Роль музыкальных праздников в развитии личности дошкольника. Значение развлечений в музыкальном развитии детей

Значение праздников и развлечений. Требования к их организации и проведению

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник Октября — это день рождения нашей Родины, праздник 1 Мая — день международной солидарности трудящихся и т. д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20—30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45—55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.
Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.).
Но, конечно, нужны и новые номера.

Виды праздников и их содержание

В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:
1. Общественно-политические: 8 Марта, День Советской Армии, Праздник Победы, День пожилого человека.
2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.
3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.
Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с красными флажками, шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей.
В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для проведения и других видов праздников.
Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.
Центр новогоднего празднества — сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки. Но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и конечно же подарки.
Елка стоит еще несколько дней в зале. По просьбе детей обычно повторяются фрагменты праздника. Каждый ребенок выбирает себе понравившуюся роль, снова звучат песни, проводятся игры.
Потом елка выносится на участок. Там она продолжает стоять еще некоторое время, с новыми украшениями из ледяных игрушек, цветных льдинок, слепленных из снега зверюшек. Когда интерес детей к елке ослабевает, ее убирают, но она не должна выбрасываться во двор или сиротливо стоять заброшенной и обломанной. В памяти детей елка должна сохраниться прекрасной и нарядной.
Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность Детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшения в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные грибы, избушки и т. д.
Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой и здравицами во славу нашей Родины.
Главная цель такого праздника — показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.
Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя.

Работа педагогического коллектива по подготовке к празднику. Проведение праздника

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения. Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом «Программы воспитания в детском саду» и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Выбирается ведущий праздника. К этому следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.
Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Музыкальная культура личности - это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.

Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.

В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние.

Задача педагогов дошкольных учреждения - по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у юной личности самостоятельность в эстетической оценке действительности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий - низкий, громкий - тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что ":внимание маленького ребенка - это капризное "существо". Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка - если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник".

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания -развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие - нежно и ласково.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

Список литературы

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности "Музыка и пение" - М.: Просвещение, 1983.-224 стр.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.; Просвещение, 1981г.
  3. Метлов Н.А. Музыка - детям- М.; Просвещение, 1985г.
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. - М, 1982г.
  5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. - М.: 1972г.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997
  7. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т / В.А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1979.
  8. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. - М.; 1986г
  9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Л., 1977г.
  10. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания - М., 1989г.

Елена Затовка
Роль музыкального воспитания в развитии личности дошкольника

Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта , а прежде всего воспитание человека .

В. А. Сухомлинский.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека : музыка , которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка возникла в глубокой древности. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека , его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека . Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку , ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Особенностью музыки является то , что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Слушая музыку , написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем говорить о ее познавательном значении.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания , она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека , формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей , формирование основ музыкальной

культуры – т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте . Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии .

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции , интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре , заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой . Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально -эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека , его общего духовного становления.

Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста .

Основной задачами музыкального воспитания можно считать :

1. Развитие музыкальных и творческих способностей, (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности ;

2. Формирование начал музыкальной культуры , способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания , прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др .

В ребенке важно развивать все лучшее , что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности , на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности , способствовать общему развитию .

Еще Аристотель высказывал мысль, что музыка способна оказывать воздействие на нравственную сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, что она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи .

Платону принадлежит идея единства прекрасного, доброго, разумного и любви в эстетических отношениях.

Идеи античных философов получили развитие во все последующие времена. Подтвердилось высокое воспитательное значение искусства , его роль в формировании ценностных ориентаций человека.

Известный отечественный психолог Л. В. Выготский писал о том, что во время восприятия искусства у человека возникают «умные эмоции» , подчеркивал единство чувства и фантазии. Говоря о воздействии на человека музыки , он полагал, что ее действие может сказаться не сразу, а потом, в зависимости от того, «что она высвободит, а что оттеснит вглубь» , подчеркивая воспитательное значение музыки , возможности организовать наше поведение в будущем.

Приобщаясь к культурному музыкальному наследию , ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Узнавая жизнь через музыкальные образы , человек духовно и нравственно очищается, совершенствуется. В то же время, сама музыка является ценностью , развивает представления человека о красоте в искусстве и в жизни.

По словам Д. Д. Шостаковича, «музыка может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества».

