Чичиков главный герой поэмы детство. Сочинение на тему: Детство и жизнь Чичикова (по поэме Н.В

Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает; лицом он на них не походил: по крайней мере, родственница, бывшая при его рождении, низенькая, коротенькая женщина, которых обыкновенно называют пигалицами, взявши в руки ребенка, вскрикнула: «Совсем вышел не такой, как я думала! Ему бы следовало пойти в бабку с матерней стороны, что было бы и лучше, а он родился просто, как говорит пословица: ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве! Маленькая горенка с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето, отец, больной человек, в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах, надетых на босую ногу, беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и плевавший в стоявшую в углу песочницу, вечное сиденье на лавке, с пером в руках, чернилами на пальцах и даже на губах, вечная пропись перед глазами: «не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце»; вечный шарк и шлепанье по комнате хлопанцев, знакомый, но всегда суровый голос: «опять задурил!», отзывавшийся в то время, когда ребенок, наскуча однообразием труда, приделывал к букве какую-нибудь кавыку или хвост; и вечно знакомое, всегда неприятное чувство, когда вслед за сими словами краюшка уха его скручивалась очень больно ногтями длинных протянувшихся сзади пальцев: вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память. Но в жизни все меняется быстро и живо: и в один день, с первым весенним солнцем и разлившимися потоками, отец, взявши сына, выехал с ним на тележке, которую потащила мухортая пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем сороки; ею правил кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме. На сороке тащились они полтора дни с лишком; на дороге ночевали, переправлялись через реку, закусывали холодным пирогом и жареною бараниною, и только на третий день утром добрались до города. Перед мальчиком блеснули нежданным великолепием городские улицы, заставившие его на несколько минут разинуть рот. Потом сорока бултыхнула вместе с тележкою в яму, которою начинался узкий переулок, весь стремившийся вниз и запруженный грязью; долго работала она там всеми силами и месила ногами, подстрекаемая и горбуном, и самим барином, и наконец втащила их в небольшой дворик, стоявший на косогоре с двумя расцветшими яблонями пред стареньким домиком и садиком позади его, низеньким, маленьким, состоявшим только из рябины, бузины и скрывавшейся во глубине ее деревянной будочки, крытой драньем, с узеньким матовым окошечком. Тут жила родственница их, дряблая старушонка, все еще ходившая всякое утро на рынок и сушившая потом чулки свои у самовара, которая потрепала мальчика по щеке и полюбовалась его полнотою. Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища. Отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сороке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

Чичиков

Павлуша с другого же дни принялся ходить в классы. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию; но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же. Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив – в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, – признак подступающего голода, – он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши его, брал деньги, соображаяся с аппетитом. Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал потом ее тоже очень выгодно. Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой.

В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно. Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. Достаточно было тому, который попал на замечание со стороны остроумия, достаточно было ему только пошевелиться или как-нибудь ненароком мигнуть бровью, чтобы подпасть вдруг под гнев. Он его гнал и наказывал немилосердно. «Я, брат, из тебя выгоню заносчивость и непокорность! – говорил он. – Я тебя знаю насквозь, как ты сам себя не знаешь. Вот ты у меня постоишь на коленях! ты у меня поголодаешь!» И бедный мальчишка, сам не зная за что, натирал себе колени и голодал по суткам. «Способности и дарования? это все вздор, – говаривал он, – я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона заткни за пояс!» Так говорил учитель, не любивший насмерть Крылова за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей», – и всегда рассказывавший с наслаждением в лице и в глазах, как в том училище, где он преподавал прежде, такая была тишина, что слышно было, как муха летит; что ни один из учеников в течение круглого года не кашлянул и не высморкался в классе и что до самого звонка нельзя было узнать, был ли кто там или нет. Чичиков вдруг постигнул дух начальника и в чем должно состоять поведение. Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во все время класса, как ни щипали его сзади; как только раздавался звонок, он бросался опрометью и подавал учителю прежде всех треух (учитель ходил в треухе); подавши треух, он выходил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку. Дело имело совершенный успех. Во все время пребывания в училище был он на отличном счету и при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение. Вышед из училища, он очутился уже юношей довольно заманчивой наружности, с подбородком, потребовавшим бритвы. В это время умер отец его. В наследстве оказались четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку, а сам накопил ее немного. Чичиков продал тут же ветхий дворишко с ничтожной землицей за тысячу рублей, а семью людей перевел в город, располагаясь основаться в нем и заняться службой. В это же время был выгнан из училища за глупость или другую вину бедный учитель, любитель тишины и похвального поведения. Учитель с горя принялся пить; наконец и пить уже было ему не на что; больной, без куска хлеба и помощи, пропадал он где-то в нетопленной забытой конурке. Бывшие ученики его, умники и остряки, в которых ему мерещилась беспрестанно непокорность и заносчивое поведение, узнавши об жалком его положении, собрали тут же для него деньги, продав даже многое нужное; один только Павлуша Чичиков отговорился неимением и дал какой-то пятак серебра, который тут же товарищи ему бросили, сказавши: «Эх ты, жила!» Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих; слезы градом полились из погасавших очей, как у бессильного дитяти. «При смерти на одре привел Бог заплакать», – произнес он слабым голосом и тяжело вздохнул, услышав о Чичикове, прибавя тут же: «Эх, Павлуша! вот как переменяется человек! ведь какой был благонравный, ничего буйного, шелк! Надул, сильно надул…»

