Сохранение народных промыслов - путь к долголетию. Золотые руки мастеров: народные промыслы татар Вышивка болгарским крестом


Наиболее древняя письменность тюркская руника. С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 годы использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе, хотя уже существуют планы перевода татарской письменности на латиницу. Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Языки (диалекты) сибирских татар обнаруживают определенную близость к языку татар Поволжья и Приуралья. Литературный язык татар сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта.


Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.


Кузикмяки - это горячие лепешки из пресного теста, сложенные вдвое, с любой начинкой: будь то картофель с луком, пшеничная каша с маслом, тыквенное пюре, мак и еще множество вариантов! Чак-чак восточная сласть, представляющая собой изделия из теста с мёдом Татарский плов- особой популярность у татар пользуется плов Эчпомчак-в начинку кладут баранину


Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин тюбетейка, а поверх неё полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.


Как и у многих других народов обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. Даже названия времён года обозначались понятием связанным с той или иной работой: сабан өсте весна, начало яровых; печән өсте лето, время сенокоса.




Его время после окончания весенних полевых работ и началом сенокоса. В этот праздник жители одних деревень становились гостями других. Отправлявшиеся в гости шили наряды, пекли пироги, везли с собой тушки вяленых гусей. Приезжали на украшенных подводах, въезжали в деревню с музыкой и песнями, дети открывали гостям украшенные полевые ворота. Для каждых вновь прибывших гостей хозяева заново накрывали стол. Под вечер организовывали общий ужин. Во все дни гостевания хозяева топили бани: кунакны хормэше мунча баня высшая почесть для гостя. Так принято считать у татар. Праздник виен укреплял родственные и дружеские отношения, сплачивал аул и прилегающую округу: люди чувствовали себя в дни этого праздника одной семьёй


По старой-престарой традиции татарские села располагались на берегах рек. Поэтому первый бэйрэм «весеннее торжество» для татар связано с ледоходом. Называется этот праздник боз карау, боз багу «смотреть лёд», боз озатма проводы льда, зин киту ледоход. Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители от стариков до детей. Молодёжь шла наряженной, с гармонистами. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В синих весенних сумерках далеко были видны эти плывущие факелы, а вслед им неслись песни.


Свадебные обряды татар настолько разнообразны, что рассказать обо всех невозможно. Всякому бракосочетанию предшествовал сговор, в котором со стороны жениха участвовал яучы (сват) и кто-либо из старших родственников. Если родители невесты давали согласие на брак, в ходе сговора решались вопросы о размерах калыма, о приданом невесты, о времени проведения свадьбы, количестве приглашенных гостей. После заключения "брачного договора" невесту называли ярашылган кыз - сосватанная девушка. В течение 3-5 недель стороны готовились к свадьбе. Жених собирал калым, покупал подарки невесте, ее родителям и родственникам, подушки, перины и прочий скарб. Невеста завершала подготовку приданого, собирать которое начинала с лет. Его составляли самотканые платья, нижнее белье, а также подарочная одежда для жениха: вышитые рубахи, штаны, шерстяные носки и т.п. Родственники обеих сторон были заняты организацией предстоящей свадьбы.


Существовала вера в различных духов-хозяев: воды – суанасы, леса – шурале, земли – жир анасы, домового ой иясе, хлевного – абзар иясе, представления об оборотнях – убыр. Производились моления в рощах, которые назывались кереметь, считалось, что в них обитает злой дух с таким же названием. Существовали представления и о других злых духах – джинах и пери. За ритуальной помощью обращались к йемчи – так называли знахарей и знахарок. Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен (в том числе нагайбаков), которые были обращены в XVI XVIII веках в православие, мусульмане-сунниты.


В основе ичижного промысла как массового производства изделий татарской узорной обуви из кожи сапог (читек, ичиги) и туфель (башмак, чувэк) лежат традиции художественной обработки кожи в технике мозаики каюлы кун, редко тиснения. Обувь создается из узорных разноцветных кусочков кожи (сафьян, юфть), сшитых встык, с применением уникальной техники ручного шва, тачающего и одновременно украшающего изделие. Массовое распространение у татар получило ювелирное ремесло. Это было связано с высоким уровнем его развития, начиная еще с эпохи Средневековья, сохранением традиций как в технологии производства, так и в оформлении украшений. Ювелиры работали с золотом (алтын), серебром (комеш), медью (бакыр) и их сплавами.


