Воспитание детей в семье. Воспитание детей в семье Режим сна у подростков в возрасте четырнадцати лет в дневное и ночное время
Здравствуйте!Мне 34 года,сыну- 17.В этом году мой ребенок окончил школу (11классов), поступил в ННГУ им.Н.И.Лобачевского.В школе была вечная проблема - поведение.Все время, что он учился я не выходила из школы,учится ребенок хорошо,он очень активный, спокойно сидеть на занятиях не может и этим мешает не только себе, но и окружающим.На уроках он всегда разговаривает, всех веселит, если ему делают замечание, то этого хватает только на 5 минут.Сейчас в университете происходит тоже самое. Мы всегда с ним много общаемся и разговариваем и он вроде все понимает и соглашается, обещает, что все будет хорошо, что он хочет получить хорошее образование, но опять звонять уже из университета,жалуются на его поведение и говорят,что могут отчислить (докладные на него уже написаны).Сил не хватает, как еще можно объяснить ребенку, что он уже взрослый, что "клоунада" его ни кому не нужна, пора взяться за ум.Он меня слушает, но не слышит.
Здравствуйте, Александра!!!
Вам нужно работать с педагогами учебного заведения, в котором учиться Ваш сын!!! Вы пробовали объяснить ситуацию, куратору (ведущему) группы, поговорить об этом??? Очень много не ясного и посредством письма нельзя определенно сказать, что нужно. выяснить первопричины, такого поведения!!
Вы, Марина, говорите о том, что пора Вашему сыну становиться взрослым, а сама помогаете ему оставаться - ребенком...
Что такое взрослый человек?
Это человек, который за свои поступки и действия отвечает (платит), в основном, САМ.
Из своего "кармана".
Другое дело, что если его отчислят из института, то кормить его будете продолжать - Вы...
Поэтому Вы его и опекаете.
Следовательно, проблема частично не только в нем, а в Вас.
Вы - сама не очень взрослый человек.
И поэтому Вам больно "помогать" Вашему сыну стать взрослым.
Есть ли у Вас своя жизнь? - не только в сыне...?
Почему Вы не даете ему "платить" за свою жизнь самому...?
Объяснять в Вашем случае можно только так, чтобы он понял и принял - это его жизнь.
И кормите Вы его только потому, что он - учится.
Это - его "работа" на сегодняшний день.
Если он не учится - то зарабатывает сам и живет сам - м.б. даже - отдельно, за свой счет.
(и шутить имеет право - за свой счет - хоть круглые сутки)
Другого пути нет...
Будете Вы "взрослой", Ваш сын станет - взрослеть.
Если захотите поработать с таким подходом к Вашим сложностям - пишите.
Г.Идрисов.
Хороший ответ 2 Плохой ответ 2Здравствуйте, Марина! Похоже, у Вашего сына такая характерология и темперамент. А темперамент - это энергетическая составляющая личности человека. Если он активный и не может усидеть на месте, значит процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, здесь у него разбалансировка. Но вне зависимости от темперамента, свое поведение человек должен контролировать. Можно посоветовать Вам сходить к невропатологу, обследоваться. Если все нормально, тогда Вашему мальчику желательно пойти на подвижные виды спорта - плавание, бег, командные виды спорта, теннис, где бы он мог сбрасывать излишнюю энергию. И тогда он станет поспокойней. Если это не поможет, можете также обратиться к врачам- иглорефлексотерапевтам, это хорошо помогает в балансировке энергий в организме. Старайтесь его не ругать, а понять причину его такого поведения, также можно обратиться к психологу , возможно, за его таким поведением стоят психологические проблемы. Удачи Вам!
Хороший ответ 4 Плохой ответ 0Дети старшего подросткового возраста попадают в ситуацию новой социальной позиции в обществе, что в свою очередь становится новой областью психологических трудностей. Учеба на этой ступени связана с освоением специфики учебных предметов старшей средней школы, углублением знаний по предметам и специализации и выбором будущей профессии для перехода из школы в вуз или профессиональную практическую сферу. У подростков изменяются приоритеты, актуальным становятся общение с противоположным полом, создание микрогрупп, в состав которых входят юноши и девушки. Подготовка для поступления в вуз отдаляет учащихся от активного участия в жизни класса и школы.
