Женщины машинисты на железной дороге. Почему женщин не берут в машинисты метро? Тернистый путь на рельсы

Минтруд пересмотрит список разрешенных только для мужчин профессий

Министерство труда заново рассмотрит вопрос о том, могут ли женщины работать судоводителями и машинистами метро. Действующий ныне список запретных для женщин профессий, принятый в 1974 году и подтвержденный в 2000-м, будет пересмотрен

На обогатительной фабрике при руднике (Фото: Анатолий Струнин/ТАСС)

Обращение моряков

Министерство труда и социальной защиты обновит перечень из 456 работ , на которых запрещено использовать женский труд. «Минтрудом проводится работа по актуализации перечня, в том числе на предмет сокращения числа профессий, при выполнении которых ограничивается применение труда женщин», — говорится в письме за подписью замдиректора департамента условий и охраны труда Татьяны Жигастовой. Копия документа есть в распоряжении РБК. Необходимость сокращать перечень в ведомстве объясняют изменением технологий производства и «социально-гигиенических условий труда» во многих сферах.

Письмо адресовано главе ​Российского профессионального союза моряков Юрию Сухорукову. Организация ранее жаловалась в правительство на то, что женщины не могут быть членами экипажей судов. «У нас был съезд в ноябре, там этот вопрос рассматривался. Мы направили резолюцию на имя премьера, премьер ее переслал в Минтруд», — рассказал РБК первый зампред профсоюза Игорь Ковальчук.

Как следует из резолюции, в профсоюз жаловались девушки, которые прошли обучение в мореходных училищах и речных техникумах, однако устроиться на работу не смогли. Активисты потребовали устранить дискриминацию и обязать работодателей создавать безопасные условия труда работникам любого пола.

В ведомстве «согласны пересмотреть этот список пока в части того, какие профессии из перечня устарели, какие исчезли, в каких поменялись условия труда», говорит Ковальчук. «Концептуально рассматривать вопрос о том, может ли женщина сама решить, стоит ли ей работать в шахте, в министерстве пока не готовы», — отметил он.

Сейчас Минтруд собирает предложения профсоюзов и экспертов, а также совместно с медиками «проводит работу по определению факторов, влияющих на репродуктивное здоровье женщины», — подтвердили РБК в пресс-службе ведомства.

Решение ООН

ООН в марте 2016 года сочла дискриминацией существование 456 работ, запрещенных правительством для женщин. Об этом говорилось в решении по жалобе россиянки Светланы Медведевой, опубликованном на сайте комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Медведева в 2005 году окончила Самарский речной колледж, где обучалась вождению водного транспорта. Когда она попыталась устроиться на работу в Самарское речное пассажирское предприятие, ей отказали, сославшись на правительственный перечень.

Медведева претендовала на должность моториста-рулевого. Санитарные нормы и правила причисляют эту работу к вредным, из-за того что «параметры шума превышают допустимый уровень». Однако в законодательстве не сказано, в чем опасность шума именно для женского здоровья, указывала Медведева. Она прошла три судебные инстанции, на всех уровнях ее жалобы были отклонены.

Комитет ООН согласился, что заявительница подверглась дискриминации. Он также указал, что вред для женщин от работы на судне не доказан научно, а запрет на тяжелую работу для женщин «отражает устойчивые стереотипы, касающиеся ролей и обязанностей женщин и мужчин в семье и в обществе».

Медведева так и не была восстановлена в правах, рассказал РБК ее адвокат Дмитрий Бартенев. По его словам, суды не принимают решение комитета ООН во внимание, ссылаясь на то, что оно не является обязательным для России. В Минтруде РБК пояснили, что не согласны с выводами комитета, поскольку согласно международному праву «принятие специальных мер, направленных на охрану материнства, не считается дискриминационным».

В 2012 году Конституционный суд отказался рассматривать жалобу жительницы Санкт-Петербурга Анны Клевец, которая добивалась права работать машинистом метро. «Реализация принципа юридического равенства не может осуществляться без учета общепризнанной социальной роли женщины в продолжении рода», — говорилось в решении.

