Развитие силы воли у детей. Как развить силу воли и как ее укрепить

Сила воли — капризное качество характера. Чем больше ее воспитываешь, тем больше она капризничает. И тем больше нужно терпения для преодоления собственной лени и страхов. Волевая готовность в психике ребенка занимает особое место. Для дошкольника слово «хочу» — самое главное и значимые слова в жизни. Уже в младшем школьном возрасте появляется еще одно слово — «надо». Как уживаются «хочу» и «надо» в детском сознании?

Всем известный факт, что свобода — качество приобретенное, а не полученное в наследство.

Развиваем силу воли

Первое и главное условие — не ломать ее! Не ломать то, что еще не выстроилось и только зарождается. Кроме того, нельзя создавать парниковые условия для развития личности. Дети должны чувствовать вкус живой жизни, реальности, с радостью и болью, потерями и победами, с предательством и преданностью.

Оберегать их от бед и проблем, которые могут произойти, — значит собрать их волю в свой кулак и ослабить ее, не дать ей возможности расцвести и проявиться. Твердость характера закаляется в преодолении трудностей. Это не означает, что с ребенка нужно сделать спартанца. Просто ему следует дать возможность набивать собственные шишки, получать личный опыт. А с другой стороны, он должен быть уверенным, что если вдруг он споткнется, ошибется, то всегда найдет надежную опору со стороны родителей.

Нужно быть последовательными в своих требованиях, чтобы помочь развить силу воли ребенка . Если сегодня «можно», а завтра «нельзя» или папа позволил, а мама против, ребенку непонятно, как быть в действительности. Во-первых, это рождает неуверенность. Во-вторых, ребенку становится скучно от этих отношений: он или вообще будет лениться что-то предпринимать, или начнет бунтовать (что даже лучше в данной ситуации), или подыгрывать сильной стороне. Родительские требования должны стать справедливыми условиями, с помощью которых развивается сила воли ребенка.

Жесткие условия извне могут сформировать железный характер, а внутри зажать реальное «я» ребенка. В дальнейшей жизни он может стать игрушкой в ​​руках людей-кукольников. Некоторые родительские запреты должны быть точными, ясными и безоговорочными. Другие могут иметь плацдарм для развития темы: «можно, если», «пока нельзя, потому что …».

Мягкость и вседозволенность («он же еще маленький!») Приводят к тому, что дети перекладывают ответственность на плечи родителей. В старшем возрасте это может вылиться в конфликты с родителями, взаимные обиды и обвинения. Отец всегда должен держать свое слово! Это еще один пример воспитания волевых качеств. Родительское «да» всегда должно быть «да», без всяких дополнительных смыслов и условий. Периодически следует просматривать темы «табу» и делать это вовремя. Дети растут, взрослеют, зона их ближайшего развития становится все шире, им нужно больше свободы.

Распорядок дня помогает ребенку распределять свои ресурсы, ставить цели и достигать их. Начинать нужно с элементарных жизненных бытовых правил, чтобы достичь чего-то большого и значимого в жизни.

Доказано, что волевые качества прекрасно формируются в спорте. Еще одно физическое усилие — это еще одно преодоление себя. Это новый вызов самому себе. «Новая высота» свидетельствует о скрытых возможностях не только тела, но и человеческого духа.

Это касается не только большого спорта, но и любых физических нагрузок. Здесь ребенок видит результат своих усилий. Это дает ему дополнительную энергию, удовольствие и уверенность в том, что он может справиться с трудностями

Не вступая в борьбу с безволием ребенка, вы рискуете его будущим.

Они непредсказуемы, от них трудно ожидать последовательного поведения. Выйдя однажды во двор погулять, Вовка, сын наших знакомых, взял и пропал на несколько часов: увязался за какой-то компанией и лишь часа через три вспомнил о сходящих с ума родителях...

Без руля, без ветрил

Этих детей называют и "безвольными", и "безответственными", а самым точным определением будет слово "неустойчивые", недаром в психологии уже существует такой термин. Они движутся по жизни без руля, без ветрил и без особых дум и планов даже на ближайшие часы. Эти дети знают только слово "хочу", и тут речь чаще всего вовсе не идет о желании что-то делать. Нередко они и сами не знают, чего хотят и потому нерешительны, вялы, отступают перед первым же затруднением. От них только и слышишь: "Не умею", "Не знаю как"...

До поры до времени родители считают это следствием детской праздности и необремененности домашними заботами. Ярче, зримее для всех "неустойчивость", безволие проявляются тогда, когда усидчивость и трудолюбие становятся жизненно важны - то есть с началом учебы в школе.

