Советы как научить ребенка одеваться. Учим ребенка одеваться без капризов и лишнего стресса Как дети сами одеваются

Учиться никогда не поздно даже взрослым. А уж малышам каждый день приходится изучать что-то новое. Это касается и одежды. Как научить ребенка самостоятельно одеваться? Обязательно с хорошим настроем, постоянной похвалой и великим терпением.

Многие родители, стремясь успеть за современным ритмом жизни, делают ошибки. Давайте разберем самые распространенные.

«Тебе уже 7 лет, а ты одеваться не умеешь!»

Когда начинать? Первые шаги можно делать уже после года. Малыш уверенно держится на ногах и даже иногда успевает снять трусики. Значит пробуем. Сначала показываем ему, как нужно делать. Обязательно каждое движение проговаривать. Зачем нам трусики? Чтобы сладкая попка не замерзла! Постепенно у ребенка проснется интерес, где-то к 2-3 годам.

Важно не упустить этот момент. В этом возрасте отпрыск буквально плещет самостоятельностью, он хочет все попробовать и сделать своими ручками. Обратите его желание во благо.

Если вашему малышу больше 4 лет, а он не умеет самостоятельно одеваться, то это камень в ваш огород, а не его. Вы не научили чадо, это не его вина. Но еще не все потеряно. И даже в 7 лет можно спокойно учить малыша.

Не начинайте сразу со сложных застежек или длинных шнурков. Пусть сначала будут пуговички, липучки, молнии. И только после можно переходить на более тяжелые.

Совет. Не перебивайте у ребенка желание пробовать одеться самостоятельно. Если вы торопитесь, то просто пообещайте, что в следующий раз он это сделает. И непременно выполните обещание!

«Ну посмотри, ты же неправильно одеваешься!»

Забудьте эту фразу навсегда. Если ребенок проявляет интерес, нужно грамотно его подбадривать. Естественно, что сначала он будет ошибаться. Но ведь вместо возмущения можно похвалить? Например, одел шапочку задом наперед. Ай, какой молодец! Сейчас поправим и будет красота! И быстро переворачиваем.

Не смейтесь. Или объясняйте свой смех не кривыми колготками, а радостью, что малыш их сумел натянуть.

Разговаривайте. Каждое свое движение проговаривайте вслух. Пример: одевает курточку. Пальчики застревают в рукаве. Говорите, что по одному они путаются. А когда в кулачке, все вместе дружно найдут выход.

Подбирайте для проб удобную свободную одежду. Чадо быстрее освоится в футболке и шортиках, чем в зимнем комбинезоне.

Пусть ребенок сначала учится одеваться сидя. Это намного проще. А уж только потом стоя. Кстати, сидящему ребенку не грозит опасность брякнуться на пол, запутавшись в штанинах или водолазке.

Бывает, что ребенок хочет самостоятельно одеться. Но у него не получается. Он кряхтит, путается, начинает злиться, потом теряет интерес. Очень важно не пускать такое дело на самотек. Своевременно похвалите его, без нравоучений с помощью игры подскажите правильное решение. И непременно успокойте, объяснив, что и вы в детстве тоже сначала не умели одеваться. Пусть пробует еще, все получится непременно.

Совет. Купите или сделайте своему ребенку бизиборд, крупную мозаику, конструктор. Это отлично развивает мелкую моторику. Всем известная игра с пальчиками «сорока» предназначена именно для этого.

«Ну почему ты до сих пор путаешь ботинки?»

Потому что родители до сих пор не объяснили ребенку элементарный прием, как различать обувь. Ставим сандалики рядом. Получилась бабочка? Значит неправильно. Фигурка мало напоминает красивое крылатое насекомое? Значит смело обуваемся. Все просто и без слез.

Совет. Для начала ребенок должен знать, как выглядит пресловутая бабочка!

«Ну как ты не понимаешь, тут же все просто!»

Это вам просто. А для маленького ребенка даже простая пуговица вызывает затруднение. А уж понять, где перед или изнанка, без подсказки нереально.

Упрощайте малышу задачи. Начинайте с липучек или кнопок, и только потом переходите к пуговицам и шнуркам. Можно просто дать ребенку кофточку и попросить расстегнуть и застегнуть ее. А уж после проделать это на себе.

Выбирайте ту одежду, где четко различается зад, перед, изнанка и лицо. И объясняйте чаду, почему одеваться нужно именно так. Пример. Изнаночные швы некрасивые, их мы спрячем внутрь. Посмотри, какая симпатичная картинка. Давай повернем ее на пузико, так все ее увидят.

Иногда нужно оставить ребенка в покое. Пусть сам поковыряется с носочками или свитером. Как правило, помощь родителей благосклоннее принимается маленьким человечком тогда, когда она действительно требуется. Ему быстро надоест путаться в штанинах или рукавах, вот и будет повод предложить свою помощь.

Ведь совсем не обязательно начинать учиться одеваться перед самым выходом из дома. В обычный выходной или вечером играем с детьми в «кто быстрее оденется?». Это для мальчиков. «Фотомодель» для девочек. И вот теперь спокойно учим чадо правильно одеваться самому.

