Православные рождественские традиции на руси. Трудная история праздника рождества

«Са-ахарный сын по-очтенной Хавроньи, пятачок с кулачок, хвостик-крючок - подходи, разживись к светлому празднику», - зазывно кричали когда-то раскрасневшиеся от мороза московские торговцы. «А вот щуки зубастые, вкусные, ротастые - хватай за хвосты дюжину к доброму ужину!» Впрочем, нахваливать товар особой нужды не было - в канун Рождества покупателей и так было хоть отбавляй. Перед праздником дома тщательно убирали: до блеска натирали полы, чистили ризы на образах, ставили нарядные лампадки, а на окна вешали белоснежные накрахмаленные занавески. На пол стелили новые светлые ковры с причудливым узором из голубых цветов, дверные ручки долго полировали пучками сухой мяты и бузины и оборачивали тряпочками, чтобы до праздника их не успели «захватать».

Вечером под Рождество, в Сочельник, готовили сочиво - кашу из зерен пшеницы, сдобренную медом, и ароматный напиток - взвар из сушеных груш, яблок и слив. Угощения ставили под образа на кучку сена в память о младенце Христе, рожденном в яслях на сене, дожидались появления первой звезды на небе и скромно ужинали (сорокадневный рождественский пост заканчивался лишь на следующее утро). А после нехитрой трапезы отправлялись в церковь на праздничную службу. Выстояв всенощную, возвращались домой и «впускали» елку. Лесную красавицу, томившуюся в холодных сенях, с почетом вносили в горницу и украшали конфетами, золочеными орехами, пряниками и игрушками. Продуктами для праздничного застолья всегда запасались заранее: две-три свиные туши, сазанов, щук, карпов и всякую птицу несколько дней хранили в холодных погребах. Рождественский стол, накрытый хрустящей белоснежной скатертью, просто ломился от изобилия блюд: аппетитный поросенок с гречневой кашей, румяный окорок, заливное из рыбы, ароматный мясной холодец, сдобренный хренком, гусь с яблоками, изящные пирожки-расстегайчики с вязигой, овощами или ягодами, разнообразные соленья и медовые пряники-козули.


Фото: Shutterstock.com

В морозные зимние деньки от Рождества и до Крещения (19 января), именуемые Святками, праздничное чревоугодие чередовалось с необузданным весельем: катанием с гор на огромных неуклюжих санях и ледянках, игрой в снежки, кулачными боями и, конечно, знаменитыми колядками. Название этой забавы происходит от имени языческого божка пиршеств и мира Коляды. На Руси колядовать особенно любили молодежь и дети: с нетерпением дождавшись вечера и облачившись в звериные шкуры или смешные наряды, веселые компании отправлялись по домам просить угощений и денег.


Фото: Shutterstock.com

Колядовщиков, распевавших песни и озорные частушки, принято было щедро одаривать. Впрочем, находились и прижимистые хозяева, пытавшиеся отделаться от навязчивых визитеров парой баранок или конфет, - в ответ бойкие на язык гости желали скупцам в новом году заполучить «на двор чертей, а в огород - червей» или собрать урожай пшеницы «сплошь с пустыми колосками». Чтобы заставить процессию взять «наилучшие» пожелания обратно, жадинам приходилось раскошеливаться. В рождественские деньки колядовали не только ребята, но и зверята. По городам и весям водили дрессированных медвежат - топтыгины выделывали сложные танцевальные па, играли на гуслях, а затем кланялись и обходили зрителей с шапкой, подолгу простаивая возле тех, кто скупился на награду. В эти праздничные дни любили и погадать - святочные гадания считались самыми правдивыми. «Хочу суженого - красавца писаного и щеголя, кудри длинные, сапожки высокие сафьяновые, рубаха красная, кушак золотой» прочитав старинный заговор, современные девушки непременно удивятся и даже слегка возмутятся. Ну кому, скажите на милость, мог понадобиться эдакий кучерявый модник? А ведь именно о таком спутнике жизни когда-то мечтали их сверстницы - в дни Святок девушки произносили заговор и гадали «на суженого», разложив на полу у печки пшеничные зерна. В дом приносили петуха, да не простого, а черного как смоль - если «вещая» птица склюет все зерна, то жених наверняка вскоре объявится. А если петушок от угощения откажется - увы! - суженого в новом году ждать бесполезно. Особой популярностью пользовались восковые гадания - растопленный воск наливали в таз с водой, а затем рассматривали получившиеся фигурки: сердечко - к «амурным делам», вилы - к ссоре, медальон - к богатству, а бублик - к безденежью.


