Материнская забота и уход за ребенком. Материнская забота или, последствия чрезмерной любви матери Почему это трудно — увидеть, что мама причиняла вред

У же давно известно, что на развитие ребёнка влияют природа и Эти факторы очень важны и взаимодополняемы. Еще один важный фактор, влияющий на развитие мозга ребенка , выявили ученые Национальной Академии наук США – это материнская забота . Она способствует развитию интеллекта и увеличению гиппокампа ребенка более чем в 2 раза!

Гиппокамп – отдел мозга, который отвечает за передачу воспоминаний из краткосрочной памяти в долгосрочную. Также за регуляцию стресса и возможность передвигаться в трёхмерном пространстве. Чем крупнее гиппокамп, тем умнее человек.

Об исследовании

Чтобы проследить изменения в этой части мозга, ученые наблюдали за неврологическим развитием 127 детей. Наблюдение проводилось с их самых ранних лет жизни и до пубертатного возраста. В процессе исследования с детьми и их мамами проводились эксперименты. «Это исследование показывает, что в детстве мы находимся на сверхчувствительном этапе, когда мозг более активно реагирует на материнскую любовь», – говорит Джоан Л. Луби, психиатр детской клиники Сент-Луиса и университета Вашингтона, ведущий автор исследовательской работы.

Дети, отобранные для эксперимента, трижды прошли процедуру магнитно-резонансной томографии (метод измерения размера органов мозга и кровотока в них): на ранних годах своей жизни и в период с дошкольного возраста до начала пубертатной стадии. В эти же периоды отслеживалась степень материнской заботы. Забота о дошкольниках оценивалась по результатам задания на терпеливость. Перед каждым ребёнком ставили подарок, который он мог открыть только спустя 8 минут.

Чем больше мама поддерживала ребёнка и снимала , тем выше ставились баллы.

Забота в школьные годы оценивалась по результатам игры в паззл. Только маме показывали картинку полностью, она должна была помочь ребёнку собрать её. Чем мама поддерживала своё чадо во время игры, тем больше баллов получала семья.

Результаты исследования

В результате экспериментов стало очевидно, что высокая степень материнской поддержки – особенно в дошкольный период – увеличивала объём гиппокампа детей в 2,06 раза по сравнению с детьми из семей, набравших количество баллов ниже среднего. Ранее предполагалось, что средний размер гиппокампа отличается у мужчин и женщин, но ученые это опровергли. У каждого человека свой размер гиппокампа, который формируется в ранние годы жизни. В том числе благодаря материнской любви и заботе о ребенке.

Такое увеличение размеров гиппокампа не зависит от IQ , оно связано с благоприятным эмоциональным развитием . В то же время, дети, которые не получали достаточной материнской любви в дошкольном возрасте, но имели её в школьные годы, всё равно не отличались большим размером гиппокампа.

«Отношения между матерью и ребёнком в дошкольном возрасте чрезвычайно значимы, — говорит в заключение доктор Луби. — Мы полагаем, что это связано с высокой степенью пластичности мозга в раннем возрасте, то есть в эти годы жизни мозг более подвержен воздействию перенесённого опыта».

Хотя исследования были нацелены на взаимоотношения матери и ребёнка, нет оснований полагать, что забота отца не даст таких же показателей.

У всех млекопитающих, включая человека, материнское поведение довольно разнообразно. У ряда видов животных полезно прежде всего различать вскармливание, сооружение гнезда и возвращение матерью детеныша на место. Каждый из этих видов материнского поведения имеет жизненно важное значение для сохранения потомства, но в настоящий момент наибольший интерес для нас представляет поведение, направленное на возвращение детеныша.

Возвращение детеныша можно определить как любого рода родительское поведение, прогнозируемым результатом которого является либо возвращение детенышей в гнездо, либо к самой матери, либо то и другое. Грызуны и плотоядные переносят детенышей в зубах, приматы пользуются для этого передними конечностями. Помимо этого, животные большинства видов зовут своих детенышей, издавая характерный звук - обычно он тихий, нежный и низкий. Вызывая поведение привязанности, этот звук способствует возвращению детеныша к матери 1 .