  1. На мягкие игрушки пришейте пуговицы, шнурки, липучки. Покажите, как это работает. Пример. У зайчика могут пристегиваться уши, а к собачке на шнурок привязывается косточка.
  2. Очень хорошо помогает последовательность. Можно на листочке схематично изобразить виды одежды и стрелочками показать, что за чем идет. Если такая схема не интересна отпрыску, то попробуйте складывать одежду в обратном порядке. То есть сверху нижнее белье, а снизу брючки или платье. Тогда малышу не придется перебирать. Взял сверху и надел без путаницы.
  3. Процесс обучения пойдет гораздо быстрее, если ребенок до этого уже научен раздеваться. Ведь снять одежду несравнимо легче, а заодно можно с ней познакомиться поближе. Кстати, сразу учите ребенка складывать одежду, а не разбрасывать по всей комнате. Конечно, первое время он будет ее просто комкать на стуле. Но уже не по углам - это событие. Со временем научится пользоваться и вешалками.
  4. Если ребенок устал или куксится, отложите уроки на потом. Одежда никуда не денется, а вот хорошее настроение убегает запросто.
  5. Как можно чаще показывайте на себе, как правильно одеваться. Только если в вашем арсенале есть оригинальный метод запрыгивать в футболку через пятки, не спешите показывать это чаду. Он пока еще путается в классических способах, зачем забивать ему голову лишними знаниями. Вот когда он полностью освоится и будет одеваться автоматически, как взрослый, тогда и научите его своим трюкам.
  6. Если у малыша никак не получается, то делайте все пополам. Вы одну штанину, он другую. Вы горловину свитера, он рукава. Даже при путанице хвалите и радуйтесь.
  7. Позвольте ему помогать вам во всем. Тогда при одевании можно прибегнуть к хитрости: мама так устала, ей очень нужна твоя помощь. Давай ты попробуешь одеться сам, а мамочка посидит и посмотрит.
  1. Чтобы малыш оделся сам, нужно хотя бы 40-50 минут. Лето не считается.
  2. Чадо-то проснется раньше, а вы сами готовы будете потерять час сна?

Еще совет. Якобы отпрыск одевается в разы быстрее, если маменька уже одета и собралась уходить. Еще лучше, когда она уже вышла за дверь и ждет на улице.

  1. Способ может сработать, когда ребенок умеет одеваться, но не хочет.
  2. Будьте готовы, вернувшись в дом, застать раздетого и зареванного отпрыска.

Мотивировать сладостями. За каждый правильно надетый предмет одежды - конфетку.

  1. За комбинезон - ожирение, за колготки - кариес, за ботиночки - сахарный диабет.
  2. Когда сладкое есть под рукой постоянно - это не мотив. Похвала родителей и их искренний восторг, вот это самая настоящая мотивация.
  3. Игрушки тоже не вариант. Вы готовы покупать за каждый носочек новую игрушку?

Постоянно тренируйтесь, упорно и настойчиво.

  1. Какая настойчивость? Ребенок из духа противоречия будет назло вам совать обе ножки в одну штанину. И затем изображать оскорбленную невинность. К этим маленьким актерам применимо только терпение!
  2. Постоянно, это не три часа без перерыва. Это только по желанию ребенка. Или заинтересуйте его, тогда и желание не заставит себя ждать.

Если чадо капризничает, то предложить ему на выбор несколько вариантов комплектов одежды. Пусть выберет тот, который ему больше нравится.

  1. Способ хорош, если у вас есть эти несколько комплектов.
  2. Предоставьте два, максимум три. Иначе выбирать чадо будет три часа, а в итоге откажется от всех.

Как научить ребенка самостоятельно одеваться? Личным примером, помощью и снова терпением. Он обязательно научится, только грамотно подскажите и мотивируйте.

Видео: как научить ребенка одеваться самостоятельно

Утро для меня стало одним из самых напряжённых моментов в течение дня.

Во-первых, потому что наш младший категорически не хочет вставать вовремя (во сколько бы ни ложился).

И, во-вторых, дети одеваются минут по 30-40, и только после того как я встаю рядом с ними и подгоняю их каждые 2 минуты. Хотя я точно знаю, что они вполне могут собраться за 10 минут при желании. И точно умеют это делать самостоятельно, по крайней мере, так утверждают воспитатели.

Это при всём при том, что в садик наши малыши ходят с удовольствием.

Чтобы научить детей быстрее одеваться утром, я опробовала несколько способов:

1. Кто раньше встаёт…

Мы стали ложиться спать пораньше (20.30), соответственно я начинала их раньше будить (6.30). У детей появлялось больше времени, чтобы самостоятельно одеться. Но для меня это оказалось сложнее, чем для них.

Чтобы разбудить детей пораньше, мне необходимо было также встать пораньше и приготовить необходимые вещи, завтрак мужу и собраться самой (а я очень люблю поспать).

А если малыши уже проснулись, а я ещё занимаюсь другими делами, то они всё равно не начнут собираться, а будут ждать, когда я закончу.

Вот почему это оказался не наш вариант. Хотя ложиться мы всё-таки стали раньше (20.30), а вот подъём оставили на прежнем месте (7.00).

2. Метод «кнута и пряника»

Этот способ мы с мужем тоже решили попробовать. Но утренние наказания приводили только к бесконечным слезам и добавляли определённого драйва в процесс сбора в детский сад. Попробовав один раз, мы решили отказаться от этого способа и всё-таки начинать день более позитивно.

