Как появилось вязание спицами история. Вязание

Во многих семьях наверняка сохранились теплые, уютные вещи, связанные из пряжи любящими руками мам и бабушек. Шарфы с кисточками, шапочки, варежки, носочки, свитера, жилетки - все это носилось с огромным удовольствием и было поистине незаменимым. Разве могло сравниться с роскошным свитером ручной вязки, в котором тепло в любые морозы, или ажурными пинетками на детскую ножку.
Впрочем – почему мы говорим в прошедшем времени - вязание спицами и сегодня остается весьма популярным видом рукоделия. И пусть не каждая девочка в наше время мечтает научиться вязать (просто потому что многие предметы одежды стало проще купить готовыми в магазине), но все же многие рукодельницы с удовольствием проводят часы за вязанием, чтобы создать единственную и неповторимую вещь, в которой сохраниться частичка души.

История возникновения вязания на спицах

Оказывается это очень древний вид рукоделия. Справедливо будет сказать, что достоверно никто не скажет, когда и почему кто-то догадался, что с помощью из скрученной нити заостренными палочками можно вязать практичную одежду. Но некоторые исторические вехи все же известны.
Предположительно, это ремесло знали еще в эпоху Троянской войны (8-7 века до н.э.). При исследовании расположенных на территории Египта коптских гробниц (относятся к 4-5 векам) были найдены вязаные вещи.
В средние века носить такие изделия могли позволить себе разве что представители высшего класса. Во времена королевы Елизаветы, которая и сама носила чулки, связанные спицами из мягкой тонкой пряжи, в Англии появились школы вязания, которые в немалой степени помогали бедным слоям населения обеспечивать свои семьи хлебом насущным. Вязаные чулки экспортировались из Британии в Германию, Голландию, Испанию.
Заметный след оставило вязание спицами и в истории Шотландии. В 17-18 веках целые семьи были вовлечены в изготовление вязаной одежды. Свитера, связанные из толстой грубой шерсти, были необходимой вещью для рыбаков с шотландских островов, именно оттуда берет свои корни знаменитое аранское вязание.
Считается, что именно из Европы норманны и морские путешественники привезли навыки вязания в скандинавские страны, где вязание спицами также получило большое распространение.
Во время французских войн с участием Наполеона женщины собирались вместе, чтобы вязать варежки и носки для солдат. Эта практика продолжалась и в период Первой и Второй мировых войн.
Различные виды вязания на спицах зародились в разных частях света Отличие состоит в моделях, орнаментах, цветовом сочетании нитей. Многие старинные приемы вязания с характерными французскими и немецкими названиями используются и сегодня.

Вязание спицами – мужское или женское занятие?

Мы привыкли считать вязание исключительно женским занятием. Однако долгое время как раз это занятие было мужским ремеслом и вязанием чулок занимались именно мужчины - причем, иногда весьма аристократичного происхождения. В летописях сохранилось любопытное упоминание о том, что чешские чулочники не примут на работу ни одной женщины, даже если за это им будет грозить денежное взыскание!
Но со временем мужчины не выдержали конкуренции - и вязание на спицах стало женской привилегией. Хотя и сегодня иногда случается слышать о мужчинах, которые очень даже замечательно вяжут спицами и крючком. Ну что же, честь им хвала!

Трудно ли научиться?

В раннем детстве автор этих строк крутилась котенком возле своей бабушки, с восхищением наблюдая за мелькающими в ее руках спицами и прыгающими по полу разноцветными клубочками. Петелька за петелькой, ряд за ряд - и вот уже готовы пушистые варежки с вывязанной снежинкой для любимой внучки. Казалось, надо стать такой же старенькой и мудрой, чтобы спицы в руках лежали послушно и нити не путались…
На практике же, чтобы освоить вязание спицами, потребовалось лишь желание и терпение. А еще, общение с опытными мастерицами, которые могли научить многим премудростям: как вывязывать спицами различные узоры, как правильно соединять нити без видимых узелков, как сшивать так, чтобы швы не были заметны и многое другое.
Сегодня легко можно найти в продаже пряжу всех видов и цветов, а также различные журналы, в которых есть простые и понятные схемы для вязания. Неоценимую помощь окажет и Интернет.
Вязание спицами недаром называют «новым видом йоги» - многим этот вид рукоделия доставляет огромное удовольствие, позволяет отдохнуть и расслабиться, а также реализовать свои творческие наклонности, проявить фантазию, придумывая новые узоры. Самое же главное, связанная своими руками вещь - будь то свитер, платок на плечи, жилетка… - станет прекрасным подарком для близкого человека. И, вероятно, поэтому вязание спицами никогда не выйдет из моды.

1.Что такое вязание спицами?

2. История вязания спицами.

3.1. Виды спиц

3.3. Хранение спиц.

4. Пряжа для вязания.

5. Основные приемы вязания.

1. Начальный ряд петель.

2. Лицевая петля.

3. Изнаночная петля.

4. Кромочная петля.

5. Закрепление последнего ряда.

6. Платочная вязка.

7. Рельефная платочная вязка

8. Чулочная вязка.

