Каким лаком можно покрыть декупаж. Декупаж: как выбрать финишный лак

После того, как кропотливый творческий процесс работы над изделием закончен, его необходимо покрыть лаком, чтобы защитить от истирания, воздействия влаги и других подобных процессов. Кроме того лакировка выравнивает внешний вид работы, приводит цвета акриловых красок к единой степени глянцевости и скрадывает переход между краем декупажной карты и поверхностью.

У многих людей, недавно открывших для себя мир хобби и творчества, возникают вопросы, как правильно наносить лак, чтобы не испортить изделие на последнем этапе работы. В этой статье мы рассмотрим основные моменты, которые могут поставить новичка в трудную ситуацию.

Чем наносится лак?

Для нанесения лака традиционно используются кисти. Не рекомендуется использовать губку или валик, так как они могут оставить следы на поверхности и сделать покрытие неравномерным. Хотя некоторые мастера с помощью поролонового спонжа специально добиваются определенного декоративного эффекта.

Лучше всего использовать для лакировки широкие плоские синтетические кисти с длинным ворсом . Очень важно чтобы выбранная кисть была чистой!

Выбирайте плоские кисти с мягким синтетическим ворсом. Жёсткая синтетика или щетина оставит полосы лака на поверхности, а мягкая белка или колонок оставят неравномерный слой и быстро выйдут из строя. Синтетика же, в отличии от других материалов, достаточно упругая для равномерного нанесения слоя лака и при этом не оставляет «полосатости». Кроме этого, рекомендуем для лакировки завести отдельные кисти, которые не будут использоваться для окрашивания. Ширина кистей зависит от размеров лакируемой поверхности, но, обычно, они больше, чем кисти для красок.

Какой лак выбрать?

Для начала определитесь, матовую или глянцевую поверхность вы хотите получить в итоге. Глянцевый лак сделает цвета красок ярче, но будет бликовать на свету. Матовый лак приглушит цвета. Если не можете определиться наверняка, можно выбрать полуматовый лак , который занимает промежуточное состояние между вышеперечисленными лаками.

На выбор степени глянцевости лака зависит также и стиль лакируемого изделия. В частности, в декупаже и декоре, существуют стили, исключающие тот или иной вид лака. Так, винтаж, шебби-шик, кантри и другие «состаренные» стили предполагают матовое покрытие, а современные стили (классика, арт-деко, поп-арт) чаще всего покрываются глянцем. К этим рекомендациям стоит прислушаться, однако, если ваша задумка выходит за общепринятые рамки, воплощайте её. В случае, если результат вдруг не устроит, достаточно нанести сверху пару слоев другого лака, чтобы исправить ситуацию.


Как нанести лак на поверхность?

Очень важным является способ нанесения лака на поверхность. Золотое правило при лакировке - лучше несколько тонких слоев, чем один толстый. Перед работой отлейте небольшое количество лака в чистую посуду - например, пластиковый стаканчик. Так вы сможете избежать порчи лака в банке (высыхания или случайного перемешивания с недосохшей краской). Окунать кисть в лак следует не больше, чем на половину длины ворса. Первые два-три слоя лака наносим быстрыми короткими движениями, избегая многократного нанесения состава на одно место. Это связано с пористостью поверхности: лак моментально впитывается, как в губку, создавая неровный слой. В дальнейшем, когда лаковая плёнка уже будет на изделии, разравнивайте лак плавными движениям от края к краю.

Благодаря тому, что акриловый лак до высыхания белый, можно видеть, куда он уже нанесен, что делает нанесение более равномерным.

Если акриловый лак загустел и при нанесении остаются полосы, можно слегка разбавить лак водой до консистенции жидкой сметаны.


Важно знать, что глянцевый акриловый лак по природе своей слегка липнет после высыхания. Чтобы избежать этого, рекомендуется дополнительно покрывать изделие последним слоем специальным финишным лаком , он устранит липкость.

Матовый лак при многократном нанесении скрадывает яркость красок, картинка тускнеет и мутнеет. Поэтому, если нужна матовая поверхность, но количество слоев лака по задумке велико, используйте матовый лак в самом конце, для двух-трёх финишных слоев.

Количество слоёв лака.

В классическом декупаже количество слоёв лака порой доходит до умопомрачительных цифр - опытные мастера наносят до ста тонких слоев лака, а иногда и ещё больше. Однако, зачастую такое количество лака не нужно. Так, в работах в стиле прованс или шебби-шик лакировка нужна только для защиты изделия от воздействия окружающей среды, поэтому достаточно пяти-шести слоёв лака.