Поэма «Мёртвые души» включает в себя три звена. Третье из них целиком посвящено рассказу о детстве и жизни ключевого персонажа - П. И. Чичикова.

Биография главного героя «Мёртвых душ»

Николай Васильевич Гоголь начинает описание своего персонажа с ёмкой характеристики: «Итак, припряжем подлеца». Этим он недвусмысленно демонстрирует своё к нему отношение.

Детство и юность Павла Чичикова

Следует отметить, что первые годы мальчика окрашены в тусклые цвета: приятелей у него нет, а дома он не получает ни заботы, ни теплоты, выслушивая лишь укоры и поучения.

Дождавшись положенного возраста, Павлушу определяют в училище.

Заветы отца героя

В день его отбытия отец, «благословляя» мальчика на самостоятельную жизнь, даёт ему несколько напутствий.

Он предписывает сыну всегда угождать преподавателям и начальникам, говоря, что именно это позволит ему всегда быть впереди.

Ну и самый главный завет отца - «беречь копейку». Родитель старается объяснить мальчику, что именно деньги - настоящие друзья в жизни человека.

Эти поучения главный герой запоминает на всю жизнь... Они становятся его жизненным кредо. Возможно, потому, что это единственные слова отца, сказанные сыну в тёплом дружественном разговоре.

Как бы то ни было, но юноша выполняет заповеди в точности: он выслуживается перед учителями, всегда ведёт себя послушно и примерно (даже во вред одноклассникам).

Также он общается исключительно с детьми состоятельных родителей. И собирает каждую копейку. Он старается зарабатывать деньги, и, надо признать, у него это получается.

Жизнь и занятия П. Чичикова после окончания учёбы

Окончив училище, герой «ступает на гражданскую стезю». Он сменяет несколько мест работы, преследуя одну цель - обогащение. Он успевает потрудиться в казённой палате, комиссии по постройке казённого здания, таможне...

Чем бы Чичиков ни занимался, он не видит ничего предосудительного в том, чтобы преступать моральные законы.

Так, он единственный не оказывает денежную помощь болеющему преподавателю, врёт девушке о своей любви ради «хлебного местечка», берёт взятки, проворачивает аферы...

Нельзя сказать, что судьба ласкова с Павлом Ивановичем. Она часто рушит его планы, оставляя ни с чем. Но Чичиков сдаваться и не думает. Снова и снова он поднимается и изобретает новые способы зарабатывания денег. Его настойчивость и вера в себя заслуживают уважения.

После череды поражений мужчину и посещает в своём роде гениальная идея - продажа мёртвых душ.

Этой афере и посвящён первый том поэмы.

Н. В. Гоголь уделяет одну главу описанию социального и психологического облика главного героя.

Он делает это для того, чтобы лучше объяснить читателям, кем же на самом деле является Павел Иванович Чичиков.

А является он дельцом нового формата, предпринимателем, делающем ставку на капитал. Чичиков - «страшная и подлая сила». Он совершенно не похож на помещиков (которые постепенно уходят в прошлое), но так же как и они не желает и не способен содействовать возрождению родной страны.