В период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребенка . Приобщение детей к миру ценностей музыкальной культуры с первых лет жизни способствует формированию ценностного отношения к искусству, осознания жизненных и эстетических ценностей, личностному развитию .

Музыка разных эпох и стилей позволяет общаться с великими композиторами прошлого через их творения и тем самым обогащает кругозор человека.

Музыка развивает ребенка и умственно . Помимо разнообразных сведений о музыке , имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально- образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке .

Музыка развивает эмоциональную сферу . Эмоциональная отзывчивость на музыку- одна из важнейших музыкальных способностей . Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности , как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки , но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия , - пение, игра на музыкальных инструментах , музыкально ритмические движения.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения , фантазии, уверенности в себе, в своих силах, формированию основ музыкальной и общей культуры .

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально -слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются , это свидетельствует о музыкальности ; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса , точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте . У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б . М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни) . Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления .

Заключение

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей . В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений ; развивается музыкальное восприятия – мышление . Для полноценной реализации музыкально -педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления .

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической , народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке , и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей .

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении , объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности , умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей , музыкального руководителя , с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.

Список используемой литературы

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду . - М, 1984.

2. Дубровская Е. А., Казакова Т. Г., Юрина Н. Н. и др. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста . - М., 2002.

3. Радынова О. П., Комисарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста . Дубна Феникс + 2011

4. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников : Учебник для студентов пед. институтов и колледжей- М., 2002.

Елена Козлова
Значение развлечений и роль музыки в них

Значение развлечений и роль музыки в них .

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека . Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.

Развлечения представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей. Доставляющие радость и эстетические переживания. Развлечения , прежде всего, являются средством эстетического развития ребёнка , поскольку в них используются различные виды искусств, а также способствуют развитию у детей интереса к музыке .

Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства : изобразительным, музыкой , литературой, театром и кино.

Развлечения с использованием музыки являются важнейшим средством музыкальных представлением детей, совершенствования музыкального восприятия . «Развлекая – воспитывать » - этот принцип, как известно, широко используется в детских садах. Показать детям интересные зрелища, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность, помогают развлечения . Их использование расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников , способствует проявлению положительных качеств личности.

Развлечения расширяют кругозор детей, знания о музыке , повышают интерес к ней. В интересной форме дети легче воспринимают характер и содержание музыкального произведения и движения становятся более активными, творческими, так как насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а, следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений . Коллективные переживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.

Объединяющая взрослых и детей радость поднимает жизненный тонус, создаёт бодрое настроение и остаётся в памяти каждого ребёнка надолго. Но значение развлечений не только в том , чтобы приносить радость. Они являются средством всестороннего воспитания, пробуждают в душе ребёнка чувство любви к Родине, природе, людям, труду, чувство дружбы. Активное участие в развлечениях обогащает детей навыками, впечатлениями. Даёт возможность приобрести новые знания и навыки и закрепить ранее полученные. Кроме того развиваются их творческие способности. Формируются их организаторские навыки, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива Таким образом, развлечения развивают инициативу и творческую выдумку.

Важно умело отбирать музыку для развлечений учитывая их педагогическую направленность и музыка , с простыми, запоминающимися и любимыми мелодиями. Следует включать знакомые детям песни, танцы, игры, выученные на занятиях, использование которых в новой ситуации, в иной увлекательной форме доставит детям удовольствие и радость. Более сложный музыкальный и литературный материал может исполняться взрослыми, но только в том случае, если он доступен восприятию и пониманию детей. Важным моментом в развлечениях является новизна материала или способа его преподнесения, сюрпризность.

Развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу , творческую выдумку. Организация развлечений в детском саду является важной педагогической задачей.

Публикации по теме:

Доминантное занятие по слушанию музыки в старшей группе «В гостях у Феи-Музыки» Конспект доминантного занятия по слушанию музыки в старшей группе «В гостях у Феи-Музыки» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№ 6» Музыкальный.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль музыки в эстетическом воспитании ребёнка»

Консультация для родителей «Роль музыки в эстетическом воспитании ребёнка» Консультация для родителей и воспитателей. Роль музыки в эстетическом воспитании ребёнка. Цель воспитания - формирование всесторонне и гармонично.

Роль и значение компьютера для детей дошкольного возраста Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста. Мы живем в век научно- технической революции, которая расширила понятие «грамотность»:.

Роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности Выдающийся совет композитор Сухомлинский (1917-1970) являлся педагогом, воспитателем, много лет проработал учителем, был директором в.

Роль музыки в развитии активной речи детей «Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста». В последние годы отмечается увеличение количества детей,имеющих.

Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка Гармоничность музыкально-эстетического.

Праздник занимает особое место в воспитании детей дошколь­ного возраста. Его основные задачи:

■ создать радостное настроение, вызвать положительный эмоцио­нальный настрой;

■ обогатить новыми впечатлениями, сформировать разнообраз­ные эмоции и чувства, являющиеся важнейшим условием раз­вития личности;

■ воспитать праздничную культуру (традиции праздников, госте­вой этикет).

Поэтому праздники в дошкольном образовательном учреждении должны быть яркими, наполненными радостью и весельем, торже­ственными событиями, оставляющими неизгладимый след в памяти ребенка.

Музыка является ведущим компонентом праздника и, объединяя синтез искусств - художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство (оформление) и др., создает у детей эмо­циональный настрой. Определяющими в подборе музыки являются тематика и содержание праздников.

Сегодня тематика праздников самая разнообразная, но особое значение имеют календарные праздники (Осенины, Новый год, Рождество, Масленица и др.), традиционные для нашей страны праздники, посвященные знаменательным датам (8 Марта, День за­щитника Отечества, День Победы и др.), выпуск детей в школу, а также зимние и летние спортивные праздники.

Основную идею праздника следует доносить до детей в образной форме, а его содержание должно позволить каждому ребенку про­явить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности.

Педагогическое руководство на празднике носит организующий характер. В процессе подготовки к празднику задачи воспитателя и музыкального руководителя заключаются в тщательном продумы­вании сценария, в распределении ролей, в выстраивании опреде­ленной последовательности музыкально-литературного материала, инсценировок, аттракционов и сюрпризных моментов.

К обсуждению замысла сценария привлекаются также старший воспитатель (методист) и родители. Определяются лица, отвечающие за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, изготовление атрибутов и т. д.


Большое разнообразие в программы праздников вносят высту­пления взрослых. Они повышают настроение детей, обогащают их новыми впечатлениями, объединяют детский и педагогический кол­лектив общими чувствами.

Особенно важна роль воспитателя в процессе всей подготови­тельной работы, поскольку именно в этот период до сознания ребен­ка доносится содержание праздника. От воспитателя зависит появ­ление у детей эмоционального подъема, который при правильной организации работы нарастает с приближением праздника. В ходе праздника от него во многом зависит поддержание хорошего, радост­ного настроения детей. Он должен уметь подбодрить застенчивых детей, вовремя остановить расшалившихся. Он следит за выступле­ниями детей своей группы, своевременно меняет детали костюмов, подсказывает, когда нужно выходить на игру или пляску, помогает детям быстро исполнять указания музыкального руководителя, при­нимает участие в общих плясках, играх, танцах, песнях.

Очень важен выбор ведущего. Им должен быть педагог, обладаю­щий культурой общения, доброжелательностью, хорошо знающий воспитанников, находчивый, артистичный, инициативный, умею­щий непринужденно держаться.

На праздниках для детей младшего дошкольного возраста в каче­стве ведущих можно использовать игрушку, игровой персонаж (или несколько игровых персонажей), которые озвучиваются взрослым. Программа праздника должна строиться на ранее освоенном материале, из которого отбираются произведения, наиболее ярко исполняемые детьми. Для этого необходимо тщательно осуществить перспективное планирование, чтобы без спешки подготовиться к празднику. Вместе с тем важно, чтобы к моменту его проведения дети не были утомлены и не утратили свежести впечатлений.

При разработке сценария прежде всего учитывается возраст детей. И организация праздника, и подготовка к нему должны от­вечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Необходимо также предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.

От возрастных особенностей дошкольников зависит также и про­должительность праздника:

■ для детей младшего и среднего возраста - от 20 до 30 минут;

■ в старшем и подготовительном к школе возрасте - не более 1 часа. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и

взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.


Кроме того, произведения, используемые на празднике, должны быть высоко художественными, интересными и доступными для

ребят. Ведь только хороший поэтический текст, выразительная ме­лодия могут оставить яркие художественные впечатления, и только свободная естественная исполнительская деятельность вызывает у детей удовольствие.

