Пенсионная реформа в россии. Пенсионная реформа: страховая пенсия – новая пенсионная формула Реформа пенсионной системы

Пенсионная реформа 2013-2015 - очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающий ввод нового порядка формирования пенсионных прав и расчёта страховой пенсии.

В частности, вводится новая формула расчёта размера пенсии , учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Граждане 1967 года рождения и младше смогут сами решить, продолжать ли им накапливать пенсионные средства или вернуть их в страховую часть. Для формирования пенсии самозанятых граждан предусматривается постепенное увеличение страховых платежей - они должны соответствовать уровню пенсионных выплат. Будут приняты меры по реформированию системы досрочных пенсий. Предполагается отмена существующего ныне перерасчёта пенсий работающим пенсионерам .

Условия получения права на страховую пенсию

Новая пенсионная формула

С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» трудовая пенсия по старости будет назначаться по новой пенсионной формуле.

Новая формула предусматривает измерение страховой пенсии в пенсионных коэффициентах, учитывающих стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию.

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х СПК х КПВ)

СП - страховая пенсия в год назначения пенсии

ФВ - фиксированная выплата в год назначения пенсии

КПВ - коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии);

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина)

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии .

Годовой пенсионный коэффициент

Годовой пенсионный коэффициент - это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина.

Он равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10 % или 16 %, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16 %, умноженной на 10:

Годовой ПК = максимальное значение ПК (7,39 в 2015 году, 10 - в 2021 году)

Особый годовой коэффициент будет присваиваться за периоды, когда гражданин не работал из-за военной службы по призыву, уходом за ребёнком, ребёнком-инвалидом, гражданином старше 80 лет .

Выбор варианта пенсионного обеспечения

Граждане 1967 года рождения и младше смогут до 31 декабря 2015 года выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения:

В правительстве РФ осенью 2015 года шли активные дискуссии о продлении срока выбора, однако 23 декабря вице-премьер Ольга Голодец объявила о том, что в «правительстве принято решение придерживаться действующего законодательства». После этой новости действующие на российском рынке представители негосударственных пенсионных фондов констатировали ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений из государственного фонда, который превысил существовавшие у них бизнес-планы

Формирование пенсионных прав самозанятых граждан

Меры, предложенные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, разработанной Минтрудом России , направлены на приведение в соответствие пенсионных прав самозанятых граждан правам наёмных работников. В частности, они предполагают постепенное повышение страховых выплат самозанятых граждан (для обеспечения приемлемой по размеру пенсии необходимы отчисления в размере 7000 - 8000 руб.). Однако увеличение размеров страховых выплат может отрицательно сказаться на финансовом положении большого числа самозанятых работников с невысокими доходами .

Пенсионный мораторий

В конце сентября 2013 года стало известно, что пенсионные накопления граждан за 2014 год не поступят в Пенсионный фонд РФ и НПФ, а будут направлены в распределительную систему . Предполагалось, что НПФ смогут работать с накоплениями после прохождения процедуры акционирования и вступления в систему страхования накоплений .

В июне 2014 года министр финансов РФ Антон Силуанов открыто признал, что денег на возврат накоплений НПФ у правительства нет, эти деньги пошли на Крым и принятие антикризисных мер .

В конце 2014 года был принят закон, продлевающий «пенсионный мораторий» на 2015 год .

В сентябре 2015 года был принят закон, продлевающий «пенсионный мораторий» на 2016 год .

В марте 2016 года появилась информация о том что правительство может продлить пенсионный мораторий ещё на год . В конце августа Ольга Голодец объявила, что правительство решило продлить «заморозку пенсионных накоплений» на 2017 год .

Оценки

Пенсионная реформа стала одной из тем, по которой разошлись оценки между членами правительства. Представители министерств экономики, экономического развития, финансов и первый вице-премьер Игорь Шувалов неоднократно выступали за сохранение накопительной части пенсии и против «пенсионного моратория» на 2014-2015 гг. . Представители министерства труда и вице-премьер Ольга Голодец, напротив, выступали за «заморозку» пенсионных накоплений и дальнейшее формирование накопительной части пенсии только на добровольной основе .

Также разошлись мнения среди экспертов и политиков. Среди сторонников реформы активно выступали депутаты ГД Андрей Исаев и Оксана Дмитриева , среди противников - экс-министр финансов Алексей Кудрин .

Ключевым аргументом сторонников реформы является низкая доходность накопительной части пенсионной системы в РФ. Противники реформы аргументируют её необходимость сложными демографическими условиями, которые возникнут в начале 2020-х, и необходимостью наличия «длинных денег» в экономике .