детство чичикова в поэме мертвые души?? нигде нету а читать лень и получил лучший ответ

Ответ от Nella[активный]
Главным героем поэмы является дворянин Павел Иванович Чичиков. Вышел он из столбовых или личных дворян - это нам не известно. Получил он скромное образование, но за счет своих «прекрасных» способностей продвигался по службе, хотя долго на одном месте не засиживался.
Родители Павла Ивановича Чичикова принадлежали к разорившемуся дворянству и жили далеко от города в своем заброшенном имении. Все свое детство Чичиков провел у себя дома - «никуда не езживал и не хаживал» . Жизнь его шла очень тускло и незаметно. Отец, больной человек, всегда говорил ему: «Не лги, послушенствуй старшим и носи добродетель в сердце» .
Так и прошло девять лет. Одним весенним утром на старенькой кляче отец отвозит Павлушу в город, учиться в классы. Отсюда и начинается самостоятельная жизнь нашего героя.
Перед отъездом отец Павла Ивановича дал ему наставление на всю жизнь. Они стали «молитвой» его жизни: «Смотри-же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат, а если уже пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Береги и копи копейку, она не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой. » Эти наставления отца Чичиков никогда не забывал в жизни, он следовал им везде и всегда, они стали целью и стимулом его никчемной жизни, ибо в сердце этого человека с детства вошли только корысть, деньги и себялюбие.
С другого же дня Павлуша начал ходить в училище. Особенных способностей к какой-нибудь из наук у него не было, но зато оказались у него совершенно иные способности, с практической стороны. С первого же дня он начал исполнять наставления отца: дружил только с богатыми, был первым любимчиком, «на уроках сидел он так смирно, что никто не мог так просидеть и минуты - за это его очень любили учителя. Со звонком он вскакивал, подавал учителю портфель, а потом раз пять встречался ему в коридоре, здоровался и низко кланялся» .
С первых же дней Чичикова заинтересовал и материальный вопрос. Он начинает копить деньги. То слепит из воска фигурку и выгодно продаст ее или на базаре или среди товарищей, то накупит пряников и ждет, пока у товарищей желудок стянется, а потом уж «четыре шкуры сдерет» за него. Деньги складывал он в мешочек. Когда набиралось их до пяти рублей, Чичиков сшивал его и начинал копить в другой.

Ответ от CalvinKline [активный]
книга есть? прочитай только 11 главу и все


Ответ от Евгения [новичек]
спасибо*)


Ответ от Musraliev Albert [новичек]
Спасибо, помог


Ответ от Олень чайковский [новичек]
жасвукмссмтро


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: детство чичикова в поэме мертвые души?? нигде нету а читать лень

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» была написана в конце 40-х годов XIX века. В этом произведении Гоголь изображает общество России того времени, все недостатки самодержавно-крепостнической России. Главным героем поэмы является дворянин Павел Иванович Чичиков. Вышел он из столбовых или личных дворян - это нам не известно. Получил он скромное образование, но за счет своих «прекрасных» способностей продвигался по службе, хотя долго на одном месте не засиживался.

Родители Павла Ивановича Чичикова принадлежали к разорившемуся

Дворянству и жили далеко от города в своем заброшенном имении. Все свое детство Чичиков провел у себя дома - «никуда не езживал и не хаживал». Жизнь его шла очень тускло и незаметно. Отец, больной человек, всегда говорил ему: «Не лги, послушенствуй старшим и носи добродетель в сердце».

Так и прошло девять лет. Одним весенним утром на старенькой кляче отец отвозит Павлушу в город, учиться в классы. Отсюда и начинается самостоятельная жизнь нашего героя.

Перед отъездом отец Павла Ивановича дал ему наставление на всю жизнь. Они стали «молитвой» его жизни: «Смотри-же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат, а если уже пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Береги и копи копейку, она не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой.» Эти наставления отца Чичиков никогда не забывал в жизни, он следовал им везде и всегда, они стали целью и стимулом его никчемной жизни, ибо в сердце этого человека с детства вошли только корысть, деньги и себялюбие.