Особое значение в этом возрасте приобретают межличностные отношения. Как известно, для нормальной жизнедеятельности необходимо определенное соотношение стимулов, вызывающих положительные эмоции. В современной российской школе подростки часто ощущают дефицит положительных эмоций.
Основным биологическим содержанием старшего подросткового возраста является половое созревание и, как следствие, усиление полового влечения, с которым подросткам трудно справиться. Эта биологическая платформа является основой эмоциональной неустойчивости и резкого усиления конфликтности поведения, характерного для данного периода.
В этот период основная задача подростков - справиться с быстрыми и весьма существенными телесными изменениями и приспособиться к новому образу тела. Необходимо также привыкнуть к общим изменениям ощущений, выражаемым в повышении генитальной чувствительности и реагирования. В этот период подростки много времени проводят перед зеркалом, вызывая у родителей непонимание и раздражение, но это нормальное явление, связанное с построением образа нового созревающего тела. В связи с этим подросток стесняется, старается переодеваться только в одиночестве, в компании родителей смущается, если родители шутят на эту тему. Другая крайность - некоторые подростки становятся эксгибиционистами, разгуливают перед родителями полуодетыми, порой полностью обнаженными.
Существуют два универсальных явления, характерных для этого периода: танцы и телефон. Танцы - это канал для сбрасывания энергии, которой подросток старшего возраста наполнен, кроме того, они позволяют выразить все сексуальные порывы, не претворяя при этом свои фантазии в жизнь. Родители расстраиваются, что дети неприлично танцуют, но чем больше подросток реализует свои порывы в танцах, тем менее вероятно, что он претворит их в жизнь. Если младшие подростки танцуют не парами, а в группе (что очень важно, так как позволяет их телам не соприкасаться), то старшие - тесно соприкасаясь телами. Чем взрослее становятся подростки, тем ближе танцуют. То же относится и к телефону. Телефонное общение - идеальное решение для подростка: есть возможность интимного контакта на расстоянии. Телефон дает возможность подростку покинуть дом, фактически не покидая его. Это раздражает родителей, но постепенно они достигают компромисса с детьми (договариваются о разделении телефонного времени, ставят второй телефон и т. п.). Танцы и телефон - это средство компенсации.
Основная форма сексуальной активности у подростков старшего возраста - мастурбация. Мастурбация - нормальное проявление развития в этом возрасте, начальное исследование своего тела. Однако практически всегда она сопровождается чувством вины и стыда. Даже объяснение, что это нормально, не помогает подростку избавиться от идеи нанесения себе вреда. Многие подростки стесняются прыщей на лице, поскольку в их фантазии - это следствие их мастурбационной активности. Интерес к половому акту в младшем и среднем подростковом возрасте чисто физический. Эмоционально и морально-этически подростки к нему не готовы. Даже если под влиянием обстоятельств или под давлением групповых норм подростки вступают в сексуальный контакт, то для них он остается чисто механическим актом. Способность к социальному взаимодействию в половом акте у подростков развивается лишь к 18-20 годам.
Психологическим содержанием подросткового периода является - (по Э. Эриксону) кризис идентичности. Под идентичностью понимается определение себя как личности, индивидуальности. Ее кризис наступает после распада детского «Я», когда ребенок еще не отделяет себя от родителей в психологическом и социальном плане. Собственно говоря, поиск идентичности имеет для этого периода наиболее важное, самодовлеющее значение. Именно в проблемах этого поиска и сконцентрированы все причины нарушений поведения подростков в этот период. Факторы окружающего мира имеют меньшее значение. В этом возрасте человек начинает задаваться вопросами: «Кто я такой?» и «Что я могу?». Подросток начинает чувствовать, что в нем происходят некие изменения, перестает ощущать себя ребенком, у него появляется масса вопросов, на которые он пока не знает ответов, ему все больше и больше хочется привлечь к себе внимание, становится очень чувствительным к мнениям и оценкам окружающих людей.