Позиция правозащитников

Запрет нанимать женщин на 456 видов работ ранее критиковали правозащитники. Как указывал в своем докладе антидискриминационный центр «Мемориал», в перечень входит ряд «интересных и престижных профессий»: например, женщины не могут быть машинистами метро, водолазами, пожарными, монтажниками вышек связи, заниматься геологоразведкой. При этом зачастую вред от той или иной работы неочевиден. Есть и профессии, которые объективно вредят здоровью любого человека (в частности, работа на атомных подлодках), однако для мужчин они разрешены.

Список запрещенных для женщин работ не менялся с 1974 года, а научных исследований, подтверждающих их пагубное воздействие на женский организм, никто не проводил, указывал в своем докладе Консорциум женских неправительственных организаций. В частности, что женщинам запрещена работа, на которой предусмотрен подъем тяжестей более 10 кг до двух раз в час. При этом «10 кг составляет средний вес годовалого ребенка, подъем и перемещение которого матерью никак не ограничен государством», — говорилось в докладе консорциума.

Допуск женщин к работам, которые считаются тяжелыми, мог бы позволить повысить занятость и дать возможность зарабатывать наравне с мужчинами, уверен адвокат Бартенев: «Ограничения должны быть редкими и касаться исключительных ситуаций, когда использование женского труда может быть сопряжено с серьезным риском здоровью. Но приоритетным все равно должно быть право женщины решать, согласна она на эти риски или нет».​

Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни, которыми задаются горожане.

Среди сотрудников метро много женщин: они дежурят в будках у эскалатора, продают жетоны, моют полы на станциях, но высокооплачиваемыми машинистами стать не могут. О причинах такой дискриминации The Village спросил пресс-секретаря петербургского метрополитена и девушку, которая через суд пыталась добиться права работать машинистом.

ЮЛИЯ ШАВЕЛЬ

пресс-секретарь петербургского метрополитена

Есть постановление правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162 „Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин“». Под номером 374 в этом постановлении «машинист электропоезда и его помощник». То есть правило писало не метро: его приняли на федеральном уровне.

Единственная женская бригада машинистов в ленинградском метро была сформирована в 1955 году. Машинистов было четверо. Одна из тех женщин, Наталья Донская, жива. По её рассказам, это был очень сложный труд.

Работа машинистом, помимо огромной физической нагрузки, подразумевает и психологическую. Возьмём современный подвижной состав: в критической ситуации решение должен принимать машинист. Бывают тяжёлые случаи: человек попал под состав — машинист сообщает диспетчеру и затем сам в экстренном порядке начинает вытаскивать человека из-под поезда. Сложно представить, чтобы женщина — и физически, и психологически — могла выполнить такую работу. Ещё один момент: долгое пребывание под землёй негативно отражается на физическом состоянии женщины, в частности её репродуктивной функции.

"На эту работу и не каждого мужчину возьмут : главное требование — крепкое здоровье!"

Лично мне постановление кажется справедливым. Я каждый день наблюдаю, насколько непростая работа у машинистов. Да, есть сильные женщины, которые и на стройках кранами управляют, и за рулём такси трудятся. Да, составы к выезду готовят не машинисты, а слесари и прочий обслуживающий персонал. Но внештатные ситуации в метро — одни из самых сложных в мире. А машинисты несут ответственность за всех людей — пассажиров — что позади них: это шесть-восемь вагонов.

На эту работу и не каждого мужчину возьмут: главное требование здесь — крепкое здоровье. К сожалению, у современной молодёжи много проблем. Так что если к нам придёт здоровый 50-летний мужчина, мы его возьмём. В метрополитене большая текучка среди машинистов: бывает, что у мужчин, проработавших 20 лет, выявляются проблемы со здоровьем — тогда их переводят на другую работу, например слесарную.

За последние годы никто из женщин, кроме петербурженки Анны Клевец, не обращался к нам за трудоустройством на позицию машиниста. Для женщин в метро есть другие вакансии.

