Ты хочешь быть прав или счастлив? Хочешь быть правым или счастливым? Быть счастливым а не правым.

В этом посте хочу поговорить о ссорах. Сколько помню большинство ссор возникало из-за какой-нибудь ерунды. Вообще я человек терпеливый, но если ругаюсь, то от души. Помню поссорилась с подругой из-за того, что я "не то сказала". Каждый из нас считал себя правым, она считала, что я должна просить прощения, первая она не подойдет (гордость мешает). Я не шла на примирение, так как не считала себя виноватой.

Я могу попросить прощения, корона с головы не упадет, но, если я действительно накосячила. Не хочешь услышать правду - не спрашивай. По итогу наши пути разошлись, дружба прервалась. Жалею ли я об этом? Нет, все сложилось, как сложилось, но по прошествии лет я понимаю, что эта ситуация "яйца выеденного не стоила". Глупо из-за гордости терять человека.

Еще глупее, если это не дружеские отношения, а отношения в паре. Здесь контролировать себя сложнее всего. Когда появляются чувства, это получается само собой. Любой пустяк воспринимается как трагедия, угроза отношениям и прочее и мы уже сами не понимаем, как "вынесли мозг" друг другу из-за ничего.

И вот вы поссорились. Каждый считает, что другой должен идти на примирение первый. Причины могут быть разные. Однако, наиболее распространенная - это гордость (наше эго ) - я под нее/него не прогнусь (вдруг подумает, что это слабость с моей стороны), это он (-а) виноват (-а), вот пусть и извиняется. И ходим мы такие обиженные, ждем от друг друга первого шага, но сами не звоним. Потом время проходит и как-то становится труднее признать, что был не прав.

Кажется, мы лучше будем жалеть, что так произошло, чем признаем свою неправоту.

"В то время, пока гордость выигрывает, люди теряют друг друга. С.Есенин".

Бывает, что кто-то из двоих идет на примирение - для него чувства оказываются важнее гордости, но и тут не все просто. Хорошо, если партнер это оценит и примет , а не будет использовать это против тебя: "Вот я выиграл (-а) и чтобы я тебя простил(-а), ты должен... Возможно, один раз сделает, может даже другой, третий, но потом ему надоест делать первые шаги и он(-а) уйдет.

Вообще, большую часть разногласий можно уладить простым разговором, правда есть одно условие - искренность. Не так, что я обвиняю тебя или хочу сделать тебе больно (потому что на самом деле мне внутри еще больнее), а я объясняю тебе почему я так поступил(-а), сказал(-а).

Отчего мы все скандалим? МЫ БОИМСЯ! Боимся что нас не ценят, не принимают и не понимают, не уделяют должного внимания, нам чего-то не хватает (опять же из-за страха это что-то потерять) и т.д. Так может стоить объяснить причину, а не "Пусть он(-а) сам(-а) поймет, что был(-а) не прав(-а).

Что для одного пустяк, для другого может иметь первостепенное значение и важно это понимать.

Итак, спроси себя еще раз: "Ты хочешь быть прав или счастлив?"

Ты хочешь быть правым или счастливым?

Это первый вопрос, который я вам задам, когда вы займете место в моем кабинете.
Я буду поражать вас своей тупостью и дальше, задавая его снова и снова....
Я очень нудный однообраз)))!

А мысли мои про мир между Счастьем и справедливостью.

Ну или между смирением и гордыней....

И это все по мотивам моих последних пары групп: алгоритма и марафона.

Итак о смирении и гордыне.

Предполагаю, что многие в этом месте зевнули и потянулись рукой к «мышке» - читать об этих «церковных» словечках нет никакого интереса.

Мне лично чужда религиозность.
Я ближе к вульгарному материализму и из-за советского воспитания, и по моему первому, естественнонаучному, образованию (биология-химия), и по профилю деятельности.

Я понимаю эти слова - гордыня и смирение - не как религиозные (православные, мусульманские, иудейские или буддийские) понятия, а как общечеловеческие категории и психотерапевтические инструменты.

С этими категориями (гордыня-смирение) я сталкиваюсь на каждом тренинге, на каждой семейной и индивидуальной консультации. По большому счету, любую семейную ссору, любое выяснения отношений и даже просто высказывание можно отнести к проявлению гордыни или смирения.

Они должны были поступить не так;
-Меня подставили;
-Мой муж делает все не правильно;
-Моя мама всегда считает, что я неправа;
-Я должна была сказать ему это.
и пр., пр., пр....

В ответ на такие описания я всегда задаю вопрос: ты хочешь быть прав или счастлив?

