Картотека «Схемы для составления картинок из мозаики. Фотоотчёт о занятии

Диляра Харитонова


























«Чудесная мозаика»

Задачи . Познакомить детей с декоративными оформительскими техниками (мозаика) и вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики. Учить составлять гармоничную многоцветную композицию на основе контурного рисунка. Совершенствовать изобразительную технику. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьеров.

Предварительная работа . Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток, знакомящих с техникой мозаики. Беседа о работе художников-декораторов. Игра в поездку на метро.

Материалы, инструменты, оборудование . Белые листы бумаги разного формата и размера для фона, фломастеры. Три-четыре композиции, выполненные воспитателем по мотивам декоративной техники мозаики.

Воспитатель читает стихотворение В. Шипуновой «Чудесная мозаика»:

Из осколков и кусочков

Сказку соберу для дочки:

Серый волк по лесу мчится,

Распустила хвост Жар-птица,

Щука смотрит из воды,

Собирает Лис цветы

Для соседа Заиньки –

Это всё – в мозаике!

Затем педагог показывает детям три-четыре композиции, выполненные в стилистике настенной мозаики (например, цветок, дерево, рыба, птица). Сообщает, что на станциях метро можно увидеть вот такую красоту, на которую приезжают любоваться туристы из разных стран мира. Поясняет детям, что мозаика – это такие особые картины, которые создают для украшения не только станций метрополитена, но и больших красивых сооружений – театров, кинотеатров, концертных залов, административных зданий.

Воспитатель поочерёдно показывает детям цветовые композиции и спрашивает, что и как на них изображено. Педагог поясняет технику: «Художник - декоратор измеряет размер окна, ниши или стены, на которой будет размещаться мозаика, интересуется у искусствоведов тем, что связано с историей здания или названием города (станции метро, назначением архитектурного сооружения) и придумывает тему, соответствующую этому месту. Затем мастер создаёт эскиз и выполняет работу. Мозаики выглядят как яркие картинки из множества мелких кусочков (частей). Поэтому и выполняют их так: сначала рисуют всю картинку, потом делят её на части и раскрашивают, чтобы было красиво – сначала одним цветом все светлые пятнышки, потом другим цветом более тёмные, и таким образом заполняются (заливаются) цветом все кусочки.

Давайте и мы с вами нарисуем красивую мозаику. Материал (краски или фломастеры) выберите по своему желанию. Не забудьте, что форму окна, ниши или участка стены, на которой будет размещена ваша картина, можно сделать фигурно – в форме овала, круга, цветка или арки (дуги) и пр.

Дети выбирают художественные материалы и рисуют красивые мозаики: сначала простым карандашом, потом обводят все лини тёмным фломастером (чёрным, синим, фиолетовым, зелёным, коричневым) и, наконец, раскрашивают картинку – мозаику фломастерами или красками.

После занятия .

Дети оформляют свои картины – мозаики рамочками и готовят под руководством воспитателя общую выставку.

Использованная литература: И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА". Москва 2008

Если вы не знаете, чем заняться со своим ребенком, чтобы ему было не только интересно, но и познавательно, выберете декор мозаикой.

Используя этот способ художественного искусства, вы не только с пользой проведете свободное время, но отлично украсите получившимися картинами интерьер детской комнаты.

Мозаика – полезное развлечение

Чтобы собрать мозаику, необходимо обладать усидчивостью и волей. В отличие от аппликации или от рисованной картины, изображение в декоре мозаикой проявляется постепенно, без готовых деталей.

Когда мы садимся за мозаику, мы должны знать, что в таком виде творчества у ребенка развивается мелкая моторика, проявляется воображение, художественный вкус, формируется психика и воля.

Мозаику создают из камешков, пуговиц, пластилина или обычной бумаги. Ее можно сделать из бусин, бисера, песка и даже крупы. Это очень распространенный вид творчества с маленькими детьми.

