Как правильно бороться с капризами ребенка после. Как справиться с капризным ребенком

Капризы ребенка и как с ними бороться?

Что такое каприз, известно многим родителям малышей. В детском возрасте, когда ребенок начинает отстаивать свое мнение в семье, часто возникают капризы. Некоторые родители пытаются подавить это явление у ребенка, навязывают свое мнение , говорят о недопустимости капризов. На самом деле каприз – не такое уж и плохое явление.

Слово «каприз» пришло к нам из французского языка и переводится как «упрямство, упорство; прихоть, причуда». Детские капризы, как правило, сопровождаются плачем или даже криком ребенка, а возбуждение выражается резкими движениями. Ребенок топает ногами, машет головой или руками, иногда даже может упасть на пол.

Для того чтобы понять, как с капризами ребенка бороться, необходимо твёрдо усвоить – капризы не случайны и никогда не возникают на пустом месте. Они всегда имеют какие-либо причины, а если взрослые неправильно на детские капризы реагируют, то тем самым лишь поддерживают и закрепляют их. Правильный путь к тому, как отучать ребенка от капризов – знание возрастных особенностей детской психики, соблюдение режима, единство требований к ребенку, нахождение золотой середины между недостатком и избытком внимания. И самое главное – любовь и огромное терпение!

В разном возрасте и капризы бывают разными. Грудной ребенок плачет чаще всего по причине какого-либо дискомфорта, и это сложно назвать капризом. Скорее, это просьба о помощи. В возрасте года, трёх, пяти лет ребенок переживает возрастные кризисы, и эти периоды несут с собой яркие эмоциональные реакции у детей. В периоды возрастного кризиса капризы было бы правильно воспринимать как наполовину естественную психологическую реакцию. В это время ребенку необходим особый подход и чуткое отношение. Но если взрослые неправильно воспитывают ребенка, то капризы и детские истерики нередко становятся привычной формой поведения. Ведь, впервые годы жизни ребенок начинает осознавать себя как индивидуальность и активно изучает окружающий его мир. Малышу необходимо всё потрогать, затащить в рот, понять о каждой вещи – что это и как оно работает? Так же и с родителями – ребенку необходимо испытать, как старшие будут реагировать на то или иное поведение, что они будут делать, если проигнорировать их замечания? И если, экспериментируя с различными формами поведения, он получил желанный для себя результат, то этот способ поведения запоминается им как самый действенный и закрепляется в его сознании. Так и получается, что взрослые из-за своих ошибок часто сами становятся виновными в капризах своих детей. А после этого начинают постигать, как бороться с детскими капризами.

Как реагировать на капризы

В зависимости от того, насколько ребенок мал, различны и его капризы. Младенец может плакать, если ему дискомфортно, или когда он хочет кушать. И это не каприз. Таким способом малыш обращает на себя внимание, просит помочь. В возрасте от трех до пяти лет, ребенок переживает самый первый возрастной кризис в своей жизни. Это период характеризуется слишком эмоциональными реакциями. Каприз считается следствием естественной психологической реакции. В это время он более раним, чем обычно, с точки зрения устойчивости психики, поэтому к нему нужно особое отношение и тактика поведения.

  • Предугадать, когда произойдёт очередная вспышка упрямства, возможно не всегда. Самая лучшая тактика - это предоставить ребёнку как можно больше физической свободы. Так ли уж плохо, если во время прогулки ваш малыш с удовольствием топает по лужам или занят поиском корешков в земле?
  • Приступа упрямства детей иногда можно избежать с самого начала. Они не любят, когда их прерывают во время игры.
  • Не придавайте слишком большого значения упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему малышу. Замечания, нотации в такой ситуации не имеют смысла. Он сильно возбуждён и не может вас понять.
  • Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали "Нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Дети очень чувствуют настроение родителей. Старайтесь не показывать ребёнку своего раздражения, отрицательных эмоций. Это может усилить приступ упрямства.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ упрямства у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести
  • Предоставляйте ребенку право выбора. Например, если вы знаете, что ребенок не захочет идти на улицу в шапке, то вместо «надень шапку» лучше сказать: «Ты какую шапку хочешь, синюю или зелёную?» У ребенка останется ощущение самостоятельного выбора, а то, что в итоге он идёт гулять именно в головном уборе, прошло мимо его внимания.
  • Не заставляйте ребенка подчиняться, а обыграйте ситуацию так, будто вам нужна помощь: «Я забыла, как правильно зубы чистить, покажи мне, пожалуйста». То-то ребенок будет доволен, что маму может чему-то поучить, а зубы вычистит – лучше, чем обычно!
  • В конфликтной ситуации создавайте приятные для ребенка перспективы. Говорите ему о том приятном событии, которое его ждёт вскоре, и это поможет ему смириться с тем, что сейчас надо сделать что-то не очень приятное. Например: «Ваня, сейчас нужно собрать разбросанные игрушки, а потом я дам тебе краски, и ты будешь рисовать».

Секреты от психологов.