9.

6. Вязание на 5-ти спицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Что такое вязание спицами?

2. История вязания спицами.

3. Инструменты для вязания спицами.

3.1. Виды спиц

3.2.Материалы для изготовления спиц.

3.3. Хранение спиц.

4. Пряжа для вязания.

5. Основные приемы вязания.

  1. Начальный ряд петель.
  2. Лицевая петля.
  3. Изнаночная петля.
  4. Кромочная петля.
  5. Закрепление последнего ряда.
  6. Платочная вязка.
  7. Рельефная платочная вязка
  8. Чулочная вязка.
  9. Чулочная вязка из перекрученных петель.

6. Вязание на 5-ти спицах.

  • Конструкторский этап………………………………………...
  • Себестоимость изделия……………………………………….
  • Заключение проекта…………………………………………...

Обоснование выбора темы:

В прошлом году на уроках технологии я научилась вязать спицами. Мне это занятие очень понравилось, и в этом году я решила спроектировать какое-нибудь вязаное изделие. Потребности, которые могут быть удовлетворены посредством проектирования и изготовления изделия:

Создать свой собственный стиль;

Иметь изделие.

Цель проекта:

Создать и представить вязаное по своему вкусу изделие.

Задачи проекта:

  1. Выбор лучшей идеи.
  2. Сбор информации.
  3. Оформление документации.
  4. Составление технологии изготовления изделия.
  5. Расчет себестоимости изделия.
  6. Выполнение технологического этапа.

Выбор идеи проектирования .

Жилет

Дизайн-анализ проекта.

1.Что такое вязание спицами?

Вязание - процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине (механическое вязание).

2. История вязания спицами.

Многих удивит, что изначально вязание на самом деле было отнюдь не женским рукоделием. Раньше вязали преимущественно мужчины – женщины же могли только прясть шерсть.

Согласно некоторым источникам, вязание возникло приблизительно 3000 лет назад. Наверно, это связано с необходимостью в теплой одежде для жителей севера, подумают многие. Но искусство это зародилось не в холодной заснеженной Арктике, а, как это ни парадоксально, в жаркой Африке – примерно там, где находятся северные пустыни континента. Первыми примитивные крючки стали использовать древние кочевники-бедуины. Они создавали шарфы, бурнусы и накидки, с помощью которых защищали кожу от палящего солнца и раскаленного песка.

Вязаные носки, найденные в коптских гробницах датируются IV - V вв., самые древние (III в., эпоха Прато-Наска) вязаные вещи Нового света обнаружены в Перу. Высокое качество исполнения вещей из могил коптов позволяет считать, что техника вязания была известна гораздо раньше. В 1867 году Уильям Фелкин выдвинул гипотезу, что вязание было известно еще во времена Троянской войны.

Изображения на древнегреческих вазах пленных троянцев в узких, облегающих штанах, дают основания некоторым исследователям утверждать, что грекам было известно вязание. Возможно, что изображённый в Келлской книге (ок. 800 г.) пророк Даниил облачён в узкие штаны (прообраз современных леггинсов), связанные аранским узором.

В Скандинавии в эпоху викингов практиковалось вязание деревянной или костяной иглой - более трудоёмкий вид создания трикотажного полотна, чем крючком или спицами. Полотно, связанное иглой невозможно распустить, потянув за кончик нити. Археологические находки фрагментов вещей, выполненных в этой технике из Англии (Коппергейт), Финляндии (Кокомаки), Германии (Маммен), Норвегии (Осло), России (Новгород) датируются X-XI вв. Способов вязания иглой насчитывается около тридцати. При раскопках найдены лишь небольшие вещи, выполненные в этой технике (рукавицы, носки, головные повязки). Традиция вязания иглой сохранялась в местностях с суровым климатом вплоть до конца XX века.

В центральной и южной Европе искусство вязания возродилось в XIII в. В гробницах принцев из рода де ла Серда в аббатстве Санта-Марии-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас обнаружены вязаные из шёлковых нитей перчатки и наволочки. Причём плотность вязаного полотна наволочек сравнима с плотностью современного трикотажа машинной вязки - около двадцати петель на дюйм.

В XVI веке в Испании было широко распространено вязание чулок, тогда же пришла мода на вязаные перчатки. Первая гильдия, объединяющая вязальщиков, была создана в Париже в 1527 году. Вязальная машина для изготовления чулок была изобретена в Англии священником Уильямом Ли в 1589 году .

С середины ХVIII века вязание, как и многие мужские занятия, перешло в руки слабой половины человечества. Сейчас увидеть вяжущего мужчину – настоящая редкость, а вот женщины настолько преуспели в этом ремесле, что стали считать вязание исключительно женским занятием.

3. Инструменты для вязания спицами.

Спицы для вязания – инструмент для ручного вязания, длинный и обычно с немного заостренным концом . На спице находятся рабочие (незакрытые) петли полотна, что препятствует их распусканию. При помощи острого конца формируют новые петли.