С другого же дня Павлуша начал ходить в училище. Особенных способностей к какой-нибудь из наук у него не было, но зато оказались у него совершенно иные способности, с практической стороны. С первого же дня он начал исполнять наставления отца: дружил только с богатыми, был первым любимчиком, «на уроках сидел он так смирно, что никто не мог так просидеть и минуты - за это его очень любили учителя. Со звонком он вскакивал, подавал учителю портфель, а потом раз пять встречался ему в коридоре, здоровался и низко кланялся».

С первых же дней Чичикова заинтересовал и материальный вопрос. Он начинает копить деньги. То слепит из воска фигурку и выгодно продаст ее или на базаре или среди товарищей, то накупит пряников и ждет, пока у товарищей желудок стянется, а потом уж «четыре шкуры сдерет» за него. Деньги складывал он в мешочек. Когда набиралось их до пяти рублей, Чичиков сшивал его и начинал копить в другой.

Когда наш герой вышел из училища, он сразу же принялся за работу. День и ночь он работал, спал в канцелярских комнатах на столах, обедал со сторожами, но при этом всегда сохранял опрятность.

Чичикова заметило начальство, и его направили к одному старому повытчику под руководство. Все время Павел Иванович угождал своему наставителю и стал «сыном» ему. Он обещал жениться на дочери повытчика. Старый чиновник дал рекомендацию Чичикову, и тот тоже получил чин повытчика. Это и нужно было Павлу Ивановичу. Он перестал ходить к своему «покровителю» и не думал о женитьбе на его дочери. Чичиков стал знаменитым чиновником. На службе он брал взятки, да и казна не оставалась без внимания нашего героя - он добрался и туда. Теперь ходил он очень модно и богато одетым. Но вдруг, на место прежнею начальника-тюфяка был прислан новый человек военный, Строгий, враг взяточников и всего, что зовется неправдой. Он быстро разобрался в делах, и Чичиков был выгнан со службы.

Через некоторое время Чичиков поступает на службу в таможню. Там он тоже «грабит» людей и государство, но при этом работает очень хорошо. Начальство говорит о нем: «Это черт, а не человек.»

При проверке дел в таможне было найдено множество недостатков. Многие чиновники были арестованы. Видя это, Чичиков сам уходит со службы. «У него остается тысяч десять деньгами, небольшая бричка, два крепостных человека», - все, что сумел «сколотить» такими усилиями себе Павел Иванович.

Прошло время. Чичиков опять живет в «нищенских условиях, ходит в одном сюртуке и носит грязные рубашки». Однажды ему повезло, и он устраивается на службу поверенным, где снова проводит свои аферы и скрывается.

Опять Павел Иванович в дороге. Так и приводит она его в место действия романа. Здесь Чичиков решил прокрутить еще одно дельце: он хочет скупить у помещиков умерших крепостных, мертвые души, которые числятся по ревизской

сказке живыми.

После знакомства с городом, его отцами-чиновниками, посещения всевозможных обедов и балов, Чичиков отправляется в путешествие по помещикам, чтобы привести в исполнение свой замысел по покупке мертвых душ.

Первым из помещиков Чичиков посещает Манилова, слащавого, сентиментального человека, всегда мечтающего о различных небылицах. Потом он посещает тупоголовую помещицу Коробочку, Ноздрева - лихача и кутилу, Собакевича - крепкого хозяина, Плюшкина - скрягу и морально мертвого человека. Во всех этих домах Чичиков ведет себя по-разному, приобретая любыми путями и средствами мертвые души. Манилов просто дарит их нашему герою «из любви и уважения к нему». Коробочка продает души только потому, что боится нечистой силы, которой припугнул ее наш делец. Собакевич тоже продает умерших крестьян, но не из боязни, а из-за своей выгоды. И Плюшкин продает крестьян «боясь за каждую копейку». Только у Ноздрева ничего не приобретает Павел Иванович, а вместо того чуть не попадает под руку пьяного помещика, затем по той же причине и поспешно покидает город N.

Вот и все, что известно нам о жизни нашего героя. Прочитав поэму Гоголя, мы можем сказать о ее главном герое как о человеке низком и подлом, изворотливом и беспринципном. Да, это не идеал для подражания. Но …Павел Иванович Чичиков - типичный представитель нового вида буржуазного дельца крепостнической России первой половины XIX века.

Нельзя только самому Чичикову ставить в вину его поведение (хотя оно в большой степени зависит от самого человека). Здесь значительную роль играет само время, ход истории.