Большое количество слоев лака нужно и при использовании различных декоративных техник - имитация фарфора или эмали, 3D декоре и так далее.

1. Наносим лак.

3. После высыхания ошкуриваем поверхность мелкой наждачной бумагой.

Повторяем процесс нужное количество раз.


Многослойную лакировку широко используют в декупаже. Сперва наносят несколько слоев лака (2-3), сушат, а затем осторожно шкурят наждачной бумагой, но стараясь убрать лак только в местах, где наклеен декупажный мотив, чтобы сгладить общий «рельеф». Затем наносят еще несколько слоев лака и снова ошкуривают-сглаживают выпуклости. И, как обычно, повторяют эти действия до полного выравнивания поверхности.

Важно дожидаться полного высыхания лака. Для этого требуется много времени, ведь каждый слой сохнет от двух до 12 часов (в зависимости от лака, температуры и влажности в помещении). Спешка в лакировке чревата различными проблемами. Недосушенный лак может стать липким, при ошкуривании он может помутнеть или вовсе сойти лоскутами с изделия. Поэтому стоит набраться терпения и проводить лакировку по всем правилам. Многие мастера этап лакировки совмещают с работой над другими изделиями по принципу «нанёс лак и отложил».

Другие виды лака. Кроме акриловых лаков на водной основе существует масса лаков на различных органических и синтетических растворителях. Их используют значительно реже и направленность у них достаточно узкая. Большинство таких составов значительно дороже и сложнее в использовании, имеют достаточно сильный, часто неприятный, запах, а кисти после их использования возможно отмыть только специальными растворителями. Однако бывают ситуации, в которых без таких лаков не обойтись. Поэтому перед покупкой стоит заранее ознакомиться с технологией работы с такими составами и запастись растворителями для очистки кистей


После лакирования. Не забывайте сразу же очищать кисти после лака (подробнее в записи «Как очистить кисти от лака. Как мыть кисти») и они еще долго будут служить вам!

Удачи вам в творчестве!

Современный рынок предлагает множество лаков для декупажа, имеющих различный состав и свойства. Разобраться в таком изобилии, особенно новичку, бывает непросто.

В данной статье вы познакомитесь с наиболее популярными видами этого материала. Рассмотрение их преимуществ и недостатков помогут разобраться, как выбрать хороший лак для своего творчества.

Акриловый

Используется чаще всего. Подходит для выполнения практически любых типов операций:

  • приклеивания элементов рисунка к заготовке;
  • маскировки границы между основой и краем декора;
  • создания различных эффектов, таких как кракелюр, объём, патинирование;
  • грунтовки поверхности основы;
  • создания финишного защитного слоя.

Акриловый лак для декупажа быстро сохнет, при этом образуется плотная несмываемая плёнка. Если этот материал загустел, его легко можно разбавить водой. Не содержит вредных компонентов. Достаточно эластичен и прочен.


Недостаток – при работе с ним влажность воздуха в помещении не должна быть менее 50%, иначе процесс кристаллизации будет проходить плохо.

Стекловидный

Используется чаще всего для нанесения на изделия из кожи, особенно если их предполагается часто сгибать или тереть. Создаёт эластичную и стойкую к агрессивному внешнему воздействию плёнку. Может применяться в качестве финишного, если нужно создать идеально гладкую глянцевую поверхность.

В отличие от эпоксидных смол гораздо проще в использовании. Хорошо разводится водой, инструменты по окончании работы с ним легко моются с помощью чистящих средств.


Стекловидный лак для декупажа имеет два недостатка: во-первых он достаточно дорогой, во вторых требователен к условиям хранения и транспортировки. При низких температурах его свойства ухудшаются.

Цапон

Обладает высокой термостойкостью, поэтому отлично подходит для нанесения на изделия, которые будут часто подвергаться сильному нагреванию.

Достаточно универсальный, но чаще всего применяется как финишный лак для декупажа. Имеет низкую цену, легко наносится, может разбавляться ацетоном.

Недостатком цапона является сильный запах. Пользоваться им лучше в хорошо проветриваемом помещении. Кисти после работы моются в начале растворителем, а потом мыльной водой.

Алкидный

Используется для покрытия изделий, которые будут затем интенсивно эксплуатироваться. Делает поверхность необычайно плотной, а также стойкой к грубым воздействиям.

Долго сохнет, но результат будет радовать вас безупречным видом долгие годы. Сушить феном его не рекомендуется, иначе может появиться желтизна, пузыри или мелкие трещины.

Очистить кисточки после алкидного лака довольно трудно, и делать это нужно специальным растворителем. Лучше покупать данный материал в форме спрея, или использовать в работе одноразовые кисти.