Правота, поиск справедливости, стремление победить суть выражения гордыни.

Ощущение счастья относится к другой категории - к смирению.

«Смирение» - быть «с миром» в одной размерности, в одном ритме, в одной матрице, если хотите.

Не в контексте добра и зла, а в контексте миросозерцания, миропринадлежности.

Смирение в моем понимании, это некий универсальный инструмент, ключ к решению любой проблемы.

Ключ, способный вывести за пределы справедливости, правоты, победы, и таким образом подняться над конфликтом.

Если любой конфликт, например, черных с белыми, поднимать вверх, на уровень общечеловеческих ценностей, то он теряет смысл.

Конфликт подразумевает противопоставление «мы, белые, хорошие, они, черные, плохие». Мы – это кто? Люди. А они? Люди. Мы любим детей и хотим быть счастливыми, а они? Любят детей и хотят быть счастливыми.

Противопоставления на этом уровне нет. На уровне вопроса «кто я?» конфликт «мы-они» распадается.

В психологии это называют аутфрэйминг – выйти за рамки конфликта в более широкую рамку.

Рискуя показаться излишне религиозным, позволю себе предположить, что бог вне конфликта, потому что его рамки намного шире наших!

Парадигма столкновения, борьбы, конфликта, сравнения себя с другими (неважно, в лучшую или худшую сторону) – это гордыня.

Люди соглашаются, что столкновения между народами и расовая борьба объясняются национальной и расовой гордостью (гордыней).

Она же, гордыня, сильнейший мотиватор к достижению. Так есть ли что-то сильнее, важнее, ценнее достижений?

Но любой словарь скажет вам, что гордыня - это противоположность смирению.

  • 7 Октября, 2018
  • Стиль жизни
  • Лилия Пономарева

Для движения по жизни человеку необходимы ориентиры. Нужно понимать, что плохо, а что хорошо, что является правильным, а что ввергает в заблуждение. В какой-то момент мир делится на белое и черное, а для того, чтобы заметить полутона, нужно отстраниться и посмотреть с другой точки зрения. Встает закономерный вопрос: "Ты хочешь быть прав или счастлив?"

Осознание важности другого мнения

Иногда кажется, что суть ясна, что кто-то поступил несправедливо. После же получения дополнительной информации становится очевидно, что человек не мог поступить иначе. Приходит осознание того, что жизнь многогранна, полна сюрпризов. Появляется понимание того, что если человек поступил именно так, то у него однозначно были на это причины. Прежде чем осуждать его, следует спросить себя о том, что важнее, быть счастливым или быть правым. Ведь проявляя несправедливость к другим, сложно быть счастливым.

Однако для принятия мира во всем многообразии необходимо развитое мировоззрение, психика, способная воспринять мир таким, какой он есть. Способность не судить людей, не доказывать свою правоту, а просто быть счастливым, уважая право окружающих жить так, как им хочется, характеризует зрелую полноценную личность. Сформированная гармоничная личность никому ничего доказывать не будет, т. к. знает, что все приходит к человеку тогда, когда он внутренне к этому готов.

Кто-то может проснуться утром и внезапно осознать, что его родные любят его искренне, а проявление самого светлого чувства далеко не всегда в словах. Часто жизнь играет злую шутку, когда люди, доказывая чью-то вину, осуждая кого-то, чуть позже оказываются в аналогичной ситуации. Один и тот же объект поворачивается другой стороной, показывая все грани, давая прочувствовать неприемлемость категоричных мнений. Человек имеет право быть счастливым и жить так, как считает нужным.

Патологическое неприятие чужой правды

Есть категория людей, не способных к восприятию другой точки зрения. Постоянные споры, активное доказывание правоты и неприемлемость другого мнения говорят о патологии психического восприятия реальности. Такие люди не признают право каждого быть счастливым, предъявляя ко всем свои требования.

Хотя правота сама по себе является парадоксом, ибо основана на субъективном восприятии конкретного человека и не может существовать в принципе. Но человек, доказывая свою правоту, чувствует себя выше других, поддаваясь страху оказаться неправым, уязвленным и несовершенным. При этом забывает, что гораздо лучше быть счастливым, чем правым. Споры же и осуждения забирают долю спокойствия и счастья из жизни.

Ошибка подтверждения

В основе стремления быть правым во всех аспектах лежат комплексы несостоятельности. Дело здесь не в обмане, а в принципах работы мозга, который устроен так, что манипулирует аргументами для доказательства своих убеждений. "Ты хочешь быть прав или счастлив?" - этот вопрос не возникает при наличии патологии.