У татар есть школьное образование на татарском языке. Ведётся по общероссийской программе и учебникам, переведённым на татарский язык. Исключения: учебники и уроки русского языка и литературы, английского языка и других европейских языков, ОВС, команды на уроках физкультуры могут быть на русском языке. Также есть татароязычное образование в некоторых факультетах казанских вузов, и в детских садах. Светская школа с десятилетним периодом обучения начала существовать у татар с введением обязательного среднего образования для всех граждан СССР. До этого роль образовательных учреждений выполняли медресе.


Национальная музыка татар - народа Евразии с многовековой историей и самобытной культурой - является неотъемлемой частью мировой цивилизации. Эмоциональное содержание и музыкальная стилистика ее в наиболее концентрированном виде проявляются в лирической протяжной песне, представленной здесь в интерпретации признанных мастеров народного музыкального исполнительства. Но традиционная песня - не только памятник народной песни; она и сегодня звучит в радио- и телепередачах, концертных программах.Знакомство с татарской музыкой позволит Вам лучше понять духовную культуру народа с богатой исторической судьбой.

Культурное наследие Татарстана - это культура многонационального народа проживающего в Республике. Но многочисленная татарская диаспора проживает за пределами современного Татарстана. В большинстве случаев эту диаспору как часть татарского народа не учитывают рассматривая вопросы сохранения,развития и возрождения культуры и искусства Татарстана. .
Но проживая за пределами исторической Родины мы никогда не считали себя элементами другой культуры. Многонациональная политика бывшего Советского Союза разбросала представителей разных национальностей по всей территории СССР. В Узбекистане с начала 20 века проживала достаточно многочисленная диаспора казанских татар. Число переселившихс

в Узбекистан татар резко возросло после установления Советской власти.
Мы смогли интегрироваться в местную специфику жизни, воспринять культуру и обычаи региона. Но для всех живущих здесь мы всегда оставались в первую очередь именно казанскими татарами. То что татары - " казанские "- непременно подчеркивалось, что бы провести грань между проживающими здесь крымскими татарами переселенными в Узбекистан в период Великой отечественной войны. Мы сохранили свои обычаи, язык, культуру,образ жизни, национальные блюда...и многое другое, что считали своим, родным, неотрывным от самого Татарстана. Возможно о нас и не так часто вспоминали в самом Татарстане, считая что мы тут живем наверное сами по себе.... Но мы не просто жили, а образом своей жизни показывали и пропагандировали коренному населению, да и многим другим народам живущим в Узбекистане наш татарский образ жизни и нашу татарскую культуру.
Одно из приоритетных направлений в развитии Татарстана - возрождение, сохранение и развитие национального культурного наследия, народных промыслов, декоративно прикладного искусства. Возможно Вам было бы интересно то, как сохраняются и возрождаются народные промыслы в диаспорах татар проживающих вне Татарстана. Для просмотра ассортимента моей сувенирной продукции по тематике Татарстана пройдите по ссылке татарские кожаные сувениры nbsp; или сувениры ручной работ . На основе представленных работ видно что все они разработаны на основе татарского фольклорного и этнографического наследия.
«Портмоне кожаное сувенирное. »

«Кожаная сувенирная сумочка с гербом Казани. » Народное творчество являясь одним из проявлений национального самосознания показывает на неразрывность связи культур татар проживающих в диаспорах, с культурой исторической Родины.
У нас здесь (в Ташкенте) есть и другие татары занимающиеся народными промыслами и ремеслами. Возможно в будущем на одной из выставок или каком либо ином мероприятии Палате ремесел Татарстана будет интересно на нашем примере показать сохранение, возрождение и развитие декоративно-прикладного искусства татар в диаспорах вне пределов исторической Родины.
_________________

В мае 2010 года Татарстан отметит свой юбилей. Вот уже 90 лет народ нашей республики достойно творит историю родного края и хранит традиции отцов. В последнее десятилетие особое внимание уделяется возрождению народных промыслов.