Как правило, подросток идентифицирует себя с тем человеком, который является для него носителем наиболее привлекательной модели поведения. Человек ищет того, кто мог бы стать его «зеркалом», через которое он проверял бы свои поступки. Он выбирает себе кумира, а остальных взрослых ставит в зависимость от их отношения к своему выбору. Чаще всего «подростковый идеал» отличается эпатажным поведением, опровергающим нормы морали «старшего» поколения. Подросток делает из этого кумира «борца за справедливость». В этой ситуации больше всех страдают родители. В силу иных установок, сформированных в юности, которые в среднем возрасте уже жестко закреплены в сознании, родители противодействуют увлечению кумиром, негативно высказываются в его адрес, протестуют против манеры одеваться «в стиле идеала» и т. д., поэтому родителей подросток часто выдвигает на роль своих «врагов».
Когнитивное развитие подростков в этот период также претерпевает существенные изменения. Повышается уровень мышления, в частности, формируется абстрактно-логическое мышление. Подростки старшего возраста чувствуют свои интеллектуальные возможности. С этими возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых (они начинают логически все прослеживать), выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом, это можно охарактеризовать как проверку ранее выработанных решений и принятие новых, направленных на занятие собственной ниши в мире взрослых.
Тем не менее, для мышления подростков старшего возраста характерны определенные особенности, накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и на поведенческую сферу.
Во-первых, им свойственна склонность к крайним вариантам оценки фактов и событий - преувеличение или преуменьшение.
Во-вторых, они стремятся к глобализации мышления и делают решительные и окончательные выводы из неполной, единичной информации.
И, наконец, в-третьих, свои выводы они основывают на крайней степени максимализма, не различая нюансов. Для них существует дихотомическое черно-белое мышление. Максимализм является яркой отличительной характеристикой старшего подросткового возраста.
Подросток ищет и стремится занять свое место в мире взрослых, как-то обозначить его и добиться признания своих прав на него. Зачастую он преодолевает сильнейшее сопротивление взрослых, которые (часто бессознательно) не хотят появления конкурентов в своем мире. Для подростка это первый опыт, поскольку раньше, будучи ребенком, он был лишен права такого выбора. Он начинает создавать свой мир и не хочет, чтобы в него вторгались без разрешения. Старшему подростку хочется доказать свою самостоятельность, что он уже не ребенок. Начинается поиск личностной автономии и глубоких интимных отношений. Человек стремится к признанию права на существование собственных мыслей, чувств, идей.
Межличностные проблемы подростков как раз и базируются на поиске глубоких интимных отношений с другим человеком, часто вообще лишенных сексуальной подоплеки. Противоречивость этой ситуации заключается в том, что, «сражаясь» против взрослых, он выделяет среди них некоторых, поднимает на пьедестал и чтит больше всех, беспрекословно выполняя все, что скажет «учитель». Ему нужен такой человек, который объяснил бы ему его же собственные изменения и окружающий мир. Авторитетный взрослый появляется даже при хороших взаимоотношениях с родителями, так как для подростка важно, что он не видел, не знал его маленьким, они встретились только сейчас. Роли авторитетного взрослого и кумира совпадают крайне редко, так как носят разные функции. Кумир - это идеал, часто недостижимый, к которому нужно стремиться, на которого переносятся нереализованные и недифференцированные сексуальные потребности, который выступает в качестве образца для подражания. Авторитетный взрослый выполняет объясняющую, энциклопедическую функцию.
Многие подростки панически боятся одиночества. Для них очень важно общение, особенно со сверстниками, быть принятыми в группу сверстников. Идентификация себя со сверстниками является частью поиска идентичности и способом эмансипации от родителей. Это период романтической любви, в основе которой лежит не только сексуальное удовлетворение, но и переживание опыта близких, интимных отношений с другим человеком, представителем противоположного пола. Очень часто в подростковых группах старшего возраста идет опробование себя в разных ситуациях и областях деятельности. В этих группах подростки имеют возможность применить определенный «ролевой мораторий» для общества: долгое время не определяться в ролевом статусе для всего общества, а пробовать различные роли, по большей части криминального характера (хулиганство, шалости, воровство и т. д.).
Основной задачей объектных отношений становится окончательное отделение от родителей. Главными составляющими этого процесса являются отказ от родителей как от основных объектов любви и свержение их с пьедестала. Образы родителей как идеальных сформировались в раннем детстве. В то время мышление ребенка было эгоцентричным, и он рассматривал родителей как замечательных только потому, что они занимали центральное место в его жизни. Подросток же, хотя и цепляется за детский образ любящих всемогущих родителей, все больше склонен рассматривать их как разочаровывающих, неадекватных, непонимающих, неверных. Это приводит подростка к ощущению потери внутренней поддержки и сочетанию чувства опустошенности с голодом по взаимоотношениям.