Огромный плюс декора мозаикой заключается в доступности всех используемых материалов. Холстом такой работы может быть плотный картон, или кусок старого пенопласта. Пенопласт же можно использовать в качестве запчастей.

Мозаика из круп

С маленьким ребенком полезно заниматься декором мозаики с крупами. Гречневая, рисовая и даже пшенная крупа отлично развивают хватательные навыки и формируют тактильное восприятие.

Собрать мозаику из крупы довольно просто. Если вы собираетесь декорировать такой мозаикой вместе с ребенком, заранее позаботьтесь о шаблоне рисунка. Крупу можно крепить на основу при помощи канцелярского клея или клея ПВА. Первый можно распылить небольшим пульверизатором. Второй нанести с помощью кисти.

Крупу насыпаете на пропитанную клеем поверхность. Излишки удаляются тонким грифелем или шпажкой. Контуры выделяете темными цветами. Например, гречкой или коричневым рисом.

Мозаика из яичной скорлупы

Интересный вариант создания декоративной мозаики из яичной скорлупы. Для работы с этим материалом потребуется клей ПВА, остатки скорлупы (от сырых яиц) и плотный картон.

Ребенку интересно пропитывать картонную основу клеем, ему нравится разламывать скорлупу, прижимая ее фактуру к эскизу картины. Покраска скорлупы не менее увлекательное занятие. Ведь в качестве красок не обязательно использовать пищевые красители. Можно опустить скорлупу в кипящий отвар луковой шелухи. Или покрасить ее с помощью раствора гуаши с постным маслом.

Мозаикой из яичной скорлупы можно декорировать любой предмет интерьера, на который можно приклеить скорлупки: раму для фотографий, детский столик, спинку стульчика или комод. В этом случае используйте стойкие акриловые краски.

Однажды моя маленькая дочь захотела рисовать. Но рисовать она еще не умела. Зато у нас осталось достаточно яичной скорлупы и пара картонных коробок. Так как красок в доме не оказалось, то скорлупку мы не стали окрашивать заранее.

После нового года в буфете лежали салфетки с праздничными картинками. И мы решили сочетать детское желание, подручные материалы и маленький пузырек клея ПВА.

Хорошо пропитав основу клеем, мы вместе с ребенком разложили скорлупки по листу. легким движением пальца придавили скорлупу к клею. Рисунок вышел рельефный и немного необычный.

С салфетки аккуратно сняли все три слоя, кроме того, на котором был рисунок. Следующим этапом промазали скорлупу клеем и аккуратно разложили на основе наш рисунок.

Чтобы не повредить рисунок, разглаживание картины я взяла на себя. Сухой губкой, легко касаясь салфетки, прижала его к основе из скорлупы. Главное, чтобы не было излишков клея, и между рисунком и скорлупой не оставались воздушные пузыри. Расправив салфетку на клею, оставляем готовую картину подсохнуть. Края обрабатываем губкой, смоченной в темную краску, чтобы получить эффект рамки.

Чтобы придать картине благородный вид, вскрываем ее акриловым лаком. Можно обойтись неразбавленным ПВА, но тогда потребуется несколько слоев.

Картина с бубенцами висит на почетном месте в детской комнат

Мозаика из цветной бумаги

Но универсальным и самым доступным материалом для мозаики является цветная бумага. Для того, чтобы выполнить из нее декор мозаикой, бумагу нужно нарезать или порвать на мелкие детали так, чтобы их хватило для всей картины. Бумагу можно сочетать с соленным тестом, акриловыми красками, песочными композициями и витражными картинами.

Для создания самой простой бумажной мозаики вам потребуется цветной картон (на основу), несколько листов цветной бумаги. Заготовка с рисунком, который вы хотите получить. Клей ПВА, разбавленный водою, или обычный канцелярский клей. Рамка для готового изделия. Свободное время и ножницы.