Легкомысленность "безвольного" становится тут просто вопиющей: он не слушает учительницу (это требует усилий, сосредоточенности), не записывает задания, не выполняет их. Только при непрестанном контроле, нехотя, эти дети делают уроки, но как только контроль, пусть и ненадолго, ослабевает, мгновенно прекращают работу. Первоклассника ругают, он вроде и сам раскаивается, но тут же все забывает - как, давая честное слово не брать отцовскую ручку со стола, уже через пару минут обводит ей какой-нибудь узор.

"Подшитые" часы

Все слишком серьезно, чтобы отдавать этих детей на волю сложившихся обстоятельств. Безнадзорность и попустительство с вашей стороны - вот ключи, открывающие двери для праздности и безделья, дающие полную волю патологическим свойствам характера.

Дисциплина - главное оружие против безволия. И как страдающему аритмией сердца подсоединяют стимулятор ритма, "неустойчивому" надо "подшить" часы. Жесткий режим прежде всего: сон, прием пищи, прогулка - все строго по часам! Потом, опять же по расписанию, игра, уроки. Сидите сами рядом, отслеживайте каждое движение! Утомительно, раздражает, надо по дому сделать кучу всего, но пока ребенок работает, родители не должны от него отвлекаться, займетесь своими делами во время его перерывов. Тем более что уроков в первом классе совсем немного.

Выстроенный распорядок дня будет автоматически приучать человека к организованности, устойчивая временная сетка будет воспитывать его волю одним своим присутствием в его жизни. Только отслеживайте это расписание не от случая к случаю, а систематически.

Безвольного с раннего детства настойчиво приучают завершать начатое, что требует от него усилий. Но раз за разом побуждаемый родителями, пусть поневоле, но он опять же привыкает к тому, что без усилий у него ничего не получится! К тому же, как всякий человек, он любит видеть задуманное завершенным. Моя балованная Ирка раз за разом бросала начатое было дело строительства дома для кукол - не получалось, а потому было скучно. Но к ней подсел муж. Они начали дело вместе, собрали стены, поставили крышу, папа придумал для расставленной в доме мебели нарезать из лоскутов покрывал, скатертей и ковров (Ирка, загоревшись, под конец уже вырывала из папиных рук ножницы - захотелось все делать самой!). На обустроенный особняк радовались всей семьей и нахваливали нашу маленькую.

Главное - воспитание у "безвольного" ответственности. Любое проявление разгильдяйства должно быть наказано! Реагируйте эмоционально, чтобы запомнилось, потрясло, породило установку: "Думай перед тем, как сделать это, а то плохо тебе будет!" Раз за разом бросаешь стол для занятий неубранным - завтра весь день не будет у тебя карандашей и бумаги. Наказание - дозированное! отмеренное! - в этом случае необходимо.

Хотя, каюсь, маленького Вовку, примерно наказанного тогда родителями, мне все-таки было жалко.

...И очень опасен

Неустойчивый, безвольный взрослый опасен для окружающих и для себя самого. Вовремя не приученный добиваться всего своим трудом, он ищет лишь занятия, что сулят удовольствия, жаждет смены впечатлений и не задумывается о последствиях своих поступков.

Один наш знакомый "неустойчивый" разбил дорогую чужую машину, был "поставлен на счетчик", и, спасая его, родители переселились из двухкомнатной квартиры в общежитие. Другой из-за своей расхлябанности потерял работу и вот уже два года на иждивении матери (в 35 лет): намечающийся было работодатель звонит на прежнее место работы и тут же отказывает. Третий выучился было на слесаря, но вдруг зачастил в зал игровых автоматов - развелся, продал квартиру, бомжует.

"Уповать здесь можно только на то, что неустанная, упорная, ведущаяся с раннего детства (когда человек еще пластичен) с использованием и "пряника", и "кнута" борьба с неустойчивостью преодолеет эту тяжкую акцентуацию характера, - пишет психоневролог Вилен Гарбузов. - Лучше, если "безвольного" своевременно, любя, накажут родители, чем потом, когда он вырастет, его сурово, и нередко жестоко, накажут чужие люди..."

Кстати

Научить дисциплине

Устанавливать рамки дозволенного - занятие сложное, требующее времени и терпения, но крайне необходимое. Родители должны обучать ребенка правилам поведения до тех пор, пока он не станет достаточно взрослым и поймет, как правильно вести себя в обществе. Чтобы успешно справиться с задачей, родителям надо знать о том, как развивается его личность и в какой период какого поведения следует от него ожидать.

К сожалению, многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки дозволенного и бывают настолько подавлены плохим поведением ребенка, что не знают, с какого бока к нему подступиться. Другие считают, что устанавливать рамки дозволенного необязательно и перекладывают эту обязанность на плечи воспитателей или учителей. В большинстве случаев родители не решаются быть строгими к ребенку из-за того, что боятся потерять его любовь. Вместо того чтобы поставить ребенка на место, они игнорируют его плохое поведение со словами: "Дети есть дети". Помните, установление рамок дозволенного целиком лежит на ответственности родителей, процесс воспитания нельзя пускать на самотек или откладывать на потом.

