и стеклу кончиком языка. Кварц гораздо холоднее.

Лазурит

Даже не опытному глазу будет трудно спутать с чем-то другим, ведь он имеет чистый насыщенный синий цвет. Имитации же более бледные, это могут быть азурит, дюмортьерит, лазулит, содолит. Также подделывают под лазурит крашеную яшму, крашеную синтетическую шпинель - эти подделки оставят сильный след после себя в стакане с чистой водой. Истинный лазурит нет.
Лунный камень

Имитацией является как стекло, так и пластмасса, неоднородно покрашенная. Единственное что не передается передать в имитациях так это миллион оттенков цветов, когда минерал играет на свету. Также внутри минерала будут мерцать блестки. Аналоги, такие как искусственная шпинель и белый халцедон, можно отличить только при помощи рентгена. У настоящего лунного камня под воздействием рентгена обнаруживается светло-сиреневое свечение. Ещё подделкой является «опаловое стекло». Тут для определения истинного лунного камня нам понадобится десятикратно увеличивающая лупа, через которую видно слоистую структуру камня.

Рубин

Это первый драгоценный камень, который стали получать в начале XX века на промышленной основе в больших масштабах. По последним сведениям, объем производства синтетических рубинов достиг миллиона каратов. Искусственные рубины применяются для украшений, причём разница в ценах природного и синтетического очень большая.

Прежде всего необходимо помнить, что чистые, густо окрашенные крупные в природе встречаются крайне редко. Уже один этот факт ставит под сомнение природное происхождение крупного рубина.

Стоимость качественных рубинов может быть равной цене алмаза. Настоящий рубин не лишен природных микроскопических включений, дефектов, даже если кажется идеально прозрачным не вооруженному глазу. Можно поцарапать рубином другой минерал с более низкой характеристикой твёрдости - будут видны царапины. Камни, имеющие маленький размер и мутную структуру инкрустированные в золотые и серебряные изделия - скорее настоящие. Потому что из-за недорогой цены их не имеет смысла подделывать. Под ультрафиолетом подделка рубина станет оранжевого оттенка.

Существуют народные способы определения натуральности рубина:

1. При помещении минерала в стеклянную посуду - из неё будет изливаться красноватый свет.

2. Молоко в стакане станет слегка розовым - если в нем рубин.

3. С одного угла минерал бледен, с другого - тёмно-красного оттенка

4. В натуральном рубине трещина имеет форму зигзага и не светится ярко при освещении, в отличие от имитаций, где трещина прямая и сияет.

5. Натуральный рубин во включениях редко имеет пузырьки, а если они и есть, то по цвету, они не отличаются от цвета минерала. В подделках пузыри могут быть более светлыми, могут быть пустыми внутри.

6. Если положить настоящий камень на глазное веко - он будет оставаться холодным долгое время. Синтетический заменитель или стекляшка быстро изменяют температуру на более тёплую.

Сапфир

Отличить настоящий сапфир от многочисленных «близнецов» можно только благодаря физико-химическим параметрам, а не по внешним признакам. Синтетическую подделку можно сразу же исключить по наличию включений внутри камня. Натуральные имитации, также имеющие природные включения отсортировать можно следующем образом: в особой жидкости у которой определенная удельная масса - сапфир ложится ко дну, в то время как подделка всплывает кверху. Сапфир твёрже, чем рубин, либо изумруд - при проведении этими минералами по сапфиру, следов не остается.

Если камень погрузить в жидкость с определенным коэффициентом преломления, в нем можно наблюдать следующее распределение окраски: в синтетическом камне всегда имеются изогнутые, различно окрашенные полосы, в природном - полосы прямые и располагаются параллельно одной или нескольким граням.

Топаз

Топаз - природный минерал при прикосновении к нему кожей кажется гладким и прохладным. Топаз будет притягивать мелкие частички (например, салфетки) - если его потереть шерстяной материей. Настоящий камень опустится на дно, если опустить его в емкость с йодистым метиленом. Подделки, такие как кварцы - не потонут. Но существуют более качественные подделки - имитирующие даже физические свойства минерала. С помощью температурной обработки бледный минерал может быть облагорожен и приобрести более яркий цвет. Выявить натуральность камня можно только в лаборатории геммолога. Минерал аметист подделывают под топаз методом нагрева. Называться такая подделка будет «Золотистым топазом, Мадейра-топаз»

Исключительно легко полируется и иногда его можно определить на ощупь по характерной «скользости». Синтетический корунд различных оттенков розового цвета применяют для имитации розового топаза. При этом он выглядит слишком хорошо, чтобы быть настоящим.