3.1. Виды спиц

Спицы отличаются по толщине, она же определяет номер спиц. Номер равен диаметру спиц. Например, спицы диаметром 3 мм будут маркированы как №3.

Прямые одинарные спицы – наиболее распространенный вид спиц с одним заостренным концом и ограничителем на другом. Благодаря этому наконечнику петли не соскальзывают со спицы. Зачастую на этих наконечниках производители указывают номер спиц. Такие спицы используются для вязания любых видов изделия, кроме тех, что вяжутся по кругу.

Прямые двусторонние или чулочные спицы – спицы с двумя рабочими концами, используются для бесшовного кругового вязания (например, носков). Эти спицы обычно короче прямых одинарных и продаются в наборах по 4-5 штук. При вязании на таких спицах две из них рабочие, остальные удерживают другие открытые петли. Петли при вязании распределяются на 4 спицы и провязываются 5-й спицей.

Круговые спицы – особый вид прямых одинарных спиц, где пара одного номера соединена между собой гибкой перевязью (леской или пластиковой трубочкой). На таких видах можно вязать как прямое полотно, так и бесшовное круговое большого диаметра. Достоинством таких спиц перед прямыми одинарными является то, что вес вязаного полотна распределяется по спицам равномернее и руки мастера меньше нагружаются. Еще один плюс этих спиц состоит в том, что они имеют оба рабочих конца.

Вспомогательные спицы – двусторонние спицы, изогнутые посредине. Используются для откладывания открытых петель .

Материалы для изготовления спиц.

Спицы для вязания изготавливают из разных материалов – металла, пластмассы, дерева и бамбука.

Каждая рукодельница выбирает спицы по своему вкусу, но все же при покупке надо знать некоторые особенности инструментов из того или иного материала .

Металлические спицы – делаются в основном из стали или алюминия. Наиболее надежные инструменты из стали, однако они тяжелее своих алюминиевых собратьев. Но при этом алюминиевые спицы могут легко гнуться и пачкать пряжу при вязании. Во избежание последнего на многие спицы из алюминия наносят тефлоновое покрытие.

Пластмассовые спицы – помогут при работе с толстой легкой пряжей, однако они очень хрупкие. Очень удобны эти спицы для работы с лентовидной пряжей или шнуром. Зачастую такие спицы выпускаются больших номеров.

Спицы из дерева – очень легкие, однако со временем на них могут появиться заусенцы. Петли не скользят по спицам, что делает их привлекательными для начинающих вязальщиц.

Бамбуковые спицы – легкие и прочные. Благодаря тому, что они немного шершавые, рабочие петли не соскальзывают с них. Подходят для любого вида пряжи.

Костяные - инструменты делаются вручную, поэтому недешевы. Они хорошо отполированы, однако очень хрупки. Поэтому их нужно осторожно хранить и использовать .

3.3. Хранение спиц.

Хранить спиц лучше в длинном пенале или специальном кляссере. Одинарные спицы из одного набора желательно соединить вместе, чтоб не растерялись. Можно связать их ниткой или резинкой, можно отрезать кусок ластика и воткнуть в него острые концы спиц. Круговые спицы рекомендуют хранить в подвешенном виде во избежание деформации перевязи.

4. Пряжа для вязания .

Существует сегодня в огромном разнообразии. Чтобы не потеряться в этом разнообразии и выбрать нитки для вязания, соответствующие поставленной цели, необходимо знать, какой бывает пряжа для вязания и для создания каких вещей используется тот или иной вид.
Нитки для вязания делятся на натуральные (лен, хлопок, шерсть, мохер, шелк) и синтетические (акрил, вискоза, искусственный шелк, кашемир). Однако чаще всего пряжа для вязания представляет собой комбинацию искусственных и натуральных волокон, подобранных в соответствующих пропорциях.
Нитки для вязания (пряжу и пр.) получают при скручивании вместе нескольких нитей с одинаковым или различным натяжением (слабым, меньше, чем швейные нитки), простой или фасонной круткой. Есть и некрученая пряжа - ровница.
Для вязания теплых зимних вещей, как правило, используется более толстая пряжа для вязания – это может быть шерсть, мохер, альпака. Естественно, пряжа с минимальным содержанием синтетики, имеющая в составе ценные нити (ангора, натуральный кашемир, шелк) стоит дороже, но и более привлекательна и долговечна в изделии.
В вязании крючком чаще всего используется хлопковые нитки для вязания, Их гладкая фактура и привлекательный блеск позволяют создавать оригинальные вещи и игрушки, которые легко стираются и сохраняют первоначальный внешний вид.
Нитки для вязания могут иметь различную фактуру и толщину, определяющие конечные свойства связанной вещи, поэтому, прежде чем взяться за рукоделие, стоит убедиться, что выбранные нитки для вязания подойдут под конкретную модель.

5. Основные приемы вязания.

5.1. Начальный ряд петель.

Любое вязание начинают с набора на спицы определённого числа петель, которые образуют начальный ряд. Он затем становиться нижней кромкой вязания.

5.2. Лицевую петлю можно вязать двумя способами: Первый способ – классический, за переднюю стенку. Второй способ - вывязывание лицевой петли за заднюю стенку .