АННА КЛЕВЕЦ

Был конец 2008 года, я тогда училась на юридическом факультете. Мне понадобился дополнительный заработок. По специальности я не могла устроиться, поскольку везде требовался опыт работы. А в метро как раз постоянно звучало объявление о том, что требуются помощники машиниста — мужчины. Я, обладая юридическими знаниями, понимала, что это дискриминационное требование, поскольку по Конституции мужчины и женщины имеют равные права в сфере выбора профессии. Решила обратиться в Метрополитен, и там мне отказали в приёме на работу: устно пояснили, что берут только мужчин.

Я решила пойти в суд, потому что понимала: женщин дискриминируют по половому признаку. В итоге прошла все суды первой, второй инстанции — дошла до Верховного. У меня было параллельно два дела: первое — по отказу в приёме на работу, я пошла через районный суд Петербурга и дошла до Верховного. Второе — я обжаловала пункт постановления правительства, по которому женщинам запрещено работать в должности машиниста электропоезда. С этим заявлением сразу обратилась в Верховный суд. Потом было обращение в Конституционный суд, в Европейский суд по правам человека. Последнее обращение — в Комитет ООН по защите женщин от дискриминации. Пока ответа от них нет. Все остальные инстанции мне отказали и поддержали постановление правительства. Европейский суд по правам человека признал мою жалобу неприемлемой — написали, что нарушений Конвенции о защите прав человека не имеется.

"Есть много вредных профессий , в которых работают женщины."

В случае со 162-м постановлением логика правительства следующая: это забота о репродуктивном здоровье женщин. Те вредные факторы, которые имеются в метрополитене, могут повлиять на здоровье женщины как будущей матери. Факторы — это вибрации, шум, плохая освещённость и другие.

Есть много вредных профессий, по которым работают женщины. Например, маляры, которые получают не такую высокую зарплату, как машинисты электропоезда, но при этом работают во вредных условиях. Есть возможность получать больше, и это выбор, который у женщины должен быть. Если она сама решит, что не хочет работать с такими вредными факторами, она не пойдёт в эту профессию. Есть женщины, которые уже родили, женщины, которые не планируют стать матерями, — они должны получить право быть машинистом и получать достойную зарплату.

Почему в России нет женщин - водителей грузовиков или машинистов электропоездов? Дело не в том, что женщины не хотят идти учиться на эти профессии, а в том, что в России действует постановление правительства, которое прямо запрещает брать женщин на работу более чем по 400 специальностям. «Ведомости» выбрали самые любопытные из них.

Женщинам в России не запрещено рыбачить, ограничения действуют только на прибрежный лов «на ручной тяге закидных неводов, подледный лов рыбы на закидных неводах, ставных сетях и вентерях».

2. Машинист электропоезда

Женщинам запрещено работать не только машинистами электропоездов, паровозов, тепловозов, дизель-поездов, но и их помощниками.

3. Водитель автобусов

Женщинам запрещено работать водителями автобусов более чем на 14 посадочных мест. Ограничение не касается городского и пригородного транспорта.

В России не может быть женщин-боцманов, матросов, шкиперов и помощников шкипера.

5. Носильщик багажа и ручной клади в аэропорту

Если вы увидите, что ваш багаж или ручную кладь в аэропорту перемещает женщина, знайте, что это нарушение российских законов.

Женщинам нельзя работать на тракторах, грузовых автомобилях, аэросанях, бульдозерах.

Корчеватель пней и вальщик леса - неженские профессии.

Ограничения для женщин действуют при операциях с рогатым скотом и свиньями.

Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни, которыми задаются горожане.

Среди сотрудников метро много женщин: они дежурят в будках у эскалатора, продают жетоны, моют полы на станциях, но высокооплачиваемыми машинистами стать не могут. О причинах такой дискриминации The Village спросил пресс-секретаря петербургского метрополитена и девушку, которая через суд пыталась добиться права работать машинистом.