Читайте также: Теория шести уровней привязанности Гордона Ньюфелда

«Пряник» тоже не очень-то стал работать. Наши дети любят разные сладости, и одной конфеткой всем не угодишь. Да и не всегда дома утром оказывались «вкусняшки». К тому же начинать утро с чего вкусненького не очень-то и правильно! Вот почему и этот способ нам не пригодился.

3. «Кто быстрее»

На первый взгляд, идеальный способ. Кто быстрее, тот и молодец. Дети очень любят, когда их хвалят, и готовы ради этого сделать многое (даже быстро одеться зимой на улицу).

Но для наших погодок этот способ категорически не подошёл. У обоих очень развит дух соперничества (благодаря детскому саду). И самое главное в соревновании – это победа (а не участие, как подумали многие).

Так вот если кто-то из детей оказывался быстрее (а это, как вы понимаете, неизбежно), проигравший непременно начинал плакать. Да так, что приходилось снова раздеваться и делать всё, чтобы в этот раз победил он.

Как оказалось, это способ никак не ускорял процесс одевания, а наоборот увеличивал его как минимум вдвое.

4. «Подсказка»

Это именно тот способ, которым мы сейчас пользуемся. Идея, в общем-то, не новая и, думаю, многие мамы её используют.

Я заметила, что Алина часто не знает, что дальше одевать, поэтому и останавливается или постоянно спрашивает. А зимой детям довольно сложно запомнить, что за чем идёт. И часто малыши путаются и отказываются самостоятельно одеваться (чтобы не сделать ошибку).

Я сделала для своих карапузов «Подсказку» – что за чем одевать зимой! А дети с большим интересом стали в неё играть. «Подсказка» сделана на обычном листе А4, на котором очень схематично нарисованы предметы одежды в нужной последовательности, соединённые стрелочками.

Собираясь в детский сад, в поликлинику или на прогулку, многие родители тратят много времени на сборы дочери или сына, отказывающегося или неумеющего собираться без помощи.

Папы и мамы ломают голову над тем, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Считается, что в возрасте 2,5–3 лет дети начинают делать попытки самостоятельно надеть простые вещи. Однако есть малыши, которые, вступая в магический возраст под кодовым названием «я сам», могут спокойно собрать из конструктора модель звездолета, но не стремятся сами обуть ботинки, потому что родители регулярно это делают за них.

Одеть или дать одеться – почему важно научить самостоятельности

Когда каждая минута на счету, одеть ребенка самому – это самое простое, но не самое разумное решение. Ребенку необходимо научиться одеваться самостоятельно, так как это огромный виток в умственном и физическом развитии. Овладение навыком взращивает в ребенке уверенность и независимость. К тому же, это экономит время мамы.

Осваиваясь с разными видами одежды, ребенок работает над целым комплексом умений, он развивает:

  • мелкую моторику, когда застегивает пуговицы и кнопки;
  • крупную моторику, когда протягивает руки в рукава, ноги – в штанины, удерживает баланс, стягивая носки;
  • мышление, когда запоминает последовательность, в которой надевают предметы одежды;
  • речь, когда учит и произносит названия одежды, ее цвет и размер.

Помимо этого, ребенок учится делать осознанный выбор одежды, ориентируясь на свой вкус и погодные условия. Малыш привыкает к порядку, когда мама делает акцент на том, что у каждой вещи есть свое место.

Почему детям трудно одеться без мамы

Ребенок в сотый раз запихивает две ноги в одну штанину или перекручивает колготки – это не означает, что он испытывает родительское терпение. Процесс надевания каждой вещи сравним для малыша с изучением новой конструкции в иностранном языке или нового узла в макраме.

Это комбинация сложных движений, которые идут в определенной последовательности. Родителям нужно набраться терпения, чтобы освоить с ребенком эту замысловатую науку.

Если ребенок не начал одеваться сам к трем годам, психологи предлагают задать себе вопрос: «Всегда ли я энергично оказываю ему помощь или все делаю за него?»

Если ответ «да», то надо дать ребенку пространство для самостоятельности. В данной простой схеме есть один изъян – если мама, которая до этого все делала за ребенка, вдруг скажет: «Ты уже вырос, и с сегодняшнего дня будешь одеваться сам», она добьется только озлобления и отрицания.

Для родителей, которые хотят понять, как научить ребенка одеваться самостоятельно, есть несколько общих принципов. Эти правила помогут облегчить процесс и избежать негативных эмоций.

Как ребенка одевать и одежду изучать

Ученые отмечают, что ребенок начинает манипуляции с одеждой примерно в 1,5 года – малыш стягивает носки, шапку, штанишки. Однако еще до того, как родители задаются вопросом, как научить ребенка одеваться самому, малыш погружается в мир одежды, то есть можно заранее заложить фундамент для развития этого сложного навыка:

  1. Мама много раз в день комментирует все свои действия, когда одевает и раздевает малыша – в результате, ребенок заранее знает, какие микродействия и в какой последовательности надо совершить, чтобы надеть тот или иной предмет одежды, и на какую часть тела он надевается.
  2. Затем речь малыша развивают с помощью темы «Одежда», так как это самая частотная лексика – мама четко произносит все слова, описывает предметы одежды, придумывает про них стишки и чистоговорки («КИ-КИ-КИ-КИ, на ноги ползут носки» и т. п.). Параллельно с помощью одежды ребенок получает представление о цвете, форме и размере.
  3. Одежда постоянно окружает малышей, иногда они начинают с ней играть – вставлять ноги в папины шлепанцы, прятаться под маминой шляпой, заворачиваться в мамин платок. Надо поощрять и развивать эти первые попытки освоиться с одеждой – предложить побольше предметов одежды для экспериментов.