5.3. Изнаночную петлю тоже можно вязать первым и вторым спо со бами.

5.4.. Кромочная петля

Эти петли можно вывязывать двумя способами. Самый распространенный – это когда первую петлю снимают, не провязывая ее, тогда как последнюю провязывают обязательно изнаночной. Второй способ заключается в провязывании кромочной петли в конце полотна лицевой петлей. В первом случае край полотна получается ровный, во втором – на краях видны узелки.

5.4. Закрепление последнего ряда .

Поскольку любое вязание заканчивается, надо научиться закрывать петли последнего ряда и получать верхнюю кромку вязаного полотна. Делают это по-разному:

Первый способ. Крайнюю и последующие петли вяжут вместе лицевой.

Второй способ. Крайнюю петлю переснимают на правую спицу непровязанной, первую петлю провязывают лицевой петлёй (классической).

5.6. Платочная вязка

Это очень простой узор – полотно вяжется одними лицевыми петлями. Оригинальность вещи придает использование разнообразных цветов и их сочетаний.

5.7. Рельефная платочная вязка

Выполнить узор такой вязкой тоже не составит особого труда. Она очень похожа на платочную с тем только отличием, что все ряды выполняются лицевыми петлями, провязанными за заднюю стенку.

5 .8. Чулочная вязка

Другое название этой вязки – «джерси» (в честь острова Джерси, где женщины с давних пор вяжут своим мужьям одежду таким образом). Выполняется узор так: нечетные ряды вяжутся лицевыми петлями, а четные – изнаночными.

5.9. Чулочная вязка из перекрученных петель

Отличие вязки от предыдущей состоит в том, что полотно имеет рельефную поверхность. Все лицевые петли вяжутся за переднюю стенку, изнаночные выполняются обычным способом.

6. Вязание на пяти спицах.

Такие изделия как носки, колготки, вязаные игрушки и многое другое имеют трубчатую форму и выполняются без швов. Как же вязать такие изделия? Для этого используют пять спиц с открытыми концами: на четырёх располагаются петли, а пятой их провязывают. Сложив две спицы вместе, набирают требуемое число петель (кратное четырём), одну спицу вынимают и провязывают один ряд выбранной вязкой. Затем распределяют петли на четыре спицы поровну, связывают конец нити от начала вязания с нитью от клубка – замыкают работу – и вяжут по внешней стороне круга по часовой стрелке. При этом следует помнить, что перед вами всё время оказывается лицевая сторона вязания и для получения, например, чулочной вязки достаточно все петли во всех рядах провязывать лицевой вязкой.

Конструкторский этап.

1. Для работы используется:

  • Круговые спицы №4, 5.
  • Пряжа для ручного вязания 400г.

2. Плотность вязания.

10 см. – 21п.

3. Узоры.

Резинка 2*2 : Вязать попеременно 2 лицивые, 2 изнаночные. Изнаночные вязать по рисунку.

Описание работы.

Спинка.

Набрать 46п. и вязать резинкой 2*2. На общей высоте22см. закрыть все петли по рисунку и закончитьвязание.

Полоса.

Набрать 58 п. и вязать резинкой 2*2. На общей высоте 158 см. закрыть все петли по рисунку и закончить вязание.

Сборка.

Пришить полосу к спинке, соединив буквы А и В. Затем перекрестить концы и пришить короткие стороны к боковым кромкам спинки, соответственно соединяя буквы (смотрите рисунок).

Готовое изделие увлажнить идать ему высохнуть.

Себестоимость изделия.

Спицы – 50 рублей.

Пряжа 2 мотка – 240 рублей.

Заключение проекта.

Творческий проект

по технологии

«Вязание спицами ».


Женщины занимались ручным вязанием издавна. На востоке, в странах с жарким и влажным климатом, пряли из легких натуральных нитей, таких, как лен, хлопок или шелк. Греческие и итальянские купцы, поставлявшие в Европу пряности и восточные ткани, привезли и новые навыки обработки волокна, а также умение вязать из него ровное полотно.

С развитием в средневековой Европе овцеводства стало популярным и вязание, ведь многие века основным сырьем для производства нитей была именно шерсть. Интересно, что долгое время этим ремеслом (как, впрочем, и остальными) занимались исключительно мужчины. Историки нашли оригинальный письменный документ, который датируется 1612 годом. Это договор, составленный и подписанный почтенным цехом чулочников города Праги, в котором официально оповещается, что этот цех никогда не примет в свои ряды женщину. Даже под угрозой крупного денежного взыскания!

А для того чтобы вязальщик-мужчина мог стать членом этого уважаемого ремесленного цеха, он должен был проучиться вязанию из пряжи в течение трех лет, затем еще три года проработать подмастерьем, а в конце пройти строгое испытание на уровень мастерства. И, надо сказать, не каждый мужчина достойно проходил этот экзамен.