Фото: Shutterstock.com

Испокон веков Рождество на Руси называли праздником доброты и милосердия, который призывал в первую очередь позаботиться о нуждавшихся и немощных. В Москве и других крупных городах устраивали благотворительные балы и аукционы, накрывали столы с «государевыми» пирожками, кренделями и графинчиками с «горькой» для нищего люда, дарили подарки сиротам и больным. Впрочем, те времена давно ушли в прошлое, а старые рождественские традиции живы и по сей день. Вот только колядовать по домам сегодня вряд ли кому придет в голову - куда лучше в честной компании насладиться все тем же «сыном почтенной Хавроньи», пирогами и прочими вкусностями, а затем прочитать гостям рождественский совет, написанный на старинной открытке: «Чтоб от яств не тяжелеть, доставай-ка сани - с горки весело лететь, обниматься станем».

Звездные башенки


Фото: Shutterstock.com

(6 порций)

Луковицу и зубчик чеснока измельчить, мякоть папайи и 250 г мяса крабов мелко нарезать и перемешать ингредиенты. Смесь посолить-поперчить по вкусу, заправить 2 ст. л. лимонного сока и 6 ст. л. оливкового масла, добавить пару капель острого соуса «табаско» и щепотку сахара и снова перемешать салат. 200 г листьев зеленого салата порвать руками на кусочки и разложить их на блюде. Вырезать звездочки из 12 ломтиков хлеба для тостов, выложить половину из них на салатные листья, украсить звездочки крабовой смесью, накрыть оставшимися тостами и снова украсить их слоем смеси.

В отличие от большинства христианских стран, в России Рождество отмечается не 25 декабря, а 7 января. Это связано с тем, что, в отличие от государства, перешедшего на григорианский календарь еще в 1918 г., церковь продолжает придерживаться юлианского, который отстает от ставшего общепринятым григорианского на 13 дней. Согласно церковному календарю, 25 декабря как раз выпадает на 7 января.

Вместе с Россией 7 января отмечают Рождество и в странах, входящих в зону канонического влияния Русской православной церкви - Белоруссия, Украина, Молдавия, а также русское население стран ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, тогда же рождество отмечают две другие православные церкви - Грузинская и Сербская, а также некоторые группы верующих в других православных странах - Греции, Болгарии и Румынии. А Армянская апостольская церковь, по традиции, отметит Рождество одновременно с крещением - 19 января.

В свою очередь, официальные церковные организации Греции, Болгарии и Румынии, как и большинство православных верующих этих стран, отмечают Рождество вместе с западными христианами - католиками и протестантами - 25 декабря.

Отметим, что Рождество практически слилось с языческим праздником Святок, отмечавшимся еще в те времена, когда наши далекие предки были язычниками. Многие святочные обряды стали неотъемлимой частью празднования Рождества на Руси. При Советской власти, во времена господства официального атеизма, практически все традиции, связанные с празднованием Рождества Христова, были утеряны. Слава Богу, небезвозвратно, и ниже мы попробуем восстановить картину того, как русский народ праздновал приход Спасителя в наш мир.

Рождества ждали долго, подготовка к нему была
весьма скорпулезной и основательной. В прежние времена к празднику готовились загодя: проводили в доме генеральную уборку, ставили и украшали елку, делали заготовки к праздничному столу.