Полиуретановый

Бывает на водной или неводной основе. При использовании последнего получается более надёжное покрытие, однако такой лак менее экологичен и безопасен.

Обладает высокой влагостойкостью, поэтому популярен при работе с изделиями, которые в ходе эксплуатации часто имеют контакт с водой. Сохнет быстро, но требует выдержки в течение нескольких дней для достижения максимальной плотности.

После использования полиуретанового лака на водной основе кисточки промываются в обычном мыльном растворе, на неводной – специальным растворителем.

Альтернативные варианты

Любой из вышеописанных материалов стоит немалых денег, поэтому некоторые люди задаются вопросом: чем можно заменить лак для декупажа? Рассмотрим несколько альтернативных вариантов.

В качестве грунтовки прекрасно подойдёт белая строительная краска на основе акрила, смешанная с клеем ПВА в примерном соотношении 1:3. Добавив в эту смесь колер или пигмент, вы получите экономный вариант краски. Для лакирования вполне подойдёт паркетный лак или яхтный.

Вместо клея можно использовать тот же ПВА, смешанный с водой в пропорции 1:1. Для создания патины многие мастера используют рассыпчатые тени для век. Объёмный контур создаётся с помощью вышеупомянутого клея, в который добавляется мука и гуашь.


Как видите, все описанные виды материалов имеют свои особенности. Решить для себя, какой лак для декупажа лучше, можете только вы сами. Пробуйте, и вы подберёте наиболее подходящий и удобный именно для вас.

Фото лака для декупажа

Различные виды рукоделия в наши дни стремительно набирают популярность. И если раньше поголовному большинству было знакомо лишь оригами, то теперь, гордо задрав носы, по планете шествуют всевозможные техники - и квиллинг, и скрапбукинг, и декупаж. Именно о последнем и пойдет ниже речь. Вернее, не столько о нем самом, сколько о необходимых для него материалах, в частности лаках. Какой лак для декупажа выбрать и какие они вообще бывают - подскажем далее.

Что такое декупаж

Наверняка иностранное слово «декупаж» у многих вызывает закономерный вопрос: что это за зверь такой? Поэтому, прежде чем говорить о лаках для этого вида искусства, стоит хотя бы вкратце рассказать о нем самом.

Декупажем называют такой вид декорирования поверхности, когда на нужное место/вещь приклеивается изображение и сверху закрепляется специальным лаком. Таким образом можно своими руками творить невероятную красоту - причем в единичном, штучном экземпляре. А научиться украшать изделия с помощью декупажа под силу любому - и мужчине, и женщине, и ребенку, и старику: было бы желание, а сложного в данной технике нет совершенно ничего.

Не нужно думать, что поверхность для декорирования должна быть какая-то особенная. Вовсе нет! Декупаж прекрасно подходит, а главное, шикарно смотрится на чем угодно - будь то дерево, стекло, пластмасса, металл, ткань, кожа или картон. Выбор огромен, ограничений нет никаких! Тарелки и шкатулки, зеркала и комоды, блокноты и альбомы, обложки и фляжки, чайники и бутылки, доски и подносы, фоторамки и вазы - список вещей, подходящих для декупажа, можно продолжать до бесконечности. Начав с чего-то одного, впоследствии очень трудно остановиться - настолько интересным и захватывающим оказывается такое занятие.

История возникновения техники

Несмотря на то что декупаж весьма популярен в современности, начало свое он берет еще со времен «царя Гороха», то есть с очень давних пор. А если конкретно - то с двенадцатого века. Рождением своим данная техника обязана смекалистым и рукодельным китайцам, фантазия которых воистину не знает границ. Китайские крестьяне в те стародавние времена начали украшать свои жилища с помощью разного рода аппликаций. В их стране подобный вид декоративно-прикладного искусства достаточно быстро вошел в моду и вскоре просочился за территорию Китая. Гуляя по миру, техника аппликаций добралась до Европы, где в семнадцатом веке достигла, пожалуй, наивысшей точки своей популярности.

Семнадцатое столетие было временем моды на Восток, соответственно, украшения и узоры в японском и китайском стиле ценились весьма высоко. С помощью китайских аппликаций европейские мастера украшали мебель, стоимость которой взлетала практически до небес. Такой предмет интерьера считался роскошью, и позволить его себе приобрести мог далеко не каждый. А хотелось-то иметь в своем доме подобную вещицу, конечно, всем! Вот тогда чью-то светлую голову и осенила простая мысль, как и красоту соблюсти, и деньги сэкономить: восточные узоры или фрагменты картин аккуратно вырезались со своих «насиженных» мест и наклеивались на мебель. Сверху наносился толстый слой лака, чтобы даже самый придирчивый глаз не отличил фальсификацию. Техника аппликаций, как ее называли в Китае, была переименована в лаковую технику и стала очень популярной.