В Казани с каждым годом выявляется все больше мастеров и любителей вышивки, бисероплетения, кожевенного дела. Для их объединения и юридической поддержки в 2002 году была создана Палата ремесел РТ. Инициатор ее создания и директор, Нури Мустафаев, делится воспоминаниями.

В 1998 году, будучи заместителем министра экономики РТ и директором департамента малого и среднего бизнеса, я заметил, что часть представителей бизнеса занимаются выпуском сувенирной продукции. Фабрики и комбинаты, выпускавшие ранее продукцию традиционных промыслов, в 90-е годы разорились. Снизилась покупательская способность, рынки были уничтожены, была потеряна поддержка государства. Тем не менее, остались энтузиасты. Тогда мы с рабочей группой обратились в правительство РТ с просьбой учредить Художественный совет и подготовить программу господдержки народных промыслов и ремесел. Правительство пошло нам навстречу. В Художественный совет вошли Зиля Валеева, Гузель Сулейманова, ведущие эксперты Министерства культуры, музеев. Программу мы разрабатывали совместными усилиями, она была принята 30 декабря 1999 года. Она предусматривала создание инфраструктуры государственной поддержки народных промыслов. Ведь художнику некуда было обратиться, чтобы представить свой продукт на экспертизу, получить консультацию, заручиться поддержкой государства хотя бы в виде материальной помощи по оплате выставочных мероприятий. Палата ремесел - один из шагов реализации этой программы.

- Нури Амдиевич, как вы искали мастеров?

По выпускаемой продукции, по публикациям в СМИ, призывали их обращаться в департамент поддержки предпринимательства. Первоначально в Палату входило 43 человека. На сегодняшний день насчитывается 380 членов-мастеров, художников, ремесленников различных направлений. Они изготовляли свои работы с применением татарских и русских традиционных орнаментов, форм, которые ярко свидетельствуют: это продукт Республики Татарстан, его сделали наши люди.

Первым серьезным шагом стало издание книги «Татарский народный орнамент». Книга стала базовой для многих мастеров, она представляет собой историю татарского народного орнамента с архаичных времен до наших дней. Затем был издан каталог с фотографиями первых мастеров, их именами. Всего около 22 человек: кожевенники, ювелиры, лозоплетенщики и т.д. Через два года в новоизданном каталоге рассказывалось уже о 180 мастерах.

- На каких выставках довелось показать наши татарстанские изделия?

В 2002 году наша экспозиция впервые выехала во Францию, в Дижон. Эта выставка стала открытием не столько для нас, сколько для французов. Они увидели, что в России есть не только матрешки, балалайки, подносы и самовары. Россия богата и альтернативными промыслами! Нами был представлен восточный орнамент. Народ валом валил на «Дни Татарстана». Как сейчас помню: стою на сцене и вижу, как полицейский опускает шлагбаум и говорит: нет мест! Причем стоячих! Затем выставки стали регулярными: Германия, Португалия, Италия, Польша, Испания. Мастера, бывало, изготовляли изделия прямо на выставке. Вышивали золотом, вязали. Нашему переводчику сложно было бегать 30 метров туда, 30 метров обратно. Мы вызывали живой интерес. Достаточно сказать, что через три-четыре дня мы увидели в кафе, на дискотеках у молодежи наши тюбетейки! Кстати, в декабре прошлого года мы были награждены международным призом за совершенствование предпринимательства и сервиса в номинации «Народники».

- Какие еще мероприятия планируются по распространению культуры среди масс?