Рождеству предшествовал четырехнедельный строгий пост, заканчивавшийся в канун праздника - Сочельник, в который люди обычно воздерживались от еды до самого позднего вечера, “до первой звезды”. Ужин в Рождественский сочельник был постным по возможности постным. Ели только рыбу да овощи. Благо, в России рыбы было много - белуга, осетрина, судак, навага, селедка, сом, лещ…

Настоящее пиршество с мясными блюдами начиналось в Рождество - после посещения ночной праздничной службы в церкви.

Рождественский стол украшали по-особому: под скатерть обычно клали немного сена или соломы (воспоминание о яслях маленького Иисуса), а под стол - какой-нибудь железный предмет, на который все сидящие за столом поочередно должны ставить ноги, чтобы сохранить здоровье в течение предстоящего года (железо символизирует здоровье и крепость).

После появления в небе первой звезды вся семья собиралась за столом. В праздник потчевали домашних и гостей всевозможными закусками, мясными и рыбными, заливным и студнем. И, уж конечно, трудно было представить рождественскую трапезу без запеченного гуся с яблоками. Жареная птица - украшение рождественского стола. Курицу подают холодной, гуся или утку - горячими. Курицу ели с солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую птицу - с жареным картофелем. Отдельно подают салаты из огурцов, помидоров, капусты, свежие и соленые огурцы, моченые яблоки и бруснику. На Рождество в каждом доме выпекали пироги и пирожки, которыми угощали и тех, кто приходил “колядовать”. Колядки - веселые песни, прославлявшие рождение Христа, но после восславления Спасителя их содержание становилось вполне обычным, праздничным по-светски.

За столом ели, пили, желали друг другу счастья, поздравляли с Рождеством Христовым, а потом раздавали подарки, доставляя огромную радость детям. На следующий день все принимали гостей и ходили в гости сами.

Рождество – светлый и добрый семейный праздник, на который собираются самые близкие люди. Встречают Рождество за праздничным столом шумно и весело. В этот праздник все дарят друг другу подарки и верят в волшебство. Однако не все рождественские обычаи, заложенные в старину, сохранились до сегодняшнего дня. Накануне Рождества в Сочельник полагалось поститься, на Рождество устраивать богатое застолье, а на следующий день после Рождества встречать Святки песнями, хороводами, играми. Во время святочных гуляний веселились от души, катались с горок, рядились разной нечистью, пугали детей и девушек…

Важным для сегодняшних россиян стал религиозный смысл праздника. В Рождественские праздники православные люди посещают церковь, где идут рождественские службы.

С 1991 года день Рождества Христова объявлен выходным. В ночь на Рождество по федеральным каналам российского телевидения передается торжественное богослужение из храма Христа Спасителя.

Когда-то в давние времена Рождество на Руси отмечали 25 декабря, точно также как празднуют Рождество до Нового года в сегодняшней Европе. Ждали праздник с нетерпением и готовились к нему заранее: наводили порядок в домах, наряжали елки, готовили различные праздничные угощения. В начале 19 века в городах и селах России открывались елочные базары, где можно было выбрать зеленую красавицу, купить елочные украшения и рождественские подарки. Елку украшали детскими игрушками, свечами и сладостями, которые потом раздавались детям. Эти особенности празднования вошли в русские традиции.

Изменение времени празднования Рождества было связано с тем, что в начале 20-го века наша церковь отказалась перейти на григорианский календарь, в результате чего образовалось временное несоответствие празднования Рождества у христиан и католиков (христиане празднуют Рождество на 13 дней позже, чем католики). Православные церкви (русская, грузинская, сербская, болгарская…) пользуются Юлианским календарем, где 25-е декабря соответствует 7-му января григорианского календаря.

Точная дата появления на Руси первой елки не известна. В литературных источниках говорится, что обычай ставить елку был привезен в Россию будущей женой Николая I (1796 — 1855), прусской принцессой Шарлоттой. Есть предположение, что первая елка была поставлена к Рождеству немцами, проживающими в Петербурге в 40-е годы 19 века. Следовательно, первая елка была рождественским атрибутом.

По третьей версии традиция наряжать новогоднюю ёлку пришла в Россию из Петровской эпохи.