См. также

Напишите отзыв о статье "Пенсионная реформа в России (2013-2015)"

Примечания

Литература

  • Валентин Роик. Обязательное и добровольное пенсионное страхование: Институты и финансы. - М .: Альпина Паблишер , 2014. - 277 с. - ISBN 978-5-9614-2235-1 .

Отрывок, характеризующий Пенсионная реформа в России (2013-2015)

– Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.
– Нет, убить человека не хорошо, несправедливо…
– Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
– Несправедливо то, что есть зло для другого человека, – сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать всё то, что сделало его таким, каким он был теперь.
– А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? – спросил он.
– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя.
– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c"est le remord et la maladie. II n"est de bien que l"absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите.
Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
– Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.
– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?
– Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.
И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
– Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
– Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.
– Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3 м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал? – Князь Андрей загнул третий палец.
– Ах, да, больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустил ему кровь, вылечил. Он калекой будет ходить 10 ть лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Ежели бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал – как я смотрю на него, а то ты из любви же к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом,что за воображенье, что медицина кого нибудь и когда нибудь вылечивала! Убивать так! – сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера. Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения.
– Ах это ужасно, ужасно! – сказал Пьер. – Я не понимаю только – как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, всё мне гадко… главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь… ну, как же вы?…
– Отчего же не умываться, это не чисто, – сказал князь Андрей; – напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.
– Но что же вас побуждает жить с такими мыслями? Будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая…
– Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители: я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтобы иметь свой угол, где можно быть спокойным. Теперь ополчение.
– Отчего вы не служите в армии?
– После Аустерлица! – мрачно сказал князь Андрей. – Нет; покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. И не буду, ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии. Ну, так я тебе говорил, – успокоиваясь продолжал князь Андрей. – Теперь ополченье, отец главнокомандующим 3 го округа, и единственное средство мне избавиться от службы – быть при нем.
– Стало быть вы служите?
– Служу. – Он помолчал немного.
– Так зачем же вы служите?
– А вот зачем. Отец мой один из замечательнейших людей своего века. Но он становится стар, и он не то что жесток, но он слишком деятельного характера. Он страшен своей привычкой к неограниченной власти, и теперь этой властью, данной Государем главнокомандующим над ополчением. Ежели бы я два часа опоздал две недели тому назад, он бы повесил протоколиста в Юхнове, – сказал князь Андрей с улыбкой; – так я служу потому, что кроме меня никто не имеет влияния на отца, и я кое где спасу его от поступка, от которого бы он после мучился.

Для многих российских граждан изменения, осуществляемые правительством вокруг пенсионной реформы, остаются непонятными. Во многом это связано со специфическими терминами, которые мы слышим из уст чиновников, а также с банальным нежеланием будущих пенсионеров разобраться в новой пенсионной формуле. Да и все «гонения», которым подвергается накопительная часть пенсии, не вносят ясности в этот хоть и запутанный, но, безусловно, важный вопрос как расчет будущей пенсии. попытался разобраться в ситуации и доступным языком объяснить вводимые пенсионной реформой изменения.

Пенсионная формула

Итак, для начала расскажем о новой пенсионной формуле. Пенсия складывается из трех основных слагаемых: базовая, страховая и накопительная части. Базовая часть пенсии (Б) выплачивается государством любому гражданину, мало-мальски где-то работавшему официально. Страховая часть пенсии (С) определяется нынешней заработной платой будущего пенсионера. Разумеется, речь идет о «белой» зарплате, 16% из которой работодатель отчисляет с Пенсионный фонд России. Еще 6% от зарплаты работодатель отчисляет в накопительную часть пенсии (Н) .

Таким образом, пенсионная формула выглядела бы следующим образом: «Пенсия = Б + С + Н» , если бы не коэффициент для каждого из этих слагаемых, который определяется индивидуально для каждого будущего пенсионера. Зависит он от трудового стажа, размера заработной платы, желания работать после достижения пенсионного возраста и других особенностей сложного и тернистого пути до заслуженного выхода на пенсию. Немаловажным фактором является и желание чиновников увеличить или, наоборот, уменьшить пенсию, повлияв на тот или иной коэффициент. Таким образом, новая пенсионная формула выглядит так: «Пенсия = К1Б + К2С + К3С» , где К1 , К2 и К3 – описанные выше коэффициенты.

Накопительная часть пенсии

Самая нелегкая судьба постигла накопительную часть пенсии. Будущие пенсионеры разделили на тех, кто отдал свою накопительную часть в негосударственные пенсионные фонды (о них можно подробнее узнать в нашей статье « »), и тех, кто предпочел доверить накопительную часть государству (их накоплениями управляет «Внешэкономбанк»). Последнюю категорию граждан правительство окрестило «молчунами».