Общайтесь с ребенком , давая ему понять, что он услышан. Для этого, отвечая, перефразируйте его сообщение. «Мама, я не хочу есть » « Ты сейчас не хочешь есть , тогда мы пообедаем чуть позже». «Мама, Коля ударил меня » « Коля ударил тебя , и ты сердишься на него». Такой способ общения дает ребенку ощущение, что он услышан и понят.

С раннего детства развивайте волю своего ребенка . Воля это не способность настоять на своем, а умение справляться с трудностями. Приучайте детей самостоятельно есть, одеваться, убирать игрушки, вытирать пыль и убирать за собой со стола. Потраченные несколько минут на уборку раскрошенного хлеба или пролитой воды окупятся чуть позже втройне.

Используйте правило третьего звонка . Для предупреждения детской истерики начинайте заранее говорить об окончании какого либо дела. «Через 10 минут мы выключаем телевизор. Через пять минут выключается телевизор. Стоп. Телевизор выключается».

Говорите ребенку о своих желаниях: « Я уже была волком, и не хочу быть им снова, давай поменяемся ролями», «Бабушка устала…», «Ты обидел сестру…». Чем раньше ребенок научится понимать чувства других, тем легче ему будет адаптироваться в социуме.

Смените тему . Это самый легкий способ - просто сменить тему. Например, если малыш не хочет мыться, отчаянно сопротивляется, спросите его: "Что ты делал сегодня в садике?" Сосредоточьтесь на приятной части. Вместо того, чтобы грубо настаивать на своем ("Немедленно отправляемся в ванную!"), сосредоточьте внимание малыша на приятных сторонах предстоящего действия. Скажите, например: "Давай посмотрим, умеет ли резиновая уточка пускать пузыри!"

Придумайте приятный способ перейти к желаемому действию . Оживите обстановку. Например, вместо "Прекрати ныть и немедленно залезай в ванну!" можно сказать: "Давай полетим в ванну, как дракончик!", схватить малыша, покружиться с ним по дороге, порычать, как дракон, и с шипением опуститься в воду.

Откровенное вранье . Этот способ тоже может стать источником большого веселья. Например, заметив, что ребенок вот-вот раскричится, повернитесь в сторону, приложите палец к губам и скажите: "Ш-ш-ш!" Затем театральным шепотом спросите, не слышал ли он чего-то. Потом примерно тем же тоном прошепчите: "Динозавры!" - и подползите с ним к окну, чтобы посмотреть на динозавров. В данном случае работает все что угодно. Спросите раскапризничавшегося в супермаркете ребенка, не пробегал ли тут синий зайчик.

Как избежать истерики в магазине?

Пример одной из мам, как можно избежать истерики в магазине.

Сын: «Мама, купи мне эту машинку».

Мама: «Нет, мы сегодня не планировали покупать машинку».

Сын: «Мама, ну купи мне эту машинку».

Мама: «Нет, сегодня мы не купим эту машинку».

Сын: «Ты никогда не покупаешь мне, то что я хочу. Ты не любишь меня!»

Мама: «Я тебя очень люблю. Я понимаю, как ты сейчас расстроен, из-за того, что я не могу купить сегодня эту машинку. Тебе, правда очень хочется ее иметь?»

Сын: «Да, я очень-очень хочу эту машинку!»

Мама достает из сумки блокнот и ручку. «Давай я запишу, что ты очень хочешь вот эту машинку. И в следующий раз, когда будет возможность мы ее обязательно купим. Хорошо?»

Ребенок потихоньку успокаивается: «Хорошо, мама». А у мамы появляется возможность на очередной праздник купить именно ту машинку, которую хотел ребенок. Истерика была предотвращена!

И в довершение картины не забывайте про правило, которое должно намертво отпечататься у вас в мозгу.

Игнорируйте поведение, которое вам не нравится.

Хвалите поведение, которое вам нравится.


Детские истерики - одна из самых неприятных вещей для родителей, особенно когда ребенок достигает возраста двух лет. Однако психологи считают, что дети не закатывают истерики просто потому, что им нравится вести себя плохо, или из-за стремления манипулировать родителями. Чаще крик - это симптом злости и неудовлетворения, и криком дети выражают эти эмоции, потому что не могут сказать словами, что им не нравится. Чтобы справляться с такими ситуациями быстро и максимально правильно, следует научиться сохранять спокойствие и понимать, что беспокоит ребенка.

Шаги

Проговорите проблему

    Сохраняйте спокойствие. Худшее, что могут сделать родители, когда у ребенка истерика, - это ответить на вспышку гнева вспышкой гнева. Дети успокаиваются, если родители спокойны, особенно в моменты истерик, поэтому если вы на взводе, не стоит ожидать от ребенка спокойствия. Сделайте несколько глубоких вдохов, прежде чем как-либо отреагировать.