К концу XIX века ёлка стала главным украшением зимних праздников.

Было и время запрета украшения елок в России. Из-за войны с Германией в 1916 году рождественская елка была запрещена Святейшим Синодом. Пренебрежение к елке как к чуждой затее проявляли и пришедшие к власти большевики. В годы Советской власти многие традиции празднования православного Рождества оказались утраченными.

Традиция наряжать елку вернулась в Россию в 1935 году. Елка превратилась из рождественского атрибута в новогодний. Люди стали украшать елку по-советски пятиконечной звездой на верхушке.

Традиция украшать елку семиконечной звездой, символизировавшей согласно Евангелию звезду, приведшую волхвов к только что родившемуся младенцу Христу, ушла в прошлое.

Со сменой эпох изменялось отношение к Рождественским традициям. С приходом Советской власти значимым стал праздник Новый год, традиция празднования Рождества оказалась забытой.

После распада Советского Союза традиционным семейным праздником остался Новый год.

Рождество встречали только православные верующие.

Сегодня Рождество – один из главных христианских праздников (второй по значимости праздник после ). Его отмечают по старому юлианскому календарю 7 января.

Рождеству предшествовал сорокадневный строгий пост (с 28-го ноября по 6-е января), во время которого воздерживались практически от всякой пищи. Из рациона исключали мясо, яйца, сало и молочные продукты. Любители покушать иногда нарушали основной пост, приговаривая «пост – не мост, можно и объехать», но накануне Рождества, как правило, соблюдали умеренность в еде.

Самый строгий день рождественского поста приходился на 6 января. Обходились «сочивом» (голодной кутьёй) вареной пшеницей (распаренным на воде ячменем, рисом) с медом. Отсюда и название — «сочельник». До первой звезды (символа Вифлеемской звезды) другую пищу на стол не подавали.

Пост требовал не только воздержание от еды, но и соблюдения правил поведения. По мнению Иоанна Златоуста, «истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
В Сочельник по обычаю завершали все дела к обеденному времени и засветло ходили в баню. После ужина шли на всенощную службу в церковь. Встречали Рождество в новой одежде.

Особое значение придавали рождественскому столу. На стол стелили новую скатерть, под которую подкладывали пучок сена или соломы (символ ясли, где родился Иисус Христос). По русским традициям угощения состояли из 12 блюд: кутья, студень, заливная рыба, блины, буженина, бараний бок с кашей, жареный поросенок, гусь с антоновскими яблоками, утка с капустой, пироги, соления.

Число 12 считалось священным, так как это соответствовало числу верных апостолов Христа и количеству святочных дней. Каждое кушанье полагалось пробовать. За праздничной трапезой присутствовало четное количество людей. В случае нечетного числа ставился лишний прибор.

Кутью полагалось запивать «взваром» (густой компот или кисель из сухофруктов).

К рождественскому столу приглашали всех вошедших в дом гостей.

Особенно рады были приветить нищего. Верили в то, что в его образе мог войти Христос.

На Руси существовал обычай – переодевшись в шубы навыворот, стучать в дома, петь колядки с добрыми пожеланиями хозяевам, прославлять Господа. Считалось, что год будет удачным, если в сочельник придут ребята с колядками, рассыпая у ворот или дверей дома крупу. Крупа символизировала достаток.

За свою работу колядующие получали разные угощения.

В ночь перед Рождеством девушки гадали. Их гадания были связаны с поиском суженого. Самое распространенное гадание – бросание валенка через забор. Носок валенка должен указать сторону, где живет суженый.

Девушек интересовало многое: бедными или богатыми будут они в замужестве, жадными или добрыми будут их мужья, выйдут они замуж или останутся «в девках».

Почему люди верят в рождественские гадания, и какое время года самое колдовское? Древняя история славян многое объясняет.

Смена юлианского календаря на григорианский привела к несоответствию прежних праздников и нынешних, хотя значение праздников не изменилось.

По языческим преданиям, дню зимнего солнцеворота соответствовало свое божество – Карачун (бог смерти). Карачун насылал мор на скот, вызывал тяжелые болезни.