После образования Палаты ремесел был создан Государственный центр народных художественных промыслов. Летом планируется выездная вы-ставка в места компактного проживания татар: Екатеринбург, Тюмень, Тобол, города Поволжья и Центральная Россия. Первого апреля открылась Школа ремесел. А Палата ремесел снимает фильмы о промыслах.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ В ТАТАРСКИХ ТРАДИЦИЯХ

В Россию из Египта бисер привез Ломоносов. Техника плетения украшений строго держалась в секрете каждой девушкой. Позже бисероплетение прижилось и у татар, изначально не являясь их народным промыслом. Постепенно оно вбирало в себя татарские традиции. В Татарстане украшения из бисера одновременно носят следы и православной, и мусульманской культур. Бисерные произведения искусства сегодня можно найти на любой казанской ярмарке, посвященной народным промыслам. За последний месяц выставки проводились и в Арт-галерее, и в Центре русского фольклора, и в Национальном выставочном центре.

Современные мастера рассказывают, что повальное увлечение бисером в Казани началось лет 12 назад. В моду входили фенечки в стиле хиппи. У многих любителей плетения из бисера все начиналось именно с них. Нитки были доступнее бусинок. Тогда не было ни литературы, ни хорошего бисера. Лучшим бисером считается чешский, сейчас он свободно продается в специальных магазинах. Пользуется спросом и бисер с Тайваня.

Инна Черняева - мастер РТ по бисероплетению, член Палаты ремесел. Сама она родом из Рязани, в Казани живет около девяти лет. Ее работы в числе прочих представляли Татарстан на международных мероприятиях. Основная работа Инны - педагог в центре детского творчества Азино. Кроме этого она проводит мастер-классы для взрослых.

Инна ломает стереотипные представления о том, что бисеро-плетение - занятие девочек начальной школы и пенсионерок. Она молодая женщина, весной хочет открывать свой магазин для продажи изделий из бисера. Инна Черняева не включает в свои работы ни русских, ни татарских орнаментов. Ее основное направление - бижутерия. Она рассказала о татарских традициях в бисероплетении как наблюдатель.

Есть изделия среди моих работ, которые в Татарстане считают традиционно своими. Хотя, честно говоря, я их подсмотрела у ирландцев. Работы с малазитом и бисером зеленого цвета татарстанцы тоже определяют как свои. У нас в республике татары любят украшения, которые закрывают шею и грудь. Выезжая в Москву на Сабантуй, я заметила, что там представителям татарской диаспоры больше по душе длинные бусы.

- Чем выделяются наши мастера на выездных выставках?

Наши мастера очень самобытны. Они надевают национальные костюмы. Кроме того, подавляющее их число не опускаются до того, чтобы привозить на выставку изделия, сделанные в Китае. Наши художники все делают своими руками. Во всех изделиях прослеживается казанская линия. Например, ювелир Ирина Васильева вывозит исключительно то, что носили казанские татары. Ну и, конечно, у татарстанских изделий более богатые узоры и яркие краски.

Существует несколько школ бисеро-плетения: московская, питерская, западная… Если бы существовала казанская школа, что было бы ее отличительной чертой?

Во-первых, вышивка (в том числе бисером) на бархате традиционных цветов: синий, бордовый, зеленый. Во-вторых, украшения, закрывающие грудь и шею.

Душа народа живет в танцах, песнях и несомненно в произведениях искусства, сделанных своими руками. Национальная культура жива до тех пор, пока она передается из уст в уста, из рук в руки, из поколения в поколение.

Радует, что в Татарстане не забывают о поддержании духовного и культурного наследия. Девяностолетний рубеж мы перешагиваем, не потеряв своей самобытности, своего лица.

МАРИЯ МАКСИМОВА, «ИТ»

Среди предков татар было много ремесленников. Мастера жили практически в каждой деревне. Были и те, чьи изделия были на вес золота. Таких умельцев знали далеко за пределами села.

Увы, многие виды ремёсел предки татар растеряли ещё до революции 1917 года. К началу XX века перестали ткать ковры и сложные узорные полотна, исчезла резьба по камню и некоторые ювелирные промыслы. Лишь в некоторых деревнях мастера продолжали вышивать золотом на головных уборах - тюбетейках и калфаках, валять изделия из войлока, плести кружева. Дольше всех «продержались» резьба по дереву, простое узорное ткачество, вышивка, чернение по серебру, изготовление кожаной мозаичной обуви.