    Убедитесь, что у ребенка есть то, в чем он нуждается. Помните, что истерика - это не всегда попытка добиться своего. Это также может быть следствием недовольства, отсутствия внимания с вашей стороны или даже физиологической проблемы (низкий уровень сахара в крови, боль, проблемы с пищеварением). Возможно, у вашего ребенка режутся зубы, он испачкал подгузник или хочет спать. В этих случаях важно не пытаться договориться с ребенком, а дать ему то, что ему нужно, и истерика сойдет на нет.

    • Дети часто закатывают истерики, когда хотят спать. Регулярный режим позволит избежать этого, если истерики вашего малыша случаются по этой причине.
    • Если уходите из дома с ребенком, всегда держите при себе здоровую пищу для перекуса, чтобы малыш не закатил истерику из-за голода.
  1. Спросите, что не так. Дети хотят, чтобы их услышали, и истерика - это нередко лучший способ, которым они могут этого добиться. Серьезно поговорите с ребенком и спросите, что не так, а потом выслушайте его. Это может помочь. Возьмите ребенка на руки и отдайте ему все свое внимание, чтобы он мог все вам объяснить.

    • Это не значит, что вам нужно всегда давать ребенку то, чего он попросит. Важно обращаться с ребенком уважительно, как с любым другим человеком. Даже если ваш ребенок не хочет идти в школу и хочет новую игрушку, он имеет право заявить об этом желании.
  2. Вместо того чтобы просто отказывать, давайте четкие объяснения. Многие родители любят просто говорить "нет" или "потому что я так сказала", не объясняя причин, и это не нравится детям. Давать длинное объяснение не нужно - достаточно просто пояснить, почему вы так поступаете, и это поможет ребенку разобраться в ситуации.

    • Например, если вы находитесь в магазине, а ребенок капризничает, потому что хочет сладкие хлопья для завтрака, напомните ему, что ему нравится есть на завтрак овсянку с фруктами, поэтому нет необходимости покупать еще и хлопья.
  3. Предложите ребенку выбор стратегий решения проблемы. Например, ваш сын хочет мороженое, но время приближается к ужину. Скажите: "Саша, ты очень-очень расстроен. Или успокойся, или тебе придется пойти в свою комнату". Вы дали ему выбор: либо контролировать себя, либо, если он не может этого сделать, удалиться в место, где он не будет влиять на других. Если он сделает правильный выбор (успокоится), не забудьте его похвалить: "Ты попросил мороженое, и я сказала «нет». Молодец, что понял этот ответ".

    • В свою очередь, предупредите его о последствиях его поведения и сдержите свое слово, если он выберет каприз. Например, отведите его в детскую и твердо скажите, что он там останется, пока не успокоится. Сделать это с двухлетним ребенком гораздо легче, чем с восьмилетним, поэтому чем раньше вы начнете обучающий процесс, тем лучше.
  4. Стойте на своем. Старайтесь понять ребенка, но не отступайте от своего. Объяснив причину своих действий, не меняйте свое решение. Ребенок может успокоиться, а может и не успокоиться, но он в любом случае запомнит, что истерика не приведет к желаемому результату. В следующий раз, когда ребенок захочет чего-либо, он уже не будет настроен так капризничать.

    Примите меры для предупреждения травм. Дети могут резко двигаться во время истерики, поэтому следует убрать все опасные предметы, чтобы защитить ребенка от травмы.

    • Старайтесь не ограничивать ребенка физически по время истерики, но в некоторых случаях это необходимо для того, чтобы ему было спокойнее. Аккуратно, но крепко возьмите ребенка (не давите слишком сильно). Спокойно поговорите с ребенком, особенно если его капризы стали результатом недовольства, гнева или незнакомой обстановки.
  5. Держите себя в руках. Ребенок будет брать с вас пример, и если вы начнете кричать и закатывать "взрослые" истерики, ребенок поймет, что такое поведение допустимо в вашем доме. Контролировать себя непросто, однако спокойствие и собранность - это лучшее, что вы можете сделать для себя и ребенка. Сделайте паузу, если вам нужно прийти в себя. Попросите супруга или супругу либо другого близкого человека присмотреть за ребенком, пока вы успокаиваетесь. Если нужно, оставьте ребенка в его комнате.

    • Не шлепайте ребенка и не кричите на него. Это лишь напугает ребенка и запутает еще больше. Так вам не удастся построить здоровые и доверительные отношения.
    • Важно также подавать пример ребенку с помощью позитивного общения со вторым родителем. Не ссорьтесь на глазах у ребенка и не расстраивайтесь, когда что-то сложится не так, как вы хотите.
  6. Что бы ни случилось, старайтесь дать ребенку понять, что его любят. Иногда дети капризничают, потому что хотят больше внимания и любви. Лишение ребенка своей любви - неверный способ воспитания. Что бы ни произошло, ребенок должен знать, что вы его любите.

    • Не ругайте ребенка и не говорите, что вы разочарованы в нем, если он закатит истерику.
    • Обнимите ребенка и скажите, что любите его, даже если вы очень недовольны его поведением.