Приход божества мира и праздника — Коляды (25 декабря) означает торжество жизни над смертью. Коляда побеждает зло Карачуна, восстанавливая на земле мир и спокойствие.

Издавна к Коляде обращались за помощью жены и матери, желающие оградить их сыновей и мужей от набегов враждебных племен, незамужние девушки, крестьяне, просившие урожая в будущем году…

Считается, что Новый год – это начало мира и благоденствия.

Рождественское время считался периодом активности умерших предков. Традиция святочных гаданий связана с тем, что души предков в эти дни проявляют отзывчивость на просьбы потомков. Люди верят в то, что души их предков подскажут им верный путь, помогут сделать правильный выбор.

Гадания – это веселое времяпровождение, и верить в них не стоит.

В сочельник ставят в воду несколько луковиц. К луковицам прикрепляют мужские имена. Говорят, что луковица, пустившая стрелки первой укажет имя суженого.

Перед сном девушка съедает что-нибудь соленое, загадывая желание: «Суженый, ряженый, приди ко мне и напои меня!» Подавший во сне воды молодой человек станет ее суженым.

Газету или лист бумаги нужно измять, не глядя до бесформенной массы, положить на плоскую тарелку и поджечь.

Сгоревшую газету осторожно поднести к стенке, чтобы рассмотреть тень от оставшегося пепла. Считается, что очертания тени предсказывают будущее.

В рождественскую ночь девушка может увидеть своего суженого. Ей нужно остаться одной в комнате, зажечь свечу между двумя зеркалами и смотреть в «коридор отражений», откуда должен появиться жених.

Рождество, совпавшее с воскресеньем, предвещало урожайное лето, хороший медовый сбор, рождество, совпавшее с понедельником – снежную зиму и дождливую весну.

В Рождество было запрещено шить и вязать. Осмелевшим нарушить запрет угрожала слепота.

Запрещалось работать: стирать, мыть, прясть…

Встречать Рождество полагалось в новой рубахе (старая, но чистая рубаха сулила неурожай)

Охота на зверей и птиц от Рождества до Крещения находилась под запретом, так как могла принести в дом несчастья.

С Рождества начинаются Святки, которые длятся до самого Крещения. Согласно святочным традициям, имеющим дохристианские корни, наши предки в Святки прославляли Солнце. Сегодня христиане славят торжественными песнями Христа.

В Святочные праздники хозяева приглашали к себе гостей, устраивали различные уличные гуляния.

Многие традиции, связанные с празднованием Рождества, оказались забытыми. Не все хозяйки придерживаются кулинарных традиций. В наши дни не принято соблюдать пост, наряжаться, ходить по дворам с колядками, приглашать на Рождество много гостей.

Жива сегодня главная Рождественская традиция – всепрощение, проявление милосердия и доброты. Мы собираемся в семейном кругу или в кругу близких людей, проявляем гостеприимство и щедрость, прощаем старые обиды, радуемся жизни и желаем друг другу счастья и добра.

Надеюсь, что моя статья будет полезной для тех, кого волнует сохранение традиций. Ведь вековые традиции и обычаи должны стать нашим стилем жизни, нашим образом мысли, главным связующим мостом между поколениями.

Праздник Рождества Христова был на Руси одним из самых любимых, так как знаменовал собой важный период. С одной стороны, кончился Рождественский пост, с другой – намечался Великий. Да и сама пора, когда все работы по хозяйству замирали, предполагала отвлечение от насущных забот и радостную встречу рождения Спасителя. Какие же традиции празднования Рождества Христова существовали на Руси?

На селе

У крестьян сложились свои особые обычаи празднования Рождества Христова, которые отличались от городских традиций. Так, канун праздника – Рождественский сочельник – проводился в строгом посте. Есть начинали только с восходом первой звезды в ночь с 6 на 7 января. При этом сама трапеза совершалась по-особому. В сочельник, перед закатом солнца, вся семья становилась на молитву. По её окончании хозяин дома брал зажжённую восковую свечу и прикреплял её к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносилась охапка соломы и сена, которыми застилался передний «красный» (с иконами) угол дома. Под иконы также ставился необмолоченный сноп ржи и кутья (каша, разведённая мёдом). После этого вся семья садилась за стол.