Как грамотно подобрать одежду

При обучении ребенка одеваться самостоятельно огромное значение имеет грамотный подбор одежды:

  • штаны со свободной резинкой, без застежек и молнии (этот предмет одежды будет также незаменим в ходе приучения ребенка к горшку);
  • свободные кофты и свитера с широкой горловиной;
  • одежда с картинками и узорами,которые помогают отличить, где задняя, а где передняя сторона (если
  • такой одежды нет в наличии, то можно нашить простенькие аппликации своими руками; мамино
  • творчество даст более ощутимый эффект);
  • свободная обувь с липучками.

Как обучить навыкам шаг за шагом

Каждое действие, которое мы совершаем, одеваясь или раздеваясь, включает множество движений руками, ногами, пальцами, которые идут в определенной последовательности. Нельзя, просто, сказать ребенку: «Надень штаны сам!» и ждать результата. Следует разбить сложные действия на маленькие шаги, например:

  1. Сядь на ковер.
  2. Возьми штанишки двумя руками за резинку.
  3. Просунь одну ногу в штанину, подтяни штанину, вытащи носочек.
  4. Потом другую ногу во вторую штанину, штанину вверх, носочек наружу.
  5. Встань, подтяни штанишки вверх.

Весь процесс можно обыграть – например, каждая нога заезжает в свой туннель или заползает в свою норку; такие комментарии дети запоминают лучше.

В любом случае, все шаги надо терпеливо отработать – вначале руками ребенка с помощью родителей, потом включаясь только на некоторых моментах – например, ноги продевает малыш сам, а мама только помогает подтягивать штанишки, а на финальной стадии оставляя только короткие комментарии и слова поддержки.

Как начать одеваться с конца

Если ребенок одевается с истериками, хороший способ – разбить задания на маленькие действия и обучить, в первую очередь, последнему шагу. Когда финал будет отработан, освоить предпоследний шаг и т. д.

Например, если мама хочет научить ребенка надевать штаны, то она сама раскладывает перед ним штанишки, просовывает ножки малыша в штанины, а вот натянуть штаны на попу до тали доверяется ребенку. Затем мама учит ребенка просовывать ногу в штанину и натягивать штаны.

Шаги прибавляются в обратном порядке, пока ребенок не сможет выполнить все действие целиком. Преимущество этого подхода заключается в том, малыш сразу же получает положительные эмоции от успешного завершения задания.

Последовательность в обучении и пространство для самостоятельности

Если мама решила учить малыша надевать кофточку, и он уже умеет сам просовывать руки в рукава, то не стоит в одни момент делать это за него, чтобы было быстрее, а в другой требовать от него самостоятельности. Ребенка сбивает такое разграничение.

Чтобы ребенок спокойно воспринимал новое действие, оно должно войти в рутину, привычка вырабатывается путем многократного повторения.

Вторая ошибка родителей, которая часто тормозит процесс обучения – это слишком активная помощь в тот момент, когда она уже не нужна. Например, родители научили ребенка надевать туфли, но дочка делает это еще медленно и с трудом, похныкивает, когда не удается засунуть пяточку.

Не надо бросаться и делать все за нее. Достаточно, находясь рядом, поддержать словом: «Уже все почти получилось! Поймай задник за хвостик и потяни на себя, так пяточка попадет в свой домик». Если ребенок не выполнит все сам, то он не почувствует упоения от завершенного действия, и положительной мотивации одеваться самостоятельно не будет.

Как одеться с хорошим настроением

В ходе сборов на прогулку, когда ребенок не желает отвлекаться от игры, родители часто используют такой мотиватор: «Немедленно подойди ко мне, иначе будешь одеваться сам!» Эта фраза хорошо работает, послушное дитя быстро оказывается на коленях и дает натянуть на себя все что угодно.

К сожалению, такие родительские высказывания имеют свои последствия – процесс самостоятельного облачения получает отрицательный имидж, ассоциируется у ребенка с наказанием.

На первых порах, процесс освоения одежды должен быть не только привлекательным, но и занимательным. Например, пусть носки приползут к малышу на папиных руках и пожалуются, что они потерялись и хотят скорее обнять свои любимые ножки.

Помимо этого, нужно трубить в семейные фанфары по поводу каждого маленького успеха ребенка на стезе одевания – пусть о том, что малыш впервые натянул носочки, узнают папа, бабушка, дедушка, подруга; ребенок должен видеть, что родители гордятся его свершениями.

Как обучить расстегивать и застегивать молнию

Родители также очень обеспокоены тем, как научить ребенка одеваться в 3 года без посторонней помощи, пора , а без этого навыка он будет чувствовать себя неуверенно среди сверстников.