В процессе подготовки праздника необходимо сохранять у детей яркость впечатлений от выступлений сверстников и взрослых в процессе проведения самого праздника, поэтому при его подготовке нежелательно повторять всю программу праздника в присутствии всех детей. Не следует проводить много объединенных музыкальных занятий для групп, участвующих в празднике.

Дети, приходя в зал, по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понра­вились (особенно ценно, если это находит отражение в самостоя­тельной деятельности детей). Это позволяет еще раз получить удо­вольствие от выступления.

Впечатления от праздника закрепляются и на музыкальных за­нятиях, когда на них проводятся игры, пляски, из программы празд­ника исполняются песни по желанию детей. Этому также способству­ет отражение полученных впечатлений в рисунках, лепке, рассказах и беседах. При этом впечатления детей, отраженные в творческих играх, рисунках, высказываниях, помогают воспитателю понять, на­сколько материал праздника был интересен и близок детям.

В качестве главного критерия успешности праздника психологии (Е.А.Дубровская, Г.А.Праслова и др.) выделяют эмо­циональную окрашенность его атмосферы, которую определяют: непринужденность поведения детей, активность, заинтересован­ность происходящим, радостные эмоции. Чем больше на празднике будет сюрпризов, неожиданностей, тем больше он будет соответ­ствовать своему главному назначению: доставлять радость.

Кроме того, критериями успешности праздника являются:

интересный сценарий, умение распределять роли с учетом воз­растных и индивидуальных особенностей детей, праздничное оформление зала;

организационные моменты праздника, согласованность работы всего педагогического коллектива при подготовке и проведении праздника;


■ слаженность действий и художественность исполнения взрос­лыми своих ролей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми;

■ качество детских выступлений в музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности во время праздника;

■ качество используемого музыкального репертуара и качество его исполнения, его доступность, художественность и соответ­ствие тематике праздника.

Рассматривая данную форму организации музыкальной деятель­ности дошкольников, Е.А.Дубровская говорит о том, что при сохра­нении всех лучших традиций проведения праздничных утренников, сложившихся в отечественной системе дошкольного образования, представляется перспективным:

■ отход от сложившейся модели утренника как спектакля или эстрадного шоу для родителей;

■ запрет излишней заорганизованности, когда детей изматывают постоянными репетициями;

■ подготовка праздника в естественной обстановке, а не натаски­вание на музыкальных занятиях;

■ тесный контакт с родителями, основанный на взаимопонимании общих задач и целей в нравственно-эстетическом воспитании детей, их участие в празднике.

Воспитательный и развивающий потенциал праздника можно усилить за счет изменения формы его организации. Здесь целесоо­бразно различать мероприятия, дела и игры (И.В.Титова) (схе­ма 30).

Мероприятия - это праздники, организуемые педагогами для воспитанников, дети здесь выступают как исполнители, участники. Это традиционная, широко распространенная форма организации праздника. Ее специфика: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые взрослыми вместе с детьми. Дети принимают участие не только в исполнении, но и в моделировании праздника: в выборе

Схема 30


сюжета, героев для праздника, в разработке их костюмов, сцениче­ского поведения и пр. Так, например, в качестве своеобразного ал­горитма моделирования праздничного утренника детям можно предложить следующую схему, которую совместно с детьми необ­ходимо наполнить содержанием: выбор персонажа для праздника (например: Снежная Королева, Карлсон, Незнайка, Золушка и др.); гости; убранство зала; поздравления (от кого и кому); игры, хорово­ды; подарки; незваный гость. Следует отметить, что в детском саду эта форма используется не часто, поскольку организационные функ­ции в полном объеме пока не доступны для детей.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, в которой, как правило, есть воображаемая ситуация, роли, правила, соревно­вательность. Главное отличие игры - радость, удовольствие от про­цесса, а не от результата. Игры могут быть составной частью праздника-мероприятия или праздника-дела, внося в них импрови­зацию с ее свободой самовыражения, непосредственностью про­явления эмоций участников и зрителей.

Таким образом, подготовка праздника должна проходить в есте­ственной обстановке, а не путем натаскивания на музыкальных за­нятиях; необходим тесный контакт с родителями, основанный на взаимопонимании общих задач и целей в художественно-эстети­ческом воспитании детей; дети должны участвовать не только в празднике, но и в процессе его моделирования и подготовки.

Loading...Loading...