ЮЛИЯ ШАВЕЛЬ

пресс-секретарь петербургского метрополитена

Есть постановление правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162 „Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин“». Под номером 374 в этом постановлении «машинист электропоезда и его помощник». То есть правило писало не метро: его приняли на федеральном уровне.

Единственная женская бригада машинистов в ленинградском метро была сформирована в 1955 году. Машинистов было четверо. Одна из тех женщин, Наталья Донская, жива. По её рассказам, это был очень сложный труд.

Работа машинистом, помимо огромной физической нагрузки, подразумевает и психологическую. Возьмём современный подвижной состав: в критической ситуации решение должен принимать машинист. Бывают тяжёлые случаи: человек попал под состав — машинист сообщает диспетчеру и затем сам в экстренном порядке начинает вытаскивать человека из-под поезда. Сложно представить, чтобы женщина — и физически, и психологически — могла выполнить такую работу. Ещё один момент: долгое пребывание под землёй негативно отражается на физическом состоянии женщины, в частности её репродуктивной функции.

"На эту работу и не каждого мужчину возьмут : главное требование — крепкое здоровье!"

Лично мне постановление кажется справедливым. Я каждый день наблюдаю, насколько непростая работа у машинистов. Да, есть сильные женщины, которые и на стройках кранами управляют, и за рулём такси трудятся. Да, составы к выезду готовят не машинисты, а слесари и прочий обслуживающий персонал. Но внештатные ситуации в метро — одни из самых сложных в мире. А машинисты несут ответственность за всех людей — пассажиров — что позади них: это шесть-восемь вагонов.

На эту работу и не каждого мужчину возьмут: главное требование здесь — крепкое здоровье. К сожалению, у современной молодёжи много проблем. Так что если к нам придёт здоровый 50-летний мужчина, мы его возьмём. В метрополитене большая текучка среди машинистов: бывает, что у мужчин, проработавших 20 лет, выявляются проблемы со здоровьем — тогда их переводят на другую работу, например слесарную.

За последние годы никто из женщин, кроме петербурженки Анны Клевец, не обращался к нам за трудоустройством на позицию машиниста. Для женщин в метро есть другие вакансии.

АННА КЛЕВЕЦ

Был конец 2008 года, я тогда училась на юридическом факультете. Мне понадобился дополнительный заработок. По специальности я не могла устроиться, поскольку везде требовался опыт работы. А в метро как раз постоянно звучало объявление о том, что требуются помощники машиниста — мужчины. Я, обладая юридическими знаниями, понимала, что это дискриминационное требование, поскольку по Конституции мужчины и женщины имеют равные права в сфере выбора профессии. Решила обратиться в Метрополитен, и там мне отказали в приёме на работу: устно пояснили, что берут только мужчин.

Я решила пойти в суд, потому что понимала: женщин дискриминируют по половому признаку. В итоге прошла все суды первой, второй инстанции — дошла до Верховного. У меня было параллельно два дела: первое — по отказу в приёме на работу, я пошла через районный суд Петербурга и дошла до Верховного. Второе — я обжаловала пункт постановления правительства, по которому женщинам запрещено работать в должности машиниста электропоезда. С этим заявлением сразу обратилась в Верховный суд. Потом было обращение в Конституционный суд, в Европейский суд по правам человека. Последнее обращение — в Комитет ООН по защите женщин от дискриминации. Пока ответа от них нет. Все остальные инстанции мне отказали и поддержали постановление правительства. Европейский суд по правам человека признал мою жалобу неприемлемой — написали, что нарушений Конвенции о защите прав человека не имеется.

"Есть много вредных профессий , в которых работают женщины."

В случае со 162-м постановлением логика правительства следующая: это забота о репродуктивном здоровье женщин. Те вредные факторы, которые имеются в метрополитене, могут повлиять на здоровье женщины как будущей матери. Факторы — это вибрации, шум, плохая освещённость и другие.