Однако уже через два столетия вязание стало исключительно женским делом. Стремительное развитие оно получило в Англии, где овцеводство было особенно хорошо развито. Зачастую для небогатых семей единственным способом тепло одеться самим и одеть на зиму детей была возможность разводить овец, из шерсти которых потом можно было связать одежду. Причем хозяйки должны были прясть нить и затем окрашивать ее самостоятельно. Вязали практически все виды одежды, от головных уборов до обуви. Даже одеяла выгоднее было связать собственноручно, чем покупать их где-то на стороне.

Начавшийся технический прогресс не обошел стороной и эту отрасль. В 1859 году английский помощник викария по имени Уильям Ли придумал первый станок для вязания. А спустя пару десятилетий не только в Англии, но и по всей Европе уже работали многочисленные прядильные и камвольные фабрики, на которых трудились в основном женщины и дети.

В начале двадцатого века стремительное развитие легкой промышленности немного потеснило вязальное ремесло. Ткани выпускались в огромных количествах, стали намного дешевле, да и мода не стояла на месте. Однако во время Первой мировой войны вязание снова оказалось востребованным. Матери, жены, да и просто сочувствующие барышни снова взялись за крючки и спицы и начали вязать теплые шерстяные носки и головные уборы для солдат, мерзнущих в окопах.


После очередного затишья новый спрос на вязаные вещи появился уже во времена Второй мировой войны. Во второй половине двадцатого века вязать стало не только выгодно, но и престижно. Уроки по вязанию были обязательным предметом для девочек в американских школах. Появилось огромное количество всевозможной пряжи самых разнообразных составов. Более того, в конце 50х годов вязаные модели одежды впервые появились на подиумах и произвели там настоящий фурор среди модниц.

В наш стремительный ХХІ век вязание переживает свой второй ренессанс. Но нам, к счастью, теперь не нужно самим стричь овец, прясть нитки и окрашивать их. Современные производства уже сделали все это за нас. Поэтому если нам нужна пряжа, мы должны только пойти в ближайший магазин товаров для рукоделия или зайти на сайт интернет-магазина, приобрести понравившуюся нам нитку и начинать творить свой собственный шедевр.

По материалам:
1) Книги С.Ф.Тарасенко "Забавные поделки крючком и спицами".
2) По материалам сайта Сарафан.
3) История вязания на спицах

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.

В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет.

А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.

Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов - египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины!

Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз - Золотой крючок - ему вручала лично Эсте Лаудер.

В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли.

Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Особенно это относилось к вязанию крючком. Потому что вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия.

Мои поиски вязаного кружева начались в Италии, в Соборе Св.Петра. Среди великолепных плетеных кружев, которыми украшены алтарные скатерти и одежда, сохранилось несколько экземпляров, относящихся к 16 веку, выполненных крючком.

Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли "гулять по Европе", а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров.

Так называемое ирландское кружево и по сей день в большой цене.

В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев.

Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление - только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца , коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения.

Теперь - собственно о нитках и крючках. Вязать можно любыми нитками, но всегда нужно иметь подходящий к ним по размеру крючок.

Толщина нитки должна совпадать с толщиной крючка в его самом тонком месте, то есть "на горлышке". Тонкие крючки обычно бывают только металлическими, различаются по номерам от 14 (для самых тонких ниток, например, обычная катушечная, номер 40, 30, 20, 10) до номера 00; средние или большие крючки могут быть алюминиевые, пластмассовые и деревянные, различаются по буквам от B (2,5 мм) до Р (16 мм). Это - основные крючки.

Существуют еще крючки удлиненные, для тунисского, или афганского, вязания, на таких крючках может помещаться большое количество петель, как на спице. И, наконец, "шпильковые" крючки, которые и крючками не назовешь, они представляют из себя продолговатую рамку, вокруг которой нитки сначала наматываются, как на огромную шпильку для волос, а потом обычным крючком выполняются кружевные стежки и петли.

Записывать узоры и рисунки и издавать их первыми начали голландцы, в выходившем в 1824 году журнале "Penelope". К концу ХIХ века закончилась унификация знаков и символов и были выработаны две системы обозначений: британская и американская.

В России, Европе, Америке, Африке и Азии для записывания условными знаками узоров использовали одну систему, а в Австралии, в Великобритании и некоторых странах Британского содружества - другую, британскую, но разобраться в них вполне возможно, потому что во всех ведущих изданиях приведены сводные таблицы переводов. Я почти всегда использую ту систему, по которой меня учили, американскую, русская с ней полностью совпадает.

Для того, чтобы начать вязать, нужно усвоить "азбуку". Она не велика и не сложна. Вы быстро привыкнете.

Вязание - способ изготовления одежды, бывает ручное (на спицах или крючком) и машинное.
В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на нашу пляжную.
В 5 в. вязание процветает на Востоке и примерно в 9 в, попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита.
В Испании только в 16 в. получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки.

Чулки были необходимым предметом одежды, в 77 и 18 вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины.

В 1589 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте, так как чулки, связанные на этой машине, показались ей толще сшитых из шелка, и посоветовала изобретателю зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую.