У каждого предмета одежды есть свои секреты, которые предстоит раскрыть малышу, а мамина выдумка и терпение помогут облегчить процесс обучения и сделать его занимательным.

Для обучения лучше выбрать кофточку или курточку с надежной яркой молнией, снабженной бегунком с большим хвостиком, для удобства можно привязать к нему красивую тесемочку. Расстегивать проще, чем застегивать, это можно начать делать с ребенком около двух лет или раньше, если малыш сам проявляет интерес.

Следует показать ребенку, что одной рукой нужно тянуть бегунок вниз, а другой придерживать ткань и тянуть в другую сторону. Этот процесс обычно нравится деткам, т.к. молния издает звук, чем звук громче, тем лучше. Этот момент можно обыграть – девочки могут выводить собачку погулять на поводке («Бежит собачка по дорожке и рычит»), а у мальчиков машина будет ехать по трассе («Машина едет, мотор рычит»).

Ближе к трем годам можно приступить к застегиванию – первые несколько раз мягко вставляем молнию в бегунок руками ребенка («надеваем на собачку ошейник», «вставляем ключ в замок зажигания»), и отправляемся в путешествие вверх, придерживая другой рукой ткань.

Ребенка нужно научить приподнимать подбородок, чтобы машинка не задела нежную кожу малыша. Тренировка не вызовет раздражения, если родители не будут забывать про игровой момент.

Как научить ребенка обуваться

Снимать ботиночки дети начинают достаточно рано, так как это не требует усилий и дает возможность походить босиком. На первых порах ребенку проще справляться с обувью, сидя на полу, а не на табуретке.

Надевать с ребенком простые тапочки без застежек или на резинках можно начинать в возрасте около двух лет или даже раньше, если малыш сам тянется к этому занятию. Малыши часто пытаются померить мамины тапочки или папины ботинки и пройтись в них, этому первому опыту не надо препятствовать, но наблюдать, чтобы ребенок не упал.

Ближе к трем годам можно отпустить ребенка вместе с ботинками в свободное плавание, но предварительно нужно разделить этот трудный процесс на мелкие шаги и постепенно отработать каждый из них. Когда ребенок кряхтит с ботинком в руке, и у него что-то не получается, нельзя срываться и завершать действие, как бы этого не хотелось, достаточно мягко напоминать ему порядок действий.

«Возьми ботинок двумя руками. Носочек залезает «в норку», а язычок мешает. Поймай язычок, потяни за пяточку, закрепи липучку, теперь ножка под защитой».

Чтобы малыш не путал правую и левую ногу, в ботинки с внутренней стороны можно приклеить или нарисовать цветные кружочки с рожицами и объяснить, что друзья должны быть близко друг к другу.

Как усвоить правила надевания кофты и куртки

Когда перед родителями встает задача научить ребенка надевать куртку или кофту, они понимают, что это очень замысловатое действие, которое трудно донести до сына или дочери, – нужно набросить предмет одежды на плечо, завести руку назад, поймать другой край, найти рукав.

Некоторым детям помогает, если у кофты есть капюшон – тогда перед зеркалом можно набросить капюшон на голову, а потом справиться с рукавами уже легче.

Однако эта манипуляция тоже под силу не всем малышам, эффективнее работает другой фокус. Ему можно дать кодовое название «вверх тормашками», «вниз головой», «задом на перед» или «шиворот навыворот» (лучше выбрать то выражение, которое знакомо ребенку).

Суть в том, что надо положить кофточку на диван спинкой вниз, горловиной к ребенку; малыш просовывает руки в рукава (с этим действием он знаком), дотягивает кофту до груди, получается, что она надета задом наперед, да еще и вверх тормашками (Смешно!), после этого надо просунуть голову вниз под горловину, как в арку, и кофта оказывается на своем месте на плечах.


Малышу нравится фокус, он воспринимает это, как чудо, ведь все было шиворот навыворот, а стало правильно. Первый раз трюк могут показать папа и мама со словами «Абракадабра!»

Как научить надевать свитера и бадлоны

Для начала обучения нужно использовать вещи с максимально свободной горловиной, иначе ребенок может испугаться, когда его голова окажется в «тесном туннеле», и ее не получится сразу вытащить. Надо маленькими шагами двигаться от кофточки с большим вырезом к облегающему бадлону.

Горловину свитера или бадлона лучше всего проходить у зеркала, используя игру в «Ку-ку!»: захватить руками ребенка вещь с двух сторон, немного растянуть, посмотреть вглубь сквозь туннель горловины, просунуть голову сквозь отверстие, подтянуть горловину руками (на первых порах на этом этапе придется помочь) и полюбоваться на себя в зеркало: «Ку-ку! А кто это у нас тут такой красивый и веселый»?

Ребенок может потренироваться натягивать маленькие кофточки на кукол или свитер, из которого он вырос, на большого плюшевого мишку, это добавит позитиву. Аналогично у зеркала проходит тренировка с шапочками, начать лучше с шапки-шлема.

Как освоить кнопки и пуговицы

Застегивание кнопок, а особенно, пуговиц, – это одно из самых трудных умений при обучении одеваться. На самостоятельном выполнении этих действий не стоит настаивать до четырех лет. Вначале можно разложить кофту и посмотреть, что все кнопки идут парами, и друзей надо соединить: потренироваться руками ребенка совмещать две детали и нажимать до щелчка, показывая силу мускулов. Лучше подбирать одежду с крупными кнопками, которые легко защелкиваются.