    Сделайте паузу

    1. Во время истерики сделайте паузу. Не пытайтесь донести что-то до ребенка, если он заливается в истерике. Дайте ему время накричаться. Произносите фразы, которые опишут то, что чувствует ребенок. Можно сказать так: "Я понимаю, что ты очень устал за день" или "Ты наверняка очень расстроен из-за того, что не может получить то, чего хочешь, прямо сейчас". Это не только поможет ребенку оформить чувства в слова, но и позволит вам проявить сочувствие, не совершая никаких действий. Возможно, в этот момент лучше оставить ребенка, пока он не успокоится.

      Скажите ребенку, что сейчас вы делаете паузу. Если ребенок бьется в истерике и не реагирует на ваши слова, иногда молчание - лучший способ борьбы с этим. Скажите ребенку, что вы делаете паузу до тех пор, пока он не успокоится.

      • Сохраняйте спокойствие сами, чтобы ребенок брал с вас пример.
      • Не используйте это как наказание - суть в том, чтобы дать ребенку возможность прийти в себя самостоятельно.
    2. Отведите ребенка в безопасное место. Это может быть его комната либо другое помещение, где вы сможете оставить его одного. Там не должно быть никаких отвлекающих факторов (компьютера, телевизора, игр). Место должно быть тихим и уютным, чтобы оно вызывало ассоциации со спокойствием.

      • Не запирайте дверь на замок. Это опасно, и ребенок может воспринять это как наказание.
    3. Объясните ребенку, что вы поговорите с ним, когда он придет в себя. Это позволит ребенку понять, что вы перестаете общаться с ним потому, что его поведение неприемлемо, а не потому, что он вам не нужен. Когда ребенок станет спокойнее, начните обсуждать истерику и те вещи, которые беспокоят ребенка.

      Поговорите с ребенком, когда наступит подходящее время. Когда малыш перестанет капризничать, поговорите о случившемся. Спросите, почему он был расстроен, не ругая и не осуждая его. Объясните, как все выглядит с вашей стороны.

      • Важно относиться к ребенку не как к врагу, даже если вы огорчены его поведением. Обнимите ребенка и мягко поговорите с ним, объясняя, что не всегда можно добиться своего.
    4. Будьте последовательны. Для того, чтобы дети могли чувствовать себя спокойно, им нужна определенная система. Если они не будут знать, что произойдет в результате какого-либо поведения, они начнут вести себя неприемлемо. Каждый раз, когда ребенок будет закатывать истерику, отводите его в комнату и оставляйте одного. Вскоре он поймет, что крики и пинки ногами - менее эффективная стратегия, чем разговор.

      Попробуйте демонстративно вести дневник. Если вы не готовы оставлять ребенка одного, можно переключить свое внимание. Когда ребенок начнет капризничать, скажите ему, что вы сейчас будете писать об этом. Возьмите дневник и начните писать, что произошло и как вы себя чувствуете. Спросите ребенка, что он чувствует, чтобы вы могли записать и это. Ребенок захочет участвовать в том, чем вы занимаетесь, и быстро забудет о криках и слезах.

    Обратитесь к специалистам

      Разберитесь в том, понимаете ли вы своего ребенка. Дети по-разному реагируют на различные методы воспитания. Попробуйте разные подходы, и вы поймете, что работает. Если ребенок устраивает истерики, несмотря на все ваши усилия, вам может потребоваться помощь врача или психотерапевта, который даст вам рекомендации в соответствии с особенностями вашего ребенка.

    1. Обратите внимание на то, связаны ли капризы с внешними факторами. Некоторые условия могут провоцировать более частые истерики. Иногда дети оказываются чувствительными к некоторым продуктам (особенно к сахару), свету, большим скоплениям людей, музыке и так далее. Эти факторы раздражают ребенка и вызывают приступ.

      • Понаблюдайте за тем, когда происходят истерики, и вы поймете, связаны ли они с обстаовкой. Избавьтесь от раздражающего фактора и посмотрите, поможет ли это.
      • Обратитесь с специалисту, если не можете понять, в чем причина истерики.
    2. Посмотрите, станут ли истерики повторяться с такой же частотой, когда ребенок станет старше. Многие дети перерастают истерики, потому что учатся общаться более эффективно. Если ребенок продолжает капризничать в более сознательном возрасте, возможно, дело в какой-то проблеме. Покажите ребенка врачу или психотерапевту, чтобы разобраться в его состоянии.

