Уроки быстрого чтения. Урок пятый

Человеческое зрение воспринимает наибольшее количество информации которую обрабатывает мозг, следовательно, именно на человеческий глаз положена достаточно ответственная функция. Но, зачастую, зрительная функция человеческого глаза достаточно сильно связана с речевыми и двигательными функциями организма, что особенно проявляется при чтении. Достаточно много людей при чтении подвержены воздействию непроизвольной артикуляции, которая влияет и на скорость чтения и на качество восприятия прочитанной информации.


Сложно воспринять полноценно всю прочитанную информацию, если наряду со зрительным чтением работают и речевые функции. И из-за этого страдает скорость чтения, так как человек в голос или губами повторяет всё то, что зрительно прочитано. мешает чтению, поэтому цель многих - подавить ее. Это возможно через занятие речевых функций организма непроизвольными звуками.

Методики подавления

Да, действительно, достаточно сложно во время чтения книги заставить себя воспринимать прочитанную информацию и в это же время вести отсчёт от единицы до бесконечности. Но это следует выполнить, так как именно такое задание влияет на подавление артикуляции, предотвращает необходимость повторять прочитанное слово в голос или проговаривать при помощи губ, но без произношения.

Тем более данная техника избавления от артикуляции наиболее проста и действенна, а значит, имеет право на существование и повсеместное применение всеми, кто заинтересован в повышении скорости зрительного чтения.

К более сложному приёму для подавления артикуляции также прибегают достаточно часто, данный метод основан на произношении прочитанных слов с определённой задержкой. Осуществить такую методику по подавлению артикуляции, достаточно сложно, ведь для этого необходимо, чтобы прочитанное слово воспроизводилось губами в тот момент, когда читается следующее слово.

Так что осуществить на практике человеку без подготовки достаточно сложно, да и практически не возможно без корректной помощи специалиста. Именно поэтому большинство людей, стремящихся научиться быстро читать, зачастую прибегает к непроизвольному подсчёту, пению песни или произношению стихов во время зрительного чтения. Как видите, методика подавления артикуляции как и, например, основана на психологии.

Такая методика оправдана ввиду того что запрограммировать человеческую дикцию на произношение последовательных чисел или куплетов стихов или песен куда проще, нежели произносить прочитанное ранее.

Причём, следует отметить, что на подсознательном уровне не каждому удаётся произвести разделение речевой и зрительной функции, а это ведёт к трудностям в освоении техники быстрого чтения.

Режимы чтения

Как правило, в процессе чтения большинство слов читателем проговаривается. Есть читатели, которые произносят текст еле слышно, другие этот текст проговаривают про себя. Однако они не могут при этом не шевелить губами. Но большая часть читателей при чтении не прибегает к внешней мимике.

Обычно читателю кажется, что он вовсе не произносит внутри себя текст. Но это не так. Специальные исследования показали, что читатель все равно прибегает к артикуляции. При подобном немом чтении гортань производит такие же движения, как в случае чтения вслух

Обычно различают два режима считывания текста.

1. Режим увидел-проговорил-услышал-понял. Полученный со школьной скамьи, навык в процессе чтения проговаривать текст будет использоваться читателем на протяжении всей жизни. Читатель и в зрелом возрасте будет проговаривать весь текст незаметно для себя. Цепочка для физиолога не слишком сложная. После прохождения зрительных органов сигнал попадает в мозг, оттуда к мышцам языка и гортани. Далее слово беззвучно проговаривается, сигнал от мышц возвращается в мозг, где происходит конечное распознавание смысла.

Вместе с тем происходит параллельный процесс. Причем процесс "зрительные органы-мозг" позволяет распознать прочитанное гораздо быстрее, чем описанный выше. При таком режиме чтения максимальная скорость прочтения не превышает 1200 знаков в минуту.

Артикуляция при чтении в нас закладывается еще со школы. Для того чтобы у ребенка сформировалась правильная речь, его заставляют читать вслух. Это своеобразная .