Где работали артели?

В 1920-х годах татарские мастера-ремесленники объединились в артели. По ним можно проследить географию бытования народных промыслов на территории республики.

  • Золотное шитьё - Казань.
  • Кожаная мозаика - Казань.
  • Вышивка - Казань, Кукморский район, Чистополь.
  • Узорная обувь - Казань, Арский, Лаишевский, Пестречинский, Дубъязский (ныне Высокогорский) районы.
  • Ткачество - Мензелинск, Набережно-Челнинский (Сармановский), Алексеевский, Лаишевский районы.
  • Войлочное ковроделие - Дубъязы (Высокогорский район).
  • Резьба по дереву - Сабинский, Мамадышский районы.
  • Кружевоплетение - Рыбная Слобода.
  • Ювелирный промысел - Казань, Рыбная Слобода.
  • Художественный металл - Арск.
  • Керамика - Лаишевский район.

Как раскулачивали ткацкие станки

В 1920-х годах татарские ремесленники начали работать в артелях. Именно тогда наши мастера прославились на весь СССР, а также в Европе и мире, ведь их изделия шли на экспорт. В те годы работы татарских умельцев выставляли в Париже, Монце-Милано, Лейпциге, Риге, Праге, Вене.

На Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 году их творчеству посветили целый павильон Татарской республики. Посетители увидели тамбурную вышивку, головные уборы, вышитые серебряной канителью, ювелирные украшения, керамические кувшины, резные деревянные блюда и шкатулки. А на выставке «Искусство народов СССР» мастера представили изделия в технике художественного ткачества, золотного шитья, кожаной мозаики и других.

Всё изменилось к началу 1930-х. Старожилы вспоминали, что в татарских сёлах, которые славились художественными ремёслами, мастеров-ювелиров, ткачих, ковровщиц причислили к кулакам. При раскулачивании сожгли ткацкие станки и другие старинные ремесленные инструменты и орудия. Кто-то продолжал заниматься ремеслом тайно, но большинство предпочло не рисковать.

Тем не менее, в 1980-х годах исследователи отмечали, что традиционные виды народного творчества всё-таки сохранились как домашние ремёсла. Своими руками делали в основном то, что нужно в быту - ткали половики и коврики, плели утварь из лозы, вешали на окна резные наличники. А вот тамбурной вышивкой, ковроделием, чернением по серебру занимались только мастера-одиночки. Но техники и узоры, которыми пользовались ремесленники, всё же изменились. Чему же отдавали предпочтения татарские мастера в старину?












Закладное и браное ткачество

На деревянных станках вручную ткали узорные полотна из разноцветных льняных, конопляных и шерстяных нитей. Исстари нити окрашивали растительными, а позже анилиновыми красителями. Татарские мастерицы пользовались своими ткацкими приёмами, знали, как правильно заправить нити в станок, чтобы сложился даже самый сложный узор браного ткачества. Широкие белые полотенца с красными узорами использовали для различных обрядов, например, свадебных или во время встречи гостей хлебом-солью.

Образцы полотенец начала XX века из фондов Госмузея изобразительных искусств РТ Фото:

Ручное ковроделие

Наверное, многим доводилось видеть в деревнях клетчатые дорожки. Чтобы сделать их, мастерицы месяцами собирали лоскуты ткани, сортировали их по цветам и сматывали в клубки. В старину на ручных станках ткали не только половики, но и яркие ковры. Орнаменты были обычно крупные, геометрические в зелёно-голубых и золотисто-жёлтых тонах. Для контраста фон ковра, чаще всего, был тёмным. Ткали обычно несколько полотнищ, которые затем соединяли и обшивали каймой. Кстати, ковры и настенные панно делали и из войлока.

Шерстяной ковёр ручной работы. Елабуга, 1980-е годы Фото:

Тамбурная вышивка

Одним из древнейших видов художественного творчества татар считается вышивка. Ею украшали предметы быта, народные костюмы. Тамбурной вышивка называлась по типу используемого в ней шва, похожего на цепочку с простым якорным плетением. Тамбурным швом выполняли контуры узоров и заполняли крупные элементы - лепестки, листья. Чтобы ускорить процесс, мастерицы использовали не обычную иглу, а крючок.