Человек видит прежде всего то, во что верит или во что хочет верить. Данный феномен назван термином "ошибка подтверждения" и основан на том, что базовым принципом восприятия является поиск фактов, подтверждающих уже имеющуюся систему установок, а не поиск новых мнений, которые могут разрушить сложившиеся стереотипы.

Основы привычки быть правым

Корень всего психологи видят в культуре, когда с детства прививается мнение о том, что ошибаются только глупые. Далее человек стремится избежать ошибок, не осознавая, что именно в процессе жизни, а не боязни ошибиться, приобретается самый ценный опыт, дающий возможность достигать целей и воплощать мечты. На самом же деле кто счастлив, тот и прав.

Стадии проявления привычки быть правым

Формирование патологического стремления к правоте проходит следующие стадии:

  • ‌человек не прав и не имеет смелости в этом признаться даже самому себе;‌
  • происходит осознание ошибки под влиянием аргументов других людей;
  • отрицание неправоты и поиск оправдывающих аргументов.

На последнем этапе человек может выйти из спора номинально правым, но в глубине сердца будет знать, что это не так. Данная ситуация ранит самолюбие и эго не меньше, добавляя ощущение обмана окружающих и самого себя.

Инструменты правоты

Писательница К. Шульц, автор книги про феномен правоты, выделяет следующие аргументы для отстаивания правоты перед самим собой, наиболее часто применяемые сознанием, не желающим рушить устоявшиеся стереотипы и воспринимать другую точку зрения в ущерб собственному самолюбию:

  • Невежество других (возникает убеждение о низком уровне образования и опыта других людей, отсутствии какой-то важной информации, что является причиной их мнения). В данном случае наступает спокойствие, человек не сомневается больше в своей исключительной правоте, стараясь объяснить другим их заблуждения.
  • Неправильные суждения окружающих, их низкие умственные способности (при одинаковой информационной среде другие не видят самого главного, возникает ощущение, что они не способны разобраться в ситуации по причине отсутствия способностей обработки информации, делается логичный вывод о том, что люди с низкими умственными способностями ошибаются).
  • Злонамеренность других (уверенность, что другие тоже знают правду, но стараются очернить оппонента по причине злого умысла).

Как видно из перечисленных аргументов, все они относятся к окружающим людям. Существует мнение, что стремление к правоте является признаком вульгарного ума. Отчасти это так, ведь только высокий уровень самоосознания способен заставить сомневаться в себе, задавать вопрос "ты хочешь быть прав или счастлив?".

Опасность перфекционизма правоты

Приняв тот факт, что каждый является живым человеком, имеет право на собственные решения, человек выводит себя на новый уровень познания себя и мира. Новый уровень основан не на праве делать ошибки, а на отсутствии права судить о том, что является правым, а что - ошибочным.

Объективность - иллюзия, которую сформировали люди для внесения хотя бы видимого порядка в жизнь. Но она имеет коварные качества. Стремление к перфекционизму сводит поведение человека к узким рамкам, регламентированным со всех сторон.

Данное положение вещей закрывает дорогу к постоянному развитию, что заложено в основе вселенной. Закон философии "все течет, все изменяется" касается всего вокруг. Наука, техника, политическая и литературная мысль, мода, культура - все эти сферы проходили множество этапов развития. Одна правота сменяла другую, тем самым двигая развитие общества. Для совершения революционного шага вперед было необходимо сломать существующую систему стереотипов, это проходило болезненно, с жертвами и страданиями, но в этом развитии и движении вся жизнь.

То же происходит с человеком, когда он принимает мир с его несовершенством и позволяет ему развиваться, эволюционируя вместе с ним.

Преимущество неправоты

Осознание собственной неправоты и признание своего права на поиск истины совместно с окружающими требует практических усилий.

Неправота имеет ряд преимуществ:

  • осознание себя человеком;
  • признание своего несовершенства и избавление таким образом от давления общественных и внутренних стереотипов;
  • осознание своих недостатков и адекватная самооценка, способность работать над собой и развиваться;
  • формирование мировоззрения познания мира, совершенствования и обучения, выстраивание приоритета саморазвития, а не репутации.

Тренировка способности быть неправым

Ты хочешь быть прав или счастлив? Ответ каждый выбирает сам. Если есть желание быть счастливым, нужно учиться отказываться от вечной правоты.

Неправым может признать себя только смелый самодостаточный человек. Людям закомплексованным, с нарушениями мировоззрения принять свое несовершенство и взглянуть открыто на недостатки и страхи гораздо сложнее. Учитывая тот факт, что быть неправым является навыком, соответственно, он поддается тренировке.