2. Режим увидел-понял. Гораздо более эффективен этот режим чтения. В данном случае слово не озвучивается, а передается как определенный образ. Каждому из нас такой способ знаком. Именно благодаря ему нам удается воспринять зрительную информацию.

Задача стоит предельно простая - в сжатые сроки перейти от первого режима чтения ко второму. После того, как вы усвоите второй режим, вы будете оперировать понятиями и смысловыми блоками. В результате скорость чтения постепенно увеличится до 1500 знаков в минуту.

Является артикуляция при чтении. Артикуляция ─ это проговаривание во время чтения (у кого-то про себя, а у кого-то и вслух), которое сильно тормозит процесс чтения.

Как избавиться от этого недостатка мы узнаем из настоящего урока № 5, который познакомит с упражнениями по подавлению артикуляции при чтении.

Понятно, что если мы ставим цель увеличить скорость чтения в разы, то достичь этого, не устранив артикуляцию, будет просто невозможно.


Добиться этого можно только при условии формирования нового способа восприятия и понимания текста ─ исключительно за счет зрительного его опознания. Проще говоря, надо научиться читать глазами, исключив из этого процесса речеслуховые органы, а для этого надо устранить артикуляцию.

Для того, чтобы избавиться от артикуляции применяется упражнение с постукиванием. Возникает вопрос: а какая связь между постукиванием и артикуляцией? Самая прямая.

Установлено, что существует непосредственная и естественная связь между движением руки и произнесением слов. Невозможно одновременно читать вслух и выполнять какое-либо упражнение рукой (например, выстукивать ритм) и при этом не сбиваться. В процессе выполнения упражнений в этом смогут убедиться многие.

Итак, одновременно выстукивать ритм и проговаривать текст невозможно. Но выстукивать ритм и воспринимать и понимать текст зрительно можно, и именно этому учит упражнение с постукиванием.

А теперь перейдем непосредственно к упражнению с постукиванием.

Упражнение с постукиванием .

1) Постукивать карандашом по твердой поверхности стола ударами в одну точку.

2) Ритм отбивать активным движением всей руки (не только кисти) твердо, уверенно, четко.


3) При чтении про себя с одновременным постукиванием постоянно на слух контролировать правильность ритма и главным образом его непрерывность. Темп не сбивать.


Для эффективного подавления артикуляции, как правило, достаточно чтения с одновременным выстукиванием ритма в течение 15 ─ 20 часов. Однако, в зависимости от индивидуальных способностей освоение упражнений у некоторых обучающихся может протекать с некоторыми отклонениями.

В основном при выполнении этого упражнения обучающиеся проходят четыре фазы освоения ритма.

Первая фаза . Чтение с выстукиванием специального ритма затруднительно. Получается что-либо одно: или чтение текста, или выстукивание ритма.

Вторая фаза . Чтение с постукиванием освоено, но понять текст не удается.

Третья фаза . Чтение с постукиванием освоено, прочитанное понятно. Но по окончании чтения вспомнить прочитанное невозможно. Возникает явление амнезии ─ мгновенного забывания.

Четвертая фаза . Текст читается с постукиванием легко и свободно, ритм не мешает. Читатель все понимает и по окончании чтения может воспроизвести прочитанное легко.

При выполнении упражнения в соответствии с рекомендуемым ниже порядком следует помнить, что на первом этапе главное — это добиться правильного и непрерывного выстукивания “рисунка” ритма. Надо иметь в виду, что на этом этапе скорость вашего чтения несколько снизится. Это явление закономерно, поскольку здесь надо не ускорить процесс чтения, а качественно его изменить.

Освоение упражнения с выстукиванием ритма зависит от многих индивидуальных особенностей читателей. Как было установлено, после выполнения упражнений возможны три случая.

Первый . Скорость чтения с одновременным постукиванием остается такой же, как и скорость чтения без постукивания (до разучивания упражнения). Это означает, что у обучающегося артикуляции практически не было. Таким людям необходимо развивать способности к созданию ярких зрительных образов при чтении.