В конце 18 в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вязавшую полотно в виде трубы. Чулки, вязанные на машине, быстро вытеснили ручные изделия, так как были гораздо дешевле.
По материалам сайта Сарафан.

Мы обращаемся к старинному рукоделию, начало которого теряется в глубинах истории. Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого света, относятся к IY-Y вв. н.э., а на территории Нового Света (Перу) - к Ш веку н.э. А что было раньше? Ведь древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания, составления узоров, выборе цвета, а период более раннего развития был, без сомнения, очень длительным.

Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди действительно задолго до начала нашей эры владели техникой вязания и применяли ее. В различных странах Востока есть предполагаемые доказательства использования вязаных предметов одежды в древнейшие времена. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к Х1Х веку до н.э. и изображающий семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов.

В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии был найден рельеф воина в носках, поразительно напоминающих современные. В 1867 г. Вильям Фелкин в своем труде о истории чулок пытался с помощью более или менее логических умозаключений доказать, что вязание было известно еще во времена Тройской войны, в период создания «Илиады» и «Одиссеи» Гомера и лишь вследствие неточности переводчиков и переписчиков, а также из-за возможной подобности терминов произошла замена слов «вязанье» и «тканье».

Как известно, Пенелопа, ожидавшая возвращения своего мужа Одиссея, сдерживала нетерпеливых женихов обещанием, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам всегда распускала то, что за день соткала.

В действительности Пенелопа должна была именно вязать, так как распустить быстро, без нарушений нити и без видимых следов можно только связанное полотно, но не сотканное. И на древнегреческих вазах времен Тройской войны встречаются изображения пленной тройской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из торжественного убора венецианских дожей эпохи на 2500 лет позже.

Однако это всего лишь предположения и догадки, ныне часто опровергнутые или поставленные под сомнение археологическими исследованиями. Если принять во внимание, что древнейшие дошедшие до нас вязаные предметы - сравнительно сложные по технологии - относятся к III - Y в.в. н.э. и местам, весьма отдаленным друг от друга, это можно считать доказательством, что вязание возникло гораздо раньше, хотя и неизвестно, когда именно. Если исходить из того, что в древности каждый вид труда развивался медленно, нельзя исключить возможности, что люди научились вязать за несколько столетий до нашей эры.

А вот что нам рассказывает об истории вязания одна из легенд Древней Греции:
Легенда и реальность
Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции.

Афина-Паллада была одной из почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию.
Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух полотна, славилась Арахна, дочь красильщика тканей. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину.
Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку - нельзя быть выше богов, стремись превзойти лишь равных. Не прислушалась Арахна к мудрому совету старухи. Соткала она полотно, не уступающее по красоте полотну богини. Но в своей работе Арахна выразила непочтение и презрение к богам. Разгневалась Афина, разорвала работу Арахны и ударила девушку челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла гордячку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук Арахна вечно ткет свою паутину.

И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи.
В Древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV, получил от парламента города Монпелье сувенир - чулки и перчатки, связаные из шелка пауков.
В 1709 г. французский натуралист Бон де Сент Илер написал диссертацию "О пользе паучьего шелка", в которой детально описал основы прядения ткани из паутины. Паутина была признана пригодным сырьем для производства шелка.

Пауки нужного вида (нефиллы) были найдены на острове Мадагаскар и в восточных областях Африки. Эти пауки, величиной с большой палец, плетут ловчие сети диаметром до 8 метров. Несмотря на свою сверхтонкость, нить прочна.

В ней запутываются не только крупные кузнечики, но и мелкие птицы. Жители острова Новая Гвинея ловят такой паутиной рыбу в небольших прудах и тихих речных заводях. На острове Фиджи и Соломоновых островах сачками из такой паутины кроме рыб ловят насекомых, певчих птиц и даже проворных летучих мышей.
Ткань из паутины удивительно легкая и воздушная. Она прочнее и эластичнее любых сортов искусственного и натурального шелка. Но трудность организации ее промышленного производства привела к тому, что паутинную ткань можно увидеть только в музеях...

История вязания на спицах

Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства.

Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень высоко. Например, в Европе их могли поначалу носить только очень состоятельные люди. Вязаные шелковые чулки были подарком даже для королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару шелковых чулок. А стоили они - годовое жалование королевского сапожника

Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений.

В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевающей носки. Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э. Детские чулки III-Ivв. Н.э. найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий с ремешком после большого пальца. У древних египтян при изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на варежках.

Позже где-то в IX-XI веках некоторые искусные вязальщицы стали наносить даже тексты на носки. В музеях Детройта и Баделя хранятся такие образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабским текстом.

В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор - вязаный берет. Появились целые вязальные цеха.

В 1589 году помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились изделия, изготовленные вручную, а особенно, изделия, связанные крючком, ведь такие изделия невозможно было повторить на машине. И до сих пор нет вязальных машин, которые бы могли вязать полотно, похожее не связанное крючком.