Постепенно украшать вырезанными рисунками и картинками начали не только мебель, но и стены - стартовало это дело в Лондоне, где получило название print rooms («принт-рум»). Настоящего расцвета принт-рум достиг к восемнадцатому веку, когда у отдельных личностей имелись в домах даже целые комнаты, от и до украшенные именно подобным образом. Именно в это время впервые стали выпускать специальную бумагу с картинками для вырезания. На картинках этих красовались, как правило, всевозможные ангелы и купидоны.

Только в двадцатом столетии эта техника получила свое нынешнее название. Как можно догадаться по произношению, обязана она им французскому языку, в котором есть глагол découpage, что в переводе на русский значит «вырезать». Кроме того, именно минувший век подарил технике новые возможности творчества - с помощью салфеток, которые стали использовать в декорировании вместо прежней бумаги.

Материалы для декупажа

Первое, что требуется для декупажа, - сам предмет, который, собственно, и будет декорироваться. Непременно пригодятся и картинки или салфетки, с чьей помощью нужная вещь обретет вторую жизнь. Нужно заранее позаботиться о клее - это может быть либо обыкновенный строительный клей, либо специализированный для декупажа. Нужны и кисточки, и губки. И, разумеется, лаки. А вот о том, для чего они нужны и какие вообще для декупажа бывают, речь пойдет далее.

Зачем нужен лак

Необходимость кистей и клея понятна, но для чего в декорировании поверхности требуется лак? Он выполняет несколько функций. Самая главная - защитная, для обеспечения которой требуются так называемые финишные лаки. Они наносятся на уже полностью завершенное изделие для предохранения его от различного внешнего воздействия.

Применяют также клей-лак для декупажа, чтобы скрепить каждый законченный слой работы - при условии, что этих слоев несколько и предполагается использование тонких декоративных эффектов. Лак нужен и для защиты мотива перед прокрашиванием фона, и для его маскировки, и для создания каких-либо декоративных элементов (как правило, объемных), и в качестве грунтовки… В общем, функций у лака для декупажа масса - следовательно, без него ну никак не обойтись!

Какие бывают лаки

Какой лак используют для декупажа? Ведь их наверняка очень много. Действительно, таких составов много и все они разные. Самое главное, что необходимо запомнить начинающему мастеру по декупажу, так это то, что все лаки в великом своем многообразии, по сути, подразделяются на две категории - это декоративные, то есть те, которые применяются для декора в процессе создания изделия, и так называемые финишные, которые используются на финише (оттого и наименование такое): их целью является защита готовой вещи от воздействия внешних факторов.

Теперь коротко перечислим лаки, используемые в декупаже, а далее остановимся на каждой разновидности чуть более подробно. Итак, в перечень входят акриловые и акрилатные, алкидные, битумный, кракелюрный, полиуретановый, фацетный, стекловидный, шеллачный, нитролак, цапон, масляный, даммарный, нитроалкидный и порцелановый лаки.

Декоративные лаки

К категории декоративных из всех вышеперечисленных относятся битумный, масляные, фацетный и кракелюрный лаки для декупажа. Кроме того, частично декоративным можно считать любой акриловый и алкидный состав (далее к этому вопросу обратимся вновь).

Битумный лак

При работе с подобным лаком важно помнить, что он быстро высыхает, поэтому действовать надо без промедлений. Битумный лак применяют для создания эффекта старины, антикварности: благодаря темной пленке, которая образуется при его высыхании, создается впечатление, что перед вами ретропредмет. Минус подобного состава в его резком специфическом запахе и нестойкости - впрочем, последнее свойственно всем декоративным средствам, именно потому они и нуждаются в покрытии финишным средством.

Кракелюрный лак

Так же как и битумный, этот лак для декупажа нужен для создания эффекта старины. Кроме того, с его помощью создают специальные трещины на поверхности (кстати, битумный состав прекрасно их заделывает).

Кракелюрный лак встречается двух видов - одно- и двухкомпонентный. Первый всегда на водной основе, без запаха, разрешен к использованию даже аллергикам. Второй нужен на последнем этапе декорирования, чтобы создать эффект трещин на самом верхнем слое, уже поверх декупажа.

Фацетный лак

Разновидность кракелюрного. У таких лаков для декупажа основа водная, они являются саморастрескивающимися - высохнув (на это необходимо около суток), дают трещины на поверхности изделия. Наносить его лучше всего не кисточкой, а губкой, поскольку в изначальном виде средство представляет собой пасту.