Второй . Скорость чтения с постукиванием выше скорости чтения без постукивания (до разучивания упражнения). Была прежде значительная артикуляция. Ее подавление позволило ускорить процесс чтения. В этом случае необходимо продолжать работы до тех пор, пока скорость чтения без постукивания не будет такой же, как и с постукиванием.

Третий . Скорость чтения с постукиванием стала ниже скорости чтения без постукивания (до разучивания упражнений). Была прежде слабая артикуляция. Здесь рекомендуется тренироваться до тех пор, пока скорость чтения с постукиванием не сравняется со скоростью чтения без него.

Календарный порядок выполнения упражнений с постукиванием.

а) Первая неделя

1. Разучить правила выполнения упражнений и сам ритм. Добиться четкого его воспроизведения непрерывно в течение 1—2 мин. Добиться автоматизации выстукивания ритма.

2. Отбивая ритм, попытаться одновременно прочитать что-либо вслух. Убедиться в невозможности одновременного выполнения этих двух действий.

б) Вторая неделя

4. Необходимо ежедневно проверять правильность выстукивания ритма. Также ежедневно в течение 2—3 дней читать с постукиванием 2 — 3 статьи, стараясь понимать читаемое в процессе самого чтения (третья фаза освоения упражнений).

6. Прочитать с постукиванием статью по специальности объемом не более 8 тыс. знаков, затем, продолжая постукивать, закрыть глаза и мысленно изложить содержание прочитанного, отвечая на стандартные вопросы в соответствии с блоками интегрального алгоритма.

7. Прочитать контрольный текст объемом в 3 ─ 4 тыс. знаков с постукиванием и вычислить скорость чтения по формуле. Подвести итоги освоения упражнений с постукиванием, с учетом трех вариантов разобранных выше случаев. Добиться максимального эффекта подавления артикуляции.

В заключение этого тренировочного комплекса прочитать любой текст, но уже без постукивания, измерить скорость чтения и отметить ее рост. В случае удовлетворительных результатов впредь читать тексты без постукивания, но 1 —2 раза в неделю полезно вспоминать ритм и проигрывать его про себя.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Не так давно на нашем ресурсе был опубликован очень , посвящённый скорочтению и различным его аспектам. Однако, несмотря на то, что тренинг вполне самодостаточен и продолжает пользоваться успехом у наших читателей, мы всё же решили в качестве дополнения к нему опубликовать отдельную статью, посвящённую именно теме подавления артикуляции во время чтения, ведь этот вопрос волнует огромное количество людей, любящих книги и увлекающихся чтением. Итак, приступим.

Немного о чтении и артикуляции

Благодаря исследованиям в области лингвистики советского лингвиста и психолога Николая Ивановича Жинкина было выявлено, что чтение представляет собой процесс одновременного приёма и выдачи речи. Во время чтения человек воспринимает текст, т.е. принимает и обрабатывает письменную речь, а по завершению чтения он составляет какое-то представление о том, что только что прочёл, тем самым выдавая результат обработки речи. И на этапе усвоения материала речевые процессы играют немаловажную роль. И именно от их организации зависит то, как быстро читает человек.

Изучение процесса чтения показали, что всего возможны три варианта чтения:

  • Артикуляция – чтение с проговариванием читаемого текста вслух (характеризуется малой скоростью)
  • Чтение про себя – чтение с проговариванием читаемого текста про себя, т.е. со скрытой артикуляцией (возможна высокая скорость)
  • Чтение без артикуляции – чтение молча, с максимальным подавлением скрытой артикуляции, выражающейся в восприятии ключевых слов и основных смысловых рядов (самый совершенный и быстрый способ чтения)