__________________

1 Обзор исследований материнского поведения у млекопитающих содержится в работе Ррйнголд (Rheingold, 1963b).

У людей поведение, направленное на возвращение ребенка, включается в состав разных понятий; «материнская забота» («mothering»), «материнский уход за ребенком» («maternal саге»), «опека» («nurturance») и др. В одних контекстах предпочитают использовать наиболее общий термин «материнская забота», в других - «возвращение ребенка». Термин «возвращение ребенка» привлекает внимание, в частности, к тому обстоятельству, что значительное место в поведении матери занимают действия, направленные на сокращение дистанции между ней и ребенком, а также на сохранение с ним тесного физического контакта. Этот важный факт может легко выпасть из поля зрения в случае использования других терминов.

Возвращая к себе детеныша, мать, принадлежащая к отряду приматов, берет его на руки и прижимает к себе. Поскольку поведение привязанности дает сходный результат, очевидно, что и поведение возвращения легче всего представить с помощью аналогичных понятий. Тогда его можно определить как опосредствованное рядом систем управления поведение, прогнозируемый результат которого заключается в сохранении детеныша в непосредственной близости. Можно изучить условия, при которых активизируются и прекращают свое действие эти системы. В число организмических факторов, которые влияют на активацию, наверняка, входит гормональный уровень матери. Среди факторов внешней среды можно назвать местонахождение и поведение малыша: например, когда он удаляется далее определенного расстояния или когда плачет, мать, как правило, предпринимает необходимые меры. А если у нее есть основания для тревоги или она видит, что детеныша уносит кто-то другой, она тут же начинает энергично действовать. Только когда детеныш оказывается в безопасности, т.е. у нее на руках, эта форма поведения прекращается. В какие-то другие моменты, особенно когда ее малыш, находясь поблизости, с удовольствием играет со знакомыми особями, мать может позволить ему это. Однако нельзя сказать, что ее стремление вернуть его дремлет: скорее всего, она не спускает с детеныша глаз и находится в постоянной готовности действовать при малейшем звуке его плача.

Поведение матери, направленное на возвращение детеныша, и поведение самого детеныша имеют сходные результаты. Аналогичным образом имеет место сходство процессов, которые ведут к выбору конкретных объектов, которым адресуется поведение возвращения детеныша, с одной стороны, и поведение привязанности - с другой. Точно так же как детеныш начинает адресовать свое поведение привязанности конкретной матери, так и поведение возвращения начинает направляться на определенного детеныша. Данные показывают, что у всех видов млекопитающих процесс распознавания детеныша занимает несколько часов или дней после рождения и что, если детеныш признан своим, мать направляет свою заботу только на этого конкретного детеныша.

Имеется и третий аспект сходства между поведением матери, направленным на возвращение детеныша, и поведением привязанности детеныша - он касается их биологической функции. Нахождение матери в непосредственной близости к детенышу и возможность прижать его к себе в случае опасности - такое поведение явно несет функцию защиты. В природной среде основная опасность, от которой детеныш оказывается таким образом защищен, вероятнее всего, исходит от хищников. Другие опасности - это падение с высоты и утопление.

Наиболее элементарные формы поведения матери, направленные на возвращение детеныша, наблюдаются у низших и человекообразных обезьян, однако такое поведение вполне отчетливо можно видеть и у людей. В обществе первобытного типа мать обычно находится рядом со своим ребенком, во всяком случае на таком расстоянии, чтобы можно было его видеть и слышать. Тревога матери или плач ребенка сразу же заставляют ее действовать. В более развитом обществе подобная ситуация выглядит сложнее, отчасти потому, что мать нередко поручает кому-то вместо себя часть дня следить за ребенком. Но даже в таком случае большинство матерей испытывают сильное желание находиться вблизи своих грудных или чуть постарше детей. Поддаются ли они своему желанию или преодолевают его, это зависит от множества факторов - личностных, культурных и экономических.