      • Отведите ребенка к специалисту, если истерики очень частые или сильные. Если ребенок катается по полу несколько раз в день либо если истерики стали выматывающими, следует посоветоваться с врачом, чтобы понять, что происходит. Серьезные частые истерики могут быть симптомом проблемы в развитии.
    • Настройте ребенка на успех, а не на поражение. Например, если вы знаете, что у вашего ребенка был длинный день, и он не ел с обеда, пойдите в продуктовый магазин утром, а не сейчас. Если это невозможно, постарайтесь заинтересовать ребенка покупками и не задерживайтесь в магазине надолго. Не забывайте, насколько ребенок мал, и помните, что он еще только учится терпению.
    • Если вы находитесь в общественном месте и ребенок начинает капризничать, иногда лучшее решение – это просто уйти, даже если вы вынуждены нести пинающегося и орущего ребенка на руках. Сохраняйте спокойствие и помните, что ваш ребенок ведет себя так под влиянием сильных эмоций, а не разума.
    • Если ваш ребенок раскапризничался, посмотрите ему в глаза и нормальным голосом скажите ему, что вы его выслушаете после того, как заплатите в кассе. Покажите ребенку покупку, скажите, что папа это очень любит, дайте кассиру. Дайте ребенку покупку, пусть он сам даст кассиру, поблагодарите его, если он это сделает. Дайте ему понять, что он молодец, улыбнитесь и скажите ему: "Мне очень нравится, когда ты помогаешь маме". Улыбнитесь ребенку.
    • Необходимо отметить, что дети с нарушениями развития могут не всегда понимать словесные инструкции. Иногда они даже могут повторить указания, но, тем не менее, с трудом, им следуют. Если вы сталкиваетесь с такой проблемой, попробуйте показать с помощью картинок то, что вы хотите. Вырежьте иллюстрации из журналов или нарисуйте человечков и поговорите о картинках с ребенком. Ребенок может лучше вас понять, если устные инструкции будут подкреплены визуально.
    • Ни в коем случае не кричите и не говорите резко с ребенком, если хотите, чтобы он прекратил истерику. Объясните ему, что он делает, почему вы это не одобряете, и предложите иной способ самовыражения. Например: "Саша, ты вопишь и стучишь кулаками, и это нехорошо. Когда ты вопишь и стучишь кулаками, других людей это очень расстраивает. Я хочу, чтобы ты прекратил это делать и поговорил со мной. Я хочу понять, что тебя беспокоит, но я не понимаю твои слова, когда ты кричишь".
    • Приступы гнева и капризы становятся манипуляцией, только если вы это позволяете. Зачастую истерика на самом деле не связана с тем, что только что произошло; это может быть выпуском накопившейся досады и недовольства от многодневных попыток хорошо себя вести, поступать правильно и учиться быть воспитанным маленьким человеком.
    • Имейте в запасе план: когда вы приближаетесь к проблемному месту, например, кассе в магазине, заранее обсудите ситуацию с ребенком: "Катя, в последнее время у нас возникают проблемы у кассы. Начиная с сегодняшнего дня, вот, что мы будем делать: когда ты подойдешь к кассе, ты сможешь выбрать пачку жевательной резинки, если ты будешь себя хорошо вести до этого момента. Если ты начнешь кричать и вопить, потому что тебе хочется еще одну пачку, тогда жевательную резинку не получишь вообще. Теперь, Катя, скажи мне, что мы будем делать?" (Ребенок должен повторить.) Если вы оба хорошо поняли план, нет необходимости повторять его снова и снова перед кассой. Если ребенок будет себя хорошо вести, он получит вознаграждение, как и было запланировано, а если нет, он ничего не получит. Он будет знать правила.
    • Все дети разные, как и все возможные ситуации. Не существует универсального подхода. Вы как родитель должны контролировать ситуацию. Сохраняйте спокойствие и не нервничайте. Если вы разозлитесь, расстроитесь, почувствуете раздражение или разочарование, попробуйте сначала выйти из ситуации, а потом вернитесь и успокойте ребенка.
      • В определенный момент ребенок должен начать принимать тот факт, что "нет" означает "нет". Однако если ребенок уже взрослый, вы должны объяснить, почему вести себя определенным образом нельзя.