Очевидно, что любая артикуляция существенно замедляет процесс чтения, и если есть желание научиться читать быстрее, то от неё нужно избавляться. Однако здесь возникает вопрос: не будет ли подавление артикуляции отрицательно сказываться на восприятии и осмыслении поступающей информации? Ведь далеко не секрет, что, например, когда требуется запомнить что-либо, человек несколько раз проговаривает это про себя, иначе говоря, просто заучивает. Здесь же можно привести в пример результаты научных изысканий в области внутренней речи при чтении одного из выдающихся отечественных психологов и специалистов в сфере психологии мышления и речи Александра Николаевича Соколова. Согласно им, как уже говорилось, внутренняя речь представляет собой мысленную речь, возникающую в момент сосредоточения на чём-либо, решения какой-то задачи, а также при чтении и написании. Эта внутренняя речь отличается от внешней тем, что произношение в ней носит беззвучный и свёрнутый характер. Внутренняя речь — это так называемые кванты мысли человека, реализующиеся другим кодом. Но слова в ней могут быть эффективно заменены зрительными образами и пространственными схемами, в которых группы из нескольких слов могут быть выражены одним словом, которое обобщает смысл всей фразы.

Также было отмечено, что люди, владеющие навыками быстрого чтения, могут изначально без проговаривания текста улавливать авторский замысел, а затем уже усваивать его на уровне внутренней артикуляции. Получается, что одновременно с высокой скоростью чтения текста, происходит и его глубокое понимание и усвоение – главная идея осознана изначально, а последующий текст служит её уточнением. Короче говоря, человек способен читать быстро и практически без артикуляции, и при этом понимать читаемый материал на 100%. Чтобы такому чтению научиться, нужно реализовать два этапа: сократить артикуляцию, если она имеет место быть и оказывает заметное влияние на процесс чтения, и овладеть особыми приёмами чтения, в которых текст воспринимается как отдельные блоки информации. Но т.к. статья посвящена именно артикуляции, мы не будем касаться методик быстрого чтения, а разберём несколько основных способов подавления внутренней речи.

Подавление артикуляции

Мозг человека обрабатывает огромную часть информации, воспринимаемой посредством зрения. Из этого следует, что именно на зрение ложится очень серьёзная и ответственная функция, однако нередко она связана и другими функциями, например, с двигательной и речевой, что отчётливо прослеживается при чтении. Множество людей подвержены во время чтения непроизвольной артикуляции, которая снижает его скорость и влияет на качество восприятия прочитанного материала. А полноценно воспринять прочитанное довольно сложно, когда вместе со зрительной функцией работает речевая. Следовательно, артикуляция — это помеха чтению. И подавить её можно посредством занятия речевой функции и своего внимания другими процессами.

Первый способ подавления артикуляции

Во время чтения можно вести отсчёт от единицы. Т.е., читая текст, проговаривать не слова, а считать: один, два, три, четыре и так до бесконечности. Это кажется довольно сложным на первый взгляд, но превосходно подавляет артикуляцию, избавляет от необходимости повторять или проговаривать прочитанные слова. Причём, эта техника считается наиболее простой и результативной из всех, и применяется многими быстрочитающими людьми.

Второй способ подавления артикуляции

Этот способ основывается на произношении прочитанных слов с небольшой задержкой – каждое слово воспроизводится уже в то время, когда читается следующее. На практике это осуществляется сложнее, чем первая техника, и сделать это без тренировки под силу не каждому. В некоторых случаях овладеть этой техникой можно только при помощи специалиста.

Третий способ подавления артикуляции

Ещё один популярный и часто применяемый на практике способ. Он заключается в том, что во время чтения человек проговаривает какие-то стихи и куплеты из песен. Используя этот метод, человек программирует свою дикцию на произношение отвлечённого, но хорошо знакомого материала, что выполняется организмом гораздо проще, нежели проговаривание только что прочитанного.

Четвёртый способ подавления артикуляции

Этот способ ещё называют «методом речевых помех». Смысл его заключается в том, что во время чтения нужно выстукивать рукой особый ритм:

  • Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,4 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек

Данный ритм нужно выстукивать как можно чётче, т.к. концентрация внимания происходит не на речевой функции и проговариваемом тексте, а больше на движении и выстукивании ритма, что и позволяет читать быстрее без артикуляции.