Масляные лаки

Еще один вид декоративных лаков - масляные. Они состоят из растительных масел, органических растворителей и смол. В зависимости от того, сколько в этих средствах содержится масел, они бывают средние, жирные и тощие. Наибольшую защиту изделию дают жирные лаки, но все равно не стоит полагаться на них и использовать в качестве финишных.

Сохнут масляные лаки довольно долго - от нескольких часов до нескольких суток. Придают изделию яркий блеск.

Финишные лаки

Финишный лак для декупажа, как уже говорилось, необходим для завершающего штриха, для закрепления всей работы. Эти составы отличаются своей повышенной стойкостью. Как правило, они бесцветны, но обладают довольно специфическим запахом. Финишных лаков очень много. Попробуем обозначить хотя бы некоторые из них.

Акриловые

Особенность акрилового лака для декупажа заключается в том, что использован он может быть не только в качестве финишного, но и как декоративный - в виде грунтовки. Эти средства особенно популярны именно за счет того, что подходят практически для любой цели в данной технике. Они достаточно быстро сохнут, нетоксичны, не горючи, не пахнут, со временем не желтеют, воду не пропускают. Акриловый лак для декупажа чаще всего производится на водной основе, но встречаются составы и на основе синтетических смол. Они очень прочны и эластичны. Если такой лак загустел, его легко можно развести водой, ею же очень просто вымыть инструменты после работы - средство легко смоется с них.

Кроме акриловых, есть еще и акрилатные лаки. Разница между ними несущественна - она состоит лишь в том, что в последних присутствуют дополнительные добавки, благодаря которым лаки становятся еще более эластичными.

Конечно, акриловые и акрилатные составы неидеальны, у них тоже есть свой недостаток - зависимость от влажности. Для того чтобы изделие хорошо просохло и лак лег качественно, влажность воздуха в помещении, где идет или шла работа, должна поддерживаться не ниже уровня пятидесяти процентов.

Алкидные лаки

Пожалуй, вторые по популярности лаки для декупажа. Они очень плотные, устойчивые и по этой причине очень востребованы для покрытия таких изделий, которые постоянно будут подвергаться внешним воздействиям - например, брелоков. Основа данных лаков - алкидная смола и органичные растворители. Они не реагируют ни на жару, ни на холод, является универсальным - их тоже можно использовать для декора, равнодушны к солнечным лучам. Работая с алкидным лаком, важно не вдыхать его испарения, поскольку они токсичны, и не допускать попадания на покрытие влаги. Сушить феном тоже не стоит - он пойдет трещинами или может даже дать желтизну.

Минусами подобных средств являются: во-первых, длительность высыхания - минимум два часа, максимум - несколько суток, а во-вторых, трудоемкость отмывания инструментов после использования. Вода здесь не помощник, поэтому, выбрав для работы алкидный лак, необходимо заранее позаботиться и о специальных растворителях для инструментов.

Даммарный лак

В отличие от вышеуказанных составов, этот в декупаже не очень распространен. Рекомендовано использовать его только в том случае, если предварительно шла работа с масляными красками - например, чтобы покрыть картины.

Основа этого лака - даммарова смола, со временем он становится желтого цвета, с самого начала придает изделию блеск янтарного оттенка.

Нитролаки

Как и даммарный, нитролак используется в декупаже редко. У него, пожалуй, больше минусов, чем плюсов: токсичность, слабая устойчивость к свету и времени (быстро изнашивается, отслаивается), сильный неприятный запах. Его выбирают для использования те, у кого «горят» сроки - достоинство нитролака в том, что сохнет он максимум за полчаса. Кроме того, он достаточно дешевый, что тоже прельщает многих. Однако выбрав нитролак для работы, нужно позаботиться о хорошо проветриваемом помещении, иначе велик шанс отравиться его парами.

Полиуретановые лаки

Какой лак для декупажа самый дорогой? Пожалуй, полиуретановый - его высокая стоимость часто отпугивает потенциальных покупателей. А зря - это единственный минус данного лака при большом количестве плюсов.

Полиуретановый лак водостоек, прочен, экологичен, достаточно быстро сохнет, подходит для любой поверхности. Встречается как на водной основе, так и не на водной (лучше приобретать первые). Устойчив ко всевозможным воздействиям как химического, так и механического характера, не изнашивается, не желтеет со временем. Некоторые называют его лучшим лаком для декупажа. Он бывает одно- и двухкомпонентным, а также самогрунтующимся.