Со временем работы мастеров становятся искусством, вязаные изделия попадают в музеи. Например, две кофты XVII века хранятся в Швеции - в Северном музее в Стокгольме и в Историческом музее в Гетеборге. Обычно в Европе кофты вязали из однотонной пряжи, украшая изнаночными петлями лицевое полотно, а ведь арабы еще пару тысяч лет назад могли выполнять многоцветные сложные узоры.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Для этого занятия требуются знания кройки и шитья по трикотажу, а в работе с крючком много общего с вышивкой и ткачеством. И все равно, ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал - пряжу- можно использовать несколько раз и без особых потерь.

Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели.

Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.

При вязании изделий допустима тесная взаимосвязь стилей, узоров, сочетания спиц и крючка. С помощью выставок, журналов, демонстрации моделей можно создать свой неповторимый образ и настроение.

Еще один интересный образец носка, сохранившийся до наших дней, относится к более позднему периоду: 16-17 в.

Фото 2. Носок. 16-17 в. Связан на пяти спицах. Археологический выставочный комплекс «Старый Гостинный двор».

Предполагается, что он связан на пяти спицах по кругу. Хранится в Археологическом выставочном комплексе «Старый Гостинный двор»

На Руси вязаные носки ручной работы играли важную роль в свадебных церемониях и различных ритуалах. Вязаные носки и варежки составляли значимую часть приданого. В основном, носки были исключительно однотонные. Однако, в таких губерниях как, например, Рязанской, Тульской и Пензенской праздничные изделия вязали с использование красочных орнаментов.

В Архангельской области считалось, что невеста одаренная и умелая, если она собственноручно одаривала родню мужа связанными носками, и чем разнообразнее узоры и больше носок, тем более мастеровитая будет будущая супруга. Такие дорогие подарки надевали лишь по праздничным дням. Самыми знаменитыми были узоры из растений и геометрических фигур. Специальные носки ручной работы вязались из шерсти красного цвета, который означал «красивый», «значимый».

Несмотря на высокий уровень развития машинного трикотажа, носки, связанные вручную спицами с орнаментом или однотонные, пользуются спросом и в наши дни!

Фото 3. Носки с орнаментом.

В конце XIX – в начале XX века в России становится популярным вязание сапожек, которые были украшены красивыми цветочными орнаментами. Однако идея вязаных сапожек, как и многие другие идеи в вязании, возродилась в наши дни и прекрасно воплотилась в новых оригинальных дизайнерских моделях. (фото 4-5)

Фото 4. Вязаные сапожки с цветочным орнаментом «Павлопасадские».

Фото 5. Вязаные белые сапожки на каблучке.

Истории вязаных варежек на Руси.

Существует несколько версий происхождения русского слова «варежка».

Согласно первой из них, «варежка» происходит от словосочетания «варяжская руковица» , что является подтверждением заимствования этого вида одежды от Варяг, выходцев скандинавских стран.

Второй версией происхождения этого слова является глагол «варовати», что значит «защищать» , «охранять» . Очевидно от холода.

Третий вариант: от слова «вареги» , т. е. «варить» . В те времена шерстяные рукавички заваривали кипятком, чтобы они стали более плотными и теплыми.

Хотя техника вязания варежек пришла к нам из Скандинавии, где вязали в основном мужчины, на Руси это искусство освоили женщины. Причем учились они этому с раннего детства. Девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое, которое состояло не только из свадебного платья, вышитых полотенец и скатертей, но и из вязаных носков и варежек для всех родственников жениха.

Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли «исподочки» ), а затем меховые - мехом наружу ( «мохнатки») . Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили «исподочки» с орнаментом, в будни - однотонные.

Фото 6. Варежки с орнаментом.

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили «накулачники» ( «митенки») - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

Однако этот дамский аксессуар возродился и стал актуален в наши дни. Изящные, женственные и стильные митенки прекрасно дополнят любой дамский костюм.

Фото 7. Белые ажурные митенки.

Оренбургские пуховые платки.

Говоря об истории развития вязания спицами на Руси, невозможно не обратиться к такому виду рукоделия, как вязание Оренбургских пуховых платков.

Фото 8. Оренбургский пуховый платок.

Зародившаяся около 250 лет назад в России пуховязальная промышленность, подарила всему миру уникальное произведение искусства, каковым является Оренбургский пуховый платок, ставший несомненно одним из символов России!

Еще уральские казаки, обосновавшиеся на реке Яик (ныне Урал), заметили, что местные скотоводы (калмыки и казахи) даже в самые сильные морозы скакали на лошадях в легких одеждах и не замерзали. Оказалось, что под легкими одеяниями у них были теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз.

Первоначально пух и изделия из него уральские казаки выменивали на чай и табак. Затем сами стали чесать коз, прясть нить и вязать платки. У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была сплошной. Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, использовали в вязке растительный орнамент. Первоначально это были просто вязаные платки с кисточками.

Так зародилось и стало развиваться, передаваясь по наследству из поколения в поколение это удивительное искусство изготовления Оренбургских пуховых шалей, пока впервые в 1851 году они не попали на Всемирную универсальную выставку в Лондоне, откуда о них узнал весь мир.