    Предупреждения

    • Не ожидайте от ребенка поведения, которое не соответствует его возрасту. Как родители вы не обязаны мириться с грубым или оскорбительным поведением и должны установить границы дозволенного, но также учитывайте то, что некоторые вещи нормальны для определенного возраста. Помните, что сложные этапы пройдут, и ваша задача – направлять и любить своего ребенка на всем их протяжении, а не толкать его всеми силами к следующему этапу.
    • Не уступайте ребенку только для того, чтобы избежать неловкой ситуации, потому что это учит ребенка устраивать шоу для толпы. Хотя родителям кажется, что все взгляды притянуты к ним, когда их ребенок капризничает на публике, на самом деле, большинство зрителей говорит: "Давай, давай!", когда видят, как родители устанавливают разумные пределы для своего ребенка.
    • Разбалованный ребенок может лишь усугубить проблему, если вы находитесь в непростой ситуации. К примеру, если вы оплачиваете счета, а ваш ребенок кричит, это лишь все усложняет. Отправляйтесь туда, где сможете выпустить наружу свой гнев. Ни при каких обстоятельствах не обрушивайте свой гнев на ребенка, потому что он в ваших затруднениях не виноват.
    • Если вы уже попробовали все стратегии, перечисленные в этой статье, но все еще имеете дело с частыми истериками, возможно, пора обратиться за профессиональной помощью, чтобы лучше понять своего ребенка и знать, как с ним работать. Детям с нарушениями развития или другими трудностями может потребоваться помощь опытного специалиста. Объясните специалисту, что вы и ваш ребенок испытываете. Покажите статью, подобную этой, объясните, какие подходы вы попробовали, и расскажите, как они сработали. Профессионал может дать вам другие рекомендации или посоветовать дальнейший анализ ситуации.
    • Ни в коем случае не поддавайтесь ребенку во время каприза или истерики. Это знак того, что ребенок выиграл и что он может вас контролировать. Учитесь справляться с капризами дома, и тогда вам реже придется смущаться на публике. Вы можете попробовать уступать по мелочам, потому что это дает детям чувство большего контроля над ситуацией, и они видят, что спокойное поведение вознаграждается!
    • Не полагайтесь слишком часто на отвлекающие маневры (вроде жевательной резинки), чтобы положить конец детской истерике. Научите ребенка не закатывать истерики, и он быстрее разовьет другие механизмы психологической адаптации. Тем не менее, некоторые дети могут капризничать или закатывать истерику из-за того, что они более возбудимы или эмоциональны. Как и взрослые, некоторые дети по натуре спокойны, в то время как другие более экспрессивны. Хорошая истерика дает выход неудовлетворенной энергии, разочарованию, гневу и другим эмоциям. Это естественно. Если вы учите детей сдерживать свои эмоции, они станут взрослыми, которые не могут выразить свои чувства!
    • В некоторых ситуациях следует оставлять ребенка одного. Нельзя бить детей. Физическое наказание учит ребенку тому, что можно применять физическую силу к другим (бить, пинать, ударять ладонью).
    • Ни в коем случае не бейте и не оскорбляйте ребенка. Если вы выбрали телесное наказание, делайте это спокойно и ответственно. Обязательно заранее узнайте законы относительно телесных наказаний в вашем регионе.
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Детские капризы обществом воспринимаются вполне терпимо - он же маленький, вырастет - поймет! В этом есть доля мудрости, поскольку нервная система малышей действительно претерпевает существенные изменения в первые годы жизни, капризами малыш может «сигнализировать» окружающим свою усталость, напряжение, недовольство, несогласие с чем-то, свое плохое физическое состояние, если он заболел.

    Однако чрезмерно капризный ребенок может подорвать нервную систему не только родителям и окружающим, но и самому себе.

    Известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, что делать, если ребенок капризничает, и можно ли скорректировать его поведение.

    Откуда берутся капризы?

    Если ребенок часто психует и капризничает, на то может быть несколько причин:

    • Он плохо себя чувствует, испытывает недомогание.
    • Он переутомляется, испытывает стресс (особенно если капризы повторяются в вечернее время суток).
    • Он плохо воспитан, он устраивает истерики потому, что привык именно так получать желаемое.

    Доктор Комаровский считает, что любое чрезмерное проявление капризности направлено, в первую очередь, на родителей. Если у малыша есть зрители, на которых его истерика действует, он будет пользоваться этим «оружием» каждый раз, когда ему что-то понадобится или его что-то перестанет устраивать.

    Разумные действия родителей в этом случае должны заключаться в игнорировании - малыш, которому отказали в возможности залезть руками в горячую духовку или окунуть в унитаз кота, может сколько угодно кричать и возмущаться, мама и папа должны быть непреклонны.

    Желательно, чтобы подобной тактики придерживались все члены семьи, включая бабушку и дедушку. Комаровский подчеркивает, что дети становятся тиранами и манипуляторами практически сразу после того, как понимают, что с помощью истерики они могут добиться того, что им запрещается.

    Возрастные капризы и истерики

    В своем развитии ребенок проходит несколько этапов психологического взросления. Переход от одного этапа к следующему сопровождается так называемым возрастным кризисом. Это сложное время и для самого малыша, и для его родителей, поскольку не у всех, но у большинства детей кризисы возраста сопровождаются повышенной капризностью и даже истеричностью.

    2-3 года

    В этом возрасте малыш начинает осознавать себя как отдельную личность. Начинается период отрицания, кроха стремится делать все наоборот, упрямится и капризничает порой по любому поводу. Он как бы пробует окружающих на прочность, испытывает границы дозволенного. Именно поэтому капризный ребенок в 2 или 3 года - совсем не редкость. Многих детских капризов в этом возрасте можно было бы избежать, если бы дети умели в свои 2-3 года хорошо выражать эмоции словами. Но ограниченность словарного запаса такого ребенка, а также неумение и непонимание принципов описания своих чувств в словах, приводят именно к такой неадекватной реакции.

    6-7 лет

    В этом возрасте дети обычно идут в школу. Смена коллектива, новый распорядок дня, отличный от садиковского, а, главное, новые требования со стороны родителей, часто настолько угнетают чадо, что он начинает капризничать и истерить в знак протеста. Наиболее выраженными бывают истерики у тех ребят, которые начали практиковать капризы еще в 2-3 года, и родителям не удалось своевременно нормализовать поведение ребенка.