Застегивание пуговиц требует длительной тренировки и терпения, поможет одежда с яркими крупными пуговицами, отверстия можно даже специально увеличить. Надо показать ребенку, как захватить пуговицу одной рукой и одновременно ткань вокруг дырочки другой, затем помочь ребенку протолкнуть пуговицу сквозь окошечко.

Можно добавить одежду с пуговицами в кукольный гардероб или помогать застегивать пуговицы папе, брату или сестре. Также поможет использование игрушек-тренажеров с различными пуговицами, кнопками, крючками – мама может сделать такую игрушку за пару часов из фетра и подручных материалов вместе с ребенком – например, для мальчика машинку с пристегивающимися колесами, а для девочки – куколку с одеждой на кнопочках и пуговках.

Надеемся, что эти советы помогут решить задачу: как научить ребенка одеваться. Если у вас растет малыш, то вам будут интересно получить профессиональные советы на тему: что делать, если и как бороться с .

В трехлетнем возрасте малыши постоянно произносят фразу «я сам». Детское стремление все делать самим легко повернуть в свою сторону, и мамы смогут без особого труда приучить детей убирать за собой игрушки и пользоваться столовыми приборами. И, конечно, научить ребенка одеваться самостоятельно.

Постарайтесь обучить малыша этому умению до момента поступления в садик. Тем самым вы превратите утренний сбор в быстрое и «бескапризное» мероприятие и значительно упростите работу воспитателя. Да и дошкольник станет ощущать себя в группе намного комфортнее. Меньшее число упреков в медлительности и собственная уверенность дорогого стоят.

Основные навыки детей до 4 лет и дошкольников

Как научить ребенка одеваться самому? Не стоит торопить детей, стараясь привить новые умения. Любой навык формируется постепенно, нужно лишь оказать свою поддержку. Известный доктор и педагог Мария Монтессори говорила, что необходимо помочь малышу сделать это самому.

Если новорожденного и грудничка полностью одевают родители, то годовалый ребенок способен сам снять носки и шапку. В 2 года он научится их надевать, а также сможет снимать трусики, колготки, штаны. В 3 года дети смогут сами:

  • надеть шапочку, носочки, жилет (не застегивая пуговицы);
  • снять и надеть трусы и штанишки;
  • обуть сапожки, туфли (без шнуровки);
  • стянуть кофту и рубашку;
  • застегнуть и расстегнуть застежку-молнию, вдетую взрослым.

В 4 года ребенок умеет:

  • застегивать кнопки на одежде;
  • натягивать джемпер, футболку;
  • надевать брючки;
  • раздеваться полностью.

Если четырехлетние дети еще одеваются под родительским контролем, то старшие дошкольники смогут одеться и, соответственно, раздеться полностью самостоятельно. Однако к подобной самостоятельности их необходимо готовить, желательно с раннего возраста.

Играем, развлекаемся, тренируемся

Безусловно, чтобы обучить малыша одеванию-раздеванию, потребуется время и родительское терпение. Это непростое занятие станет более веселым и привлекательным, если призвать на помощь игры и чуточку фантазии.

  • К годовалому возрасту складывайте любимые вещи ребенка в коробку, с которой удобно взаимодействовать. Сначала он станет просто выкладывать одежду из ящика, а затем попробует примерять.
  • Используйте для привития навыка детскую любовь к перевоплощениям. Приобретите костюмы доктора (вместе с игрушечной аптечкой), пожарного, новогодние наряды медвежонка, снежинки, пирата. Можно обойтись и подручными средствами: белая блузка становится врачебным халатом, фуражка и жилет - форма постового. Переодевайтесь вместе с малышом, когда играете в сюжетно-ролевые игры.
  • Сделайте своими руками специальные приспособления для совершенствования мелкой моторики рук. На одну половинку плотной ткани нашейте крупные пуговки, застежки-молнии, липучки, кнопки и крючки. К другой половине пришейте вторую часть застежек, а для пуговок смастерите прорези-петельки. Немного тренировки - и приступайте к практическим занятиям.
  • Обыграйте сборы на улицу - собирайтесь не на детскую площадку, а в космос или на выезд к пациенту. Расскажите, что это не ребенок идет на улицу, а космонавт готовится к полету, пожарный одевается на вызов. Выставите на таймере определенное время, например, пять минут, за которое юный космопилот должен успеть одеться. За своевременнее выполнение задания подготовьте небольшой сюрприз.
  • Устройте соревнование, кто из вас соберется быстрее. Заранее объясняйте правила - необходимо одеться полностью, затем усложните требования - аккуратный внешний вид. Поначалу проигрывайте малышу, чтобы избежать слез. Если в семье несколько детей, не стоит устраивать конкурс между ними. Пусть каждый из них соревнуется с вами.

Оказывается, научить ребенка раздеваться самостоятельно значительно проще, чем одеваться. Начните с раздеваний - пускай годовалый малыш сам снимает головные уборы, стягивает носочки и выворачивает на лицевую сторону колготки. Не стоит бросаться сразу же на помощь, позвольте детям самим справляться с трудностями. Если же кроха застопорился на середине, слегка подтолкните, но не выполняйте всю работу за него. Что еще необходимо учитывать?