Безусловно, во всем мире нет ничего более надежного и крепкого, но, в то же время, нежного, чем материнская забота о своем ребенке. Любовь матери ‑ это идеальная любовь, отдающая и не просящая ничего взамен.

Но, к сожалению, в реальной жизни зачастую все отнюдь не так поэтично. Из-за отсутствия или нехватки любви матери в детстве уже взрослые люди испытывают серьезные психологические нарушения, «обрастают» вредными привычками, становятся слишком жесткими или, наоборот, абсолютно безвольными... Этот список можно продолжать бесконечно. Довольно часто психологи указывают в качестве причины тех или иных проблем недостаток материнской любви и заботы. Однако и чрезмерная любовь и забота со стороны мамы могут не слабо подпортить жизнь уже повзрослевшему чаду.

В больших количествах проявляемая любовь и забота матери могут быть слишком навязчивыми . Стараясь всеми силами удержать ребенка возле себя, тем самым она не дают чаду жить своей жизнью. Зачастую матери надеются, что их забота вернется бумерангом в старости. Но, к сожалению, нередко излишне окруженные заботой дети вырастают эгоистичными, и для них не существует ничего выше и важнее их собственных желаний и потребностей.

Ставя малыша выше всех ценностей, жертвуя всем ради него, женщины добровольно разрушают жизнь и себе, и своему ребенку. Особенно часто такие ситуации наблюдаются в семьях одиноких мам с одним ребенком. Стараясь во всем помочь чаду и всячески ограничивая его от рутины и домашних забот, она выращивает ленивого и абсолютно неприспособленного к реальной жизни человека, не обремененного какими-либо стремлениями и желаниями личных достижений.

На самом деле, фанатичную любовь в неограниченных количествах матери к ребенку, на самом деле можно назвать просто материнским чувством. Вместо нескончаемой и бескорыстной любви женщиной владеют совсем другие чувства. Одно из основных ‑ чувство собственности . Мать считает, что малыш должен целиком и полностью принадлежать только ей. Она не хочет отпустить ребенка и препятствует всему, что способно хоть как-то встать на пути между ней и ее дитем. Такие женщины, как правило, становятся далеко не самыми лучшими свекровями и тещами, доставляя множество трудностей новой семье своего уже давно взрослого и самостоятельного ребенка.

Еще одно из распространенных чувств ‑ это эгоизм . Такие матери абсолютно уверены, что сын или дочь должен(а) всегда и во всем оказывать поддержку, в том числе материальную. Никто не спорит о необходимости помогать родителям. Но матери этой категории иногда переходят все разумные границы в своем желании заполучить ответный «стакан воды» от своего ребенка, например, требуя от него значительные финансовые вложения без надобности и абсолютно не считаясь с материальным положением сына или дочери на настоящий момент.

Ну и, наконец, очень уж часто встречающееся желание реализовать с помощью ребенка свои несбывшиеся мечты . Дети таких родителей ходят на нелюбимые кружки, учатся на неинтересных им профессиях, занимаются без желания спортом или музыкой. Матери, в свою очередь, всячески пытаются выбить из детей достижения в различных областях, которые интересны им самим. Таким образом, они пытаются как бы прожить свою собственную жизнь заново, сделать ее такой, как они хотят, абсолютно не руководствуясь желаниями и интересами своих отпрысков.

Подводя итоги, хочется сказать, что фраза «все должно быть в меру» отлично подходит и для материнской любви. И когда говорят, что любви много не бывает ‑ это не совсем верное утверждение. Как правило, так считают люди, которым ее не хватает, а не те, кто «задушены» этим самым чувством. Идеальная любовь матери любит и оберегает, но при этом всегда дает возможность своему ребенку принимать решения самостоятельно, не навязывая собственное мнение. Такая забота принимает любое решение своего отпрыска и всегда им дорожит, чтобы с ним не случилось. Важно найти именно ту самую «золотую середину» в проявлении этого чувства, тогда и ребенок и его мама будут счастливы и всегда рады друг другу.

Loading...Loading...