Есть много вредных профессий, по которым работают женщины. Например, маляры, которые получают не такую высокую зарплату, как машинисты электропоезда, но при этом работают во вредных условиях. Есть возможность получать больше, и это выбор, который у женщины должен быть. Если она сама решит, что не хочет работать с такими вредными факторами, она не пойдёт в эту профессию. Есть женщины, которые уже родили, женщины, которые не планируют стать матерями, — они должны получить право быть машинистом и получать достойную зарплату.

«Когда я училась в классе восьмом или девятом, мы с подругой возвращались из Москвы на электричке. И на табло одно было написано, а на самом поезде другое. Ну а у кого узнать? Мы пошли к машинисту спрашивать. Шторок в кабине не было - и прям все было видно, все переключатели у него за спиной на панели. Не знаю, что мной руководило, но я спросила: «А зачем вам столько?» - «А тебе что, правда интересно?» - «Вообще, да». Он говорит: «Ну, заходи, я тебе расскажу». И с тех пор я решила, что хочу работать на поездах.

После одиннадцатого класса я пришла в приемную комиссию 52-го железнодорожного колледжа Москвы. Там сидела очень милая женщина, которая потом стала моим мастером производственного обучения. Она крайне удивилась, когда я сказала, что пришла подавать документы на помощника машиниста. Вызвала заместителя директора. Он говорит: «Не положено! В уставе прописано четко, что принимаются юноши». Я говорю: «Покажите», почему я должна просто так развернуться и уйти? Принес, показал. Я говорю: «Тут же не написано: исключительно юноши». В общем, в конце концов предложили компромисс: взять меня на обучение по двум специальностям - помощника машиниста и слесаря. Уговорили, сказав, что иного выхода нет. Поэтому, несмотря на то что на помощника машиниста надо учиться десять месяцев, я в колледже пробыла два года и десять месяцев.

Фотография: Антон Беркасов

Меня изначально предупредили, что пройти поездную практику - вопросов нет, а вот работу тяжело будет найти по специальности. Сначала я устроилась слесарем - меня это, кстати, совершенно не пугало. А потом к нам в колледж - это был последний курс - пришел читать лекцию ревизор по безопасности движения поездов. А я как раз перед этим в депо Перерва ходила на собеседование, и там руководство очень ко мне прониклось. И я подошла к ревизору: мол, вот у меня мечта. Он говорит: «Я спрошу у начальника дороги». И действительно, приходит на следующее занятие и говорит: «Тебе дали разрешение». Так я устроилась в депо Перерва помощником машиниста на обычную пригородную электричку - мы их называем зелеными.

Женщинам работать машинистами нельзя не столько из-за тяжелого физического труда, сколько из-за электромагнитных излучений. Есть 162-е постановление правительства, где прописаны вредные или опасные условия труда: шум, вибрация, магнитные поля. С этой точки зрения неважно, работаешь ты помощником машиниста или машинистом. Все зависит от заключения, экспертизы, аттестации рабочего места. При этом современные поезда уже, как правило, отвечают требованиям безопасности. Вредные производственные факторы на подвижном составе, на котором работаю я, сведены к минимуму.

Все машинисты и помощники закреплены по парам - очень редко, когда работаешь не со своим машинистом. Никаких специальных собеседований у меня не было; у моего коллеги Владимира как раз на тот момент не оказалось помощника, и мне просто сообщили, что я буду работать с ним. Шуточек никаких не было, разумеется. Он очень вежливый и сдержанный человек. Вообще, мои коллеги - люди воспитанные, с высокими моральными принципами. Мне везло с людьми, которые меня окружают. Я никогда не просила, даже не намекала на какую-то помощь, но бывает, что человек имеет возможность сделать за меня какую-то работу погрубее и предлагает: «Может, тебе помочь?» Или даже не спрашивает, а делает. Просто в силу воспитания. Вот вы видите бабушку, которая тащит тележку тяжелую, - да, она и сама ее дотащит, но вы же подойдете, поможете, если вы хорошо воспитаны, правильно? То же самое и тут: если человек ничем другим не занят, если не надо все бросать и бежать, почему ему не помочь? При этом я никогда не принимаю это как должное - я обязана все уметь делать сама, и я умею это делать. Но приятно, конечно.