Выработать способность адекватного восприятия мира со всеми его достоинствами и недостатками помогут следующие методики:

  • проиграть спор - вступление в спор и намеренное его проигрывание поможет признать право на существование другой точки зрения, прочувствовать многогранность мира и мнений;
  • поддержать другую точку зрения;
  • принять чуждое мнение как истину - на некоторое время смотреть на мир глазами противоположного мнения, ища ему подтверждения в окружающих событиях;
  • поставить в приоритет в отношении к другим сострадание, а не правоту;
  • открыться иным мнениям, менять собственное, что вовсе не станет предательством по отношению к себе, а ознаменует личностный рост.

Лара была человеком открытым, но уж слишком «правильным» и принципиальным. К тому же, заядлой спорщицей. Получив образование юриста, она свято верила, что везде должна торжествовать истина. А истина, как известно, рождается в споре. Поэтому в коллективе, где она работала, ее недолюбливали, начальство вспоминало о ней только тогда, когда нужно было выполнить сложную работу, начисто забывая о Ларе, когда речь шла о выборе кандидатуры на освободившуюся руководящую должность. Подруги же предпочитали сразу соглашаться с ее мнением, лишь бы не вступать в долгую утомительную полемику, да и не было у Лары близких подруг. Что касается мужчин, то, несмотря на ее ум, красоту и молодость, они подолгу возле нее не задерживались. Верным ей оставался лишь ее пес по имени Гангстер.

Не то, чтобы Лару тяготило такое положение дел, однако годы шли, и она понимала, что пора бы уже обзаводиться семьей.

Как-то раз судьба забросила ее вместе с сотрудниками по делам фирмы на черноморское побережье. Надо сказать, компания, по мнению Лары, подобралась та еще – Леночка, ровесница Лары, девушка мягкая и, по мнению Лары, несколько наивная и «бесхребетная», и Федор, руководитель отдела, к которому Лара питала не очень дружественные чувства, ибо считала, что с этой должностью она бы справилась лучше.

Леночка в коллективе слыла мягкой добросердечной девушкой, которую все любили, а мужчины ее боготворили, хотя Лара не понимала – почему? Не сказать, чтобы она была красавицей, ну так, миловидное личико, фигурка так себе, бедра широковаты, ноги коротковаты, животик намечается, — не в пример Ларе, длинноногой и подтянутой, не пропускавшей ни одной тренировки в спортзале. Однако что-то в Леночке было притягательное для мужчин, что именно, Лара никак не могла понять, и недоумевала, что же они в ней такого находят, что готовы ради нее на все, ну или практически на все.

Федор был достаточно симпатичным мужчиной, умевшим ладить как с начальством, так и с подчиненными, ровным со всеми, но умевшим зацепить за живое.

Как-то раз, после окончания рабочего дня и ужина в кафе, они решили пройтись по близлежащему парку. Проходя мимо очередного павильона, Леночка остановилась и восторженно замерла перед роскошными нарядами прошлого века.

— А давайте все вместе сфотографируемся в этих нарядах, — предложила она, на что в ответ получила скептическую усмешку Лары.

— Чтобы я влезла в кучу этого барахла – да никогда в жизни!

— А зря! Девушка, Вы такая красивая, посмотрите, у меня для вас есть особенное платье, оно, наверное, всю жизнь ждало Вас, неужели Вы вот так просто пройдете мимо него? – вступил в разговор фотограф, владелец всей этой «красоты».

— Что Вы такое говорите, платья не умеют ждать, им абсолютно все равно, надевает их кто-то, или же они пылятся в каком-нибудь сундуке.

— Ошибаешься, дорогая, у каждой вещи есть своя душа, вот подойди к этому платью, потрогай его руками, и ты почувствуешь, как оно откликнется тебе.

— Ларочка, ну, пожалуйста, примерь его, оно так подойдет к твоим глазам, ты будешь ну чудо как хороша в нем! – заверещала Леночка.

— Лен, хочешь, наряжайся в эти тряпки, — отрезала Лара, — а меня оставь в покое, это не мой стиль.

— И правда, Лена, оставь Ларису, она у нас слишком эмансипирована, чтобы быть просто женщиной, — вмешался Федор в их спор, — я составлю тебе компанию, посмотри, здесь и мужской наряд есть. Мы с тобой отлично будем смотреться вместе на фотографии.

Что-то в глубине души очень больно укололо Лару, но она, как всегда, не подала виду.