Для удовлетворения потребности во взаимоотношениях, заполнения пустоты и поддержания самооценки на своем пути к психической независимости подросток обращается к сверстникам. Группы сверстников обеспечивают поддержку его попыткам разрешить внутренние конфликты, связанные с привязанностью к детским объектам любви, - родителям, другим взрослым. Это могут быть отношения с удаленными фантазийными фигурами: кинозвездами, спортсменами, фаворитами шоу-бизнеса и др. Эти фигуры очень важны, так как с ними можно проигрывать сексуальные отношения. Если это отношения с реальными людьми, то чаще всего они носят характер обожания. В реальной жизни подростки начинают дружить с учителями, друзьями семьи. Когда подросток понимает, что новая обожаемая им фигура начинает над ним доминировать, то он может поменять объект привязанности. Взрослые часто этого не понимают и обижаются, но для подростка это необходимая часть взросления.
Еще одна подростковая черта - способность к абстрактному мышлению. Начинаются философские размышления, вопросы о смысле жизни. Это тоже один из признаков борьбы за то, чтобы стать самостоятельной, отдельной от родителей личностью. Родителям трудно «терять» своего ребенка, но и подросток буквально раздираем противоречием: с одной стороны - желанием остаться ребенком и желанием отделиться и повзрослеть - с другой. Поэтому периоды восстания сменяются периодами угнетенного состояния, связанными с ощущением потери родительской любви.
Особенно трудно родителям дается признание права подростка делать свой собственный выбор. Но ошибкой будет и предоставление полной свободы. Подростки одновременно стремятся к свободе и не отвергают полностью контроль. Ведь по-настоящему у старшего подростка еще нет способности к полному контролю. Нельзя путать понятия: «понимание подростка» и «вседозволенность». Ведь у подростков еще нет достаточных знаний и навыков, чтобы справиться со многими сложностями взрослой жизни. Надо давать пространство и постепенно расширять его, но важно удерживать и правила.
У нормального подростка всегда происходят личностные изменения. Взрослым кажется, что бывает идеальный подросток: трудолюбивый, послушный, скромный, но такой подросток не справляется с задачами обретения себя как личности. В будущем у него наверняка будут неразрешенные личностные проблемы и конфликты.
В большинстве случаев бунтарское конфликтное подростковое поведение постепенно адаптируется к требованиям взрослых. О завершении процесса полного отделения от родителей свидетельствуют обретение молодым человеком более или менее выраженного состояния эмоциональной стабильности, чувства ответственности за свою судьбу, а также переход из позиции «получать, быть вскармливаемым» к позиции «давать самому».
Жалобы взрослых о том, что в детстве родители были неадекватными и несочувствующими по отношению к ним, отражают не доведенную до конца попытку деидеализировать детские объекты любви и, следовательно, незавершенный процесс подросткового отделения. В случае если процесс индивидуации завершен (естественным образом или с помощью психотерапевтического вмешательства), человек обычно начинает принимать своих родителей как нормальных, вполне приемлемых. Это обычно сопровождается также пониманием и сочувствием к их недостаткам и трудностям.
Часто случается, что подавленные чувства и неразрешенные конфликты подросткового возраста составляют причину жизненных трудностей взрослого человека. Возвращение к рассмотрению детско-подростковых конфликтов, повторное их переживание в обстановке эмоциональной безопасности с социальным работником освобождает значительные внутренние ресурсы личности, которые теперь могут быть направлены на создание полноценной социальной и эмоциональной жизни.
Исключительно большое значение приобретает трансформация всей системы коммуникаций подростков с социумом, во многом предопределяя их атакующий конфликтный характер.