Накопительную часть «молчунов» сначала предложили сократить до 2%, а оставшиеся 4% направить в страховую часть. Сейчас правительство и вовсе обсуждает возможность обнуления накопительной части пенсии, то есть приравнять уже упомянутый коэффициент К3 к нулю.

Но не спешите кричать «Обворовали! » . Эти 6% никуда не денутся, а перенесутся в страховую часть пенсии. Таким образом, с 2014 года работодатель будет отчислять в ПФР не 16%, а 22% от заработной платы своих сотрудников. То есть фактически размер итоговой пенсии либо останется прежним, либо изменится, но незначительно. Возможно, пенсия даже немного вырастет, но это зависит уже от коэффициента К2 .

Участь «молчунов», ждет и тех, кто доверился НПФ: в 2014 году все выплаты, предназначенные для накопительной части, попадут на счет ПФР, правда всего на год, затем они будут возвращены в негосударственные пенсионные фонды. То есть с 2015 года 6% от официальной зарплаты гражданина будут, как и прежде, поступать на счета НПФ.

Для чего, собственно говоря, нужны эти перестановки. Дело в том, что Пенсионный фонд России испытывает некоторые затруднения с финансами. И чтобы сделать выплаты нынешним пенсионерам, пришлось, что называется, занять денег у будущих пенсионеров.

Вопрос лишь в том, сможет ли государство вернуть «занятые» средства. Как передает РИА «Новости» , отвечая на него, глава Минэкономразвития заявил, что деньги, необходимые для возврата в накопительную часть пенсий, скорее всего, будут искать в бюджете «где их найти очень трудно». При этом он подчеркнул, что пенсионные накопления за 2014 год россияне не потеряют, а так же не исключил, что правительство прибегнет к более продуманной схеме «латания дыр» в бюджете ПФР.

Пенсия сейчас и в будущем

По подсчетам Росстата, средняя пенсия в России в июле 2013 года составила 10 тысяч рублей, что почти на 10% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом нынешние пенсионеры в среднем получает около 35% от средней зарплаты по стране.

Что касается будущих пенсий, то они, по словам Андрея Пудова, заместителя министра труда и социальной защиты, составят до 80% от утраченного заработка. Для получения такой пенсии необходимо иметь общий трудовой стаж не менее 35 лет, участвовать в программах корпоративного страхования и софинансирования пенсии. Лишь в этом случае доход гражданина при выходе на пенсию сократится только на 20%. При этом господин Пудов назвал такой результат идеальным.

Если рассматривать предыдущую пенсионную реформу как цветочки, то, что можно сказать о пенсионной реформе 2013 года?

Декларируемая причина необходимости в новой пенсионной реформе на первый взгляд вроде бы понятна - забота о простых пенсионерах, денег на пенсии которым якобы катастрофически не хватает.

С другой стороны, рьяными оппонентами идеологам новой пенсионной реформы выступают Минфин, Минэкономразвития, различного рода финансовые посредники (ВЭБ, управляющие компании, НПФы).

Итогом этих жестких баталий, в которые вмешались даже и президент и премьер, явился принятый 23 ноября 2012 года Госдумой закон под ничего не говорящим названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования».

Ключевым элементом, скрытым за множеством других ничего не значащих поправок в законодательные акты по действующей пенсионной реформе, является вопрос о перераспределении тарифа страхового взноса, который в настоящее время в рамках пенсионной реформы 2002 года отчисляется в накопительную часть пенсий.

Очевидно, что пока в стране будет два пенсионных закона («О трудовых пенсиях» для основной массы тружеников и закона «О государственных пенсиях»), никакой пенсионной реформы в интересах рядового пенсионера не будет.

При этом следует обратить внимание, что все пенсионные реформы касаются исключительно трудовых пенсий. «Закон о трудовых пенсиях» принимают и совершенствуют те чиновники и депутаты, кому пенсию будут начислять по совсем другому закону - о государственных пенсиях.

Следует отметить, что понятие «Пенсионная реформа» относится только к получателям так называемой трудовой пенсии, которых у нас в стране большинство.

В настоящее время в рамках действующей пенсионной реформы работодатели за своих работников отчисляют 22% от зарплат в Пенсионный фонд России. Из них для работников 1967 г.р. и моложе 16% идет на распределительную часть трудовой пенсии (для содержания нынешних пенсионеров), а 6% - на накопительную часть трудовой пенсии, которой либо управляет государство в лице Внешэкономбанка (ВЭБ), либо частная управляющая компания, либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Вокруг этих 6% сейчас и разгорелся весь этот сыр-бор.