— Ладно, если вам делать нечего, развлекайтесь, а я лучше по пляжу пройдусь, — сказала она и пошла в сторону побережья.

Еще некоторое время Лара слышала веселый смех Леночки и остроумные комментарии Федора. На душе почему-то скребли кошки, и всё – и люди, и дома, неимоверно раздражало ее, непонятно почему.

Лара зашла на пирс, села на край, и слезы сами собой хлынули из ее глаз. Сейчас она ненавидела Федора, да и Леночку тоже, и не понимала, почему ее так задела эта ситуация.

— Девушка, Вы случайно не топиться пришли? А то я Вас немедленно спасу!

Лара обернулась и увидела крепкого загорелого парня с бутылкой пива.

— Оставьте меня в покое, я Вас не трогаю, и Вы не трогайте меня, — резко ответила она.

— Жаль, такая красивая девушка, и такая грубая, я же Вам ничего плохого не сказал, хотел только помочь. Ну, извините, — ответил парень и пошел прочь.

Лара осталась одна. Начало темнеть, вдали была слышна музыка из близлежащего кафе. Пели о любви, и Лара чувствовала себя невероятно одинокой. Она дала волю слезам, но легче почему-то не становилось.

Лара не знала, сколько она так просидела, однако, когда она очнулась, поняла, что время было уже позднее, и пора возвращаться в гостиницу.

Проходя мимо злосчастного павильона, она снова увидела все то же платье, и ей почему-то захотелось извиниться перед ним.

«Совсем что ли я с ума сошла», — подумала она, однако подошла к платью и погладила его своей рукой. И ей действительно показалось, что платье радостно откликнулось, что оно ждало ее всю жизнь, и что оно просто не переживет, если Лара вот так сейчас пройдет мимо. Или это она, Лара, не переживет этого?

«Что за глупости?», — подумала Лара, но тут подоспел знакомый фотограф.

— Я знал, что Вы вернетесь, — сказал он, — примерочная вот здесь.

Лара в первый раз в жизни не захотела спорить, тихо зашла в примерочную и переоделась в платье. То, что она почувствовала, было для нее настолько новым, что у нее буквально закружилась голова.

Лара вышла и посмотрелась в зеркало. Из зеркала на нее смотрела совершенно другая девушка – нежная и беззащитная, с прекрасными серыми глазами и загадочной улыбкой. «Да я ли это вообще?» — пронеслось у Лары в голове, но новый образ настолько понравился ей, настолько комфортно она себя в нем чувствовала, что показалось: она будто вернулась в родной дом, где провела самые лучшие годы жизни.

— Вы просто великолепны, — произнес фотограф, и Лара увидела в его глазах столько восхищения, что невольно заулыбалась еще сильнее. Фотограф навел камеру, и Лара поймала себя на мысли, что ей хочется кокетничать с этим мужчиной, хочется быть легкомысленной, ветреной, кружиться в этом необыкновенном платье, хочется быть хрупкой фарфоровой статуэткой, ценной и бережно хранимой.

Лара фотографировалась и фотографировалась, сидя, стоя, принимая различные позы, и это доставляло ей столько удовольствия, что она просто не помнила, когда ей было настолько хорошо.

— Фотографии будут готовы завтра вечером, — сказал фотограф, — приходите, такой прекрасной модели у меня отродясь не было, можно одну из фотографий я повешу на стенд?

— Вешайте, конечно, — ответила Лара и сама удивилась своей покладистости.

Платье снимать очень не хотелось, но не оставлять же его у себя, подумала Лара, переодеваясь в свою одежду. После чудесного платья узкие облегающие брюки, которые она так любила, как-то неудобно сжали ее бедра, так, что ей стало трудно дышать.

«Пойду куплю себе завтра юбку, длинную и пышную», — подумала она, возвращаясь в гостиницу.

На следующий день, едва дождавшись перерыва, Лара побежала в близлежащий торговый центр осуществлять свою задумку. Среди всего цветастого многообразия фасонов и тканей она остановилась на двух вещах – длинном белом сарафане и цветастой юбке. Обе вещи одинаково хорошо сидели на Ларе, осталось выбрать, что же купить.

— Пожалуй, я возьму юбку, сказала она продавщице, отсчитывая деньги.

— Бери сарафан, ты в нем просто сногсшибательна!

Лара обернулась и увидела стоящего рядом Федора.

— Я пришел прикупить сувениров и случайно увидел тебя. Кстати, извини меня за вчерашнее, я был неоправданно резок с тобой, не знаю, что на меня нашло…

— Я возьму юбку, это практичнее, — довольно холодно сказала Лара.