Фотография: Антон Беркасов

Раздевалка в депо общая - специально для меня составили шкафы так, чтобы получился, грубо говоря, закуток. Просто заходишь, заворачиваешь, и все - меня никто не видит, я никого не вижу, вообще никаких проблем. Да даже если бы и были, я не страдаю предрассудками - всегда есть другие помещения, куда можно уйти переодеться. Ведь я пришла работать туда, где изначально одни мужчины, и я должна под них подстраиваться, а не они под меня. Я абсолютно спокойно отношусь к ненормативной лексике, она мне слух не режет. Могу просто мимо ушей пропускать - то, что нужно услышать, я слышу, то, что не нужно, нет. И даже если кто-то вдруг не захочет со мной работать, меня это не смутит абсолютно. Если бы женщин было много, была практика обкатанная, тогда другое дело. А так это нормальная реакция людей, я на их месте реагировала бы, наверное, точно так же. Можно много рассуждать о доброте и свободе от предрассудков, но речь идет о серьезной работе! Мы не просто так вдвоем сидим в кабине. У каждого свои обязанности, и если я не доверяю машинисту, а машинист не доверяет мне - это очень тяжело. Правда, я всегда с людьми быстро находила общий язык. Я же не просто так тусоваться пришла, я реально люблю свою работу.

Пассажиры удивляются гораздо сильнее. Недавно сработала защита цепей освещения - то есть в вагоне свет горит, но, грубо говоря, вполнакала. Чтобы починить, нужно открыть шкаф с оборудованием, который находится в тамбуре вагона. Я подошла, и тут, только я берусь за замок, вдруг женщина пенсионного возраста выбегает, бдительная: «Вы кто? Я сейчас вызову милицию! Что вы здесь делаете? Кто такая?» В общем, я документы ей показала, хотела ей даже удостоверение по электробезопасности предложить посмотреть, но отошла она только, когда я закончила работу и свет загорелся. А если бы чинил мужчина, мне кажется, она бы даже не обратила внимания.


Фотография: Антон Беркасов

С женихом мы познакомились в депо - он машинист, мы были в одном коллективе еще на зеленой электричке. Когда мы стали встречаться, его отношение к моей работе, честно говоря, поменялось в худшую сторону. Потому что мне 27 лет, нужно думать о других вещах - о семье и так далее. Конечно, работать помощником машиниста беременной недопустимо - с первого дня, если вдруг станет известно, что я в положении, я буду обязана перейти на легкий труд. Но мы научились это не обсуждать, просто договорились, что в принципе не говорим о работе дома. Стараемся сделать вид, что никто из нас не служит на железной дороге. Ну а что еще делать? Если я не согласна пойти на его просьбы о смене работы и устроиться в офис, не расходиться же из-за этого? Я имею право.

Изначально я просто стремилась заниматься тем, чем хочу. И когда добилась этого, ко мне начали обращаться люди женского пола (формулировка Юлии. - Прим. ред. ), которые тоже хотят работать на железной дороге. Честно - я не то чтобы их отговариваю, но не могу им сказать: «Ой, все прям так здорово, приходи и работай». Я считаю, что я должна объяснить, что это действительно непросто. Но если люди говорят, что готовы пойти до конца, то я рада им помочь. Есть интересная закономерность: те, кто непосредственно водит электропоезда, просто объясняют, что это тяжело. Они не отговаривают, а спрашивают: ты способна на это? А есть люди, которые вообще не в теме, у которых гора предрассудков в голове, мол, там сидят мужики грубые, рычаги дергают, куда ты идешь?! Такие пытались и до сих пор пытаются меня «утихомирить». Но это действительно всего лишь предрассудки. Я, наверное, девушек пять знаю, которые мечтают стать помощницами машиниста. И мне, конечно, хочется, чтобы им было попроще».

Loading...Loading...