Бархатная подушка, вышитая тамбурным швом, 1960-е Фото:

Золотное шитьё

Такая вышивка украшала головные уборы, платья и камзолы, покрывала и хасите - нагрудная перевязь. Букеты, золотые перья вышивали на тонком бархате, велюре, а иногда на шёлке и других тонких тканях, а также на коже. Использовали не только металлические золотые и серебряные нити, но и канитель - тонкую проволоку, закрученную в спираль. С течением времени нити из серебра и золота применяли всё реже, обычно это были медные нити с покрытием.

Золотное шитье с канителью. Фото: АиФ/ Наиль Нургалеев

Вышивка болгарским крестом

Этот вид вышивки более поздний, был распространён и в XX веке. Болгарский крест напоминает обычную вышивку крестом, только кресты накладываются один на другой таким образом, что получается элемент, похожий на восьмиконечную снежинку. Крестом раньше вышивали, например, свадебные и другие домотканые рубахи, полотенца, наволочки, занавески, скатерти.

Кружевоплетение на коклюшках

Самые известные кружевницы жили в Рыбной Слободе и Пестрецах. Кружевные салфетки, дорожки, воротники плели ещё крепостные крестьяне, их работы продавали даже за границу, называя их «брюссельскими» кружевами. Были на изделиях и геометрические узоры, и растительные орнаменты, изображения животных. В Рыбной Слободе кружевные изделия окаймляли толстой нитью, что отличало изделия от работ других мастеров. В начале XX века татарские кружевницы получили престижную награду на выставке в Чикаго.

Кожаная мозаика

Этот старинный промысел татар получил мировое признание. Татарские мастера в основном делали узорные сапоги - ичиги из разноцветных кусочков кожи, собранных в растительный, цветочный орнамент. Говорят, даже торжокские золотошвейки, пытаясь угнаться за татарскими умельцами, стали украшать обувь золотным шитьём. Позже стали делать туфли, подушки, кисеты и другие изделия в технике кожаной мозаики. Этот промысел жив по сей день.

Ичиги. Фото: АиФ/ Мария Зверева

Керамика

Была распространена у казанских татар до XVI века, а возродилась только в середине XX века. В старину мастера делали не только посуду для повседневного использования - кувшины, блюда и другое, но и облицовочную глазурованную плитку с геометрическим и растительным узорами и декоративные кирпичи с бантами, которые использовали для оформления в строительстве. Для красоты кувшины покрывали белой, красной или серой глиной, наносили полосы, с помощью которых создавали рисунок. Каждый мастер клеймил свою работу, по этому знаку можно было узнать руку умельца.

Глазурованная глиняная посуда, 1960-е Фото:

Художественная обработка металла

Из меди, бронзы, серебра предки татар делали домашнюю утварь, украшения для одежды, оружия, конской упряжи. Использовали разные техники - литьё, чеканку, тиснение, штамповку, гравировку по металлу. С XVI века мастера перешли на изготовление различных сосудов, подносов, кованых сундуков. Медники, как называли мастеров художественной обработки металла, были в каждой татарской деревне. Большинство из них чеканили кумганы - кувшин с узким горлом, носиком, ручкой и крышкой. Носики кумганов выполняли, например, в виде голов животных и птиц.

Гравированный медный поднос и пиала, 1980-е Фото:

Ювелирный промысел

Предки татар в совершенстве владели техниками чернения, литья, гравировки, чеканки, штамповки, инкрустации самоцветами, гравировки на самоцветах, огранки драгоценных камней. Самая тонкая работа доставалась филигранщикам. Они выполняли украшения, например, в технике бугорчатой скани - когда золотые и серебряные проволочки заканчивались несколькими завитками, объединёнными в конус. Центром производства таких сложных украшений была Казань. Делали чернёные по серебру браслеты, ажурные украшения для волос - чулпы, которые вплетали в косы. В каждом изделии настолько была заметна рука мастера, что ювелиры даже не ставили своё клеймо, мол, итак все узнают. Старинные перстни, кольца, серьги в татарских семьях хранят как реликвии. В кряшенских деревнях сохранились женские нагрудники из чеканных монет и блях.