В пенсионной реформе 2002 года, которая разделила трудовую пенсию на страховую и накопительную части, несмотря на все ее недостатки, просматривалась вполне понятная логика.

При негативной демографической динамике распределительная пенсионная система (когда накоплений нет, а пенсионеров содержат за счет своих налогов работающие граждане) работать не будет.

Пенсионная реформа России пройдет в несколько этапов, первый из которых начался уже 1 января 2013 года.

У Пенсионного фонда сейчас два главных направления работы. Это бюджет (фонда) и ход пенсионной реформы. Если не принять решения по пенсионной реформе, Россия пойдет по инерционному пути. У нас действительно начнут падать ключевые параметры: коэффициент замещения и соотношение пенсии к прожиточному минимуму пенсионера.

Следует отметить, что Минфин сделал ПФР несколько предложений по оптимизации бюджета на 2013 год, в частности ведомство предлагает пропустить одну индексацию социальных пособий, материнского капитала, а также занизить индексацию пенсий. Однако, правительство это не устраивает, оно предлагаем меры, которые позволят сохранить соответствующие индексации. Действительно, на 2013 год не предусмотрены индексации социальных пособий: ежемесячных выплат пенсионерам, социального пособия на погребение, родового сертификата, материнского капитала и других. Фактически это будет означать снижение реальной цены этих выплат с учетом инфляции.

Следует добавить, в соответствии с предложениями профильных ведомств в 2014 году предполагается индексация социальных пособий только по уровню инфляции. Это тревожный момент, который может вызвать социальную напряженность. Серьезную озабоченность у депутатов вызывает и снижение уровня жизни пенсионеров. В частности, речь идет о коэффициенте замещения: если в 2010 году он составлял 38,4%, то в планах на 2014 год - 35%. То же самое происходит и с соотношением пенсий к прожиточному минимуму пенсионера. Если в 2010 году это соотношение составляло 178,2%, то в 2011 году оно снизилось до 175,1%. Несмотря на то, что снижение кажется небольшим, данное соотношение было доведено до уровня 2,5 раза.

Новая пенсионная реформа предусматривает существенное увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд для самозанятых граждан с 2013 года.

Самозанятое население - индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и т.д., которые в настоящее время платят взносы в пенсионных фонд в размере около 1 тыс. рублей в месяц.

Платить самозанятые граждане теперь будут 26% от двух МРОТ. С учетом роста МРОТ (с 1 января 2013 года МРОТ увеличится с 4611 до 5205 рублей) это будет составлять 2,7 тыс. рублей в месяц.

Таким образом, благодаря решению депутатов, взносы в Пенсионный фонд вырастут до 32 479 рублей 20 копеек в год, то есть почти в два с половиной раза. В 2012 году ИП платят в Пенсионный фонд 14,3 тысячи рублей за год.

Также предпринимателям, как и прежде, придется заплатить взнос в фонд обязательного медицинского страхования. Поскольку МРОТ вырастет, это взнос увеличится тоже. Сумма этого платежа составит 3185 рублей 46 копеек.

До конца 2013 года предусмотрено реформировать систему досрочных пенсий в той ее части, которая касается работников.

Досрочно выходящих на пенсию должно стать меньше. Сегодня каждая третья пенсия назначается досрочно. Для врачей, учителей и творческих работников предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста одновременно с уровнем зарплат.

Также намечено поэтапное повышение с 2013 года взносов в Пенсионный фонд тех работодателей, чьи сотрудники имеют право на досрочную пенсию в связи с тяжелыми или вредными условиями труда.

В результате владельцам подобных производств придется или платить больше взносов, чтобы компенсировать затраты государства на досрочную пенсию своих работников, или улучшать условия труда.

Параллельно с введением дополнительного тарифа предлагается создать механизмы вывода работников, которые уходят на пенсию досрочно, в корпоративную пенсионную систему.

Предполагается, что под такие пенсионные программы будет создана нормативная база, и у работодателей, создавших свои пенсионные системы для обеспечения досрочных пенсий, повышенный тариф будет передаваться в корпоративные программы.

Такие корпоративные системы будут действовать для работников, имеющих менее половины специального стажа.

В соответствии с новой Пенсионной реформой, произойдет перераспределении тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд с 2014 года.

Отчисления в накопительную часть пенсии снижаются с 6% до 2%, оставшиеся 4% будут перераспределены в страховую часть пенсии.