Если мозаику из декор мозаикой из бумаги вы затеваете с маленьким ребенком, все детали должны быть заранее приготовлены, чтобы не тратить драгоценное время и злоупотреблять вниманием крохи.

Мозаика из пуговиц

Для маленького ребенка детали мозаики должны быть крупными и удобными для хватания. Со старшим можно использовать в мозаичной картине такие материалы, как бисер или пуговицы.

Когда вы занимаетесь декорированием вместе с ребенком, используя технику мозаики, вы разрешаете своему воображению следовать за воображением ребенка. Из такого тандема часто выходят удивительные вещи.

Если вы не знаете, как использовать готовые мозаичные изделия, посмотрите на детскую комнату ребенка. Иногда характер комнаты задает любая мелочь. А декор мозаикой может подчеркнуть его индивидуальность.

Мозаика в интерьере детской комнаты

Декорировать мозаикой можно все. Начиная от столешницы и заканчивая ручкой для письма. Отлично смотрятся в детской фото рамки с декором мозаики из ракушек или бисера.

Можно отреставрировать старый подоконник в детской комнате, создав на нем панно из камней или стеклянной мозаики. Хорошо смотрятся кашпо с элементами мозаики на глиняных боках цветочных горшков. Даже лоскутное одеяло претендует на декор мозаики, если оно выполнено в похожей стилистике.

Способ декорирования мозаикой хорош в создании авторского дизайна. Например, с помощью квадратной плитки из разноцветного стекла можно сделать собаку – вешалку, сказочный столик или волшебный зеркало модницы.

В детской комнате девочки стоит использовать для декора мозаикой детали украшения. Бусы, бисер и блестящие камушки из старых колец и серег. Это великолепие можно разбавить перламутровыми пуговицами разных форм и оттенков.

С помощью декора мозаикой можно обновить и дополнить интерьер детской комнаты. Например, если комната обставлена в морском стиле, то столешница или подоконник, украшенные мозаикой из ракушек и природного камня, станут отличным дополнением интерьера.

”Улитка под веткой” (справа).

Очень красивые картины получаются из семян, фасолинок, зернышек кофе, если сочетать разные узоры и оттенки. Рамки для фото, зеркала или часы можно декорировать, используя различные природные материалы.

Не обязательно создавать замысловатые картины. Достаточно использовать элементы декора мозаикой и интерьер детской комнаты заиграет новыми красками. Например, украсить ручку двери мелким бисером или морской галькой. Повесить на стену карту мира в рамке, декорированной ракушками или гречневой крупой.

Не бойтесь фантазировать и создавать декор мозаикой в детскую вместе со своим ребенком, это очень развивает художественный вкус и разнообразит ваше общение с детьми.


Мозаика представляет собой декоративно прикладное искусство. Когда узор или изображение выполняется из однородных или различных по материалу частиц: камень, стекло, дерево, зерно, ткань. Особым видом мозаики является инкрустация.

Для детей творчество способствует развитию мелкой моторики, создает доверительные отношения между родителями и детьми. И вы как родители обязаны расширять кругозор своих деток, знакомить их с данным видом искусства и показывать детям, где сейчас можно увидеть мозаику в окружающих нас предметах и зданиях.

Мозаики набираются из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта: извести, цемента, мастики, воска, клея. Существует два способа мозаики: прямой и обратный.

При прямом способе частицы кусочков будущей мозаики вдавливают в грунт, нанесенный на декорируемую поверхность.

При обратном способе частицы наклеивают лицевой стороной на картон или ткань с нанесенным на них рисунком, затем тыльная сторона набора заливается закрепляющим составом, а временная основа отделяется.

История мозаики насчитывает многие тысячелетия. Самые ранние из дошедших до нас мозаичных узоров датируются примерно 3000 годом до нашей эры. Древние греки первыми из известных цивилизаций использовали натуральные камни и раковины разных цветов для создания рисунков.