Пятый способ подавления артикуляции

Во время чтения можно сознательно повышать и понижать его скорость, благодаря чему исчезает внутреннее проговаривание текста. Менять скорость лучше всего при помощи специально настроенного метронома, который будет задавать темп.

Шестой способ подавления артикуляции

Произведение во время чтения различных движений пальцами или руками. За эти действия отвечает большая часть мозгового двигательного центра, поэтому движения не должны быть произвольными, автоматическими и легко выполнимыми. Нужно их усложнить, чтобы задействовать внимание. К примеру, читая книгу, можно время от времени отводить назад согнутую в локте левую руку или выпрямлять поочерёдно по одному пальцу правой руки.

Седьмой способ подавления артикуляции

Согласно этому способу, чтение должно происходить под специально подобранный темп, который не может быть совместим с проговариванием или же усложняет его. Нужно выбрать для себя такой темп чтения, когда слова будут успевать восприниматься только визуально и речевая функция просто не успеет быть задействована. Поиск подходящего темпа производится экспериментальным путём.

Восьмой способ подавления артикуляции

Данный способ одновременно и приятен и полезен – это прослушивание музыки при чтении. Музыка, играющая на фоне, должна быть лёгкая и не навязчивая. В процессе чтения нужно просто следить за развитием мелодии.

И ещё один способ , направленный на борьбу с артикуляцией – создание помехи. Читая текст, нужно держать у губ палец, словно вы хотите показать кому-то жест «тише». При прочтении нужно контролировать губы и легко скользить взглядом по тексту. Для начала можно выполнять это упражнение на малой скорости, постепенно повышая её. Но повышать скорость следует лишь тогда, когда вы уверены в том, что смысл текста полностью понимается на предшествующей скорости.

Таковы основные способы избавления от артикуляции при чтении. Выполняйте их — и результат не заставит себя долго ждать. Но помните, что ни один из способов не должен стать привычным и применяться на автомате. Главная задача – поставить себя в максимально неудобное для проговаривания текста положение. Поэтому, применяйте разные методы, усложняйте их и пробуйте всячески модифицировать. Со временем вы сможете добиться того, что любая артикуляция при чтении будет сведена к минимуму и для этого вам уже не будут нужны никакие техники.

Если вы не знакомы с нашим основным тренингом по скорочтению, то можете перейти по ссылке, а также можете изучить интересные и , посвящённые данной теме.

Скорочтение - это совокупность манипуляций с текстом, помогающих существенно увеличить скорость чтения человека без существенной потери понимания прочитанной книги. Следует, между прочим иметь в виду, что официально не существует официального разделения между "медленным" и быстрыми методами восприятия информации по той причине, что много читателей используют подходящие для них, упражнения чтения.

Основные фишки скорочтения

  • Устранение, остановок, возвратных движений глаз, регрессии. При традиционном способе чтения очень распространены возвраты к предыдущим словам, что существенно замедляет скорость чтение и снижает понимания текста.
  • Расширения поля зрения. Применяют специальные упражнения (например, таблица «Шульте»), направленные на увеличение охвата взглядом двух-трех слов, нескольких абзацев. Благодаря широкому углу зрения, читающий за одну остановку взгляда, может охватить гораздо большее информации, чем нетренированный.
  • Подавление проговаривания текста - выработка другой стратегии чтения: . Средний читатель имеет необходимые навыки подобного чтения. Например, сразу понимаются логотипы, («Pepsi», "Ford", "GM"«Nike»,). Очень многие привычные словосочетания, воспринимаются без звукового декодирования. При этом следует понимать, что незнакомые слова следует читать декодируя слова в звуковые образы, то есть читать текст в слух.
  • Просмотровое чтение. Сканирование без внимательного фокусирования на кусках информации с малой значимостью.
  • Формирование навыка выделения главной мысли текста, фильтрация мусорной информации и чтения только эффективной и полезной информации.
Существует множество, методикнаправлений, курсов, школ, обучающих навыку быстрого чтения. Большинство из них в той или иной степени базируются на описанных выше методиках скорочтения.
Loading...Loading...