При этом перераспределение накопительного тарифа будет добровольным - те, кто захочет остаться в накопительной части, смогут в течение 2013 года написать соответствующее заявление, и у них все 6% тарифа останутся в накопительной части.

Для клиентов негосударственных фондов и управляющих компаний, не написавших соответствующего заявления, не изменится вообще ничего. Для них не будет необходимости подтверждать собственный выбор в том или ином виде в 2013 году. После вступления в силу Пенсионной реформы, имеющиеся накопительные 6% за прошлые годы останутся в частном управлении, новые 6% платежей будут к ним прибавляться.

К слову сказать, 75 млн. человек имеют накопительные счета, 15 млн. из них уже перевели свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды.

В случае, если гражданин в течение следующего года не сделает свой выбор, 4% платежа в 2014 году уйдут в солидарную часть на выплаты текущих пенсий, а 2% так и останутся в управлении «Внешэкономбанка».

Новая пенсионная реформа ставит будущих пенсионеров перед выбором: какую пенсию они хотят получать - «государственную», формирующуюся за счет отчислений других работающих, или «личную» - за счет собственных накоплений за период трудовой деятельности.

Очевидно, отказ от накопительной части трудовой пенсии будет выгоден для малооплачиваемых граждан.

А вот для работников сферы бизнеса и финансов, как и для всех граждан, у которых доходы выше среднероссийских, эта мера приведет к уравниловке при расчете будущей пенсии.

Пенсионная формула - это алгоритм, по которому рассчитывается размер пенсии для каждого конкретного человека. Сейчас она выглядит очень просто - расчетный пенсионный капитал делится на период дожития (сколько лет будет выплачиваться пенсия, сейчас составляет 19 лет).

Новая пенсионная формула, скорее всего, будет многокомпонентной и очень сложной.

Именно в этой «тайной пенсионной формуле» россиян и должны поджидать самые неприятные сюрпризы.

Пока предложенные варианты пенсионной формулы сводятся к следующему:

Ш предлагается перейти к системе с установленными выплатами, то есть размер пенсии будет рассчитываться по стажу и зарплате в течение всей трудовой жизни. Сейчас действует система с установленными пенсионными взносами (22% от зарплаты), накопленный к моменту выхода на пенсию пенсионный капитал делится на период дожития (228 месяцев);

Ш вводится понятие «нормативный стаж для получения полной трудовой пенсии по старости». Его величина окончательно не определена. Предполагается - 35 - 40 лет, чтобы получать пенсию в размере 40% от средней зарплаты в стране;

Ш Минимальный трудовой стаж предполагается увеличить с нынешних 5 до 10-15 лет. Пока также окончательно не согласован.

Итак, 2013 год для граждан является годом выбора-то есть они могут перевести свои страховые пенсионные взносы в накопительную или солидарную часть трудовой пенсии.

Единственно о чем можно говорить с полной уверенностью, так это то, что государство делает все, чтобы переложить заботу о пенсионном обеспечении граждан на них самих.

И это не из-за того, что власть такая плохая. Нет. Это объективная реальность. Это касается не только нашей страны. В какую бы другую страну Вы не переехали, Вам придется думать о своем пенсионном будущем.

И чем быстрее это осознать и самим начать предпринимать шаги для улучшения своего пенсионного обеспечения, тем больше будет шансов на пенсии ЖИТЬ, а не ВЫЖИВАТЬ.

По моему личному мнению, необходимо повысить свою пенсионную и финансовую грамотность, чтобы, с одной стороны повышать пусть и небольшую, но все-таки стабильную государственную пенсию, достаточную для ВЫЖИВАНИЯ, и с другой стороны создавать свой пенсионный капитал, который бы позволил на пенсии уже не ВЫЖИВАТЬ, а ЖИТЬ.

Навигация по статье

В ходе реформирования системы, на фоне продолжающегося экономического кризиса, стали появляться проблемы с наполнением бюджета и возникла необходимость более глубоких изменений в пенсионном обеспечении, обсуждение которых происходит в настоящее время в Правительстве.

Если предложения Министерства финансов найдут поддержку в правительстве и будут утверждены Президентом, то нас будут ждать кардинальные изменения в пенсионном законодательстве.

Пенсия до 1 января 2015 года

До января 2015 года деятельность пенсионной системы регулировалась ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях». Страховая пенсия до начала реформы носила название трудовой, состояла из двух частей , которые и формировали ее сумму - это страховой и накопительной.

При начислении трудовой пенсии учитывались пенсионные права, которые были приобретены до принятия этого закона, а так же сумма средств, поступавших в ПФР в виде .