Обзор картин - мозаика своими руками из окрашенных зерен

Читателям предоставляются для просмотра картины из окрашенного зерна, технологический процесс создания которых для начинающих был описан в

Согласно этой технике вы сможете создать любые из предложенных для просмотра картин. Посмотрите как оригинально и стильно смотрятся картины из зерен.

Фото картины - Орхидея

Заготовки для картины: твердая основа из ДСП с уже скопированным рисунком, сама картинка.

Фото картины - мозаика Вьюнок

Заготовки для картины: основная картинка цветка и твердая основа из фанеры или ДСП с рисунком.

Фото картины - Розы

Заготовки для изготовления картины: твердая основа из ДСП с переведенным уже цветком и основная картинка цветка.

Фото картины - мозаика Ирисы

Заготовки для картины: основа твердая из фанеры или ДСП и основная картинка для перевода.

Фото картины - Анютины глазки

Заготовки для картины с цветком: основная картинка цветка и твердая основа с ДСП или фанерой с уже переведенным рисунком.

Фото картины - Сфинкс

Заготовки для картины: картинка основная и твердая основа из ДСП с уже переведенным на ней рисунком и выбранная картинка.


Фото картины - Тигр

Для тех, кто не в курсе о пользе мозаик опишу несколько моментов:

  • мозаики являются инструментом целенаправленного развития мелкой моторики. Само развитие мелкой моторики стимулирует отдел мозга, расположенный рядом с отделом ответственным за речь. Таким образом при игре в мозаику происходит косвенная стимуляция «речевого» отдела мозга.
  • игра с мозаикой приобщает детей к усидчивым и монотонным занятиям.
  • для детей с 3 лет мозаика предоставляет простор для творчества — составление узоров.

Детали мозаик можно использовать для развивающих занятий:

  • с цветами. Самое популярное упражнение сортировка по цветам;
  • со счетом, используя их в качестве счетного материала;
  • с формами, выкладывая геометрические фигуры;
  • о понятии симметрии. Выложите половину узора, затем попросите ребенка выложить вторую;
  • понятии параллельных и перпендикулярах для старших дошкольников.

Особенности игры с мозаиками в 1-2 года . При приобретении мозаик для детей второго и третьего года не ждите от мозаики многого. Мозаика для годовалых малышей предназначена не для выкладывания узоров, а для знакомства с цветами и получения навыков закреплять детали на основу. Ребенок в этом возрасте будет только учиться одевать детальки на выпуклости основы. Никакой речи о творческом рисунке из цветных фишек в год и даже в два еще не идет. К примеру, Яна только в 2 года научилась складывать первые цветочки по образцу и заполнять полотно целиком.

Лучшие мозаики для самых маленьких (1-2 года)

Мне бы хотелось начать этот обзор с башен Quercetti, но они постоянно исчезают из наличия поэтому начну со Stellar. Quercetti будут второй мозаикой.

Мозаика Stellar для малышей

Впечатления от мозаики: Мозаика Стеллар простенькая, а сложного в данном случае ничего и не требуется. Из минусов можно выделить слишком хлипкую основу — тонюсенький пластик, по качеству как у пластиковых бутылок. С другой стороны, за 4 года эксплуатации основа осталась в идеальном состоянии. Важный для малышей параметр мозаики — легкость сопряжения деталей с основой. У этой мозаики легкость сопряжения деталей на 5+, собственно, как и у следующей.
Наша модель содержит 80 деталей и это для детей 1-2 лет многовато. Из своего опыта сейчас я бы остановилась на 50 деталях.

Эта мозаика имеет очень привлекательное соотношение цены и качества. Сейчас такие можно встретить у многих. Но на текущий момент в продаже появились варианты гораздо интересней — с шаблонами, в том числе демократичные от Стеллар . Ссылки на них привожу ниже — .