— Тогда бери обе вещи.

— Я не рассчитывала на такие траты, боюсь, не доживу до зарплаты.

— Я могу одолжить тебе нужную сумму… А хочешь, я подарю тебе этот сарафан, чтобы загладить свою вину перед тобой?

— Нет, спасибо, это слишком дорогой подарок. Не хочу быть обязанной начальству.

— Ну, как знаешь. Мое дело предложить…

— А мое — отказаться, — завершила диалог Лара, расплачиваясь за юбку.

Вечером после работы Лара побежала забирать готовые фотографии. Приближаясь к павильону, она заметила Федора и Леночку, внимательно рассматривающих рекламный стенд.

— Привет, на что это вы так внимательно смотрите? – спросила она и увидела висящую на стенде одну из своих фотографий. Надо сказать, фотография была действительно великолепная.

— Ларка, глазам не верю! Это же ты! Вот это да! – верещала Леночка, — Ты все-таки сделала это! Я же говорила, это платье ТВОЕ!

А Федор просто стоял молча. Но что-то странное и до сих пор не знакомое было в его взгляде. Это было восхищение вперемешку с изумлением от увиденного.

Забирая свои фотографии, Леночка попрощалась с компанией, ссылаясь на то, что у нее срочные дела.

— Лара, я так и не загладил свою вину перед тобой, позволь мне сделать это, пригласив тебя в ресторан поужинать.

— Да ладно, с кем не бывает, я не злюсь на тебя.

— Тогда тем более, позволь мне украсть тебя в этот вечер. Не хочешь в ресторан – поехали покатаемся на катере, посмотрим на закат в море.

— Да ты романтик, — улыбнулась Лара. – Ладно, поплыли смотреть закат.

Вечер получился удивительно теплым. Ларе было необыкновенно хорошо в компании Федора. В нем чувствовалась мужская сила и надежность, и это успокаивало, убаюкивало, удивительно расслабляло Лару, и она открывала в себе новые, доселе неведомые грани женственности, чувственности и беззащитности.

— Спасибо за чудесный вечер, — произнес Федор на прощание, — я очень рад, что узнал тебя поближе, мне давно не было так хорошо. Надеюсь, мы завтра увидимся?

— Конечно, увидимся, завтра в 9 утра на рабочем месте. Обещаю не опаздывать, — отшутилась Лара и скрылась за дверью своего номера.

Наутро Лару раздирало противоречие. С одной стороны, ее принципы не позволяли заводить романы на работе. С другой стороны, Ларе очень хотелось, чтобы их с Федором дружба переросла в более близкие отношения.

— Лара, ты сегодня сама не своя, — заметила Леночка, когда они остались вдвоем в комнате во время перерыва. – У тебя все хорошо? Как прошел вчерашний вечер?

— Вечер был замечательный…

— Так в чем же дело?

— Не знаю… — Лара колебалась, но все же решила открыться Леночке. – Понимаешь, Лен, Федор чудесный человек, но все это не правильно…

— Что ты имеешь в виду?

— Ну, понимаешь, мы в одной организации работаем. Заводить роман на работе – это дурной тон. Тем более, с начальством. Сама знаешь, это не приветствуется в нашей компании и противоречит всем установленным нормам.

— Подожди, Лара, работа работой, но ведь личную жизнь никто не отменял. И потом, если бы вы были семейными людьми – это одно дело. Но вы совершенно свободны и прекрасно подходите друг другу.

— Нет, не могу. Ведь все равно в ближайшее время все обо всем узнают, слухи пойдут. Это повредит и моей репутации, и репутации Федора. Кроме того, это отрицательно скажется на рабочем процессе. О карьере можно забыть. Так и до увольнения недалеко… А вдруг не срастется у нас? Что тогда делать?

— Лара, да что ты такое говоришь, ты готова ради своей репутации и карьеры такого мужика упустить? Ты выбери, кем быть хочешь – правой или счастливой? Тебе в руки счастье плывет, а ты его из-за своих принципов упустить хочешь? Подумай хорошенько, жизнь такими шансами редко разбрасывается.

— Да все так… но знаешь, слишком рискованная затея для меня. Почему-то возле меня мужчины не задерживаются… Боюсь, что и роман с Федором так же закончится. И как потом работать вместе?

— Лара, все в твоих руках. Хочешь, чтобы результат другим был – действуй по-другому.

— Да в том-то и дело, что я не знаю, как действовать? Вот расскажи, как так получается, что за тобой толпы кавалеров бегают, только и ждущих момента, чтобы услужить тебе?