  • При расчете страховой части трудовой пенсии применялась формула, в которой пенсионный капитал делился на количество месяцев ожидаемого периода выплаты и к полученному значению прибавлялся базовый размер, сумма которого отличалась в зависимости от категории пенсионера.
  • Накопительная часть рассчитывалась путем деления суммы пенсионных накоплений, находящихся (учтенных) на лицевом или пенсионном счете, на продолжительность ожидаемого периода выплат, исчисляемого в месяцах.

Изменение пенсионной системы в 2015 году

Методика расчета пенсий, применяемая в пенсионных системах многих государств мира, при использовании которой основной расчетной единицей является пенсионный балл , с января 2015 года стала применяться и в России.

С 2015 года были установлены следующие виды страховых пенсий :

  • направить всю сумму перечисленных средств (16%) на страховую пенсию;
  • направить 6% на накопительную, а 10% на страховую.

Расчет пенсий по новой пенсионной формуле

Порядок расчета страховой пенсии устанавливается требованиями статьи 15 ФЗ от 28.12.2013 N 400 « О страховых пенсиях«.

Новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии выглядит так:

СП = ИПК x СПК + ФВ,

  • СП - итоговый размер страховой пенсии;
  • ИПК - сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов);
  • СПК - стоимость одного балла в текущем году;
  • ФВ - фиксированная выплата.

Фиксированная выплата устанавливается в твердом размере и индексируется на коэффициент, устанавливаемый постановлением Правительства ежегодно. Для некоторых категорий пенсионеров применяются повышающие коэффициенты к ФВ. С учетом , произведенной в 2018 году, ее размер равен 4982 рублей 90 копеек.

Страховая пенсия представляет собой произведение ИПК на его стоимость, которая также устанавливается Правительством РФ ежегодно. Установленная стоимость индивидуального пенсионного коэффициента в 2018 году составляет 81 рублей 49 копеек .

Введение в новую пенсионную формулу ИПК, по сути своей, является новым условием, которое обязывает будущих пенсионеров не просто иметь определенный , но и обеспечить отчисления в Пенсионный фонд.

Использование пенсионного коэффициента при расчете пенсий позволит повысить заинтересованность работника в своевременности и полноте уплаты, определенных законом пенсионных взносов в бюджет Фонда, а также будет способствовать переводу доходов трудоспособного населения из «серой» экономической зоны в законную.

Начиная с 2015 года, пенсионный коэффициент определяется за каждый отработанный год . Чтобы определить годовой ПК, сумма страховых взносов, поступившая на лицевой счет застрахованного лица, делится на максимальный годовой размер взносов.

Стоимость пенсионного коэффициента в 2018 году

Ежегодно постановлением Правительства определяется стоимость ПК на очередной плановый период. В 2017 году она составила в 78,58 рублей, на текущий год она была установлена в размере 81 рубль 49 копеек .

Увеличение стоимости ПК происходит дважды в год .

  • Первое увеличение проводится 1 февраля в зависимости от инфляционных процессов в экономике.
  • Второе происходит 1 апреля каждого года и зависит от наполняемости бюджета ПФР за счет взносов, перечисленных страхователями и поступлений из государственного бюджета.

Методика, по которой определяется стоимость одного ПК, установлена Правительством РФ. В 2016 году, исходя из сложного финансового положения, вызванного экономическим кризисом, апрельского повышения не проводилось . В соответствии со статьей 5 ФЗ №385 от 29.12.2015 года, который приостанавливает действие отдельных нормативных актов, корректировка стоимости ПК должна быть проведена во втором полугодии с учетом экономического положения и финансовых возможностей бюджета, сложившихся по итогам первого полугодия.

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

При определении ИПК в страховой стаж засчитываются и, так называемые, «нестраховые периоды» деятельности граждан. К таким периодам, согласно требований статьи 11 Закона № 173 от 17. 12. 2001 года в редакции от 28.12.2013 и с изменениями от 19.11.2015 года относятся периоды деятельности , связанные с:

  • прохождением военной или приравненной к ней службы;
  • временной нетрудоспособностью;
  • уходом за ребенком до полутора лет;
  • получением пособия по безработице, участием в общественных работах или переселением, переездом по направлению службы занятости;
  • нахождением под стражей по необоснованному обвинению с последующей реабилитацией;
  • уходом за ребенком-инвалидом, престарелым (достигшим возраста 80 лет) и инвалидом 1-й группы;
  • проживанием вместе с супругом в местностях, в которых невозможно трудоустройство, во время прохождения им военной службы по контракту, но не более 5 лет;
  • проживанием за границей супругов работников дипломатических, торговых и иных представительствах при международных организациях, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 10.04.2014 года № 284 .