Значительно более сложными и дифференцированными становятся отношения старших школьников с учителями. Это составляет одну из причин школьной дезадаптации подростков. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд функций: замена родителей, власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области, старший товарищ и друг. Младший школьник еще не различает этих функций, воспринимая учителя в целом и оценивая по тем же критериям, что и родителей. С возрастом положение существенно меняется. Подросток уже не видит в учителе воплощение отца и матери, начинает предъявлять с соответствующим ему максимализмом ряд требований. Так в образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные качества: способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность. На втором месте стоят профессиональная компетентность, уровень знаний и качество преподавания, на третьем - умение справедливо распоряжаться властью. Естественно, далеко не все учителя обладают гармоничной совокупностью этих качеств, отсюда выраженная дифференциация учителей и самих отношений с ними со стороны подростков на «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых». Возникают всевозможные конфликты, зачастую приводящие подростков к упорному нежеланию посещать школу. С другой стороны, нередки случаи привязанности к любимому учителю в форме страстного увлечения и безоглядной преданности, но таких привязанностей не может быть много, у большинства подростков тесная эмоциональная связь существует с одним, реже двумя учителями.
В качестве одной из распространенных причин школьной дезадаптации подростков следует отметить довольно частое расхождение между учениками и учителями в оценке одних и тех же психологических ситуаций. Так, например, одно из проведенных социологических исследований ставило целью выяснить, существует ли между учителями и учащимися контакт. Разница между учительскими и ученическими ответами оказалась огромной: 73% учителей и 18% учеников утверждали, что контакт есть; 6% учителей и 47% учеников отмечали частичный контакт; 3% учителей и 28% учеников- отсутствие контакта.
По-видимому, разрыв в оценках объясняется тем, что учителя и ученики по-разному понимают слово «контакт». Под словом «контакт» учителя имеют в виду нормальный психологический климат, не мешающий совместной работе, тогда как подростки мечтают об эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не бывают массовыми. И если сознание учеников иллюзорно в свете максимализма, ибо предъявляемые ими требования не могут быть достигнуты, то сознание взрослых иллюзорно в другом отношении: они переоценивают степень своей близости к воспитуемым, а тем самым и меру своего влияния на них.
И все же главными препятствиями, мешающими взаимопониманию ученика и учителя, являются формализация ролевых отношений, наивно-бюрократическая «школа» и «учебоцентризм», за которыми кроются низкий уровень подготовки педагогов, нежелание, а порой и страх увидеть в своих учениках личности. Следует помнить, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, а последовательное, искреннее отношение к ученику как к ответственному и самостоятельному человеку. Уместно будет вспомнить древнее изречение Ксенофонта, который в «Воспоминаниях о Сократе» сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей довольно рано, а с возрастом усиливается. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.
Общение со сверстниками представляет очень важный специфический канал информации, по которому старшие подростки узнают многие необходимые вещи, не сообщаемые им взрослыми. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников.
К тому же, общение подростков - специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые предпосылки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
И, наконец, это специфический вид эмоционального контакта. Осознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-либо группу или общность.
Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят то, в чем отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости. Некоторые психологи склонны считать общение ведущей деятельностью подросткового и юношеского возраста. Напряженная потребность в общении превращается в непреодолимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.
Выйдя из стен школы, юноша или девушка стоит на пороге самостоятельной взрослой жизни. Столько дорог впереди, нужно решить, как дальше строить свою судьбу.
Многие испытывают страх перед неизвестностью: раньше все было просто и понятно – , жизнь под крылом родителей, а теперь нужно определяться с тем, что делать дальше, естественно в такой ситуации юноша испытывает стресс.
Поэтому нелишней будет поддержка близких людей, возможно, мудрый совет поможет определиться с дальнейшими планами.
Выбор профессии
Главной задачей является выбор будущей профессии, поиск соответствующего учебного заведения. Если молодой человек не смог поступить в учебное заведение, то проявляется у него наиболее остро. Ему кажется, что произошла катастрофа, его планы рушатся на глазах. Это всё очень тяжело переживается.
Нужно вновь начинать работу по самоопределению. Опять жизнь ставит перед выбором: либо выбирать другое учебное заведение, например, менее престижное, где меньше конкурс, или же отложить поступление в выбранный ВУЗ на следующий год.
Некоторые идут работать.