Н. В. Гоголь показал в «Мертвых душах» лицо России того времени, когда деградирует дворянство как класс, когда на первое место в жизни приходят новые люди - дельцы-приобретатели, люди, чьи помыслы низки, в чьем сердце не осталось ничего человеческого, кроме наживы, личной выгоды.

В своей поэме писатель разоблачает крепостническую Россию (Чичикова, помещиков, чиновников), жизнь которой измеряется только деньгами, где покупают мертвых, где продаются живые. И правят всем этим «мертвые души» - люди без души и сердца. «Куда же мчишься ты, Русь-тройка, к чему стремишься, если ты мертва и живут у тебя только мертвые?» - задает вопрос Гоголь своим читателям. Свою поэму Гоголь и писал, стараясь оживить Россию и оградить ее от Чичикова и ему подобных.

Создание поэмы "Мертвые души" пришлось как раз на тот период, когда в России происходила смена традиционных, устаревших устоев общества, назревали реформы, перемены в мышлении людей. Уже тогда было понятно, что дворянство с его старыми традициями и взглядами на жизнь потихоньку вымирает, на смену ему должен был прийти новый тип человека. Цель Гоголя - описать героя своего времени, заявить о нем в полный голос, описать его положительные и пояснить, к чему приведет его деятельность, а также как она отразится на судьбах других людей.

Центральный персонаж поэмы

Николай Васильевич Чичикова в поэме сделал центральным персонажем, его нельзя назвать главным героем, но именно на нем держится сюжет поэмы. Путешествие Павла Ивановича является каркасом для всего произведения. Не зря автор поместил биографию героя в самом конце, читателю неинтересен сам Чичиков, ему любопытны его действия, зачем он собирает этих мертвых душ и к чему это приведет в конце концов. Гоголь даже не пытается раскрыть характер персонажа, зато он знакомит с особенностями его мышления, таким образом давая подсказку, где искать суть данного поступка Чичикова. Детство - вот откуда идут корни, еще в нежном возрасте у героя сформировалось свое мировоззрение, видение ситуации и поиск путей решения проблем.

Описание Чичикова

Детство и юные годы Павла Ивановича неизвестны читателю в начале поэмы. Гоголь изобразил своего персонажа безликим и безголосым: на фоне ярких, колоритных образов помещиков со своими причудами фигура Чичикова теряется, становится маленькой и незначимой. Он не имеет ни своего лица, ни права голоса, герой напоминает хамелеона, умело подстраивающегося под своего собеседника. Это отличный актер и психолог, он знает, как себя повести в той или иной ситуации, моментально определяет характер человека и делает все, чтобы расположить его к себе, говорит только то, что от него желают услышать. Чичиков умело играет роль, притворяется, скрывает истинные чувства, пытается быть своим среди чужих, но все это он делает ради достижения главной цели - собственного благополучия.

Детство Павла Ивановича Чичикова

Мировоззрение человека формируется еще в юном возрасте, поэтому многие его поступки в зрелом возрасте можно объяснить, хорошо изучив биографию. Чем руководствовался, зачем собирал мертвые души, чего этим хотел добиться - на все эти вопросы отвечает Детство героя нельзя назвать счастливым, его постоянно преследовали скука и одиночество. Ни друзей, ни развлечений не знал в юные годы Павлуша, он делал однообразную, нудную и совершенно неинтересную работу, выслушивал упреки больного отца. Автор даже не намекнул о материнской ласке. Из этого можно сделать один вывод - Павел Иванович желал наверстать упущенное, получить все те блага, которые ему были недоступны в детстве.

Но не стоит думать, что Чичиков бездушный сухарь, думающий лишь о своем обогащении. Он был добрым, активным и чутким ребенком, тонко воспринимающим окружающий мир. Тот факт, что он часто убегал от няни, дабы исследовать невиданные ранее места, указывает на любознательность Чичикова. Детство сформировало его характер, научило добиваться всего самостоятельно. Отец учил Павла Ивановича копить деньги и угождать начальникам и богатым людям, а он эти наставления воплощал в жизнь.