Проблемы реформирования пенсионной системы РФ

В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на в НПФ. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета.

В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383 , Правительством было принято решение о продлении до конца 2016-го года.

Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2020 года.

Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь пойдут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий , что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

Проект новой пенсионной реформы

В связи с углубляющимся экономическим кризисом в российской экономике, становится очевидным неэффективность действующей пенсионной системы, а реформы, начатые в 2015 году, не приносят ожидаемого результата. В Правительстве идет обсуждение предложений экономического блока, касающихся дальнейшего реформирования пенсионной системы .

В России, в настоящее время, количество пенсионеров составляет около 30% населения и на фоне разрушительных тенденций в экономике и росте безработицы, повышение пенсионного возраста становится неизбежностью.

  • С 1 января 2017 года будет ежегодно на 6 месяцев повышаться возраст выхода на пенсию для , пока не достигнет 65 лет. Несколько позже такая мера ожидает и всех остальных граждан Российской Федерации.
  • Идет обсуждение дальнейшего сокращения индексаций пенсий, а для ее отмены, если не полного, то хотя бы ФВ.
  • С 2017 года функции по сбору пенсионных отчислений переданы в ведение Федеральной налоговой службы и установления единого тарифа социального страхования с отменой максимального размера страховой базы.
  • , на формирование которой, в течение пяти лет установлен мораторий, предлагается формировать, путем прямого перечисления взносов на накопительные счета управляющих компаний и НПФ, минуя ПФР.

Заключение

Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда .

Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался , установленного в регионе проживания.

В нынешних условиях, становится очевидно, что реформы не приносят ожидаемого результата и Правительство уже приняло и продолжает обсуждать ряд новых мер, которые смогут ликвидировать недостаток средств, необходимых для обеспечения работы . Никаких, документально зафиксированных решений пока еще не принято, но состояние финансово-экономической и социальной сферы, не оставляет сомнений в том, что в ближайшем будущем пенсионную систему ждут серьезные изменения.

Обсуждение пенсионной реформы 2013-2014 годов в России с каждым новым днём набирает обороты. В Правительстве страны, Министерстве труда, Министерстве финансов, в Пенсионном фонде и Госдуме в начале сентября текущего 2013 года проходят ожесточённые споры о судьбе пенсионных выплат.

Пенсионная реформа 2014 года необходима в первую очередь самим гражданам

До 2002 года в РФ пенсии гражданам обеспечивались, главным образом, отчислениями всех работодателей в соответствующие фонды, а также взносами работающих граждан. Такая система была возможна в экономических условиях, характерных для советского периода, то есть до перехода к рынку. Но Рубикон был пройден. Кроме того, на фоне ухудшения демографической ситуации – резкое снижение рождаемости с 1990 года по 2000 год — возникла серьезная угроза дефицита бюджетных средств в Пенсионном фонде страны. Это означает, что количество работающих граждан будет неуклонно сокращаться, а численность пенсионеров увеличиваться.

Исходя из такой пессимистичной перспективы, правительство еще в 2002 году преступило к проведению в стране пенсионной реформы. Сейчас установлен и действует новый механизм образования и функционирования Пенсионного фонда, а также другой порядок исчисления пенсий гражданам. На сегодняшний день мы имеем следующую картину:

Будущая пенсия любого гражданина России состоит из двух частей, страховая же часть находится в прямой корреляции (или зависимости) от размера заработной платы сотрудника и формируется из взносов, выплаченных работодателями в Пенсионный фонд на протяжении всей трудовой деятельности. Средства этой части будущей пенсии можно назвать «виртуальными», поскольку они фактически используются для выплат пенсий нынешним пенсионерам.

  1. Страховая часть выплачиваемой пенсии текущим пенсионерам индексируется государством соизмеримо с величиной инфляции и ростом заработной платы в стране. Понятно, что при постепенном уменьшении числа работающих граждан государству будет всё труднее пополнять её.
  2. Накопительная часть будущей пенсии тоже формируется за счёт средств работодателей.

Работодатель перечисляет страховой взнос, равный 22% от фонда оплаты труда своего сотрудника. Эти средства делятся на солидарную (16%) и накопительную(6%) части.

Накопительной частью будущей пенсии человек может распоряжаться по своему усмотрению:

  • отдать её в управление Пенсионному фонду;
  • отдать в распоряжение управляющей компании;
  • направить в негосударственные пенсионные фонды.

Размер накопительной части может быть увеличен за счёт дополнительного дохода от инвестирования.