  1. Некоторые малыши пугаются большого количества одежды. Поделите вещи на две части: одну надевает мама, а вторую - ребенок. Постепенно передавайте в детские руки по одному предмету - сначала брюки, кофту, затем комбинезон. Делайте так до того времени, пока он не начнет одеваться самостоятельно полностью.
  2. Чтобы дети сумели запомнить очередность, подготовьте «шпаргалку». Сделайте плакаты, изобразив, что за чем следует надевать, и разместите их в детской. Разложите на ковре вещи в требуемом порядке. Приучите малыша проверять правильность выполнения задания.
  3. Готовьте одежду на завтрашний день с вечера. Особенно этот пункт актуален в холодное время года. Вместе подберите утренний костюм, разложите кофточку, штанишки или платье по порядку на кровати или в той части комнаты, в которой никто не ходит.
  4. Часто у детей не получается запомнить, где передняя, а где задняя стороны у вещи. Чтобы облегчить запоминание, приобретайте одежду с кармашками, принтами, расположенными спереди. Если вас привлекает рукоделие, попробуйте сделать вышивку, аппликацию на футболке и платье.
  5. Детям проще надевать майки и носочки, если они им чуточку великоваты. Это же относится и к кофтам с горловиной. В процессе обучения навыку покупайте одежду на размер больше, тогда двухлетке станет легче продевать голову и натягивать рукава.
  6. Подходите гибко к одеванию, не превращая его тягостную обязанность. Порой обычная замена красной футболки на зеленую, платья на сарафан помогает избежать капризов, истерик и плохого настроения. Не настаивайте, если сын или дочка не желает сегодня одеться самостоятельно. Возможно, он заболел, не выспался, встал не с той ноги. Договоритесь сделать это вместе. Мама станет одевать правую половинку, а малыш - левую.
  7. Приобщайте детей к выбору гардероба. Покупайте одежду вдвоем, анализируйте содержимое шкафов, интересуйтесь, что сегодня юный модник наденет в детский сад. Не ругайте и не отвергайте его идеи, даже если наряд подобран неудачно. Постарайтесь объяснить причину: цвета не сочетаются, слишком жарко или холодно.

Источником отказа малыша одеваться самому зачастую является неудобство одежды. К примеру, она неприятна на ощупь, излишне тугая, колючая шерсть, жесткие швы. Если кроха капризничает, отталкивает какую-либо вещь, попробуйте узнать, что с ней не так, и подберите более приятный вариант.

Не забывайте хвалить за каждую успешную попытку. Сын сам натянул носочки - умница, дочка завязала шнурки на ботинках - замечательно, надели кепку (пусть задом наперед) - очень неплохо. Хвалите за любое маленькое достижение, и тогда вопрос, как научить ребенка одеваться самостоятельно, не будет стоять перед вами не так остро.

Распечатать

Читайте также

Показать еще

Моему сыну нет ещё трех лет, но я стараюсь приучить его к самостоятельности. Потому, что скоро он будет ходить в детский сад. Когда сын встает утром то одевается сам. Конечно некоторые трудности пока у него возникают. Например, пятки у носков с другой стороны, шорты задом наперед, футболку может одеть через раз, иногда получается, иногда нет. Но думаю, что у нас еще все впереди!)

Ответить

Когда я учила дочку одеваться это было что-то с чем-то! А одеваться она не любила страшно как. Поэтому я решила делать из одевания своеобразную игру. И очень помогли подсказки из этой статьи. Поначалу одевание выглядело как своеобразный квест, что одевать первым, как его одеть не наизнанку. Были конечно и проблемы первое время, но потом ей так понравилось что теперь она одевается самостоятельно, сама выбирает что одеть и растет модницей) Теперь вот предстоит научить завязывать шнурки.

Ответить

Моей дочери год и пять месяцев. Начали обучение с раздевания, так как для ребенка это самый поддающийся обучению в этом возрасте навык. Делали сначала все действия на ребенке: снимали носочки, штанишки, растегивали кнопки на кофточке и снимали ее. Раздевали куклу. И постепенно этот навык стал осваиваться. Потом дочка, глядя на нас, стала копировать наши действия, а именно: надевать и снимать шапку. Пусть пока и кривовато, но со временем все действия отшлифуются. Трусики и штанишки почти сама надевает, помогаем только в прорези ножки просунуть, дальше тянет сама. Конечно, тоже поправляем. Поэтому считаю, что по возможности навыки одевания-раздевания надо прививать еще с годовалого возраста, набраться терпения, самое главное, и все получится.

Ответить

У моего ребенка интерес к одеванию и раздеванию появился сам. Ей стал интересен сам процесс. Поэтому особых сложностей у нас не возникало. Остается на сегодняшний момент проблема с зашнуровыванием. Потому как не на каждой детской обуви есть шнурки, с основном липучки. Мы на весну купили ботинки со шнурками, теперь будем пробовать учиться зашнуровывать.