Р. Голдстайн и Дж. Гэллант "Библия для родителей"

Все родители стремятся помочь своим детям вырасти дисциплинированными, ответственными и целеустремленными, однако порой сделать это оказывается не так уж просто - малыш, как будто назло, не может долго усидеть за одним занятием, бросает начатое дело на половине и не выполняет своих обещаний. Как же объяснить малышу, что такое сила воли, и научить его управлять ею?

Задатки силы воли

Воля не относится к тем качествам, которые формируются у человека врожденно – ее нужно воспитывать. Новорожденные приходят в этот мир без особых навыков, и начинают получать их лишь в процессе знакомства с окружающим миром. В самом начале кроха еще не умеет управлять своим поведением, однако постепенно, путем проб и ошибок, он начинает понимать, как можно с помощью сознания руководить своими действиями.

Первый опыт управления своим поведением приходится на возраст трех месяцев. В это время кроха впервые осознает, что его желание может диктовать ему, как поступать, когда, к примеру, он берет в руки погремушку и начинает ее трясти. Малыш понимает, что игрушка начинает издавать звук, когда он к ней прикасается, а без соприкосновения ничего не происходит. Кроха начинает повторять свое движение, чтобы снова услышать понравившийся звук – это и есть самые первые попытки управлять своим поведением. Однако к силе воли эти рефлексы пока еще не имеют никакого отношения, это всего лишь волевые задатки.

Интересно, что все детки по-разному проявляют эти самые задатки силы воли: один малыш ведет себя на прогулке спокойно, а другой постоянно норовит вылезти из коляски, и устраивает настоящую истерику, когда родители пытаются его посадить обратно; одного ребенка можно легко уговорить собрать игрушки или доесть до конца кашу, другой же настолько настойчив, что в него не удается впихнуть ни одной лишней ложечки, и положить на место игрушку его просто невозможно заставить. Такая разница в поведении детей объясняется отличиями в свойствах их нервной системы, но это отнюдь не значит, что своевольный малыш навсегда останется таким, а у послушный всегда будет подчиняться окружающим. Родителям просто нужно учесть при воспитании у малышей таких качеств, как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность, эти отличия, и подобрать индивидуальный подход к ребенку.

Самообладание

Ближе к двум годам у малышей появляется одной из самых важных качеств, имеющее прямое отношение к силе воле – самообладание. Детки учатся сдерживать свои эмоции, к примеру, не , хотя очень хочется, или отказываются от покупки новой игрушки, если родители их очень просят. Однако при этом малыши еще не понимают необходимость такого поведения, и держат себя в руках вследствие боязни ослушаться родителей или из-за испытываемого чувства вины.

Чтобы самообладание превратилось в итоге в силу воли, родителям нужно правильно объяснить малышу, какие существуют нормы поведения в обществе, почему что-то можно делать, а что-то нельзя, зачем люди поступают вопреки своим желаниям. Самое главное – все объяснения проводить не в жесткой форме («Сказала нет – значит нет!»), а подробно рассказывать ребенку на доступном ему уровне, почему нужно поступать так, а не иначе.

Похвала, поощрение и поддержка

В три года малыши еще идут на поводу у эмоций, поэтому многое в мотивации поступков им пока еще непонятно. К примеру, мама сказала, что на приеме у зубного врача нужно терпеть и не плакать, малыш так и поступил, но увидел, что другому ребенку, который взахлеб рыдал в кресле, родители купили игрушку. Естественно, кроха не понимает, почему так произошло, и в следующий раз решает наоборот расплакаться, чтобы тоже получить игрушку.

В такой ситуации родителям нужно проявить максимум выдержки и терпения, объясняя малышу, что поступать так, а не иначе нужно не из-за какой-то выгоды, а для того, чтобы вырасти хорошим человеком. Конечно же, похвала и поощрение за правильный поступок должны присутствовать, но не в огромных количествах, чтобы кроха не стал связывать хорошие поступки исключительно с вознаграждением. Лучше всего не акцентировать внимание на самом поступке, а просто сказать малышу: «Ты — молодец!» - или, - «Давай завтра пойдем и купим тебе новую игрушку!» - без уточнения, за что именно. Кстати, материальная компенсация вовсе необязательна, поскольку многим детям хватает одной моральной поддержки, и им гораздо важнее одобрения от родителей, чем получить новую книжку или игрушку.

Если у малыша что-то не получается с первого раза, помогайте ему преодолевать трудности и бороться до нужного результата, ведь именно родительская поддержка будет для него лучшим стимулом к совершенствованию новых навыков. Научите кроху ставить перед собой цели и добиваться их, несмотря на сопутствующие сложности.