Женщины существа непредсказуемые. Особенно если это девушки в переходном или подростковом возрасте. Юношеский максимализм, беспочвенные комплексы и безудержные фантазии - это то чем заполнена юная голова. Психология подростка 17 лет, особенно девушки, настолько непредсказуемая, бурная и безудержная, что родителям сложно представить. Все папы и мамы считают, что хорошо знают своих дочерей, о их переживаниях, мыслях и происходящих событиях. Но процесс перевоплощения девочки в девушку настолько наполнен психологическими и физическими метаморфозами, что даже мама, которая когда-то давно сама пережила такие же изменения, но позднее позабыла о них, теперь не имеет ни малейшего представления о происходящем.
- Комплексы
- Мнение сверстников
- Стадный эффект
- Любовь и секс
Комплексы.
Слово «комплексы» неотъемлемо от сложного подросткового возраста. Абсолютно необоснованные, придуманные или навеянные другими источниками недостатки, представляются девушкам чем-то страшным, непоправимым и пугающим. И не стоит недооценивать девичьи переживания на счет слишком худых ног, угрей на лице и маленькой груди. Все эти недостатки в юном возрасте, могут превратиться в самые серьезные комплексы, которые на всю жизнь застрянут в женской голове. Главной целью родителей являются проведения бесед и попытки донести до ребенка реальные и истинные проблемы, которые действительно могут иметь проблемный, но никак не вымышленный, характер.
Мнение сверстников.
В столь юном возрасте мало кто из подростков не поддается общему влиянию. Обычно мысли и высказывания друзей и одноклассников имеют серьезные отпечатки. Это взрослый человек имеет возможность мыслить и действовать по собственному усмотрению. А юные девушки 17-ти лет прислушиваются к словам и советам не мам, а подруг. Оставаться лучшей подругой удается далеко не каждой маме.
Психология подростка 17 лет видео
Стадный эффект.
Все мы помним свои первые мини юбки, нарядные платья, сексуальные декольте и высокие шпильки. И, конечно же, понятие мода, в школьной и студенческой жизни имеет особое место. Ох уж эти тенденции моды и новинки. Сколько юных сердец мечтало о рваных джинсах, как у Юльки из 11-го «Б», и у Алены из 5-ой квартиры. Стадный эффект в одежде не выглядит в этом возрасте как что то нелепое. Одеваться одинаково «модно» не есть отсутствие индивидуальности, а наоборот - это показатель осведомленности в самых последних тенденциях моды. Нет никакого смысла объяснять своей дочери, что быть одной из стада это глупо, ведь осознание придет позже, когда появится свой собственный стиль и вкус в одежде. А пока, подростки уделяют этому вопросу именно такое особое внимание. Обязанность родителей, и это не мелочи - дать ребенку почувствовать собственную красоту и интерес со стороны окружающих, с помощью своего гардероба.
Любовь и секс.
В юности нам кажется что любовь и секс это только для молодых. Что после 40-ка наступает старость. И когда же любить и наслаждаться жизнью как не в 17-ть? Яркие чувства, первый сексуальный опыт и познания противоположного пола, это настолько серьезные переживания, что недооценивать их просто нельзя. Во время первого опыта дел сердечных, формируется восприятие себя как партнерши, понятие того как вести себя и какое должно быть отношения к себе,что такое любовь, верность и взаимоотношения. Секс имеет особое место в жизни каждой юной девушки. Но в наши дни это событие имеет не такой характер как во времена наших родителей. По мнению юных нимфеток, отсутствие девственности в этом возрасте считается нормальным, хуже если наоборот.
В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.
Подростки замыкаются в себе
С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.
Этапы взросления
В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.
Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.
Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка — юноши или девушки — является наиболее сложным в жизни.
Эмоциональная сфера подростков и мотивации
В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.
Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет
Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.
В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.
Таких новообразований несколько.
Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают
Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.
Нежелание слушать родителей и учителей
Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет
Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.
Проявление фантомного чувства взрослости
Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.
Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями
Возможное возникновение школьной дезадаптации
Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.
Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка
С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.
Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того — это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.
Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться
В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.
Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.
Изменения когнитивной сферы подростка
В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.
Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.
Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе
Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.
- Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
- Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
- Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.
Психологическая защита выражается в нарушениях поведения
Фантомное чувство взрослости
Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.
В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.
В этом возрасте подростки переживают первую любовь
Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.
В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.
В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги
Возникновение школьной дезадаптации
Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.
Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.
Школьная дезадаптация — основные признаки
Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.
Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.
Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.