Стекловидный

Стекловидный лак для декупажа используется для создания блестящего глянцевого покрытия. Он производится на водной основе, эластичен, устойчив ко внешним воздействиям, быстро сохнет. Особенность его в том, что он является саморастекаемым - то есть «расползается» по всей поверхности при нанесении, ложась при этом одинаково ровным слоем. Прозрачен, как стекло - отсюда и название.

К минусам данного средства можно отнести его довольно высокую стоимость, маленький объем, а также то, что он не любит холода и на морозе может изменить свои свойства.

Цапон

Отличительная черта и основное достоинство этого вида лака - термостойкость. Он легко наносится, стоит недорого, прочен, универсален, можно разбавить ацетоном. Его основа - растворенная нитроцеллюлоза и искусственные смолы. Цапон безвреден для человека, с ним безопасно работать. Из недостатков стоит назвать запах.

Шеллак

Шеллак используется не только как ногтевое покрытие, но и в качестве лака для декупажа. Он состоит из натуральной смолы от насекомых. Бывает янтарного и прозрачного цвета, при высыхании дает глянцевую поверхность.

Быстросохнущий лак с небольшим запахом, который, впрочем, легко выветривается. К минусам относится высокая цена.

Выбор лака

Какой лак для декупажа выбрать? В этом вопросе полагаться необходимо на следующие моменты. Во-первых, учесть, где будет проходить работа - на улице или в помещении (от этого зависит, с запахом лак приобретать или нет), во-вторых, определиться, что необходимо получить в результате - глянец или нет, в-третьих, помнить, для каких целей будет использоваться готовое изделие - то есть насколько сильно оно будет подвергаться каким-либо воздействиям со стороны и, соответственно, насколько прочным должен быть лак для декупажа. Кроме того, важен и сам предмет - из чего он сделан (стекло, дерево и так далее). Ну и, наконец, немаловажным фактором является цена. Совокупность всех вышеперечисленных критериев и поможет определиться, какой лак для декупажа нужен именно вам в каждом конкретном случае.

Мы всегда боимся начинать какое-то новое дело. Страшно: вдруг что-то пойдет не так. Однако глаза боятся, а руки делают - стоит лишь попробовать, и такое поистине захватывающее занятие, как декупаж, уже не сможет оставить никого равнодушным.

Сегодня мы обсудим основные проблемы и ошибки в декупаже у начинающих и даже у профессионалов, а также как их правильно избегать, чтобы получить идеальный предмет искусства который не стыдно, продать, подарить и даже сделать свою небольшую выставку.

Да, Декупаж – очень увлекательнейшее занятие, познакомившись с которым, уже трудно остановиться. Но как правило, прочитав массу статей и загоревшись сделать что-то в первый раз, мы упускаем массу важных нюансов, сосредоточившись только на процессе наклеивание самого рисунка, не уделяя внимания порой самым важным этапам. А они являются основой положительного результата.

Ошибки при подготовки поверхности при декупаже

Именно от правильной подготовки выбранной поверхности во многом зависит конечный результат хорошего декупажа.

Дерево – обязательное удаление сучков, если есть ямки, дырочки, то затираем шпатлевкой по дереву. После полного высыхания шкурим сначала более крупной, потом самой мелкой наждачной бумагой для гладкости поверхности. Если пропустить этот этап, то выбранный нами мотив просто не ляжет ровно, будет цепляться и рваться.

Стекло и пластик – очень распространенная ошибка у начинающих в декупаже сразу наносить краску, пропуская обезжиривание (спиртом, средством для мытья посуды, окон) и легкое шкурение. Таким образом, со временем рисунок просто может сползти, пойти волной. Исключением является обратный декупаж на стеклянных поверхностях – рисунок будет не красиво смотреться через поцарапанное стекло.

Декупаж металлической поверхности – процедура подготовки такая же, как у стекла с пластиком, единственное, надо не забыть убрать ржавчину, если она есть. Удалить ее можно как домашними подручными средствами – белый уксус, лимонная кислота и сода, или купить в магазине химический растворитель ржавчины. Оставшаяся коррозия даст неприятный желто-коричневый цвет салфетке.

Правильная грунтовка в декупаже

Грунтовка в декупаже является местом распространенных ошибок у начинающих и очень важным шагом. Она является связующим звеном между основой и краской, клеем и лаком. Так же, пропустив этот этап, можно со временем обнаружить проступающую плесень и грибок на Вашей работе под лакированной поверхностью.

Стекло и пластик лучше грунтовать автомобильными грунтовками, обычно они оттеночные, но, если декупаж обратный – только прозрачными. Так же можно использовать для этих поверхностей акриловый художественный грунт.