Эти обряды имели двойной смысл. С одной стороны, в них оставались элементы языческого прошлого славян – солома, сено и прочее символизировали собой пробуждение творческих сил природы, начало нового жизненного цикла после долгой зимы. С другой стороны, закладывался и христианский смысл: солома и сено были символом яслей (кормушки для скота), в которых находился Спаситель после рождения, а поставленные в «красный» угол, они напоминали пещеру Рождества.

После ночной трапезы все выходили гулять на улицу, начинались колядки. Колядование заключалось в том, что молодые парни и девушки, а иногда и дети, собирались группами и, переходя от одного двора к другому, пели под окнами небольшие песни в честь Рождества Спасителя. По обычаю, хозяин дома приглашал молодёжь к себе или, как минимум, давал деньги, хлеб, сладости, а тем, кто постарше, и спиртное.

Сам праздник крестьяне старались встретить в храме за богослужением. Однако после праздничной службы начиналось настоящее разгулье. Как отмечают отечественные этнографы, на праздник Рождества Христова в сёлах пили много. Бывало, что единственными, кто после гулянок мог стоять на ногах, были маленькие дети и подростки. И всё же молодёжь продолжала колядовать и славить рождение Спасителя. Славильщики, как правило, пели тропарь праздника, а в конце прибавляли небольшое песнопение-присказку. Одна из них звучала так:

Пречистая Дева Мария

Иисуса Христа породила.

В яслях положила,

Звезда ясно сияла,

Трём царям путь показала –

Три царя приходили,

Богу дары приносили,

На колени припадали,

Христа величали…

В городе

В городах праздник Рождества Христова был временем, когда человек оставлял обычный распорядок своей жизни. Большинство горожан в честь праздника совершали дела милосердия и благотворительности. Тон в этом, как правило, задавал царь и его окружение.

Так, например, накануне празднования Рождества, царь традиционно посещал богадельни и тюрьмы, где раздавал щедрую милостыню и из собственных рук кормил обездоленных.

В сам праздник, помимо участия в праздничном храмовом богослужении, было принято приглашать духовенство к себе домой для совершения молебна. По его окончании царь, а по его примеру и весь двор, устраивал благотворительную трапезу для нищих и бездомных, на которой снова раздавал милостыню. Сохранились свидетельства того, что за совершение дел милосердия царь повышал своих подчинённых, как это делалось за службу. В целом канун Рождества и сам праздник были временем пиров, а не работы.

По обычаю, в эти два дня не разрешалось судить и работать в приказах, торговцам запрещалось сидеть в своих лавках как минимум за три часа до начала праздничных богослужений. Православная Церковь также призывала верующих в эти дни оставить все житейские заботы.

К сожалению, праздничные народные традиции не всегда были благопристойными. Простые горожане считали, что в честь такого великого праздника, да ещё и после поста, можно разговеться спиртным. Дело доходило до того, что в эти дни около питейных, кабаков и кружечных дворов собирались целые толпы народа. По этому поводу русский историк Николай Иванович Костомаров приводит поговорку, которая бытовала в среде горожан и характеризовала собой их отношение к празднику: «Кто празднику рад, тот до свету пьян».

Однако важно заметить, что Русская Православная Церковь всегда противостояла такому разгулу и призывала к благочестивому празднованию Рождества - к крестным ходам, молитвам, славословиям, духовной радости. В качестве вразумления за безудержный разгул священники накладывали на людей епитимьи (церковные наказания), а также отлучали от участия в Таинстве Евхаристии на продолжительное время. Таким образом, именно Церковь старалась оградить человека от его пагубных привычек, напоминая о главном смысле рождественских торжеств – приходе в мир Спасителя Иисуса Христа.

Подготовил: Сергей Милов

Loading...Loading...