Мозаики Quercetti для малышей


Впечатления: На мой взгляд, это лучшая мозаика для годовалых малышей! Башни из кубиков в год получаются неустойчивые и вечно падают. Обычные мозаики не предоставляют простора, ведь выкладывание узоров еще не доступно по уровню развития. Разработчики мозаики Quercetti все это предусмотрели и создали идеальную мозаику для возрастной категории 1+. Эта мозаика является по своей сути гибридом конструктора и мозаики:

  • за счет конструкции деталей из этой мозаики выходят устойчивые башни;
  • также можно выкладывать цветочки и другие рисунки в плоскости.

Конечно, со всеми плюсами к мозаике добавился высокий ценник. К тому же её сложно найти:-(. Временами она появляется на ozone. Мозаика существует в нескольких вариантах. Есть наборы поменьше. Они не включают пластиковый контейнер под детали. В общем если увидите, хватайте. Актуальной, на мой взгляд, она является с 10 месяцев до 2 лет. В 2,5 года, наверно, уже более актуальным будет Лего дупло.

Важно, чтобы не разочароваться в покупке: настоящее конструирование у детей развивается лет с 3. Не ждите после покупки, что малыш начнет усердно строить башни. Не ждите после того, как ребенок построил первую башню строительного бума. Зачастую это случается позже. Строительный бум приходит не сразу после момента постройки первой башни, а в момент, когда ребенок крепко усвоил принципы строительства башен. Это может произойти через несколько месяцев после первой башни малыша. Если ваш малыш в год не начал собирать башни из кубиков и использовать другие «развивашки» по назначению, наберитесь терпения и помните, что, перебирая и рассматривая детали «развивашек», ребенок тоже развивается.

При выборе этой мозаики я задавалась вопросом о том, «что лучше подобные мозаики или Лего Дупло?». По нашему опыту до 2,5 лет Лего Дупло для Яны был недоступен — сопряжение деталей ей практически не давалось. Исходя из этого, я считаю подобную мозаику значительно более удачным приобретением для ребенка до 2,5 лет.

Мозаики с шаблонами — игрушка, способная удерживать интерес детей

Две предыдущие мозаики очень хороши, но они не способны существенно задержать внимание ребенка. Мамы могут предлагать различные задания с деталями мозаик, но после завершения задания ребенок будет снова терять интерес. Так устроена психика ребенка: взял игрушку, рассмотрел в ней все, что интересовало, попробовал все доступные ему действия и все… пора переходить к следующей игрушке, предмету или объекту. Следовательно, чем младше ребенок, тем он быстрее теряет интерес и ему требуется смена деятельности.

У детей в 1-2 года, в силу возраста не работает еще фантазия, да и логика только набирает обороты. Следовательно, игры с мозаиками в этом возрасте имеют эпизодический и хаотичный характер.

Четырехлетняя Яна давно «переросла» эту мозаику, но с удовольствием включилась в игру на мою просьбу попозировать с разнообразием мозаик.

Самая любимая мозаика малышей — пуговицы с шаблонами. Эта мозаика предоставляет даже двухлеткам деятельность с результатом! Это очень важный момент. Ребенок, завершая складывать очередную картинку по шаблону, чувствует удовольствие от того, что он смог справится с задачей. У игр по шаблонам появляется конечная точка и чувство удовлетворения от результата. Когда ребенку выдают обычную мозаику, груду кубиков или конструктор для свободной игры, ребенок начинает подозревать, что эта деятельность бесконечна, а бесконечность необъятна . Когда твое занятие имеет конечный характер, то к нему проявляется больше интереса.

Кстати, у взрослого человека есть аналогичные свойства интереса:

  • Представляете, если вам кто-то скажет, что надо собрать клубнику с поля протяженностью до горизонта. Если соберете, то можете кушать ягоды с этого поля сколько угодно. В тот миг, когда вы представите или увидите это огромное поле, вы сразу же заскучаете, потеряете интерес и подумаете: «Ну её, целое поле! Лучше куплю сколько мне надо. Заплачу, но не буду надрываться».
  • А если вам покажут небольшую грядочку и скажут: «Соберешь всю ягоду, и она твоя». Отношение к такой задаче будет абсолютно другое. Сразу же проявится интерес.