Хризолит

Крашенное стекло чаще попадается в качестве подделки. В отличие от стеклянной подделки хризолит имеет равномерный «окрас» без уплотнений. Также этот минерал имитируют зеленой пластмассой, которую естественно легко поцарапать. Другие минералы, которыми пытаются заменить хризолит можно определить лишь в лаборатории. Это может быть либо хризоберилл или турмалин. Стоит запомнить, что крупный размер этого минерал - очень редкое явление.

Циркон

Ни один камень, за исключением опала и алмаза, нельзя определить так легко, как циркон. Невооруженным глазом или с помощью простой лупы. Его особенный блеск, несколько напоминающий алмазный и в то же время жирный или смоляной, в сочетании с характерной цветовой гаммой, часто позволяют узнать камень с первого взгляда. Используя лупу, можно при наблюдении через верхнюю часть камня увидеть потертые ребра граней.

Цитрин

Вас могут обмануть, подсунув более дешевые заменители - облагороженный кварц, или подверженный температурной обработке аметист. Покупая ювелирные изделия, следует учесть, что цвет природного цитрина не такой ярко желтый, как может быть у заменителей. Скорее он более спокойного оттенка. Также настоящий минерал при рассмотрении под разным углом меняет оттенок от бледно желтого, до ярко желтого. Имитации таких свойств не имеют.

Шпинель

Синтетическая шпинель поступила на рынок в 20-е годы. Шпинель легко спутать с аметистом, хризоберилом, гранатом, рубином, сапфиром, топазом. Но специалисты отличают шпинель очень просто - по отсутствию у неё двупереломления.

Янтарь

Янтарь - это смола застывшая много веков назад. И она довольно часто встречается в золотых и серебряных ювелирных украшениях. Янтарь подделывают менее качественными минералами или пластмассой. Если поднести к пластмассовой подделке спичку, то соответственно от неё запахнет пластиком, а не смолой. На незрелом янтаре при поджигании - возникают пятна. Липким становится спрессованный янтарь.

Природный янтарь электризуется от трения, правда, некоторые имитации (из пластика) тоже электризуются. Но если электризации нет - явная подделка. Очень эффективен следующий метод определения имитаций янтаря. Если лезвием ножа провести полоску по поверхности янтаря, он даст мелкую крошку, а имитация закрученную стружку. В отличие от синтетических материалов, янтарь легко истирается в порошок. Янтарь будет плавать в соляном растворе (10 чайных ложек (без верха) поваренной соли на стакан воды), а имитации, кроме полистирола, затонут. После проверки изделие следует тщательно промыть в проточной воде, чтобы не образовалась соляная корка.

Украшения из драгоценных камней - прекрасный подарок для себя или для близких. Считается, что драгоценные камни имеют ряд целебных свойств, и в случае правильного выбора, могут корректировать самочувствие, здоровье и даже удачу. Но как выбрать правильный камень?

Рассказывает коллекционер Евгений Викстрем : «Первое, что следует сказать - самоцветы очень часто подделывают, потому никогда не нужно покупать их в сомнительных местах. Отправляйтесь в хорошо зарекомендовавший себя магазин или на ювелирную выставку.

Второй момент - необходимо знать, как визуально отличить настоящий камень от копии. Вопреки популярному мнению, природные камни не часто имеют идеальный внешний вид - их создавала природа на протяжение миллионов лет, а не мастера в лаборатории за полтора часа сделали блестящую стекляшку.

К примеру, рубины крайне редко бывают чистыми, без вкраплений и большого размера - такие камни стоят тысячи долларов, потому увидев идеальный рубин за пару десятков долларов, следует уже задуматься - а действительно ли это рубин?”.