Женские нагрудные украшения с филигранью. Фото: АиФ-Казань/ Руслан Ишмухаметов

Резьба и роспись по дереву

Мастера делали из дерева бытовую утварь - сундуки, посуду, прялки, конские дуги, тележки. Использовали дуб, берёзу, клён, липу, осину, сосну. Для этих изделий были характерны нарядные резные орнаменты и яркая цветная роспись. В начале XX века многие мастера промышляли деревянными расписными ложками с растительными узорами. В советские годы появилось такое понятие, как «татарская хохлома». Сувенирные изделия под хохлому производили в цехах при леспромхозах. В действительности же предки татар не использовали в росписи по дереву чёрный фон, характерный для хохломы. Чёрный цвет в росписи по дереву вообще использовали редко, только для разделения элементов. Чаще брали ярко-красные, оранжевые, золотые краски.

Резьба по дереву. Фото: АиФ-Казань/ Руслан Ишмухаметов

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ТАТАР ПРИКАМЬЯ.
В юж. районах Перм. обл. – Бардымском, Кунгурском, Осинском, Ординском, Октябрьском – проживает большая группа т. н. бартымских или гайнинских татар, ведущих свое происхождение от казанских татар, расселившихся здесь к кон. 16 в.
В татарских деревнях были развиты нар. ремесла и промыслы: ткачество и вышивка, изготовление головных уборов и обуви, деревянная резьба и гончарство, ювелирный промысел.
Одним из наиболее распространенных видов домашнего ремесла у татар исстари было ткачество. Женщины ткали скатерти, занавески, полотенца (тастомалы) с орнаментированными концами. На красно-коричневом фоне ткались пары крупных ступенчатых розеток в технике настила. Ткали яркие узорные и полосатые паласы в традиционной закладной технике. Традиции ткачества праздничных тастомалов, паласов сохраняются до настоящего времени.
Значительное место в рукоделии татарских женщин занимала вышивка. Вышивали главным образом бытовые предметы: полотенца, скатерти, покрывала, специальные коврики (намазлык) занавески, свадебные онучи. Вышивали чаще всего тамбурным швом, реже гладью. В настоящее время из всех видов нар. искусства вышивка наиболее развита. В обиходе татарских семей – вышитые наволочки, занавески, подзоры, салфетки и т. д. Самая распространенная техника – гладь, популярен цветочный орнамент.
Женщины занимались вышивкой золотой и серебряной нитью, канителью, жемчугом и бисером, которыми расшивались женские головные уборы (калфак, тюбетейка, платки, тастар), бархатные туфельки (башмак), мужские тюбетейки (кэлэпуш) и др.
Традиционным для татарских мастеров было изготовление т. н. азиатской обуви. Мужские и женские ичеги шили из кусков разноцветной тонкой кожи (сафьян), швы которой расшивались шелком. Характерные цвета кожи для ичегов – желтый, темно-красный, зеленый, голубой, синий. Популярным было изготовление узорных валенок с орнаментированным верхом.
Татарские мастера занимались ювелирным промыслом, создавая украшения, являющиеся деталями платья или головных уборов (пуговицы, застежки) и украшения самостоятельного назначения (браслеты, накосники). Татарские украшения изготовлялись из металла, драгоценных камней и ткани. Чаще всего использовали серебро, владели техникой золочения. Украшения исполнялись в технике литья, чеканки, широкое распространение получила филигрань. Мастера украшали произведения гравировкой, инкрустацией, насечкой. Чаще всего наносился растительный орнамент, реже – геометрический. Орнамент татарских украшений отличался архаичностью, закрепленной веками, мотивы и детали орнамента передавались от одного мастера к др. Значительное место в украшении костюма занимали монеты, которые употреблялись в виде подвесок или пришивались к украшениям.

Loading...Loading...