Дерево – во всех строительных магазинах можно купить грунтовку по дереву. Основная ее задача — не допустить попадания влаги из акриловых красок в древесину, что впоследствии приведет к деформации слоя краски.

Картон – здесь используем специальный грунт для картона или грунтовку для дерева, так как бумага так же прекрасно поглощает воду и теряет свою изначальную форму.

Для текстильной основы применяют акриловый художественный грунт.

Конечно же можно дать совет для начинающих в дукупаже в том, что надо наносить грунт или очень мягкой широкой кистью, или лучше спреем. Жесткая кисть оставит бороздки, что приведет к искажению изображения и неровной поверхности. Если изделие имеет не однородную поверхность, можно использовать губку или кисть меньшего размера.

Не ленитесь, лучше нанесите 3-4 тонких слоя, чем один толстый. Если все же видите неровности – они легко убираются самой нежной наждачной бумагой. Обязательно давайте каждому слою просохнуть, и, только поле этого, наносите второй.

Нанесение краски

На подготовленную и прогрунтованную заготовку необходимо нанести белую акриловую краску (только акриловую, никак не гуашь или акварель – они бледные и не выдержат следующего клеевого слоя — растекутся), она придаст контрастность нашему мотиву из салфетки и рисунок не потеряется на общем фоне. При обратном декупаже – краска наносится на уже приклеенный рисунок.

Краску следует наносить кистью только в одном направлении по одному разу, в противном случае слои будут не ровными, высыхать не равномерно. Для меня идеальным инструментом в данном случае является губка (косметический спонж).

В виде клея лучше использовать специальные клеи для декупажа чтобы избежать кучи проблем, начинающих декупажников. Многие берут обычный клей ПВА и разводят с водой.

Здесь есть нюанс – если в конечном результате желаете иметь яркий белый цвет, то ПВА лучше не использовать, со временем он даст желтизну. Если наносите изображение на лак, то лаки на водной основе лучше избегать – они плохо взаимодействуют с акриловыми красками. Так же следует воздержаться от нитро – такие лаки просто разъедят тонкую бумагу.

Не забывайте, что салфетка после намокания растягивается и рисунок может «уйти в сторону», поэтому важно приклеивать ее, начиная с середины и аккуратно перейти к краям. Таким образом, можно проконтролировать ровность. Излишки бумаги можно будет обрезать или ножничками, или канцелярским ножом для бумаги.

Секреты декупажа

Также известный далеко не всем начинающим секрет декупажа состоит в том, что никогда не клейте рисунок салфетку целиком, даже профессионалом не всегда это под силу. Лучше разделить рисунок на несколько отдельных частей.

Для больших поверхностей все же лучше использовать декупажные карты , предварительно скатав лишний слой (иначе будет сильно заметен перепад уровней) или картинки на рисовой бумаге.

Использование обычных праздничных салфеток вместо декупажных может испортить предмет декора – краски просто поплывут от взаимодействия с клеем и все вокруг испачкают . Такие салфетки стоит приклеивать только на лак или саму краску.

Можно и самим распечатать на принтере понравившуюся сюжет, но тогда лучше выбрать бумагу для этикеток – она тонкая, многослойная и уже имеет первый слой, покрытый пленкой. Ее легко расслоить.

Самое главное – если используете декупажную карту, журнальные вырезки, то клей наносится снизу и поверх рисунка, а перед этим, обязательно бумагу вымочить, чтоб она слегка растянулась и при высыхании не морщилась.

Дорисовка

Распространенной ошибкой декупажников в работе с изображениями является неправильная дорисовка. Ее выполняют только на предварительно покрытую лаком поверхность. Так можно защитить салфетку от своих ошибок и легко удалить не понравившиеся штрихи. Очень важно, чтоб Ваши краски совпадали с общей цветовой гаммой, создавая единую картину.

Финишное покрытие лаком

Лак в декупаже обязателен, он придает любой работе законченный вид. Не стоит игнорировать или экономить на этом этапе, ведь от этого зависит дальнейший внешний вид и срок службы Вашего изделия.

Не стоит наносить акриловый лак на водной основе, если в эксплуатации предмет будет подвергаться воздействию воды.

Наносите лак тонкими слоями, обязательно дожидайтесь его полного высыхания – иначе будут мелкие пузырьки по поверхности, пленка будет вздыматься.

Основные проблемы при декупаже

Основная проблема декупажа у новичков в том, что они хотят все сделать максимально быстро, а ведь чем больше слоев лака, тем больше изделие будет похоже на фабричное. Покрывайте до тех пор, пока не получите идеально гладкую поверхность. Между слоями можно шкурить.