То же самое с топазами. Для имитации розового топаза используют синтетический коррунд, который слишком блестит и сверкает, как для настоящего топаза. "Характерные признаки синтетических изумрудов - перекрученные вуали. Кварц же можно легко отличить от стекла, прикоснувшись к камню и стеклу языком. Настоящий кварц гораздо холоднее стекла”.

Почему важно научиться отличать настоящие камни от подделок? Во-первых, чтобы не переплатить. Одно дело, когда вам за 10 долларов предлагают бусы из псевдонатурального камня, а другое, когда за тысячу вам продают подделку со словами «этот камень натуральный». Во-вторых, синтетические камни не имеют того состава, что и природные, а потому, соответственно, ни о каких целебных свойствах не может идти и речи. Да и о каком удовольствии от ношения украшения может идти речь, если вы знаете, что его сделали из стекла на штамповальном станке за 10 минут?

Имитации и распознавание драгоценных камней

При определении ценности драгоценных камней часто происходят ошибки, особенно если камни схожи между собой или имеют одинаковый цвет или бесцветные.

Основными опознавательными знаками алмазов являются их высокая твердость, преломление света и рассеивание цветов.

Таким же высоким блеском, какой имеет ограненный алмаз-бриллиант, обладают: бесцветный циркон (при обжиге окрашивается в желтые, коричневые и красноватые тона), лейкосапфир, фенакит, горный хрусталь, "мраморный алмаз" (кварц), бесцветный топаз и шпинель; они, как и алмаз, однопреломляющие.

Природный рубин заменяется красным или розовым шпинелем, турмалином или топазом. Некоторые синие камни, например синий шпинель, турмалин или кордиерит и цианит отличаются от сапфира более низкой твердостью и плотностью. За смарагд иногда принимают оливин (хризолит), русский зеленый топаз и турмалин, а также хризопраз.

За желтый (золотой) топаз часто выдают цитрин, особенно обожженный аметист или раухтопаз, которые в результате обжига приобретают желтый цвет. Различно окрашенные флюориты, которые используются в качестве имитаций аметиста, топаза, смарагда и рубина , распознать несложно, поскольку они имеют низкую твердость (4).

Используемые в ювелирном деле густо-черные непросвечивающиеся ониксы, синие халцедоны и яблочно-зеленые хризопразы представляют собой, по сути дела, искусно окрашенные (мореные) халцедоны. Искусственная бирюза по внешнему виду ничем не отличается от природной, однако при нагревании она становится синей или коричневой.

Синтетические драгоценные камни, возникшие в результате соединения двух камней, называются дублетами . Так называемый "настоящий дублет " представляет собой камень, верх и низ которого изготовлены из однородного минерала (соединяются канадским бальзамом или мастикой). "Искусственные дублеты", так называемые "миксли", получают путем плавки цветного стекла (низ) на плоскости просвечивающегося кварца или граната (верх). Свободные, незакрепленные дублеты распознать легко.

Наиболее широко распространены синтетические драгоценные и полудрагоценные камни всех оттенков, имитированные различно окрашенным стеклом. Они мягче природных камней, царапаются напильником, распознать их можно также по оптическим свойствам. Они всегда однопреломляющие, а если цветные, то никогда не проявляют признаков полихроизма.

Алмазы имитируют прозрачным, тщательно отполированным с сильным преломлением стеклом, под которое обычно подкладывают зеркальное вещество, чтобы увеличился световой эффект. Имитации смарагда имеют внутри типичные дефекты природного смарагда. Гранаты имитируют стеклом, цвет которого не отличается от цвета природных гранатов. Однако стекло имеет меньшую твердость и плотность.

Для того, чтобы научиться отличать драгоценные и полудрагоценные камни от искусственных, особенно закрепленных в драгоценностях, необходимо обладать большим опытом. Считается, что специалист на глаз распознает, какой камень природный, а какой искусственный. Но это возможно далеко не во всех случаях! Сегодняшние химия и техника позволили получить искусственные драгоценные камни, похожие на натуральные до мельчайших подробностей. Некоторые способы определения камней требуют не только профессиональных, но и научных знаний, иногда и специальной исследовательской работы.

Всего комментариев: 0
Loading...Loading...