— Ну, уж ты и загнула, — засмеялась Леночка. — Но все равно, спасибо. Лара, на самом деле никаких особых секретов нет. Я просто позволяю им рядом со мной чувствовать себя мужчинами. Знаешь, в мире развелось столько сильных, самодостаточных и независимых женщин, что мужчинам негде стало проявлять свои лучшие качества, они стали просто не востребованы никем. Женщины соревнуются с мужчинами буквально во всем, не понимая, что сила Женщины в ее слабости, в способности открыть в Мужчине его сильные стороны.

— Это как?

— Это значит забыть про «я сама» и предоставить мужчине возможность решать проблемы.

— Но я даже не представляю себя в роли слабой беззащитной женщины, я всю свою сознательную жизнь была самодостаточной, я даже не представляю, как это – о чем-то кого-то попросить. Это означает потерять свою независимость… Так и до рабства недалеко… И, потом, мужчины не всегда правы оказываются, так что теперь – молчать и смотреть как они ошибаются в чем-то?

— Да и пусть себе ошибаются, это их жизнь, их опыт, и потом неизвестно, может эта ошибка во что-то хорошее выльется, ведь, как говорится, нет худа без добра. А ты со своими «правильными» указаниями не в жены, а в матери им набиваешься. Вот и получается, что сильные мужчины и не задерживаются подолгу, потому как они поддержку и доверие в женщине ищут, а не сборник полезных советов на все случаи жизни.

— Да, есть о чем подумать… В любом случае, спасибо.

Вечером в Ларе созрело решение все-таки купить сарафан, так понравившийся Федору. Но, когда она пришла за ним, оказалось, что его уже кто-то купил.

Остаток командировки Лара металась в сомнениях. Ей очень хотелось поверить Леночке, но страх перед неизведанным, новым опытом не давал ей покоя. Федор видел, что что-то борется внутри Лары, и не торопил события, терпеливо ожидая ее решения.

Последний вечер перед отъездом решили провести в ресторане.

Лара пришла в номер переодеться и привести себя в порядок после рабочего дня – и обомлела. На ее кровати лежал тот самый сарафан. Радость и гнев смешали все мысли Лары. Она поняла, что купил его Федор. Для нее. Лара не знала, что ей делать. Надеть его, тем самым капитулируя, отказываясь от своей независимости, или отослать сарафан этому наглецу, указывая ему его место.

Лара набрала номер Федора.

— Зачем ты это сделал?

— Я хотел порадовать тебя… Не получилось?

— Нет, я, конечно, рада… Слушай, давай я отдам деньги за него? Я не могу принимать такие подарки, я не готова к таким отношениям… Алло!

Разговор оборвался. Федор не перезванивал. Лара набрала его номер снова, но в ответ услышала стандартное предложение оператора перезвонить позже.

У Лары подкосились ноги. Безвольно она опустилась на пол, обнимая сарафан и понимая, что просто прошла мимо своего счастья. Как последняя дура, возомнившая о себе Бог весть что. Слезы брызнули из ее глаз, и она не препятствовала этому соленому потоку.

— Барышня, я не понял, мы сегодня гуляем или как?

Подняв глаза, Лара увидела стоящего с букетом цветов Федора.

— Лара, с тобой все в порядке? Ты что, плачешь? – произнес сбитый с толку Федор. — Тебя кто-то обидел?

— Нет, все хорошо, я просто испугалась…

— Испугалась чего? – Федор начал постепенно понимать, что происходит. – Лара, у меня телефон разрядился, звонков сегодня много было, из уха его практически не вынимал… Глупышка, а ты что себе надумала? – И нежно привлек ее к себе.

Лара не сопротивлялась и не спорила.

«Я выбираю быть счастливой»,- решила она, уютно уткнувшись в Федино плечо.

С уважением, Инна Кичигина.

Всё, что видим мы, - видимость только одна.

Далеко от поверхности мира до дна.

Полагай несущественным явное в мире,

Ибо тайная сущность вещей - не видна.


Омар Хайям


Вынесенная в заголовок дилемма уходит в глубины человеческой мудрости. Еще Будда Шакьямуни завещал: «Больше сосредоточься на том, чтобы быть счастливым, чем быть правым». Хотя этого нет в Евангелиях, но о том же говорил Иисус Христос: «Ты можешь быть правым или можешь быть счастливым». В несколько иной манере приблизительно о том говорил и древний царь-мудрец Соломон: «Господи! Дай мне мужество изменить то, что можно изменить, дай мне терпение принять то, что изменить нельзя, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».