Никогда не используйте лак для кракелюра как финишный. Он создает трещины и со временем туда может забиться грязь.

Как хранить инструменты

Чтоб кисточки не пришлось покупать каждый раз, их надо сразу очищать. После использования средств на водной основе – лучше отмачивать в мыльном растворе. Если химическая основа, то в специальных растворителях.

Познакомившись с основными ошибками, допускаемыми при декупаже, причем не только новичками, мы теперь знаем, как правильно подготовить поверхность, прогрунтовать, какими красками красить и как наклеить салфетку. Что важно знать при дорисовке и чему уделить внимание на финишном этапе покрытия лаком.

Все эти знания дадут нам прекрасный результат и желание творить дальше. Ведь даже не будучи художником и не умея рисовать, мы, при помощи декупажа, можем создать неповторимые картины. А для практики предлагаю ознакомиться в следующей статье с моим . Ну и конечно, читайте множество статей о декупаже на портале Обучения и Саморазвития.

Приветствую всех жителей Страны!
Сегодня я расскажу о лаках, с которыми я работаю в декупаже. Очень часто спрашивают, и не только начинающие, какими лаками работают. Вот я и решилась показать свой небольшой ассортимент. Расскажу о лаках для покрытия работы и для создания спецэффектов. Ну что, начнём?

Начнём с самого обычного лака для декупажа.
Акриловый лак.
у меня от фирмы Перфетто (Литва) . Лак глянцевый, не жалуюсь, хороший лак. матовыми практически не пользуюсь, вещи покрытие им в уходе более капризны.

Акриловый лак.
У меня он в такой банке. Этот лак литовского производства. Плёнка хорошая, прочная, лак густой и белый. При высыхании становится прозрачным.
Каак-то мне пришлось в одной работе соединить оба акриловых лака: специальный для декупажа и простой строительный. И могу сказать, что они отличаются. Сохнут одинаково быстро, но качество плёнки и вид работы немного различны. Спец.лак немного выигрывает в качестве. Но цена! Поэтому декупажный лак берегу, а строительным работаю чаще.

Нитролак.
Ещё, я полазила по и-нету и выяснила, что нитролак и цапон -- братья-родственники. Оба на основе ацетона. Сохнет быстро, если в помещении тепло, хотя бы 15 градусов, то на высыхание требуется минут 15-20. Очень вонюч, но запах выветривается быстро. Вещь тоже пахнет, но через неделю никакого запаха нет и в помине. Мне запах не мешает, но дома работать все же не комендую.

Так тоже может выглядеть банка нитролака. В каждой стране есть свои заводы, выпускающие бытовую химию, и вид банок и название лаков может быть разным. Но основа на которой эти лаки выпускаются одинаковы. Вот я немного и рассказываю о самих лаках, из запахе или каких ещё других подробностях.

Стекловидный лак. Я специально заказывала лак для кожи. Собираюсь декупажить сумки. Стекловидных лаков есть несколько, на водной основе и не неводной. У меня водный лак. Говорят плёнка от него очень прочная и легко сгибается и не трескается. Не знаю, ещё не проверяла. Я с ним сделала только стеклянные бокалы. Проверить правду об этом лаке говорят или нет не смогла - бокалы отдала сразу после того, как лак высох. Я толком так и не смогла понять принцип работы с ним. И ещё, как долго он сохнет ни в одном источнике не нашла, пишут "как только лак высох...". А сколько времени прошло не пишут....

Это клей-лак для фарфора и стекла под запекание. Классная вещь! Им клеить, им же и лакировать. а потом в печку на 1,5 часа. И потом вещь можно мыть, замачивать и даже тереть. Если все правильно сделать, то приклеенный мотив ничем не отодрать! Лаком довольна.

А это лак для придания объёма. Читала как хорошие отзывы о нём, так и не очень. Потому рекомендовать не буду, но скажу, что у меня он сбоев не давал. Но сохнет всё же долго - сутки и более. Эффект объёмности присутствует и зависит от толщины слоя.

А теперь пройдусь по лакам для создания всяких эффектов. Это ведь тоже лаки.
Это трансферный гель. Или ещё его называю - транскрил. Вещь бесподобная! Для работы с распечатками самое то, лучше и не пожелаю никому! наносится 4 слоя с интервалом в 20 минут. Высушивается 2 часа и образуется плотная, но очень пластичная и гибкая плёнка. Истончаю распечатку и у меня в руках замечательная плёночка, которую можно даже тянуть, осторожно, но можно! Для округлых или фигурных поверхностей самое идеальное решение.

Loading...Loading...