    Капризы у грудных детей

    У грудных детей капризы, как правило, имеют веские основания. Малыш не берет грудь, нервничает и плачет в первые месяцы своей самостоятельной жизни не от вредности, а от неудовлетворенных потребностей или физического дискомфорта.

    Для начала Комаровский советует убедиться в том, что ребенку созданы правильные условия для здорового роста - в его комнате не жарко, не душно.

    Часто кроха может капризничать от недосыпа или наоборот - от избыточного сна, от переедания, если родители пичкают малыша через силу не тогда, когда он просит кушать, а тогда, когда, по их мнению, пришло время обедать. От переедания увеличивается частота и интенсивность кишечных колик, которые доставляют немало неприятных физических ощущений. В результате малыш капризничает.

    Довольно часто капризы сопровождают период прорезывания зубов , но такие приступа плача и нытья имеют временный характер, как только состояние ребенка нормализуется, все изменится, в том числе и поведение.

    Когда обращаться к врачу

    Чаще всего родители ведут своего капризного, непослушного и истерящего ребенка на прием к педиатру с этой проблемой года в 4. До этого возраста они оправдывают детские «концерты» возрастными кризисами раннего возраста, индивидуальными особенностями поведения, темпераментом чада и другими причинами. Однако, по словам Комаровского, в 4-5 лет уже довольно сложно решать запущенную педагогическую проблему, которая, несомненно, имеет место быть.

    Насторожить родителей должны некоторые особенности поведения ребенка во время активной фазы истерики.

    Если малыш делает «истерический мост», при котором выгибает спину дугой и чрезвычайно напрягает все мышцы, если у него происходят задержки дыхания с потерей сознания, для собственного успокоения маме лучше показать чадо детскому неврологу и посетить детского психолога.

    В целом, физические проявления истерики у ребенка могут быть различными, вплоть до судорог, помутнения сознания, кратковременного нарушения речевых функций. В некоторых случаях такие реакции могут свидетельствовать не только о восприимчивости ребенка, его темпераменте, но и об определенных заболеваниях неврологического и психиатрического характера. Если есть сомнения - идите к врачу-специалисту. Если кроме задержки дыхания при оре ничего больше не происходит, бороться с этим Комаровский советует просто - следует дунуть в лицо истерящему, он рефлекторно прекратит орать и сделает глубокий вдох, дыхание нормализуется.

    Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Его внутреннее ощущение того, что он не справится с вашими ожиданиями, сопротивление требованиям, исполнить которые он пока в силу возраста не может, вызывают ответную реакцию, проявляющуюся именно истерикой и детскими капризами.

    Соблюдайте распорядок дня, следите, чтобы ребенок достаточно отдыхал, не переутомлялся, не проводил слишком много времени за компьютером или перед телевизором. Если ребенок имеет склонность к повышенной капризности, для него лучший досуг - активные игры на свежем воздухе.

    Научите ребенка проговаривать свои эмоции и чувства. Для этого с самого раннего возраста следует показать ребенку, как это делается и регулярно практиковать простые упражнения. «Мне обидно, потому что у меня не получается нарисовать слона», « Когда идет гроза, мне очень страшно», «Когда я боюсь, мне хочется спрятаться» и так далее. К трем - четырем годам это поможет сформировать у ребенка привычку говорить словами о том, что ему требуется, что его не устраивает, а не закатывать истерики с криками и воплями.

    Если они стойко смогут выдержать первый этап, когда потребуется игнорировать истерику, не показывая, что она хоть как-то трогает взрослых, то вскоре в доме наступит тишина и гармония, ребенок довольно быстро на уровне рефлекса запомнит, что истерика - не выход и способ, а значит, в ней нет ни малейшего смысла.

    Отработайте систему запретов и следите за тем, чтобы то, что нельзя, было нельзя всегда. Любые исключения из правил - лишний повод для последующей истерики.

    Если ребенок склонен к бурным истерикам, с битьем головой об пол и стены, надо обезопасить его от возможных травм. Если речь идет о ребенке 1-2 лет, Комаровский советует ограничить истерику пределами манежа. Если начался приступ, следует посадить ребенка в манеж и выйти на некоторое время из комнаты. Отсутствие зрителей сделает истерику непродолжительной, а причинить себе вред в манеже ребенок физически не сможет.

    Отец:

    — Придется, сынок, мне тебя наказать, хотя мне это очень неприятно!

    — В таком случае, кому ты хочешь доставить удовольствие?

    Все дети капризничают. Но в разном возрасте они делают это с разными целями, по разным причинам и, соответственно, по-разному. Самый пик капризов приходится на возраст 2 лет. Именно в это время малыш активно проверяет взаимоотношения с окружающими людьми и формирует навыки правильного поведения.

    Как пишет психолог и педагог Раиль Кашапов, каприз — это эмоциональное давление на взрослого, попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку.

    Очень важно, чтобы взрослые понимали, что происходит с их ребенком, и правильно вели себя в ответ на детские капризы и истерики.