Правда (или правота, хотя это и не одно и тоже) и счастье всегда находились в центре человеческих размышлений о жизни, высших ценностях и смыслах. Поэтому трудно обозреть широчайший спектр мнений о них, разделяющий людей на приверженцев того или иного. Принято считать, что мудрецы всегда отдавали предпочтение счастью, лучше других понимая недостижимость, неопределенность и даже опасность правоты.


Правота, уверенность в ней, стремление победить в споре суть выражения гордыни. А вот счастье не затрагивает ничьих интересов и часто рассматривается как вид смирения пред всеми тяготами жизни.


Правота, даже правда, несут на себе каинову печать гордыни, борьбы, конфликта, нетерпимости, однобокости, жажды реванша. Гордыня руководствуется категориями хорошо-плохо, правильно-неправильно, победа-поражение. Счастье, смирение есть целостное восприятие жизни такой, какая она есть. Смириться - это жить с миром, носить мир в душе. Логика правоты - «все или ничего», логика счастья - и то, и иное.


Я бы вообще ввел абсолютный запрет на слова «ты не прав!», потому что опасаюсь придурков, говорящих от имени правды и только правды. Придурков - потому, что им не дано понять грандиозность глубины бытия и примитивность любой поверхностной «правды». Правота, борьба за правду, абсолютная вера - очень часто являются отражениями внутренней слепоты, зацикленности, дремучести, неадекватности, непонимания бездонности бытия.


Не следует путать факты с правотой-правдой - тем более, что факты непрерывно обновляются, а правота-правда меняется. Само знание носит конвенциальный характер, то есть основано на признании большинством. Я уж не говорю о том, что общество часто отвергает новое знание первопроходцев и отстаивает истины вчерашнего дня. История пестрит примерами великих идей и изобретений, которые казались нелепыми потому только, что общество было непреклонно в своем нежелании выйти за рамки традиционного для своего времени мышления. Человек, который стремится всегда и везде быть правым, часто держится за устаревшую информацию, которая, возможно, была верной в прошлом, но более таковой не является.


Опыт показывает несомненные преимущества общения через любовь, прощение и доброту по сравнению с общением посредством «правильно-неправильно». Даже в признании нового побеждает доброжелательность, снисходительность и терпимость. Компромисс предпочтительней правоты. Китайцы так и говорят: «Дай своему противнику сохранить лицо». Промахи и ошибки должны не высмеиваться, а поощряться, а непреклонность вызывать подозрение. Ведь в конце концов «ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». А Бог выше правды, потому что правда для Него - ВСЁ. Да и само стремление доказать правоту редко приносит счастье.


Хочешь быть счастливым - перестань быть правым. Наслаждайся жизнью, всей полнотой бытия, принимая других такими, какие они есть и «разрешая» им иметь те взгляды, которые они имеют. В конце концов каждый имеет право на свое мнение, независимо от степени его правоты. А вот чужие злость, боль, агрессия в ответ на твою «правоту» вряд ли принесут тебе счастье или душевное равновесие.


Порой мне кажется, что «ПРАВОТА», «УВЕРЕННОСТЬ», «УБЕЖДЕННОСТЬ»

и «ЗОМБИРОВАННОСТЬ» - это синонимы. Я не знаю, из какого мусора в голове слагаются мнения и убеждения иных людей, но то, что вера многих держится исключительно на грандиозном дефиците знаний или умственных способностей, не вызывает сомнений...


Свидетельствует Эжен Ионеско: «Не единожды в жизни меня поражала резкая перемена в том, что можно было бы назвать общественным мнением, его быстрая эволюция, сила его заразительности, сравнимая с подлинной эпидемией. Люди внезапно начинают сплошь и рядом исповедовать новую веру, воспринимать новую доктрину, поддаются фанатизму. Наконец, диву даешься, как философы и журналисты, претендующие на оригинальную философию, принимаются толковать об «истинно историческом моменте» При этом присутствуешь при постепенной мутации мышления. Когда люди перестают разделять ваше мнение, когда с ними больше невозможно договориться, создается впечатление, что обращаешься к чудовищам...»


Мир столь сложен, глубок, многообразен и непредсказуем, что большинство высказываний о нем находится с ним в таком же соотношении, как нуль - с бесконечностью. Это означает, что грош цена большинству мнений о чем бы то ни было.


Мнениям я предпочитаю народную мудрость. Вот извлечения из нее:


Фанатик - тот, кто воспринимает всерьез собственное мнение.

Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же.

Нет ничего презреннее, чем мнение толпы.

Каждый находит свой путь к общим заблуждениям.

Loading...Loading...