Детство и учеба Чичикова были серыми и неинтересными, он всячески пытался выбиться в люди. Сначала он угождал учителю, чтобы стать любимым учеником, затем пообещал начальнику жениться на его дочери, чтобы получить повышение, работая на таможне, убеждает всех в своей честности и непредвзятости, а сам на контрабанде наживает себе огромное состояние. Но все это Павел Иванович делает не со злого умысла, а с единственной целью - воплотить в жизнь детскую мечту о большом и светлом доме, заботливой и любящей супруге, кучке веселых ребятишек.

Общение Чичикова с помещиками

Павел Иванович ко всем мог найти подход, с первых минут общения понять, что собой представляет человек. Например, с Коробочкой он особо не церемонился, разговаривал патриархально-набожным и даже слегка покровительственным тоном. С помещицей Чичиков чувствовал себя раскованно, употреблял просторечные, грубые выражения, полностью подстраиваясь под женщину. С Маниловым Павел Иванович высокопарен и любезен до приторности. Он льстит помещику, в речи употребляет цветистые фразы. Отказавшись от предложенного угощения, даже Плюшкину угодил Чичиков. "Мертвые души" очень хорошо демонстрируют изменчивую натуру человека, ведь Павел Иванович приспособился ко нравам практически всех помещиков.

Каким выглядит Чичиков в глазах других людей?

Деятельность Павла Ивановича очень сильно напугала городских чиновников и помещиков. Сначала они сравнивали его с романтическим разбойником Ринальдом Ринальдином, затем начали искать схожесть с Наполеоном, думая, что великий полководец сбежал с острова Елены. В конце концов, в Чичикове признали самого настоящего антихриста. Конечно, такие сравнения абсурдны и даже в некоторой степени комичны, Гоголь с иронией описывает испуг недалеких помещиков, их домыслы о том, зачем на самом деле собирает Чичиков мертвые души. Характеристика персонажа намекает на то, что герои уже не те, какие были раньше. Народ мог гордиться, брать пример с великих полководцев и защитников, а теперь нет таких людей, на смену им пришли корыстные чичиковы.

Настоящее "Я" персонажа

Можно было бы подумать, что Павел Иванович - прекрасный психолог и актер, поскольку он с легкостью подстраивается под нужных ему людей, мгновенно угадывает их характер, но так ли это на самом деле? Герой так и не смог приспособиться к Ноздреву, потому что бесцеремонность, наглость, фамильярность ему чужды. Но и здесь он пытается приспособиться, ведь помещик невероятно богат, отсюда и обращение на "ты", хамский тон Чичикова. Детство научило Павлушу угождать нужным людям, поэтому он готов переступить через себя, забыть о своих принципах.

В то же время с Собакевичем Павел Иванович практически не притворяется, потому что их объединяет служение "копейке". И с Плюшкиным имеет некоторую схожесть Чичиков. Персонаж сорвал со столба афишу, прочитав ее дома, сложил аккуратно и положил в ларчик, в котором хранились всякие ненужные вещи. Такое поведение очень сильно напоминает Плюшкина, склонного к накопительству разного хлама. То есть сам Павел Иванович не так уж и далеко отошел от тех же помещиков.

Главная цель в жизни героя

И еще раз деньги - именно для этого собирал Чичиков мертвые души. Характеристика персонажа указывает на то, что он выдумывает различные махинации не просто ради наживы, в нем нет скупости и скряжничества. Павел Иванович мечтает о том, что придет время, когда он сможет наконец-то воспользоваться своими сбережениями, зажить спокойной, обеспеченной жизнью, не думая о завтрашнем дне.

Отношение автора к герою

Есть предположение, что в последующих томах Гоголь планировал перевоспитать Чичикова, заставить его раскаяться в своих поступках. Павел Иванович в поэме не противопоставляется помещикам или чиновникам, он - герой капиталистической формации, "первонакопитель", который пришел на смену дворянству. Чичиков - умелый делец, предприниматель, который ни перед чем не остановится для достижения поставленных целей. Афера с мертвыми душами не удалась, но ведь и наказания никакого не понес Павел Иванович. Автор намекает, что в стране есть огромное число вот таких вот чичиковых, и останавливать их никто не желает.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Собакевич - характеристика героя романа "Мертвые души"
  • Коробочка ("Мертвые души"): характеристика по плану
  • Отношение Чичикова к Манилову. Поэма Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Loading...Loading...