Когда мы даем малышу большую груду деталей конструктора, кубиков или мозаики у него очень быстро проходит интерес. Для поддержания интереса важно чтобы предлагаемые игрушки в себе содержали дозированные задания. Например, заполнить одну картинку фишками по цвету. И если этих фишек не уйма, а количество соответствует возрасту 5-10, то задание по плечу малышу. Такие мозаики доступны детям с 2 лет. Причем в 3-4 года они продолжают держать интерес причем еще больший, чем в два года. У средних дошкольников внимание становится более концентрированным и качественным:

  • В 2 года Яна при игре с такой мойкой уставала за 2-3 картинки;
  • в 3 года мозаика с шаблонами её затягивала. Она могла складывать картинки по шаблонам одну за другой, иногда даже все. Обратите внимание на видео ниже. Там Яне 4 года. Я достала мозаику из кладовки, где хранятся игры не по возрасту, но шаблоны мгновенно зацепили ее интерес.

Варианты мозаик с шаблонами для малышей

Характеристики* (цены по состоянию на май 2018 года)

*Цены в таблице приведены по состоянию на май 2018 г без учета скидок.

Мозаики с шаблонами Djeco (Италия) для средних дошкольников

Как я уже выше писала, дети очень любят собирать картинки по шаблонам. В целом сбор по шаблонам для среднего дошкольника считает бесполезным занятием. По большому счету я согласна с этим мнением, но все-таки иногда мы должны давать ребенку не только полезную, но и вкусную еду интересную игру. А кроме того мозаика с шаблонами идеальный вариант уравновесить нервное состояние активного ребенка. Сбор мозаики можно предлагать перед сном или, когда ребенок возбужден. Я считаю, что в домашнем арсенале обязательны игрушки, в том числе, для разгрузки и отдыха.

В процессе подготовки обзора я наткнулась на пару мозаик с шаблонами для детей постарше и закинула в корзинку ту, в которой 230 деталей.

Характеристики* Фото
  • Количество деталей: 57
  • Количество шаблонов: 10
  • Материал: дерево
  • Качество бренда: премиум
  • Возрастная категория: 3+
  • Размер деталей: основа мозаики небольшая 190 х 130, скорее всего детальки достаточно миниатюрные
  • Где купить: сова (ozon, my-shop) и рыбка (ozon , my-shop)
  • Цена: 1800

Татьяна Рюмина

Развитие мелкой моторики – неотъемлемая составляющая развития ребенка . Необходимость в ловкой и координированной работе пальцев очевидна. Многие действия повседневной жизни требуют аккуратной и точной работы пальцев – застегнуть пуговицы, завязать шнурки… список можно продолжать бесконечно.

Уровень развития мелкой моторики определяет готовность ребенка к школе, ведь при недостаточном развитии пальчиков ребенок не сможет овладеть письмом. Развитие мелкой моторики важно не только само по себе. Оно оказывает решающее влияние на развитие речи, ловкость пальцев стимулирует речевые зоны головного мозга.

Прекрасно стимулируют развитие мелкой моторики занятия мозаикой .

Занятия с мозаикой помогут детям комбинировать цвета, логически размышлять, подтолкнёт их к творчеству и как следует потренирует пальцы детей. Дети очень любят собирать картинки из мозаики . Вначале это очень простые картинки , по мере взросления картинки усложняются .

Я изготовила картотеку "Схемы для составления картинок из мозаики ". Эта картотека удобна в использовании. Перед ребёнком лежит карточка - схема , которая помогает ему составить картинку самостоятельно .

Loading...Loading...