« С утра до вечера в «Хрустальном дворце» толпилась публика у экспонатов с Российскими ювелирными украшениями и драгоценностями. Как далекую и любопытную экзотику рассматривали европейцы… «невесомые» и красивые оренбургские шали, связанные из козьего пуха».

1 мая (19 апреля по ст.ст.) 1862 г., в период расцвета английской промышленности, в Лондоне открылась очередная, четвертая по счету Всемирная универсальная выставка, на которой были представлены 6 пуховых тончайших платков из козьего пуха, связанные уральской казачкой М.Н. Усковой. До закрытия выставки все платки были раскуплены, а Мария Ускова получила медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром.

С тех пор оренбургские платки стали появляться на выставках в Чикаго, Париже, Брюсселе и восхищать публику по всему миру. Продолжают восхищать и сегодня.

Секрет такой феноменальной популярности Оренбургских пуховых платков кроется в пухе коз, выращенных только в двух степных местах России с ярко выраженным континентальным климатом: Оренбергской области и Волгоградского Прихоперья.

Летом козы долгое время находятся в степи под палящим солнцем. Температура воздуха в Волгоградских и Оренбургских степях летом доходит до 42-45 градусов по Цельсию, а земля прогревается до 60 град. В это время у козы активно растет пух, считается, что пух аккумулирует солнечную энергию. Именно сочетание непомерно жаркого для этих широт лета с холодными зимами придает козьему пуху в этих условиях уникальное сочетание удивительной легкости, нежности и способности сохранять тепло.

Фото 9. Коза. Оренбургская порода. Выведена народной селекцией.

Иностранные компании пытались наладить производство пуховых платков в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия из оренбургского козьего пуха были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку «имитация под Оренбург».

Платки принято было носить поверх кокошников, а замужние женщины обязательно покрывали платком голову. На Руси платок был самым желанным подарком, преподносившимся женихами или мужами в знак внимания. Ухаживая за девушкой, парень обязательно дарил ей красивый платок, а муж, возвращавшийся с дальних земель, привозил супруге теплую шаль. Каждый старинный платок уникален, ведь в его оформление вкладывался особый смысл и соответствующая народная символика.

Различают в основном два вида пуховых платков: плотные пушистые из серого пуха и тонкие ажурные платки из белого пуха, которые проходят в кольцо или, что является еще одним шиком, помещаются в гусиное яйцо! Тонкий оренбургский платок размером 2х2 метра будет весить не больше 70 г.! (фото 10-11)

Фото 10. Оренбургский пуховый платок. Серый, плотный, пушистый.

Фото 11. Оренбургский пуховый платок. Тонкий, ажурный из белого пуха.

Если важно, чтобы изделие было теплым, то выбирают прежде всего плотные пушистые платки из серого пуха. Тонкие ажурные платки, которые еще называют «паутинкой», также достаточно теплые, но их ценят, прежде всего за красоту и неповторимость. Именно тонкие ажурные Оренбургские платки должны проходить через кольцо.

Фото 12. Ажурный тонкий Оренбургский платок проходит через кольцо.

Кстати, помимо прохождения в кольцо, «шиком» у пуховязальщиц считается, чтобы изделие помещалось в гусиное яйцо.

Фото 13. Ажурный тонкий Оренбургский платок помещается в гусиное яйцо.

Вяжут паутинки на двух тонких спицах, набирая при этом по нескольку сотен петель. Все они прекрасно помещаются на спице, благодаря свойствам пуха, который при вязке не только хорошо сжимается, но и прекрасно тянется.

Сначала вывязывается центральная часть платка – его основа, а затем к ней подвязывают решетку, кайму, зубцы. Все из разных узоров: звездочек, кругов, ромбов, точек. Однако платок еще не готов. Его стирают и отбеливают. Затем мокрым его натягивают на деревянную раму или пяльцы, и оставляют высыхать для выравнивания.

Фото 14. Сушка Оренбургского платка на деревянной рамке.

После высыхания у Вас в руках окажется ажурное облако. Это и есть знаменитый ажурный Оренбургский пуховый платок, который проходит через кольцо или помещается в гусиное яйцо!

Фото 15. Просто красивый Оренбургский пуховый платок.

До 1985 года оренбургские пуховые платки ручной работы были недоступны большинству российских женщин. Все пуховницы состояли на учете и не могли продавать свои изделия с рук. Вся продукция шла на экспорт. Но сегодня купить такую вещь может любая женщина.

Фото 16. Современные оригинальные ажурные пуховые платки.

В заключение можно сделать следующий вывод:

история вязания крючком и спицами в России впитала в себя часть Европейской культуры вязания, преломила ее через себя, внесла свою самобытность и породила такое удивительное и феноменальное явление, каковым является вязание Оренбургских пуховых платков из пуха коз, выросших в уникальных условиях резко континетального климата Волгоградских и Оренбургских степей России.

Фото на миниатюре:

Москва, Красная площадь, предположительно конец 18 начало19 в.

Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753-55, Петербург - 11 (23) ноября 1824, там же) - русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейшая фигура в пейзажной живописи России начала XIX века.

Loading...Loading...