Новая пенсионная формула

Вице-премьер Правительства страны Ольга Голодец 11 сентября 2013 года высказалась о том, что Правительство РФ приняло решение одобрить новый механизм вычисления пенсий – или «расчётную формулу» как ее еще иногда называют. Ключевым моментом нововведения является тот факт, что страховая часть теперь будет измеряться уже не в абсолютных величинах (то есть рублях) как было ранее, а в пенсионных коэффициентах – тех, которые были накоплены гражданином за период всей трудовой деятельности.

Теперь будущая пенсия будет состоять из страховой части, но уже с учётом пенсионных добавок с расчетом индивидуального коэффициента в сумме с фиксированными платежами, плюс также из накопительной части, которая уже и была ранее.

По мнению разработчиков нового расчёта, такой подход к начислению пенсии будет стимулировать человека трудиться дольше, чтобы уровень пенсии был выше. В настоящее время идёт активное и острое обсуждение этого проекта пенсионной реформы, нацеленной на пополнение Пенсионного фонда, при этом, не повышая пенсионный возраст для будущих пенсионеров и не урезая выплаты нынешним пенсионерам.

Депутаты Государственной Думы будут голосовать против пункта проекта, внесённого Министерством финансов, касающегося работающих пенсионеров. Они должны получать пенсию в полном объёме как и неработающие пенсионеры, а не её часть, как предложено в документе. Заметим, что председатель комитета, занимающийся делами по труду, соц. Политике, а также делам ветеранов – А. Исаев справедливо отметил, что: пенсионеры в стране работают не потому, что им, как может показаться, делать нечего, а чтобы сформировать более приемлемый жизненный уровень.

  • Остаётся открытым и обсуждается вопрос о ежегодном пересчёте пенсий для работающих пенсионеров. В проекте предлагается отказаться от пересчёта.
  • Идут жаркие споры и нет единого мнения в вопросе льготного стажа для выхода на заслуженный отдых для учителей и врачей. Министерство финансов выступает за поэтапную отмену льгот. Напомним, льготный стаж в настоящее время дает право врачам и учителям выходить на раньше, чем среднестатистический гражданин за соответствующую выслугу лет (для учителей необходимый стаж составляет 25 лет работы, а для медицинских сотрудников – 27).
  • Остаётся открытым вопрос о предложении Министерством труда продлить программу государственного софинансирования, заключающаяся в увеличении накопительной части пенсий граждан за счет добровольных взносов с учетом, что государство также будет производить доплату в соответствующем размере (пропорционально вкладу гражданина). Однако, Министерство финансов дало отрицательный ответ на это предложение, хотя обсуждение вопроса все еще продолжается.
  • Следующий момент, по которому пока не выработано единого решения и идут споры – это оплата нестрахового периода — времени, когда женщина, ранее работавшая, теперь находится в вынужденном отпуске для ухода за своим ребёнком, возраст которого составляет до полутора лет.
  • Кто будет утверждать каждый год стоимость пенсионного коэффициента, используемого в формуле пересчёта пенсий? В проекте – Правительство постановлением. Депутаты считают, что законом, утверждённым парламентом стран.
  • Непростая судьба и у накопительной части. Гражданам, родившимся после 1967 года, предложено или сохранить её в объёме 6%, или сократить до 2% в сторону увеличения страховой части. О своём выборе будущие пенсионеры должны сообщить (заявить) до конца 2013 года. Если заявления не последовало, то накопительная часть будет принудительно уменьшена до 2%.

От введения новой пенсионной формулы расчёта выиграют те граждане, кому выплачивается «белая» зарплата, а также те, кто проработает больше необходимого трудового стажа. Заметно проиграют высокооплачиваемые работники, поскольку изменения предполагают ограничение размеров заработной платы, с которой будут взиматься взносы, до 47 333 рублей.

Предполагается ввести дополнительный коэффициент стажа, увеличивающий пенсионные выплаты, для женщин, трудовой период которых составил от 30 до 40 лет; и для мужчин, трудовой стаж которых находится в интервале от 35 до 45 лет. Если гражданин добровольно принимает решение о том, что будет выходить на заслуженный ими отдых в несколько более пожилом возрасте, величина его будущей пенсии существенно возрастёт.

Мнения экспертов

Некоторые эксперты считают, что новая пенсионная расчётная формула – не что иное, как завуалированное весьма аккуратно повышение пенсионного возраста граждан: вышедший на заслуженный отдых гражданин будет вынужден либо довольствоваться небольшой пенсией, либо продолжать работать какое-то время для увеличения ее размера.

Loading...Loading...