Ответить

Родителям с сестрёнкой не пришлось пыхтеть по поводу одевания и раздевания. Ребёнок уже с 2ух лет стремился одеваться сам. У неё развился такой интерес к вещам благодаря кукле. Она сначала пыталась переодевать куклу, замечая знакомые вещи, она бежала уже к тумбочке, вытаскивая уже свою одежду, пыхтя надевая её на себя. Небольшая проблема была лишь в том, что надо было научить одевать вещи правильно. Частая проблема была- это вещи на изнанку. Но со временем она научилась быстро. В садик одевается сама=)

Ответить

Ирина, я побоpолa мopщины очeнь пpoсто - помог кpeм "Здopов". Yзналa пpo нeгo из интeрвью прo Ротаpy... Вот глянь здеcь пoдpoбнee, ecли интepeснo goo.gl/Rw7vWc ◄◄ (cкопиpуй_cсылкy_в_бpаузеp)

При покупке одежды обращайте внимание на то, чтобы ребёнок мог надеть её самостоятельно. Используйте штаны и юбки на резинке, широкие футболки и платья, легко одевающуюся обувь на липучке.

Однако по мере взросления ребёнка вы можете покупать вещи на застёжках. Делайте это, когда вы видите, что ребёнок освоил такой тип застёжки и ему нужна дополнительная тренировка.

  1. Организация шкафа.

Выделите для детской одежды нижние полочки, до которых ребёнок может сам легко дотянуться, или сделайте перекладину, на которой могла бы висеть одежда на уровне роста ребёнка.

  1. Выбор одежды ребёнком.

Дети должны сами выбирать, что они хотят надеть. Но для маленьких детей может быть сложным выбор из большого количества одежды. Поэтому давайте ребёнку выбор всего из несколько вариантов: выберите сами 2-3 пары брюк, футболок или другой одежды, подходящей по погоде, и разложите на детских полочках. Вы можете прокомментировать варианты: «ты хочешь надеть юбку или брюки? Красную или синюю футболку?».

  1. Выбираем одежду заранее.

Если ребёнку нужно быстро собираться утром (например, в сад), вы можете подготовить вместе с малышом одежду уже вечером и положить её в коробку или корзинку. Вы можете ещё раз проговорить выбор ребёнка утром: «Вчера ты положил в корзинку синие джинсы, белую майку…».

  1. Учим одеваться.

Показывайте, как надевать вещи. Иногда что-то, кажущееся родителям таким простым и очевидным, может вызвать у ребёнка большие трудности. Поэтому показывайте медленно, как надеть тот или иной предмет одежды, как бы дробя свои действия. Когда ребёнок попробует одеться самостоятельно, не торопите и не поправляйте его.

Если ваш малыш просит о помощи или заметно нервничает и не справляется, обязательно помогите ему.

  1. Выбор верхней одежды и аксессуаров по погоде.

Для того чтобы ребёнку было проще одеться самому, лучше класть уличную одежду на видное место. Выберите только ту одежду, которая подходит по сезону. Сделайте крючок для куртки малыша, чтобы он смог сам вешать её на место. Поставьте сапоги в определённое место, чтобы малыш всегда мог найти их сам и так же вернуть на место. Шапки и шарфы (подходящие по сезону) тоже лучше положить в доступном месте, например, в небольшую корзинку. Дети очень любят использовать зонтик в дождь, как это делают взрослые. Не отказывайте им в этой возможности, научите сушить его по возвращении c улицы так, как это принято у вас дома.

Подойдите утром к окну и посмотрите, какая погода: может, сегодня теплее обычного и можно пойти гулять без шапки. Или идёт дождь и нужен зонт. Старших детей научите смотреть прогноз погоды так, как это делаете вы.

  1. Учим надевать куртку.

В Монтессори-группах часто можно увидеть такой трюк, который очень облегчает процесс одевания детям и удивляет незнакомых с ним людей. Так, ребёнок может надеть куртку уже начиная с полутора лет.

Ребёнок кладет куртку на пол, капюшоном к себе, вставляет руки в рукава и перебрасывает через голову. Так куртка надета без помощи взрослых!

  1. Учимся надевать обувь.

Так же, как и одежду, выбирайте простую обувь. Обычно первое, что пробуют делать малыши после года – самостоятельно надеть ботиночки. Поэтому первая обувь должна надеваться очень просто и быть без застёжек или на липучке. Поставьте стульчик около входа предложите ребёнку сесть и спокойно, не торопясь, надеть ботиночки. Надо заметить, что в Монтессори-группах детей, надевающих ботиночек не на ту ногу, не исправляют. Дети быстро замечают, что им неудобно, и учатся надевать ботинки правильно.

  1. Взаимопомощь при одевании.

Дети в Монтессори-группе обычно помогают друг другу во время одевания. Поэтому, если у вас несколько детей, предлагайте старшим помочь малышам. Как ни удивительно, дети часто лучше понимают объяснения старших детей, чем родителей.

  1. Самостоятельный уход за одеждой и обувью.

После прогулки предложите ребёнку осмотреть одежду и обувь. Обувь при необходимости нужно почистить или помыть. Возможные пятна на верхней одежде – тоже. Предоставьте ребёнку возможность сделать это самостоятельно. Учите ребёнка осматривать вечером одежду и класть грязную в корзину для стирки, а чистую – убирать обратно в шкаф.

Loading...Loading...