    Например, нужно ли брать ребенка на руки, когда он капризничает? Ответ тут будет неоднозначным. Конечно, ребенка нужно периодически брать на руки — дети нуждаются в родительском тепле и ласке. Безусловно, это нужно делать, когда ребенок чем-то напуган, расстроен, да и просто устал. Но когда это лишь эгоистическая попытка привлечь к себе внимание (мама с кем-то разговаривает, занимается с другим ребенком и т.д.), то в такой ситуации малышу стоит отказать.

    Или уже знакомая ситуация с адаптацией детей к детскому саду: капризы, истерики и прочие «концерты». Мы тоже сталкивались с такими непродолжительными капризами у нашей Танюшки. Причем ее капризы были не по поводу того, что мы оставляли ее в саду, а из-за того, что там были еще дети, на которых воспитатель тоже обращала внимание. Естественно, на такие капризы реагировать не надо: ребенок должен учиться жить в обществе и считаться с интересами окружающих. Ведь именно в этом возрасте закладываются 2 основных правила этикета «Уважай!» и «Не мешай!», на которых строится главный закон бесконфликтного общения и взаимодействия с окружающими людьми: «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».

    Еще более «страшные» капризы — это капризы по поводу покупки какой-либо вещи или сладости, устроенные в магазине...

    Но не надо бояться капризного поведения своего ребенка. Я не устаю повторять: вообще всего, что происходит с ребенком в возрасте до 3 лет, и положительного, и отрицательного, бояться не нужно! Главное — не пускать это на самотек!

    К детским капризам нужно относиться с пониманием, но при этом не делать никаких уступок. Если вы уступите один раз, потом еще и еще, то у ребенка сформируется неверное представление о том, как нужно добиваться своего. Как опять же утверждает Р. Кашапов, «Капризы, как явление, легче пресечь на первой, второй, третьей, десятой выходке, чем на пятидесятой или сотой. Пока ребенок еще маленький и не вошел в раж, а делает только попытки, можно прекратить развитие этого явления».

    Совет 1:

    Не уступайте под действием истерик, потому что их цель — оказав давление на взрослых, получить желаемое. Попробуйте разобраться, когда и по какой причине ребенок впадает в такое состояние, и на основе этих выводов постарайтесь просто такого впредь не допускать.

    К примеру, если вы понимаете, что ребенок не настроен в ближайший момент кушать сам, хоть и умеет это делать, то не надо настаивать. Лучше сразу покормить его, не провоцируя капризы, чем выдержать его истерику и. в результате, оставить ребенка без еды? продолжая настаивать на своем.

    Совет 2:

    Понаблюдайте за собой: может быть, вы слишком часто говорите слова «нет» и «нельзя». Безусловно, ребенок должен четко знать границы дозволенного. И при этом эффективнее будет, если вы чаще начнете обозначать, что именно ему «можно». Например, вместо фразы «Нельзя кошку дергать за хвост!» лучше скажите: «Кошку можно гладить. Вот так». Или вместо того, чтобы запрещать трогать утюг, научите малыша им пользоваться (правильно брать за ручку и т.д.). Цель одна и та же — обезопасить ребенка, а вот эмоциональная окраска слов и действий различная.

    Совет 3:

    На просьбы ребенка отвечайте четко и определенно. Никаких уклончивых ответов, иначе он будет добиваться своего капризами и истерикой. Вместо слов «Я бы тебе разрешила съесть конфету, только мама не велела» правильнее сказать: «Тебе нельзя брать конфеты. Можно взять печенье».

    Совет 4:

    Не теряйте самообладания! Иногда случается так, что взрослые начинают сердиться и ругаться, нагнетая обстановку. Сохраняйте спокойствие, способность думать и контролировать себя. Не кричите, а. наоборот, специально говорите как можно тише. Если вы разговаривали, продолжайте говорить в спокойном тоне. Помните: вы являетесь образцом для ребенка!

    Совет 5:

    Во время истерик не старайтесь что-то объяснить: ребенок в это время все равно ничего не слышит. Просто ждите! Можно использовать метод «безразличия»: продолжайте заниматься своими делами, незаметно наблюдая за ним. Но обязательно обезопасьте ребенка, проверив окружающую обстановку, чтобы он себе не навредил. Так или иначе, истерика пройдет сама собой.

    Совет 6:

    Как только истерика пройдет, постарайтесь сразу забыть про нее и простить ребенка. Не напоминайте об этом, не читайте нравоучений и морали, не настаивайте на извинении и прощении. Лучше проанализируйте ситуацию. Причиной истерики могут быть: голод, холод, болезнь, усталость, недосыпание, перевозбуждение, семейные и бытовые проблемы, беспокойство родителей и т.д.

    Для того чтобы не было капризов, учите ребенка выражать свои желания словами. Объясняйте, что люди выражают свои потребности, не крича, не падая на пол, не кусаясь, а спокойно высказывая друг другу свои просьбы.

    Loading...Loading...