Самостоятельность

Примерно в четыре года у детей происходит основной этап формирования силы воли, когда малыш уже четко понимает, что такое «можно» и «нельзя», и уже умеет сознательно контролировать свое поведение. Однако нельзя сказать, что дети этого возраста абсолютно со всем могут справляться без помощи взрослых, наоборот им часто требуется контроль со стороны родителей и подсказки, если что-то идет не так.

Не стоит постоянно давить на малыша словами «ты должен» и «ты обязан», поскольку слишком большое число обязательств вызовет у него желание избежать ответственности или даже стремление сделать все назло. Разрешите малышу проявлять и настойчивость, а порой можете пойти и на небольшую хитрость: сначала запретить крохе что-то делать, а потом, под влиянием уговоров со стороны малыша, пойти ему на уступки, чтобы ребенок почувствовал, что он одержал маленькую победу. Это положительно скажется на укреплении его силы воли.

Виктория Грицук

Все родители хотят видеть своих детей воспитанными и всесторонне развитыми. Однако сделать это порой очень непросто. Ребенок будто специально бросает все свои начатые дела, не доводит до конца, отказывается от обещаний.Это очень мешает в достижении целей в учебе и спорте, или других увлечениях ребенка. Как же довести до него, что такое сила воли, зачем она нужна, и как воспитать ее в себе.

Сила воли не принадлежит качествам, которые с рождения вложены в человека. Ее нужно развивать самостоятельно. В юношеском возрасте жизнедеятельность подростка сильно меняется. К школьным заданиям приходится прикладывать больше усилий, чтобы все освоить. Взрослые также меняют свой взгляд на ребенка, так как он становится более развитым в умственном и физическом плане.

Формирование воли в юношеском возрасте является важным аспектом в дальнейшей жизни, обучении в институте, будущей карьере и т. д. Для хорошей учебы в школе, ребенок должен руководствоваться установленными требованиями, правильно выполнять все задания, рассчитывать свои силы и время.

Пример взрослых

На развитие воли ключевое влияние оказывает воспитание. Прежде чем подросток научится ставить себе осознанные задачи и цели, это должен делать взрослый. Прежде чем давать ребенку указание, нужно объяснять и показывать, как необходимо действовать и что предпринимать в конкретных ситуациях.Не стоит давать ребенку пустых обещаний, взамен выполнения какой-либо задачи. Следует быть честным и всегда держать свое слово. Если говорить одно, а делать другое, то подросток поймет, что такое допустимо и вполне нормально. Родители являются для него самыми авторитетными людьми. И свое поведение подросток копирует с них.

Важно не сравнивать ребенка с другими детьми, никогда нельзя говорить, что у него не получится, как у Вовы, Маши, Саши. У него может развиться комплекс неудачника, он не будет даже начинать новые дела, не будет верить в свои силы, бросит начатое.

Нужно постепенно приучать ребенка овладевать своими желаниями, эмоциями, учить сдерживаться. Полезно развивать такие качества, как самообслуживание и помощь другим людям (убрать за собой вещи, накрыть на стол и так далее). Большие свершения начинаются с маленьких повседневных дел.

Поощрения за систематические занятия

Развитие силы воли, как рекомендуют ведущие психологи, следует начинать от малых требований к ребенку. Например, ежедневное занятие чем-либо полезным, кроме посещения школы и решения домашнего задания. Отлично будет выработать привычку делать утреннюю физическую зарядку каждый день. С непривычки это с трудом будет даваться ребенку. Можно придумать какое-то интересное вознаграждение за месяц непрерывных занятий утром. Тем самым подросток будет понимать, что за усердное выполнение задачи, следует приятный результат: поход в парк аттракционов, зоопарк, кино, скалодром.Можно создать для ребенка распорядок дня, который будет включать в себя ранний подъем. Ведь когда человек идет на поводу своих желаний и спит до упора, в течение дня очень тяжело заставить себя делать что-то. Нужно научить подростка делать все сразу, и ни в коем случае не откладывать на завтра любые дела.

Ценные обещания

Важно приучить ребенка давать обещания и выполнять их. Перефразируйте свои поручения. Например, если вам ответили: «До конца дня я наведу порядок». Попросите дать вам обещание, это позволит более ответственно относиться к поручению. Постарайтесь следить за тем, чтобы ребенок меньше занимался бесполезными делами. Например, просмотром роликов в интернете с категорией приколы. Займите его более полезными вещами, например, спортом, развивающей игрой или чтением увлекательной книги.Каждое выполненное обещание, каждый маленький шажок навстречу поставленной цели, ведет к успешному воспитанию целеустремленной личности.

Дальнейшие успехи в карьере и личной жизни во многом зависят от того, насколько родители воспитали в ребенке умение все доделывать до конца, добиваться лучшего результата, постоянно повышать качество жизни.

Loading...Loading...